2. Определить генеральным заказчиком Программы комитет по управлению государственным имуществом области (Загвязинский В.В.).
3. Направить Программу на утверждение в областную Думу.
Программа утверждена постановлением Тюменской областной Думы N 281 от 29 сентября 1998 г.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на Загвязинского В.В., заместителя Губернатора области.
Губернатор Тюменской области |
Л.Ю. Рокецкий |
Областная программа государственной поддержки малого
предпринимательства в Тюменской области на 1998 год
Раздел 1. Анализ исходного состояния проблемы
Основные положения областной Программы разработаны в соответствии с требованиями областных законов "О государственной поддержке малого предпринимательства в Тюменской области", "О формировании и финансировании областных программ", "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Тюменской области" и "Об областном бюджете на 1998 г.".
Настоящая областная целевая Программа ориентирована на оказание действенной и системной поддержки хозяйствующим субъектам малого бизнеса, решение основных целей и задач государственной политики в сфере дальнейшего развития предпринимательства в Тюменской области на 1998 год, а также реализацию отдельных положений "Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 697.
Процесс формирования основной нормативно-правовой базы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства в России начался в 1994 - 1995 годах. На федеральном уровне принят "Гражданский кодекс РФ", где отражены основные вопросы регулирования предпринимательской деятельности, закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", ряд нормативных актов Правительства РФ, касающихся лицензирования различных видов деятельности, участия малых предприятий в реализации государственных программ и др. На областном уровне к настоящему времени приняты законы "О государственной поддержке малого предпринимательства в Тюменской области", "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", "О протекционистской политике в отношении производителей товаров и услуг, находящихся на территории области". Однако до сих пор не сформировалась система нормативно-правовых актов, достаточная для обеспечения устойчивого функционирования субъектов малого предпринимательства, не разработаны подзаконные акты, обеспечивающие реализацию действующих законов, нет анализа их практического применения.
В настоящее время малое предпринимательство стало органичной составной частью экономики области и осуществляет свою деятельность в промышленном и строительном производстве, торговле, оказывает транспортные, аудиторские, маркетинговые и посреднические услуги, занимается ремонтом бытовой техники, автосервисом и другими видами деятельности. Малые предприятия ищут наиболее эффективные направления деятельности, осваивают новые методы управления и работы с персоналом, определяют свои оптимальные организационные параметры. Сравнительный анализ обобщенных показателей позволил выявить особенности современного состояния и общие внутренние тенденции развития предпринимательства в Тюменской области.
По статистическим данным за 1997 год на территории Тюменской области функционирует 34,4 тыс. малых предприятий (4.1% от общего их количества в стране). Среди всех субъектов Российской Федерации наш регион занимает лидирующие позиции по данному показателю, третье место после Москвы (20,8%) и Санкт-Петербурга (11,7%). Три пятых их общего количества сосредоточены в Ханты-Мансийском автономном округе, на юге области - 26%, в Ямало-Ненецком автономном округе - 15%.
Отраслевая структура по количеству малых предприятий распределилась следующим образом (в процентах):
- торговля и общественное питание - 54,1
- строительство - 17,3
- промышленность - 5,8
- транспорт и связь - 5,6
- материально-техническое
снабжение и сбыт - 3,1
- наука и научное обслуживание - 2,3
- общая коммерческая деятельность - 1,8
- сельское хозяйство - 0,8
- другие отрасли - 9,2
Преобладающая форма собственности - частная, ее доля в общем количестве малых предприятий составляет 93%.
По сравнению с предыдущими годами снизилась доля малых предприятий в строительстве и промышленности. В 1995 году соответствующие показатели были 29% и 12%, заметно повысился удельный вес малых предприятий, занимающихся торговлей и общественным питанием. В 1995 году доля малых предприятий, занятых в данном секторе экономике составляла 35%.
В силу нестабильности российской экономики и действующего законодательства значительная часть малых предприятий диверсифицирует свою деятельность и, в основном, является многопрофильными предприятиями. Это существенно повышает их устойчивость на рынке за счет внутрифирменного перераспределения ресурсов и работы в различных сегментах рынка. Кроме того, переход от специализации к многопрофильности объясняется желанием малых фирм проводить оперативную переориентацию деятельности в связи с изменением конъюнктуры рынка и стремлением получать наибольшую прибыль, а также различными макроэкономическими факторами, главным образом, политической нестабильностью, изменениями в законодательстве, не отвечающими интересам предпринимательства.
Статистика показывает, что наблюдается тенденция замедления темпов роста количества малых предприятий. Если в 1994 году количество малых предприятий по сравнению с 1993 годом увеличилось почти в 2,4 раза, то в 1995 году темпы роста снизились до 1,5 раза. В 1996 году количество малых предприятий в Тюменской области увеличилось лишь на 5%. В указанной ситуации численность занятых на малых предприятиях работников имеет несколько иную динамику.
