Закон Тюменской области от 4 ноября 1996 г. N 52
"О недрах"
Принят постановлением областной Думы
от 10 октября 1996 г. N 479
Настоящий Закон регулирует специфические отношения, возникающие на территории Тюменской области в связи с пользованием недрами в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации законом Российской Федерации "О недрах".
Раздел II. Пользование недрами
Статья 2. Лицензирование пользования недрами для захоронения жидких отходов производства (кроме радиоактивных)
1. Захоронение жидких отходов производится в недрах при наличии соответствующего экологического обоснования, если их обезвреживание и утилизация на поверхности земли технически и технологически не обеспечивают требований природоохранительного законодательства.
2. Для захоронения жидких отходов могут использоваться проницаемые пласты, удовлетворяющие следующим требованиям:
- не содержат воду, используемую в народном хозяйстве и представляющую практическую ценность в перспективе;
- доказана невозможность поступления вод этих пластов на поверхность земли, а также в другие эксплуатируемые или пригодные для эксплуатации водоносные горизонты.
Закачка в недра сточных вод должна сопровождаться мероприятиями по предупреждению:
- новообразования или длительного сохранения в пластовых условиях высокотоксичных подвижных флюидов;
- пластового расселения спорообразующих патогенных микроорганизмов;
- сверхнормативного снижения приемистости поглощающих скважин.
3. Лицензия на пользование недрами для захоронение жидких отходов производства выдается Западно-Сибирским региональным геологическим центром (далее по тексту - ЗапСибРГЦ) и администрацией Тюменской области по заявке предприятия, производящего сброс жидких отходов.
Условием подачи заявки является наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы по экологическому обоснованию принятого способа захоронения жидких отходов.
4. Лицензия на пользование недрами для захоронения жидких отходов производства выдается на срок не более 20 лет и предусматривает выполнение работ в два этапа.
На первом этапе, сроком не более трех лет, участок недр имеет статус геологического отвода и предоставляет право не ведение работ по геологическому изучению недр с целью выбора пластов, пригодных для захоронения в них жидких отходов. Геологическое изучение включает бурение, опробование и опытную эксплуатацию скважин, в том числе в режиме нагнетания.
Проект на геологическое изучение недр с целью выбора пластов, пригодных для захоронения жидких отходов, согласовывается с Госгортехнадзором и проходит государственную экологическую экспертизу в Тюменьоблкомприроды.
Сборы за согласование лицензионного соглашения не взимаются.
На втором этапе при положительном результате геологического изучения, подтвержденного экспертизой, участку недр придается статус горного отвода, позволяющий осуществлять закачку в недра жидких отходов в соответствии с проектом закачки отходов.
До придания участку недр статуса горного отвода захоронение жидких отходов в недра запрещается.
5. Участок недр статус горного отвода для захоронений получает на основании представленного недропользователем проекта, который должен содержать:
- обоснование выбора пласта (пластов) для закачки, объем захороняемых жидких отходов по годам, количество нагнетательных скважин и наблюдательных скважин, их конструкция, давление нагнетания, прогноз продвижения жидких отходов с учетом гравитационной деформации, мероприятия по контролю за герметичностью колонн и ликвидации обнаруженной негерметичности, мероприятия по мониторингу подземных вод в пластеколлекторе и соседних водоносных горизонтах, в том числе контроль за пластовым давлением в них;
- обоснование комплекса наземного оборудования и наземных сооружений, обеспечивающих безопасное ведение работ;
- обоснование выбора местоположения полигона заказчика и организацию санитарно-защитных зон вокруг него и других наземных сооружений, входящих в комплекс;
- оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) в течении всего срока действия лицензии;
- мероприятия по безопасному ведению работ.
6. Экспертизу проекта захоронения жидких отходов производят в пределах своей компетенции:
- Западно-Сибирский региональный геологический центр;
- Тюменский областной комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов;
- Тюменский округ Госгортехнадзора;
- Тюменская станция санэпидемнадзора;
- комитет по использованию недр администрации области.
За экспертизу проекта захоронения жидких отходов взимаются сборы в соответствии с действующими нормативными актами.
Заключения экспертизы, после уплаты недропользователем сборов за экспертизу, передаются в Западно-Сибирский региональный геологический центр и прилагаются к лицензии.
Предельный срок проведения экспертизы - один месяц со дня поступления проекта в каждую из перечисленных организаций, если это не предусмотрено федеральным законодательством.
