Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Администрации
города Тюмени
от 5 ноября 2014 г. N 827-рк
Муниципальная программа
"Развитие благоустройства и охраны окружающей среды в городе Тюмени на 2015 - 2019 годы"
1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие благоустройства и охраны окружающей среды в городе Тюмени на 2015 - 2019 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Водным кодексом Российской Федерации;
Лесным кодексом Российской Федерации;
Земельным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Законом Тюменской области от 07.04.2003 N 130 "О содержании и защите домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Тюменской области";
Уставом города Тюмени;
решением Тюменской городской Думы от 29.09.2005 N 234 "О Правилах содержания домашних животных в городе Тюмени";
решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81 "О Правилах благоустройства территории города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 08.12.2006 N 28-пк "Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных домашних животных, а также сбора падших безнадзорных домашних животных города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 28.12.2006 N 31-пк "Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 18.10.2007 N 24-пк "Об утверждении Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 30.10.2008 N 142-пк "Об утверждении Методики расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений и размера ущерба при незаконных рубках, повреждении, уничтожении зеленых насаждений на территории города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 25.06.2010 N 65-пк "Об утверждении Правил создания (строительства), реконструкции, капитального ремонта, учета озелененных территорий и контроля состояния зеленых насаждений на территории города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.11.2011 N 122-пк "Об утверждении Порядка отбора дворовых территорий для проведения работ по их благоустройству за счет средств бюджета города Тюмени";
распоряжением Администрации города Тюмени от 21.04.2009 N 341-рк "Об утверждении Порядка формирования и благоустройства имущественных комплексов города Тюмени".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Проблемы, препятствующие устойчивому развитию благоустройства и охраны окружающей среды города Тюмени:
1. Недостаточный уровень экологической культуры и ответственности населения за состояние окружающей среды.
Причины возникновения проблемы:
- недостаточно высокий уровень экологической сознательности населения;
- низкий уровень охвата населения мероприятиями экологической направленности;
- участие в мероприятиях экологической направленности ограниченной возрастной категории.
На территории города ежегодно проводятся массовые мероприятия экологической направленности, которые, в основном, направлены на обучающихся общеобразовательных организаций, частично - на воспитанников дошкольных образовательных организаций, и лишь в малой степени - на взрослое население.
В 2013 году в городе Тюмени проведено 28 массовых мероприятий экологической направленности, в которых участвовали 1800 человек, что значительно больше по сравнению с 2012 годом (8 мероприятий, в которых приняли участие 590 человек).
Тюменцы активно принимают участие в общегородских мероприятиях, таких как субботники, но вместе с тем, они могут нарушать требования Правил благоустройства территории города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81 (далее - Правила благоустройства), по вопросам несанкционированного сброса сточных вод на рельеф, захламления территорий города, мойки и отстоя автотранспорта в неустановленных местах, о чем свидетельствует увеличение количества составленных протоколов о привлечении к административной ответственности за нарушение Правил благоустройства.
Вовлечение взрослого населения в проведение совместных мероприятий, направленных на улучшение качества окружающей среды, будет способствовать снижению количества нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и улучшению общей экологической ситуации на территории города.
2. Ненадлежащее качество атмосферного воздуха.
Причины возникновения проблемы:
- увеличение количества автотранспорта;
- низкая пропускная способность автомобильных дорог.
Основная проблема улично-дорожной сети города - неразвитость обходных трасс и, как следствие, перегрузка города транзитными транспортными потоками. В системе городской улично-дорожной сети резко ощущается недостаток пересечений в разных уровнях, а также магистралей скоростного и непрерывного движения.
Состояние транспортной сети является неудовлетворительным с точки зрения не только транспортной нагрузки и безопасности движения, но и недостаточного озеленения вдоль улично-дорожной сети.
Основная транспортная магистраль города - ул. Республики - перегружена, особенно в часы пик. Это определяется следующими факторами:
- в условиях плотной застройки практически исчерпана возможность строительства дублеров основной транспортной оси;
- главная улица города Тюмени концентрирует большую часть общественных объектов общегородского значения и является основной зоной, формирующей пассажиропотоки;
- основные транспортные оси введены в центр, что усугубляет ситуацию на пересечениях. Указанные пересечения стеснены застройкой, что препятствует строительству развязок в разных уровнях.
