Закон Тюменской области от 23 января 1998 г. N 141
"Об Уставном суде Тюменской области"
25 ноября 1998 г., 6 апреля, 3 июня 1999 г., 6 декабря 2017 г.
Законом Тюменской области от 13 января 2001 г. N 250 действие настоящего Закона приостановлено
Принят областной Думой 27 ноября 1997 года
постановлением N 837
Раздел I. Организация Уставного суда области и статус судей
Глава I. Общие положения
Статья 1. Уставный суд Тюменской области
Уставный суд Тюменской области - судебный орган Тюменской области, создан для рассмотрения вопросов соответствия законов области, нормативных правовых актов органов государственной власти области, органов местного самоуправления Уставу Тюменской области, а также для толкования Устава.
Уставный суд Тюменской области является составной частью судебной системы Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство об Уставном суде области
Полномочия, порядок образования и деятельности Уставного суда области определяются Федеральным конституционным законом Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации", Уставом Тюменской области и настоящим Законом.
Статья 3. Полномочия Уставного суда области
Статья 3 изложена в новой редакции согласно закону Тюменской области от 24 марта 1999 г.
В целях обеспечения верховенства Устава области на территории Тюменской области Уставный суд области:
1) рассматривает вопросы соответствия законов Тюменской области, нормативных правовых актов органов государственной власти области, органов местного самоуправления, находящихся на территории области, Уставу Тюменской области;
2) дает официальное толкование Устава Тюменской области;
3) обладает правом законодательной инициативы в областной Думе по вопросам его ведения.
Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Уставного суда области
В абзаце 1 статьи 4 слово "пяти" заменило слово "девяти" прежней редакции согласно закону Тюменской области от 27 октября 1998 г.
Уставный суд области состоит из пяти судей, назначаемых на должность областной Думой по представлению Губернатора области. Уставный суд области вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
Полномочия Уставного суда области не ограничены определенным сроком.
Статья 5. Основные принципы деятельности Уставного суда области
Основными принципами деятельности Уставного суда области являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Статья 6. Обязательность постановлений Уставного суда области
Постановления Уставного суда области обязательны на всей территории области для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Статья 7. Гарантии деятельности Уставного суда области
Уставный суд области является юридическим лицом, независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов. Финансирование Уставного суда области производится за счет областного бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления судебной власти в полном объеме, предусмотренном Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Уставом области и настоящим Законом. В областном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Уставного суда области средства, которыми Уставной суд области распоряжается самостоятельно. Смета расходов Уставного суда области не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.
Уставный суд области самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
Имущество, необходимое Уставному суду области для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является областной собственностью.
Ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Уставного суда области, установленных Уставом области и настоящим областным Законом, не допускается.
Глава II. Статус судьи Уставного суда области
Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Уставного суда области
Статья 8 изложена в новой редакции согласно закону Тюменской области от 27 октября 1998 г.
Судьей Уставного суда области может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не судимый, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, обладающий высокой квалификацией в области права.
Высокая квалификация предполагает наличие опыта (не менее 3-х лет) в разработке проектов законов Тюменской области, проведении по ним правовых экспертиз и подготовке официальных заключений, а равно наличие звания "Заслуженный юрист Российской Федерации" или учетной степени (ученого звания) в области права.
Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Уставного суда области
Губернатор области лично представляет областной Думе кандидатуры на должность судей Уставного суда области на основе предложений постоянных комиссий областной Думы, органов местного самоуправления, правоохранительных органов. Представление Губернатора о назначении судей Уставного суда области рассматривается на очередном заседании областной Думы.
В части 2 статьи 9 слово "тайным" заменяет слово "открытым" прежней редакции согласно закону Тюменской области от 21 мая 1999 г.
Каждый судья Уставного суда области назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Уставного суда области считается лицо, получившее при голосовании простое большинство от общего числа депутатов областной Думы.
В случае выбытия судьи из состава Уставного суда области представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Губернатором области по представлению Уставного суда в областную Думу не позднее месяца со дня открытия вакансии.
Судья Уставного суда области, срок полномочий которого истек, в связи с наступлением предельного возраста для пребывания в должности продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.
Статья 10. Присяга судьи Уставного суда области
Председатель областной Думы на этом же заседании Думы приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Уставного суда области.