Среднесписочная численность работающих в малых предприятиях возросла с 93 тыс. человек в 1993 году до 255 тыс. человек в 1995 году и в 1996 году равнялась 281 тыс. человек. По состоянию на 1 января 1998 года на малых предприятиях работали около 343 тыс. человек, причем на постоянной основе трудятся на них 287 тыс. человек. На одном предприятии в среднем постоянно работали 8 человек, в строительстве - 20 человек, в промышленности - 27, торговле - 3. Падение темпов роста количества малых предприятий компенсировалось ростом среднесписочной численности работников, что в значительной степени произошло за счет уменьшения количества работников, работающих по совместительству или по трудовому договору. Их количество достаточно велико. В 1993 году они составляли 39% от абсолютной численности работников, в 1995 году их стало 28,0%, а в 1997 году - 16,2%. Примерно в каждом двадцатом предприятии работали только по договорам или совместительству, то есть постоянных работников вообще не было.
Существенно различаются тенденции развития предпринимательства в городах Тюменской области по сравнению с сельскими районами юга Тюменской области. Если в городах имеется уже достаточно устойчивая система факторов - экономических, инфраструктурных, кадровых, финансовых, обеспечивающих функционирование большинства предпринимательских структур, то на селе предпринимательство переживает пока период становления. Анализ статистических данных по южным районам Тюменской области показывает, что уровень развития предпринимательства в южных районах Тюменской области крайне неравномерен. Так, например, если взять количество малых предприятий, приходящихся на 1000 человек населения, то разброс составит от 11,3 в Бердюжском районе до 0,25 в Тобольском или в относительных величинах различается в 45 раз. Еще более существенны различия в объемах капиталовложений на душу населения. Если в Уватском районе на душу населения приходится 3,4 млн. руб., то в Омутинском - лишь 0,03 млн. руб., что в относительных величинах составляет 113 раз.
Указанные различия в экономических параметрах приводят и к существенным различиям в социальном положении населения. По уровню безработицы уровень разброса составляет 8,3 раза, а по уровню среднемесячных доходов на душу работающего населения колеблется от 1974 тыс. рублей в Уватском районе до 576 тыс. рублей в Сорокинском районе, т.е. в 3,4 раза. Анализ показал также неравномерное по территориям развитие производства. По индексу хозяйственной активности (средним темпам роста производства основных видов продукции) города и районы юга Тюменской области существенно различаются между собой: от 0,45 в Уватском районе до 4,02 в Исетском. Такой диапазон в средних темпах роста физического объема производства объясняется, прежде всего, существенными различиями в уровне развития предпринимательства.
За последние два года вклад малых предприятий в насыщении потребительского рынка товарами народного потребления значительно возрос, его влияние на экономику области становится более ощутимым. Показатели их деятельности в последние годы позволяют говорить о достаточной эффективности работы этого сектора экономики. Только 13,9% предприятий малого бизнеса по итогам 1997 года имели отрицательный финансовый результат, причем наибольшее количество убыточных малых предприятий имелось в промышленности (29,4%). Сумма убытков малых предприятий в 1997 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в 2 раза меньше. Это позволяет сказать, что малое предпринимательство постепенно адаптируется в условиях рынка.
Падает инвестиционная привлекательность Тюменской области. В частности, это отражается в динамике иностранных инвестиций. В последнее время Тюменская область катастрофически быстро теряет свои позиции в соревновании за инвестиции. Если в 1994 г. на долю Тюменской области приходилось 10,5% всех иностранных инвестиций в экономику России, то в 1997 г. - лишь 1,4%. Эта ситуация связана с абсолютным падением частных иностранных инвестиций в Тюменскую область на фоне их роста в другие регионы России. Так, если с 1994 по 1997 иностранные инвестиции в Тюменскую область снизились на 18%, то в Санкт-Петербург возросли на 46%, в Томскую область - на 63%, Татарстан и в Самарскую область - в 6,3 раза, в Нижегородскую - в 4,5 раза. По иностранным инвестициям нас опережает уже Татарстан и приближается Томская область.
Неравномерно развивается предпринимательство по территориям Тюменской области, что влечет за собой и существенные различия в социальном положении населения различных территорий.
Стагнация деловой и инвестиционной активности предприятий малого бизнеса привела к беспрецедентному падению темпов произведенной продукции и выручки от ее реализации (указанные показатели снизились более чем вдвое). В результате этого резко сократилась доходообразующая база субъектов малого предпринимательства, сокращаются возможности обеспечения населения товарами собственного производства, что делает бюджет Тюменской области существенно зависимым от внешних факторов, в том числе и от дотаций федерального бюджета.
В связи с вышеизложенным необходимо провести всесторонний объективный анализ причин, возникших негативных тенденций на основе мониторинга социально-экономического состояния малого предпринимательства в области. Таким образом, малому бизнесу требуется режим наибольшего благоприятствования не только в налогообложении, но и во всех направлениях его деятельности. К сожалению, поддержке предпринимательства в настоящее время в Тюменской области уделяется недостаточное внимание, что проявляется и в том, что областная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996 - 1997 гг. осталась практически без финансирования.
