Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Администрации
г. Тюмени
от 27 октября 2014 г. N 798-рк
Муниципальная программа
"Развитие жилищного фонда города Тюмени на 2015 - 2017 годы"
I. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие жилищного фонда города Тюмени на 2015 - 2017 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Жилищным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг";
постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом";
постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда";
Законом Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области";
постановлением Правительства Тюменской области от 10.03.2009 N 67-п "О порядке выплаты субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Тюменской области";
постановлением Правительства Тюменской области от 14.04.2014 N 157-п "Об установлении срока принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта";
Уставом города Тюмени;
постановлением Администрации города Тюмени от 26.06.2008 N 75-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, оказывающим услуги по содержанию и текущему ремонту жилых домов, признанных ветхими, входивших по состоянию на 01.01.2007 в реестр муниципальной собственности, а также многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.05.2012 N 48-пк "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк";
постановлением Администрации города Тюмени от 28.12.2011 N 146-пк "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по социальному обеспечению ветеранов и/или инвалидов Великой Отечественной войны путем предоставления социальных выплат на ремонт жилых помещений, в которых они проживают";
постановлением Администрации города Тюмени от 29.05.2012 N 69-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по вывозу жидких бытовых отходов";
постановлением Администрации города Тюмени от 17.06.2013 N 62-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам по капитальному ремонту многоквартирных домов города Тюмени, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации";
распоряжением Администрации города Тюмени от 06.07.2007 N 1111-рк "Об утверждении Порядка осуществления расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда";
распоряжением Администрации города Тюмени от 10.06.2013 N 325-рк "О межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
II. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Проблемы, препятствующие эффективному функционированию муниципального жилищного фонда города Тюмени:
1) Неудовлетворительное техническое состояние значительной доли муниципального жилищного фонда города Тюмени.
Причины возникновения проблемы:
- высокая степень износа муниципального жилищного фонда;
- повышенные по сравнению с нормативными темпы износа муниципального жилищного фонда в связи с недостаточным объемом выполнения текущего ремонта и текущего обслуживания управляющими организациями;
- наличие муниципальных многоквартирных домов, не присоединенных к централизованной системе водоотведения.
В процессе эксплуатации муниципальных жилых домов под воздействием различных факторов происходит постепенное увеличение степени износа жилищного фонда. Наряду со старением муниципального жилищного фонда города, существенным фактором, влияющим на износ жилищного фонда, является несвоевременность проведения текущего ремонта и технического обслуживания многоквартирных домов управляющими организациями, предусмотренных размером платы за содержание и ремонт жилых помещений. Это приводит к удорожанию содержания не отремонтированного своевременно жилищного фонда в связи с повышением аварийности, а также к существенному снижению комфортности условий проживания населения.
В настоящее время одной из основных проблем, препятствующих нормальному функционированию объектов жилищного фонда, является ненадлежащее содержание и обслуживание многоквартирных домов, а также нарушение сроков проведения текущего и капитального ремонта зданий, что приводит к преждевременному износу здания.
Количество муниципальных жилых помещений в городе Тюмени по состоянию на 01.07.2014 составляет 20 102 единиц общей площадью 735,5 тыс. кв. м. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления обеспечивают условия для осуществления комфортного проживания граждан в таком жилье, а также осуществляют контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда.
По состоянию на 01.07.2014 в городе Тюмени насчитывается 111 муниципальных квартир общей площадью жилых помещений 16,9 тыс. кв. м с уровнем износа свыше 65%, что составляет 2,3% от общей площади муниципальных жилых помещений города Тюмени. Своевременное выявление и устранение дефектов, возникающих в процессе эксплуатации, надлежащее содержание и обслуживание дома обеспечивает предотвращение преждевременного износа здания, позволяет сократить расходы на проведение текущего и капитального ремонта, что положительно сказывается на условиях проживания граждан.
Одним из основных проблемных вопросов в городе Тюмени является наличие значительного количества аварийных домов в составе муниципального жилищного фонда.
По состоянию на 01.07.2014 общее количество аварийных многоквартирных домов, находящихся на территории города Тюмени, составило 412 единиц (с учетом ветхих), общей площадью жилых помещений 110,2 тыс. кв. м, в том числе 79 многоквартирных домов муниципального жилищного фонда. Общая площадь жилых помещений таких домов составила 16,6 тыс. кв. м, или 15,1% от общей площади жилых помещений домов, признанных аварийными.
