Губернатор области |
Л.Ю. Рокецкий |
Приложение 1
к постановлению
от 27 января 1998 г. N 9
Положение
о порядке формирования и исполнения бюджета в части расходов
на здравоохранение на 1998 год
Введение
Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации" и "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления", посланием Президента РФ правительству РФ "О бюджетной политике в 1998 году", законом "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тюменской области", а также Уставом Тюменской области.
Положение устанавливает порядок формирования бюджета в части расходов на здравоохранение в Тюменской области и регламентирует деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления области по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю за исполнением бюджетов в части расходов на здравоохранение.
Основные понятия
Государственные гарантии - это гарантии государства, в лице Администрации области, обеспечения конституционного права граждан на равные условия охраны здоровья и получения бесплатной, квалифицированной медицинской помощи, обеспечивающей сохранение здоровья жителей области - главного ресурса региона.
Средства бюджетов (областного и муниципального) в части расходов на здравоохранение - это средства бюджетов, направленные на обеспечение государственных гарантий по охране здоровья и предоставления бесплатной, квалифицированной медицинской помощи. Эти средства делятся на:
- содержание ЛПУ, не работающих в системе ОМС - это средства бюджетов области и муниципальных образований на:
содержание и осуществление лечебно-диагностического процесса в ЛПУ, не работающих в системе ОМС (Станции и отделения медицинской помощи, Областной кожно-венерологический диспансер (венерология), Госпиталь для инвалидов ВОВ, Противотуберкулезные диспансеры и больницы, Психиатрические диспансеры и больницы, Врачебно-физкультурные диспансеры, Центры специализированной медицинской помощи и реабилитации, Хоспис, ФАПы, (Участковые больницы и сельские врачебные амбулатории). Перечисленные типы ЛПУ, кроме ССМП, обеспечивают социально значимые виды медицинской помощи.
- финансирование медицинских мероприятий для социальной поддержки определенных групп населения, содержания ЛПУ, работающих в системе ОМС (по незащищенным статьям расходов), государственных капитальных вложений по развитию системы медицинских учреждений, целевых программ, профессиональной подготовки кадров, научные исследования - это средства бюджетов области и муниципалитетов, направляемые на защиту социально необеспеченных групп населения в части медицинской помощи, сохранение и развитие материально-технической базы ЛПУ, повышение профессиональной подготовки медицинских работников, развитие новых технологий лечения и проведения научных исследований.
Перечни ЛПУ, не работающие в системе ОМС и мероприятий по защите социальных групп определяются территориальной программой ОМС, утверждаемой Губернатором Тюменской области.
- платежи за неработающее население в ТФОМС - это средства бюджетов области и муниципальных образований (последние могут быть централизованными на уровне области), предусмотренные для оплаты медицинских услуг, производимых лечебными учреждениями неработающему населению и перечисляемые в ТФОМС. Размер подушевого норматива этих затрат определяется на очередной год Администрацией Тюменской области.
Средства ОМС из всех источников финансирования - это средства налогоплательщиков и бюджетов, предназначенные для выполнения территориальной программы ОМС. Эти средства делятся на:
- страховые взносы - это средства, отчисляемые предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности; лицами, свободных профессий и занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью по тарифу, утвержденному законодательством в ТФОМС.
- платежи бюджета - см. платежи за неработающее население.
Виды медицинской помощи:
- скорая медицинская помощь;
- амбулаторно-поликлиническая помощь;
- стационарная помощь;
Этапы медицинской помощи:
- первый этап - медицинская помощь, оказываемая на уровне ФАПов, врачебных амбулаторий, участковых больниц;
- второй этап - медицинская помощь, оказываемая на уровне поликлиник и стационаров при ЦРБ и городских ЛПУ;
- третий этап - специализированная медицинская помощь, оказываемая на уровне межрайонных специализированных центров, включая городские;
- четвертый этап - специализированная медицинская помощь, с применением высоких технологий на уровне областных ЛПУ.
Базовые нормативы:
Годовых объемов медицинской помощи на 1000 жителей по ее видам - это минимальные социальные стандарты медицинской помощи, исходя из уровня здоровья жителей области, рассчитываемые Департаментом здравоохранения и утверждаемые Администрацией Тюменской области.
Стоимость единицы вида медицинской помощи в рублях - это минимальные финансовые стандарты обеспечения затрат единицы каждого вида помощи, исходя из уровня здоровья жителей области, рассчитываемые Департаментом здравоохранения и утверждаемые Администрацией Тюменской области.
