Наименование мероприятия | Сроки проведения | Исполнители |
1. Повышение уровня знаний у школьников по основам предпринимательской деятельности. Подготовка и проведение олимпиад и деловых игр. |
Ежегодно, 1,4 кварталы |
Администрация города (комитет по образованию) |
2. Поддержка деятельности городских общественных организаций (союзов, ассоциаций и т.п.) по защите малого предпринимательства. |
Постоянно | Администрация города (управление экономики) |
3.Финансирование издания газеты "Вестник рынка", выпускаемой общественной организацией защиты прав и поддержки малого предпринимательства города Тюмени. |
Постоянно | Администрация города (финансово-казначейск ое управление) |
- дополнить п. 6.2.6. четвертым мероприятием: "Наименование мероприятия" - Поддержка предпринимательской деятельности незанятого населения города (проведение тестирования, консультаций, обучения начинающих предпринимателей и т.п.); "Сроки проведения" - Постоянно; "Исполнители" - Городской центр занятости населения:
- привести нумерацию мероприятий п. 6.2. в соответствие с принятыми изменениями и дополнениями.
3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по экономическому развитию и жизнеобеспечению города и на постоянную комиссию по бюджету, местным налогам, сборам и контролю за их использованием.
Глава города Тюмени |
С.М. Киричук |
Приложение
к решению
Тюменской
городской Думы
от 27 апреля 2000 г. N 36
Информация
о ходе реализации Программы поддержки малого
предпринимательства города Тюмени на 1999-2002 г.г.
Введение
1. Совершенствование нормативно-правовой базы
2. Информационное обеспечение малого предпринимательства
3. Совершенствование финансово-кредитной и инвестиционной
поддержки малого предпринимательства
4. Поддержка производственно-технологической и иновационной
деятельности субъектов малого предпринимательства
5. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого
предпринимательства
6. Организационно-методическое и кадровое обеспечение малого
предпринимательства
Заключение
Генеральный заказчик Заместитель Главы города
Федоренко В.П.
Руководитель Программы Начальник управления экономики
Тархова Н.А.
г.Тюмень, 2000 год
Исполнители программных мероприятий:
Управление экономики администрации г.Тюмени - раздел 1 (п. 6.2.1. п.п. 1, 3, 4, 5), раздел 2 (п. 6.2.2. п.п. 1, 5), раздел 3 (п. 6.2.3. п.п. 4, 5, 6), раздел 5 (п. 6.2.5. п.п. 1, 2, 3, 4), раздел 6 (п. 6.2.6. п.п. 3), анализ и обобщение (оценка) выполненных работ по Программе, оформление отчета, предоставление материалов на заседание Тюменской городской Думы.
Комитет по управлению имуществом г.Тюмени - раздел 1 (п. 6.2.1. п.п. 4), раздел 4 (п. 6.2.4. п.п. 1, 2).
Управление по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг администрации г.Тюмени - раздел 1 (п. 6.2.1. п.п. 4), раздел 2 (п. 6.2.2. п.п. 3, 6), раздел 6 (п. 6.2.6. п.п. 2, 3).
Земельный комитет администрации г.Тюмени - раздел 1 (п. 6.2.1. п.п. 4), раздел 4 (п. 6.2.4. п.п. 3).
Комитет транспорта и связи администрации г.Тюмени - раздел 6.2.2. п.п. 4).
Тюменская торгово-промышленная палата - раздел 1 (п. 6.2.1. п.п. 1, 2), раздел 2 (п. 6.2.2. п.п. 2, 5), раздел 5 (п. 6.2.5. п.п. 4), раздел 6 (п. 6.2.6. п.п. 1, 2, 3, 4).
Введение
Основной целью "Программы поддержки малого предпринимательства г.Тюмени на 1999-2002 г.г.", утвержденной решением Тюменской городской Думы от 01.07.99 г. N 441 (далее - Программы), является создание благоприятных условий сохранения и развития деятельности субъектов малого предпринимательства в городе.
В соответствии с программными целями усилия подразделений администрации г.Тюмени, Тюменской городской Думы и Тюменской торгово-промышленной палаты были сосредоточены на решении следующих программных задач:
- формирование системы городских нормативно-правовых актов, способствующих устойчивому функционированию и развитию малого предпринимательства;
- создание необходимых условий по регистрации, лицензированию, сертификации и контролю деятельности субъектов малого предпринимательства;
- повышение организационной роли и влияния администрации города, общественных организаций и фондов в развитии малого предпринимательства;
- поддержка субъектов малого предпринимательства в производственной, инновационной и социальной сферах для насыщения рынка товарами и услугами, решения проблемы занятости трудоспособного населения;
- поддержка кредитных союзов;
- обеспечение доступа субъектам малого предпринимательства к финансовым, информационным, заемным и другим ресурсам.
В течение 1999 года запланировано осуществление первого (подготовительного) этапа Программы, на котором предусматривается разработка нормативных документов, распределение задач между исполнителями (при выполнении мероприятий несколькими подразделениями администрации города), создание необходимой инфраструктуры и проведение пробных мероприятий.
В системе, предусмотренной Программой, работа исполнителей осуществлялась в следующих направлениях: совершенствование нормативно-правовой базы, информационное обеспечение малого предпринимательства, совершенствование финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства, поддержка производственно-технологической и инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, организационно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства.
1. Совершенствование нормативно-правовой базы
Исполнителями программных мероприятий по данному блоку являются администрация г.Тюмени и Тюменская торгово-промышленная палата.
Тюменской торгово-промышленной палатой в июне 1999 г. были даны предложения в Постановление Губернатора Тюменской области от 20.08.99 г. N 183 и в утвержденное им "Положение о реестре субъектов малого предпринимательства Тюменской области" (письмо от 02.06.99 г. N 617 председателю Комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области Загвязинскому В.В.) (п. 6.2.1. п.п. 1, 2).
Часть предложений по совершенствованию "Положения о реестре субъектов малого предпринимательства" была учтена. В частности, в положение включено то, что средства, полученные от организаций, имеющих право получать сведения из реестра на платной основе, являются источником финансирования создания и ведения реестра.
В ноябре 1999 года представлена в Администрацию города Тюмени правовая экспертиза проекта Закона Тюменской области "О территориальном общественном самоуправлении г.Тюмени" (письмо от 07.12.99 г. N 886 Заместителю Главы г.Тюмени Терентьеву В.Л.). Данный проект Закона находится в стадии доработки. (01.12.99)
С начала 1999 года структурными подразделениями администрации города проводился анализ существующих нормативно-правовых актов г.Тюмени, касающихся вопросов поддержки малого предпринимательства (п. 6.2.1. п.п. 3). В результате выявлена необходимость в разработке новых и в изменении функционирующих нормативно-правовых актов.