7. По результатам экспертизы определяется участок недр, представляемый пользователю в виде горного отвода. Границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек) включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Граница горного отвода должна охватывать прогнозируемую зону загрязнения в пластеколлекторе с коэффициентом запаса 1,5 для пористых и 2,0 для трещиноватых коллекторов.
В пределах горного отвода, выделенного для захоронения жидких отходов, геологоразведочные работы другими предприятиями могут производиться только при согласовании с недропользователем, владельцем лицензии на захоронение жидких отходов.
8. Лицензия на право пользования недрами для захоронения жидких отходов выдается предприятию, производящему эти работы без конкурса.
9. По инициативе недропользователя лицензия может быть продлена на очередной срок не более 20 лет при условии выполнения недропользователем всех требований по охране природы, охране недр, безопасному ведению работ и экологической безопасности.
10. Продление лицензии осуществляется по заявке недропользователя на основе представленного им технико-экономического проекта по обоснованию необходимости и условий дальнейшего захоронения жидких отходов при условии положительного заключения экспертизы.
При продлении лицензии на очередной срок уточняются границы горного отвода и содержание лицензионного соглашения.
Заявка на продление срока действия лицензии подается недропользователем одновременно с проектом не ранее чем 18 и не позже чем 12 месяцев до окончания первоначального срока действия лицензии.
11. При отказе от лицензии или ее изъятии, при невыполнении недропользователем природоохранных или иных регламентированных законодательством мероприятий недропользователь обязан произвести работы по ликвидации или консервации скважин и рекультивации отведенной ему земли. Расходы на ликвидацию и рекультивацию несет пользователь недр.
12. Плата за право на пользование недрами для захоронения жидких отходов взимается в форме регулярных платежей в размере 1-3 процента сметной стоимости объекта и стоимости предоставленных услуг при его эксплуатации и поступает в бюджет района, где расположен соответствующий участок недр.
Конкретный размер этого платежа устанавливается органами, выдавшими лицензию.
Лицензию подписывают:
- со стороны Тюменской области - уполномоченный представитель администрации области;
- со стороны Российской Федерации - Министерство природных ресурсов Российской Федерации или, по его поручению, руководитель ЗапСибРГЦ;
- со стороны автономных округов - уполномоченные представители администрации автономных округов.
Статья 3. Лицензирование добычи подземных вод и общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков для собственных нужд
1. Не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, коптажи небольших размеров).
Это относится к использованию недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, фермерских участков с величиной предельного водозабора, не превышающей 30 м3/сут., садовых участков.
2. На все иные, не оговоренные в пункте 1 статьи 3 условия пользования недрами для добычи подземных пресных и (или) минеральных вод необходимо получение лицензии.
3. Лицензия на пользование недрами для геологического изучения и добычи подземных вод выдается Министерством природных ресурсов Российской Федерации или, по его поручению, ЗапСибРГЦ и органами исполнительной власти области.
4. Платежи за право пользования недрами для добычи подземных вод определяются в лицензии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5. Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению, без получения лицензии, осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе для обеспечения технологического цикла горного производства (строительство технологических дорог, зданий и сооружений, ведения закладочных работ, обустройство промплощадок и т.д.), на развитие базы социально-культурного и бытового назначения недропользователя в пределах принадлежащего ему или арендуемого им земельного участка без реализации на сторону, а также давальческой основе (обмен, бартер) каких-либо видов продукции или услуг.
6. При добыче полезных ископаемых, в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, при нарушении целостности поверхностного слоя площадью более 0,5 га пользователь недр обязан перед началом работ уведомить органы государственной власти района по месту ведения работ.
7. Не требуется получение лицензии при использовании грунта, песка из полосы отчуждения для строительства в ней любых коммуникаций глубиной не более 5 метров.
8. Пользователи недр, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых, в соответствии с пунктами 5 и 7 настоящей статьи, освобождаются от всех видов платежей за право пользования недрами.
9. Во всех иных случаях, не оговоренных в пунктах 5 и 7 настоящей статьи, пользователи недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых обязаны получить лицензию и осуществлять все виды платежей за право пользования недрами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тюменской области.
Размер платежей за право пользования недрами устанавливается при выдаче лицензии.
Отсутствие лицензии дает право специально уполномоченным государственным органам по охране природных ресурсов налагать штраф на пользователя недр в размере от 500 до 1000 минимальных окладов с возмещением ущерба, нанесенного природным ресурсам, и выдавать предписание о прекращении работ.
