5 июля 2001 г. Губернатор Тюменской области подписал Закон Тюменской области N 354 "О политике Тюменской области в сфере торговой деятельности". Закон в целом носит общий (рамочный) характер, определяя общие положения и принципы взаимодействия органов власти Тюменской области и органов местного самоуправления с субъектами торговой деятельности. Однако целый ряд положений, устанавливающих конкретные нормы, требуют отдельного рассмотрения.
Частью 3 ст. 8 Закона установлена норма, в соответствии с которой реализация, продажа товаров, оказание услуг, выполнение работ, подлежащих обязательной сертификации, без информации о сертификации запрещаются. Указанное положение следует признать неудачным, поскольку норма сформулирована нечетко: не указано, какого рода и какая информация должна иметься в наличии, и каким образом и кому она должна предоставляться.
Частью 3 ст. 9 Закона установлено следующее положение: "Субъекты торговой деятельности согласовывают с органами местного самоуправления Тюменской области:
- изменение профиля торгового объекта при переходе из сферы торговой деятельности в любую другую сферу деятельности;
- изменение профиля специализированных торговых объектов, реализующих молочную, овощную продукцию, хлебобулочные изделия, детское и диетическое питание".
Указанное положение представляется неудачным, поскольку норма сформулирована неопределенным образом - не ясно, обязаны ли субъекты торговой деятельности проводить согласование или имеют право.
Очевидно, что в практической деятельности органы власти истолкуют указанное положение закона как обязывающее субъектов предпринимательской деятельности проводить подобное согласование.
Однако такое согласование противоречит Конституции РФ и действующему федеральному законодательству. Ст. 8 Конституции установлен конституционный принцип свободы экономической деятельности. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Из указанного положения вытекает право свободного выбора сферы предпринимательской деятельности, а также право на смену сферы предпринимательской деятельности.
Установление обязательного согласования изменения профиля торгового объекта влечет неоправданное ограничение конкуренции, что противоречит конституционному принципу поддержания конкуренции (часть 2 ст. 34 Конституции). Положение части 3 ст. 9 Закона также нарушает ст. 7 федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с положениями которой органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:
- вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров;
- необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
- необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности.
Аналогичные вопросы вызывает и часть 1 ст. 12 Закона, правило, в соответствии с которым "размещение и открытие объектов торговли осуществляется по согласованию с органами местного самоуправления".
Действующее законодательство в области торговли, строительства, санитарно-эпидемиологического надзора содержит нормы, обязывающие проводить согласования с отдельными органами на предмет соответствия деятельности либо объекта специальным правилам (санитарно-эпидемиологическим, строительным и др.)
Однако принятие положения, в соответствии с которым орган местного самоуправления согласовывает именно размещение и открытие объекта торговли (без связи с соблюдением каких-либо специальных правил) нарушает конституционное право на свободу предпринимательской деятельности, конституционные принципы свободы экономической деятельности и поддержания конкуренции, а также противоречит положениям ст. 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Закон предусматривает создание торговых реестров на уровне области и муниципальных образований, включающих сведения об объектах торговли и субъектах торговой деятельности. При этом в Законе нет указания на то, каким образом формируется торговый реестр - на принципах добровольности либо с обязательным включением сведений обо всех субъектах торговой деятельности и объектах торговли. Поскольку в Законе не указано на обязательность включения в реестр, на субъект торговли не может быть наложена обязанность по регистрации в торговом реестре и представлении соответствующих сведений.
Ст. 13 Закона установлены требования к обслуживающему персоналу торгового предприятия. При этом не определено, что закон понимает под обслуживающим персоналом торгового предприятия (непосредственно продавцов, либо всех лиц, работающих непосредственно с товарами, либо всех работников объекта торговли, либо всех работников юридического лица или предпринимателя, осуществляющего торговую деятельность).
В ст. 13 Закона установлено требование, в соответствии с которым обслуживающий персонал торгового предприятия обязан иметь документ о специальном образовании и (или) профессиональной подготовке. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в законе не уточнено какого рода специальное образование или профессиональная подготовка должна быть подтверждена документом.
Указанное требование ограничивает конституционный принцип свободы труда (ст. 37 Конституции РФ). Ограничение конституционного права гражданина на труд в соответствии со ст. 55 возможно только путем принятия соответствующего федерального закона, но не закона Тюменской области.
Законодатель, устанавливая указанное положение, не учел реальной ситуации на рынке труда. Продавцы в основной своей массе либо вообще не имеют никакого специального образования, либо имеют специальное образование, не связанное с торговлей. Торговые предприятия постоянно испытывают недостаток в работниках, очень высока текучесть кадров. В таких условиях установление дополнительного требования в виде наличия специального образования приведет к тому, что торговые предприятия будут еще в большей степени испытывать нехватку кадров, а часть потенциальных работников пополнит ряды безработных.
К безусловно положительным моментам в Законе относится установление норм, регулирующим порядок проведения контролирующими органами проверок в порядке контроля за деятельностью торговых объектов на территории Тюменской области. В частности, Законом предусмотрено ведение контрольного журнала, в котором должны делаться отметки о проведении проверок.
Нормы Закона о ведении контрольного журнала необходимо применять с учетом аналогичных положений о журнале учета мероприятий по контролю, установленных в федеральном законе N 134-ФЗ от 8 августа 2001 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Ст. 9 указанного федерального закона предусматривает оформление результатов контрольных проверок в виде акта, а также в виде записи в журнале учета мероприятий по контролю.
Ст. 15 Закона органам местного самоуправления предоставлено право приостанавливать либо прекращать продажу товаров (оказание услуг) в случае выявления продажи товаров (оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно.
Указанная норма предоставляет органам местного самоуправления полномочие, ограничивающее конституционное право граждан на предпринимательскую деятельность (ст. 34 Конституции РФ), которое в силу ст. 55 Конституции и пункта 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ может быть ограничено только федеральным законом. Таким образом, предоставление указанного полномочия органом местного противоречит действующему федеральному законодательству.
Юридическая фирма "Западно-Сибирские Правовые Эксперты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к постановлению Губернатора Тюменской области от 18 сентября 2000 г. N 216 "Об утверждении территориальных строительных норм "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий"
Текст комментария официально опубликован не был