Судья Уставного суда приносит присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности судьи Уставного суда области, подчиняясь только закону и Уставу области, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".
Статья 11. Занятия и действия, несовместимые с должностью судьи Уставного суда области
Судья Уставного суда области не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, депутатом областной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Уставного суда области.
Судья Уставного суда области не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
Судья Уставного суда области не может принадлежать к политическим партиям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий , заниматься иной политической деятельностью. Судья Уставного суда области не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Уставном суде области, а также который изучается или принят к рассмотрению Уставного суда области, до принятия решения по этому вопросу.
Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Уставного суда области свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.
Статья 12. Срок полномочий судьи Уставного суда области
Судья Уставного суда области назначается на должность на срок 8 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Уставного суда области - шестьдесят пять лет.
Судья Уставного суда области считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется шестьдесят пять лет.
Статья 13. Гарантии независимости судьи Уставного суда области
Независимость судьи Уставного суда области обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными федеральным законодательством и настоящим областным Законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.
Материальные гарантии независимости судьи Уставного суда области, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей областных судов.
В случае, если настоящим Законом для судей Уставного суда области предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения настоящего Закона.
Заработная плата (денежное содержание) судьи не может быть уменьшено в течение всего времени пребывания его в должности.
Статья 14. Несменяемость судьи Уставного суда области
Судья Уставного суда области несменяем. Полномочия судьи Уставного суда области могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим областным Законом.
Статья 15. Неприкосновенность судьи Уставного суда области
Судья Уставного суда Тюменской области неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.
Статья 16. Равенство прав судей Уставного суда области
Судьи Уставного суда области пользуются равными правами. Судья Уставного суда области имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях Уставного суда области.
Полномочия Председателя, заместителя Председателя и судьи - секретаря Уставного суда области устанавливаются настоящим Законом.
Статья 17. Приостановление полномочий судьи Уставного суда области
Полномочия судьи Уставного суда области могут быть приостановлены в случаях:
1) если судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности;
2) участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации или органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Приостановление полномочий судьи Уставного суда области осуществляется по решению Уставного суда области, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению.
Судья Уставного суда области, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Уставного суда области, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию.
Уставный суд области приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению. Восстановление полномочий судьи оформляется решением Уставного суда области, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части первой настоящей статьи.
Приостановление полномочий судьи Уставного суда области не влечет за собой приостановления выплаты этому судье заработной платы и не лишает его гарантий, установленных настоящим Законом.
Статья 18. Прекращение полномочий судьи Уставного суда области
Полномочия судьи Уставного суда области прекращаются ввиду:
1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Уставного суда области, установленного Уставом области и настоящим Законом;
2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности;
3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности;
4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;
5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Уставного суда области, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью;
8) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
9) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
10) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
11) смерти судьи. Полномочия судьи Уставного суда области могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее шести месяцев подряд) исполнять обязанности судьи;
12) истечения срока полномочий. Прекращение полномочий судьи Уставного суда области осуществляется по решению Уставного суда области, которое направляется Губернатору области, областную Думу и является официальным уведомлением об открытии вакансии.
Прекращение полномочий судьи Уставного суда области по основанию, указанному в пункте 1 части первой настоящей статьи, производится областной Думой по представлению Уставного суда области.
Прекращение полномочий судьи Уставного суда области по основанию, указанному в пункте 6 первой части настоящей статьи, производится областной Думой по представлению Уставного суда области, принятому большинством не менее двух третей от общего числа судей.
Статья 19. Отставка судьи Уставного суда области
Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 8 части первой и частью второй статьи 18 настоящего Закона.
Пребывающему в отставке судье Уставного суда области, имеющему стаж работы в должности судьи не менее пятнадцати лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов денежного вознаграждения работающего судьи Уставного суда области. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания устанавливается Губернатором области по представлению Уставного суда области. Средства на обеспечение пребывающих в отставке судей Уставного суда области ежемесячным пожизненным содержанием выделяются из областного бюджета.
На пребывающего в отставке судью Уставного суда области распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные законодательством Российской Федерации.
Глава III. Структура и организация деятельности
Уставного суда области
Статья 20. Организационные формы судопроизводства Уставного суда области
Уставный суд области рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях. Уставный суд области - однопалатный орган, включающий в себя всех судей Уставного суда. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Уставного суда области.
Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в пленарных заседаниях Уставного суда области
Уставный суд области:
1) избирает председателя, заместителя председателя, судью - секретаря Уставного суда области;
2) принимает регламент Уставного суда области и вносит в него изменения и дополнения;
3) устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях Уставного суда области;
4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Уставного суда области, а также о досрочном освобождении от должности председателя, заместителя председателя и судьи - секретаря Уставного суда области;
5) представляет Губернатору области кандидатуры на вакантные места судей Уставного суда;
6) рассматривает вопросы дисциплинарной ответственности судей Уставного суда;
7) разрешает другие дела, отнесенные настоящим Законом и Уставом области к ведению Уставного суда области.
Статья 22. Избрание председателя, заместителя председателя и судьи-секретаря Уставного суда области
В пленарном заседании Уставного суда области судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на четыре года председателя, заместителя председателя и судью - секретаря Уставного суда области.
Председатель, заместитель председателя, судья - секретарь Уставного суда области по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.
Председатель, заместитель председателя, судья - секретарь Уставного суда могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Уставного суда области.
По инициативе не менее половины от общего числа судей Уставного суда области, считающих, что председатель, заместитель председателя или судья - секретарь Уставного суда области недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении от соответствующей должности. Вопрос о досрочном освобождении от должности указанных лиц решается большинством не менее двух третей от общего числа судей Уставного суда области тайным голосованием. Тайному голосованию судей должно предшествовать объяснение председателя, заместителя председателя, судьи - секретаря, в отношении которых поставлен вопрос о досрочном освобождении от должности.
В случае, если должность председателя, заместителя председателя или судьи - секретаря Уставного суда области окажется вакантной, новые выборы проводятся не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии в порядке, установленном настоящей статьей.
По истечении срока полномочий указанные должностные лица продолжают исполнять свои обязанности до проведения новых выборов.
Статья 23. Председатель Уставного суда области
Председатель Уставного суда области:
1) руководит подготовкой пленарных заседаний Уставного суда области, созывает их и председательствует на них;
2) вносит на обсуждение Уставного суда области вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;
3) представляет Уставный суд области в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Уставного суда области выступает с заявлениями от его имени;
4) осуществляет общее руководство аппаратом Уставного суда области, представляет на утверждение Уставному суду области кандидатуры руководителей секретариата Уставного суда области и других подразделений аппарата, иных служб Уставного суда области, а также Положение о секретариате Уставного суда области и штатное расписание аппарата;
5) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и регламентом Уставного суда области.
Председатель Уставного суда издает приказы и распоряжения.
Статья 24. Временное исполнение обязанностей председателя Уставного суда области
В случае невозможности исполнения обязанностей председателя заместителем председателя Уставного суда области временное исполнение этих обязанностей по приказу председателя переходит к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Уставного суда Тюменской области, а при равном стаже - к старейшему по возрасту судье Уставного суда Тюменской области.
Статья 25. Заместитель председателя Уставного суда области
Заместитель председателя Уставного суда области осуществляет по уполномочию председателя Уставного суда области отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Уставным судом области.
Статья 26. Судья-секретарь Уставного суда области
Судья-секретарь Уставного суда области:
1) осуществляет непосредственное руководство работой секретариата аппарата Уставного суда области;
2) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Уставного суда области;
3) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Уставным судом области, и информирует Уставный суд области об их исполнении;
4) организует информационное обеспечение судей Уставного суда области;
5) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и регламентом Уставного суда области.
Статья 27. Регламент Уставного суда области
В регламенте Уставного суда области на основе Устава области и настоящего Закона устанавливаются: порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; делопроизводство; дисциплинарная ответственность; требования к работникам аппарата Уставного суда области; иные вопросы внутренней деятельности Уставного суда области.
Раздел II. Общие правила производства в Уставном суде области
Глава IV. Принципы судопроизводства
Статья 28. Независимость судей
Судьи Уставного суда области независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Уставом области и настоящим Законом.
В своей деятельности судьи Уставного суда области выступают в личном качестве от имени Тюменской области и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.
Постановления и другие акты Уставного суда области выражают соответствующую Уставу области правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.
Судьи Уставного суда принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Уставным судом области.
Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Уставного суда области не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
Статья 29. Коллегиальность
Рассмотрение дел и вопросов и принятие постановлений по ним производятся Уставным судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Уставный суд правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей.
При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.
Статья 30. Гласность
Рассмотрение дел в заседаниях Уставного суда области проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Законом. Постановления, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
Статья 31. Устность разбирательства
Разбирательство в заседаниях Уставного суда области происходит устно. В ходе рассмотрения дел Уставный суд области заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.
В заседании Уставного суда области могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.
Статья 32. Язык судопроизводства
Производство в Уставном суде области ведется на государственном русском языке.
Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.
Статья 33. Непрерывность судебного заседания
Заседание Уставного суда области по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
Уставный суд области до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.
Статья 34. Состязательность и равноправие сторон
Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Уставного суда области.
Глава V. Обращение в Уставный суд области
Статья 35. Поводы и основания к рассмотрению дела в Уставном суде области
Поводом к рассмотрению дела в Уставном суде области является обращение в Уставный суд области в форме запроса, ходатайства или заявления (жалобы), отвечающее требованиям настоящего Закона.
Основанием к рассмотрению дела в Уставном суде области является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу области областной Закон, иной нормативный акт органов государственной власти области, органов местного самоуправления, а также договор и соглашения нормативного характера, заключенные органами государственной власти области, или обнаружившиеся противоречия в позициях сторон о полномочиях между органами государственной власти области и органами местного самоуправления.
Статья 36. Общие требования к обращению
Обращение направляется в Уставный суд области в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).
В обращении должны быть указаны:
1) Уставный суд области в качестве органа, в который направляется обращение;
2) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
5) нормы Устава области и настоящего Закона, дающие право на обращение в Уставный суд области;
6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте;
7) конкретные, указанные в настоящем Законе основания к рассмотрению обращения Уставного суда области;
8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации, Уставу области;
9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Уставному суду области;
10) перечень прилагаемых к обращению документов.
Статья 37 изменена с 6 декабря 2017 г. - Закон Тюменской области от 6 декабря 2017 г. N 94
Статья 37. Право прокурора области на обращение в Уставный суд Тюменской области
В случае противоречия Закона субъекта Федерации, иных нормативных правовых актов органа государственной власти области, органов местного самоуправления Уставу Тюменской области прокурор области вправе обратиться с заявлением в Уставный суд области, при этом вопрос о признании недействительным нормативного правового акта по мотивам противоречия его Уставу области может быть поставлен прокурором области, как непосредственно, так и после отклонения его протеста компетентным органом либо должностным лицом.
Статья 38. Документы, прилагаемые к обращению
К направляемому в Уставный суд области обращению прилагаются:
1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Устава области, подлежащего толкованию;
2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Уставном суде области в качестве представителя;
3) документ об уплате государственной пошлины;
4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке. К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать на заседание Уставного суда области, а также другие документы и материалы. Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью первой настоящей статьи документы и иные материалы представляются в Уставный суд с копиями в количестве 10 экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.
Статья 39. Плата за обращение в Уставный суд
Обращение в Уставный суд оплачивается по тарифу, определяемому Уставным судом:
- запрос и ходатайство - в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
- жалоба юридического лица - в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
- жалоба гражданина - в размере одного минимального размера оплаты труда.
Уставный суд области своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты тарифа либо уменьшить ее размер.
Запросы судов, прокуратуры, Губернатора области, областной Думы, запросы о толковании Устава области, заявления прокуратуры области тарифом не облагаются.
Оплата (тариф) возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению.
Глава VI. Предварительное рассмотрение обращений
Статья 40. Рассмотрение обращений секретариатом Уставного суда области
Обращения, поступающие в Уставный суд области, подлежат обязательной регистрации.
В случаях, если обращение:
1) не подведомственно Уставному суду области;
2) по форме не отвечает требованиям настоящего Закона;
3) исходит от ненадлежащего органа или лица;
4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим Законом.
Секретариат Уставного суда области уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Закона. Заявитель вправе потребовать принятия Уставным судом области решения по этому вопросу.
Заявитель после устранения недостатков, указанных в пунктах 2 и 4 части второй настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Уставный суд области.
В случае, если обращение явно не подведомственно Уставному суду области, секретариат Уставного суда может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.
