Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Губернатора
Тюменской области
от 31 июля 2002 г. N 298
Положение
о продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков,
находящихся в государственной собственности и входящих в состав земель
поселений на территории Тюменской области
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 N 136-ФЗ, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российский Федерации от 05.01.1998 N 2 "Об утверждении Порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды", Уставом Тюменской области, Законами Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", от 06.04.1999 N 107 "Градостроительный Устав Тюменской области", постановлением Губернатора Тюменской области от 22.10.2001 N 393 "О создании совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тюменской области.
1.2. Настоящее Положение до разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований регулирует:
отношения по продаже земельных участков, не находящихся в собственности граждан, юридических лиц, муниципальных образований или Российской Федерации (далее по тексту - земельные участки);
порядок продажи земельных участков;
иные вопросы, относящиеся к регулированию отношений по продаже земельных участков.
После разграничения государственной собственности на землю требования настоящего Положения действуют в части продажи земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, не противоречащих законодательству Российской Федерации, Тюменской области о приватизации государственного имущества.
1.3. Полномочия продавца при продаже земельных участков на торгах (конкурсах, аукционах) осуществляет Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее по тексту - Департамент).
Полномочия организатора торгов (конкурса, аукциона) при продаже земельных участков на торгах (конкурсах, аукционах) осуществляет государственное учреждение "Фонд имущества Тюменской области" (далее по тексту - Фонд).
1.4. Участниками торгов (конкурса, аукциона) могут быть граждане, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), юридические лица, иностранные юридические лица, если запрет или ограничение на такое участие не предусмотрены федеральным законом.
1.5. Объектом торгов является земельный участок, не изъятый из оборота, и прошедший государственный кадастровый учет.
1.6. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
II. Порядок подачи и приема заявок
2.1. Продажа земельных участков производится на основании распоряжения Департамента с учетом решения совместной комиссии по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам (далее по тексту - Совместная комиссия).
2.2. Лица, указанные в пункте 1.4 настоящего Положения (далее по тексту - Заявители), для участия в торгах представляют Фонду заявление с приложением документов, указанных в пункте 2.3 данного Положения, не позднее даты, указанной в информационном сообщении.
2.3. В заявлении указывается:
для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства, паспортные данные и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
для юридических лиц - наименование (с указанием организационно-правовой формы), место регистрации и место нахождения органа управления юридического лица, расчетный счет и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, паспортные данные, дата выдачи и номер свидетельства о государственной регистрации, сведения о его местонахождении, наименование органа, выдавшего свидетельство и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
К заявке прилагаются следующие документы:
предложение (в запечатанном конверте) в случае проведения аукциона, закрытого по форме подачи предложения по цене, или конкурса;
копия платежного документа, подтверждающего перечисление задатка на указанный в извещении расчетный счет, заверенная банком;
справки банка о платежеспособности юридического лица;
доверенность на лицо, уполномоченное действовать от имени Заявителя при подаче заявки, заверенная нотариально;
копии учредительных документов юридического лица, заверенные нотариально;
иные документы, указанные в информационном сообщении.
К заявке прилагается подписанная Заявителем опись представленных документов в двух экземплярах, на одном из которых, остающемся у Заявителя, Фонд указывает дату и время подачи заявки, а также номер, присвоенный ей в журнале приема заявок.
2.4. Одно лицо имеет право подать только одну заявку на участие в торгах.
Заявителю может быть отказано в приеме документов в следующих случаях:
заявка подана по истечении срока приема заявок, указанного в информационном сообщении;
заявка подана лицом, не уполномоченным действовать от имени Заявителя;
представлены не все необходимые документы по перечню, объявленному в информационном сообщении, либо представленные документы оформлены ненадлежащим образом.
Данный перечень оснований для отказа Заявителю в участии в торгах является исчерпывающим.
Отметка об отказе в приеме документов с указанием причины отказа делается на описи представленных Заявителем документов лицом, осуществляющим прием документов.
Заявка и документы, не принятые Фондом, возвращаются Заявителю в день их поступления вместе с описью документов и отметкой с указанием причины отказа путем вручения их Заявителю или его уполномоченному представителю под расписку, либо в тот же день направляются Заявителю заказным письмом с уведомлением.
2.5. Заявитель имеет право отозвать поданную заявку до окончания срока приема заявок, в письменной форме уведомив об этом Фонд. Отзыв заявки регистрируется в журнале приема заявок.
Заявителям, отозвавшим свою заявку, внесенный задаток возвращается в соответствии с условиями торгов.
2.6. Решение Фонда о признании Заявителей участниками торгов оформляется протоколом, в котором указываются:
принятые и отозванные заявки с указание имен (наименований) Заявителей;
лица, признанные участниками торгов;
заявки, по которым отказано в допуске к участию в торгах с указанием оснований для такого отказа.