Для сравнения, индекс загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА - сумма средних концентраций в единицах ПДК с учетом класса опасности соответствующего загрязняющего вещества): г. Тюмень - 9 ИЗА, г. Челябинск - 11 ИЗА, г. Тобольск - 2 ИЗА, г. Екатеринбург - 12,5 ИЗА.
Необходимо отметить, что система мониторинга качества атмосферного воздуха в городе Тюмени представлена стационарными постами контроля общегосударственной системы наблюдений Тюменского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - посты Гидрометцентра).
Результаты анализа размещения постов Гидрометцентра, проведенного специалистами департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени в период 2011 - 2013 годов в целях определения причин ненадлежащего качества атмосферного воздуха, показали, что среднесуточная предельно допустимая концентрация (далее - ПДК) загрязняющих веществ отмечена на постах Гидрометцентра, расположенных: по ул. М. Тореза (вблизи автомобильной дороги, на пересечении улиц с большой загруженностью автомобилями); по ул. Котовского (вблизи автостоянки), по ул. Луначарского и ул. Л. Толстого (в зоне автодорог с загруженностью автомобилями в часы-пик).
Анализ расположения вышеперечисленных постов Гидрометцентра не дает объективной оценки качества воздуха, так как определяющим фактором, влияющим на среднесуточную ПДК загрязняющих веществ на указанной территории, являются автотранспортные средства.
Превышение среднесуточной ПДК загрязняющих веществ на посту Гидрометцентра по ул. Луговая в Заречном микрорайоне, расположенном на низком берегу реки Тура, обусловлено температурной инверсией и ветровой активностью, что так же не дает объективной оценки качества атмосферного воздуха на данной территории.
Таким образом, система мониторинга качества атмосферного воздуха на постах Гидрометцентра не обеспечивает охват всей территории города и проведение комплексной объективной оценки его качества.
В связи с этим, на территории города Тюмени проводит аналитические исследования передвижная лаборатория МКУ "Леспаркхоз". Возможности указанной лаборатории позволяют увеличить охват исследуемых территорий и дать более точную оценку качества атмосферного воздуха.
Результаты исследований передвижной лабораторией ранее неохваченных территорий города (п. Тарманы, ул. Воровского, п. Мыс, 1 - 6 микрорайоны, район "Маяка") позволили определить качество атмосферного воздуха. В 2013 году проведен отбор 1043 проб, количество неудовлетворительных проб составило 0,3% (в 2012 году - 1,4%).
Пробы, превышающие ПДК по загрязняющим веществам, были зафиксированы на автомагистралях: ул. 50 лет Октября - ул. Профсоюзная; ул. Пермякова - ул. Широтная. Также отмечается превышение ПДК загрязняющих веществ на селитебной и дворовой территориях, расположенных вблизи от дорожной сети (ул. Полевая, 27 корп. 1; ул. Московский тракт, 117; ул. Республики, 92; ул. Малиновского, 6 а; ул. Энергетиков, 37 а).
Массовые концентрации по контролирующим показателям за период 2013 год - начало 2014 года в местах зон отдыха и селитебных территориях, находящихся на расстоянии от проезжей части, не превысили предельные допустимые значения.
Основное внимание необходимо уделить развитию улично-дорожной сети и перераспределению транспортных потоков, а также комплексному подходу к вопросам градостроительной деятельности, с целью соблюдения градостроительных нормативов в части площади озеленения по объектам дорожной инфраструктуры.
Таким образом, задача по снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха является для города Тюмени актуальной. Необходимо проводить работы по озеленению территории города, с целью улучшения экологической обстановки, так как каркас зеленых насаждений улучшает микроклимат города, очищает воздух, задерживая листвой, ветвями пыль, выхлопные газы, уменьшает городской шум, регулирует количество осадков, служит резервуарами чистого воздуха. При этом деревья и кустарники играют важную средообразующую роль на всех территориях города, на которых расположены больницы, школы, детские сады, дворовые территории. Кроме этого, необходимо озеленение вдоль автомобильных дорог.
3. Высокий уровень загрязнения водных объектов на территории города и недостаточность зон отдыха на водных объектах.
Причины возникновения проблемы:
- низкая способность водных объектов к самовосстановлению;
- расположенность водных объектов в селитебной зоне;
- сток ливневых и талых вод в водные объекты по уклонам местности;
- загрязнение и захламление прибрежных полос и водоохранных зон;
- недостаточный уровень благоустройства большинства зон отдыха на водных объектах города.
