Постановление Тюменской областной Думы от 19 сентября 2002 г. N 409
"О проекте Закона Тюменской области "О территориальном общественном
самоуправлении в Тюменской области"
23 января 2002 г., 17 февраля 2005 г.
Постановлением Тюменской областной Думы от 15 февраля 2007 г. N 3229 настоящее постановление снято с контроля
Действие настоящего постановления продлено:
до 1 февраля 2006 г. - Постановлением Тюменской областной Думы от 17 февраля 2005 г. N 1991
до 1 января 2004 г. - Постановлением Тюменской областной Думы от 23 января 2003 г. N 656
Рассмотрев проект Закона Тюменской области "О территориальном общественном самоуправлении в Тюменской области", решение постоянной комиссии областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению, в соответствии с пунктом 1 статьи 28, статьями 31, 32 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Вернуть проект Закона Тюменской области "О территориальном общественном самоуправлении в Тюменской области" на второе чтение.
2. Принять во втором чтении проект Закона Тюменской области "О территориальном общественном самоуправлении в Тюменской области".
3. Направить указанный законопроект в администрацию Тюменской области, органы государственной власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, прокуратуру области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, органы местного самоуправления для внесения замечаний и предложений.
4. Постоянной комиссии областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению (Сидоров А.Л.) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на заседание областной Думы для рассмотрения в третьем чтении.
5. Снять с контроля постановление областной Думы "О проекте Закона Тюменской области "О территориальном общественном самоуправлении в Тюменской области" от 21.06.2002 N 315.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению (Сидоров А.Л.).
Председатель Тюменской областной Думы |
C.Е. Корепанов |
Проект
принят Тюменской областной Думой
во втором чтении 19.09.2002
Закон Тюменской области
"О территориальном общественном самоуправлении в Тюменской области"
Настоящий Закон устанавливает на основе Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства Тюменской области порядок организации и осуществления в Тюменской области территориального общественного самоуправления как формы осуществления населением собственных инициатив в вопросах местного значения.
Глава I.
Общие положения
Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления
1. Под территориальным общественным самоуправлением в Тюменской области понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на отдельной части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
2. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области.
3. В соответствии с уставом муниципального образования органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами.
Статья 2. Формы территориального общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением непосредственно (собрания (сходы) граждан, опросы населения) или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
Статья 3. Правовая основа территориального общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление в Тюменской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Тюменской области, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также уставом органа территориального общественного самоуправления.
Статья 4. Право жителей Тюменской области на территориальное общественное самоуправление
Граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие в Тюменской области, имеют право:
а) организовать территориальное общественное самоуправление;
б) получать информацию о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Статья 5. Основные принципы территориального общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление в Тюменской области осуществляется на следующих основных принципах:
а) соблюдения и защиты прав и законных интересов населения;
б) законности;
в) свободного волеизъявления граждан через общие собрания (сходы) граждан и иные формы демократии;
г) выборности;
д) подконтрольности и подотчетности органов территориального общественного самоуправления населению;
е) широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы населения;
ж) многообразия форм организации и самостоятельного определения населением структуры органов территориального общественного самоуправления;
з) самостоятельности территориального общественного самоуправления в пределах собственных полномочий;
и) гласности и учета общественного мнения.
Глава II.
Организационно-правовые основы
территориального общественного самоуправления
Статья 6. Территория, на которой действует орган территориального общественного самоуправления
1. Территория, на которой действует орган территориального общественного самоуправления, устанавливается по предложению граждан и с учетом местных традиций представительным органом местного самоуправления. Территория деятельности органа территориального общественного самоуправления не может пересекаться или совладать с территорией деятельности другого территориального общественного самоуправления.
Статья 7. Организация территориального общественного самоуправления
1. Территориальное общественное самоуправление создается по инициативе населения соответствующей территории. Решение о создании территориального общественного самоуправления принимается на собрании (сходе) или конференции граждан.