Заявитель приобретает статус участника торгов с момента подписания Фондом протокола приема заявок.
2.7. Фонд принимает меры по обеспечению сохранности принятых заявок и прилагаемых к ним документов, а также конфиденциальности сведений о лицах, подавших заявки, и содержании представленных ими документов.
2.8. Фонд, опубликовавший информационное сообщение о проведении торгов, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за 30 (тридцать) дней до проведения конкурса.
2.9. В день проведения торгов в месте проведения торгов, указанном в информационном сообщении, участникам торгов вручаются пронумерованные билеты участников.
III. Подготовка к проведению торгов
3.1. Проведение работ по формированию земельного участка, который продается на торгах, а также разработку градостроительного обоснования, создание градостроительного паспорта и подачу документов для государственного кадастрового учета осуществляет Департамент. Земельные участки являются сформированными и подготовленными для передачи на них прав собственности и долгосрочной аренды, если они свободны от прав третьих лиц (за исключением тех, которые определены посредством сервитутов) и для них установлены:
необходимые ограничения на использование и застройку (градостроительные регламенты);
границы;
технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Средства для осуществления работ по формированию земельного участка выделяются из областного бюджета и возмещаются победителем торгов.
3.2. В случае продажи земельных участков на торгах для целей связанных со строительством необходимым является соблюдение требований Генерального плана развития города или иного населенного пункта (далее - Генплан) и (или) проекта планировки (далее - ПП).
В случае отсутствия указанной градостроительной документации проводится разработка градостроительного обоснования размещения объекта.
При разработке градостроительного обоснования размещения объекта в целях уточнения объемно-планировочного решения объекта, определения наиболее целесообразного варианта его размещения, определения экономической эффективности, обеспечения учета санитарно-гигиенических и экологических условий территории проводятся градостроительные проработки земельного участка с созданием градостроительной карты (градостроительного паспорта), включающей в себя градостроительные регламенты использования земельного участка.
Градостроительные проработки (корректировка ранее разработанной градостроительной документации, расчет показателей развития территории), должны содержать графические и текстовые материалы, определяющие градостроительное, планировочное решение территории; расчет обеспеченности и размещения объектов соцкультбыта, баланс зеленых насаждений (при необходимости); границы земельного участка; размещение объекта на территории и его технико-экономические показатели; схемы инженерного обеспечения жизнедеятельности объекта и правового зонирования.
Материалы градостроительных проработок подлежат согласованию:
органом архитектуры и градостроительства администрации Тюменской области;
органом архитектуры и градостроительства соответствующего муниципального образования;
органом санитарно-эпидемиологического надзора Тюменской области;
органом государственной противопожарной службы Тюменской области;
Комитетом природных ресурсов по Тюменской области Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Градостроительный паспорт (карта) земельного участка утверждается органом местного самоуправления по месту расположения земельного участка.
3.3. Затраты на формирование земельного участка возмещаются победителем торгов Департаменту, а затраты на организацию и проведение торгов соответственно Фонду.
3.4. Департамент ежемесячно готовит перечни земельных участков, которые могут быть выставлены на торги, и представляет их на рассмотрение Совместной комиссии.
Земельные участки могут быть включены в перечень в случае наличия двух и более заявлений о предоставлении одного и того же земельного участка либо по инициативе Департамента, иных исполнительных органов государственной власти, либо органов местного самоуправления.
Совместная комиссия рассматривает представленные перечни и определяет пообъектно земельные участки, которые выставляются на торги.
3.5. Утвержденный Департаментом перечень земельных участков, которые выставляются на торги, подлежит опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 30 (тридцать) дней до даты проведения торгов. Информационное сообщение о проведении торгов должно содержать следующую информацию:
дата, время, место и порядок проведения торгов;
предмет торгов с указанием местоположения (адреса), кадастрового номера и площади земельного участка, кода территориальной зоны, установленного правилами застройки, а также основных характеристик объектов недвижимости и других сооружений, расположенных на земельном участке (временных сооружений, инженерных сетей и т.д.), правового режима использования земельного участка:
форма проведения торгов;
шаг аукциона в случае проведения торгов в форме аукциона;
условия конкурса и критерии определения его победителя, в случае проведения торгов в форме конкурса;
существенные условия договора купли-продажи земельного участка;
перечень документов, которые необходимо представить для участия в торгах;
начальная цена предмета торгов;
сумма задатка, сроки и порядок ее внесения и возврата участникам торгов, расчетные счета для перечисления задатка и платежей за приобретенные земельные участки;
условия обеспечения поступления платежей в случае приобретения земельного участка в рассрочку (договор о залоге);
форма заявки на участие в торгах, адрес места приема заявок, время начала и окончания приема заявок и документов от Заявителей, а также условия ознакомления с документами о предмете торгов;
адрес и телефон Фонда;
дата, время и порядок ознакомления с земельным участком на местности;
способ уведомления об итогах торгов;
срок для заключения договора купли-продажи земельного участка.