Несоответствие качества воды в водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, нормативным показателям объясняется отсутствием гидрологической связи с другими водными объектами и отсутствием источников для обновления водоема. Это приводит к накоплению загрязняющих веществ в воде и донных отложениях, поступающих с поверхностными водами и, как следствие, к токсическому воздействию на биоценоз водоема. Проведенные в 2013 году исследования экологического состояния обособленных водных объектов города Тюмени (обводненных карьеров) показали, что данные водные объекты являются загрязненными. Причиной загрязнения обособленных водных объектов на территории города является загрязнение природной воды нефтепродуктами, натрием, хлоридами и другими веществами, вследствие миграции их из талых вод, а также использования солевых смесей в борьбе с гололедными явлениями. Загрязнение органическими веществами и биогенными элементами также является причиной загрязнения обособленных водных объектов. Мусор, ливневые сточные воды, нанос с дворовых территорий и дорог, плохо очищенные сточные воды в изобилии доставляют в водоемы органику. Избыток в водоеме органических веществ приводит к нарушению биологического равновесия и подавлению биологического самоочищения водоема, а затем и к изменению типа экосистемы водоемов на эвтрофный (цветение воды, зарастание водоема).
Ежегодно согласно плану мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в период весеннего снеготаяния и половодья проводится обследование мест общего пользования, расположенных в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов, с целью проверки соблюдения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
В 2012 году в ходе проверочных мероприятий выявлены нарушения у 32 предприятий (из 90 проверенных предприятий), в 2013 году нарушения выявлены у 46 предприятий (из 91 проверенного предприятия). В 2012 и 2013 годах также было проведено обследование 51 территории общего пользования, расположенной в водоохранной зоне, в ходе обследований захламление отходами в 2012 году выявлено на 30 территориях, в 2013 году - на 46 территориях. Наличие выявленных нарушений свидетельствует о необходимости продолжения проведения ежегодных плановых проверок.
Деятельность органов местного самоуправления направлена на выявление и пресечение нарушений Правил благоустройства, контроль за исполнением юридическими и физическими лицами действующих муниципальных правовых актов, регламентирующих технологические операции и кратность выполнения работ по содержанию территорий общего пользования. За нарушение требований Правил благоустройства предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 4.2 Кодекса Тюменской области об административной ответственности от 27.12.2007 N 55 (в 2011 году составлено 10137 протоколов, в 2012 году - 14945 протоколов, в 2013 году - 6373 протокола).
Обводненные карьеры в соответствии с функциональным зонированием находятся в общественно-деловых зонах, а также имеют небольшую акваторию и глубину, подвергнуты пересыханию. Данные обстоятельства затрудняют организацию зон отдыха на этих водных объектах, в связи с чем количество мест отдыха населения на водных объектах является недостаточным по отношению к нормативным показателям обеспеченности территории города Тюмени площадью пляжей на одного отдыхающего. В соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 20.01.2011 N 3-пк "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования города Тюмени", норматив одновременной загрузки пляжей общего пользования для местного населения составляет 0,2 . По состоянию на 01.07.2014 одновременная загрузка пляжей города Тюмени составляет 0,013 .
По состоянию на 01.07.2014 на территории города Тюмени расположено 13 водных объектов, находящихся в муниципальной собственности, дополнительно в отношении 6 водных объектов планируется оформить право муниципальной собственности. В отношении всех водных объектов, находящихся в муниципальной собственности, за исключением пруда Лесной, отмечается недостаточный уровень благоустройства, на отдельных водных объектах элементы благоустройства полностью отсутствуют.
На территории города Тюмени организованы 7 зон отдыха на водных объектах. На пяти водных объектах (пруд Лесной, озерах Верхнее Кривое, Липовое, обводненные карьеры Утиный, Южный) организованы пляжные зоны.
Недостаточный уровень благоустройства зон отдыха, качества воды в водных объектах (река Тура, озеро Андреевское) не позволяет выполнять требования, предъявляемые к пляжам, в связи с чем на этих водных объектах пляжные зоны не организованы.
Таким образом, проблема недостаточности площадей пляжей для жителей города остается актуальной. В 2015 - 2019 годах запланировано увеличение количества мест отдыха населения на водных объектах.
4. Недостаточное правовое регулирование вопросов, связанных с использованием, охраной, защитой, воспроизводством городских лесов.