Уменьшение количества аварийных многоквартирных домов и непригодных для проживания жилых помещений и переселение граждан в благоустроенные жилые помещения является важной задачей Правительства Тюменской области и органов местного самоуправления города Тюмени. Решение вопроса ликвидации аварийного жилищного фонда требует комплексного подхода, определяющего систему мероприятий по формированию жилищного фонда и переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Аварийные многоквартирные дома и непригодные для проживания жилые помещения не только ухудшают внешний облик территории города Тюмени, но, в первую очередь, создают угрозу безопасному проживанию в нем граждан.
Согласно статьям 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), если дом, в котором находится помещение, подлежит сносу, то выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В связи с этим, существует необходимость проведения ремонтных работ муниципальных жилых помещений, предоставляемых в целях переселения граждан из аварийных многоквартирных домов и непригодных для проживания жилых помещений города Тюмени.
Кроме этого, в настоящее время в городе Тюмени имеется значительное число граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, требующих оказания мер социальной поддержки в части проведения ремонта жилых помещений.
Муниципальное образование городской округ город Тюмень предоставляет муниципальные жилые помещения по договорам социального найма определенным категориям граждан, состоящим на учете нуждающихся в жилье в соответствии со статьей 57 ЖК РФ.
Кроме того, в соответствии с договором социального найма и на основании статьи 65 ЖК РФ, наймодатель (муниципальное образование) обязан осуществлять капитальный ремонт жилых помещений.
По состоянию на 01.07.2014 количество муниципальных жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, нуждающихся в капитальном ремонте, насчитывает 271 единиц общей площадью 8,8 тыс. кв. м, что составляет 1,2% от общей площади муниципальных жилых помещений города Тюмени.
Кроме того, по состоянию на 01.07.2014 существует угроза обрушения конструкций в 16 жилых муниципальных помещениях города Тюмени. В рамках предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации, в 2015 году планируется провести ремонтные работы в 19 муниципальных жилых помещениях маневренного фонда, для предоставления их гражданам, в чьих жилых помещениях существует такая угроза.
Актуальным в городе Тюмени является вопрос ремонта жилых помещений муниципального жилищного фонда, закрепленных ранее за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей или в которых проживают дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.
Всего по состоянию на 01.07.2014 за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, закреплено 60 жилых помещений, являющихся объектами учета реестра муниципальной собственности.
Мероприятия по организации капитального ремонта муниципальных жилых помещений выполняются в соответствии с потребностью, сформированной отделом по опеке, попечительству и охране прав детства города Тюмени на текущий год.
С целью выполнения мероприятий по приведению в надлежащее техническое состояние муниципальных жилых помещений для заселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2015 - 2017 годах планируется проведение ремонта 9 жилых помещений, в которые будут заселены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В остальных жилых помещениях ремонтные работы планируется проводить в соответствии с потребностью, сформированной на очередной финансовый год, с учетом времени заселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках социального обеспечения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны (далее - ВОВ) нормативными условиями проживания осуществляются мероприятия по оказанию социальной поддержки данной категории граждан на ремонт жилых помещений за счет бюджетных средств.
По состоянию на 01.07.2014 количество заявителей на получение социальных выплат составляет 764 человека. Необходимо отметить, что на протяжении ряда лет наблюдается динамика снижения очередности на предоставление социальных выплат.
В списке нуждающихся на получение социальных выплат по состоянию на 01.01.2014 состояло 1 353 человека (на 01.01.2013 - 1 851 чел., на 01.01.2012 - 2 196 чел., на 01.01.2011 - 2 983 чел.).
Количество обратившихся за получением социальных выплат в 2013 году составило 114 человек (в 2012 году - 148 чел., в 2011 году - 142 чел.), при этом получили социальные выплаты в 2013 году 494 человека (в 2012 году - 228 чел., в 2011 году - 213 чел.).
Неудовлетворительное техническое состояние значительной доли муниципального жилищного фонда города Тюмени также обусловлено наличием муниципальных канализованных многоквартирных домов, не присоединенных к централизованной системе водоотведения (по состоянию на 01.07.2014 - 208 многоквартирных домов). Вывоз жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) от данных домов осуществляется специализированным транспортом обслуживающих организаций с последующим сбросом в канализационный коллектор. Население, проживающее в таких домах, оплачивает услуги водоснабжения и водоотведения по тарифам, установленным для ООО "Тюмень Водоканал", без учета дополнительных расходов, связанных с откачкой ЖБО и их транспортировкой к точкам слива в городской коллектор. Указанные дополнительные расходы возмещаются организациям, осуществляющим оказание услуг по вывозу ЖБО, в отношении домов, входивших по состоянию на 01.01.2006 в реестр муниципальной собственности, что приводит к значительному объему расходования бюджетных средств. В бюджете города Тюмени на 2014 год на данные расходы предусмотрены финансовые средства в размере 41 624 тыс. руб., на 2015 - 2017 годы - в общем размере 114 033 тыс. руб.
