Решение Центрального районного народного суда г. Тюмени от 15 сентября 1995 г.
Прокурор Тюменской области обратился в суд с иском о признании недействительным указанного нормативного акта главы администрации г. Тюмени, ссылаясь на нарушение при его принятии ст.ст. 9, 72 Конституции Российской Федерации, ст. 214 ГК РФ, п. 4.4 "Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года", утвержденных Указом президента РФ N 1535 от 22 июля 1994 г., ибо порядок приватизации в пределах полномочий муниципальных органов определен п. 4.10 Основных положений.
Помощник прокурора исковые требования в суде подтвердил и просил признать распоряжение N 1 главы администрации г. Тюмени от 5 января 1995 года недействительным в полном объеме.
Представитель Фонда имущества Тюменской области также просит об отмене данного распоряжения, так как глава администрации г. Тюмени вышел за рамки предоставленных ему полномочий, ибо имеет право на продажу только тех участков земли. которые заняты приватизируемыми муниципальными предприятиями. В отношении иных земель таким правом администрация города не наделена.
Представители ответчика иска не признали и показали, что в границах городской черты земля составляет территорию муниципального образования, каковым является г. Тюмень, поэтому городская администрация считает возможным ею распоряжаться согласно ст. 9 Конституции РФ. Кроме того, распоряжение N 1 от 5 января 1995 г. не противоречит ст. 214 ГК РФ и предусматривает приватизацию земельных участков применительно к требованиям п. 4.4 "Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года".
Исследовав материал гражданского дела, выслушав стороны и заключение прокурора, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Распоряжением главы администрации г. Тюмени N 1 от 5 января 1995 г. "О порядке приватизации земельных участков применительно к условиям г. Тюмени и о расчете нормативной и продажной цены земли по экономическим зонам г. Тюмени" утверждены "Порядок приватизации земельных участков применительно к условиям г. Тюмени" (приложение N 1), формы заявок на приватизацию земельного участка (приложения 2, 3, 4), утвержден список нормативной и продажной цены земель муниципальной собственности по экономическим зонам г. Тюмени (приложение N 5).
Пункт 1 приложения N 1 оспариваемого распоряжения регламентирует порядок приватизации, то есть передачи в собственность физическим и юридическим лицам земельных участков применительно к условиям г. Тюмени.
Право распоряжения имуществом, которым в данном случае являются земельные участки, принадлежит только его собственнику.
Согласно п. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля может находиться, в том числе, в муниципальной собственности, то есть в собственности такого муниципального образования, как г. Тюмень.
Ст. 72 Конституции РФ в "п." относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъекта, которым является Тюменская область, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а п. 2 ст. 76 Конституции РФ предусматривает по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов издание федерального закона и принимаемым в соответствии с ним закона и иного нормативного акта субъекта Российской Федерации. В данном конкретном случае это конституционное положение не соблюдено, то есть федеральным законом и каким-либо нормативным правовым актом Тюменской области земля в границах г. Тюмени в муниципальную собственность не передавалась. Исходя из этого и согласно п. 2 ст. 214 ГК РФ она является государственной собственностью и с момента принятия Конституции РФ автоматически в муниципальную не перешла, что бы противоречило и п. 5 ст. 214 ГК РФ.
1 сентября 1995 г. вступил в действие Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г., который в ст. 29 предусматривает возможность нахождения земли в муниципальной собственности, однако это возможно с соблюдением требований п. 4 ст. 4, п. 3 ст. 5 и п. 1 ст. 61 указанного закона, что не противоречит Конституции РФ, так как не наделяет муниципальное образование правом собственности на землю без законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов.
Представитель ответчика, отстаивая свою позицию, ссылается на то, что распоряжение N 1 главы администрации г. Тюмени от 5 января 1995 г. не противоречит п. 4.4 Основных положений по Указу президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535, однако из текста распоряжения следует, что приватизации подлежат все земельные участки за исключением п. 2 приложения N 1, тогда как п. 4.4 Основных положений предоставляет право органам местного самоуправления приватизировать строго ограниченный круг земельных участков, издавая распоряжение N 1 от 5 января 1995 г. Глава администрации города Тюмени явно вышел за рамки предоставленных ему законом полномочий по распоряжению государственным имуществом, не являющимся муниципальной собственностью, поэтому оно должно быть признано не действительным в полном объеме, ибо приложения 2-5 к данному распоряжению определяют процедуру приватизации земли в городской черте при незаконности этих действий противоречии их Основным положениям государственной программы приватизации от 22 июля 1994 г. N 1535.
Мера обеспечения иска произведена не была, суд считает необходимым обеспечить исполнение решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 9, 72, 76 Конституции РФ, ст. 214 ГК, ст. 14, 56, 212 ГПК РФ, суд решил:
Иск прокурора Тюменской области удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение главы администрации г. Тюмени N 1 от 5 января 1995 г. в полном объеме "О порядке приватизации земельных участков применительно к условиям г. Тюмени и о расчете нормативной и продажной цены земли по экономическим зонам г. Тюмени".
В порядке обеспечения исполнения решения запретить администрации г. Тюмени проведение приватизации земельных участков применительно к г. Тюмени, кроме права, предусмотренного п. 4.4 "Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации после 1 июля 1994 г.", утвержденных Указом президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в 10-дневный срок с подачей жалобы через Центральный райсуд г. Тюмени.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Центрального районного народного суда г. Тюмени от 15 сентября 1995 о признании недействительным распоряжения главы Администрации г. Тюмени N 1 от 5 января 1995 г.
Текст решения официально опубликован не был