Причины возникновения проблемы:
- отсутствие правовых норм, устанавливающих особенности использования городских лесов как самостоятельной подкатегории лесов;
- отсутствие актуализированного лесоустройства.
В Лесном кодексе Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. Однако определение понятия "городские леса" не раскрывается.
Согласно статье 102 ЛК РФ, городские леса относятся к защитным лесам, а именно к категории лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. В то же время, отнесение в ЛК РФ городских лесов к защитным лесам не обеспечивает надлежащий режим их правовой охраны, поскольку Лесной кодекс не содержит правовых норм, устанавливающих особенности использования городских лесов как самостоятельной подкатегории лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.
В соответствии с лесным законодательством (статья 23 ЛК РФ, пункт 24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Россельхоза от 12.12.2011 N 516) городские леса располагаются на землях населенных пунктов, которые в силу требований Земельного кодекса РФ (статьи 7, 83) являются самостоятельной категорией земель в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 67 ЛК РФ на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, проводится лесоустройство.
При этом, проектирование лесничеств и лесопарков, а также закрепление на местности местоположения их границ (установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества) обеспечиваются Федеральным агентством лесного хозяйства.
Что касается лесоустроительных работ (проектирования лесных участков, закрепления на местности местоположения их границ, таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов), работа в этом направлении в настоящее время ведется медленно, в связи с неясностью правового статуса городских лесов.
Последнее лесоустройство городских лесов города Тюмени проводилось в 1998 году.
На основании материалов лесоустройства 1998 года, данных государственного лесного реестра, приказов Рослесхоза от 26.04.2010 N 147 "Об установлении границ лесопарка "Гилевская роща", от 20.04.2012 N 156 "Об определении количества лесничеств на территории города Тюмени и установлении их границ" в состав городских лесов входит лесопарк "Гилевская роща" и лесничество "Городские леса города Тюмени" общей площадью 2142,6 га.
Лесопарк "Гилевская роща" площадью 79,9 га расположен на землях, являющихся муниципальной собственностью.
Лесничество "Городские леса города Тюмени" с учетом положений Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке расположения и управления государственными землями Тюменской области" расположено на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со статьей 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться муниципальными бюджетными учреждениями, подведомственными органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьей 84 ЛК РФ.
Согласно положениям статьи 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ, государственный кадастр которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При этом, в силу положений статьи 93 ЛК РФ, право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При таких обстоятельствах, с учетом положений ЛК РФ, лесной участок лесничества "Городские леса города Тюмени" в установленном законом порядке не определен, при этом в целях реализации полномочий органа местного самоуправления в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, данный лесной участок должен находиться в собственности муниципального образования, поскольку регулирование перечисленных вопросов осуществляется посредством определения собственника лесного участка.
С учетом изложенного, отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на лесные участки и отнесение вопросов использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов к полномочиям городского округа фактически приводит к диссонансу правового регулирования.
Таким образом, проблема недостаточного правового регулирования вопросов, связанных с использованием, охраной, защитой, воспроизводством городских лесов остается актуальной. Также необходимым является выполнение лесоустроительных работ на территории городских лесов.
5. Недостаточный уровень благоустройства озелененных территорий общего пользования.
Причины возникновения проблемы:
- неравномерность размещения объектов озеленения в условиях активной застройки территории города;
- снижение площади озелененных территорий отдельных районов города Тюмени в связи с изъятием земельных участков в целях строительства объектов капитального строительства и линейных объектов;
- невозможность использования для отдыха населения озелененных территорий в связи с недостаточным уровнем их благоустройства.
В целях увеличения количества озелененных территорий в городе Тюмени создаются новые площадные объекты (бульвар им. Чукмалдина, набережная реки Тура) и проводятся работы по определению земельных участков для размещения новых объектов озеленения. Вместе с тем, для решения общегородских проблем производится частичное изъятие земельных участков, предусмотренных под создание объектов озеленения:
- в 10-м планировочном районе "Тюменский" Генеральным планом предусмотрено размещение озелененной территории общего пользования (бульвара) по ул. Николая Федорова (между ул. Д. Менделеева и ул. Н. Зелинского). В настоящее время территория, запланированная под размещение бульвара, частично предоставлена под строительство;
- в 1-ом планировочном районе "Березняковский" в районе д. Казарово на ранее предусмотренной территории под размещение озелененной территории общего пользования в настоящее время осуществляется строительство индивидуальных жилых домов;
- в 1-м планировочном районе "Березняковский" ранее предусмотренная территория для увеличения территории сквера "Пограничников" была изъята под строительство транспортной развязки.
