Распоряжение Губернатор Тюменской области от 10 сентября 1998 г. N 713-р
"Об областной целевой программе "Развитие телекоммуникационной
инфраструктуры Тюменской области (1999-2002 гг.)"
Распоряжением Губернатора Тюменской области от 24 ноября 2015 г. N 89 настоящее распоряжение признано утратившим силу
В целях формирования современной телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей высококачественное предоставление интегрированных услуг в области телефонии, телерадиовещания и обеспечения населения Тюменского региона качественными услугами связи:
1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Развитие телекоммуникационной инфраструктуры Тюменской области (1999-2002 гг.)" согласно приложению.
2. Функции генерального заказчика областной целевой программы возложить на департамент информации и региональных отношений (Селиванов В.Е.).
3. Поручить государственному унитарному предприятию области "Тюменский региональный телекоммуникационный центр" разработать техническое задание на создание областной целевой программы "Развитие телекоммуникационной инфраструктуры Тюменской области (1999-2002 гг.)".
4. Департаменту информации и региональных отношений (Селиванов В.Е.) с привлечением специалистов ведущих операторов связи и проектных организаций в срок до 1 октября 1998 г. разработать областную целевую программу "Развитие телекоммуникационной инфраструктуры Тюменской области (1999- 2002 гг.)".
5. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.
Губернатор Тюменской области |
Л.Ю.Рокецкий |
Приложение
к распоряжению Губернатора
Тюменской области
от 10 сентября 1998 г. N 713-р
Концепция областной целевой программы "Развитие телекоммуникационной
инфраструктуры Тюменской области (1999-2002 гг.)"
1. Анализ исходного состояния.
1.1. Общественно-экономические предпосылки.
Во всех странах мира, особенно в странах с развивающейся и реформируемой экономикой, к которым относится и Российская Федерация, объективно существует необходимость активного влияния и противодействия стихийному характеру экономических, политических и общественных процессов. Для региональных администраций федеративного государства это означает наличие четкой и предупредительной программы действий по развитию, прежде всего, производительных сил и инфраструктуры региона.
Современное общественно-экономическое состояние Тюменской области можно охарактеризовать следующими факторами:
- глобализация всех видов деятельности;
- необходимость конкуренции местной продукции на внешних рынках товаров услуг и идей;
- обеспечение открытости местных рынков конкурирующим товарам и капиталам;
- обеспечение условий свободного передвижения по территории области грузов, людей и информации при соблюдении необходимого уровня контроля и учета;
- создание инвестиционно-привлекательных центров экономического роста - достаточно крупных населенных пунктов, имеющих трудовые ресурсы, социальную и техническую инфраструктуру и представляющих собой местные рынки сбыта существенной емкости;
- практическая реализация права субъектов Федерации на предусмотренный законами РФ объем внешних международных политических и общественных связей.
1.2. Технический прогресс информационных технологий и его практическая реализация.
Технический прогресс в сфере информационных технологий можно охарактеризовать следующими тенденциями:
- непрерывное увеличение информации, получаемой и распространяемой в электронной форме;
- непрерывное увеличение в общем потоке электронной информации доли (и значимости) широкополосных видов информации (звук, видео, графические и комбинированные цифровые данные);
- цифровое представление всех видов информации (звук, видео, фотографические и иные другие виды графических изображений);
- глобальное накопление электронной информации во всех ступенях общественного развития - от семьи до масштабов огромных предприятий и целых государств.
В то же время, быстрый прогресс информационных технологий подготовки, обработки и отображения информации во все возрастающей степени сдерживается низкой пропускной способностью традиционных сетей и каналов связи. К сожалению, приходится констатировать, что большинство новых сетей связи в регионах РФ строятся как цифровизированная часть действующей телефонной сети - то есть предоставляют конечному абоненту канал низкой пропускной способности.