В случае неисполнения требований предписания или хищения ресурсов в особо крупных размерах пользователь привлекается к уголовной ответственности с конфискацией средств и имущества, приобретенных за счет незаконной эксплуатации недр, в установленном порядке.
Статья 4. Порядок согласования текста лицензионного соглашения на право пользования недрами с органами специальной компетенции
1. На основании действующих нормативно-правовых актов по недропользованию в Российской Федерации текст лицензионных соглашений подготавливается территориальным органом управления, фондом недр ЗапСибРГЦ и комитетом использования недр администрации области и перед выдачей недропользователю согласуется с областными органами социальной компетенции, представляющими Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, федеральную службу Госгортехнадзора, а в части добычи воды дополнительно - Комитет Российской Федерации по водному хозяйству и Федеральный комитет санэпидемнадзора.
2. На разных стадиях недропользования согласованию подлежат следующие вопросы:
а) с органами Федерального горного и промышленного надзора России:
- по условиям лицензии в части вопросов безопасного ведения работ и использования технических средств, предупреждающих нарушения состояния окружающей среды и недр на площади горного отвода, а также границ горного отвода при выполнении проектов (технических схем) разработки месторождений;
б) с органами Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды:
- по вопросам возможного воздействия разработки недр на окружающую среду (при экологической экспертизе проектов или технологических схем разработки месторождений в том числе согласовываются условия сброса подземных вод);
- по границам горных отводов для питьевых, минеральных лечебных вод и теплоэнергетических вод, используемых для горячего водоснабжения, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных;
- по возможности сброса сточных вод, образовавшихся после использования добытых подземных вод, в водные объекты;
в) с бассейновыми и территориальными органами Комитета Российской Федерации по водному хозяйству:
- по вопросам возможности добычи подземных вод и использования подземных вод питьевого качества для целей, не связанных с питьевым водоснабжением населения;
- по величине изменения поверхностного стока при планируемом отборе подземных вод;
- по возможности сброса сточных вод, образовавшихся после использования добытых подземных вод, в поверхностные водные объекты (кроме подземных вод питьевого назначения);
г) с органами Министерства здравоохранения Российской Федерации:
- по вопросам использования минеральных лечебных вод, полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также использования термальных минеральных лечебных вод для теплоснабжения;
д) с органами Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации:
- по вопросам пригодности питьевых, минеральных лечебных вод, полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также теплоэнергетических вод при их использовании для горячего водоснабжения;
- по возможности организации зоны санитарной охраны и границам горного отвода для перечисленных типов вод.
По объектам, передаваемым в пользование на основе проведенного конкурса (аукциона), согласование производится на предмет проверки включения в текст лицензионного соглашения обязательств недропользователя по охране окружающей природы и обеспечения безопасного ведения работ, а также правильного воспроизведения в тексте требований, вовлеченных органами специальной компетенции условий конкурса (аукциона).
Рекомендуемых изменения и дополнения вносятся территориальным органом управления фондом недр в текст лицензионного соглашения.
Согласование производится в срок не более 15 дней со дня поступления в орган специальной компетенции текста лицензионного соглашения и не сопровождается экспертным заключением.
По объектам, на которых уже ведется эксплуатация воды или добыча общераспространенных полезных ископаемых, но право пользования еще не оформлено лицензией, органы специальной компетенции вносят в текст лицензионного соглашения или прилагают к нему в качестве неотъемлемой части требования, которые недропользователь должен выполнить в указанные сроки.
Согласование производится в срок не более 15 дней со дня поступления в орган текста лицензионного соглашения.
Согласование по перечисленным выше вопросам проводится территориальным органом управления фондом недр.
Платежи за согласование не взимаются.
Согласование текста лицензионных соглашений не отменяет глубокую и тщательную экспертизу тех проектов на разработку месторождения полезных ископаемых, которые подготавливаются недропользователем после выдачи лицензии в сроки, указанные в лицензионном соглашении.
Согласование техпроектов производится недропользователем.
Оплата за экспертизу производится недропользователем согласно установленным нормам.
3. После полного согласования текста лицензионного соглашения лицензия вместе с лицензионным соглашением подписывается руководителем ЗапСибРГЦ, недропользователя и администрации области.
4. При наличии спорных вопросов (разногласий) при подготовке лицензионного соглашения и (или) при его согласовании спорные вопросы выносятся на рассмотрение постоянно действующей комиссии по недропользованию, создаваемой администрацией области, которая подготавливает рекомендации для органов, выдающих лицензию.