Подушевой норматив - это минимальный норматив обеспеченности годовых расходов на оказание медицинской помощи по каждому виду на одного жителя, исходя из уровня здоровья жителей области, рассчитываемый Департаментом здравоохранения и утверждаемые Администрацией Тюменской области.
1. Принципы формирования бюджета в части расходов на здравоохранение
Формирование бюджета в части расходов на здравоохранение осуществляется в соответствии с принципами, заложенными в послании Президента РФ правительству РФ "О бюджетной политике в 1998 году":
- Обеспечение социальных гарантий: основу государственного финансирования отрасли составляют минимальные социальные стандарты медицинской помощи в расчете на одного жителя;
- Приоритетность: финансирование обеспечения медицинской помощи признается приоритетным направлением;
- Сбалансированность: предоставляемые государством социальные гарантии в виде необходимого объема медицинской помощи лекарственного обеспечения должны быть обеспечены выделяемыми на эти цели финансовыми ресурсами;
Кроме того, формирование бюджета в части расходов на здравоохранение осуществляется в соответствии с принципами построения бюджетной системы, заложенными в Законе Тюменской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тюменской области".
2. Формирование бюджета в части расходов на здравоохранение
2.1 Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов
Составление бюджета предшествуют анализ: состояния здоровья населения области; объемов и качества медицинской помощи на каждом этапе; полноты, целенаправленности и эффективности использования ресурсов ЛПУ и их финансового обеспечения.
На основе полученного заключения определяются объемы основных видов медицинской помощи, для сохранения уровня здоровья населения региона на предстоящий год и осуществляется сводный расчет стоимости областной программы Государственных гарантий.
Эта программа включает в себя следующие разделы:
1. скорая помощь;
2. социально значимые виды медицинской помощи, в т.ч.:
- амбулаторно-поликлиническая помощь
- стационарная помощь
- дневной стационар
3. медицинская помощь на ФАПах, врачебных амбулаториях и участковых больницах, в т.ч.:
- амбулаторно-поликлиническая помощь
- стационарная помощь
- дневной стационар
4. территориальная программа ОМС, в т.ч., начиная с ЦРБ:
- амбулаторно-поликлиническая помощь
- стационарная помощь
- дневной стационар
5. затраты на содержание ЛПУ и выполнение мероприятий, финансируемых из бюджета.
Для расчетов стоимости областной программы Государственных гарантий на очередной год по каждому разделу определяются базовые нормативы объемов медицинской помощи на 1000 жителей и их стоимость, подушевые нормативы на 1-го жителя в год из средств бюджетов и ОМС (за счет платежей за неработающее население и страховых взносов работодателей).
На основании производимых расчетов определяется общая потребность в финансировании из всех источников (средств бюджетов здравоохранения и ОМС) и выводится общий подушевой норматив.
Далее производится распределение средств между областным бюджетом и бюджетов муниципальных образований. Это распределение осуществляется на основании прав, обязанностей и разграничений полномочий в части осуществления медицинской помощи и в соответствии со структурой собственности учреждений здравоохранения.
1. при формировании бюджетов муниципальных образований расходы на здравоохранение включают в себя:
- по городам (Тюмень, Тобольск, Ишим) и Сладковский, Заводоуковский районы, финансирование из бюджета учреждений и мероприятий, обязательных для финансирования из бюджета (станций скорой медицинской помощи, социально - значимые виды медицинской помощи, бесплатные медикаменты и зубопротезирование, молоко и молочные смеси, станции переливания крови и т.д.), содержание ЛПУ, работающих в системе ОМС (по незащищенным статьям);
- по муниципальным образованиям содержание участковых больниц, амбулаторий и ФАПов в разрезе каждого муниципалитета;
2. при формировании областного бюджета расходы на здравоохранение включают в себя:
- содержание областных ЛПУ, осуществляющих лечебно-диагностический процесс по социально - значимым заболеваниям;
- централизованные ассигнования для ЛПУ Юга области (без учета городов и бездотационных территорий) и выполнения мероприятий, обязательных для финансирования из бюджета (отделения скорой медицинской помощи, бесплатные медикаменты и зубопротезирование, молоко и молочные смеси, отделения переливания крови и т.д.), содержание ЛПУ, работающих в системе ОМС (по незащищенным статьям);
- централизованные платежи за неработающее населения Юга области без городов Тюмени, Тобольска, Ишима и Сладковского, Заводоуковского районов, централизуются в областном бюджете при его утверждении, за счет уменьшения дотации по территориям. Бездотационные территории производят эти платежи в ТФОМС самостоятельно (на основе договоров).
