27 июня 1996 г., 25 июля 1997 г., 5 ноября 1999 г.
Принят постановлением Тюменской областной Думы
от 29 ноября 1995 г. N 321
Законом Тюменской области от 25 июля 1997 г. N 116 в настоящий Закон внесены изменения
Глава I. Основные понятия и общие положения
Статья 1. Основные понятия и термины
В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях:
Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в которых, в соответствии с настоящим Законом, осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Законом и Уставом муниципального образования.
Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения.
Органы местного самоуправления - выборные и другие органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения нормативного характера, действующие на территории муниципального образования.
Должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих.
Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное Уставом муниципального образования, полномочиями по решению вопросов местного значения.
Муниципальная собственность - собственность муниципального образования.
Местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно.
Муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
Устав муниципального образования - нормативный акт, принимаемый муниципальным образованием для регулирования организации местного самоуправления в пределах законодательства.
Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с участием этих терминов применяются в отношении органов, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других понятий, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления
Статья 2. Понятие местного самоуправления
1. Местное самоуправление в Тюменской области - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через избранные органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
2. Местное самоуправление, как выражение власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Статья 3. Цели и задачи закона
Настоящий Закон устанавливает, на основе Конституции Российской Федерации, принципы организации и гарантии местного самоуправления в Тюменской области, определяет роль и место местного самоуправления в структуре организации власти в области, устанавливает систему прав и обязанностей населения по осуществлению местного самоуправления.
Статья 4. Правовая основа местного самоуправления
1. Правовую основу местного самоуправления в Тюменской области составляют: Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, Устав Тюменской области и областное законодательство, Уставы и законодательство Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа, Уставы муниципального образования и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Уставы и законодательство Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов регулируют вопросы местного самоуправления и действуют на территориях указанных округов.
2. Организация деятельности населения, выборных и других органов местного самоуправления, их должностных лиц по осуществлению местного самоуправления закрепляется в Уставе муниципального образования.
Статья 5. Право граждан на участие в местном самоуправлении
1. Граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом, равноправны в осуществлении местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
2. Право граждан на участие в местном самоуправлении реализуется посредством:
- участия в референдумах, сходах, выборах и других формах прямого волеизъявления;
- избрания (представления) в выборные органы местного самоуправления;
- равного доступа к муниципальной службе;
- получения полной и объективной информации о деятельности органов местного самоуправления;
- судебной защиты участия в местном самоуправлении.
Статья 6. Муниципальное образование
1. Население, проживающее в городских, сельских поселениях имеет право:
- образовать самостоятельное муниципальное образование;
- объединиться с населением других поселений в объединенное муниципальное образование.
2. Членом муниципального образования является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории муниципального образования.
3. Гражданин Российской Федерации, не проживающий на территории муниципального образования, но имеющий на этой территории на праве собственности недвижимое имущество, уплачивающий налоги в местный бюджет и заявивший о желании участвовать в делах данного муниципального образования, может быть членом этого муниципального образования по решению органов местного самоуправления.
Статья 7. Основные принципы местного самоуправления
Местное самоуправление в Тюменской области осуществляется на следующих основных принципах:
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий при решении вопросов местного значения;
- экономическая и финансовая самостоятельность местного самоуправления;
- выборность органов местного самоуправления;
- организационная обособленность органов местного самоуправления от системы органов государственной власти;
- взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
- гласность и открытость в работе органов местного самоуправления;
- ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за принимаемые решения перед муниципальным образованием и государством;
- достаточность материальных и финансовых ресурсов для выполнения функций местного самоуправления;
- многообразие форм организации местного самоуправления и самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления;
- государственная гарантия местного самоуправления.
Статья 8. Полномочия государственных органов области в организации местного самоуправления
К полномочиям государственных органов области в организации местного самоуправления на подведомственной территории относятся:
- областное законодательство о местном самоуправлении, контроль за его соблюдением и обеспечение его соответствия федеральному законодательству;
- регулирование порядка передачи и передача объектов государственной собственности области в муниципальную собственность;
- регулирование взаимоотношений между бюджетом области и местными бюджетами;
- обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
- наделение законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями государственных органов области, контроль за их реализацией, передача материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления;
- принятие областных программ развития местного самоуправления;
- защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
- обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления (за исключением внутригородских муниципальных образований);
- установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
- компенсация муниципальным образованиям дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти области;
- регулирование законами особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
- разработка законодательства о муниципальной службе;
- принятие и изменение областных законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
- установление порядка регистрации Уставов муниципальных образований.
Статья 9. Вопросы местного значения
1. К вопросам местного значения относятся:
- принятие и изменение Уставов муниципальных образований и контроль за их соблюдением;
- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
- местные финансы, разработка, принятие, исполнение и контроль местного бюджета, установление местных налогов и сборов;
- комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
- содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
- охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
- градостроительное развитие, регулирование планировки и застройка территорий муниципальных образований;
- создание условий для жилищного, социально-культурного и бытового строительства;
- контроль за использованием земель муниципального образования;
- регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
- организация, содержание и развитие муниципального энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
- снабжение населения и муниципальных учреждений топливом;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
- благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
- организация утилизации и переработки бытовых отходов;
- транспортное обслуживание населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
- обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
- организация и содержание муниципальных архивов, муниципальной информационной службы;
- создание условий для торгового, бытового обслуживания населения, деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий, развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
- сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
- участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
- обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы;
- создание условий для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- реализация функций в сфере социально-трудовых отношений, занятости и миграции на местном уровне;
- регулирование отношений с местными религиозными организациями.
2. Органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению органов государственной власти или других органов местного самоуправления.
3. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными, областными законами с одновременной передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств.
4. Реализация переданных органам местного самоуправления государственных полномочий подконтрольна органам государственной власти. Содержание и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными и областными законами.
Статья 10. Система местного самоуправления в Тюменской области
1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Тюменской области в городах, сельских поселениях и на иных территориях.
2. Население городского, сельского населенного пункта, независимо от его численности, не может быть лишено права на местное самоуправление, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Население городских и сельских поселений имеет право на организацию местного самоуправления посредством определения территории муниципального образования и принятия Устава местного самоуправления, на основе которого формируются органы местного самоуправления.
Вопросы определения территории решаются населением непосредственно путем референдума (схода).
Установление границ территории муниципального образования осуществляется Тюменской областной Думой в форме областного Закона по представлению выборного органа муниципального образования и заключению главы администрации области.