Вместе с тем, уже существуют доступные международно-принятые технологии обработки, коммутации и передачи цифровой информации, которые позволяют создавать сети практически безграничной пропускной способности при сопоставимых с телефонными сетями затратах. Отдельные элементы и локальные системы широкополосных цифровых технологий внедряются и в Российской Федерации, однако, по сложившейся традиции эта технология может остаться приоритетом столичных регионов или крупных корпоративных структур, что лишь еще больше закрепит политическую и экономическую отсталость и зависимость регионов России.
2. Цели и задачи региональной программы развития
телекоммуникационной инфраструктуры.
2.1. Общественно-политические цели.
Главными целями программы развития телекоммуникационной инфраструктуры Тюменской области является обеспечение условий возникновения и развития точек роста региональной экономики:
1. Разработка и реализация практических проектов по созданию информационных, а не телефонных систем и сетей связи.
2. Поощрение (а если надо и принуждение) создания на территории области электронных информационных хранилищ и упрощение процедуры доступа к ним всех категорий пользователей, законодательное закрепление принципов расчета за полученную электронным способом информацию.
3. Обеспечение доступа всех категорий потребителей к российским и зарубежным хранилищам электронной информации.
4. Получение практических экономических преимуществ и улучшение качества жизни от всеобщей информатизации региона:
- преодоление отрицательного эффекта удаленности региона от мировых и российских центров цивилизации;
- преодоление негативного эффекта огромной территории с низкой плотностью населения;
- преодоление отрицательного фактора сурового климата;
- уменьшение политических трений между тремя субъектами федерации за счет повышения информированности властей и населения об особенностях жизни на всей территории Тюменской области.
2.2. Обеспечение реализации главных технических задач.
Главной технической задачей программы является обеспечение технологического прорыва. Необходимость прорыва вызвана эволюционными действиями операторов связи и поставщиков информационных услуг, которые действуют исключительно из объема и запросов имеющегося на данный момент рынка. Это принципиально исключает появления у граждан и иных экономических субъектов, действующих на территории области, каких-либо преимуществ в конкурентной борьбе.
В этой связи обязательно должен быть задействован фактор формирования новых видов информационных услуг, которые могут быть внедрены лишь с появлением на территории области новых видов сетей связи - коммутируемых сетей электросвязи с регулируемой полосой пропускания. Реализация именно этой технической идеи и должна явиться технологическим прорывом в информационной индустрии.
Коммутируемая сеть электросвязи с регулируемой полосой пропускания должна быть спроектирована и построена так, что позволит по всей ее протяженности (от оператора до абонента, от одного абонента до другого абонента) в зависимости от текущей потребности организовать речевой канал, канал передачи данных, канал передачи высококачественного звука, канал передачи динамического видеоизображения или еще чего-то, что пока еще не пробовали передавать по сетям электросвязи. В качестве абонента в такой сети могут, естественно, выступать и средства хранения информации. Естественно, с ростом занимаемой в системах связи полосы пропускания стоимость услуги будет расти, но и оплата будет осуществляться только за время реального занятия полосы. Имеющиеся уже сейчас технические возможности позволяют предоставлять диапазон скоростей обмена, у которых разница минимальной и максимальной величины может отличаться в 100000 раз.
Такая сеть связи, будучи очень демократичной по своей идеологии, позволит удовлетворить потребности всех слоев общества (людей и организаций) во всех формах информационного обмена.
3. Перечень работ и мероприятий.
3.1. Мероприятия организационно-правового характера.
В условиях, когда все имеющиеся на территории Тюменской области операторы связи (операторы информационных услуг) имеют оформленную организационно-правовую и юридическую принадлежность и подчиненность, единственным способом реализации программы является создание новых организационных структур. Исходя из необходимости обеспечения равных условий для пропуска всех видов трафика и доступа к коммутационным и транспортным ресурсам сети с регулируемой по запросу абонента полосой пропускания, можно предложить следующую организационную структуру реализации проекта:
- создание регионального унитарного предприятия связи с ограниченными лицензированными функциями коммерческой деятельности в сфере предоставления телекоммуникационных услуг (транспортно-коммутационный узел и центр взаиморасчетов за пропущенный трафик);
- создание отдельными органами административного и государственного управления эксплуатационных предприятий, ответственных за функции накопления (преобразования) и хранения электронной информации (или придание таких функций существующим организациям, отделам и службам);
- реклама и пропаганда возможностей и функций сети с переменной полосой пропускания (скоростью передачи цифрового потока данных).
