Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Главы
города Тюмени
от 9 февраля 2004 г. N 21
Положение
о городском звене областной территориальной подсистемы РСЧС
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию и порядок функционирования городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС (далее по тексту - городское звено РСЧС).
2. Городское звено РСЧС предназначено для предупреждения чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - ЧС), а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности жителей города, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба экономике.
В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 основными задачами городского звена РСЧС являются:
- реализация единой государственной политики в области предупреждения ЧС на территории города, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении и обеспечения пожарной безопасности;
- осуществление федеральных, региональных, областных и городских целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, повышение устойчивости функционирования объектов экономики и социальной сферы при их возникновении;
- обеспечение согласованности и готовности к действиям органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств городского звена РСЧС, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановление и строительство жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения, участие в проведении гуманитарных акций;
- ликвидация ЧС;
- обучение и подготовка населения к действиям в ЧС;
- участие в осуществлении экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС;
- создание и использование резервов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для предупреждения и ликвидации ЧС.
3. Городское звено РСЧС объединяет расположенные на территории города органы управления, силы и средства администрации города, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, общественные организации, в полномочия которых входят функции, связанные с решением вопросов защиты населения и территории города от ЧС.
Городское звено РСЧС включает в себя объектовые звенья объектов экономики расположенных на территории города.
Городское звено РСЧС имеет два уровня: городской и объектовый.
4. Каждый уровень городского звена РСЧС имеет координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационным органом на каждом уровне является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее по тексту - КЧС).
5. Постоянно действующими органами управления являются:
- на городском уровне - орган управления по делам ГО и ЧС - создается решением начальника ГО РФ - председателя Правительства по представлению Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и решением Главы города;
- на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС, создаваемые (назначаемые) решением руководителей объектов экономики.
6. Органами повседневного управления городского звена РСЧС являются:
- единая дежурно-диспетчерская служба (далее по тексту - ЕДДС) администрации города;
- дежурно-диспетчерские службы "03" и "051" администрации города;
- дежурно-диспетчерские службы "Единая служба спасения - 01", "02", "04" структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти на территории города;
- дежурно-диспетчерские (дежурные) службы объектов экономики.
Органы повседневного управления оснащаются средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, инструкциями по правилам действий в ЧС и поддерживаются в постоянной готовности.
7. В состав сил и средств городского звена РСЧС входят:
- силы и средства муниципальных предприятий, организаций и учреждений;
- силы и средства объектов экономики, расположенных на территории города.
В состав этих сил входят штатные и нештатные аварийно-спасательные (аварийно-восстановительные) формирования, укомплектованные с учетом выполняемых работ.
Штатные аварийно-спасательные (аварийно-восстановительные) формирования относятся к силам постоянной готовности, которые могут привлекаться КЧС города для экстренного реагирования в случае угрозы и возникновения ЧС.
Нештатные аварийно-спасательные (аварийно-восстановительные) формирования создаются решением руководителей объектов экономики, Главой города и в зависимости от подчинения могут быть объектовыми или территориальными.
Силы постоянной готовности федеральных органов исполнительной власти и объектов, расположенных на территории города, привлекаются КЧС города по согласованию с соответствующими руководителями для экстренного реагирования в случае угрозы или возникновения ЧС.
Организационно-штатная структура аварийно-спасательных формирований должна обеспечивать выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ во всех возможных на территории объекта или города ЧС.
Конкретный состав сил и средств, порядок их привлечения к выполнению задач определяется в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории объектов экономики и города.
Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации ЧС.
Руководители аварийно-спасательных (аварийно-восстановительных) формирований, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации ЧС, определенных Планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС города или объекта, или назначенными Главой (председателем КЧС) города, руководителями объектов экономики, к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС.
Решения руководителей работ по ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и объектов экономики, находящихся в зоне ЧС.
9. В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
- проведение эвакуационных мероприятий;
- остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
- проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
- ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;
- разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;
- использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
- привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
- привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
- принятие других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации.
10. Обучение населения способам защиты от ЧС организуют руководители органов управления и объектов экономики.
Обучение осуществляется самостоятельно, на занятиях, тренировках по месту работы, учебы и жительства, в ходе учений и через средства массовой информации (телевидение, радио, печать).
Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от ЧС осуществляет управление по делам ГО и ЧС города.
11. Информационное обеспечение функционирования городского звена РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
- информационно-аналитическое управление администрации города;
- управление по делам ГО и ЧС города;
- объекты экономики;
- средства связи и передачи данных.
Порядок сбора и обмена информации в области защиты населения и территорий от ЧС определяется Правительством Российской Федерации и устанавливается на территории города постановлением (распоряжением) Главы города.
12. Деятельность городского звена РСЧС включает планирование, подготовку и осуществление мероприятий по предупреждению и действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах экономики, территориях и акваториях города органы управления и силы городского звена РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС Главой города, руководителями объектов экономики, на которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил может устанавливаться один из следующих режимов функционирования городского звена РСЧС:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил городского звена РСЧС устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы городского звена РСЧС функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организации.
Предложения о введении режимов функционирования городского и объектовых звеньев РСЧС выносят соответствующие КЧС с учетом конкретной обстановки.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами городского звена РСЧС являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально-опасных объектах и на прилегающей к ним территории;
- сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
- разработка и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
- планирование действий органов управления и сил городского звена РСЧС, организация подготовки и обеспечение их деятельности;
- подготовка населения к действиям в ЧС;
- пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и пожарной безопасности;
- создание, размещение, хранение и восполнение резервов финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- проведение надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечении пожарной безопасности;
- осуществление необходимых видов страхования;
- проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению в места постоянного проживания (размещения), а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
- ведение отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработка мер по устранению причин их возникновения.
б) в режиме повышенной готовности:
- усиление контроля за состоянием окружающей природной среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
- введение при необходимости круглосуточного дежурства должностных лиц органов управления и сил городского звена РСЧС на стационарных пунктах управления;
- непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам городского звена РСЧС данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов экономики в ЧС;
- уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
- приведение при необходимости сил и средств городского звена в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
- восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
- оповещение руководителей объектов экономики и населения о возникших ЧС;
- проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
- организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств городского звена РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
- организация и поддержание непрерывного взаимодействия органов управления городского звена РСЧС с федеральными органами исполнительной власти в Тюменской области, структурными подразделениями администрации Тюменской области и объектами экономики по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
- проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.
13. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами объектов экономики, администрации города и федеральных органов исполнительной власти находящихся на территории города под непосредственным руководством соответствующих КЧС:
- локальной - силами и средствами объекта экономики;
- местной - силами и средствами администрации города.
14. Оперативные группы КЧС города предназначены для организации выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений и организации принятия мер по предотвращению ЧС, оценки их характера, а в случае возникновения, выработки предложений по локализации и ликвидации ЧС, защите населения и территории, и их реализации непосредственно в районе бедствия.
Состав оперативных групп формируется из персонального состава КЧС с привлечением специалистов объектов экономики, администрации города и органов государственного надзора и контроля, в зависимости от типа, характера, масштабов и последствий ЧС.
15. Если масштабы ЧС таковы, что КЧС объекта не может самостоятельно справиться с ее локализацией и ликвидацией, то она обращается за помощью в КЧС города.
Городская КЧС может взять на себя руководство или координацию работ по ликвидации данной ЧС, либо оказать помощь силами и средствами.
16. Для ликвидации ЧС создаются:
- целевой резерв финансовых средств по предупреждению и ликвидации ЧС - за счет средств городского бюджета;
- городской резерв материальных ресурсов - за счет средств городского бюджета;
- объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств объектов экономики.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
17. Финансирование городского звена РСЧС осуществляется за счет городского бюджета и средств объектов экономики.
Финансирование целевых программ по защите населения и территории города от ЧС, по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, решениями Тюменской городской Думы и нормативными актами администрации города Тюмени и Тюменской области.
Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС производится за счет средств объектов экономики, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, городского бюджета, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств, по ходатайству администрации города могут выделяться в установленном порядке средства из областных резервов и резервного фонда Правительства Российской Федерации.
18. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий городского звена РСЧС на основе плана действий города Тюмени и планов объектов экономики. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Организационно-методическое руководство планированием действий городского звена РСЧС осуществляет управление по делам ГО и ЧС города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.