Для рассмотрения вопросов образования муниципальных образований в Тюменскую областную Думу вносится:
- представление органа местного самоуправления, содержащее:
обоснование о целесообразности образования данного муниципального образования, сведения о размере территории муниципального образования, численности населения, об основных промышленных, сельскохозяйственных и транспортных предприятиях, предприятиях связи, торгового и бытового обслуживания населения, социально-культурных учреждениях;
сведения об имеющихся и предполагаемых структуре и штатах представительного органа местного самоуправления, источниках покрытия расходов на содержание работников органов местного самоуправления;
предложение о наименовании муниципального образования и объяснение этого наименования;
характеристика поселения, в котором размещается или будет размещен административный центр муниципального образования, содержащая сведения о его географическом положении по отношению к территории муниципального образования, численности населения, промышленных, сельскохозяйственных, транспортных предприятиях, предприятиях связи, торгового и бытового обслуживания населения; сведения о социально-культурных учреждениях, жилищно-коммунальном хозяйстве, о наличии помещений для размещения органов местного самоуправления;
сведения о расходах денежных средств, связанных с перенесением административного центра муниципального образования (если планируется перенесение), состоянии путей сообщения и средств связи от административного центра до населенных пунктов муниципального образования, расстояние от населенных пунктов до административного центра муниципального образования, наименовании ближайшей железнодорожной станции и расстоянии до нее;
схематическая карта с указанием на ней границ и населенных пунктов муниципального образования, а также основных путей сообщения;
- Заключение администрации области.
3. Муниципальные образования: город, поселок, село, сельсовет, сельское поселение - могут добровольно объединяться с созданием объединенного муниципального образования.
Законом области могут быть установлены иные муниципальные образования с учетом исторических, культурных и национальных особенностей населения.
4. Объединенное муниципальное образование обладает полномочиями, которые делегируются ему населением входящих в его состав муниципальных образований непосредственно либо в лице их представительных органов местного самоуправления.
5. Решение об объединении муниципальных образований принимается населением этих муниципальных образований непосредственно. Порядок объединения устанавливается Законом Тюменской области "Об административно-территориальном устройстве Тюменской области". При объединении муниципальные образования делегируют вновь образованному все или часть своих полномочий.
Распределение полномочий, предметов ведения, объектов муниципальной собственности, источников доходов между объединенными и входящими в их состав муниципальными образованиями производится на основе соглашения между ними и закрепляется в Уставах (дополнениях к Уставам) муниципальных образований.
В случае последующего выхода из объединенного муниципального образования вошедшие в его состав муниципальные образования сохраняют право на принадлежащие им до объединения территории, объекты муниципальной собственности, включая землю, а также на долю общей собственности объединенного муниципального образования, созданной с их участием.
6. Население городских и сельских поселений, входящих в состав объединенного муниципального образования, имеют право выхода из него с образованием самостоятельного муниципального образования.
7. Решение о выходе из объединенного муниципального образования принимается населением непосредственно и может быть осуществлено по истечении финансового года.
8. В случае, когда население принимает решение о выходе из объединенного муниципального образования и создании самостоятельного муниципального образования, установление территории создаваемого муниципального образования, принадлежащей ему муниципальной собственности и источников доходов осуществляется на основе соглашения между существующим и образуемым муниципальными образованиями, принятого непосредственно населением или органами местного самоуправления. Возможные при этом разногласия разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
9. Объединенное муниципальное образование обладает всей полнотой полномочий по осуществлению местного самоуправления на подведомственной территории, если население муниципальных образований, входящих в его состав, непосредственно либо в лице своих органов местного самоуправления делегируют все свои полномочия в области местного самоуправления объединенному муниципальному образованию.
В этом случае органы местного самоуправления объединенного муниципального образования могут образовывать структурные подразделения на соответствующей территории.
Порядок формирования и функционирования структурных подразделений, определения границ подведомственной им территории, устанавливаются Уставом объединенного муниципального образования.
10. В ведение органов местного самоуправления сельсовета передаются, как правило, вопросы, затрагивающие интересы, удовлетворение потребностей, права населения одновременно нескольких населенных пунктов, расположенных на территории сельсовета.
Перечень вопросов, переданных в ведение органов местного самоуправления сельсовета, закрепляется в Уставе сельсовета.
Разграничение полномочий между органами местного самоуправления сельсовета и находящихся на его территории муниципальных образований, не урегулированных законодательством и Уставом сельсовета, осуществляются на договорной основе.
Споры о разграничении полномочий между органами местного самоуправления сельской территории и находящихся на ней иных муниципальных образований могут быть рассмотрены в судебном порядке.
11. Вопросы об образовании, объединении, преобразовании, упразднении и наименовании внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территории решаются с учетом мнения населения города представительным органом городского самоуправления самостоятельно в соответствии с Уставом города.
12. Если в границах территории города имеются внутригородские муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов разграничиваются в порядке, предусмотренном Уставом города.
13. Подчиненность одного муниципального образования другому муниципальному образованию не допускается.
Каждое муниципальное образование в пределах своей территории и в отношении принадлежащих ему объектов муниципальной собственности обладает всей полнотой полномочий, установленных настоящим Законом.
Статья 11. Ассоциации и союзы муниципальных образований
1. Органы местного самоуправления вправе образовывать ассоциации и заключать соглашения о сотрудничестве, в том числе с участием органов местного самоуправления других государств.
2. Ассоциациям не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.
3. Конкретные формы, цели и порядок участия органов местного самоуправления в ассоциациях определяются учредительными документами данных ассоциаций, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, законодательству области.
4. Ассоциации, союзы органов местного самоуправления подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.
Статья 12. Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти
1. Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти осуществляются посредством:
- принятия законов, регулирующих вопросы местного самоуправления;
- заключения договоров и соглашений;
- создания координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянно действующих.
2. Органы местного самоуправления имеют право вносить в органы государственной власти предложения по вопросам, касающимся муниципальных образований, в том числе выражать недоверие должностным лицам органов государственной власти, действующих на их территории. Предложения органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, о результатах рассмотрения должен быть дан мотивированный ответ в месячный срок.
3. В случае, когда отсутствие материальных и финансовых ресурсов является единственной причиной невыполнения отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, органы государственной власти области обязаны передать органам местного самоуправления недостающие ресурсы или принять указанные полномочия без соответствующего обеспечения.
4. Органы государственной власти могут по закону передавать осуществление отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления с одновременной передачей достаточных для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых ресурсов.
5. В случае необеспеченности переданных государственных полномочий материальными и финансовыми ресурсами органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий.
6. Реализация государственных полномочий, возложенных на местное самоуправление законом, подконтрольна органам государственной власти. Содержание и порядок контроля за реализацией государственных полномочий органами местного самоуправления определяется законом или договором.
Статья 13. Компенсация дополнительных расходов
1. Уменьшение доходов или дополнительные расходы местных бюджетов, возникшие в результате реализации решений, принятых органами государственной власти в пределах их полномочий, должны быть компенсированы органами государственной власти. Срок и порядок компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
2. Органы и должностные лица местного самоуправления при получении решений органов государственной власти, реализация которых влечет за собой дополнительные расходы средств местного бюджета, вправе предложить органам, принявшим такое решение, компенсировать соответствующие расходы или отказаться от выполнения таких решений.