3.2. Мероприятия научно-инновационного и инвестиционного характера
Для реализации предложенной модели программы информатизации Тюменской области, прежде всего должен быть выполнен необходимый объем проектно-инжиниринговых и маркетинговых работ:
1. Разработка генеральной схемы построения транспортной сети связи на территории области и в крупнейших городах.
2. Определение структуры и определение главных экономических параметров внедряемых информационных услуг и услуг связи.
3. Изучение рынка и выбор основного технологического абонентского и контрольно-измерительного оборудования.
4. Выбор наиболее экономичных способов строительства и эксплуатации систем и объектов.
5. Предложение маркетинговой модели новых рынков информационных услуг и услуг связи.
6. Определение общего объема инвестиционных затрат, выделение этапов и пусковых участков, прогноз сроков окупаемости.
4. Механизмы осуществления программы.
4.1. Система управления.
Процессом реализации Программы "Развития телекоммуникационной инфраструктуры Тюменской области" должна управлять (координировать мероприятия) своеобразная Дирекция (функции которой могут быть возложены и на действующее государственное унитарное предприятие), которая по мере ввода объектов по решению руководящих органов Программы принимает решение о способе эксплуатации - создание эксплуатационных участков, передача в эксплуатацию по договору действующим предприятиям или выработка какого-либо иного подхода.
4.2. Характер взаимоотношения дирекции с остальными участниками реализации программы.
Дирекция, выполняя функции Заказчика по строительству объектов "под ключ", будет привлекать на конкурсной основе производителей и поставщиков оборудования и материалов, подрядные строительные и проектно-изыскательские организации. Конкурсный способ привлечения поставщиков и подрядчиков позволит экономить финансовые средства и ускорить выполнение работ. В свою очередь, Дирекция (в соответствии с ее статусом) должна быть подотчетна и управляться Администрацией Программы (Государственным заказчиком).
4.3. Экономические и финансовые пути реализации Программы.
В современных экономических условиях важным фактором инвестиционного проекта является умелое осуществление товарных и денежных зачетов как между отдельными предприятиями, бюджетами административных и региональных образований, а так же во взаимоотношениях с федеральными органами власти.
Возможно так же принятие отдельного законодательного акта, который бы по принципу организации дорожного фонда накапливал налоговые отчисления (в 21 веке важность наличия хороших информационных магистралей превзойдет по важности дорожное строительство, которое уже в значительной мере выполнено). Причем, действие этого внутриобластного законодательного акта должно быть ограничено временем первоначальных инвестиций. В дальнейшем же сфера внутриобластных коммуникаций в состоянии зарабатывать сама и сможет приносить существенный доход в бюджет.
Не должен так же исключаться и вариант реализации бизнес-плана по коммерческой схеме финансирования - т.е. за счет привлечения частных инвестиций или кредитных ресурсов.
В любом случае, этот проект не может быть построен на экономических принципах, основанных на получении быстрой прибыли и возврата средств, поскольку наиболее существенным фактором его реализации должен быть более масштабный опосредствованный экономический и социальный эффект.
5. Ресурсное обеспечение и возможный социальный и
экономический эффект
Разработка системы финансового и ресурсного обеспечения Программы должно стать частью большого организационно-переговорного процесса.