Раздел 2. Цель программы
Создание основ реальной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области путем совершенствования нормативно-правовой базы, формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; повышение имиджа малого предпринимательства.
Раздел 3. Задачи программы
- Формирование системы областных нормативно-правовых актов, обеспечивающих устойчивое функционирование малого предпринимательства.
- Поддержка малых предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами, снижение остроты безработицы, поддержание требуемой деловой и инвестиционной активности.
- Целенаправленное формирование системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства, включая предоставление широкого спектра обучающих и консультационных услуг.
- Последовательное повышение организационной роли и влияния органов государственной власти области и общественных объединений предпринимателей в развитии малого предпринимательства.
- Возрождение и развитие народных промыслов и ремесел.
Задачи Программы реализуются с помощью следующих мероприятий:
Раздел 4. Основные мероприятия областной программы
"Государственная поддержка малого предпринимательства
в Тюменской области на 1998 г."
Характерной особенностью данной областной Программы является более последовательная и целенаправленная реализация в ней принципов новых экономических отношений по вопросам поддержки малого предпринимательства и регулирования его деятельности в рамках основных направлений и тенденций развития экономики области.
Областная Программа направлена на создание условий поддержки малых частных предприятий на областном уровне путем разработки и создания устойчивой инфраструктуры поддержки, гибкого финансово - кредитного механизма, системы информационного и кадрового обеспечения, единой статистической базы в тесной увязке с мероприятиями муниципальных структур поддержки малого предпринимательства.
Цель и задачи Программы реализуются через комплекс мероприятий (см. Приложение 1), обоснование которых приведено ниже.
4.1. Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой
базы поддержки малого предпринимательства
Принятые нормативные акты, регулирующие деятельность малого предпринимательства, вступили в силу и появилась практика их применения. В целях выявления эффективности применения нормативных актов и выявления первоочередных направлений дальнейшей нормотворческой деятельности, необходим соответствующий социально-экономический анализ, который послужил бы основой для дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы развития предпринимательства. Эффективное применение принятых законов требует разработки подзаконных актов.
Кроме того, в данный раздел областной Программы включены мероприятия, способные обеспечить выполнение мероприятий других разделов, упорядочить систему правового регулирования на областном и местных уровнях власти по отношению к малым предприятиям, создать условия для их успешного старта и выживания при возрастающей конкуренции, определить основные направления совершенствования системы государственной поддержки малых предприятий на областном уровне.
4.2. Мероприятия по совершенствованию финансово-кредитной
и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
На сегодняшний день одним из важнейших моментов поддержки предпринимательства является привлечение государственных ресурсов для развития малых предприятий. До последнего времени основной упор делался на прямое финансирование инвестиционных проектов малых предприятий. Как показывает опыт, такое направление средств не всегда позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся государственные финансовые ресурсы. Кроме того, государственная поддержка малого бизнеса через прямое инвестирование крайне ограничена из-за сложного финансового положения области. Учитывая эти обстоятельства, более перспективным является поддержка не отдельного предпринимателя, а предпринимательства в целом. С этой целью, наряду с финансированием инвестиционных проектов, в областной Программе на 1998 г., предусматриваются мероприятия по формированию финансовой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включая формирование и использование гарантийного фонда для кредитования инвестиционных программ и проектов в сфере малого предпринимательства, внедрение мероприятий по стимулированию деятельности лизинговых компаний, предоставляющих услуги субъектам малого предпринимательства.
В соответствии со статьей 77 закона Тюменской области "О внесении изменений и дополнений в закон Тюменской области об областном бюджете на 1998 г." предусмотрен механизм кредитования субъектов малого предпринимательства за счет возврата ранее выданных бюджетных ссуд в размере 35 000 тыс. руб. по представлению ТОФГПМП. На этапе возврата бюджетных ссуд появляется возможность пополнения оборотных средств малых предприятий путем передачи соответствующих задолженностей предприятий-должников, а в дальнейшем, накопив соответствующие средства, осуществлять выделение кредитных средств на проведение конкурсов среди субъектов малого предпринимательства по приоритетным направлениям и финансирование базовых элементов региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
4.3. Мероприятия по поддержке инновационной деятельности
субъектов малого предпринимательства
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 мая 1998 г. N 453 "О концепции реформирования российской науки на период 1998 - 2000 годов" наиболее эффективный путь внедрения научных разработок лежит через сеть малых и средних инновационных фирм, способных в короткие сроки и с минимальными затратами разработать конкурентоспособную продукцию.
Мероприятия данного раздела направлены на развитие и реконструкцию малых предприятий, осваивающих новые технологии и создание новых рабочих мест в производственной и инновационной сферах.
Значимость этих мероприятий определяется тем, что развитие экономики вообще, и экономики Тюменской области в частности, возможно лишь на основе научно-технического прогресса, освоения новых технологий и методов ведения хозяйства. Малые предприятия являются проводниками инноваций и могут рассматриваться как субъекты освоения новых методов хозяйствования, изучение опыта которых будет способствовать определению приоритетных направлений развития экономики Тюменской области.