3. В случае, когда муниципальное образование вынуждено, во избежание чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выполнять полномочия, отнесенные к категории государственных, органы государственной власти обязаны компенсировать ему понесенные затраты.
Статья 14. Символика муниципальных образований
Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (герб, эмблему и т.д.), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные особенности соответствующего муниципального образования.
Глава II. Территориальная основа местного
самоуправления
Статья 15. Территория местного самоуправления
1. Территориями муниципального образования являются:
- территории городов, поселков, сел, сельсоветов, сельских поселений;
- территории иных муниципальных образований, установленные органами государственной власти области, с учетом образа жизни, хозяйствования, исторических и национальных особенностей населения;
- объединенные территории нескольких муниципальных образований в случае добровольного объединения двух или нескольких муниципальных образований в одно;
- территории внутригородских муниципальных образований в случае принятия представительным органом местного самоуправления города соответствующего решения.
2. Территория муниципального образования (за исключением внутригородского муниципального образования) устанавливается Тюменской областной Думой по обоснованному представлению органа местного самоуправления.
Решение об утверждении территории муниципального образования принимается Тюменской областной Думой не позднее трех месяцев со дня подачи представления по данному вопросу и доводится в недельный срок до данного муниципального образования.
Решение об утверждении территории муниципального образования может быть обжаловано муниципальным образованием в судебном порядке.
3. В состав территории муниципального образования входят все земли в пределах установленных границ независимо от форм собственности и целевого назначения.
4. Передача земель в ведение муниципального образования производится на основе нормативов обеспечения земельными ресурсами и утвержденной в установленном порядке планировочной документацией с обязательным выделением земель общего пользования, рекреационных зон и земель, необходимых для развития.
5. Порядок использования земель, переданных в введение муниципального образования, устанавливается муниципальным образованием в соответствии с законодательством.
6. Органы местного самоуправления могут в интересах муниципальных образований устанавливать, в соответствии с действующим законодательством, дополнительные условия использования земель, находящихся в границах территории муниципального образования.
7. При добровольном объединении нескольких муниципальных образований в одно или присоединении одного муниципального образования к другому, территория образованного муниципального образования составляет сумму территорий объединившихся муниципальных образований.
Статья 16. Изменение границ муниципального образования
Граница территории муниципального образования может быть изменена областной Думой путем принятия соответствующего Закона, с обязательным учетом мнения населения данной территории, выраженного путем референдума.
Глава III. Организационно-правовые основы и структура
местного самоуправления
Статья 17. Структура органов местного самоуправления
Структура и организационные формы местного самоуправления определяются муниципальным образованием самостоятельно на основании законодательства и закрепляются в Уставе муниципального образования.
Статья 18. Устав муниципального образования
1. Устав муниципального образования разрабатывается самостоятельно муниципальным образованием и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит обязательной государственной регистрации в Управлении юстиции администрации области.
2. В Уставе муниципального образования указываются:
- границы и состав территории муниципального образования;
- вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
- структура, наименование и порядок формирования органов местного самоуправления;
- наименования, полномочия выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;
- сроки полномочий депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
- основания и виды ответственности органов местного самоуправления перед муниципальным образованием, порядок отзыва, выражение недоверия или досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;
- порядок, гарантии и формы прямого участия населения в решении вопросов местного значения;
- порядок организации и деятельности территориального общественного самоуправления;
- экономические и финансовые основы осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
- виды, порядок принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления;
- статус и социальные гарантии депутатов представительных органов, иных выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления;
- условия и порядок организации муниципальной службы, гарантии прав должностных лиц органов местного самоуправления;
- порядок объединения муниципальных образований;
- порядок выхода из объединенного муниципального образования;
- вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов;
- ответственность членов муниципального образования за нарушение Устава;
- другие положения об организации местного самоуправления, полномочия и порядок деятельности органов местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и Тюменской области.
3. Правом внесения проекта Устава муниципального образования, а также проектов изменений и дополнений Устава обладают:
- члены муниципального образования, обладающие избирательным правом;
- общественные объединения граждан, зарегистрированные на данной территории, и местные отделения общероссийских и региональных объединений и партий;
- органы местного самоуправления.
Проект вносится в орган местного самоуправления, наделенный представительными полномочиями.
4. Основанием для отказа в государственной регистрации Устава муниципального образования, а также проектов изменений и дополнений Устава может быть только несоответствие их Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации и области. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован муниципальным образованием в судебном порядке.
5. Устав муниципального образования вступает в силу после официального опубликования.
Статья 19. Местный референдум
1. Местный референдум - голосование членов муниципального образования, обладающих избирательным правом, которое проводится для принятия решений по наиболее важным вопросам местного значения, либо для определения общественного мнения.
2. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования, Законом Тюменской области "О местном референдуме в Тюменской области".
3. Члены муниципального образования участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, непосредственно и на добровольной основе.
Контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
4. Расходы, связанные с проведением местного референдума, производятся за счет средств соответствующего местного бюджета.
5. Решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативно-правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.
Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Форма опубликования (обнародования) закрепляется в Уставе муниципального образования.
6. Решения, принятые местным референдумом, являются обязательными для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории местного самоуправления, а также гражданами. Референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие более 50 процентов граждан, имеющих право голоса. Решение считается принятым, если за него проголосовало более 50 процентов от числа участвовавших в референдуме.
7. Порядок назначения и проведения референдума определяется законами Тюменской области.
Законом Тюменской области от 5 ноября 1999 г. N 142 статья 20 настоящего Закона изложена в следующей редакции
Статья 20. Собрание (сход) граждан
1. Собрание (сход) граждан (далее также - сход) - совместное присутствие граждан, решающих путем голосования вопросы, находящиеся в его компетенции.
2. Сход является формой осуществления местного самоуправления в случаях, если для решения вопросов местного значения, находящихся в ведении соответствующего муниципального образования, а также иных вопросов организации местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования, на него созываются граждане, проживающие на всей территории муниципального образования.
3. В случае, если муниципальным образованием является отдельное поселение, его уставом может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления сходом граждан.
4. Сход является формой осуществления территориального общественного самоуправления в случаях, если для осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения, а также решения иных вопросов организации территориального общественного самоуправления на него созываются граждане, проживающие на части территории муниципального образования.
Порядок созыва и проведения схода, являющегося формой осуществления территориального общественного самоуправления, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции настоящим Законом не устанавливаются и регулируются нормативными актами муниципального образования в соответствии с областным законом "О территориальном общественном самоуправлении в Тюменской области".
5. Сход является формой выявления мнения населения в случаях, если по вопросам, для решения которых требуется учесть мнение части или всего населения муниципального образования, на него созываются граждане, проживающие на части или на всей территории муниципального образования.