Публикацию информационного сообщения осуществляет Фонд, который несет ответственность за достоверность публикуемой информации.
3.6. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом торги могут быть открытыми или закрытыми как по составу участников, так и по форме подачи предложений о цене.
3.7. Непременным условием конкурса является возмещение затрат по формированию земельного участка, а также возмещение затрат на организацию и проведение торгов.
Условия конкурса могут содержать также следующие требования:
возмещение прежнему владельцу, пользователю земельного участка, понесенных им убытков в соответствии с действующим законодательством;
сроки освоения земельного участка;
предоставление архитектурно-планировочного задания;
участие в развитии инфраструктуры;
иные требования.
Для проведения торгов Департамент назначает аукционную или конкурсную комиссию (далее - Комиссия).
Комиссия:
оценивает предложения участников торгов;
определяет победителя торгов;
оформляет протокол о результатах торгов;
принимает решение о признании торгов несостоявшимися в случаях, предусмотренных пунктом 4.6 настоящего Положения.
Состав Комиссии, ее компетенция, порядок работы определяется Положением о комиссии по проведению торгов по продаже земельного участка (Приложение 2 к постановлению).
3.8. Департамент определяет форму проведения торгов, начальную цену предмета торгов и составляет график платежей.
Начальная цена предмета торгов устанавливается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", но не может быть ниже трехкратной ставки земельного налога, умноженной на площадь земельного участка. Сумма задатка устанавливается в размере 20% начальной цены предмета торгов.
Департамент подготавливает и передает Фонду по каждому предмету торгов необходимые материалы и документы, которые должны содержать следующие сведения:
регистрационный номер предмета торгов;
местоположение (адрес), кадастровый номер и площадь земельного участка, а также основные характеристики объектов, расположенных на этом участке (временные сооружения, инженерные сети и т.д.);
кадастровая карта (план) земельного участка с указанием ограничений и обременений, установленных для данного земельного участка;
начальная цена предмета торгов;
проект договора купли-продажи земельного участка, включающий при необходимости график платежей;
сведения об экологическом состоянии земельного участка и другие сведения о предмете торгов;
градостроительный паспорт с указанием:
градостроительных регламентов;
минимальных отступов для планируемых строений от границ земельного участка - "пятно застройки", за пределами которого возводить строения запрещено;
трасс проходящих под/над земельным участком инженерно-технических коммуникаций (при наличии);
границ зон действия публичных сервитутов вдоль них;
обозначений соответствующих строений;
сроков освоения земельного участка;
технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
3.9. Фонд:
определяет шаг аукциона при проведении торгов в форме аукциона;
определяет срок и условия внесения задатка Заявителями и заключает договор задатка;
готовит информационное сообщение о торгах и его публикацию;
регистрирует заявки на участие в торгах в журнале приема заявок;
проверяет правильность оформления документов, представленных Заявителями, их соответствие законодательству Российской Федерации.
Решения по подготовке и проведению торгов оформляются протоколами.
IV. Условия проведения торгов
4.1. При проведении торгов в форме аукциона, победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за предмет торгов.
Аукцион проводится в следующем порядке:
а) аукцион ведет в присутствии представителя Фонда нанимаемый им аукционист. Аукцион начинается с оглашения аукционистом наименования, основных характеристик, начальной цены предмета торгов и шага аукциона.
Шаг аукциона устанавливается Фондом в пределах от 1 до 5 процентов начальной цены предмета торгов и остается единым в течение всего аукциона.
Участники поднимают выданные им билеты после оглашения аукционистом очередной цены в случае, если готовы купить предмет торгов по этой цене.
Каждую последующую цену аукционист назначает путем увеличения текущей цены на шаг аукциона. После объявления очередной цены аукционист называет номер билета участника аукциона, который, с точки зрения аукциониста, первым поднял билет. Затем объявляет следующую цену в соответствии с шагом аукциона.
При отсутствии участников аукциона, готовых купить предмет торгов по названной аукционистом цене, последний повторяет эту цену три раза;
б) аукцион завершается, если после троекратного объявления очередной цены ни один из участников аукциона не поднял билет. Победителем аукциона признается участник, номер билета которого был назван аукционистом последним;
в) после завершения аукциона аукционист объявляет о продаже земельного участка, называет его продажную цену и номер билета победителя аукциона;
г) цена, предложенная победителем аукциона, фиксируется в протоколе о результатах торгов.
