Председатель областной Думы |
С.Е.Корепанов |
Паспорт Областной Программы
"Государственная поддержка малого предпринимательства
в Тюменской области на 1998 год"
Основание для разработки Закон Тюменской области "О государст-
программы венной поддержке малого
предпринимательства в Тюменской
области"
Программа утверждена Постановлением Губернатора
Тюменской области
от "10" сентября 1998 г. N 160
Разработчики программы Государственное учреждение Тюменской
области "Тюменский областной фонд
государственной поддержки малого
предпринимательства".
Государственное учреждение Тюменской
области "Тюменский институт
экономической конъюнктуры".
Основные исполнители Комитет по управлению государствен-
программы ным имуществом Тюменской области
Государственное учреждение Тюменской
области "Тюменский областной фонд
государственной поддержки малого
предпринимательства".
Комитет финансов администрации
Тюменской области.
Департамент экономики администрации
Тюменской области.
Государственное учреждение Тюменской
области "Тюменский институт
экономической конъюнктуры.
Департамент по социально-экономичес-
кому развитию села.
Комитет по труду, эанятости и
миграции.
Областной комитет государственной
статистики
Государственная налоговая инспекция
по Тюменской области
Тюменский научно-технологический парк.
Тюменский региональный союз
предпринимателей.
Муниципальные фонды поддержки
предпринимательства
1. Состояние проблемы, пути решения, общая эффективность Программы:
По данным эа 1997 год на территории Тюменской области функционирует 34,4 тыс. малых предприятий (4.1% от общего их количества в стране). Среди всех субъектов Российской Федерации наш регион занимает лидирующие позиции по данному показателю - третье место после Москвы (20,8%) и Санкт-Петербурга (11,7%). Три пятых их общего количества сосредоточены в Ханты-Мансийском автономном округе, на юге области 26%, в Ямало-Ненецком автономном округе - 15%.
Отраслевая структура по количеству малых предприятий распределилась следующим образом (в процентах):
- торговля и общественное питание - 54,1
- строительство - 17,3
- промышленность - 5,8
- транспорт и связь - 5,6
- материально-техническое
снабжение и сбыт - 3,1
- наука и научное обслуживание - 2,3
- общая коммерческая
деятельность - 1,8
- сельское хозяйство - 0,8
- другие отрасли - 9,2
Преобладающая форма собственности - частная, ее доля в общем количестве малых предприятий составляет 93%.
По состоянию на 1 января 1998 года на малых предприятиях области работало около 343 тыс.человек, причем на постоянной основе трудятся на них 287 тыс.человек. На одном предприятии в среднем постоянно работали 8 человек, в строительстве - 20 человек, в промышленности - 27, торговле - 3.
Уровень развития предпринимательства в южных районах Тюменской области крайне неравномерен. Так, например, если взять количество малых предприятий, приходящихся на 1000 человек населения, то разброс составит от 11,3 в Бердюжском районе, до О,25 в Тобольском или относительных величинах различается в 45 раз. Еще более существенны различия в объемах капиталовложений на душу населения. Если в Уватском районе на душу населения приходится 3,4 млн. руб., то в Омутинском - лишь 0,03 млн.руб., что в относительных величинах составляет 113 раз.
Города и районы юга Тюменской области существенно различаются между собой по индексу хозяйственной активности (средним темпам роста производства основных видов продукции): от 0.45 в Уватском районе, до 4,02 в Исетском. Такой диапазон в средних темпах роста физического объема производства объясняется, прежде всего, существенными различиями в уровне развития предпринимательства.
Указанные различия в экономических параметрах приводят и к существенным различиям в социальном положении населения. По уровню безработицы уровень разброса составляет 8,3 раза, а по уровню среднемесячных доходов на душу работающего населения колеблется от 1974 тыс. рублей в Уватском районе до 576 тыс. рублей в Сорокинском районе, т.е. в 3,4 раза.
Падает инвестиционная привлекательность Тюменской области. В частности, это отражается в динамике иностранных инвестиций. В последнее время Тюменская область катастрофически быстро теряет свои позиции в соревновании эа инвестиции. Если в 1994 г. на долю Тюменской области приходилось 10,5% всех иностранных инвестиций в экономику России, то в 1997 г. - лишь 1,4%. Эта ситуация связана абсолютным падением частных иностранных инвестиций в Тюменскую область на фоне их роста в другие регионы России. Так, если с 1994 по 1997 иностранные инвестиции в Тюменскую область снизились на 18%, то в Санкт-Петербург - возросли на 46%, в Томскую область - на 63%, Татарстан и в Самарскую область - в 6,3 раза, в Нижегородскую - в 4,5 раза. По иностранным инвестициям нас опережает уже Татарстан и приближается Томская область.
Стагнация деловой и инвестиционной активности предприятий малого бизнеса привела к беспрецедентному падению темпов произведенной продукции и выручки от ее реализации (указанные показатели снизились более чем вдвое). В результате этого резко сократилась доходообразующая база субъектов малого предпринимательства, сокращаются возможности обеспечения населения товарами собственного производства, что делает бюджет Тюменской области существенно эависимым от внешних факторов, в том числе и от дотаций федерального бюджета.
В тоже время значительно возрос вклад малых предприятий в насыщении потребительского рынка товарами народного потребления и его влияние на экономику области становится более ощутимым. Показатели их деятельности в последние годы позволяют говорить о достаточной эффективности работы этого сектора экономики. Только 13,9% предприятий малого бизнеса по итогам 1997 года имели отрицательный финансовый результат, причем наибольшее количество убыточных малых предприятий имелось в промышленности (29,4%). Сумма убытков малых предприятий в 1997 году по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в 2 раза меньше. Это позволяет сказать, что малое предпринимательство постепенно адаптируется в условиях рынка.