В отчетном году администрацией города Тюмени и Тюменской городской Думой в рамках исполнения Программы были приняты следующие нормативно-правовые акты (п. 6.2.1. п.п. 4):
1. Решения Тюменской городской Думы:
- от 27.05.99 г. N 437 "Об утверждении Положения о порядке предоставления целевых займов (кредитов) из бюджета города";
- от 01.07.99 г. N 443 "Об утверждении Положения об инвестиционном налоговом кредите";
- от 30.09.99 г. N 495 "О порядке проведения в 1999 году реструктуризации задолженности организаций г.Тюмени по платежам в бюджет города";
2. Распоряжения Главы города:
- от 12.04.99 г. N 1046 "О проведении городского смотра-конкурса фирменных магазинов пищевой и перерабатывающей промышленности";
- от 19.05.99 г. N 1404 "О внесении изменений и дополнений в Положение об аренде муниципального имущества";
- от 16.08.99 г. N 2688 "Об утверждении Положения о порядке установления размера арендной платы за землю в городе Тюмени";
- от 25.10.99 г. N 3570 "О проведении реструктуризации задолженности в бюджет города";
- от 28.12.99 г. N 4574 "О развитии и совершенствовании фирменной торговли местных товаропроизводителей";
3. Постановления администрации г.Тюмени:
- от 28.04.99 г. N 16 "О порядке предоставления отсрочек и (или) рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет города".
В 1999 году администрация города работала над проектом закона Тюменской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых субъектами малого предпринимательства" (п. 6.2.1. п.п. 5). Работа проводилась в следующей последовательности.
В начале был собран информационный материал для расчета необходимых показателей по налогообразующей базе субъектов малого предпринимательства по всем видам деятельности, оговоренным в федеральном законе. Сбор информации производился от заинтересованных организаций и структурных подразделений администрации города. В частности, информацию по данному вопросу предоставили: муниципальное унитарное предприятие городского транспорта "Тюменьгортранс"; ГосНИ по г.Тюмени; Тюменское областное отделение "Ространсинспекции"; Тюменский региональный союз предпринимателей; Тюменская ТПП; Городская общественная организация по защите прав и поддержке малого предпринимательства г.Тюмени; управление по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг; управление по здравоохранению; комитет транспорта и связи; управление жилищно-коммунального хозяйства; комитет по управлению имуществом; управление по образованию и др.
Администрацией города совместно с Тюменской ТПП были изучены законы субъектов РФ, публикации, информационные материалы, касающиеся вопросов разработки и введения в действие закона "О едином налоге на вмененный доход". Проведены социально-экономические исследования отношения участников рынка к данному закону, состоялась деловая гостиная по обсуждению данного вопроса. Результаты исследования представлены для разработки предложений по данному законопроекту (сентябрь-октябрь).
Изучив полный объем информации, рассчитав налогообразующую базу и корректирующие коэффициенты по всем видам деятельности субъектов малого предпринимательства, администрацией города был составлен и представлен в департамент финансов Тюменской области пакет предложений к закону Тюменской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности субъектов малого предпринимательства".
26 декабря Тюменская областная Дума приняла в первом чтении закон Тюменской области "О едином налоге на вмененный доход по определенным видам деятельности для субъектов малого предпринимательства", в котором не полностью отражены предложения городской администрации, в связи с чем резко ухудшились условия работы на рынке транспортных услуг города. В настоящее время специалисты управлений и комитетов администрации города участвуют в доработке данного закона, даны замечания и предложения в финансовое управление администрации Тюменской области.
2. Информационное обеспечение малого предпринимательства
Для сбора и анализа информации о состоянии малого предпринимательства в городе, согласно Постановлению Губернатора Тюменской области N 183 от 20.08.99 г. "О создании реестра субъектов малого предпринимательства Тюменской области", управлением экономики администрации г.Тюмени ведется реестр субъектов малого предпринимательства (п. 6.2.2. п.п. 1). В реестре содержатся следующие сведения о субъектах малого предпринимательства: краткое (фирменное) наименование субъекта малого предпринимательства и другие его реквизиты; информация об уставном (складочном) капитале и учредителях субъекта малого предпринимательства;
наличие филиалов или представительств субъекта малого предпринимательства; основные виды деятельности субъекта малого предпринимательства; другая информация.
Предоставляется также информация о финансово-хозяйственной деятельности предприятия на последнюю отчетную дату: среднесписочная численность (в т.ч. основные работники, совместители и работники по договорам); объем валовой продукции (в т.ч. по основному виду выпускаемой продукции); балансовая прибыль (убытки) предприятия за отчетный год;
валовая выручка или товарооборот; сумма налоговых отчислений (в т.ч. в федеральный, областной и местный бюджеты); объем освоенных капитальных вложений (в т.ч. за счет собственных средств); дебиторская и кредиторская задолженности.
Ведение вышеуказанного документа позволит отслеживать изменение ситуации в сфере малого предпринимательства города, а также обеспечит более тесное взаимодействие администрации г.Тюмени и субъектов малого предпринимательства.
По состоянию на 01.01.2000 г. в г.Тюмени насчитывается 20844 предприятий и организаций, что на 3,7% больше, чем по состоянию на 01.01.1999 г. При этом необходимо отметить, что среди них преобладает частная форма собственности. По данным ГосНИ по г.Тюмени в течение 1999 года на налоговый учет встали 4001 предпринимателей и 285 юридических лиц. Сняты с учета за этот же период 1815 предпринимателей и 200 юридических лиц.
На начало 2000 года на территории г.Тюмени осуществляют свою деятельность 4965 малых предприятий и 22162 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
Таблица 1
Основные виды деятельности малых предприятий г.Тюмени
N п/п | Виды деятельности | Количество предприятий |
1. | Торгово-закупочная | 12500 |
в т.ч. оптовая торговля | 3500 | |
розничная торговля | 10150 | |
2. | Строительно-монтажные работы | 1866 |
3. | Бытовое обслуживание населения | 1508 |
в т.ч. ремонт бытовой техники | 453 | |
парикмахерские услуги | 422 | |
пошив одежды | 221 | |
ремонт обуви | 392 | |
4. | Грузовые перевозки | 4266 |
5. | Пассажирские перевозки | 620 |
6. | Производство промышленной продукции | 524 |
Значительный вклад в валовый товарооборот промышленности города вносят такие малые предприятия, как предприниматели Голованов (производство майонеза), Сергеева, Русашвили, Прудовский, ТОО "Феонит", ООО "Хлебторгсервис" (производство хлеба и хлебобулочных изделий); ЗАО "Квартет", ТОО "Кондитер" (производство кондитерских изделий); ЗАО "Пищевик" (производство колбасных изделий); 000 "Уют", 000 "Мебельщик", предприниматель Косачев (производство мебели).
