Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Губернатора
Тюменской области
от 25 марта 1998 г. N 181-р
"Областная целевая Программа
"Информатизация Тюменской области"
30 ноября 2000 г.
1. Анализ исходного состояния проблемы
Государственная политика в области информатизации определяется Государственным комитетом Российской Федерации по связи и информатизации (Положение о Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. N 882).
Системный проект "Информатизация России" определяет главной целью информатизации повышение эффективности общественного производства всех видов продукции и услуг для улучшения социально-экономических условий жизни населения за счет удовлетворения информационных потребностей населения. Эффективное решение задач и достижение экономических и социально-политических целей информатизации, определенных системным проектом, требует соблюдения следующих основных принципов информатизации:
- функциональной полноты информационно-технологической среды, которая должна включать в себя все известные на сегодня компоненты, обеспечивающие фиксацию, сбор, хранение, обработку, передачу и распространение информации, а также совместимость всех технологических средств, обеспечивающих указанные процессы;
- соответствия целям и задачам информатизации информационно-технологической среды, средства которой должны обеспечить текущие и перспективные потребности в информационных услугах;
- управляемости и координируемости процессов информатизации из единого центра во избежание распыления ресурсов на дублирование работ;
- стандартизации элементов информационных технологий и унификации проектных решений, без чего невозможна эффективность информатизации и интеграция в единое информационное пространство;
- интеграции информационных ресурсов, для создания многоцелевой информационной системы в интересах широкого круга пользователей;
- сочетания бюджетного финансирования, внебюджетных и коммерческих инвестиций в мероприятия по информатизации.
При решении вопросов информатизации на региональном уровне системный проект "Информатизация России" требует соблюдения следующих основных принципов государственной политики:
- политика в сфере информатизации региона должна формироваться как составная часть политики информатизации России;
- осуществление финансовой поддержки базовых проектов по созданию инфраструктуры информатизации;
- создание законодательной базы информатизации и обеспечение выполнения законодательных актов, регулирующих отношения участников создания, распространения и использования информационных продуктов и услуг.
1.1. Основные направления информатизации на современном этапе
Сегодня можно констатировать, что современный этап развития общества характерен превращением информации в товар, ресурс, т.е. материальную силу общества. Наблюдается громадный интерес физических и юридических лиц, государственных и общественных организаций к информации по конъюнктуре цен, финансово-кредитным проблемам, спросу и предложению на ресурсы и имущество. Рациональная и целенаправленная политика удовлетворения информационных потребностей должна упорядочить отношения населения, хозяйствующих субъектов и органов управления между собой.
Решение такой сложной задачи, как информатизация, требует соответствующей организации и упорядочения работ, выделения направлений, этапов и т.д.
Основу информатизации составляют информационные технологии, реализующие качественно новые и более эффективные процедуры сбора, обработки, хранения, передачи и предоставления информации. Внедрение информационных технологий в сферу управления, производства, финансов, распределения и сбыта продукции и услуг служит мощным стимулятором экономического и социального развития, поскольку порождает новые типы производств, новую продукцию, новые специальности и рабочие места. Развитие информационных технологий - важнейшее направление информатизации.
Применение современных информационных технологий базируется на современных средствах связи и коммуникаций, без развития которых невозможно построение распределенных сетей доступа к информационным ресурсам. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры - фундамент развития информатизации.
Повышение эффективности использования имеющейся в различных структурах управления и хозяйствования информации, объединение разрозненной информации на основе единых правил и процедур, обеспечение быстрого, надежного доступа к различным базам и банкам данных, активного вовлечения их в хозяйственный оборот, формирование собственно территориальных информационных ресурсов - другое направление развития сферы информатизации. Применение единых стандартов, протоколов, форматов сбора, обмена информацией во многом облегчает процесс интеграции информационных ресурсов. К этому же направлению относится создание системы сертификации и лицензирования деятельности в сфере информатизации.