Не сформирована в полном объеме система нормативно-правовых актов, направленная на реализацию положений закона Тюменской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Тюменской области".
Предлагаются следующие пути решения имеющихся проблем:
- подготовка подзаконных актов нормативно-правового характера, позволяющих установить предельно-упрощенный порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, порядок допуска малых предприятий к реализации на конкурсной основе государственных и муниципальных эаказов на поставку (закупку) продукции и услуг; поддержку отечественных производителей, предоставления малым предприятиям жилых и нежилых помещений; защиту от рэкета и других посягательств на безопасность функционирования малых предприятий;
- формирование новой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства для обеспечения широкого спектра услуг, в том числе создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера,
- создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений. Предусматривается предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и т.д.
Осуществление программных мероприятий позволит:
- сформировать и развить инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;
- повысить эффективность информационного и организационно-методического обеспечения малого предпринимательства;
- обучить предпринимательские кадры и предпринимателей;
- увеличить поступления в бюджеты всех уровней;
- создать дополнительные рабочие места;
- повысить уровень жизни населения.
2. Конечная цель Программы Создание основ для реальной
поддержки малого
предпринимательства в
Тюменской области путем
совершенствования нормативно
правовой базы, формирования
инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства, повышения
его имиджа.
3. Сроки выполнения Программы 1998 год
4. Генеральный заказчик Комитет по управлению
государственным имуществом
Тюменской области
5. Руководитель Программы Загвязинский Владимир
Владимирович - председатель
Комитета по управлению
госуд арственным имуществом
Тюменской области.
6. Финансовые затраты на реализацию Программы
Основные направления Программы | Источники финансирования |
Всего на 1998 г. тыс.руб. |
Всего по Программе: Из них по основным направлениям: 1. Мероприятия по совершенствованию нормативно- правовой базы поддержки малого предпринимательства 2. Мероприятия по совершенствова- нию финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства 3. Мероприятия по поддержке производственно-технологической и инновационной деятельности субъектов малого предпри- нимательства. 4. Мероприятия по формированию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. 5. Мероприятия по информационному обеспечению малого предпринимательства. 6. Мероприятия по развитию системы обучения и консультирования СМП. 7. Организация мероприятий по обеспечению социальной защищенности и безопасности в малом предпринимательстве |
Всего из них: федеральный бюджет областной бюджет в том числе: - субвенции - кредиты всего в том числе из обл.бюджета всего в том числе из обл. бюджета из них: - субвенции: - кредиты всего в том числе из обл.бюджета всего в том числе из обл.бюджета всего в том числе из обл.бюджета всего в том числе из обл.бюджета всего в том числе из обл.бюджета |
38080 610 37470 *) 2470 **) 35000 180 180 36010 36010 1010 **) 35000 260 100 880 550 560 440 140 140 50 50 |
*) Финансирование осуществляется в рамках реализации областной Программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Тюменской области" - приложение 3 к Закону Тюменской области "Об областном бюджете на 1998 год". **) Финансирование производится в соответствии со ст.77 Закона Тюменской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области "Об областном бюджете на 1998 год". |
7. Экономическая и социальная эффективность программы.
Реализация программных мероприятий обеспечит получение сведений о механизмах взаимодействия малого предпринимательства с социально-экономическим развитием Тюменской области, об эффективности различных форм государственной поддержки-малого предпринимательства, о наличии кризисно-депрессивных зон и зон интенсивного развития предпринимательства, о требуемой для предпринимателей государственной поддержке, о необходимых нормативно-правовых актах, обеспечивающих эффективное функционирование малого предпринимательства.
Перечень программных мероприятий | Конечная результативность мероприятий |
Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства. Мероприятия по совершенствованию финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства Мероприятия по поддержке инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства Мероприятия по формированию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства обеспечат: Мероприятия по развитию системы обучения и консультирования субъектов малого предпринимательства обеспечат: Организация мероприятий по обеспечению социальной защищенности и безопасности в малом предпринимательстве |
- создание благоприятных условий для хозяйственной деятельности малых предприятий; - формирование пакета подзаконных актов нормативно-правового характера, способствующих развитию малого предпринимательства. - снижение процентной ставки по кредитам в результате введения механизма льготного кредитования субъектов малого предпринимательства; - гарантирование возврата вкладываемых в малое предпринимательство финансовых средств, получение экономического эффекта от проведения открытых региональных конкурсов в размере не менее 4 млн.рублей, за счет финансовой поддержки краткосрочных производственных инвестиционных проектов; - практическая апробация условий и механизмов привлечения дополнительных средств и вариантов финансовой поддержки малого предпринимательства. - активное внедрение в практику новых технологий и рост на этой основе эффективности деятельности малых предприятий, что выразится в ориентировочном экономическом эффекте в размере 26 тыс. рублей. - развитие инфраструктуры системы поддержки предпринимательства, что повлечет за собой рост эффективности работы малых предприятий за счет более рационального менеджмента; - упрощение доступа малых предприятий к информационным ресурсам; - широкий маркетинг продукции малых предприятий эа счет организации (двух-трех) региональных выставок и ярмарок и повышение на этой основе эффективности деятельности малых предприятий. - повышение эффективности деятельности малых предприятий за за счет предоставления консультаци- онных и обучающих услуг 80 предпринимателям. - повышение уровня защищенности личности и имущества в сфере малого бизнеса. |
Текст Программы см. постановление Губернатора Тюменской области от 10 сентября 1998 г. N 160
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 29 сентября 1998 г. N 281 "Об областной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области на 1998 год"
Текст постановления официально опубликован не был