Сделаны первые практические шаги.
1. Разработана и утверждена Схема взаимодействия Федерального Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере с регионами.
2. Подписано Соглашение о совместной деятельности Тюменского областного Фонда государственной поддержки малого предпринимательства с Тюменским представительством Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технологической сфере. Следующим шагом должна стать разработка программы "Поддержка малого предпринимательства и новых экономических структур в научно-технической сфере", основной целью которой должна быть реализация мероприятий по активизации разработок и производства высококачественной, экономичной продукции, на основе системы мер государственного стимулирования ее применения, включая поощрение лизинга с тем, чтобы обеспечить действенную обратную связь, при которой доходы от производства отечественной продукции и ее применение позволят финансировать инновационные разработки и освоение производства новой продукции.
Особое значение имеет развитие народных ремесел, которые играют не только экономическую роль, но и значимы для формирования народных традиций, что является одной из важнейших задач региональной политики вообще.
4.4. Мероприятия по формированию инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства
Эффективная поддержка малых предприятий возможна лишь в случае наличия гибкой и территориально приближенной к предпринимательству инфраструктуры ее поддержки. Лишь такая система способна быстро реагировать на изменение экономической конъюнктуры, которая столь существенно сказывается на развитии малого предпринимательства. Поэтому необходимо создание на территории области сети инфраструктурных элементов поддержки малых предприятий, способных чутко реагировать на проблемы малого предпринимательства и оказывать необходимую помощь в решении следующих проблем:
- упрощение доступа малых предприятий к инвестиционным ресурсам;
- организация контроля за действием государственных заказчиков по обеспечению участия субъектов малого предпринимательства в выполнении государственных заказов;
- упрощение процедур регистрации и лицензирования деятельности малых предприятий;
- оказание консультационных и обучающих услуг;
- освещение в СМИ деятельности малых предприятий.
4.5. Мероприятия по информационному обеспечению малого
предпринимательства
Система информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП) позволит создать информационную систему, способную обеспечить малые предприятия необходимой правовой, коммерческой, статистической информацией, информацией по инвестиционным проектам, возможностям материально - технического снабжения и сбыта продукции, установление делового сотрудничества между возможными партнерами, а также услуги электронной почты. СИОМП организационно реализуется путем создания и развития сети информационно-аналитических центров и абонентских пунктов для образования единой информационной среды на территории всех субъектов Федерации Тюменской области с ее последующим включением в СИОМП Российской Федерации.
Реализация мероприятий данного раздела позволит значительно улучшить информационное обеспечение малого предпринимательства, а также сформировать систему социально-экономического мониторинга предпринимательской среды.
4.6. Мероприятия по развитию системы обучения и консультирования
малого предпринимательства
Обучение и консультирование малого предпринимательства являются с позиций мирового опыта важнейшими направлениями государственной поддержки малого предпринимательства. До последнего времени этому направлению поддержки малого предпринимательства уделялось недостаточное внимание. Отсутствует концепция подготовки и консультирования малого бизнеса. Решение этих задач предполагается осуществить путем проведения конкурса Программ обучения субъектов малого предпринимательства. Конкурс позволит выявить имеющийся преподавательский потенциал и сформировать концепцию обучения субъектов малого предпринимательства.
4.7. Организационные мероприятия по обеспечению социальной
защищенности и безопасности в малом предпринимательстве
Высокий уровень криминализации экономики особенно существенно сказывается на малом предпринимательстве, неспособном организовать достаточную защиту от криминальных структур. Хотя предлагаемые мероприятия не могут претендовать на исчерпывающее решение этой проблемы, они призваны все же оказать посильную помощь предпринимателям консультациями и установлением организационных форм прямого диалога между предпринимателями и органами внутренних дел области.
Раздел 5. Механизм реализации программы
Областная Программа поддержки предпринимательства объединяет интересы и возможности как государственных, так и рыночных структур на региональном уровне, увеличивает заинтересованность инвесторов и предпринимателей в развитии сферы малого бизнеса.
Государственным заказчиком настоящей областной Программы является Комитет по управлению государственным имуществом Тюменской области, который осуществляет контрольные функции за порядком реализации Программы и затратами на ее выполнение, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы.
Для обеспечения обратной связи органов государственной власти с субъектами малого предпринимательства создан общественно-экспертный совет при губернаторе области, который призван оказывать содействие в осуществлении государственной политики, решению актуальных социально-экономических проблем в сфере развития малого предпринимательства и способствовать обобщению и распространению опыта деятельности малых предприятий и структур поддержки малого предпринимательства.
Предложения и рекомендации общественно-экспертного совета служат основой для дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы малого предпринимательства, формирования финансово-кредитной, налоговой, имущественной и лицензионной политики. Основным исполнителем Программы является ТОФГПМП, который совместно с муниципальными фондами и общественными объединениями реализует весь комплекс мероприятий, предусмотренных в Программе.
