Комментарий к распоряжению Администрации г. Тюмени от 1 марта 2001 г. N 720
"Об утверждении Порядка ведения и формы контрольного журнала
регистрации проверок объектов торговли на территории г. Тюмени
"
24 мая 2001 г.
Утвержденные комментируемым распоряжением "Порядок ведения и форма контрольного журнала регистрации проверок объектов торговли на территории г. Тюмени" преследуют цель упорядочения контрольно-надзорной деятельности за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность на территории г. Тюмени.
В настоящее время основы государственного регулирования контрольно-надзорной деятельности в целом установлены федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Процедура осуществления отдельных видов контрольно-надзорной деятельности, ее правовые основания и последствия урегулированы в различных нормативно-правовых актах, посвященных деятельности тех или иных контрольно-надзорных органов, и, соответственно, относящихся к различным отраслям действующего законодательства.
В качестве примера можно привести как гл. 14 Налогового кодекса РФ, так и "Положение о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономический связей и торговли Российской Федерации", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 866, и многое другое.
При этом контрольно-надзорная деятельность одних органов урегулирована законодательством достаточно подробно, а других - только в общих чертах. Регулирование такой деятельности осуществляется нормативными правовыми актами различной юридической силы.
Комментируемым Порядком, принятым до вступления в силу ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", была предпринята попытка рассмотреть процесс контрольно-надзорной деятельности и осуществить его нормативно-правовое регулирование с совершенно иной точки зрения. Если действовавшее на тот момент федеральное законодательство осуществляло такое регулирование с точки зрения предмета контроля и контролирующих органов, то в Порядке (а позднее - и в ФЗ "О защите прав...") контрольно-надзорная деятельность рассматривается с точки зрения подконтрольного субъекта - юридического лица либо предпринимателя, осуществляющих торговую деятельность - и, следовательно, как единый процесс, требующий единого согласованного правового регулирования.
Необходимость такого единого регулирования основ контрольно-надзорной деятельности как единого объекта в настоящее время объективно назрела. Среди вопросов, разрешить которые возможно только путем единого согласованного регулирования, такие как: исключение возможности проведения нескольких проверок разными органами одновременно, исключение осуществления контроля различными органами по одному и тому же предмету, защита прав подконтрольного субъекта против злоупотреблений контрольно-надзорных органов, недопущение предъявления контрольно-надзорными органами противоречащих друг другу требований, и т.д.
Вышеперечисленные вопросы, а также некоторые иные, и были урегулированы ФЗ "О защите прав...".
Однако, еще до принятия данного закона администрацией города Тюмени была предпринята попытка восполнить описанный правовой пробел путем ввода журнала проверок на объектах торговли. Позднее, п. 5 ст. 9 ФЗ "О защите прав..." такое же требование введено для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Издание комментируемого распоряжения в целом следует оценить положительно, в связи с чем, несмотря на отсутствие силовых рычагов приведения его в действие, следует рекомендовать исполнение его предписаний на добровольной основе.
Исполнение данного распоряжения послужит прежде всего защите интересов хозяйствующих субъектов и их работников от злоупотреблений со стороны должностных лиц контрольно-надзорных органов, таких как проведение проверок во внеслужебное время не с целью выявления нарушений, а с целью провокации дачи взятки, неоднократное в течение короткого периода времени проведение проверок одними и теми же должностными лицами, приводящее к затруднению деятельности объекта торговли, проведение проверок без оформления их результатов и т.д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к постановлению Губернатора Тюменской области от 18 сентября 2000 г. N 216 "Об утверждении территориальных строительных норм "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий"
Текст комментария официально опубликован не был