Объем поступлений в городской бюджет от субъектов малого предпринимательства в 1999 году составил 140498 тыс. рублей. Это около 10% доходной части бюджета г.Тюмени.
Таблица 2
Информация о налоговых поступлениях в городской бюджет от
субъектов малого предпринимательства за 1999 год
тыс.руб.
По субъектам малого предпринимательства |
Поступило в городской бюджет в 1999 году 999 году | ||||
всего | 1 кв. | 2кв. | 3 кв. | 4кв. | |
по юридическим лицам всего | 121538 | 14990 | 40614 | 35877 | 30057 |
в т.ч. пени | 1123 | 158 | 377 | 218 | 370 |
штрафы | 757 | 158 | 211 | 174 | 214 |
регистрационные сборы | - | - | - | - | - |
по предпринимателям без образования юридического лица всего |
18960 | 2400 | 3691 | 7480 | 5389 |
в т.ч. пени | 103 | 2 | 18 | 18 | 65 |
штрафы | 75 | 2 | 5 | 8 | 60 |
регистрационные сборы | - | - | - | - | - |
В отделении Пенсионного фонда РФ по Тюменской области на начало 2000 года зарегистрировано 8477 предпринимателей без образования юридического лица, которым начислены страховые взносы в сумме 10646 тыс. рублей, и 695 малых предприятий, являющихся юридическими лицами, которым начислены страховые взносы в сумме 48363,9 тыс. рублей.
На малые предприятия оказывают воздействие низкая покупательская способность населения города, неразрешенность проблемы неплатежей и другие негативные факторы. В течение 1999 года была возбуждена процедура банкротства по 21 малому предприятию с общей задолженности 23289,4 тыс. рублей, в том числе в городской бюджет - 9401,3 тыс. рублей. Окончательно признаны банкротами 9 малых предприятий, на 1 предприятии введено внешнее управление, на 11 - конкурсное производство. Административный арест имущества в 1999 году произведен по 35 малым предприятиям.
Для информационного обеспечения деловых интересов субъектов малого предпринимательства (п. 6.2.2. п.п. 2,5) Тюменской ТПП совместно с провайдером сети Интернет организован и функционирует информационный Центр делового сотрудничества на базе сервера Палаты, структура которого включает специализированный раздел "ТюменьИнтернетЭкспо" (постоянно действующую виртуальную выставку продукции Тюменских товаропроизводителей).
Субъекты малого предпринимательства г.Тюмени, представленные на данном сервере, рекламируются в других регионах и за рубежом, в том числе посредством Системы делового сотрудничества Торгово-промышленных палат России (RBCnet) и всемирной сети палат Worldchamber, через Центр международной торговли Тюмени на сервере Ассоциации Центров Международной Торговли WTCA. Таким образом, через информационный Центр делового сотрудничества Тюменской ТПП осуществлялась поддержка и распространение информации о предприятиях.
Также, информационная поддержка тюменских предпринимателей осуществляется путем выполнения индивидуальных заявок (запросов) на поиск поставщиков продукции и потребителей производимых товаров. Проводится работа по запросам предпринимателей на анализ цены по требуемой номенклатуре. Всего в течение 1999 года Тюменской ТПП было удовлетворено более 200 индивидуальных обращений.
Распространение деловой информации осуществляется через ежеквартальный бюллетень "Деловой перекресток", выпускаемый Тюменской ТПП. Он включает сведения о деловых предложениях зарубежных фирм, предприятий г.Тюмени, Тюменской области и других регионов, характеристики инвестиционных проектов для привлечения инвестиций в Тюменскую область и г.Тюмень, обзор прошедших событий из жизни предприятий, членов Тюменской ТПП, информацию о выставках, ярмарках, бизнес-образовательных программах, стажировках в Москве, Тюмени и за рубежом, о новых поступлениях в информационный фонд палаты, о работе Третейского суда и др. В конце 1999 г. вышел четвертый выпуск информационного сборника. Распространение бюллетеня осуществляется в системе российских ТПП. Информационный сборник направляется также в государственные и муниципальные органы власти, а также в смешанные ТПП, образованные совместно с зарубежными палатами.
Передача материалов о тюменских товаропроизводителях осуществляется также непосредственно участниками встреч, деловых гостиных, выставок, мероприятий, проводимых Тюменской палатой, деловых миссий из-за рубежа (Словении, Чехии, Польши, Израиля, Ливана, Финляндии).
Сведения о предпринимателях г.Тюмени, распространяются также через публикацию информационных материалов о них в справочниках федерального и общероссийского уровня (Навигатор, представительский Федеральный справочник). При участии Пресс-центра Тюменской ТПП на канале ТРТР каждый вторник в 20.05 с повтором на следующее утро выходит информационно-аналитическая программа "Деловая Тюмень" Постоянная рубрика программы "Бизнес и Власть" посвящена важным новостям и новым документам от тюменских органов власти, в рубрике "Тюменская марка" освещается деятельность местных товаропроизводителей, в рубрике "Фонды и финансы", даются разъяснения вопросов, наиболее актуальных для предпринимателей.
В реализации информационных мероприятий участвуют представители государственной власти, общественных организаций, известные бизнесмены, специалисты, располагающие материалами по деятельности малых предприятий. За отчетный период состоялось 30 выпусков телепрограммы. Кроме того, на Радио-7 два раза в неделю по вторникам и пятницам регулярно выходит программа "Вестник Тюменской торгово-промышленной палаты" (передачи транслируются в утреннее и вечернее время), в которой также дается информация о поддержке малых предприятий.
В стадии подготовки еженедельная информационно - аналитическая программа на Радио-7 "Деловая волна", к участию в которой будут приглашены ведущие ученые и бизнесмены нашего города.
Помимо теле- и радиовещательных Программ в газете "Тюменская правда сегодня" в целях ознакомления предпринимателей г.Тюмени с деловой жизнью города (выставки, ярмарки, деловые визиты делегаций и т.п.), законотворческой деятельностью в отношении малого бизнеса и консультирования предпринимателей, начинающих свое дело, выходит страничка деловой жизни города.