Возникает проблема невозможности существенного увеличения площадей озеленения в конкретных планировочных районах и создания новых зон рекреации. Следовательно, возникает задача максимального сохранения существующих озелененных территорий.
Вопрос увеличения и сохранения количества озелененных территорий общего пользования и обустроенных озелененных территорий общего пользования, используемых в рекреационных целях, на территории города остается актуальным, требующим активного участия органов Администрации города Тюмени, населения и общественности.
Кроме этого, большую часть времени население проводит в офисных зданиях, объектах образования, культуры, здравоохранения, дворовых территориях, в связи с чем, важно использовать рекреационный и экологический потенциал указанных территорий.
Таким образом, важным и требующим решения остается вопрос использования в рекреационных целях пространств детских дошкольных и школьных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры, дворовых территорий, в том числе путем обустройства этих территорий.
Основное внимание следует уделять: охране зеленых насаждений, сохранению каждого дерева, если оно не требует в силу возрастных изменений или болезни плановой рубки и ухода; повышению уровня озеленения территорий отдельных районов города; формированию системы озелененных территорий на основе благоустройства и озеленения водоохранных зон водных объектов, придорожных полос; поэтапному обогащению видового состава зеленых насаждений (липа, клен, вяз).
6. Недостаточный уровень благоустройства дворовых территорий.
Причины возникновения проблемы:
- недостаточный уровень вовлеченности населения в проведение мероприятий по благоустройству дворовых территорий;
- особенности рельефа местности (высокий уровень грунтовых вод и отсутствие естественных уклонов рельефа);
- неурегулированность вопроса устройства ливневой канализации при вводе в эксплуатацию новых объектов капитального строительства;
- неполное выполнение работ по благоустройству на отдельных дворовых территориях в предыдущие годы;
- высокая плотность застройки территории города.
В 2011 году утвержден порядок отбора дворовых территорий многоквартирных домов для проведения работ по их благоустройству, который позволяет выстраивать работу по благоустройству дворовых территорий города Тюмени на системной основе. Вместе с тем, учитывая практику применения указанного порядка, необходимо внести в него изменения в части применяемого подхода к отбору дворовых территорий, в целях обеспечения более активного участия населения в планировании работ по благоустройству дворовых территорий.
При рассмотрении проектов благоустройства дворовых территорий жители многоквартирных домов, дворовые территории которых планируются к благоустройству, принимают недостаточно активное участие либо вообще не принимают участия в обсуждении проектов благоустройства, не подают свои предложения. При этом, не всех жителей устраивают проекты благоустройства. Таким образом, отсутствие налаженного активного диалога с населением снижает эффект от проведенных мероприятий по благоустройству дворовых территорий.
Для повышения уровня вовлеченности населения в развитие объектов благоустройства территорий необходимо изменить подход к отбору дворовых территорий: инициатива о необходимости благоустройства должна исходить непосредственно от самих жителей.
Необходимо отметить, что достижение установленных нормативов благоустройства дворовых территорий города Тюмени в ряде случаев осложняется высокой плотностью застройки территории города (несоответствие площади отдельных дворовых территорий нормативным показателям не позволяет разместить все необходимые элементы благоустройства: озеленение, детские игровые, спортивные, хозяйственные площадки, парковки).
Общая площадь дворовых территорий, территория которых позволяет выполнить работы по их благоустройству, по состоянию на 01.10.2014 составляет 8 081 638 кв. м., площадь дворовых территорий, нуждающихся в проведении комплексного благоустройства - 3 870 813 кв. м. В 2013 году благоустроено 264 854 кв. м., в 2012 году - 286 163 кв. м.
Таким образом, проблема недостаточного уровня благоустройства дворовых территорий в городе Тюмени остается актуальной.
7. Нарушение требований санитарно-эпидемиологического благополучия и экологической безопасности.
Причины возникновения проблемы:
- нарушение жителями частного сектора требований к обращению с отходами в части заключения и исполнения договоров на сбор и вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО);
- размещение жителями частного сектора ТБО на отдельных контейнерных площадках многоквартирных домов.
По состоянию на 01.07.2014 в городе Тюмени на территории индивидуальной жилой застройки расположено 18 523 домов, из них жители 15 095 домов (81,5%) заключили договоры на сбор и вывоз отходов с возчиком. Жители 3 428 домов индивидуальной жилой застройки не имеют договоров на вывоз ТБО.