Поскольку в той или иной степени любой участник Программы будет рассчитывать на получение выгодного для себя эффекта, уже на стадии организационных мероприятий (определения функций и задач технических систем) должен быть получен ответ на следующие вопросы:
- какую цену согласны заплатить бюджеты всех уровней административного управления за организацию бесплатного дополнительного эфирного вещания 5-10 региональных, российских и зарубежных (в том числе из СНГ) телевизионных программ;
- в каком денежном объеме может быть выражен рынок внутриобластного межстудийного, производственного и индивидуального видеообмена и видеоконференцсвязи;
- каков потенциальный объем рынка цифрового интерактивного телевидения и дистанционного избирательного подключения к большому перечню спутниковых телевизионных программ;
- прогноз роста рынка высокоскоростной передачи данных и мультимедиа (Интернет);
- прогноз роста рынка рекламных услуг (прежде всего за счет прямого привлечения московских и зарубежных рекламодателей) за счет увеличения объема телетрансляционных услуг.
Функционирование информационной системы должно быть построено на следующих технических принципах:
1. Основу информационной системы должна составить широкополосная цифровая телекоммуникационная транспортная сеть, состоящая из волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) и пакетного асинхронного коммутационного оборудования (АТМ). Для быстрого строительства на обширных просторах Тюменской области ВОЛС наиболее оптимальным решением будет являться подвешивание кабелей на опорах существующих высоковольтных линий (ВЛ) электропередачи. В настоящее время в Тюменской области существует разветвленная сеть ВЛ напряжением 110, 220 и 500 кВ, которые эксплуатируют дочерние предприятия АО "Тюменьэнерго". В Приложении 1 приведена упрощенная структура ВЛ, наложенная на структуру городов и поселков на всей территории Тюменской области. В Приложении 2 приведена упрощенная структура ВЛ, наложенная на административную структуру юга Тюменской области.
Вышеупомянутые приложения не внесены в базу по техническим причинам
Как показывает приведенная структура, использование ВЛ для создания ВОЛС позволит охватить населенные пункты области, в которых сосредоточено не менее 80% населения. Структура существующих ВЛ идеально подходит для создания современных ВОЛС кольцевой структуры с системами передачи синхронной иерархии (SDH), что позволит получить высокую надежность связи.
6. Цели развития телекоммуникационной инфраструктуры.
Развитие телекоммуникационной инфраструктуры Тюменской области осуществляется со следующими целями:
- обеспечение общего повышения конкурентоспособности Тюменской области в национальном и глобальном разделении труда;
- ликвидация отрицательных последствий низкой плотности населения и удаленности территории от мировых центров цивилизации;
- обеспечение населения области качественными телекоммуникационными услугами (телевидение, радиовещание, передача данных, телефония, телематика и т.п.);
- совершенствование социальной среды проживания населения области;
- создание новых емких рынков услуг массового спроса, оказываемых местными налогопослушными организациями;
- организация принципиально новых производств, производящих высокотехнологичную продукцию, которая будет в состоянии конкурировать на глобальных рынках товаров и услуг, обладая малой материало- и энергоемкостью.
Главной технологической целью является создание региональной интегрированной сети связи - как главной составляющей и основы дальнейшего внедрения большого числа новых видов услуг цифровой связи, и, прежде всего, многоканального (в том числе интерактивного) телевидения и радиовещания.
Развитие телекоммуникационной инфраструктуры Тюменской области должно осуществляться одновременным решением нескольких взаимосвязанных задач (этапов). Должно быть предусмотрено взаимодействие с администрациями входящих в Тюменскую область автономных округов в соответствии с заключенными соглашениями о сотрудничестве в сфере развития телекоммуникаций.
Развитие сетей городской, сельской и зоновой телефонной связи на территории Тюменской области осуществляют уполномоченные операторы телефонной сети общего пользования, как действующими:
- в южных районах области - ОАО "Тюменьтелеком";
- в ХМАО - ОАО "Хантымансийскокртелеком";
- в ЯНАО - ОАО "Ямалэлектросвязь";
так и создаваемыми.