Кроме того, необходимо отметить также и неудовлетворительное состояние государственного жилищного фонда Тюменской области. По состоянию на 01.01.2014 в реестре государственной собственности Тюменской области находятся 846 объектов, из них 34 - многоквартирные дома, в том числе и специализированный жилищный фонд. Капитальный ремонт государственного жилищного фонда Тюменской области происходит по мере выделения средств из бюджета Тюменской области в рамках исполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
2) Низкий уровень просвещенности и активности граждан в вопросах содержания и управления общим имуществом в многоквартирном доме.
Причины возникновения проблемы:
- недостаточная информированность жителей многоквартирных домов в вопросах жилищного законодательства;
- низкая социальная активность жителей, отсутствие навыков по защите своих прав на своевременное получение качественных жилищно-коммунальных услуг в полном объеме.
На 01.07.2014 количество многоквартирных домов на территории города Тюмени составляет 4 015 единиц, общей площадью жилых помещений 19 419,3 тыс. кв. м. Из них 206 многоквартирных домов общей площадью 33,4 тыс. кв. м относятся к муниципальному жилищному фонду, что составляет 5,1% от общего количества многоквартирных домов, или 0,2% от общей площади многоквартирных домов.
В настоящее время значительная часть многоквартирных домов жилищного фонда города Тюмени находится в управлении/обслуживании управляющих организаций, что требует проведения постоянной информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам жилищного законодательства с целью повышения эффективности управления, качества содержания и обслуживания многоквартирных домов жилищного фонда города Тюмени.
Правовой нигилизм граждан в вопросах содержания и управления общим имуществом многоквартирного дома, низкий уровень знаний о своих правах и обязанностях, а также возможностях их реализации, приводят к множеству проблем в жилищно-коммунальной сфере.
Значительная часть жителей имеет поверхностное представление о целях и задачах проводимой реформы жилищно-коммунального хозяйства, о своих правах и обязанностях как собственника помещения в многоквартирном доме, об общедолевой собственности в общем имуществе многоквартирного дома, о договоре управления многоквартирным домом; у определенной части населения до сих пор имеется стереотип мышления в вопросах взаимоотношений с управляющими организациями, когда домами управляли управляющие компании муниципальной формы собственности.
В соответствии с действующим законодательством, собственник является основным действующим лицом в сфере управления многоквартирным домом. Ему предоставлены достаточно широкие права по определению условий обслуживания дома, порядка заключения договоров с управляющими и ресурсоснабжающими организациями, по контролю за предоставлением качественных коммунальных услуг. Однако большинство граждан, в силу своей неосведомленности, не пользуется своими правами в полной мере. Результатом этого, с одной стороны, становится нарушение законных прав граждан со стороны недобросовестных управляющих и обслуживающих организаций, с другой - ненадлежащее содержание домов, поскольку граждане не готовы принимать участие в управлении своим имуществом и нередко пребывают в уверенности, что государство обязано взять на себя все заботы и расходы по содержанию и ремонту дома.
Количество многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющими организациями, выбранными по результатам открытого конкурса, организованного органами местного самоуправления, на 01.07.2014 составляет 1 023 единиц, или 25,5% от общего количества многоквартирных домов, что свидетельствует о недостаточно активном участии населения в управлении жилым фондом.
При этом следует отметить, что доля многоквартирных домов, относящихся к муниципальному жилищному фонду, управление которыми осуществляется управляющими организациями, выбранными по результатам открытого конкурса, составляет 20%.
В связи с этим, высокую актуальность имеют мероприятия по обеспечению граждан информацией, касающейся предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В целях решения вышеуказанных проблем, препятствующих эффективному функционированию муниципального жилищного фонда города Тюмени, необходимо обеспечить повышение уровня технического состояния муниципального жилищного фонда города, создание условий для развития системы управления жилищным фондом и повышения активности граждан в управлении общим имуществом в многоквартирных домах.
III. Цели и задачи Программы
Стратегическая цель, на реализацию которой направлены мероприятия Программы: "Улучшение жилищных условий и качества жизни населения" (согласно Жилищному кодексу Российской Федерации).
Цель Программы: Повысить уровень комфортности и безопасности условий проживания населения города Тюмени.
N п/п |
Задачи |
Решаемые проблемы |
Ожидаемый социально-экономический эффект |
Сроки выполнения мероприятий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.