Комитет по управлению государственным имуществом Тюменской области и ТОФГПМП осуществляют тесное взаимодействие с федеральными структурами государственной поддержки малого предпринимательства (ГКРП, ФФПМП и ФСРМФП), которые будут участвовать в долевом финансировании Программы.
Раздел 6. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составит 2470 тыс. рублей. Дополнительно подана заявка в Государственный Комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства на финансирование Программы в размере 610 тыс. рублей. Кроме того, отдельной статьей в областном законе "О внесении изменений и дополнений в закон Тюменской области об областном бюджете на 1998 год" предусмотрено выделение средств на государственную поддержку малого предпринимательства на общую сумму 35 000 тыс. рублей за счет ранее выданных бюджетных ссуд.
Бюджетные средства предусматривается направлять на мероприятия социально-экономического, инновационного, экологического характера, а также на поддержку малого предпринимательства в депрессивных сельских районах, на возрождение народных промыслов и ремесел.
Потребность в финансовых ресурсах для реализации программных мероприятий отражена в Приложении 1.
Раздел 7. Социально-экономический эффект, ожидаемый от
реализации мероприятий программы
Мероприятия данного раздела обеспечат: сведения о механизмах взаимодействия малого предпринимательства с социально-экономическим развитием Тюменской области, об эффективности различных форм государственной поддержки малого предпринимательства, о наличии кризисно-депрессивных зон и зон интенсивного развития предпринимательства, о требуемой для предпринимателей государственной поддержки, о необходимых нормативно-правовых актах, обеспечивающих эффективное функционирование малого предпринимательства.
Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства.
Совершенствование нормативно-правовой базы развития малого предпринимательства непосредственно связано с разработкой следующих документов:
- Положение о порядке ведения Реестра субъектов малого предпринимательства Тюменской области и предоставления пользователям хранящейся в ней информации;
- Положение о порядке предоставления льгот и использования нежилых помещений целевого фонда;
- Положение о механизме предоставления финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства;
- Положение о порядке формирования и использования средств гарантийного фонда Тюменского областного Фонда государственной поддержки малого предпринимательства.
Конечная результативность от предлагаемых мероприятий раздела обеспечивается за счет:
- создания благоприятных условий для хозяйственной деятельности малых предприятий;
- формирования подзаконных актов нормативно-правового характера, способствующих дальнейшему развитию малого предпринимательства.
Мероприятия по совершенствованию финансово-кредитной и инвестиционных поддержки малого предпринимательства обеспечат:
- снижение процентной ставки по кредитам в результате введения механизма льготного кредитования субъектов малого предпринимательства;
- гарантирование возврата вкладываемых в малое предпринимательство финансовых средств;
- получение экономического эффекта от проведения открытых региональных конкурсов в размере не менее 4 млн. рублей. за счет финансовой поддержки 20 краткосрочных производственных инвестиционных проектов;
- практическую апробацию условий и механизмов привлечения дополнительных средств и вариантов финансовой поддержки малого предпринимательства.
Мероприятия по поддержке инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства обеспечат:
- активное внедрение в практику новых технологий и рост на этой основе эффективности деятельности малых предприятий, что выразится в ориентировочном экономическом эффекте в размере 26 тыс. рублей.
Мероприятия по формированию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства обеспечат:
- развитие инфраструктуры системы поддержки предпринимательства, что повлечет за собой рост эффективности работы малых предприятий за счет более рационального менеджмента;
- упрощение доступа малых предприятий к информационным и инвестиционным ресурсам;
- широкий маркетинг продукции малых предприятий за счет организации (двух-трех) региональных выставок и ярмарок и повышение на этой основе эффективности деятельности малых предприятий.
Мероприятия по развитию системы обучения и консультирования субъектов малого предпринимательства обеспечат:
- повышение эффективности деятельности малых предприятий за счет предоставления консультационных и обучающих услуг 80 предпринимателям.
Организация мероприятий по обеспечению социальной защищенности и безопасности в малом предпринимательстве
- повышение уровня защищенности личности и имущества в сфере малого бизнеса.
Приложение N 1
к Областной программе
государственной поддержки
малого предпринимательства
в Тюменской области на 1998 г.
Мероприятия областной программы "Государственная поддержка
малого предпринимательства в Тюменской области на 1998 г."