Статья 41. Предварительное изучение обращения судьями Уставного суда области
Председатель Уставного суда области в порядке, установленном Уставным судом области, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Уставном суде области.
Заключение судьи (судей) Уставного суда области по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Уставного суда области.
Статья 42. Принятие обращения к рассмотрению
Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Уставным судом области в пленарном заседании не позднее месяца с момента предварительного изучения обращения судьей (судьями).
О принятом Уставным судом области решении уведомляются стороны. В случаях, не терпящих отлагательства, Уставный суд области может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта.
Статья 43. Отказ в принятии обращения к рассмотрению
Уставный суд области принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:
1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Уставному суду области;
2) по предмету обращения Уставного суда области ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
В случае, если акт, законность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Уставным судом области производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены законные права и свободы граждан.
Статья 44. Отзыв обращения
Обращение в Уставный суд области может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Уставного суда области. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.
Глава VII. Общие процедурные правила рассмотрения дел
в Уставном суде области
Статья 45. Созыв заседаний
Пленарные заседания Уставного суда области созываются председателем Уставного суда области.
Статья 46. Порядок рассмотрения вопросов в пленарных заседаниях
В пленарных заседаниях Уставного суда области применяется единый порядок рассмотрения вопросов, если иное не установлено настоящим Законом или регламентом Уставного суда области.
Статья 47. Назначение дел к слушанию
Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании Уставного суда области принимается Уставным судом области в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.
Статья 48. Соединение дел
Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Уставный суд области может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.
Статья 49. Подготовка дела к слушанию
Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Уставным судом области, а также изложения материалов в заседании Уставный суд области назначает одного или нескольких судей - докладчиков.
При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья - докладчик в соответствии с полномочиями Уставного суда области истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Председатель Уставного суда области по сообщению судьи - докладчика определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоряжение об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.
Статья 50 изменена с 6 декабря 2017 г. - Закон Тюменской области от 6 декабря 2017 г. N 94
Статья 50. Требования Уставного суда области
Требования Уставного суда области о предоставлении текстов нормативных правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов; о заверении документов и текстов нормативных правовых актов; о проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении определенных обстоятельств; о привлечении специалистов; о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам обязательны для всех органов, организаций и лиц на территории области, которым они адресованы. Требования Уставного суда области должны быть рассмотрены, и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен в Уставный суд области в течение месяца со дня получения этих требований, если иной срок не указан Уставным судом области.
Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Уставного суда области, несут эти органы и организации. Расходы иных организаций и лиц возмещаются из средств областного бюджета в порядке, установленном Губернатором области.
Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Уставного суда области, а также умышленное введение его в заблуждение влекут установленную законодательством ответственность.
Статья 51. Рассылка материалов. Оповещение о заседании
Уведомление о заседании Уставного суда области, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а при необходимости и иные документы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за десять дней до начала заседания. При этом отзывы на обращения направляются в указанный срок лишь в случае, если они поступили не позднее чем за две недели до начала заседания.
Объявления о заседаниях Уставного суда области помещаются в доступных для граждан местах занимаемого им здания, а также в средствах массовой информации.
Статья 52. Участники процесса
Участниками процесса в Уставном суде области считаются стороны, их представители, прокурор, свидетели, эксперты, переводчики.
Статья 53. Стороны и их представители
Сторонами в судопроизводстве являются:
1) заявители - органы или лица, направившие в Уставный суд области обращение;
2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, законность которого подлежит проверке;
3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, между которыми возникли споры по компетенции.
Представителями сторон по должности могут выступать:
1) руководитель органа, подписавший обращение в Уставный суд области;
2) руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт;
3) депутат областной Думы из числа обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.
Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представить на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.
Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Уставного суда области, дать объяснения и ответить на вопросы. В случае неявки на заседание суда стороны обязаны известить о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Неявка стороны или ее представителя в заседание Уставного суда области не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.
Статья 54. Открытые заседания
Заседания Уставного суда области проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения председателя Уставного суда области.
Председатель Уставного суда области с согласия Уставного суда области может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Уставного суда области о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей в личном досмотре. Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Уставному суду области и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания.
Поддержание порядка в заседании Уставного суда области возлагается на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих.
Лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председательствующий с согласия Уставного суда области может после предупреждения удалить публику в случае, если ею допущено нарушение порядка, мешающее нормальному ходу заседания.