Следующим направлением является формирование "правил игры" - регионального законодательства в сфере информатизации в различных аспектах:
- определение прав собственника информации, защита прав и интересов собственника информации;
- распределение ресурсов между хозяйствующими субъектами, органами управления, в том числе местного самоуправления, а также оформление процедур закрепления информационных ресурсов как имущества за конкретным собственником, изменение отношений по поводу информации между населением, органами управления и хозяйствующими субъектами региона.
Отдельным направлением является широкий спектр задач, связанный с расширением учебно-методической базы информатизации, модификацией и адаптацией имеющегося технического и программного обеспечения к новым приложениям, сервисным гарантийным и послегарантийным обслуживанием техники и технологий, поддержанием всех технических и программных средств в должном состоянии на всем протяжении их жизненного цикла.
Процесс информатизации, как и любой другой процесс, должен управляться. Требование управляемости и координируемости его из единого центра принципиально закреплено в системном проекте "Информатизация России" Данный принцип заложен и в настоящую Программу.
1.2. Общая характеристика проблемы информатизации Тюменской области
Проблема информатизации заключается в создании качественно новой информационно-вычислительной среды или информационного пространства для решения конкретных прикладных задач некоторой предметной области. При этом должно быть достигнуто улучшение качественных и количественных характеристик процесса принятия решений и результатов функционирования рассматриваемой системы.
Современное состояние информатизации региона не соответствует его возрастающей политической, социальной и экономической роли и становится одним из важных факторов, сдерживающих его развитие.
Проводимые в настоящее время работы по информатизации в рамках отдельных отраслей и ведомств слабо скоординированы между собой и не согласованы с задачами информатизации региона в целом. Это существенно снижает общий эффект производимых затрат и оставляет в стороне потребности региона в области информатизации органов власти и управления, социальной сферы, экологии, обслуживания населения и т.п.
В регионе еще не сформировалась современная территориальная инфраструктура информатизации, способная удовлетворить потребности региона в информационно-вычислительном, информационно-аналитическом обслуживании на современном уровне, не организованы территориальные информационные ресурсы.
1.2.1. Состояние и проблемы развития инфраструктуры информатизации
Тюменской области
Состояние инфраструктуры информатизации региона определяется наличием и уровнем развития:
- материальной базы информатизации - технических и программных средств вычислительной техники, средств связи и передачи данных, обеспечивающих построение вычислительных комплексов, информационно-вычислительных сетей, систем телекоммуникации, автоматизированных рабочих мест пользователей;
- информационных ресурсов (баз данных и баз знаний), необходимых для содержательного наполнения оказываемых пользователям
- информационных услуг;
- информационных центров, оказывающих широкий спектр информационно-вычислительных и телекоммуникационных услуг предприятиям, организациям и населению.
1.2.1.1. Материальная база информатизации Тюменской области
Вычислительная техника, применяемая в различных сферах, и телекоммуникационная среда составляют материальную базу (основу) процесса информатизации региона.
В настоящее время Тюменская область является одним из самых компьютеризованных регионов России. По экспертным оценкам только в г. Тюмени имеется более 20 тысяч компьютеров различной модификации. Недельный объем продаж компьютеров в Тюмени в настоящее время составляет 400 компьютеров. Всего в области имеется более 100 тысяч компьютеров и вычислительных комплексов, в том числе более 1,5 тысяч в структурных подразделениях органов власти и управления различного уровня. По данным государственной статистики на территории области в различных отраслях функционирует более 1000 автоматизированных информационных баз и банков данных. Таким образом, в Тюменской области сложилась определенная материально - техническая основа для новой производственной отрасли - отрасли применения высоких информационных технологий.
Однако, технический уровень средств вычислительной техники и телекоммуникаций в регионе в настоящее время приблизительно соответствует таковому в промышленно развитых странах на начало 90-х годов, а по некоторым компонентам отставание еще больше.