6. В случае невозможности проведения одновременного схода всех граждан, проживающих на территории, в границах которой он проводится, допускается проведение сходов на частях соответствующей территории с суммированием их результатов. Сходы граждан на частях соответствующей территории проводятся в порядке, установленном настоящим Законом.
7. Сходы, осуществляющие полномочия представительных органов местного самоуправления, не могут проводиться в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи.
Законом Тюменской области от 5 ноября 1999 г. N 142 настоящий Закон дополнен статьей 20.1 в следующей редакции
Статья 20.1 Общие принципы проведения схода
1. Гражданин Российской Федерации участвует в сходе на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при открытом голосовании. Участие гражданина в сходе является свободным и добровольным. Каждый гражданин имеет один голос.
2. В сходе имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории, в границах которой проводится сход (далее также - территория схода), за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами и законами Тюменской области иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории схода, имеют право участвовать в сходе на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
3. Вопрос, выносимый на сход, должен быть сформулирован так, чтобы исключалась возможность его множественного толкования и на него можно было дать лишь однозначный ответ.
Законом Тюменской области от 5 ноября 1999 г. N 142 настоящий Закон дополнен статьей 20.2 в следующей редакции
Статья 20.2 Пределы компетенции схода
1. На сходах, являющихся формой осуществления местного самоуправления, могут решаться вопросы местного значения, находящиеся в ведении муниципального образования, а также в соответствии с уставом муниципального образования - иные вопросы организации местного самоуправления. На сходах, являющихся формой осуществления местного самоуправления, не могут решаться те вопросы, которые федеральным и областным законодательством запрещено выносить на местный референдум.
2. В случае осуществления сходом полномочий представительного органа местного самоуправления его компетенция определяется в соответствии с действующим законодательством.
3. На сходах, являющихся формой выявления мнения населения, может выявляться мнение населения по вопросам, находящимся в компетенции органов государственной власти области или органов местного самоуправления, для решения которых требуется учесть мнение населения соответствующей территории.
Законом Тюменской области от 5 ноября 1999 г. N 142 настоящий Закон дополнен статьей 20.3 в следующей редакции
Статья 20.3 Порядок созыва схода
1. Сход созывается представительным органом местного самоуправления по инициативе:
а) граждан, имеющих право участвовать в сходе, в количестве, установленном уставом муниципального образования;
б) депутатов представительного органа местного самоуправления в количестве, установленном уставом муниципального образования;
в) главы муниципального образования в случае, если такая должность предусмотрена уставом муниципального образования;
г) других субъектов, имеющих право инициировать созыв схода, в соответствии с уставом муниципального образования.
2. Если заседание представительного органа невозможно провести в сроки, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, сход может быть созван главой муниципального образования по собственной инициативе или по требованию субъектов, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 1 настоящей статьи.
3. В случае осуществления сходом полномочий представительного органа местного самоуправления он созывается в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
4. Сход граждан, являющийся формой выявления мнения населения, кроме субъектов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может созываться по инициативе депутата или группы депутатов Тюменской областной Думы, Губернатора Тюменской области.
5. Инициатива субъектов, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 1 и пункте 4 настоящей статьи, оформляется письменно с указанием вопроса, который предлагается решить на сходе или вопроса, по которому предлагается выявить мнение населения, предлагаемой даты проведения схода и направляется в представительный орган местного самоуправления.
6. Инициатива граждан, имеющих право участвовать в сходе, оформляется в виде подписных листов, изготовленных по форме, установленной в приложении 1 к настоящему Закону, которые направляются в представительный орган местного самоуправления. В подписных листах указываются:
а) вопрос, который предлагается решить на сходе или вопрос, по которому предлагается выявить мнение населения;
б) предлагаемая дата проведения схода;
в) фамилия, имя, отчество, дата рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, подпись и дата внесения подписи каждого гражданина, поддерживающего инициативу созыва схода.
7. Если на сходе предлагается решить несколько вопросов или выявить мнение населения по нескольким вопросам, подписные листы оформляются отдельно по каждому вопросу.
8. Представительный орган местного самоуправления в срок не более 10 календарных дней со дня поступления документов, указанных в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, обязан принять одно из следующих решений:
а) о созыве схода (с указанием вопроса, который будет на нем решаться или по которому будет выявляться мнение населения, даты его проведения) и назначении членов комиссии по его подготовке;
б) об отказе в созыве схода в случае нарушения положений настоящего Закона.
9. Если в сроки, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, заседание представительного органа местного самоуправления провести невозможно, уполномоченное лицо представительного органа местного самоуправления в течение трех календарных дней направляет полученные документы главе муниципального образования. Глава муниципального образования в срок не более 10 календарных дней со дня получения указанных документов принимает одно из решений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.
Законом Тюменской области от 5 ноября 1999 г. N 142 настоящий Закон дополнен статьей 20.4 в следующей редакции
Статья 204. Подготовка и проведение схода
1. Подготовку схода, а в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 20 настоящего Закона, также и подведение его итогов, осуществляет комиссия, члены которой назначаются в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 статьи 20.3 настоящего Закона (далее - комиссия по подготовке схода). В случае принятия решения о проведении схода в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 20 настоящего Закона, части территории, в границах которых будут проводиться сходы, определяются органом, принявшим решение о созыве схода, или комиссией по подготовке схода.
2. Члены комиссии по подготовке схода не позднее чем за пять дней до дня его проведения оповещают всех граждан, имеющих право на участие в сходе, о дате и месте его проведения, а также вопросах, для решения которых или для выявления мнения населения по которым он созывается. Оповещение может осуществляться через средства массовой информации, объявления (в том числе вывешиваемые в общественных местах), почтовыми извещениями и иными способами, предусмотренными уставами муниципальных образований.
3. Перед открытием схода проводится обязательная регистрация присутствующих на нем граждан с указанием в регистрационных списках фамилии, имени, отчества, даты рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно дня и месяца рождения), и места жительства каждого участника схода. Напротив соответствующей фамилии гражданин ставит свою подпись.
4. Регистрация присутствующих и открытие схода (с оглашением результатов регистрации) осуществляются членами комиссии по подготовке схода.
5. Для ведения схода большинством от присутствующих граждан избираются председатель, секретарь, а в случае необходимости - счетная комиссия и определяется регламент работы схода.
6. На сходе большинством от присутствующих граждан может быть принято решение о рассмотрении иных находящихся в компетенции схода вопросов, не указанных в решении о созыве схода, принятом представительным органом местного самоуправления или, в случаях, предусмотренных настоящим Законом, главой муниципального образования. В первоочередном порядке сходом рассматриваются вопросы, указанные в решении о созыве схода, принятом представительным органом местного самоуправления или, в случаях, предусмотренных настоящим Законом, главой муниципального образования.