В октябре администрациями Тюменской области и города совместно с торгово-промышленной палатой была сформирована тюменская делегация из числа предпринимателей на II-ой Всероссийский съезд представителей малых предприятий, был организован Круглый стол с целью выработки предложений на съезд. Для каждого члена делегации был подготовлен пакет сопроводительных документов: Проект федеральных Законов, Проект Федеральной Программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000-2001 гг. и др.
На Круглом столе были рассмотрены приоритетные направления в работе съезда:
1) новые формы взаимоотношений бизнеса и власти,
2) анализ проектов законов по поддержке малого предпринимательства.
Делегаты от г.Тюмени участвовали в разработке документов II съезда представителей малых предприятий, в частности, в разработке "Проекта Федеральной Программы государственной поддержки малого предпринимательства". По возвращении в г.Тюмень было опубликовано Открытое письмо участников II съезда представителям всех ветвей власти ("Тюменская правда сегодня", 10 ноября 1999 г.).
Администрация города и Тюменская ТПП приняли участие в патриотической акции поддержки местных предпринимателей. Мероприятие посвящалось Всемирному дню продовольствия. Общегородской праздник проводился на рынке "Мальвинка" (октябрь).
В октябре-ноябре 1999 года при содействии Тюменской ТПП для московского представительства по России и странам СНГ концерна ФАТА (Италия) был проведен анализ экономических тенденций в перерабатывающей, легкой, фармацевтической, табачной, сельскохозяйственной отраслях экономики Уральского и Западно-Сибирского регионов. Работа выполнялась с целью принятия решения по проекту строительства Тюменского завода упаковочных материалов. (Отчет представлен в областную Администрацию).
При участии Тюменского отделения Союза журналистов России Тюменской ТПП систематически проводится конкурс журналистского мастерства "Экономическое возрождение Тюмени" (региональный этап общероссийского конкурса). Его основной целью является развитие экономической журналистики, информационная поддержка и создание привлекательного имиджа малого предпринимательства. Девиз конкурса -"Развитие отечественного производства и повышение конкурентоспособности Тюменской продукции". Тематика включает весь спектр проблем экономики Тюмени в настоящее время, в прошлом и будущем. Итоги конкурса будут подведены в начале 2000 года.
Для распространения информации, отвечающей интересам отдельных малых предприятий и всего сектора малого бизнеса г.Тюмени, администрация города заключила соглашение о сотрудничестве с ЗАО "Полипресс" (договор N 69 от 22.09.99 г.). По данному соглашению ЗАО "Полипресс" в течение 1999-2000 г.г. в газете "Тюменский бульвар" публикует информационные материалы о ходе выполнения Программы и освещает материалы о вопросах, рассматриваемых Тюменской городской Думой, и решениях, принятых администрацией г.Тюмени, направленных на развитие и поддержку субъектов малого предпринимательства. Администрация города обеспечивает ЗАО "Полипресс" необходимыми материалами и осуществляет финансирование вышеуказанных услуг газеты.
Специалистами администрации города проведен анализ структуры предприятий в пищевой и перерабатывающей промышленности, (п. 6.2.2. п.п. 3) (Таблица 3).
Таблица 3
Структура предприятий пищевой и перерабатывающей
промышленности г.Тюмени
Наименование | Доля крупных и средних предприятий, % в общем объеме (от натурального выражения) |
Объемы производств, 1999 г. к 1998 г., % (от натурального выражения) |
Доля малых предприятий, % в общем объеме |
Объемы производств, 1999 г. к 1998 г., % |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
66,3 | 94,5 | 33,7 | 155,6 |
кондитерские изделия | 95 | 81,2 | 5 | 107,3 |
макаронные изделия | 80,7 | 29,8 | 19,3 | 101 |
плодоовощные консервы | 100 | 109,3 | ||
цельномолочная продукция | 100 | 83,3 | ||
масло животное | 100 | 70,2 | ||
сыры жирные | 100 | 75 | ||
мука | 78,4 | 160 | 21,6 | в 2 раза больше |
крупа | 100 | 112,8 | ||
майонез | 57,4 | 32,3 | 42,6 | в 3,4 раза больше |
водка и ликероводочные изделия |
100 | 137,6 | ||
винные напитки | 100 | 105,6 | ||
пищевая рыбопродукция | 9,8 | в 3,5 раза больше |
90,2 | в 1,4 раза больше |
колбасные изделия | 100 | 54 | ||
пиво | 88 | 90 | 12 | 89 |
минеральная вода | 98,9 | 120 | 1.1 | 35,9 |
мясные полуфабрикаты | 100 | 94,5 |
Из таблицы видно, что деятельность малых предприятий имеет уже значительное влияние в хлебопечении, производстве майонеза, и их доля составляет соответственно 33,7 и 42,3 %. По отдельным отраслям достигнут темп роста от 101 до 180%. В большинстве же пищевых крупных и средних предприятиях, определяющих состояние отрасли., наблюдается дальнейшее снижение объемов производств, темп роста к прошлому году составил 83,5%.
Проведен анализ по использованию производственных мощностей в пищевой и перерабатывающей промышленности, потребления и производства продуктов питания и по обеспеченности (в сравнении с нормами) населения предприятиями общественного питания, розничной торговли и бытового обслуживания. В результате выявлено, что по состоянию на 01.01.2000 г. в г.Тюмени имеется около 370 объектов бытового обслуживания, 40% из которых составляют малые предприятия, 494 предприятия общественного питания (36889 посадочных мест), около 3000 предприятий розничной торговли и 530 - оптовой торговли.
Осуществлялось привлечение предприятий малого бизнеса к участию в общегородских мероприятиях: торговое обслуживание в дни празднований, розничных и оптовых ярмарках ("Весна-99", "Осень-99", рождественская ярмарка, выставка-ярмарка по заключению договоров сотрудничества на 2000 год).
Администрацией города Тюмени проводится работа с предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров на частных автобусах, совместно с муниципальным транспортом (п. 6.2.2. п.п. 4).
В настоящее время в городе действует 108 маршрутов городского общественного транспорта, из них на 44 маршрутах с большим пассажиропотоком работает частный привлеченный транспорт, в т.ч. по 21 маршруту совместно с муниципальным транспортом. Для нормального обеспечения перевозки пассажиров в дополнение к муниципальному транспорту привлечено 440 частных автобусов, из которых ежедневно на линию выходят 240-260 автобусов.
Для поддержания оптимального количества привлеченных частных автобусов на городских маршрутах ежемесячно проводится конкурс среди владельцев автобусов на право осуществлять маршрутные перевозки пассажиров в городе и пригороде. Ежемесячно на конкурс выставляется 40-45 единиц транспортных средств на замену тех автобусов, которые заканчивают оговоренный договором срок работы на маршруте или для закрепления на вновь открываемые маршруты.