Сравнительный уровень создаваемых информационно-вычислительных систем и сетей по количеству и качеству предоставляемых услуг не соответствует мировому. В качестве специализированных логических и физических компонент используются, в основном, персональные ЭВМ, низкоскоростные каналы связи и узкоспециализированное программное обеспечение. Парк имеющихся ПЭВМ способен решать задачи локального уровня, однако применение современных информационных технологий (web-технологий, к примеру) без обновления парка невозможно, в особенности в вопросах интеграции информационных ресурсов.
В Тюменской области неоднократно ставились вопросы и предпринимались конкретные шаги по созданию полномасштабной современной сети передачи информации для финансовых структур и органов государственной власти и управления области. Еще в 1994 году были подписаны соглашения между органами власти области, автономных округов, Тюменского банка Сберегательного Банка РФ, Главного управления Центрального Банка России по Тюменской области на совместное создание такой сети. Однако в настоящее время позиция Главного управления ЦБ РФ по Тюменской области, продиктованная узковедомственными мотивами соответствующих структур ЦБ РФ, ставит под сомнение саму возможность интегрированной транспортной сети для органов власти и управления и финансовых институтов региона.
В настоящее время в регионе имеется ряд сетей передачи данных, которые решают локальные задачи различных организаций. Это сеть передачи данных "Текос", используемая подразделениями комитета финансов и подразделениями Сбербанка, сеть "Роспак", используемая как технологическая сеть Ростелекомом, сеть "Инфотел", используемая Запсибкомбанком, планируемая для использования под задачи ГУ ЦБ РФ по Тюменской области, сеть "Спринт", услугами которой (достаточно дорогими) пользуются ряд коммерческих организаций и учреждений, а также банки региона. Кроме того имеются и используются различные модификации электронных почт, в частности ГАС "Выборы", используемая комитетом по экономике и прогнозированию, "1С", используемая органами государственной статистики, собственную почтовую систему использует Казначейство. Все более широкое применение в регионе находят технологии сети "Internet". В настоящее время только в г. Тюмени имеется 4 провайдера (поставщика услуг) этой сети.
Таким образом, следует констатировать, что несмотря на наличие в регионе фрагментов современных технологических решений транспорта информации, интегрированного решения по созданию единой телекоммуникационной среды для решения задач органов власти и управления региона до сих пор нет.
1.2.1.2. Информационные ресурсы
1. В Тюменской области в настоящее время сосредоточен огромный материально-технический и профессионально - квалификационный потенциал информационной сферы. В настоящее время они разрознены и, подчас, выполняют параллельно одни и те же функции.
2. В силу известных причин Тюмень была и пока остается центром технологической информации по проблемам добычи и транспорта энергоносителей. До сих пор огромные массивы информации сосредоточены в различных подразделениях бывших главков (нефтяных, геологоразведочных, газовых и трубопроводных). Создание и развитие информационных, информационно-вычислительных и автоматизированных систем и сетей осуществляется с использованием различных средств вычислительной техники, программных средств, стандартов и протоколов, приведшее к тому, что эксплуатируемые системы не могут эффективно взаимодействовать между собой в режиме реального времени. Разработка концептуальных положений научно-технической политики в сфере информатизации, разработка концепции и технических решений по интеграции существующих и перспективных сетей связи и передачи данных на основе единого нормативно технического обеспечения - важная составная часть реализации программы информатизации региона.
3. В Тюмени, с ее кадровым, техническим, организационным и технологическим потенциалом имеется реальная возможность стать центром информации о состоянии земель и природной среды региона. Работы по созданию земельного кадастра, системы информационного обеспечения в рамках мероприятий по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне, системы мониторинга экологической ситуации позволят ей стать таким центром. В настоящее время информация, необходимая для включения в интегрированные кадастры, разрознена по различным отраслевым подразделениям администрации области (отделы ЗАГС, БТИ, органы по земельным ресурсам и землеустройству, жилищные органы и др.), не объединена. Сбор одних и тех же данных ведется по различным каналам, в различных форматах, в результате - отсутствие полноты, достоверности информации, нерациональное расходование сил и средств на ее обработку.