Уставный суд области может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, штрафу в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Часть 6 статьи 54 дополнена словами "либо назначается один из судей Уставного суда" согласно закону Тюменской области от 24 марта 1999 г.
Председательствующим на заседаниях Уставного суда области является председатель Уставного суда либо назначается один из судей Уставного суда.
Статья 55. Закрытое заседание
Уставный суд области назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.
На закрытом заседании присутствуют судьи Уставного суда области, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников секретариата Уставного суда области, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.
Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил судопроизводства, изложенных в настоящем Законе.
Статья 56. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела
Судья Уставного суда области отстраняется от участия в рассмотрении дела в случаях, если объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон, либо судья, участвовавший в разработке и принятии оспариваемого акта.
Судья Уставного суда области при наличии обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, обязан заявить самоотвод до начала слушания дела.
Отстранение судьи Уставного суда области от участия в деле производится мотивированным решением Уставного суда области, принимаемым большинством от числа присутствующих судей после заслушивания судьи, вопрос об отстранении которого должен быть решен.
Статья 57. Распорядок заседания
В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Уставного суда области и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае, если Уставный суд области признает невозможность рассмотрения дела, оно откладывается.
Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям их права и обязанности, а другим участникам процесса - их права, обязанности и ответственность.
Статья 58. Председательствующий в заседании
Председательствующий в заседании Уставного суда области руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.
Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжение и действия председательствующего могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены в том же заседании.
Статья 59. Протоколирование
В заседании Уставного суда области ведется протокол, требования к которому устанавливаются регламентом Уставного суда области.
Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания.
Протокол пленарного заседания подписывается председателем и судьей - секретарем Уставного суда области.
Стороны имеют право знакомиться с протоколом и стенограммой заседания Уставного суда области и приносить на них свои замечания. Иные участники процесса могут знакомиться с протоколом и стенограммой с разрешения председателя Уставного суда области.
Замечания на протокол или стенограмму заседания рассматриваются совместно председательствующим в заседании и судьей - докладчиком с участием в случае необходимости лиц, подавших замечания. Замечания на протокол и на стенограмму заседания, а также решение об удостоверении их правильности или об их отклонении приобщаются, соответственно, к протоколу и к стенограмме.
Статья 60. Порядок исследования вопросов
Исследование по существу рассматриваемого в заседании Уставного суда области дела начинается с сообщения судьи - докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье - докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Уставного суда области. По окончании выступления судьи - докладчика Уставный суд области заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.
Установленный решением Уставного суда области порядок может быть изменен только самим Уставным судом области.
Статья 61. Отложение заседания
Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Уставный суд области найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. В этом случае Уставный суд области назначает дату, на которую переносится заседание. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено.
Статья 62. Объяснения сторон
В соответствии с порядком, установленным решением Уставного суда области, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной.
Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Уставном суде области для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан.
Объяснение стороны выслушивается Уставным судом области в полном объеме. После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Уставного суда области и другой стороной, а с разрешения Уставного суда области также экспертами.
Статья 63. Заключение эксперта
В заседание Уставного суда области может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей - докладчиком либо председательствующим на заседании.
Эксперт перед выступлением предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений.
Эксперт вправе с разрешения председательствующего на заседании Уставного суда области знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.
После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Уставного суда области и сторон.
Статья 64. Показания свидетелей
При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Уставного суда области, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах. Свидетель перед заслушиванием его показаний предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Свидетель обязан сообщить Уставному суду области обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Уставного суда области и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.
Статья 65. Исследование документов
В заседании Уставного суда области по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение.
Документы, исследованные Уставным судом области, подлежат, по решению Уставного суда области, приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях.
Статья 66. Заключительное выступление сторон
По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Уставный суд области может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям.
Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Уставным судом области.
Статья 67. Возобновление рассмотрения вопроса
Если после заключительных выступлений сторон Уставный суд области признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.
По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами.
Статья 68. Оставление заявления без рассмотрения
Если заявитель не просил рассмотреть дело в его отсутствие и не явился на заседание Уставного суда области по вторичному вызову, а другая сторона по делу не требует разбирательства по существу, суд оставляет заявление без рассмотрения.