Администрацией города составлены дислокации всех предприятий города (п. 6.2.2 п.п. б):
- пищевой и перерабатывающей промышленности;
- общественного питания;
- оптовой торговли;
- розничной торговли.
Указанные дислокации включают название предприятий, организационно-правовую форму, юридический адрес, основные производственные и финансовые показатели предприятий. Большую часть предприятий данных сфер составляют субъекты малого предпринимательства.
3. Совершенствование финансово-кредитной и инвестиционной
поддержки малого предпринимательства
Данным блоком Программы предусматривалась разработка предложений о создании фонда взаимной поддержки, гарантийно-залогового фонда, клирингового центра и документации, необходимой для их деятельности (п. 6.2.3. п.п. 1,2,3). Исполнителем данных программных мероприятий являлся Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства. Однако, согласно решению Арбитражного суда Тюменской области от 12 августа 1999 г. (Дело N А-70-1232/3-99), Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, зарегистрированный распоряжением N 514 от 15 ноября 1996 г. территориального управления по Центральному административному округу г.Тюмени, ликвидировался. Таким образом, мероприятия, предусмотренные п.п. 1,2,3 данного блока, не исполнялись.
Проводилась работа по развитию сотрудничества с коммерческими банками и небанковскими инвесторами в рамках гарантийных механизмов и схем совместного кредитования, а также схем реализации проектов, ориентированных на малое предпринимательство (п. 6.2.3. п.п. 4,5). В частности, совместно с ОАО "Тюменское региональное агентство экономической безопасности" и ОАО "Тюменский городской банк" разработан механизм предоставления предприятиям поручительств и банковских обязательств по возврату бюджетных заемных средств. Согласно разработанного проекта договора поручительства ОАО "Тюменское региональное агентство экономической безопасности" принимает на себя обязательство нести субсидиарную ответственность перед администрацией города за исполнение малыми предприятиями обязательств по возврату кредита, выданного администрацией города по договору целевого займа. В случае же отсутствия или недостаточности денежных средств на расчетном счете ОАО "Тюменское региональное агентство экономической безопасности" при возникновении обязанности последнего перед администрацией города по договору поручительства, ОАО "Тюменский городской банк" предоставляет агентству кредит в размере, достаточном для возврата суммы целевого займа, представленного администрацией города малому предприятию.
Критериями выбора способов обеспечения по договорам целевого займа являются минимум экономического риска и затрат, связанных с оформлением договора по обеспечению займа и с возвратом заемных средств при неисполнении обязательств по договору займа (судебные издержки, расходы при продаже заложенного имущества, отметка в нотариальной конторе, регистрация сделки в палате и др.). В результате проведенных расчетов выявлено, что экономический риск предоставления займа, обеспеченного поручительством и банковским обязательством "Тюменского городского банка" значительно меньше, чем обеспечение возврата займа залогом имущества. Это объясняется прежде всего не всегда достаточной ликвидностью представляемого в залог имущества, а иногда и невозможностью обеспечить надлежащую охрану этого имущества. Необходимо отметить также, что обеспечение поручительством "Тюменского регионального экономического агентства безопасности" и банковским обязательством "Тюменского городского банка", учредителем которого является администрация г.Тюмени, достаточно надежны и не требуют каких-либо расходов города при возврате заемных средств.
Определенная работа проводилась по организации инвестиционного процесса в сфере малого предпринимательства, ориентированной на поддержку инвестиционных проектов и привлечение ресурсов из всевозможных источников (п. 6.2.3. п.п. 6). В целях исполнения данного мероприятия управлением экономики администрации города был проведен анализ финансово-экономического состояния малых предприятий г.Тюмени, определены формы и методы поддержки, способствующие их стабилизации и развитию.
Как показал многолетний опыт работы с малыми предприятиями города, наибольший эффект достигается при предоставлении инвестиций предприятиям, своевременно и в полном объеме уплачивающим налоги в бюджета всех уровней или имеющим небольшую задолженность, связанную с временно негативной финансово-экономической ситуацией на предприятии.
По данным городской налоговой инспекции на 01.10.99 г. из числа социально значимых предприятий десять не имеют задолженности по налогам, из них три малых предприятия (ЗАО "РиГ", ЗАО "Пищевик", ОАО "Омела"), занимающиеся переработкой мяса, изготовлением мясных, колбасных изделий и швейных изделий. Часть предприятий, такие как ОАО "Дружба", ОАО "Сибрыба", выпускающие швейные изделия и рыбопродукцию, имеют небольшую задолженность и при предоставлении им краткосрочных кредитов имеют реальную возможность не только погасить долг по налогам, но и увеличить поступление средств в бюджета всех уровней. Учитывая это управление экономики администрации города предложило администрации Тюменской области рассмотреть возможность предоставления им на возвратной основе займов из областного бюджета в 2000 году (письмо от 10.12.99 г. N 1022/620).
Систематически рассматриваются инвестиционные проекты малых предприятий с целью привлечения ресурсов из Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Работа в данном направлении осуществляется в соответствии с генеральным соглашением о сотрудничестве между администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа и администрацией города Тюмени от 17 марта 1998 года б/н и аналогичным соглашением с Ханты-Мансийским автономным округом. Ведется работа по привлечению средств на инвестиционные проекты малых предприятий из городского бюджета. В мае 1999 года было разработано и утверждено "Положение о порядке предоставления целевых займов (кредитов) из бюджета города" (решение Тюменской городской Думы от 27.05.99 г. N 437). Бюджетом города на поддержку малых предприятий были выделены средства в размере 3 млн. рублей.
В администрацию города с просьбой об оказании финансовой помощи в виде заемных средств на возвратной основе обратилось около 10 малых предприятий и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Большая часть обратившихся предпринимателей представила неполный комплект документов.
Договор на предоставление целевого бюджетного займа администрация города заключила на сумму 100 тыс. рублей с индивидуальным предпринимателей без образования юридического лица Даниловой В.А., занимающейся производством вязаной одежды В декабре 1999 года денежные средства в полном объеме были перечислены заемщику.
Данилова В.А. занимается предпринимательской деятельностью с мая 1996 года, о чем свидетельствуют копии деклараций о доходах за 1997-98 г.г. и другие документы.
Из анализа представленных документов следует:
1. Основной деятельностью вязально-швейного миницеха является производство и реализация вязаной одежды.
2. Опыт работы заемщика в малом бизнесе в течение трех лет позволит освоить производство вязаной одежды с наименьшими затратами труда и своевременно уплачивать налоги в бюджет.