4. В Тюмени сосредоточены огромные ресурсы научной информации. Областная научная библиотека, отраслевые библиотеки, библиотеки высших учебных заведений представляют большой интерес как для научной общественности, так и для органов управления. В настоящее время нет возможности телекоммуникационного доступа широких слоев населения к информационным ресурсам, накопленным в библиотеках. В этом плане автоматизация Тюменской областной научной библиотеки и обеспечение доступа к удаленным мировым базам данных приобретает особое значение для сохранения роли Тюмени, как метрополии региона. Культурный аспект территориального развития, учитывая сложившиеся формы взаимоотношений юга Тюменской области и автономных округов, - одна из важнейших составляющих сохранения единства области.
5. В Тюменской области до сих пор сохранена единая система государственной статистики, обладающая уникальными материалами о текущем состоянии дел в экономике и социальной сферы региона, позволяющая производить анализ их динамики. В настоящее время органы государственной статистики имеют на низовом уровне достаточно подробную информацию о состоянии дел в экономической и социальной сферах региона. Однако, ее "привязанность" к обеспечению задач федерального уровня не позволяют в полной мере актуализировать эту информацию для органов регионального управления. Основными недостатками информации, представляемой в настоящее время органами статистики являются ее чрезмерно укрупненное агрегирование (по отраслям в целом, по области в целом и т.п.), что не позволяет увидеть территориальную конфигурацию процессов в рамках региона, а также несогласованное с временными ритмами потребности в статистической информации у органов региональной власти и управления. Информация, собираемая по регламентам госстатистики ежемесячно, нужна, подчас, еженедельно, собираемая поквартально нужна ежемесячно и т.д. Это приводит к необходимости сбора соответствующими подразделениями Администрации области той же информации самостоятельно, что, с одной стороны, ведет к нерациональному использованию возможностей органов статистики и потенциала специалистов Администрации, а, с другой стороны, в силу использования различных методик сбора и обработки информации, приводит к появлению противоречивой информации об одних и тех же явлениях и процессах в различных подразделениях Администрации (например, данные о безработных, о средних размерах доходов населения и т.п.). Органы государственной статистики пытаются изменить действующий порядок, работая по заказам непосредственных потребителей статистики в органах региональной власти, либо в инициативном порядке, однако, без выработки целостной и, по возможности, всеобъемлющей системы сбора, обработки, хранения, распространения и использования статистической информации о регионе в дальнейшем невозможно решения многих комплексных задач развития. Особое значение при этом приобретает включение органов местного самоуправления как в процесс формирования регионального заказа на статистическую информацию, так и в процесс ее ответственного формирования.
Кроме того, становится все более серьезной проблема несвоевременного предоставления, непредставления, либо предоставления необъективной информации объектами статистического учета (предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности, физическими лицами). В настоящее время система контроля и ответственности за нарушения в предоставлении материалов государственной отчетности оказалась неэффективной и нуждается в серьезной корректировке как на Федеральном, так и на региональном уровне.
Самостоятельно стоит также задача сохранения кадрового и квалификационного потенциала органов государственной статистики в регионе. Нынешний уровень должностных окладов и социальных гарантий является мощным фактором "вымывания" наиболее подготовленных специалистов из органов статистики. Таким образом, проблема создания региональной статистики имеет как минимум три аспекта:
- содержания информации о регионе;
- "технологии" формирования и статусного оформления региональной статистической информации;
- стабилизация и укрепление кадрового потенциала подразделений государственной статистики в регионе.
Задача реформирования региональной статистики будет решаться отдельной областной программой с максимальным использованием телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемой в рамках настоящей программы.