Оставление заявления без рассмотрения в указанном случае не препятствует вновь обратиться в Уставный суд по тому же вопросу в установленном порядке.
Статья 69. Прекращение производства по делу
Уставный суд области прекращает производство по делу в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, между органами государственной власти, не получил разрешения в Уставе области.
Производство по делу прекращается определением суда, которое является окончательным и обжалованию не подлежит. Если производство прекращено вследствие не подведомственности дела Уставному суду области, суд обязан указать в определении, в какой орган следует обратиться заявителю.
Статья 70. Окончание слушания дела
После признания Уставным судом области исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела.
Статья 71. Совещание судей по принятию итогового решения
Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Уставным судом области в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи Уставного суда области, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Уставного суда области, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.
В ходе совещания судьи Уставного суда области вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.
В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми присутствовавшими судьями и не подлежит оглашению.
Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования.
Глава VIII. Решения Уставного суда
Статья 72. Виды решений
Решение, принятое в пленарном заседании Уставного суда области по пунктам "а", "б", "г" статьи настоящего Закона, именуются постановлениями Уставного суда области.
Постановления выносятся именем Российской Федерации и Тюменской области. Итоговое решение Уставного суда области по существу запроса о неоднократном нарушении Губернатором области Конституции РФ, Устава области и законов области именуется в соответствии с пунктом "в" статьи 3 настоящего Закона заключением.
Все иные решения Уставного суда области, принимаемые в ходе осуществления судопроизводства, именуются определениями.
В заседаниях Уставного суда области принимаются также решения по вопросам организации ее деятельности.
Статья 73 изменена с 6 декабря 2017 г. - Закон Тюменской области от 6 декабря 2017 г. N 94
Статья 73. Итоговое решение по делу
По итогам рассмотрения дела о проверке соответствия Уставу Тюменской области закона субъекта Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления области, Уставный суд принимает одно из следующих решений:
1) О признании закона субъекта Федерации, нормативного правового акта, договора либо отдельных их положений соответствующими Уставу Тюменской области.
2) О признании закона субъекта Федерации, нормативного правового акта, договора либо отдельных их положений не соответствующими Уставу Тюменской области.
Признание закона субъекта Федерации, нормативного правового акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Уставу Тюменской области, является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов, основанных на законе, нормативном правовом акте или договоре, признанном не соответствующим Уставу области, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами другими органами и должностными лицами.
Статья 74. Принятие решения
Решение Уставного суда области принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.
Решение Уставного суда области считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
В случае, если при принятии решения голоса разделились поровну, голос председательствующего на заседании Уставного суда считается решающим.
Решение о толковании Устава области принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей.
Судья Уставного суда области не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.
Статья 75. Требования, предъявляемые к решениям
Уставный суд области принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, соответствие которых Уставу области подвергается сомнению в обращении.
Уставный суд области при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Постановления и заключения Уставного суда области излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия.
Определения Уставного суда области оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено настоящим Законом или решением Уставного суда области.
Статья 76. Изложение решения
В решении Уставного суда области, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения:
1) наименование решения, дата и место его принятия;
2) персональный состав Уставного суда области, принявший решение;
3) необходимые данные о сторонах;
4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;
5) нормы Устава области, договоров между органами государственной власти области и настоящего Закона, согласно которым Уставный суд области вправе рассматривать данный вопрос;
6) требования, содержащиеся в обращении;
7) фактические и иные обстоятельства, установленные Уставным судом области;
8) нормы Устава области, договоров между органами государственной власти области и настоящего Закона, которыми руководствовался Уставный суд области при принятии решения;
9) доводы в пользу принятого Уставным судом области решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон;
10) формулировка решения;
11) указание на окончательность и обязательность решения;
12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.
Итоговое решение Уставного суда области подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании.
Статья 77. Особое мнение судей
Судья Уставного суда области, не согласный с решением Уставного суда области, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Уставного суда области.
Судья Уставного суда области, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Уставным судом области вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в Ведомостях Уставного суда области.
Статья 78. Провозглашение решения
Решение Уставного суда области провозглашается в полном объеме в открытом заседании Уставного суда области немедленно после его подписания. Постановления и заключения Уставного суда области не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:
1) сторонам;
2) Губернатору области, областной Думе.
Решения Уставного суда области могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.