2. Для проведения собрания (схода), конференции с целью решения вопроса о создании территориального общественного самоуправления гражданами может быть создана инициативная группа в количестве не менее трех человек. Инициативная группа письменно информирует органы местного самоуправления не менее чем за 10 дней о времени и месте проведения собрания (схода), конференции граждан. Органы местного самоуправления вправе направить своих представителей на собрание (сход), конференцию. Инициативная группа вправе обратиться в органы местного самоуправления за методической помощью в организации проведения собрания (схода), конференции, а также в подготовке устава территориального общественного самоуправления.
3. Порядок проведения собраний (сходов), конференций граждан с целью создания территориального общественного самоуправления определяется нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом. Решение о создании территориального общественного самоуправления считается принятым, если за него проголосовало не менее 50 процентов граждан, присутствующих на собрании, конференции.
4. Наименование территориального общественного самоуправления определяется им самостоятельно с обязательным указанием "Территориальное общественное самоуправление".
5. Орган территориального общественного самоуправления получает статус юридического лица с момента регистрации его устава.
Статья 8. Устав органа территориального общественного самоуправления
1. Устав органа территориального общественного самоуправления принимается жителями соответствующей территории на собрании (сходе), конференции граждан.
2. В Уставе органа территориального общественного самоуправления определяются:
а) наименование территориального общественного самоуправления;
б) цели создания территориального общественного самоуправления;
в) границы территории деятельности территориального общественного самоуправления;
г) структура и порядок формирования органов территориального общественного самоуправления;
д) функции и полномочия органов территориального общественного самоуправления;
е) порядок контроля за деятельностью органов территориального общественного самоуправления;
ж) ответственность органов территориального общественного самоуправления;
з) иные нормы, предусмотренные нормативными правовыми актами муниципального образования.
Статья 9. Собрания (сходы), конференции граждан
1. Для решения вопросов соответствующей территории могут созываться собрания (сходы), конференции граждан.
2. Общие собрания (сходы), конференции граждан созываются органами местного самоуправления, органами территориального общественного самоуправления, или инициативными группами граждан не реже 1 раза в год. Порядок созыва и проведения собраний (сходов), конференций граждан определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области и нормативными правовыми актами муниципального образования.
3. Собрание (сход) считается правомочным, если на нем присутствует более половины граждан, имеющих право на участие в нем.
4. Конференция проводится при невозможности проведения собрания (схода) и считается правомочной, если на ней присутствуют не менее двух третей представителей соответствующей территории общественного самоуправления. Нормы представительства устанавливаются органами местного самоуправления.
5. Решение на собрании (сходе), конференции принимаются большинством голосов присутствующих и оформляются протоколом.
6. К исключительной компетенции собраний (сходов), конференций граждан соответствующей территории относится решение следующих вопросов:
а) принятие устава органа территориального общественного самоуправления;
б) избрание органов территориального общественного самоуправления;
в) досрочное прекращение полномочий органов территориального общественного самоуправления;
г) утверждение программ деятельности территориального общественного самоуправления;
д) утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления;
е) принятие решения о ликвидации территориального общественного самоуправления;
ж) решение других вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.
7. Решения, принятые на собрании (сходе), конференции граждан в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами территориального общественного самоуправления.
8. В собраниях (сходах), конференциях граждан имеют право участвовать граждане, обладающие избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающие на территории территориального общественного самоуправления.
Глава III.
Органы территориального общественного самоуправления населения
Статья 10. Порядок создания органов территориального общественного самоуправления
1. Выборы органов территориального общественного самоуправления населения проводятся на собраниях (сходах), конференциях граждан по месту жительства.
2. Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления населения осуществляются открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет инициативной группы и иных источников.
3. Органы местного самоуправления по предложению инициативных групп, определяют нормы представительства, порядок и сроки проведения выборов органов территориального общественного самоуправления, а также оказывают финансовую и организационно-методическую помощь в проведении выборов.
4. Порядок организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления, их компетенция определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с областным законодательством и уставом муниципального образования.