1.2.1.3. Информационные центры
В настоящее время в Тюменской области имеются информационные центры, созданные на базе профильных предприятий, организаций и учреждений и выполняющих задачи обеспечения информационной поддержки отдельных отраслей и производственных процессов (ОАО "ЗапСибГазпром", Гипротюменнефтегаз, ЗапСибНИГНИ, НИИПлесдрев, ИПОС, Сибтрубопроводстрой и др.). Большинство информационных центров расположено в областном центре, многие города и районы юга области вообще не имеют подобных центров.
В связи с ограниченностью финансовых и материальных ресурсов, выделяемых из бюджета на цели информатизации, инфраструктура информатизации не может быть создана по всей области одновременно. Эффективное использование этих ресурсов на современном этапе можно осуществить на основе разработки типовых проектных решений, систем и средств региональной информатизации в отдельных административно-территориальных образованиях области с последующим их распространением по всей области. Именно в таких административно-территориальных образованиях, называемых в дальнейшем "территориальные центры информатизации" или "опорные зоны", осуществляется создание типовых базовых объектов и процессов региональной информатизации. Именно здесь проводится отработка и апробирование организационной структуры управления процессом региональной информатизации, выделение и разработка первоочередных проектов информатизации региональных объектов и процессов.
Выбор территориальных опорных зон и развитие в них основных процессов информатизации народного хозяйства на основе государственной поддержки с последующим распространением результатов на всю территорию области становится главным принципом государственной политики при разработке и реализации областной целевой Программы "Информатизация Тюменской области". При этом в новых условиях хозяйствования возрастает роль программно-целевого управления подобными разработками, так как необходимо оценить целесообразность, эффективность и размеры государственной поддержки в условиях рыночной конкуренции и недостатка ресурсов.
Территориальные опорные зоны информатизации (город, территория местного самоуправления, объединение территорий местного самоуправления, район) выбираются по согласованию с соответствующими администрациями, исходя из достигнутого уровня информатизации на территории в данный период, а также типового характера и/или значимости выбранной территории в социально-экономической жизни области.
Основными критериями при выборе территориальных опорных зон, помимо указанных выше, являются готовность объектов, территориальных органов управления и кадрового состава специалистов-разработчиков, заказчиков и пользователей к интенсивному развитию информатизации в рамках определенной территории. Выбор опорных зон зависит и от размеров финансовых, материальных и трудовых ресурсов, от оптимального распределения этих ресурсов и специализации разработок с учетом имеющегося опыта.
1.2.2. Организационные и правовые проблемы
информатизации Тюменской области
От степени решения правовых проблем зависит степень решаемости, порой принципиальная разрешимость, всех других проблем информатизации региона.
Наиболее социально острой проблемой в области правового регулирования в сфере информатизации является защита прав собственника информационных ресурсов при сборе, обработке и хранении данных. Распространение информационных технологий привело также к необходимости законодательного решения проблем обеспечения безопасности компьютерной информации, ее целостности и сохранности.
Работа по правовому регулированию в сфере информатизации в России только начинается. Приняты законы РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", "О топологии интегральных схем", ряд нормативных документов Президента и Правительства РФ. Принят закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации", регулирующий отношения в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных технологий, информационных систем и сетей, баз данных, а также в области защиты информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Закон определяет компетенцию государственных органов управления в сфере информатизации и защиты информации. Требуется развитие и конкретизация его положений с учетом особенностей регионального уровня.
Особенностью Тюменской области является наличие на ее территории трех равноправных субъектов Российской Федерации, взаимоотношения между которыми в сфере информатизации только начинают устанавливаться. В этом направлении уже предприняты конкретные действия: подготовлен проект соглашения о сотрудничестве в области информатизации между органами управления Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Планируется разработка концепции создания сети связи в области совместно с администрациями автономных округов и создания на ее основе областной целевой программы "Развитие телекоммуникационной инфраструктуры в Тюменской области". Для реализации целей развития информатики в Тюменской области необходима разработка и принятие целого пакета областных законов в сфере информатизации. Кроме того, требуется большая работа по формированию правового поля по режиму интеграции информационных ресурсов.