Расчеты проекта бюджета направляются в Комитет финансов Администрации области для согласования и включения их в бюджетное послание Губернатора на предстоящий год Областной думе.
Комитет финансов совместно с Департаментом проводит согласование проекта бюджета с Главами муниципальных образований и при необходимости вносит изменения в него, которые оформляются протоколом разногласий.
Одновременно с проектом бюджета в части расходов на здравоохранение на предстоящий год, представляется в Комитет финансов проект бюджета ФОМС.
Утверждение бюджетов осуществляется Областной Думой в виде Законов о бюджете на предстоящий год.
3. Исполнение бюджетов
После утверждения законов о бюджете на предстоящий год плановые ассигнования доводятся до распорядителей кредитов, руководителей ЛПУ и утверждаются в сметах расходов директоров Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Администрации Тюменской области и руководящими органами управления здравоохранения муниципальных образований.
3.1 Областной уровень
Финансирование из областного бюджета производиться главным распорядителем кредитов - Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения по следующим направлениям:
- финансирование областных ЛПУ, осуществляющих лечебно-диагностический процесс по социально значимым заболеваниям на счета данных учреждений по всем расходам, согласно бюджетной классификации;
- централизованное финансирование ЛПУ Юга области и областных ЛПУ, работающих по системе ОМС (без учета городов и Сладковского, Заводоуковского районов) и выполнения мероприятий, обязательных для финансирования из бюджета (отделения скорой медицинской помощи, бесплатные медикаменты и зубопротезирование, молоко и молочные смеси, отделения переливания крови и т. д.). Эти платежи переводятся на счета ЦРБ и областных ЛПУ и включают в себя расходы, согласно бюджетной классификации, за исключением расходов по заработной плате, начислениям на нее, питанию и медикаменты, оплачиваемых через ОМС.
В связи с тем, что страхователем неработающего населения, за исключением бездотационных территорий, выступает Администрация области, платежи за неработающее население Юга области, централизуемые в областном бюджете при его утверждении, производятся Комитетом финансов Администрации области на счет ТФОМС.
3.2 Уровень муниципалитетов
Органы местного самоуправления при утверждении бюджетов предусматривают расходы на здравоохранение в соответствии с контрольными цифрами, согласованными с Комитетом финансов и Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения.
Из бюджетов муниципальных образований производится финансирование расходов на содержание ФАПов, участковых больниц и амбулаторной на счета по всем расходам, согласно бюджетной классификации;
Из бюджетов городов (Тюмень, Тобольск, Ишим) и Сладковский, Заводоуковский районы, осуществляется финансирование содержания ЛПУ и мероприятий, обязательных для финансирования из бюджета (станции корой медицинской помощи, социально значимые виды медицинской помощи, бесплатные медикаменты и зубопротезирование, молоко и молочные смеси, станции переливания крови и т. д.) на счета органов управления здравоохранения с последующим распределением средств на счета распорядителей кредитов - главных врачей ЛПУ. Финансирование включает в себя расходы, согласно бюджетной классификации, за исключением расходов по заработной плате, начислениям на нее, питания и медикаментов, оплачиваемых через ОМС.
3.3 Территориальная программа ОМС
После утверждения закона о бюджете ТФОМС на предстоящий год, ТФОМС, через СМО, производит финансирование ЛПУ, работающих в системе ОМС, на основании выполнения ими конкретных объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, по тарифам, согласованным между ЛПУ, СМО, ТФОМС и Департаментом.
Тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС включают в себя оплату расходов по заработной плате, начислениям на нее, питания и медикаментам.
3.4 Порядок финансирования
Исполнение бюджетов осуществляется в виде поступлений денежных средств на счета, проведения взаимозачетов, финансирования векселями и т.д., которые являются бюджетными средствами.
В целях экономии этих средств органами управления здравоохранения организуются конкурсы и проводятся торги на закупку товаров работ и услуг для государственных нужд в системе здравоохранения. В ходе этой деятельности определяются генеральные подрядчики и поставщики, предлагающие наиболее экономически выгодные для здравоохранения предложения, с которыми органами Управления заключаются контракты (государственные, муниципальные), обязательные для исполнения подведомственных учреждений и предприятий. В процессе исполнения бюджета могут вноситься уточнения в плановые назначения смет расходов ЛПУ, связанные с изменениями структуры коечного фонда и поликлинческой сети, ликвидацией чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, эпидемии) и со сменой прав собственности.