Статья 11. Органы территориального общественного самоуправления
1. Виды органов территориального общественного самоуправления определяются уставом муниципального образования и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органами территориального общественного самоуправления могут быть советы (комитеты) домов, дворов, улиц, кварталов, микрорайонов, жилых комплексов, населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.
2. Орган территориального общественного самоуправления формируется на общем собрании (сходе), конференции граждан территории территориального общественного самоуправления, может обладать правами юридического лица в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования.
3. Структура органов территориального общественного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с законодательством Тюменской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и закрепляется в уставе территориального общественного самоуправления.
4. Срок полномочий органа территориального общественного самоуправления определяется уставом органа территориального общественного самоуправления, но не может быть более пяти лет.
Статья 12. Основные полномочия и содержание деятельности органов территориального общественного самоуправления
1. В соответствии с уставом муниципального образования полномочия органов территориального общественного самоуправления определяются уставом органа территориального общественного самоуправления.
2. Органы территориального общественного самоуправления в соответствии со своими полномочиями вправе:
а) созывать в установленные сроки или по собственной инициативе собрания (сходы), конференции граждан для решения вопросов, относящихся к ведению органов территориального общественного самоуправления;
б) получать информацию о работе жилищно-эксплуатационных управлений, учреждений здравоохранения, просвещения, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительных, культурно-просветительных и других учреждений, расположенных на территории территориального общественного самоуправления, давать оценку их деятельности и вносить предложения об устранении недостатков в вышестоящие органы этих учреждений, органы местного самоуправления;
в) разрабатывать предложения к планам социально-экономического развития по разделам и объектам территорий территориального общественного самоуправления, к проектам финансово-хозяйственных планов жилищно-эксплуатационных организаций, осуществлять общественный контроль за формированием и соблюдением тарифов на их услуги;
г) осуществлять общественный контроль за расходованием средств, выделяемых для реализации планов социального и экономического развития территорий территориального общественного самоуправления;
д) участвовать в принятии решений в области градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством;
е) создавать и содержать за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, юридических лиц, общественных объединений, а также в порядке долевого участия с другими организациями, предприятия и хозрасчетные организации, культурно-просветительные, физкультурно-оздоровительные, внешкольные клубы, кружки, секции, центры, объединения по интересам, комплексы, направленные на выполнение уставных задач;
ж) способствовать развитию на своей территории национальных, культурных центров, национальных обществ и землячеств;
з) содействовать правоохранительным органам в укреплении общественного порядка;
и) принимать на свой баланс имущество, созданное за счет собственных средств или полученное от органов местного самоуправления, юридических и физических лиц;
к) рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан в пределах своей компетенции;
л) периодически информировать население о своей работе и принятых решениях;
м) осуществлять другую деятельность по выполнению решений собраний (сходов), конференций граждан, не противоречащих законодательству, не ущемляющих законные интересы и права граждан и организаций данной территории.
н) организовывать проведение мероприятий по повышению уровня благоустройства и санитарного состояния территории территориального общественного самоуправления, по сохранению и расширению площади зеленых насаждений;
о) организовывать работу по привлечению предприятий, учреждений, организаций и жителей к участию в благоустройстве территории территориального общественного самоуправления;
п) содействовать инициативе граждан по организации содержания в надлежащем порядке братских могил и мемориальных захоронений;
р) проводить работу по организации досуга граждан;
с) содействовать благотворительной деятельности.
Статья 13. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления
1. Территориальное общественное самоуправление служит для реализации принципов народовластия и призвано обеспечить развитие инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов социально-экономического развития соответствующей территории, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.
2. Органы местного самоуправления:
а) могут принимать программы развития территориального общественного самоуправления и оказывать им финансовую помощь;
б) оказывают содействие населению в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление;
в) оказывают помощь органам территориального общественного самоуправления, инициативным группам граждан в проведении общих собраний (сходов), конференций граждан;
г) оказывают органам территориального общественного самоуправления организационную, правовую и методическую помощь;
д) создают необходимые условия для становления и развития системы территориального общественного самоуправления;
е) в соответствии с договором предоставляют органам территориального общественного самоуправления помещения для осуществления их деятельности;
ж) координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления, оказывают им организационную и методическую помощь;
з) осуществляют другие полномочия по взаимодействию с территориальным общественным самоуправлением;
и) содействуют организации подготовки и повышению квалификации работников органов территориального общественного самоуправления.