Разработке пакета законов в сфере информатизации, и в первую очередь, базового закона "Информационные ресурсы Тюменской области и защита информации" должно предшествовать проведение предварительных исследований, поскольку в базовом законе должны найти решение сложнейшие проблемы формирования правоотношений в сфере информатизации, вопросы собственности на информацию и другие элементы правового режима информационных ресурсов. Концепция закона разработана Западно-Сибирским центром маркетинга и опубликована в областной печати в январе 1997 года.
Особое внимание должно уделяться стандартизации и сертификации, как обязательным условиям повышения уровня конкурентоспособности и качества продукции. Стандартизация в области информатизации осуществляется в соответствии с Программой комплексной стандартизации в области информационных технологий, реализуемой Государственным Комитетом Российской Федерации по связи и информатизации и Госстандартом России. В Тюменской области в этом направлении делаются только первые шаги.
Представителем собственника информационных ресурсов на территории выступает Региональный фонд информатизации Тюменской области, учреждаемый Администрацией области. Региональный фонд информатизации является государственным учреждением, осуществляющим реализацию территориальной политики информатизации 'в соответствии с программами проведения экономической реформы и совершенствования территориального управления в регионе. Основной целью деятельности фонда является содействие проведению государственной политики информатизации в Тюменской области при реализации мероприятий областной целевой программы информатизации, поддержка проектов и мероприятий, предусмотренных межотраслевыми, отраслевыми, региональными и межрегиональными программами информатизации. Направления деятельности Фонда, его функции и задачи детально определяются при разработке областного закона "О Региональном Фонде информатизации Тюменской области".
С целью экспертного научно-технического обеспечения Комиссии по информатизации и телекоммуникациям при Губернаторе области предусматривается создание экспертных советов, основными задачами которых являются:
- текущий анализ состояния дел в сфере информатизации, дальнейших перспектив и тенденций развития новых информационно компьютерных технологий;
- выработка научно, технически и технологически обоснованных предложений и рекомендаций по решению основополагающих вопросов развития информатизации в Тюменской области.
Основные функции экспертных советов:
- участие в разработке и реализации областных целевых Программ (подпрограмм) развития информатики и телекоммуникаций в Тюменской области;
- участие в организации конкурсов на разработку проектов развития информатики, связи и телекоммуникаций в Тюменской области;
- организация проведения экспертизы комплексного информационно-математического и программно-технического решения по созданию распределенной информационной инфраструктуры Тюменской области, включая отдельные проекты для конкретных подсистем: технологии и программно-технические решения по передаче, хранению, переработке и доступу к информационным ресурсам;
- участие в анализе и оценке результатов внедрения и опытной эксплуатации отдельных информационно-математических и программно технических решений по развитию информатики, связи и телекоммуникаций в Тюменской области.
Основным инструментом реализации всего комплекса проблем в сфере информатизации является областная целевая программа "Информатизация Тюменской области". Необходимость ее принятия объясняется многообразием, тесной взаимосвязью имеющихся проблем в сфере информатизации региона, необходимостью комплексного подхода к их решению. Вне рамок Программы решение проблем либо не даст ощутимого эффекта, либо невозможно вообще.
2. Цель и задачи программы
Стратегической целью Программы является удовлетворение информационных потребностей населения, органов власти и управления всех уровней, хозяйствующих субъектов. Достижение этой цели возможно только путем формирования на территории области единого информационного пространства. Стратегическую цель следует рассматривать как совокупность целей по направлениям, обозначенным в предыдущем разделе. Задачи, решение которых позволит достичь цель, целесообразно сгруппировать по этим направлениям.
Формирование единого информационного пространства предусматривает прежде всего решение задачи создания технической и технологической базы информатизации.