3. Возврат заемных средств обеспечен залогом вязальных машин и оборудования производства фирмы "Brother" (Япония) в количестве 6 (шести) единиц, находящихся в личном владении предпринимателя.
Вязаная продукция предпринимателя Даниловой В.А. доступна всем социальным слоям населения. Реализация единичной продукции предпринимателя Даниловой В.А. показала, что она вполне конкурентоспособна.
При производстве своих изделий Данилова В.А. использует сырье отечественных товаропроизводителей, в том числе пряжу ОАО ТКК "Кросно".
Ведется также работа по привлечению иностранных инвестиций. Данной деятельностью в основном занимается Тюменская ТПП.
4. Поддержка производственно-технологической и иновационной
деятельности субъектов малого предпринимательства
Данным блоком мероприятий предусматривается содействие развитию малых предприятий путем предоставления им в аренду зданий, сооружений, размещение рекламы и т.п. (п. 6.2.4. п.п.1).
В комитет по управлению имуществом в большом количестве поступают заявки от малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица на аренду нежилых помещений (более 100 заявок в месяц). Привлекательность аренды муниципальных нежилых помещений объясняется строгим выполнением договорных обязанностей, большим сроком аренды (до 10 лет), более низкой арендной платой по сравнению с федеральными, региональными и частными арендодателями. Заявки рассматриваются согласительной комиссией (приказ N 164 от 29.10.96 г.) еженедельно. В ходе ее работы рассматриваются заявки потенциальных арендаторов на освобождающиеся или не занятые муниципальные помещения. Приоритет отдается объектам бытового обслуживания, социально-значимым, спортивным, детским, техническим клубам, местным товаропроизводителям, медицинским учреждениям и предприятиям.
Большое значение придавалось изучению социальной инфраструктуры города и рынка аренды недвижимости, поэтому удалось не допустить сокращения предприятий сферы обслуживания, а в ряде направлений даже произошел роет-стало больше парикмахерских, пунктов обработки кинофотопленки, мастерских по ремонту бытовой техники. По состоянию на 30.12.99 г. сданы в аренду помещения предприятиям бытового обслуживания по III договорам общей площадью 21740 квадратных метров.
С целью поддержки инвалидов им передано на безвозмездной основе помещение Дома быта по ул.3О лет Победы, д. 140а (распоряжение Главы города N 334 от 11.02.99 г.).
В связи с реорганизацией деятельности Центрального рынка г.Тюмени. решено выделить не менее 15% торговых мест предоставлять льготным категориям населения, а не менее 45% от общего числа - местным товаропроизводителям.
На льготных условиях предоставлены в аренду помещения ЗАО "Ритуальные услуги".
Тюменский центр международной торговли вошел в ассоциацию Центров международной торговли. Он оказывает влияние на формирование в Тюмени и области благоприятного предпринимательского климата способствующего коммерческим контактам с иностранными менеджерами, для которых впечатление об организаторских и коммерческих возможностях своего сибирского партнера имеет важное значение.
Администрация города поддержала деятельность Торгово-промышленной палаты, предоставив ей еще в 1995 году в аренду муниципальное помещение по ул.Киевской, 60 на льготных условиях.
Льготы предоставлены двум малым предприятиям путем снижения коэффициента к ставке земельного налога, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки по договору аренды (п. 6.2.4. п.п. 3). Малому предприятию ОАО "Тюменьмясомолторг" вышеуказанный коэффициент снижен с 2,0 до 1,0 (минимально возможного). ООО "Тюменьтрикотажбыт" получил отсрочку платы за аренду земли до VI квартала 1999 года.
Данным блоком мероприятий предусматривается стимулирование инновационной деятельности малых предприятий, содействие в реализации инновационных проектов (п. 6.2.4. п.п. 3, 4, 5). В администрацию города в 1999 году малые предприятия с инновационными проектами не обращались.
5. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого
предпринимательства
В 1999 году администрацией города была оказана поддержка кредитному союзу "Деловой мир Сибири" в соответствии с соглашением от 23.06.99 г. N 56 (п. 6.2.5 п.п. 2). Предметом соглашения является развитие кредитного движения с целью поддержки производственно-технологической деятельности малых предприятий. В соответствии с данным соглашением на приобретение оргтехники администрацией города выделено кредитному потребительскому союзу "Деловой мир Сибири" 10 тыс. рублей.
Кредитный союз обращался в администрацию города с просьбой о выделении им средств в сумме 3,0 (трех) млн. рублей. Однако, отсутствие обеспечения возврата заемных средств и расчетов, показывающих эффективность их использования, исключило возможность предоставления бюджетных средств этой организации.
За период с 01.01.99 г. по 01.01.2000 г. число пайщиков кредитного потребительского союза возросло на 163 человека и на начало 2000 года составило 311 пайщиков, из них 93 представителя малого бизнеса. Оборотные средства кредитного потребительского союза на начало 2000 года составили около 800 тыс. рублей. В течение 1999 года выдано 272 займа на сумму 1647,4 тыс. рублей, из них 71 заем на сумму 649,5 тыс. рублей выдан индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица на развитие малого бизнеса.
Управлением экономики администрации города проводилась работа по определению системы показателей, характеризующих малое предпринимательство, необходимых для оценки их финансово-хозяйственной деятельности (п. 6.2.5. п.п. 3).
Для предприятий, имеющих Патент на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, такими показателями являются валовая выручка и совокупный доход, а также численность работающих. Для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица важны такие показатели, как годовой совокупный доход и численность работников. Из относительных показателей выделяются рентабельность деятельности субъекта малого предпринимательства и коэффициент оборачиваемости оборотных средств.
Показателями, характеризующими малое предпринимательство города в целом являются доли: продукции малых предприятии в общем объеме произведенной продукции в городе, налоговых поступлений в городской бюджет от малых предприятий в общем объеме, товаров малых предприятий в общем розничном товарообороте города, работников, занятых на малых предприятиях, в общем количестве работающего населения г.Тюмени.
В течение всего 1999 года администрация города совместно с Тюменской ТПП участвовала в организации различных выставок, ярмарок (п. 6.2.5. п.п. 4). В апреле 1999 года Тюменской ТПП проведено мероприятие "Дни Польши в Тюмени", в рамках которого состоялись двухсторонние переговоры, посещение предприятий г.Тюмени, г.Тобольска, презентации, встречи с руководителями Администраций г.Тюмени и области. В этом же месяце прошел прием Рязанской ТПП в Тюмени. Организована поездка предпринимателей г.Тюмени и области в г.Екатеринбург на Деловой Форум "Финбизнес-99" (апрель).