Развитие телефонной сети должно осуществляться по проектным решениям и планам развития, параметры которых определяются уполномоченными операторами при методическом руководстве Государственного заказчика Программы и соблюдением национальных и международных стандартов и нормативов. Эти планы должны учитывать возможность присоединения и пропуска трафика ведомственных и специализированных операторов связи и взаимодействие с другими уполномоченными операторами (включая уполномоченного оператора дальней связи ОАО "Ростелеком") для оказания междугородных и международных услуг телефонной связи.
6.1. Главные организационно-технические задачи.
1. Расширение зоны охвата государственным телерадиовещанием.
В настоящее время определены понятия социально-гарантированного блока в обеспечении населения России государственным телерадиовещанием:
Телевидение
- телевизионный канал "Россия" (ВГТРК);
- телевизионный канал "ОРТ";
- региональный телевизионный канал.
Радиовещание
- радиоканал "Радио России" (ВГТРК);
- радиоканал "Маяк";
- региональный радиовещательный канал.
Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 769 утверждены социальные нормативы по охвату населения России государственным телерадиовещанием. В соответствии с этим указом установлены следующие нормативы:
Телевидение
- одной программой - не менее 99%;
- двумя программами - не менее 96%;
- тремя программами - не менее 50% (региональная программа).
Радиовещание
Охват населения тремя программами вещания (включая региональную) предусматривает сохранение абонентской части системы проводного вещания и должен составлять не менее 95%.
Существующая государственная система распространения и вещания телерадиопрограмм была ориентирована на распространение двух общенациональных каналов с вставкой местного регионального вещания. Принятый 8 мая 1998 г. Указ Президента РФ N 511 предписывает формирование отдельной системы регионального вещания. Таким образом, задача по расширению зоны вещания общенациональных каналов будет сведена к двум составляющим:
- оптимизация вещательного оборудования (увеличение мощности, модернизация антенно-фидерных систем и мачтовых устройств);
- переход на вещание сигналов, распространяемых через спутники (каналы наземной системы распространения при этом должны освобождаться для распространения региональной программы).
В тех случаях, когда охват отдельных точек государственным телерадиовещанием через систему наземного эфирного вещания будет технологически и экономически признан нецелесообразным, должны быть приняты меры по обеспечению населения системами приема непосредственного спутникового вещания.
2. Формирование системы вещания местных каналов телевидения и радиовещания.
Создание системы областного телерадиовещания является более масштабной задачей и имеет следующие инвестиционные составляющие:
- получение частотного ресурса;
- создание вещательных студий;
- строительство сети телерадиопередатчиков для обеспечения охвата не менее 95% населения;
- организационно-технические мероприятия по приспособлению существующей структуры магистральных связей операторов связи всех форм собственности для создания наземной системы распространения региональных программ радио и телевидения;
- интеграционные мероприятия с ХМАО и ЯНАО (а также с другими субъектами РФ Урало-Сибирского региона) по организации канала телерадиовещания для охвата местными программами населения удаленных и слабонаселенных территорий.
Выполнение этих мероприятий должно осуществляться с учетом максимального использования существующих станционных сооружений и подготовленного персонала действующих предприятий. Вместе с тем, технические решения должны гарантировать простой переход на систему распространения местных программ через интегрированную региональную сеть, основу которой будет составлять цифровая волоконно-оптическая сеть связи.
3. Создание региональной интегрированной системы связи для многоканального и интерактивного телерадиовещания и пропуска других нетелефонных видов трафика.
Основные тенденции и достижения телекоммуникационных технологий сводятся к следующему:
- увеличение нетелефонных видов трафика, обрабатываемых в магистральных и местных сетях связи;
- полная цифровизация телерадиовещания, а так же студийной обработки, хранения и распространения видео и звука;
- лавинообразный рост интерактивных услуг, построенных на базе сетевых компьютерных технологий клиент-сервер (Интернет);
- появление технологических и экономических предпосылок для массового использование широкополосных проводных технологий на базе волоконнооптических и медных кабелей;
- принципиальная миниатюризация и снижение энергопотребления основных изделий связи, что является следствием всеобщей цифровизации передачи, хранения и обработки информации;
- разработка совершенных компьютерных программ управления системами связи, что создает новый уровень обеспечения надежности и живучести систем связи.