Задача формирования информационных ресурсов области предусматривает целую систему ведения различных интегрированных кадастров, регистров и реестров, базирующихся на применении современных информационных технологий. Так, в частности, ведение интегрированного кадастра на основе информации о недвижимом имуществе, основанной на материалах информационных баз данных и архивов органов технической инвентаризации, жилищных органов, органов градостроительства, органов по земельным ресурсам и землеустройству, органов по управлению государственным и муниципальным имуществом, рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления постановлением Правительства РФ N 1З78 от 1.11.1997 г. Решение данной задачи требует проведения ряда организационных, правовых мероприятий, а также мероприятий технологического характера.
Анализ проектов и программ региональной информатизации, в частности Ленинградской, Московской, Смоленской, Тверской, Ярославской областей, показывает, что наиболее рациональным вариантом на первом этапе формирования единого информационного пространства области в функциональной ее части следует считать создание интегрированной системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления области путем максимального использования возможностей существующих информационно вычислительных систем органов власти и управления различного уровня. Предусматриваются работы по организации электронного документооборота, создания системы правовой и нормативной документации региона, созданию информационно-справочной системы паспортов городов и районов, геоинформационной системы региона. Вопросы автоматизации конкретных функций в различных органов власти и управления также решаются в рамках этой задачи.
Отдельной задачей следует рассматривать создание инфраструктуры информатизации в городах и районах Тюменской области, и в первую очередь, в опорных зонах или территориальных центрах информатизации. Накопленный опыт реализации в опорных зонах комплекса общих для местного уровня методических, нормативных, организационных мероприятий позволит использовать их в качестве типовых при реализации в других городах и районах области, что ускорит и удешевит процесс информатизации в них. На первом этапе в качестве опорной зоны выбран областной центр. В дальнейшем планируется организация опорных зон в городах Тобольске и Ишиме.
Отдельной категорией следует рассматривать ряд задач информатизации социальной сферы. Проекты решения конкретных задач в области образования, здравоохранения и др. нашли отражение в комплексе мероприятий Программы.
Формирование единого информационного пространства невозможно без решения целого ряда вопросов организационного, нормативно правового, методического характера. Задача создания цивилизованных отношений в сфере информатизации относится и числу первоочередных.
Наконец, выделим задачу комплексного технического обслуживания вычислительной техники, периферийного оборудования и оргтехники, средств связи и сетей передачи информации, сопровождения программного обеспечения (как системного, так и прикладного), поддержания информационных ресурсов в актуальном состоянии. Необходимость проведения этих работ очевидна.
На начальной стадии реализации Программы предусмотрено создание правовых и организационных основ информатизации в целом и технологических основ информатизации функциональной деятельности органов представительной и исполнительной власти области, городов и районов.
3. Основные программные мероприятия
Решение задач, поставленных в разделе 2 программы "Информатизация Тюменской области", предусматривает осуществление ряда мероприятий технического, технологического, организационного, нормативно-правового, методического, исследовательского характера.
Перечень мероприятий, источники и форма финансирования, финансовые затраты и исполнители программных мероприятий приведены в Приложении 1 к Программе.
Разработчик каждого мероприятия определяется, как правило, на конкурсной основе. Кооперация соисполнителей по отдельным мероприятиям Программы определяется разработчиком (подрядчиком) по согласованию с Генеральным заказчиком при заключении договоров на проведение работ. При этом кооперация должна определяться с учетом имеющегося опыта и научно-практического задела у организаций-соисполнителей и производственных связей.
3.1. Создание и развитие телекоммуникационной инфраструктуры
Формирование единого информационного пространства предусматривает прежде всего решение целого спектра задач, связанных с развитием его "кровеносной системы" - сетей связи. Формирование единого информационного пространства в части создания и развития телекоммуникационной инфраструктуры помимо решения задач связи предусматривает развитие существующих телекоммуникационных систем и сетей органов государственного управления. Эта задача настолько сложна и многогранна, что ее решение предусмотрено путем областной целевой программы "Развитие телекоммуникационной инфраструктуры в Тюменской области" (1.1, 1.4.).