Статья 79. Опубликование решения
Постановления и заключения Уставного суда области подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти области и Ведомостях Уставного суда области.
Статья 80. Юридическая сила решения
Решение Уставного суда области окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Решение Уставного суда области действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Уставного суда области о признании акта не соответствующим Уставу области не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Акты или их отдельные положения, признанные противоречащими Уставу области, утрачивают силу.
Решение Уставного суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
Статья 81. Пересмотр судебных решений
Решение Уставного суда Тюменской области может быть пересмотрено в целях устранения судебной ошибки по протесту прокурора области либо по ходатайству председателя Уставного суда.
Пересмотр решения осуществляется в том же порядке, что и его принятие.
Статья 82. Сроки исполнения решения
Решение Уставного суда области подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.
Статья 83. Последствия невыполнения решения
Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Уставного суда области влечет ответственность, установленную законодательством.
Статья 84. Исправление неточностей в решении
Уставный суд области после провозглашения решения может исправить допущенные в нем неточности в наименованиях, обозначениях, описки и явные редакционные и технические погрешности, о чем выносит определение.
Статья 85. Разъяснение решения
Решение Уставного суда области может быть официально разъяснено только самим Уставным судом области в пленарном заседании, принявший это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Уставный суд области, других органов и лиц, которым оно направлено.
Вопрос о разъяснении решения Уставного суда области рассматривается в пленарном заседании, принявший это решение, с участием ходатайствующего органа или лица. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу.
О разъяснении решения Уставного суда области выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех же изданиях, где было опубликовано само решение.
Раздел III. Заключительные положения
Статья 86 изменена с 6 декабря 2017 г. - Закон Тюменской области от 6 декабря 2017 г. N 94
Статья 86. Аппарат Уставного суда области
Деятельность Уставного суда области обеспечивает аппарат, состоящий из секретариата Уставного суда области и иных подразделений.
Секретариат Уставного суда области осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно - справочное и иное обеспечение Уставного суда области, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Уставного суда области в предварительном порядке, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Уставного суда области. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально - бытовое обеспечение Уставного суда области.
Уставный суд области в пределах своей сметы расходов устанавливает численность, структуру и штатное расписание аппарата; утверждает Положение о секретариате Уставного суда области.
Права, обязанности, ответственность сотрудников аппарата Уставного суда области, а также условия прохождения ими службы определяются законами и иными нормативными правовыми актами о государственной службе, нормативными правовыми актами о правовом положении работников судов, а также законодательством Российской Федерации о труде.
Статья 87. Печать Уставного суда области
Уставный суд области имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Статья 88. Символы судебной власти Уставного суда области
На здании, в котором расположен Уставный суд, устанавливается Государственный флаг Российской Федерации и флаг Тюменской области, а в зале заседания Уставного суда области помещаются Государственный флаг Российской Федерации и флаг Тюменской области, изображение Государственного герба Российской Федерации и герб Тюменской области.
В служебном помещении судьи Уставного суда области устанавливается Государственный флаг Российской Федерации и флаг Тюменской области.
Судьи Уставного суда области заседают в мантиях с нагрудным знаком.
Раздел IV. Вступление настоящего закона в силу
Статья 86. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Тюменской областной Думы |
Н.П.Барышников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тюменской области от 23 января 1998 г. N 141 "Об Уставном суде Тюменской области"
Текст Закона опубликован в "Вестнике Тюменской областной Думы" N 2 за 1998 г.; газете "Тюменские известия" N 22(1898) от 5 февраля 1998 г.
Законом Тюменской области от 13 января 2001 г. N 250 действие настоящего Закона приостановлено
Законом Тюменской области от 25 марта 2021 г. N 11 настоящий документ признан утратившим силу с 25 марта 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тюменской области от 30 ноября 2020 г. N 94
Изменения вступают в силу с 30 ноября 2020 г.
Закон Тюменской области от 6 декабря 2017 г. N 94
Изменения вступают в силу с 6 декабря 2017 г.
Законом Тюменской области от 3 июня 1999 г. N 116 в настоящий Закон внесены изменения
Законом Тюменской области от 6 апреля 1999 г. N 106 в настоящий Закон внесены изменения
Законом Тюменской области от 25 ноября 1998 г. N 61 в настоящий Закон внесены изменения