5 июня 2001 г. Тюменской городской думой было принято решение N 172, которым утверждена новая редакция Положения о местных налогах и сборах на территории г.Тюмени. (далее - "Положение").
В новой редакции Положения исключен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - в связи с отменой указанного местного налога федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах".
Перечень местных налогов и сборов в соответствии с новой редакцией Положения включает в себя 5 пунктов:
1. Налог на имущество физических лиц.
3. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
4. Целевой сбор на благоустройство территории.
Налог на имущество физических лиц. Наиболее важные моменты применительно к указанному налогу установлены на федеральном уровне в Закона# РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
В Положении конкретизированы участники отношений, связанных с исчислением и взиманием налога на имущество физических лиц. В частности, определение инвентаризационной стоимости недвижимого имущества возложено на муниципальное учреждение "Бюро технической инвентаризации и регистрации" (пункты 1.3.1, 1.6.2 Положения). Необходимые для исчисления налога сведения о транспортных средствах, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, предоставляются налоговым органам государственной инспекцией по маломерным судам Обь-Иртышского бассейна, Обь-Иртышским региональным пароходством, Управлением федеральной авиационной службы. (пункт 1.6.3. Положения)
Положением установлен ряд дополнительных льгот, не предусмотренных Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц". Наибольший интерес представляет льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц, имеющих в собственности строения, помещения и сооружения, расположенные на неудобных в ландшафтном отношении землях (овраги, склоны оврагов и водоемов, карьеры), а также затапливаемые паводковыми и грунтовыми водами. При этом наличие указанного основания устанавливается на основании акта обследования, проводимого Земельным комитетом Администрации г.Тюмени. Необходимо отметить, что более конкретных критериев в Положении не установлено.
Ставка налога на имущество физических лиц в Положении не определена - установление ставки производится отдельным решением Тюменской городской думы.
Земельный налог. Основные элементы указанного налога установлены в Законе РФ 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю".
В Положении предусмотрена форма налоговой декларации по земельному налогу. Также необходимо обратить внимание на установленную в Положении льготу - освобождение от уплаты земельного налога граждан, земли которых затапливаются паводковыми и (или) грунтовыми водами. Наличие оснований для предоставления льготы подтверждается актом обследования, проведенного Земельным комитетом Администрации г.Тюмени.
Целевой сбор на благоустройство территории. На федеральном уровне возможность введения и взимания указанного налога предусмотрена в подпункте "ж" пункта 1 ст.21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ". Как применительно к другим местным налогам, в указанном Законе определены основные элементы налога - плательщики, объект налогообложения, максимальные налоговые ставки.
В Положении в качестве плательщиков указанного налога предусмотрены только юридические лица, хотя Закон "Об основах налоговой системы в РФ" предусматривает возможность взимания указанного налога как с юридических, таки с физических лиц. Таким образом, на территории г.Тюмени указанный налог введен только в отношении юридических лиц.
Необходимо отметить, что отдельные нормы Положения в части введения указанного налога противоречат действующему федеральному законодательству.
В частности, подпункт "ж" пункта 1 ст.21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" в качестве объекта налогообложения по указанному налогу для юридических лиц устанавливает годовой фонд заработной платы, рассчитанный исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Из содержания термина "годовой фонд заработной платы" следует что, в этот фонд включается только заработная плата - вознаграждение работника, работающего в организации по трудовому договору, за выполнение своих трудовых обязанностей. Однако в Положении в пункте 4.6.1. установлено, что в среднесписочную численность работающих при исчислении годового фонда оплаты труда "... включается численность лиц, работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера..."
В результате в Положении налоговая база по указанному налогу неправомерно расширена по сравнению с тем, как этот налог определен в федеральном законодательстве.
Пункт 4.7.3 Положения устанавливает обязанность по уплате налога в том случае, если у налогоплательщика не возник объект налогообложения - "Плательщики, прекратившие уставную деятельность, но не сдавшие ликвидационный баланс в инспекцию МНС РФ по месту регистрации, постановки на налоговый учет, уплачивают указанный сбор в размере 3 процентов от минимальной месячной оплаты труда, исходя из величины среднесписочной численности работающих, при этом среднесписочная численность принимается не менее единицы."