Администрация города Тюмени при участии Тюменской ТПП и регионального Союза предпринимателей организовала в августе выставку-ярмарку товаропроизводителей города "Тюменская Марка-99". Основная идея выставки - показать лучшие товары, привлечь внимание к проблемам малых предприятий и объединить все структуры для укрепления экономики области. Свою продукцию представили более 40 предприятий пищевой, перерабатывающей, легкой промышленности из города Тюмени и области. некоммерческие организации.
В рамках выставки состоялся "Круглый стол" на тему "Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в г.Тюмени", в котором приняли участие представители областной и городской администраций, предприниматели. Высказаны предложения: о создании постоянной выставки тюменских товаропроизводителей, получении кредитов, решении проблемы сертификации товаров. По результатам выставки Тюменской ТПП был вручен приз ЗАО Агропромышленная компания "Растительное масло Тюмени". В качестве приза представлена поездка в г.Нижний Новгород для участия в IV-м форуме "Россия на рубеже веков".
В сентябре 1999 года большая делегация тюменских предпринимателей приняла участие в IV Всероссийском Форуме "Россия на рубеже веков" в Нижнем Новгороде. Свою продукцию смогли показать на объединенном стенде "Город Тюмень" 12 предприятий, представители которых вошли в состав делегации. Тюменская ТПП оказалась в числе 18 Дипломантов Форума. В результате участия тюменской делегации повысился авторитет местных производителей, многие из участников расширили сотрудничество с другими регионами.
В октябре состоялся визит в г.Тюмень делегации из Чешской Республики в составе представителей правительственных и предпринимательских кругов, в том числе директоров крупнейших чешских фирм.
В результате переговоров, а их состоялось более тридцати в течение трех дней, определены первоочередные проекты сотрудничества, подписан соответствующий Меморандум. Стороны подтвердили важность таких встреч с точки зрения повышения осведомленности об экономических и политических условиях региона, конкретных возможностях реализации совместных проектов, положения дел на тюменских предприятиях, использующих чешское оборудование и технологии, и, наконец, знание региональных партнеров в лицо, минуя столичных посредников различного уровня, для обеспечения надежного, стабильно развивающегося сотрудничества.
6. Организационно-методическое и кадровое обеспечение малого
предпринимательства
В рамках осуществления данного блока программы поддержки малого предпринимательства и достижения целей, обозначенных программой, администрацией города (управлением по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг) проведены в 1999 году следующие мероприятия (п. 6.2.6. п.п. 2,3):
1. Проведены заседания "Круглого стола" (13.07.99 г., 05.08.99 г.) с участием представителей федеральных служб контроля (Центр стандартизации и метрологии, бюро технических экспертиз, областная санэпидемстанция, администрация г.Тюмени) и предпринимателей по вопросам сертификации продукции и услуг, защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов продукции.
2. В мае-июле проведено 8 семинаров для частных предпринимателей, осуществляющих торговлю на рынках города по вопросам организации торговли, соблюдения Закона РФ "О защите прав потребителей" (на рынках "Маяк", "Червишевский", "Мальвинка", "Калининский", ЗАО "Тюменьмебельторг".
3. Проведены 11 учебных занятий в группе контролеров-кассиров в учебно-производственном комбинате комитета внешних связей администрации Тюменской области.
4. С целью повышения квалификации работников торговли и частных предпринимателей проведено в течение года 6 общегородских семинаров с участием федеральных органов контроля по вопросам качества товаров, соблюдения санитарных правил и т.д.
5. В издании "Вестник рынка" (в мае-ноябре) подготовлено 5 статей с приведением практических примеров применения Закона "О защите прав потребителей"
6. Организовано оказание консультационных услуг в сфере производства, бытового обслуживания, торговли и общественного питания (ежемесячно по четвергам на рынке "Центральный")
С целью повышения собираемости налогов с малых предприятий, снижения уровня теневого оборота в сфере малого предпринимательства силами Комплексного мобильного отряда проведено 7845 проверок, предъявлено штрафов за допущенные нарушения в сумме 1 698 тыс. рублей.
В течение года Тюменской ТПП оказывались консультационные услуги малым предприятиям и предпринимателям города (п. 6.2.6. п.п. 1,3).
Оказывалось правовое консультирование предпринимателей по внешнеэкономическим вопросам, таможенному, гражданскому, коммерческому и налоговому праву, по инвестиционным вопросам. Проводилась экспертиза контрактов, договоров и других внешнеэкономических документов с использованием базы данных Тюменской ТПП, ТПП РФ, осуществлялась подготовка и формирование пакетов нормативных документов РФ по запросам:
- налогообложение и налоговые льготы;
- ведение внутрихозяйственной деятельности предприятия;
- налогообложение частных предпринимателей, порядок осуществления амортизационных отчислений;
Проводилось юридическое сопровождение учреждения и государственной регистрации малых предприятий города, оказывались устные консультации по вопросам переуступки долга, международной купли-продажи. Тюменской ТПП были проведены следующие занятия (семинары) по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, таможенных правил и нормативных актов РФ (п. 6.2.6. п.п. 2):
- семинар на тему банкротства (организационные мероприятия, материально-методическое обеспечение семинара, подготовка части материалов);
- конференция - Семинар по вопросам Муниципального (Социального заказа);
- конкурс по программе стажировок в США для российских предпринимателей "Бизнес для России" (апрель). Организован и проведен Тюменской ТПП и ТПП провинции Пезаро семинар для туристических агентств;
- деловая гостиная на тему "Новые страховые программы на российском рынке" совместно со страховой компанией "РОСНО" (сентябрь); Специалисты управления экономики администрации города и Тюменской ТПП принимали участие в:
- семинаре на тему "Соблюдение законов, положений стандартизации и сертификации в малых предприятиях" (с 28.09.99 г. по 29.09.99 г.).
- организации делегации малых предпринимателей Тюменской области на II Всероссийский съезд малых предпринимателей (октябрь 1999 г.).
- пресс-конференции по теме "О выставочной деятельности в целях продвижения местных товаропроизводителей" (22 сентября 1999 г.).
Специалисты управления экономики администрации города в 1999 году участвовали в организации и проведении семинаров, информационных встреч по темам малого бизнеса:
- "Круглый стол" на тему "Политика поддержки предпринимательства - опыт Санкт-Петербурга и Тюмени" (24 июля);
- отчетная конференция Тюменского Регионального Союза предпринимателей (25 июля);
- семинар по теме "Кредитные союзы - цели, задачи, перспективы развития" (1 октября);
- семинар на тему "Предпринимательская деятельность в муниципальных образовательных учреждениях" (26 ноября);
- встреча предпринимателей города с руководителем управления МАП РФ по Тюменской и Курганской областям Самойликом В.А. (8 декабря);
- семинар при компании "Лизингбизнес-Тюмень" на тему "Основы лизинговых операций" (14 декабря).