Законом Тюменской области от 5 ноября 1999 г. N 142 настоящий Закон дополнен статьей 20.5 в следующей редакции
Статья 20.5 Протокол схода
1. На сходе ведется протокол, в котором фиксируются:
а) дата и место проведения схода;
б) число граждан, имеющих право участвовать в сходе;
в) число граждан, присутствующих на сходе;
г) фамилия, имя, отчество председателя, секретаря и членов счетной комиссии;
д) повестка дня;
е) содержание выступлений;
ж) поступившие предложения о решении вопроса;
з) результаты голосования;
и) принятое решение.
2. Протокол составляется в двух экземплярах по форме, указанной в приложении 2 к настоящему Закону, и подписывается председателем и секретарем схода. К протоколу прилагается подписанный председателем и секретарем схода список граждан, присутствовавших на сходе.
3. В случае проведения схода в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 20 настоящего Закона, протоколы сходов, проведенных на частях территории, направляются в комиссию по подготовке схода, которая путем суммирования содержащихся в них данных определяет результаты голосования на территории схода в целом. Результаты схода заносятся в итоговый протокол, который должен содержать:
а) число проведенных сходов граждан;
б) число представленных протоколов сходов граждан;
в) общее число граждан, имеющих право участвовать в сходах;
г) общее число граждан, присутствовавших на сходах;
д) общие результаты голосования;
е) принятое решение.
4. Итоговый протокол составляется в двух экземплярах по форме, указанной в приложении 3 к настоящему Закону, и подписывается всеми членами комиссии схода. К итоговому протоколу прикладываются протоколы сходов, проведенных на частях соответствующей территории, и списки граждан, присутствовавших на сходах.
5. Протокол схода граждан передается для хранения представительному органу местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования о делопроизводстве.
Законом Тюменской области от 5 ноября 1999 г. N 142 настоящий Закон дополнен статьей 20.6 в следующей редакции
Статья 20.6 Правомочность схода
1. Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа местного самоуправления, а также сход, являющийся формой выявления мнения населения, признаются правомочными при условии присутствия на них более 50 процентов граждан, имеющих право участвовать в сходе.
2. В иных случаях правомочность схода определяется уставом муниципального образования. В случае отсутствия в уставе муниципального образования таких норм, сход признается правомочным, если на нем присутствуют более 25 процентов граждан, имеющих право участвовать в сходе.
3. Если по итогам регистрации число граждан, пришедших на сход, окажется меньше, чем это предусмотрено пунктами 1 и 2 настоящей статьи, сход признается комиссией по подготовке схода несостоявшимся.
4. В случае проведения схода в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 20 настоящего Закона, его правомочность определяется комиссией по подготовке схода на основе данных протоколов сходов, проведенных на частях соответствующей территории.
Законом Тюменской области от 5 ноября 1999 г. N 142 настоящий Закон дополнен статьей 20.7 в следующей редакции
Статья 207. Решение схода
1. Решение схода считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, присутствующих на сходе.
2. Решение, принятое на сходе, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на сходе либо признано недействительным судом в порядке, установленном федеральным законодательством. Решение схода может быть обжаловано в суд или арбитражный суд в порядке, установленном федеральным законодательством.
Законом Тюменской области от 5 ноября 1999 г. N 142 настоящий Закон дополнен статьей 20.8 в следующей редакции
Статья 208. Обнародование решения, принятого сходом
Решение схода не позднее семи дней со дня его принятия подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в средствах массовой информации или иными способами. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
Законом Тюменской области от 5 ноября 1999 г. N 142 настоящий Закон дополнен статьей 20.9 в следующей редакции
Статья 209. Исполнение решения схода
1. Решение схода, являющегося формой осуществления местного самоуправления, а также схода, осуществляющего полномочия представительного органа местного самоуправления, принятое в пределах его полномочий, обязательно для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.
2. О выполнении решения схода, являющегося формой осуществления местного самоуправления, а также схода, осуществляющего полномочия представительного органа местного самоуправления, органы и должностные лица местного самоуправления своевременно, а при необходимости - регулярно, информируют население соответствующей территории.
3. Решение схода, являющегося формой выявления мнения населения, учитывается органами государственной власти области, органами местного самоуправления при рассмотрении соответствующих вопросов.
Законом Тюменской области от 5 ноября 1999 г. N 142 настоящий Закон дополнен статьей 20.10 в следующей редакции
Статья 20.10 Финансирование подготовки и проведения схода
Расходы, связанные с подготовкой и проведением схода, являющегося формой осуществления местного самоуправления, и схода, являющегося формой выявления мнения населения, производятся за счет средств соответствующего местного бюджета.
Статья 21. Органы и должностные лица местного самоуправления
1. Для реализации представительных, распорядительных, исполнительных, контрольных и иных функций муниципальное образование образует органы местного самоуправления и наделяет их соответствующими полномочиями.
Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований обязательно. В Уставах муниципального образования, помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, могут быть предусмотрены иные органы и должностные лица местного самоуправления.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
2. Не имеют права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
3. Органы и должностные лица местного самоуправления наделяются Уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и не вправе принимать к своему ведению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти или иных органов местного самоуправления.
4. Наименование органов местного самоуправления определяется в Уставах муниципальных образований.
5. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с Уставами муниципальных образований.
6. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления и осуществление местного самоуправления государственными органами и должностными лицами не допускается.
Статья 22. Представительные органы местного самоуправления
1. Представительные органы местного самоуправления состоят из депутатов, избранных населением на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством.
2. Численный состав и полномочия представительного органа определяется Уставом муниципального образования.
3. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:
- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
- установление местных налогов и сборов;
- принятие программ и планов развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
4. Представительный орган местного самоуправления принимает свои решения в коллегиальном порядке.
5. Основной формой работы представительного органа являются заседания. Периодичность заседаний и их регламент устанавливаются представительным органом самостоятельно.
Заседания представительного органа проводятся открыто. Представительный орган может проводить закрытые заседания в случаях, предусмотренных его регламентом.
Статья 23. Глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления
1. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Наименование главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления определяется муниципальным образованием самостоятельно с учетом местных особенностей.
2. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления избираются гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава тайным голосованием.
3. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.
4. Порядок избрания, срок и объем полномочий, должностные обязанности, права и ответственность главы муниципального образования закрепляются в уставе муниципального образования.
5. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
Статья 24. Статус депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
1. Депутату выборного органа, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления своих полномочий, защита прав, чести и достоинства.
2. Срок полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть менее двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
3. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления начинаются со дня избрания и заканчиваются в день начала работы представительного органа местного самоуправления в новом составе.
Полномочия выборного должностного лица начинаются со дня вступления в должность и заканчиваются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.
4. Глава муниципального образования, член выборного органа местного самоуправления, в соответствии с Уставом муниципального образования, может осуществлять свои полномочия на постоянной профессиональной основе.
5. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность досрочного отзыва населением депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления.