Многие заключенные договоры не исполняются со стороны жителей индивидуальных домов в части оплаты оказанных услуг, что приводит к отсутствию средств на оказание услуги по сбору и вывозу ТБО, и, как следствие, к переполнению контейнеров на контейнерных площадках.
Кроме того, жители частного сектора, осуществляя вывоз ТБО на контейнерные площадки многоквартирных жилых домов, создают критическую ситуацию, связанную с переполнением контейнеров. Отсутствие системы сбора ТБО в частном секторе приводит к образованию несанкционированных свалок (в динамике по годам: в 2011 году ликвидировано 295 свалок, в 2012 году - 105, в 2013 году - 274).
Существующая система сбора ТБО в контейнеры наземного типа приводит к захламлению и загрязнению территорий контейнерных площадок, а также прилегающих территорий.
Современные методы складирования ТБО предусматривают строительство заглубленных контейнеров, опыт эксплуатации которых имеется на территории города и зарекомендовал себя с положительной стороны.
Кроме того, при замене наземных контейнеров на заглубленные будут создаваться условия к постепенному уменьшению кормовой базы для безнадзорных домашних животных.
Организация сбора и вывоза ТБО является одной из актуальных проблем с точки зрения как их фактического образования, так и существующих способов временного накопления.
3. Цели и задачи Программы
Стратегическая цель, на реализацию которой направлены мероприятия Программы: "Решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности" (в соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30.04.2012).
Цель Программы: Повышение экологической безопасности и комфортности среды проживания населения города Тюмени.
Сокращения:
ДГХ - департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени;
Управы АО - управы административных округов Администрации города Тюмени;
ДЗОиГ - департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени;
ЛПХ - МКУ "ЛесПаркХоз";
СЗ - МКУ "Службы заказчика по благоустройству административных округов Администрации города Тюмени".
4. Основные показатели результативности реализации Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Формула расчета |
Необходимое направление изменений (^, v, 0) * |
Базовые значения |
Плановые значения |
Темпы прироста ** |
||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|||||||||
Nplan |
Nfin |
Nplan |
Nfin |
Nplan |
Nfin |
Nplan |
Nplan |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8.1 |
8.2 |
9.1 |
9.2 |
10.1 |
10.2 |
11 |
12 |
13 |
Цель: Повышение экологической безопасности и комфортности среды проживания населения города Тюмени | |||||||||||||||
Показатели результативности выполнения задач Программы | |||||||||||||||
Задача 1: Повысить уровень экологической культуры и вовлеченность населения в решение вопросов экологической безопасности города | |||||||||||||||
1. |
Доля населения, вовлеченного в мероприятия экологической направленности |
% |
, где: Чн.в.э.н. - численность населения, принявшего участие в мероприятиях экологической направленности, человек (данные ДГХ); Чнас. - среднегодовая численность населения города, человек (данные ДЭиСР с учетом данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области). Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГХ |
^ |
34,4 |
38,3 |
42,8 |
42,8 |
48,0 |
48,0 |
53,8 |
53,8 |
60,3 |
67,7 |
76,8 |
2. |
Количество экологических проектов и инициатив, реализованных на территории города общественными организациями и объединениями граждан, волонтерами и предприятиями |
ед. |
Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГХ |
^ |
42 |
48 |
55 |
55 |
63 |
63 |
72 |
72 |
82 |
94 |
95,8 |
Задача 2: Улучшить качество атмосферного воздуха | |||||||||||||||
3. |
Средний уровень загрязнения атмосферного воздуха |
ед. ПДК |
Ежегодный мониторинг показателя осуществляет ДГХ по результатам аналитических исследований передвижной лаборатории МКУ "Леспаркхоз" |
v |
9,1 |
9,1 |
9,0 |
9,0 |
8,2 |
8,2 |
8,1 |
8,1 |
7,1 |
7,0 |
30,0 |
Задача 3: Создать благоприятные условия для отдыха населения на водных объектах города | |||||||||||||||
4. |
Количество обустроенных водных объектов для отдыха населения |
ед. |
Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГХ |
^ |
9 |
7 |
9 |
9 |
11 |
11 |
12 |
12 |
13 |
14 |
100,0 |
5. |