и потребность в финансовых ресурсах для их реализации
Перечень мероприятий | Источники финансиро- вания |
Объем финан- сиро- вания на 1998 г (тыс. руб) |
Формы финанси- рования (кредит, субвенции дотации |
Исполнители программных мероприятий |
1. Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства |
||||
1.1. Анализ состояния и развития малого предпринима- тельства в городах и районах области |
обл.бюджет | 85 | субвенция | ТИнЭКО ДЭ Областные органы гос- статистики и ГНС ТюмКУГИ ТОФГПМП ТАУ |
1.1.1. Анализ состояния развития малого предпринима- тельства и эффективности мер по его государственной поддержке; |
обл.бюджет | 60 | субвенция | ТюмКУГИ ДЭ Областные органы гос- статистики и ГНС ТИнЭКО ТОФГПМП |
1.1.2. Изучение спроса со стороны хозяйствующих субъек- тов на услуги элементов системы поддержки предприни- мательства: аудиторские услуги; консалтинговые услу- ги; маркетинговые услуги; страхование капиталов, сделок и кредитов; |
обл.бюджет | 25 | субвенция | ТИнЭКО ТОФГПМП ТНТП ТРСП ТАУ |
1.2. Разработка концепции региональной финансово- кредитной системы поддержки СМП и предложений по привле- чению инвестиций |
обл.бюджет | 30 | субвенция | ТИнЭКО ТОФГПМП КФ ТюмКУГИ |
1.3. Разработка "Положения о порядке предоставления финансовой поддержки субъек- там малого предприниматель- ства" |
обл.бюджет | 15 | субвенция | ТИнЭКО ТОФГПМП КФ ТюмКУГИ Тобольский ФПМП |
1.4. Разработка программы "Поддержка малого предприни- мательства в научно-техничес- кой сфере" |
областной бюджет |
20 | субвенция | ТОФГПМП ТИнЭКО ТРСП ТНТП |
1.5. Разработка изменений и дополнений к действующему законодательству Тюменской области в сфере государствен- ной поддержки малого пред- принимательства |
обл.бюджет | 30 | субвенция | ТИнЭКО ТОФГПМП КФ ТюмКУГИ ТРСП |
Итого по разделу: в том числе текущие затраты областного бюджета |
областной бюджет |
180 180 |
||
2. Мероприятия по совершенствованию финансово-кредитной и инвестицион- ной поддержки малого предпринимательства |
||||
2.1. Формирование и исполь- зование гарантийного фонда ТОФГПМП, в том числе: - разработка Положения о порядке формирования и использования фонда - финансовое обеспечение деятельности фонда |
обл.бюджет | 810 10 800 |
субвенция | ТОФГПМП ТюмКУГИ КФ |
2.2. Проведение открытых региональных конкурсов с участием муниципальных ФПМП: - инвестиционных проектов "Тюменьинвест - 98" - производственных программ; - деловых предложений - по размещению государствен- ных и муниципальных заказов на производство и поставку продукции, товаров и услуг, в соответствии с квотами, установленными региональным законодательством. |
обл.бюджет | 200 | субвенция | ТОФГПМП ТИнЭКО ЗСЦМ ТюмКУГИ ТРСП ДЭ |
2.3. Выделение бюджетных средств для целевого кредитования победителям конкурса инвестиционных проектов |
обл.бюджет | 35000 | кредит за счет возврата ранее выданных ссуд |
КФ ТОФГПМП ТюмКУГИ ДЭ Муниципаль- ные ФПМП |
Итого по разделу: в том числе текущие затраты областного бюджета |
обл.бюджет | 36010 1010 35000 1010 |
субвенция кредит |
|
3. Мероприятия по поддержке инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства |
||||
3.1. Участие в разработке инвестиционных проектов малого инновационного предпринимательства в произ- водстве, отобранных на кон- курсной основе |
областной бюджет федераль- ный бюджет |
100 160 |
субвенция субвенция |
ТОФГПМП ТюмКУГИ ТинЭКО ТНТП ТРСП ФСРМФП |
Итого по разделу: в том числе: - областной бюджет - федеральный бюджет - текущие затраты областного бюджета |
260 100 160 100 |
субвенция | ||
4. Мероприятия по формированию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства |
||||
4.1. Формирование на террито- рии области базовых элементов инфраструктуры системы под- держки предпринимательства, в том числе: - консультационные пункты - бизнес-инкубаторы - муниципальные фонды (Ялуторовск, Заводоуковск, Ишим) |
обл.бюджет федераль- ный бюджет |
160 180 |
субвенция субвенция |
ТОФГПМП ТИнЭКО ТюмКУГИ ГКРП |
4.2. Содействие в разработке муниципальных программ по поддержке малого предприни- мательства |
областной бюджет |
40 | субвенция | ТОФГПМП ТИнЭКО |
4.3. Организация постоянно действующей выставки народных промыслов и ремесел в г.Тобольске |
обл.бюджет федераль- ный бюджет |
150 150 |
субвенция субвенция |
Тобольский муниципаль- ный ФПМП ТОФГПМП ТРСП ГКРП |
4.4. Организация участия СМП в выставках-ярмарках област- ных товаропроизводителей |
обл.бюджет | 200 | субвенция | ТОФГПМП ТРСП Органы мест- ного само- управления |
Итого по разделу: в том числе текущие затраты областного бюджета |
обл.бюджет фед.бюджет |
880 550 330 550 |
субвенция | |
5. Мероприятия по информационному обеспечению малого предпринимательства |
||||
5.1. Формирование системы информационного обеспечения СМП в том числе: - разработка положения о Реестре СМП области и его поэтапное формирование; - создание информационной базы целевого фонда нежелых помещений для развития СМП и объектов его инфраструк- туры |
обл.бюджет обл.бюджет фед.бюджет обл.бюджет |
160 120 120 40 |
субвенция | ТОФГПМП (муниципаль- ные ФПМП) ТРСП ТюмКУГИ ТНТП ГКРП |