4.2. При проведении аукциона, закрытого по форме подачи предложения по цене, победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за предмет торгов.
При проведении конкурса победителем признается лицо, которое по заключению Комиссии предложило лучшие условия (сроки освоения, участие в развитии инфраструктуры, архитектурно-планировочные решения, цена и т.д.) использования земельного участка.
При равенстве предложений победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше.
4.3. При проведении закрытых аукционов и конкурсов запечатанные конверты с предложениями участников вскрываются в установленный день и час на открытом заседании Комиссии. Перед вскрытием конвертов Комиссия проверяет целостность указанных конвертов, что фиксируется в протоколе о результатах торгов.
Цена предмета торгов должна быть указана цифрой и прописью. В случае, если цифрой и прописью указаны разные цены, Комиссия принимает во внимание цену, указанную прописью. Предложения, содержащие цену ниже начальной, не рассматриваются.
При вскрытии конвертов и оглашении предложений с разрешения Комиссии могут присутствовать все участники торгов или их представители, имеющие надлежащим образом оформленную доверенность, а также представители средств массовой информации.
4.4. В день определения проведения торгов результаты торгов оформляются протоколом, который имеет силу договора, подписывается руководителем Фонда, членами Комиссии (в случае проведения аукциона, закрытого по форме подачи предложения по цене или конкурса) и победителем торгов.
В протоколе указываются:
регистрационный номер предмета торгов;
местоположение (адрес), кадастровый номер и площадь земельного участка, а также основные характеристики объектов и других сооружений, расположенных на этом участке (временные сооружения, инженерные сети и т.д.);
состав Комиссии (в случае проведения аукциона, закрытого по форме подачи предложения по цене или конкурса);
сведения об участниках торгов (реквизиты юридического лица, индивидуального предпринимателя, паспортные данные гражданина);
предложения участников торгов по использованию земельных участков, выставляемых на конкурс, и заключения каждого члена Комиссии в письменной форме с обоснованием выбора победителя (в случае проведения конкурса);
имя (наименование) победителя;
цена приобретенного в собственность земельного участка и график платежей.
Протокол составляется в двух экземплярах, имеющих равную силу, один из которых передается победителю или его полномочному представителю под роспись, либо высылается ему по почте (заказным письмом) не позднее 3-х дней с момента подписания протокола, а другой остается в Фонде.
4.5. В случае, если к дате, определенной информационным сообщением о проведении торгов, и если торги проводятся в форме конкурса, поступила только одна заявка по каждому предмету торгов, торги признаются несостоявшимися.
4.6. Торги также признаются несостоявшимися в следующих случаях:
в торгах участвовало менее двух участников по каждому выставленному предмету торгов;
ни один из участников аукциона после троекратного объявления начальной цены не поднял билет;
ни один из участников конкурса, по решению Комиссии, не внес предложения, соответствующие условиям конкурса, или не признан победителем;
победитель торгов уклонился от подписания протокола о результатах торгов, договора купли-продажи.
4.7. По согласованию с Департаментом Фонд, в случае признания торгов несостоявшимися, вправе объявить повторное проведение торгов, изменив при этом их условия.
4.8. Победителю торгов, уклонившемуся от подписания протокола о результатах торгов, внесенный им задаток не возвращается.
4.9. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных действующим законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора купли-продажи земельного участка, заключенного с победителем.
4.10. В случае несогласия с результатами торгов заинтересованные лица могут оспорить их в судебном порядке.
V. Порядок расчетов, заключение договоров
5.1. В соответствии с установленными сроками и условиями оплаты победитель торгов осуществляет платежи за приобретенный земельный участок.
Сумма внесенного задатка засчитывается победителю торгов в счет платежей за приобретаемый земельный участок.
5.2. В течение 20 календарных дней с момента подписания договора купли-продажи земельного участка и до подписания сторонами акта приема и передачи земельного участка победитель торгов перечисляет на счет, указанный в договоре денежную сумму в размере, определенном в соответствии с п. 2.1. договора купли-продажи земельного участка.
Оплата подтверждается платежным поручением, представляемым победителем торгов в Департамент, с удостоверением банка о принятии платежа.
Если по итогам торгов оплата производится единовременно, государственная регистрация перехода прав на земельный участок осуществляется после полного внесения платежа.
Если по итогам торгов оплата производится по графику платежей на долгосрочной основе, с победителем торгов одновременно с заключением договора купли-продажи заключается договор о залоге этого земельного участка на срок до полного внесения платежей. Государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок и договора о залоге осуществляется одновременно.
5.3. Задатки, внесенные участниками торгов, не признанными победителями, подлежат возвращению в двухнедельный срок после утверждения протокола о результатах торгов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.