Постановление Тюменской областной Думы от 21 ноября 1996 г. N 521
"О реализации постановления областной Думы "О дате проведения выборов
Губернатора Тюменской области" от 17 октября 1996 N 501 и Соглашения
руководителей органов государственной власти Тюменской области,
Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного
округа "О механизме реализации Указа Президента Российской
Федерации от 15 октября 1996 N 1438" от 17 октября 1996"
Постановлением Тюменской областной Думы от 30 января 1997 г. N 577 срок исполнения настоящего постановления продлен до 1 июля 1997 г.
Заслушав и обсудив информацию председателя областной Думы Барышникова Н.П. и председателя избирательной комиссии Тюменской области Жихарева А.В. о реализации постановления областной Думы "О дате проведения выборов Губернатора Тюменской области" от 17 октября 1996 N 501 и Соглашения руководителей органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа "О механизме реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1996 N 1438" от 17 октября 1996, областная Дума постановила:
1. Информацию принять к сведению.
2. Предложить органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа принять решение о проведении выборов Губернатора Тюменской области 22 декабря 1996 года в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 13 сентября 1996 N 1355 и от 15 октября 1996 N 1438 и Соглашением руководителей органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа "О механизме реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1996 N 1438" от 17 октября 1996.
Направить в Конституционный суд Российской Федерации запрос Тюменской областной Думы о соответствии Конституции Российской Федерации постановления Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа "О выборах главы исполнительной власти Тюменской области на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" от 23 октября 1996 N 57 (прилагается).
3. Направить настоящее постановление Президенту Российской Федерации, председателю правительства Российской Федерации, председателю государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, председателю Конституционного суда Российской Федерации, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа, в средствах массовой информации области и автономных округов.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя областной Думы Барышникова Н.П.
Председатель областной Думы |
Барышников Н.П. |
Приложение
к постановлению областной Думы
от 21 ноября 1996 г. N 521
В Конституционный суд
Российской Федерации
Запрос
о разрешении спора о компетенции между Тюменской областной Думой
и Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа по поводу
принятия Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа
постановления "О выборах главы исполнительной власти Тюменской
области на территории Ямало-Ненецкого автономного округа"
от 23 октября 1996 г. N 57
Тюменская областная Дума (625000, г. Тюмень, ул. Республики, 52) на основании постановления Тюменской областной Думы N 521 от 21 ноября 1996 г. и в соответствии со статьей 77, пунктом "в" в части 3 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпунктом "в" пункта 2 статьи 3, статьями 92, 93, 94 Федерального Конституционного Закона Российской Федерации "О Конституционном суде Российской Федерации" обращается в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о разрешении спора о компетенции между Тюменской областной Думой и Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа по поводу принятия Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа постановления "О выборах главы исполнительной власти Тюменской области на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" от 23 октября 1996 г. N 57.
Основанием к рассмотрению данного обращения Конституционным судом Российской Федерации, согласно статье 36 названного Закона, является обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации - Тюменской областной Думой и Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа по поводу принятия решения о формировании (установлении) системы органов государственной власти области.
Согласно пунктам 2 и 4 части 1 статьи 93 Федерального Конституционного Закона Российской Федерации "О Конституционном суде Российской Федерации" заявитель считает допустимым данный запрос, поскольку, в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 статьи 3 вышеназванного Закона, данное дело подведомственно Конституционному суду. Заявитель считает принятие вышеназванного постановления Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа совершением действия правового характера, нарушающим установленное Конституцией Российской Федерации разграничение между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Позиция заявителя и ее правовое обоснование заключаются в следующем:
согласно части первой статьи 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Статья 5 Конституции Российской Федерации закрепляет равноправие субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в части 4 статьи 66 Конституция РФ отражает особенности некоторых субъектов Федерации, существующее правовое положение: нахождение в их составе других субъектов Федерации - автономных округов.
Применительно к Тюменской области такое положение было установлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1944 года, согласно которому в Тюменскую область входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные (тогда "национальные") округа.
В соответствии с Уставом Тюменской области, принятым Тюменской областной Думой (постановление N 191 от 15 июня 1995 года, опубликован в издании Тюменской областной Думы - "Вестник, N 7/52", 1995 г., г. Тюмень) - подпункт "в" пункта 1 статьи 5; пункт 2 статьи 14; подпункты "и" и "к" статьи 28; пункт 1 статьи 18 - в исключительном ведении области находятся: установление системы и порядка формирования органов государственной власти области в соответствии с общими принципами организации государственной власти, закрепленными федеральным законом.