Специалисты управления экономики в течение года работали со средствами массовой информации по созданию положительного имиджа предпринимателей и по распространению информации о деятельности субъектов малого предпринимательства города:
- интервью журналистам газет "Тюменский курьер" и "Тюменская правда сегодня" о структурах поддержки субъектов малого предпринимательства в городе, о выполнении Программы;
- ведение постоянной рубрики в информационном издании "Вестник рынка" общественной организации защиты прав и поддержки предпринимателей о новых нормативных актах, принятых в администрации города, затрагивающих интересы предпринимательства;
- постоянное участие и предоставление информации о преуспевающих предпринимателях и о проблемах малого предпринимательства в передаче телерадиокомпании "Регион-Тюмень" "Соприкосновение";
- участие в телепередаче "Город" телерадиокомпании "Регион-Тюмень" на тему: "Малое предпринимательство - приоритетный сектор экономики города";
- участие в прямой линии в издательстве "Тюменская правда" на тему "О II Всероссийском съезде малого бизнеса".
Для осуществления поиска партнеров среди российских и иностранных предприятий Тюменской ТПП налажены тесные связи с региональными и зарубежными палатами (п. 6.2.6. п.п. 4). В целом. Тюменской ТПП к настоящему времени накоплен солидный информационный фонд. Он представлен в виде печатных изданий: Федеральный справочник-5 томов, каталоги и бюллетени региональных ТПП, смешанных Палат, телефонные справочники (Желтые страницы) различных городов России, специализированные справочники производителей товаров и услуг (Навигатор, Ваш деловой партнер, Тюменский Агросправочник) и т.д.
Из числа зарубежных имеются экземпляры каталогов польского бизнеса-99, экспортеров и бизнеса Латвии, республики Беларусь, Европроизводителей, Канадские экспортеры, корейские и тайваньские справочники, издания по предприятиям Чехии, информационные бюллетени смешанных палат Российско-Британской, Финско-Русской, и др. Кроме того, деловая информация имеется и на магнитных носителях, например локальные базы данных: "Независимые производители товаров и услуг СНГ", "Промышленность России", "WA-2" Международной компании "Компасе", "Инфопартнер".
Для привлечения зарубежных инвесторов Тюменская ТПП размещает информацию об инвестиционных проектах тюменских предприятиях в ежемесячном вестнике "Russian Busines Advertuser", который распространяется среди американских, европейских и азиатских компаний, проявляющих заинтересованность в совместном сотрудничестве с предприятиями России. В число подписчиков вестника входят более 2400 инвестиционных структур, он также доступен более 20000 американским и канадским фирмам.
Заключение
1999 год для субъектов малого предпринимательства можно назвать относительно стабильным. В течение отчетного года зарегистрировано дополнительно 880 юридических лиц, являющихся малыми предприятиями и 3407 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. В некоторых отраслях экономики города основную роль в выпуске производственной продукции играют малые предприятия. Особенно влияние малых предприятий заметно в пищевой и перерабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговле, бытовом обслуживании населения. По отдельным таким отраслям достигнут рост объемов продукции к уровню 1998 года до 150-180 процентов. Определенную роль в этом сыграли администрация города Тюмени и городская Дума, которая в пределах своих полномочий оказывала всестороннюю поддержку малым предприятиям. Помощь оказывалась в виде предоставления целевых бюджетных займов, льгот за пользование муниципальным имуществом, проведения зачетов капитального ремонта в счет арендной платы, освобождения от платы за распространение наружной рекламы, были оказаны консультации по составлению инвестиционных проектов и по применению таможенного, гражданского, коммерческого и налогового права. Проведено 13 семинаров для малых предприятий по вопросам сертификации товаров, соблюдения санитарных правил, бухгалтерского учета, налогообложения и другим вопросам и 8 семинаров для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на рынках города. 40 предпринимателей участвовали в проведении различных выставок, ярмарок. Для обеспечения перевозки пассажиров города привлечено 440 частных автобусов.
По данным ГосНИ по г.Тюмени в 1999 году на налоговый учет дополнительно встали 4001 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и 285 юридических лиц. Сняты с учета 1815 предпринимателей и 200 юридических лиц, являющихся малыми предприятиями. Объем поступлений в городской бюджет от субъектов малого предпринимательства в 1999 году составил 140498 тыс. рублей. Это около 10% доходной части бюджета.
Положение в секторе малого предпринимательства в связи с кризисным состоянием экономики по некоторым направлениям оставляет желать лучшего. На малые предприятия оказывают воздействие низкая покупательская способность населения города, неразрешенность проблемы неплатежей и другие негативные факторы. В течение 1999 года была возбуждена процедура банкротства по 21 малому предприятию с общей задолженности 23289,4 тыс. рублей, в том числе в городской бюджет - 9401,3 тыс. рублей. Признаны банкротами 9 малых предприятий, на 1 предприятии введено внешнее управление, на 11 - конкурсное производство. Административный арест имущества в 1999 году произведен по 35 малым предприятиям.
Администрацией города в 1999 году был проведен определенный объем работ по поддержке малого предпринимательства г.Тюмени. Однако для полного и глубокого анализа ее деятельности необходимо оценить вклад каждого подразделения в отдельности в стабилизацию и развитие малого бизнеса, что не представляется возможным. Большинство исполнителей программных мероприятий не оценивают результаты своей работы, не просчитывают затраты города на проведение конкретных мероприятий и полученный от этого коммерческий и бюджетный эффект. Кроме того, выполнение некоторых работ, указанных в Программе, не всегда дают положительные результаты.
Вышеизложенное диктует необходимость изменения некоторых положений Программы и дополнения ее новыми мероприятиями. Опыт отчетного года показывает также целесообразность продолжения выполнения тех работ, которые дают наибольший эффект для города. Это такие работы, как предоставление целевых бюджетных займов, предоставление в аренду муниципального имущества, земельных участков, размещение рекламы и др.
Устранение выявленных недостатков при исполнении ряда положений Программы и концентрация усилий исполнителей программных мероприятий на тех операциях (работах), которые дают наибольший эффект, позволит в 2000 году создать наиболее благоприятные условия для развития малого предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменской городской Думы от 27 апреля 2000 г. N 36 "О внесении изменений и дополнений в Программу поддержки малого предпринимательства города Тюмени на 1999-2002 г.г., утвержденной решением Тюменской городской Думы от 01.07.99 N 441"
Текст решения официально опубликован не был