4. Контроль за исполнением бюджета в части расходов на здравоохранение
Контроль за исполнением бюджета осуществляется в виде текущего и последующего.
Текущий контроль финансово - хозяйственной деятельности ЛПУ это:
- Целенаправленное финансирование на конкретные виды расходов;
- Анализ и экспертиза, заключаемых руководителями учреждений здравоохранения договоров, контрактов на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности;
- Проведение целевых тематических проверок;
- Организация бухгалтерского учета и отчетности.
Последующий контроль это:
- Проведение комплексных ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждений;
- Проверка достоверности годовых отчетов.
По результатам ревизий и проверок разрабатываются и осуществляются меры по устранению имеющихся нарушений и недостатков.
5. Отчетность об исполнении
Учреждения здравоохранения, всех форм собственности, предоставляют в Департамент статистическую и оперативную информацию о своей финансово - хозяйственной деятельности по установленной форме и сроки, предусмотренные законодательством.
ТФОМС предоставляет в Департамент сведения :
- Об объемах собираемых страховых взносов и платежей за неработающее население в разрезе филиалов;
- Об объемах, предоставляемой ЛПУ к оплате медицинской помощи и услуг, по их видам и размере оплаты;
- Об объемах медицинской помощи по ее видам, независимо от места ее предоставления населению области по каждому муниципальному образованию и их оплате;
- Об исполнении целевых программ по объемам мероприятий, их финансировании и эффективности реализации.
6. Передача финансовых средств при делегировании полномочий
При делегировании полномочий Департаментом органам управления здравоохранения муниципальных образований, последний передает финансовые средства на выполнение этих полномочий. В этом случае, в установленном порядке, вносятся изменения в закон об областном бюджете. В случаях делегирования полномочий Департаменту органами управления здравоохранения муниципальных образований, последние передают финансовые средства на выполнение этих полномочий. В этом случае вносятся в установленном порядке изменения в бюджеты муниципалитетов.
Передача полномочий оформляется договорами заинтересованных сторон. В процессе их выполнения, при возникновении разногласий, их устранение осуществляется в установленном законом порядке.
7. Сроки и порядок предоставления проектов бюджетов и отчетность по ним,
в части расходов на здравоохранение
Сроки и порядок предоставления расчетов проектов бюджетов устанавливаются в соответствии с законом Тюменской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тюменской области".
Сроки и порядок отчетности об исполнении бюджетов всех уровней определяется законодательством и подзаконными актами.
Приложение 2
к постановлению
N 9 от 27 января 1998 г.
Расчет
территориальной программы государственных
гарантий медицинской помощи на 1998 год
Виды помощи |
Территориаль- ные нормативы объемов мед. помощи |
Территориаль- ные нормати- вы стоимости |
Подушевые нор- мативы на 1 жи- теля в год, в руб. |
Общая потре- бность в фи- нансировании млн.руб. |
||
Бюджет | ОМС | Бюджет | ОМС | |||
Скорая медици- нская помощь |
340 выездов |
89,7 |
30,5 |
- |
41,0 |
|
Социально зна- чимые виды мед. помощи, в том числе: |
127,2 | 171,3 | ||||
Поликлиники | 508 врач. посещ. |
18,8 | 9,54 | 12,9 | ||
Стационары | 727 к/дней | 158,6 | 115,34 | 155,3 | ||
Дневные стационары |
122 к/дня |
19,0 |
2,32 |
3,1 |
||
Территориаль- ная программа ОМС финансиро- вание по тари- фам (1, 2, 9, 10 статьи. Приказ ФФОМС от 07.08. 97 N 71) |
373,52 | 503 | ||||
Поликлиники | 8670 | 13,46 | 116,73 | 157,2 | ||
Стационары | 2759 | 92,46 | 255,08 | 343,5 | ||
Дневные стационары |
90 |
18,96 |
1,71 |
2,3 |
||
ИТОГО: |
157,70 | 373,52 | 212,31 | 503 | ||
531,2 | 715,3 | |||||
Затраты на со- держание ЛПУ и выполнение ме- роприятий, фи- нансируемых из бюджета |
384,68 | 517,9 | ||||
ВСЕГО: | 915,88 | 1233,2 млн.руб. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Тюменской области от 27 января 1998 г. N 9 "О порядке формирования и исполнения бюджета в части расходов на здравоохранение в 1998 году"
Текст постановления официально опубликован не был