Основу современной телекоммуникационной системы должны составлять волоконно-оптические кабели, подведенные к каждому многоэтажному зданию, или небольшому городскому кварталу, поскольку именно практически неограниченная пропускная способность оптического волокна позволит создавать интегрированные системы связи. Практической основой, которая предопределяет и обосновывает создание в Тюменской области интегрированной сети связи является:
- создание повсеместной услуги кабельного телерадиовещания (КТВ) - в том числе с использованием современных систем цифрового и интерактивного вещания, многоканальных телевизионных систем точка-многоточка (в сельской местности);
- взрывной спрос на доступ к мировой сети передачи данных Интернет, как с точки зрения числа подключений, так и с точки зрения быстродействия (что определяется ростом функций и услуг Сети);
- значительный неудовлетворенный спрос на корпоративные сетевые и межсетевые услуги передачи данных по нетелефонным расценкам.
Кроме большой социально-экономической значимости интегрированной сети ее базовые возможности позволят создать принципиально новые рынки услуг связи, которые не являются по своей сути монопольными и не подлежат централизованному регулированию при ценообразовании. Все это создает надежные и прогнозируемые предпосылки окупаемости затрат и высокой доходности проекта.
Основные принципы и этапы реализации программы развития:
Предусматриваемая данной концепцией инвестиционная деятельность относится к двум сферам хозяйственно-технологической деятельности:
- деятельность по связи (это предусматривает лицензирование, выполнение процедуры регистрации и приемки объектов связи, соответствие принимаемых технических и технологических решений руководящим документам отрасли, применение сертифицированной аппаратуры и материалов, метрологическое обеспечение, учет международных соглашений и т. д.);
- строительная деятельность (должно быть обеспечено соблюдение действующих в Российской Федерации проектных и строительных нормативов, соблюдение порядка строительства и ввода объектов, выполнение требований ГОСТ, санитарных норм, обеспечение мероприятий по охране труда и т.д.).
Вся созданная научно-техническая (в том числе проектная и конструкторская) документация должна пройти установленную процедуру согласования и экспертизы.
Укрупненно можно выделить следующие этапы работ по реализации программы развития телекоммуникаций Тюменской области - Таблица N 1.
Таблица N 1
Этапы и сроки |
Расширение вещания 1 и 2 программ |
Создание системы регионального вещания |
Создание интегрированной сети |
1999 год |
Увеличение мощности вещания Действующих передающих центров |
Получение частотного ресурса, рабочее проектирование сети ТВ, РВ передатчиков |
Разработка проекта пускового участка цифровой транспортной сети, типовых проектных решений |
2000 год | Перевод вещания на сигналы спутниковой сети, освобождение каналов в наземных системах связи |
Выполнение работ по организации использования наземных сетей, строительство передатчиков |
Рабочее проектирова- ние и строительство пускового участка, создание приложений "Клиент-Сервер" |
2001 год | Завершение работ по обеспечению нормативного охвата вещанием 1 и 2 программ |
Завершение работ по обеспечению планируемого охвата вещанием региональных программ |
Начало внедрения услуг многоканального телевидения в сельской местности с помощью сетей КТВ |
2002 год и далее |
- |
- |
Полномасштабное функционирование интегрированной сети, последова- тельное расширение зоны охвата населения муници- пальных образований |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Тюменской области от 10 сентября 1998 г. N 713-р "Об областной целевой программе "Развитие телекоммуникационной инфраструктуры Тюменской области (1999-2002 гг.)"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Распоряжением Губернатора Тюменской области от 24 ноября 2015 г. N 89 настоящее распоряжение признано утратившим силу