6. Статус депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих лиц, устанавливаются законодательством.
7. Депутаты, члены выборного органа, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (кроме случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Тюменской области.
8. Депутаты представительного органа выполняют свои обязанности, как правило, на общественных началах. Отдельным депутатам решением представительного органа может быть установлена оплата или доплата за работу в этом органе.
9. Депутатам, членам выборных органов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления законодательством области устанавливаются социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях.
10. Выборное должностное лицо местного самоуправления, депутат выборного органа имеет право безотлагательного приема у руководителей, присутствия на собраниях трудовых коллективов на всех предприятиях и в организациях, расположенных на территории муниципального образования.
Статья 25. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
1. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам местного значения принимают правовые акты.
2. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории муниципального образования, и не нуждаются в утверждении органами государственной власти.
3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы, обязанности и интересы членов муниципального образования, вступают в силу после официального опубликования (обнародования) для всеобщего сведения членов муниципального образования. Форма опубликования (обнародования) определяется в Уставе муниципального образования.
4. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке или опротестованы в порядке прокурорского надзора в соответствии с федеральным законодательством.
5. Наименования и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию правовых актов, порядок их принятия и вступления в силу закрепляются Уставом муниципального образования.
Статья 26. Структурные подразделения органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления, наделенные муниципальным образованием исполнительными полномочиями, с целью повышения эффективности управления, вправе создавать структурные подразделения во внутригородских территориальных образованиях (в городских районах, округах и т.д.), сельских поселениях. Порядок формирования структурных подразделений и границы подведомственной им территории определяются Уставом муниципального образования.
Статья 27. Муниципальная служба
1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими".
2. Особенности организации муниципальной службы, социальные гарантии для должностных лиц определяются муниципальным образованием самостоятельно на основании законодательства Российской Федерации, области и закрепляются в Уставе муниципального образования.
3. Срок муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.
4. На муниципальных служащих распространяются ограничения, установленные законодательством для государственных служащих впредь до принятия соответствующих федерального и областного законов.
Статья 28. Территориальное общественное самоуправление населения
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на отдельной части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и на других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
2. Органы территориального общественного самоуправления, в соответствии с Уставом муниципального образования, могут иметь свой Устав и являться юридическими лицами.
3. Территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения, определяются по инициативе жителей соответствующими органами местного самоуправления.
4. Органы местного самоуправления вправе устанавливать сферу совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления и круг вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления, передавать органам территориального общественного самоуправления часть своих полномочий с предоставлением необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов, при этом реализация переданных полномочий подконтрольна передавшим их органам местного самоуправления.
5. Решения органов территориального общественного самоуправления, принятые в пределах переданных им органами местного самоуправления полномочий, обязательны для выполнения предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами на соответствующей территории.
6. Порядок организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления населения, их компетенция регламентируется Уставом муниципального образования.
См. официальное толкование пункта 6 статьи 28 настоящего Закона
Глава IV. Финансово-экономические основы местного
самоуправления
Статья 29. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют:
муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности, и переданная в управление органам местного самоуправления, а также в соответствие с законом - иная собственность, служащая удовлетворению потребностей муниципального образования.
Статья 30. Муниципальная собственность
1. Муниципальное образование на своей территории самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью. Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в иных случаях, предусмотренных Уставом муниципального образования - непосредственно население.
2. В состав муниципальной собственности входят муниципальные земли, природные и лесные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные средства, муниципальные банки и другие кредитно-финансовые учреждения, муниципальные предприятия, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности муниципального образования.
3. Муниципальное образование вправе совершать в отношении объектов муниципальной собственности любые сделки, не противоречащие законодательству.
4. Муниципальное образование может передавать право пользования и распоряжения муниципальной собственностью органам и должностным лицам местного самоуправления, которые самостоятельно управляют муниципальной собственностью в порядке, установленном Уставом муниципального образования.
5. Муниципальная собственность защищается государством равным образом наряду с частной, государственной и иными формами собственности.
6. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяется муниципальными образованиями самостоятельно.
Доходы от приватизации муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.
Статья 31. Право муниципальных образований на создание предприятий
Органы местного самоуправления вправе, в соответствии с законодательством, создавать предприятия и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реализации и ликвидации.
Статья 32. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями
1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, утверждают их Уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений, организаций, заслушивают отчеты о их деятельности.
Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
2. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами, строятся на основе договоров.
Органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством, вправе координировать участие предприятий, учреждений, организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Статья 33. Муниципальный заказ
Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, выполнения других работ, с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых ресурсов.
Статья 34. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законодательством порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Статья 35. Финансовая основа местного самоуправления
1. Финансовую основу местного самоуправления составляют местный бюджет, средства внебюджетных и валютных фондов, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы, финансовые средства, переданные органам государственной власти для реализации передаваемых государству полномочий.
2. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать местные налоги, сборы, а также, на основе законодательства, штрафы и иные платежи, вляющиеся источниками финансовых средств в бюджет муниципальных образований для осуществления функций местного самоуправления, а также льготы по их уплате.
Население непосредственно или представительные органы местного самоуправления, с учетом мнения населения, могут устанавливать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования конкретных мероприятий по благоустройству, развитию коммунального хозяйства, культурно-бытовой сферы, решению иных вопросов местного значения, а также льготы по их внесению.
Статья 36. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами
Органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством, получают плату, в том числе в натуральной форме, за пользование природными ресурсами, которые добываются на их территории.
Распределение платежей за право пользования недрами между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с принципами, утвержденными органами государственной власти области.
Статья 37. Местный бюджет
1. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, а также контроль за их исполнением.
2. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных и областных налогов, в соответствии с нормативами, установленными федеральными и областными законами, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления, в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
3. Средства, закрепленные за местным бюджетом федеральным и областным законами на долговременной основе, а также средства, образуемые в результате деятельности органов местного самоуправления, зачисляются непосредственно в местный бюджет.
4. Сумма превышения доходов над расходами по местному бюджету по результатам отчетного года изъятию органами государственной власти не подлежит и не может служить основанием для снижения нормативов отчисления от регулирующих доходов на следующий год.
5. Органы государственной власти области не вмешиваются в формирование и исполнение местных бюджетов, за исключением случаев, предусмотренных п.3 статьи 38 настоящего Закона.
6. Утверждение бюджета и контроль за его исполнением осуществляется муниципальным образованием или выборными органами местного самоуправления, наделенными представительными полномочиями.
7. В доходной и расходной частях местного бюджета раздельно предусматриваются финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
8. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Статья 38. Обеспечение минимальный местных бюджетов
1. Органы государственной власти обеспечивают муниципальным образованиям покрытие минимально необходимых расходов местных бюджетов путем закрепления на долговременной основе соответствующих доходных источников.
2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов определяются на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, устанавливаемых законами области, в соответствии с минимальными государственными социальными стандартами.