Доля обустроенных зон отдыха на водных объектах, находящихся в муниципальной собственности и подлежащих оформлению в муниципальную собственность |
% |
, где: Коз - количество обустроенных зон отдыха на водных объектах, единиц (данные ДГХ); Квомс - количество водных объектов в г. Тюмени, находящихся в муниципальной собственности, единиц (данные ДГХ); Кпомс - количество водных объектов в городе Тюмени, подлежащих оформлению в муниципальную собственность, единиц (данные ДГХ) Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГХ |
^ |
29,4 |
17,6 |
23,5 |
23,5 |
29,4 |
29,4 |
35,3 |
35,3 |
41,2 |
47,1 |
167,6 |
Задача 4: Обеспечить сохранение защитных функций городских лесов и повысить их рекреационный потенциал | |||||||||||||||
6. |
Доля площади городских лесов, на которых выполнены лесоустроительные работы |
% |
, где: Sл.р. - площадь городских лесов, на которых выполнены лесоустроительные работы, га (данные ДГХ); Sобщ. - общая площадь городских лесов, га (данные ДГХ). Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГХ |
^ |
1,3 |
35,7 |
66,7 |
66,7 |
98,3 |
98,3 |
100 |
100 |
100 |
100 |
180,1 |
Задача 5: Повысить уровень благоустройства озелененных территорий общего пользования | |||||||||||||||
7. |
Количество благоустроенных озелененных территорий общего пользования для отдыха населения |
ед. |
Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГХ |
^ |
107 |
110 |
124 |
124 |
134 |
134 |
147 |
147 |
158 |
163 |
48,2 |
Задача 6: Повысить уровень благоустройства дворовых территорий | |||||||||||||||
8. |
Доля дворовых территорий, на которых необходимо проведение комплексного благоустройства |
% |
, где: Sтр.р. - площадь дворовых территорий, на которых необходимо проведение комплексного благоустройства, (данные ДГХ); Sобщ. - общая площадь дворовых территорий, площадь которых позволяет выполнить работы по благоустройству, (данные ДГХ). Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГХ |
v |
30,6 |
47,9 |
45,2 |
45,2 |
42,6 |
42,6 |
39,9 |
39,9 |
37,2 |
34,6 |
38,4 |
Задача 7: Создать условия для обеспечения сбора и вывоза ТБО на всей территории города | |||||||||||||||
9. |
Уровень оснащенности территории города контейнерными площадками, соответствующими нормативным требованиям |
% |
, где: Кн.т. - количество контейнерных площадок, соответствующих нормативным требованиям, ед. (данные ДГХ); Кобщ. - необходимое количество контейнерных площадок в соответствии с нормативными требованиями, ед. (данные ДГХ). Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДГХ |
^ |
62,2 |
68,5 |
74,8 |
74,8 |
81,1 |
81,1 |
87,4 |
87,4 |
93,7 |
100,0 |
46,0 |
* ^ - увеличение значения показателя (прямой показатель); v - уменьшение значения показателя (обратный показатель); 0 - без изменений;
** для прямого показателя, а также для показателя, необходимое направление изменений значения которого - "0", значение графы 13 рассчитывается по формуле: , %; для обратного показателя значение графы 13 рассчитывается по формуле: , %;
Сокращения:
ДГХ - департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени;
ДЭиСР - департамент экономики и стратегического развития Администрации города Тюмени.
Обоснование динамики плановых значений показателей результативности реализации Программы
1. "Доля населения, вовлеченного в мероприятия экологической направленности".
К концу 2019 года планируется повысить значение показателя до 67,7% в результате привлечения населения к участию в мероприятиях экологической направленности.
2. "Количество экологических проектов и инициатив, реализованных на территории города общественными организациями и объединениями граждан, волонтерами и предприятиями".
За счет активизации взаимодействия с общественностью, волонтерами и предприятиями по вопросам реализации экологических проектов к концу 2019 года планируется увеличить значение показателя до 94 ед. в год.
3. "Индекс загрязнения атмосферного воздуха".
Достижение плановых значений показателя планируется за счет прогнозируемого увеличения количества автотранспорта, соответствующего требованиям технических нормативов выбросов ЕВРО-3 и ЕВРО-4 (в том числе за счет ужесточения требований к парку транспортных средств операторов пассажирских перевозок города Тюмени), а также за счет увеличения площади зеленых насаждений на территории города Тюмени.