Установление подобной нормы недопустимо - в ней предусмотрено "вменение" налогоплательщику объекта по налогу, у него не возникшего, что противоречит положениям ст.3 Налогового кодекса.
На наш взгляд, не очень удачно установлены в Положении сроки уплаты целевого собора - путем привязки к срокам сдачи бухгалтерской отчетности. Указанные сроки устанавливаются в федеральных нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность (но не налогообложение), как правило это делается в нормативных документах Минфина РФ. В связи с этим и налогоплательщики, и налоговые органы вынужден будет постоянно следить за изменениями сроков представления бухгалтерской отчетности. Это не совсем согласуется с принципом определенности налогового обязательства, в том числе сроков его исполнения (пункт 6 и пункт 7 ст.3 Налогового кодекса РФ). Также нарушается социально-экономический принцип экономичности налогообложения - затраты как государства, так и налогоплательщиков по исчислению и уплате налога должны быть минимальными. Кроме того, совершенно абсурдная ситуация сложится, если на федеральном уровне будет отменено ежеквартальное представление бухгалтерской отчетности.
Налог на рекламу. Основные элементы этого налога на федеральном уровне установлены в подпункте "з" пункта 1 ст.21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ". В указанной норме объектом налога названа стоимость услуг по рекламе собственной продукции плательщика налога. Исходя из определения рекламы, данной в Законе РФ "О рекламе" объектом налога на рекламу будет выступать стоимость оказываемых налогоплательщику услуг по распространению информации о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Однако в Положении объект налогообложения иной. Во-первых, в пункте 5.1.1 определение объекта сформулировано иначе - "стоимость работ, услуг, оплачиваемых за рекламу". В целом формулировка неудачная - трудно представить, что такое "стоимость работ, оплачиваемых за рекламу". Кроме того, включение работ ведет к расширению объекта налогообложения по сравнению с тем, как это определено в федеральном законе.
Во-вторых, в пункте 5.3.1 Положения в налоговую базу включаются также работы и услуги по изготовлению рекламы. Однако определение рекламы, данное в Законе РФ "О рекламе" предполагает включение в услуги по рекламе только услуг по распространению рекламной информации; работы по изготовлению рекламных рекламы сами по себе не связаны с распространением рекламной информации (например, изготовленный рекламный щит может нигде не устанавливаться, а все время лежать на складе). Таким образом, в пункте 5.3.1 Положения налоговая база расширена по сравнению с тем, как она следует из норм федерального законодательства.
Налогоплательщики - организации представляют декларации по налогу ежеквартально в сроки, установленные для представления соответствующей бухгалтерской отчетности. Налог уплачивается в срок не позднее пяти либо десяти дней по наступлении срока представления квартальной либо годовой бухгалтерской отчетности соответственно.
Налогоплательщики - физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, представляют декларации ежегодно, в срок, установленный для представления декларации о доходах. Налог же, тем не менее, уплачивается ежеквартально. Норма о сроке уплаты налога индивидуальными предпринимателями по итогам первых трех кварталов года представляет собой пример неудачной юридической техники: данное положение может быть истолковано как то, что налог уплачивается не позднее 30-ого числа или первого или второго месяца следующего квартала. С практической точки зрения гораздо целесообразнее уплачивать налог до тридцатого числа первого месяца следующего квартала (так, за первый квартал года - до 30-ого апреля). Но в случае более поздней уплаты налога можно настаивать на своей правоте, ссылаясь на то, что "30-е число месяца, следующего за месяцем после окончания квартала" должно означать - второго месяца следующего квартала (в нашем примере: первый квартал оканчивается месяцем мартом; месяц после окончания квартала - апрель; месяц, следующий за месяцем после, - май). Сроки же уплаты налога по итогам года определены также, как и сроки представления соответствующей декларации: в срок представления декларации о доходах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к постановлению Губернатора Тюменской области от 18 сентября 2000 г. N 216 "Об утверждении территориальных строительных норм "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий"
Текст комментария официально опубликован не был