3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным и областным законами доходных источников.
В случаях, когда доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, органы государственной власти передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального и областного бюджетов, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
4. Органы и должностные лица местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных социальных потребностей граждан в сферах, отнесенных законодательством к их ведению, на уровне не ниже минимальных государственных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов органами государственной власти отчислений от федеральных и областных налогов.
Статья 39. Финансирование отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления
1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им органами государственной власти области, ежегодно предусматриваются в бюджетах области.
2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшее в результате решений, принятых органами государственной власти, компенсируются органом, принявшим указанное решение.
Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Решение органов государственной власти, влекущее дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Статья 40. Муниципальные внебюджетные фонды
Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 41. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях
Органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.
Статья 42. Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований
1. Органы государственной власти содействуют комплексному социально-экономическому развитию муниципальных образований.
2. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования может осуществляться за счет:
- собственных средств муниципального образования, расходование которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно;
- средств федерального бюджета и бюджета области, передаваемых органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным на территории муниципального образования, для реализации федеральных программ и программ экономического и социального развития области;
- иных средств, привлекаемых органами местного самоуправления на договорных условиях для развития территории.
Порядок контроля за выделенными средствами и условия их расходования определяются договором.
Глава V. Государственная поддержка и гарантии
местного самоуправления
Статья 43. Государственная поддержка органов местного самоуправления
1. Органы государственной власти области создают необходимые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
2. Органы государственной власти области принимают и осуществляют государственные программы поддержки местного самоуправления.
Статья 44. Защита интересов муниципальных образований
1. Ограничение прав муниципальных образований на осуществление местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, законами РФ, законами области, запрещается. Указанные права не могут быть изъяты или ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти.
2. Органы и должностные лица местного самоуправления, члены муниципального образования вправе предъявлять в суд, в арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы муниципальных образований, а также права органов и должностных лиц местного самоуправления.
3. Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, граждане несут ответственность перед муниципальным образованием, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действием или бездействием муниципальному образованию в порядке, установленном законодательством.
Статья 45. Рассмотрение предложений органов и должностных лиц местного самоуправления
1. Обращения органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, которым эти предложения направлены.
По обращениям органов местного самоуправления государственные органы и должностные лица, предприятия, учреждения, организации области обязаны дать мотивированный ответ в месячный срок.
2. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в представительных органах области.
Статья 46. Гарантии самостоятельности местного самоуправления
Органы государственной власти области не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, их органов и должностных лиц, в том числе принимать правовые акты по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции органов местного самоуправления.
Статья 47. Порядок разрешения споров между органами государственной власти и местного самоуправления
Споры между органами государственной власти области и органами местного самоуправления рассматриваются согласительными комиссиями, а при недостижении согласия - в судебном порядке.
Разрешение споров, связанных с вмешательством в дела местного самоуправления, осуществляются в судебном порядке.
Глава VI. Ответственность органов и должностных лиц
местного самоуправления
Статья 48. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед муниципальным образованием, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством.
Статья 49. Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
1. Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед муниципальным образованием наступает в результате утраты доверия со стороны населения муниципального образования и реализуется в виде права муниципального образования на отзыв, выражения недоверия или досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, а также в иных формах, предусмотренных законодательством и Уставом муниципального образования.
Порядок и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед муниципальным образованием устанавливаются Уставом муниципального образования.
2. В случае принятия органом или должностным лицом местного самоуправления неправомерного решения оно может быть обжаловано в судебном порядке. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия органов и должностных лиц местного самоуправления, возмещается ими на основании судебного решения.
3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими федерального законодательства, Устава и законодательства области, Уставов муниципальных образований. Порядок и условия ответственности определяются законодательством.
4. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти, необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми ресурсами.
5. В случае установленных судом нарушений органами, выборными должностными лицами местного самоуправления действующего законодательства, Устава муниципального образования представительные органы государственной власти области могут обратиться в областной суд, за заключением о признании несоответствия деятельности органа, выборного должностного лица местного самоуправления несоответствующей законодательству, Уставу муниципального образования.
Заключение суда о признании деятельности органа, выборного должностного лица местного самоуправления не соответствующей законодательству, Уставу муниципального образования является основанием для рассмотрения представительным органом области вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа, выборного должностного лица местного самоуправления. Прекращение полномочий органа, выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляется исключительно областной Думой.
Статья 50. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов области и Уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления.
Глава VII. Заключительные и переходные положения
Статья 51. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
Статья 52. Приведение нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом
1. Со дня вступления в силу настоящего Закона прекращается действие правовых актов органов государственной власти области, противоречащих настоящему Закону.
2. Органы государственной власти области приводят изданные ими законы и иные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
3. До приведения правовых актов органов государственной власти области в соответствие с настоящим Законом действующие правовые акты органов государственной власти области применяются в той части, в которой они не противоречат настоящему Закону.
Статья 53. О полномочиях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, избранных (назначенных) до вступления в силу настоящего Закона
1. Органы и должностные лица местного самоуправления, избранные населением до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.
2. Главы местных администраций (главы местного самоуправления), назначенные на должность государственными должностными лицами, органами государственной власти, а также в ином порядке, чем это предусмотрено настоящим Законом, сохраняют свои полномочия до избрания (назначения) соответствующего органа, должностного лица в порядке, предусмотренном настоящим Законом, но не более 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Представительные органы местного самоуправления, сформированные в ином порядке, чем это предусмотрено настоящим Законом, сохраняют свои полномочия до избрания соответствующего органа, в порядке, предусмотренном настоящим Законом, но не более 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья 54. Проведение выборов органов и должностных лиц местного самоуправления
1. Выборы представительных органов и должностных лиц местного самоуправления проводятся населением городов, рабочих поселков, объединенных муниципальных образований, сельсоветов, сельских населенных пунктов, имеющих ко дню вступления в силу настоящего Закона, фиксированные в установленном законодательством порядке, территории и постоянно проживающее население. В случаях, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона, функции представительных органов исполняет сход граждан.
2. Выборы представительных органов и должностных лиц местного самоуправления проводятся не позднее чем через 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3 Порядок, организация, подготовка и проведение выборов, регулируется Законом Тюменской области "О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления в Тюменской области". Для муниципальных образований, в которых представительные органы не сформированы, дата проведения выборов назначается областной Думой.
4. Избранный представительный орган местного самоуправления созывается на свое первое заседание главой местной администрации (местного самоуправления) не позднее чем в трехнедельный срок после избрания не менее двух третей от общего числа депутатов. Глава местной администрации (местного самоуправления) открывает первое заседание представительного органа, организует выборы председательствующего. В дальнейшем порядок проведения первого заседания представительного органа определяется Уставом муниципального образования.