На территории автономных округов органы государственной власти области осуществляют: полномочия, закрепленные за ними федеральными законами; полномочия федеральных органов исполнительной власти, переданные для реализации органам исполнительной власти области по согласованию с автономными округами. Полномочия представительного органа государственной власти области по принятию решения по формированию органов государственной власти области Государственной Думе Ямало-Ненецкого автономного округа областной Думой не делегированы. В соответствии с компетенцией областной Думы, а именно: назначение выборов Губернатора области (подпункт "к" статьи 28 вышеназванного Устава) - во исполнение Указов Президента Российской Федерации "О выборах глав исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов" от 13 сентября 1996г. N 1355 и "О выборах главы исполнительной власти Тюменской области" от 15 октября 1996 N 1438, а также с учетом подписанного 17 октября 1996 года главами исполнительной власти области и автономных округов, председателями областной и окружных Дум Соглашения о механизме реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1996 N 1438 Тюменской областная Дума уточнила дату выборов Губернатора Тюменской области на 22 декабря 1996 года. Их проведение одновременное на всей территории области, включая автономные округа.
В нарушение вышеназванных норм права Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа приняла постановление "О выборах главы исполнительной власти Тюменской области на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" от 23 октября 1996г. N 57, в соответствии с которым установила: частью 1 статьи 13 Устава (основного Закона) Ямало-Ненецкого автономного округа не предусматривается возможность законодательного обеспечения проведения выборов главы исполнительной власти Тюменской области на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, и законодательство Тюменской области не имеет юридической силы в автономном округе. Кроме того, постановила невозможным обеспечение участия избирателей Ямало-Ненецкого автономного округа в выборах главы исполнительной власти Тюменской области, чем нарушила часть 2 статьи 6, часть 2 статьи 32, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации; часть 4 статьи 1, части 1 и 2 статьи 3, часть 1 статьи 4 федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", поскольку население, проживающее в автономных округах, в то же время является населением области и имеет право на участие в выборах главы исполнительной власти области.
Заявитель просит Конституционный суд Российской Федерации разрешить спор о компетенции между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации: Тюменской областной Думой и Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа по поводу принятия постановления "О выборах главы исполнительной власти Тюменской области на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" от 23 октября 1996 г. N 57.
Представители заявителя:
1. Барышников Николай Павлович - председатель Тюменской областной Думы.
2. Серков Валерий Анатольевич - заведующий государственно-правовым отделом Тюменской областной Думы, кандидат юридических наук.
Приложения:
1. Указ Президента Российской Федерации "О выборах глав исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов" от 13 сентября 1996 г. N 1355.
2. Указ Президента Российской Федерации "О выборах главы исполнительной власти Тюменской области" от 15 октября 1996 N 1438.
3. Текст постановления областной Думы "О дате проведения выборов губернатора Тюменской области" от 17 октября 1996 г. N 501.
4. Соглашение о механизме реализации Указа Президента Российской Федерации "О выборах главы исполнительной власти Тюменской области" от 15 октября 1996 N 1438, подписанное 17 октября 1996 г. главами исполнительной власти области и автономных округов, председателями областной и окружных Дум.
5. Текст постановления Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 октября 1996 г. N 57.
6. Текст Устава Тюменской областной Думы.
7. Текст постановления Тюменской областной Думы от 21 ноября 1996 г. N 521.
8. Квитанция об уплате государственной пошлины (оплачена 22 ноября 1996 г., платежное поручение N 469).
9. Доверенность на участие в рассмотрении дела в Конституционном суде на Серкова В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 21 ноября 1996 г. N 521 "О реализации постановления областной Думы "О дате проведения выборов Губернатора Тюменской области" от 17 октября 1996 N 501 и Соглашения руководителей органов государственной власти..."
Текст постановления опубликован в газете "Тюменские известия" от 30 ноября 1996 г.
Постановлением Тюменской областной Думы от 30 января 1997 г. N 577 срок исполнения настоящего постановления продлен до 1 июля 1997 г.