7 октября 2002г. Губернатором Тюменской области был подписан Закон Тюменской области N 71 "Об административных комиссиях в Тюменской области".
Указанный Закон принят в соответствии с Кодексом РФ "Об административных правонарушениях" (далее - "КоАП РФ"), утвержденным федеральным законом N 196-ФЗ от 30 декабря 2001г. и вступившим в силу с 1 июля 2002г.
Согласно подпункту "к" пункта 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
С учетом этого ст. 1.1 КоАП РФ устанавливает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Тюменская область как субъект РФ вправе устанавливать на территории области административную ответственность за совершение административных правонарушений - определять состав административного правонарушения и административное наказание за совершение такого правонарушения. Примером такого рода законов является действующий на территории Тюменской области Закон Тюменской области N 144 от 6 декабря 1999г. "Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений."
Административная комиссия - это коллегиальный орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъекта РФ.
Возможность создания такого органа предусмотрена пунктом 2 ст. 22.1 КоАП РФ - в соответствии с указанной нормой дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Тюменской области "Об административных комиссиях" административная комиссия является постоянно действующим органом, который создается в муниципальном образовании по решению главы муниципального образования (ст. 2 Закона).
В связи с этим возникает вопрос о том, к какому уровню власти принадлежит административная комиссия в Тюменской области - является ли этот орган органом государственной власти субъекта РФ или муниципальным органом. От ответа на этот вопрос зависит определение полномочий административной комиссии, а также решение вопросов материального обеспечения и финансирования деятельности административных комиссий. Равно от этого зависит также решение ряда практических вопросов, например, кому должен подавать член административной комиссии заявление о прекращении своих полномочий в соответствии со ст. 4 указанного Закона.
Анализ текста Закона позволяет прийти к выводу, что в соответствии с Законом Тюменской области "Об административных комиссиях в Тюменской области" административные комиссии являются муниципальным органом, поскольку:
- формируются главой муниципального образования (ст 2, 3 указанного Закона Тюменской области);
- финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности административных комиссий возложено на органы местного самоуправления за счет средств бюджетов муниципальных образований (ст. 10 указанного Закона Тюменской области)
Такое положение не согласуется с действующей Конституцией и федеральным законодательством, определяющим общие принципы организации местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия.
Выше было приведено положение ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Ст. 6 "Предметы ведения местного самоуправления" федерального закона N 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления" не относит к ведению местного самоуправления рассмотрение дел об административных правонарушениях. При этом особо подчеркнуто, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ производится законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Таким образом, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законами соответствующего субъекта и только с предоставлением соответствующего финансового обеспечения.
Закон Тюменской области "Об административных комиссиях" не удовлетворяет указанным требованиям, поскольку:
- из названия Закона и его текста не следует, что Тюменская область передает полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях каким-либо конкретным муниципальным образованиям или какому-либо кругу муниципальных образований;
- в тексте закона отсутствуют нормы, предусматривающие передачу Тюменской областью соответствующим муниципальным образованиям материальных и финансовых средств для обеспечения выполнения функции Тюменской области оп рассмотрению дел об административных правонарушениях. Более того, в ст. 10 Закона прямо предусмотрено, что финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности административных комиссий возложено на органы местного самоуправления за счет средств бюджетов муниципальных образований.
(Для сравнения можно привести пример закона Тюменской области, предусматривающего передачу отдельных государственных полномочий Тюменской области муниципальному образованию - Закон Тюменской области N 65 от 8 июля 2002 года "О наделении органов местного самоуправления объединенного муниципального образования Вагайский район отдельными государственными полномочиями". - который указывает конкретное муниципальное образование, которое наделяется полномочиями, устанавливает круг передаваемых полномочий и предусматривает финансирование выполнения соответствующих полномочий из бюджета Тюменской области.)
Учитывая изложенное, законодателю следует дополнить закон положением, указывающим на то обстоятельство, что государственные полномочия Тюменской области по рассмотрению дел об административных правонарушениях передаются в ведение муниципальных образований, а также предусмотреть финансирование выполнения указанных полномочий за счет бюджета Тюменской области.
Кроме того, на наш взгляд, необходимо дополнить закон следующими положениями, уточняющими формирование и функционирование административных комиссий:
- включить нормы, регулирующие возможные случаи разделение голосов членов комиссии при голосовании на две равные части "за" и "против" - предусмотреть формирование комиссии в нечетном количестве членов, установить решающий голос председателя комиссии либо включить положение о непривлечении лица к административной ответственности в случае равенства голосов членов комиссии;
- дополнить требования к члену административной комиссии (ст. 3 Закона) требованием о постоянном проживании на территории муниципального образования, в рамках которого действует административная комиссия. Привлечение для работы в административной комиссии лиц, не проживающих на территории муниципального образования, по нашему мнению, нецелесообразно - член комиссии должен осознавать определенную моральную ответственность за свою деятельность на территории перед жителями этого муниципального образования.
"ЗапСибПравЭкс"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к постановлению Губернатора Тюменской области от 18 сентября 2000 г. N 216 "Об утверждении территориальных строительных норм "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий"
Текст комментария официально опубликован не был