Проекты принимаются к обязательному рассмотрению на заседании представительного органа местного самоуправления, если они направлены не менее чем тремя органами территориального общественного самоуправления.
3. Представители органов территориального общественного самоуправления вправе присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.
4. Органы местного самоуправления в своей работе с населением опираются на помощь территориального общественного самоуправления, изучают его мнение по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.
5. Органы местного самоуправления не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права жителей Тюменской области на осуществление территориального общественного самоуправления.
Статья 14. Разрешение конфликтов и споров
Споры и конфликты между органами территориального общественного самоуправления, органами и должностными лицами местного самоуправления разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава IV.
Финансово-экономические основы органов территориального
общественного самоуправления
Статья 15. Финансово-экономического основа органов территориального общественного самоуправления
1. Органы территориального общественного самоуправления могут обладать финансовыми и материальными ресурсами для осуществления своих задач и удовлетворения потребностей жителей соответствующей территории.
2. Финансовые и материальные ресурсы территориального общественного самоуправления могут формироваться за счет:
а) заемных средств;
б) собственных средств;
в) добровольных взносов и пожертвований;
г) иное имущество и финансовые средства в соответствии с законодательством.
Статья 16. Передача органам территориального общественного самоуправления финансовых средств
1. Органы местного самоуправления могут передавать органам территориального общественного самоуправления в порядке, предусмотренном действующим бюджетным законодательством, средства местного бюджета.
2. Орган территориального общественного самоуправления распоряжается финансовыми средствами, поступившими от органов местного самоуправления для выполнения программ социально-экономического развития территории и улучшения условий жизни населения, самостоятельно в соответствии с договором. Годовые отчеты о финансовой деятельности органа территориального общественного самоуправления рассматриваются и утверждаются общими собраниями (сходами), конференциями граждан и представляются органам местного самоуправления.
3. Органы местного самоуправления, передавшие финансовые средства органам территориальным общественного самоуправления осуществляют контроль за их использованием в формах проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности.
Глава V.
Заключительные положения
Статья 17. Ответственность органов территориального общественного самоуправления
1. Органы территориального общественного самоуправления несут ответственность перед населением, органами местного самоуправления данного муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.
2. Органы территориального общественного самоуправления несут ответственность перед населением соответствующей территории в случае нарушения ими существующего законодательства, устава муниципального образования, своего устава либо утраты доверия со стороны населения соответствующей территории.
Статья 18. Ликвидация органа территориального общественного самоуправления
1. Ликвидация органа территориального общественного самоуправления осуществляется по решению собрания (схода), конференции жителей соответствующей территории или по решению суда.
2. Имущество, оставшееся в результате ликвидации органа территориального общественного самоуправления, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом органа территориального общественного самоуправления, либо, если отсутствуют соответствующие положения в уставе на цели, определяемые решением собрания (схода), конференции жителей соответствующей территории о ликвидации, а в спорных случаях - решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати.
Статья 19. Переходный период
1. Органы территориального общественного самоуправления, образованные до вступления в силу настоящего закона, обязаны привести уставы в соответствие с действующим законодательством и пройти перерегистрацию в течение шести месяцев со дня вступления настоящего закона в силу.
2. Уставы органов территориального общественного самоуправления, не прошедших перерегистрацию в установленные частью первой настоящей статьи сроки, считаются недействительными.
Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Тюменской области |
С.С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 19 сентября 2002 г. N 409 "О проекте Закона Тюменской области "О территориальном общественном самоуправлении в Тюменской области"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Тюменской областной Думы от 17 февраля 2005 г. N 1991
Срок действия настоящего постановления продлен до 1 февраля 2006 г.
Постановление Тюменской областной Думы от 23 января 2003 г. N 656
Срок действия настоящего постановления продлен до 1 июля 2004 г.
Настоящий документ снят с контроля