5. Глава местной администрации (местного самоуправления) осуществляет передачу дел вновь избранному главе местного самоуправления или иному должностному лицу, избранному (назначенному) представительным органом местного самоуправления, в срок не позднее двух недель после его избрания (назначения).
6. Выборы органов, должностных лиц местного самоуправления считаются состоявшимися, если в них приняли участие не менее 25 процентов избирателей муниципального образования.
7. В случае, если выборы органов и должностных лиц местного самоуправления не состоятся, проводятся повторные, а при необходимости - последующие выборы.
Статья 55. Осуществление права на местный референдум
До принятия областного Закона "О местном референдуме" право муниципального образования на местный референдум осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 56. Границы территорий муниципальных образований
1. Территориями муниципальных образований являются территории, фиксированные для них, в установленном законодательством порядке, ко дню вступления в силу настоящего Закона.
2. Для муниципальных образований, которые не имеют четко установленных границ своей территории, границы должны быть установлены в порядке, предусмотренном областным законом "Об административно-территориальном делении области", с учетом требований настоящего Закона. До определения границ территорий муниципальных образований в установленном законом порядке соответствующие муниципальные образования не могут осуществлять свое право на объединение и на выход из объединенного муниципального образования.
Статья 57. Формирование бюджетов муниципальных образований
До установления законами области нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, минимальных государственных социальных стандартов и принятия областного закона "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тюменской области", действует существующий порядок формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований.
Статья 58. Формирование муниципальной собственности
1. Государственные органы области передают находящиеся в их собственности объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в собственность муниципальных образований.
2. Формирование муниципальной собственности (включая землю) происходит за счет:
- муниципальной собственности, имеющейся на момент вступления в силу настоящего Закона;
- объектов государственной собственности, включая акции приватизированных предприятий, расположенных на территории муниципального образования, передаваемых на безвозмездной основе в муниципальную собственность для решения вопросов местного значения;
- имущества, находящегося на территории муниципального образования и не имеющего собственника.
3. Передача объектов государственной собственности осуществляется в порядке, установленном областной Думой.
4. Отказ в передаче объектов государственной собственности, обеспечивающих решение вопросов местного значения, муниципальному объединению возможен лишь в случае несоответствия назначения (профиля) данных объектов для решения вопросов местного значения и может быть обжалован в судебном порядке.
Статья 59. Формирование правовой основы местного самоуправления
Администрация области разрабатывает и представляет на рассмотрение областной Думы не позднее чем через 2 месяца со дня вступления в силу настоящего Закона проекты законов, обеспечивающих приведение законодательства области в соответствие с настоящим Законом, в том числе налогового, бюджетного законодательства, а по мере принятия соответствующих федеральных законов - проекты законодательных актов, обеспечивающих правовую защиту органов местного самоуправления, устанавливающих ответственность, в том числе уголовную, за воспрепятствование осуществлению прав граждан на местное самоуправление, нарушение установленных сроков выборов органов и должностных лиц местного самоуправления.
Статья 60. Временное правовое регулирование отдельных отношений, предусмотренных настоящим Законом
Впредь до принятия законов, предусмотренных настоящим Законом, вопросы, подлежащие регулированию ими, могут регулироваться Уставами муниципальных образований в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящим законом.
Председатель Тюменской областной Думы |
Н.П.Барышников |
Приложение 1
к Закону Тюменской области
"О местном самоуправлении"
Подписной лист
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу созыва
_______________________________________________________схода по вопросу
(предлагаемая дата проведения схода)
________________________________________________________________________
(формулировка вопроса)
Фамилия, имя, отчество |
Дата рождения (в возрасте 18 лет - допол- нительно день и месяц рождения |
Место жительства |
Серия, номер паспорта или заменяющего его документа |
Дата подписи |
Подпись |
1.______________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________
Подписной лист удостоверяю
______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства,
серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица,
собиравшего подписи)
(подпись, дата)
Приложение 2
к Закону Тюменской области
"О местном самоуправлении"
Протокол
схода _________________________________________________________________
Указывается территория (муниципальное образование или его часть),
в границах которой проводится сход.
"___" ____________ г. ______________________
(дата проведения) (место проведения)
Число граждан, имеющих право участвовать в сходе ___________________
Число граждан, присутствующих на сходе ______________________
Председатель схода ______________________
(фамилия, имя, отчество)
Секретарь схода ______________________
(фамилия, имя, отчество)
Члены счетной комиссии ______________________
(если формируется счетная комиссия) (фамилия, имя, отчество)
Повестка дня:
1.
2.
1. Слушали: ________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Выступили: ________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Поступившие предложения о решении вопроса:
1.
2.
Результаты голосования:
"ЗА" -
"ПРОТИВ" -
Принятое решение _______________________________________________________
Председатель (подпись) (расшифровка подписи)
Секретарь (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 3
к Закону Тюменской области
"О местном самоуправлении"
Итоговый протокол
об итогах сходов граждан, проведенных на территории
________________________________________________________________________
Указываются части территории, на которых проводились сходы.
Время проведения: с _______ по _____ __ г.
В результате подсчета голосов при голосовании на сходах по вопросу:
_______________________________________________________________
комиссия установила:
1. Число проведенных сходов _________________
2. Число представленных протоколов сходов _________________
3. Общее число граждан, имеющих право участвовать в сходе ______
4. Общее число граждан, присутствовавших на сходах _________________
5. Общие результаты голосования __________________
______________________________________________________________________
6. Принятое решение __________________
______________________________________________________________________
Председатель комиссии ____________________________
(фамилия, инициалы) (подпись)
Секретарь комиссии ____________________________
(фамилия, инициалы) (подпись)
Члены комиссии ____________________________
(фамилия, инициалы) (подпись)
Протокол составлен " ___ " _________ ______ г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тюменской области от 6 декабря 1995 г. N 16 "О местном самоуправлении"
Текст Закона опубликован в "Вестнике Тюменской областной Думы" N 10 1995 г., газетах "Тюменские известия" N 247-248 от 21 декабря 1995 и "Тюменская правда" N 239 от 15 декабря 1995 г.
Законом Тюменской области от 6 июля 2005 г. N 392 настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тюменской области от 3 ноября 2003 г. N 169
Закон Тюменской области от 8 июля 2003 г. N 152
Закон Тюменской области от 6 мая 2003 г. N 134
Закон Тюменской области от 26 сентября 2001 г. N 397
Закон Тюменской области от 5 июля 2001 г. N 365
Закон Тюменской области от 16 марта 2001 г. N 297
Решением Тюменского областного суда от 20 декабря 2000 г. пункт 4 статьи 25 и статья 50 настоящего Закона признана противоречащими действующему законодательству
Закон Тюменской области от 21 февраля 2000 г. N 160
Закон Тюменской области от 5 ноября 1999 г. N 142
Закон Тюменской области от 25 июля 1997 г. N 116
Закон Тюменской области от 27 июня 1996 г. N 44