Решение задачи развития существующих телекоммуникационных систем и сетей органов государственного управления предусматривает проведение следующих программных мероприятий:
- адаптация и развитие существующих сегментов телекоммуникационных сетей органов государственного управления (1.7.);
- создание магистральной основы информационного обмена между федеральными и областными структурами управления в областном центре (1.3.);
- создание организационной и технико-экономической базы использования корпоративных сетей и включения в глобальную сеть (1.5.).
Осуществление организационно-технических мероприятий по защите информации (1.6.) заключаются в выборе специальных технических и программных средств, позволяющих производить кодирование и декодирование передаваемой информации и принятии специальных нормативно-правовых актов, предусматривающих специальные разделы по информационной безопасности, об обязанностях должностных лиц по обеспечению защиты информации и ответственности за нарушение установленных правил и процедур. Мероприятия будут осуществляться по совместному плану работ с ФАПСИ.
3.2. Информатизация органов государственной власти и управления
Динамично меняющаяся социально-политическая и финансово-экономическая ситуация требует от органов власти осуществления повседневной деятельности по анализу и оценке складывающейся ситуации во всех сферах и отраслях жизнедеятельности общества, принятию соответствующих нормативных и распорядительных актов и решений на федеральном уровне, доведению этих решений до исполнителей регионального и местного уровней управления, контролю полноты, точности и своевременности их исполнения. С целью повышения эффективности и обоснованности принимаемых решений за счет моделирования различных ситуаций и оценки возможных альтернативных вариантов решений, учитывающих большое количество внутренних и внешних факторов создается Ситуационный центр Губернатора Тюменской области (2.4.). Мероприятия предусматривают работы по организации электронного документооборота (2.3.), создания и сопровождения эталонной базы данных по законодательству, в том числе региона (2.2.).
К этому же направлению следует отнести целый ряд мероприятий по решению функциональных задач структурных подразделений органов власти и управления, региональных представителей федеральных структур (2.6. - 2.13., 2.15. - 2.18, 2.20., 2.21.). К числу таких задач относятся задачи создания автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях, автоматизации архивного дела, информационной системы учета, контроля движения и эффективности использования федерального, областного и муниципального имущества и собственности, информационной системы формирования и контроля исполнения областного и местных бюджетов, информационной системы анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, информационной системы наблюдения, контроля и регулирования регионального и местных товарных рынков и рынков ценных бумаг, формируется нормативно-техническая база информатизации. По некоторым задачам имеются проекты и Программа предусматривает мероприятия по их реализации. Для задач, по которым проектов нет, Программа предусматривает проведение комплексных предпроектных обследований и формирование технических заданий на их разработку. Решение задач, связанных с интеграцией информации из локальных информационных систем предусматривается п. 2.5. Мероприятий "Разработка и внедрение межведомственных автоматизированных информационно-технологических комплексов (МАИТК), в частности, "Итоги социально-экономического развития Тюменской области", "Прогноз социально-экономического развития Тюменской области". Проведение комплексного системного анализа по проблеме информационно-аналитического обеспечения руководства Тюменской области, разработка модели информационных потоков и взаимодействия субъектов информационной деятельности предусмотрено п. 2.14. Мероприятий. Решение вопросов формирования и интеграции информационных ресурсов области предусмотрено п. 2.1. "Разработка и реализация технорабочего проекта формирования, интеграции и использования информационных ресурсов", включая ведение реестра налогоплательщиков, единого регистра предприятий и организаций всех форм собственности, интегрированного кадастра недвижимости, земельных и природных ресурсов и др. с применением ГИС-технологий.
Особо следует отметить необходимость выделения в отдельную программу создание системы региональной статистики ввиду ее особой значимости в общей системе сбора, обработки и предоставления информации. Создание системы региональной статистики также требует проведения комплексного предпроектного обследования и формирования техн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.