5.2. Освещение хода реализа- ции областной Программы поддержки предпринимательства популяризация идей малого предпринимательства органами государственной власти и управления, формирование положительного имиджа предпринимательской деятель- ности через средства массовой информации |
обл.бюджет | 250 | субвенция | ТОФГПМП ТюмКУГИ СМИ ТРСП |
5.3. Выпуск пробного темати- ческого сборника по пробле- мам развития малого предпри- нимательства в области |
обл.бюджет | 30 | субвенция | ТИнЭКО ТРСП ТОФГПМП ТюмКУГИ |
Итого по разделу: в том числе текущие затраты областного бюджета |
обл.бюджет фед.бюджет |
560 440 120 440 |
субвенция | |
6. Мероприятия по развитию системы обучения и консультирования СМП | ||||
6.1. Проведение конкурса Программ обучения СМП |
обл.бюджет | 10 | субвенция | ТюмКУГИ ТОФГПМП |
6.2. Обучение СМП | обл.бюджет | 130 | субвенция | Победитель конкурса Программ обучения СМП |
Итого по разделу: в том числе текущие затраты областного бюджета |
обл.бюджет | 140 140 |
субвенция | |
7. Организация мероприятий по обеспечению социальной защищенности и безопасности в малом предпринимательстве |
||||
7.1. Осуществление мероприя- тий по защите личности и собственности в сфере малого бизнеса от криминальных структур |
обл.бюджет | 50 | субвенция | Общественные организации предпринима- телей ТОФГПМП УВД Тюмен- ской области |
7.2. Создание общественно- экспертного Совета с участием общественных объединений СМП, органов государственной власти и местного самоуправ- ления |
обл.бюджет | - | - | ТюмКУГИ ТОФГПМП ТРСП |
Итого по разделу: в том числе текущие затраты областного бюджета |
обл.бюджет | 50 50 |
субвенция |
Всего в программе: |
38080 |
в том числе:
- областной бюджет |
37470 |
из них:
- субвенции(текущие затраты) |
2470 |
Условные обозначения:
ТИнЭКО - Тюменский институт экономической коньюктуры
ДЭ - департамент экономики администрации Тюменской области
ТюмКУГИ - Комитет по управлению государственным имуществом Тюменской
области
ТОФГПМП - Тюменский областной Фонд государственной поддержки малого
предпринимательства
ТНТП - Тюменский научно-технологический парк
КФ - Комитет финансов администрации Тюменской области
ЗСЦМ - Западно-Сибирский центр маркетинга
ТРСП - Тюменский региональный союз предпринимателей
ТАУ - Тюменское антимонопольное управление
ТТПП - Тюменская торгово-промышленная палата
ФМП - фонды поддержки малого предпринимательства
ГНС - государственная налоговая служба
ГКРП - государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого
предпринимательства
ФФПМП - федеральный фонд поддержки малого предпринимательства
ФСРМФП - фонд содействия развитию малых форм предприятий в
научно-технической сфере
Приложение N 2
к разделу 1 мероприятий
Смета затрат по совершенствованию нормативно-правовой
базы поддержки малого предпринимательства
N | Наименование затрат | Сумма (руб.) |
1 | Оплата труда с отчислениями во внебюджетные фонды |
63000 |
2 | Услуги сторонних организаций (изучение спроса на услуги элементов системы поддержки малого предпринимательства, исследование кризисно- депрессивных зон) |
50000 |
3 | Аренда средств вычислительной техники, програм- мных продуктов |
20000 |
4 | Прочие расходы | 16000 |
5 | Накладные 20% от п. 1 | 31000 |
Всего | 180000 |
Приложение N 3
к разделу 2 мероприятий
Смета затрат на проведение открытых региональных
конкурсов с участием МФПМП
N | Наименование затрат | Сумма (руб.) |
1 | Заработная плата* - всего: в том числе: - рабочая группа; - технические эксперты; - эксперты по финансово-экономическому анализу проектов; |
110400 15000 45000 50400 |
2 3 4 6 |
Начисление на заработную плату* - 39% Освещение хода конкурсов в СМИ Услуги сторонних организаций Накладные 20% от п. 1 |
43056 20000 10000 16544 |
Всего: | 200000 |
Примечание:
*Включены в смету расходов на содержание Фонда
Приложение N 4
к разделу 2 мероприятий
Перечень конкурсов, проводимых среди субъектов
малого предпринимательства
Наименование | кол-во | ссуда на 1 ед. (тыс.руб) |
объем ссуд (тыс.руб) |
1. Конкурс краткосрочных производственных инвестиционных проектов |
20 | 500 | 10000 |
2. Кредитование инновационных проектов совместно с Федеральным Фондом содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере |
5 | 400 | 2000 |
3. Конкурс среди фермеров и переработ- чиков сельскохозяйственный продукции |
14 | 400 | 5600 |
4. Конкурс инвестиционных проектов | 6 | 2000 | 12000 |
5. Конкурс деловых предложений | 20 | 20 | 400 |
6. Конкурс женщин-предпринимателей | 5 | 500 | 2500 |
7. Конкурс молодых предпринимателей | 5 | 500 | 2500 |
Итого: | 75 | 35000 |
Всего за счет кредитных ресурсов: 35000
Приложение N 5
к разделу 3 мероприятий
Смета затрат по обработке на практике инвестиционных
проектов малого инновационного предпринимательства
N | Наименование затрат | Сумма (руб) |
1 | Сопровождение проектов малого инновационного предпринимательства в производстве |
35000 |
2 | Изготовление опытных образцов, отработка технологических циклов |
40000 |
4 | Прочие расходы | 3000 |
5 | Накладные 20% от п. 1 | 22000 |
Всего: | 100000 |
Приложение N 6
к разделу 4 мероприятий
Единовременные затраты
на создание консультационного пункта
приложение 6.1.