4. "Количество обустроенных водных объектов для отдыха населения".
В рамках реализации Программы планируется произвести обустройство мест отдыха населения на водных объектах, что позволит увеличить значение показателя к концу 2019 года до 14 ед.
Снижение значения показателя в 2014 году по отношению к факту 2013 года обусловлено изменением количества водоемов, разрешенных для купания (исключены обводненные карьеры Войновский и Северный, в связи с их обмелением (глубина составляет 70 см)).
5. "Доля обустроенных зон отдыха на водных объектах, находящихся и подлежащих оформлению в муниципальную собственность".
За период реализации Программы планируется обустроить дополнительное количество зон отдыха на водных объектах, что позволит увеличить значение показателя к концу 2019 года до 47,1%.
Снижение значения показателя в 2014 году по отношению к факту 2013 года обусловлено изменением количества водоемов, разрешенных для купания (исключены обводненные карьеры Войновский и Северный, в связи с их обмелением (глубина составляет 70 см)).
6. "Доля площади городских лесов, на которых выполнены лесоустроительные работы".
За период реализации Программы планируется выполнить лесоустроительные работы на территории всех городских лесов, что позволит довести значение показателя к концу 2017 года до 100% и сохранить его на этом уровне до конца 2019 года.
7. "Количество благоустроенных озелененных территорий общего пользования для отдыха населения".
В рамках реализации Программы планируется выполнить мероприятия по обустройству озелененных территорий общего пользования, что позволит увеличить значение показателя к концу 2014 года на 48,2%.
8. "Доля дворовых территорий, на которых необходимо проведение комплексного благоустройства".
За период реализации Программы планируется выполнить комплексное благоустройство дворовых территорий, что позволит снизить потребность в комплексном благоустройстве дворовых территорий до 34,6%.
9. "Уровень оснащенности территории города контейнерными площадками в соответствии с нормативными требованиями".
В рамках реализации Программы планируется выполнить обустройство 462 контейнерных площадок в соответствии с нормативными требованиями, что позволит увеличить значение показателя к концу 2019 года до 100%.
5. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2015 - 2019 годы.
6. Финансовое обеспечение мероприятий Программы, источники финансирования
Всего на выполнение мероприятий Программы требуется 8 543 163 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 - 2 187 814 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 2 187 814 тыс. рублей;
2016 - 1 722 361 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 1 722 361 тыс. рублей;
2017 - 1 747 662 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 1 747 662 тыс. рублей;
2018 - 461 291 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 461 291 тыс. рублей;
2019 - 1 439 719 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 1 439 719 тыс. рублей.
7. Организация управления реализацией Программы
7.1. Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами города Тюмени, определяющими механизм реализации муниципальных программ, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области.
7.2. Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени:
а) осуществляет выполнение мероприятий Программы;
б) готовит отчет о реализации Программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, за обеспечение достижения плановых значений показателей в ходе реализации Программы;
г) осуществляет контроль за выполнением мероприятий Программы.
7.3. Система мероприятий Программы предусматривает участие:
а) управ административных округов Администрации города Тюмени, МКУ "Служба заказчика по благоустройству административных округов" в части:
- планирования и выполнения мероприятий Программы на территории соответствующего административного округа города Тюмени;
- принятия участия в мероприятиях по повышению уровня благоустройства и озеленения территории города Тюмени, снижения антропогенной нагрузки на природную среду;
б) МКУ "ЛесПаркХоз" в части планирования и выполнения мероприятий Программы в сфере озеленения территории города Тюмени и снижения количества безнадзорных домашних животных, представляющих угрозу для населения;
в) МБСУ "Некрополь", МБСУ "Ахират" в части оказания ритуальных услуг населению и выполнения мероприятий по вопросам похоронного дела;
г) департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени в части планирования и выполнения мероприятий Программы, связанных с земельными отношениями и градостроительством в сфере озеленения территории города Тюмени, благоустройства дворовых территорий города Тюмени, организации мест захоронения на территории города Тюмени;
д) административного департамента Администрации города Тюмени в части участия в организации мероприятий по вовлечению населения в планирование работ по благоустройству на территории города Тюмени;
е) департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в части организации мероприятий Программы по оформлению права муниципальной собственности в результате создания новых мест захоронения на территории города Тюмени, строительства крематория.
7.4. К выполнению мероприятий Программы на конкурсной основе могут привлекаться сторонние организации в порядке, установленном действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.