N | Наименование затрат | Сумма (руб) |
1 2 3 4 |
Оргтехника: в т.ч: - Компьютер/Pentium ММХ-233/ - 2 шт. - Монитор 14" - 2 шт. - Лазерный принтер (Lazerjet 6L) - Fax-modem - 1 шт - Телефон /Panasonic/ - 1 шт. - Источник бесперебойного питания - 1 шт - Сетевые карты - 2 шт. Итого: Программные продукты, в том числе: - win 95, - offic 97 Итого: Установка телефона - 1 шт. Мебель офисная - к-т Всего: |
7155 2492 3050 936 378 1947 4948 20906 744 3441 4185 3500 10000 38591 |
Смета затрат на содержание консультационного
(опорного) пункта из расчета двух человек на год
приложение 6.2.
N | Наименование затрат | Сумма (руб) |
1 | Заработная плата 2х600=1200 - оклады за мес. 1200х1.7=2040х12 мес = 24480 оклады с надбавками 2040х4=8160 премии год 2040х1 =2040 мат.помощь год Итого с р/к: /24480+8160/х1,15=37536+2040=39576 |
39576 |
2 | Начисление на заработную плату 39% | 15435 |
3 | Аренда помещения: - арендная плата 29,06х30м2х12мес.=10462 - коммунальные услуги 10х30м2х12мес.=3600 |
14062 |
4 | Накладные расходы | 19788 |
Всего: | 88861 |
Приложение N 7
к разделу 4 мероприятий
Смета затрат по организации постоянно действующих
выставок народных промыслов и ремесел в г. Тобольске
N | Наименование затрат | Сумма (руб) |
1 | Оплата труда с отчислениями во внебюджетные фонды |
55000 |
2 | Затраты на рекламу (освещение в СМИ) | 30000 |
3 | Аренда выставочных площадей | 30000 |
4 | Прочие | 8000 |
5 | Накладные 20% от п. 1 | 27000 |
Всего: | 150000 |
Приложение N 8
к разделу 4 мероприятий
Смета затрат по организации участия СМП в выставках-ярмарках
областных товаропроизводителей
N | Наименование затрат | Сумма (руб.) |
1 | Оплата труда с отчислениями во внебюджетные фонды |
70000 |
2 | Затраты на рекламу (освещение в СМИ) | 30000 |
3 | Аренда выставочных площадей | 60000 |
4 | Прочие | 10000 |
5 | Накладные 20% от п. 1 | 30000 |
Всего: | 200000 |
Приложение N 9
к разделу 5 мероприятий
Смета затрат по формированию Реестра СМП области
N | Наименование затрат | Сумма (руб.) |
1 | Оплата труда с отчислениями во внебюджетные фонды |
56000 |
2 | Услуги сторонних организаций | 30000 |
3 | Аренда средств вычислительной техники, программных продуктов |
20000 |
4 | Накладные | 14000 |
Всего: | 120000 |
Приложение N 10
к разделу 6 мероприятий
Смета затрат на проведение мероприятий по
развитию системы обучения и консультирования СМП
N | Наименование затрат | Сумма (руб.) |
1 | Оплата труда с отчислениями во внебюджетные фонды |
65000 |
2 | Услуги сторонних организаций | 32000 |
3 | Аренда помещений | 20000 |
4 | Накладные | 13000 |
Всего: | 130000 |
Приложение N 11
к разделу 7 мероприятий
Смета затрат на осуществление мероприятий по защите
личности и собственности в сфере малого бизнеса
N | Наименование затрат | Сумма (руб.) |
1 | Оплата труда с отчислениями во внебюджетные фонды |
20000 |
2 | Услуги сторонних организаций | 20000 |
3 | Аренда помещений | 6000 |
4 | Накладные | 4000 |
Всего: | 50000 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Тюменской области от 10 сентября 1998 г. N 160 "О программе государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области на 1998 год"
Текст постановления официально опубликован не был