Статья 5. Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, аккумулируемых в бюджете области
1. Часть отчислений, в том числе все отчисления, производимые при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, по представлению ЗапСибРГЦ и комитета по использованию недр администрации области, направляются в бюджет области для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе научно-исследовательских и методических работ, работ по мониторингу геологической среды и информационного обеспечения органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления районов и городов.
2. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы поступают в бюджет администрации области и аккумулируются на счету комитета финансов администрации области.
3. Основанием для перечисления комитетом финансов денежных средств для проведения работ, связанных с воспроизводством минерально-сырьевой базы, является совместное решение комитета по использованию недр администрации области и ЗапСибРГЦ, утвержденное главой администрации области или его первым заместителем.
В случае разногласия по поводу совместного решения в отношении конкретных видов работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы вопрос выносится на рассмотрение у первого заместителя главы администрации области, где принимается окончательное решение.
В решении указываются вид и объем планируемых работ, объем ассигнований, предприятие, производящее работы, и его реквизиты.
4. Отчет о выполненной работе регистрируется в Тюменском территориальном геологическом фонде. Контроль за качеством выполняемых работ осуществляет комитет по использованию недр администрации области. Финансовый контроль осуществляет комитет финансов администрации области.
Статья 6. Порядок пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых
1. Общераспространенные полезные ископаемые - это природные скопления минералов в недрах, которые широко используются в данном регионе в целях производства строительных материалов с заданными свойствами, а также скопления торфа и сапропелей (перечень общераспространенных полезных ископаемых Тюменской области прилагается).
2. Основные положения порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых утверждены распоряжением главы администрации области "Об утверждении Положения о порядке получения лицензии на право пользования недрами месторождений общераспространенных полезных ископаемых и грунтов на территории области" от 1 сентября 1994 N 759.
3. Настоящий раздел уточняет и вносит поправки в существующий Порядок пользования недрами при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых с учетом выхода новых нормативно-правовых актов и практики лицензирования.
4. Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии и соответствующих приложений к ней. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течении установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий и требований.
5. Разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых без наличия лицензии не допускается и является основанием для закрытия добывающего производства органами соответствующей компетенции.
6. Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при наличии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативным источником сырья.
7. Месторождения общераспространенных полезных ископаемых, расположенных на территории одного муниципального образования, находятся в совместном ведении органов местного самоуправления муниципального образования и органов исполнительной власти области.
В компетенции органов местного самоуправления находится:
- установление совместно с органами исполнительной власти области правильного, наиболее выгодного с экономической точки зрения, использования месторождений и площадей залегания этих месторождений;
- решение вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических интересов населения территории, а также землепользователей;
- введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, природных зон, объектов промышленности, транспорта и связи, в случаях если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам;
- подписание лицензии и лицензионного соглашения.
В компетенции органов исполнительной власти области находится:
- установление совместно с органами местного самоуправления правильного, наиболее выгодного с экологической точки зрения использования месторождений и площадей залегания этих месторождений;
- правильное разделение месторождений на отдельные блоки (горные отводы), не допускающие при этом оставления не включенными в разработку участков недр, не пригодных для самостоятельной выработки;
- получение письменных обязательств от недропользователей о своевременном проведении ими необходимых, согласно правилам ведения безопасности горных работ, мероприятий по созданию и соблюдению нормальных и безопасных условий работы и о своевременном и правильном ведении макштейдерской документации горных работ;
- получение письменных обязательств от недропользователей в части выполнения условий, предъявляемых органами экологии и природопользования;
- контроль за использованием и охраной недр.
8. Органы местного самоуправления могут передавать свои полномочия органам исполнительной власти области, а органы исполнительной власти области могут передавать свои полномочия органам местного самоуправления по обоюдному согласию.
9. Месторождения общераспространенных полезных ископаемых, расположенных на территории двух и более муниципальных образований, находятся в ведении органов исполнительной власти области в пределах их полномочий.
По решению областной Думы отдельные месторождения общераспространенных полезных ископаемых, уникальные по составу минерального сырья и имеющие народно-хозяйственное значение для экономики области, передаются в ведение органов исполнительной власти области в пределах их полномочий.
10. Лицензия считается действительной при наличии подписей уполномоченных представителей органов местного самоуправления или администрации области, ЗапСибРГЦ, пользователя недр и согласования государственных органов горного надзора, охраны окружающей среды и природных ресурсов.
11. Лицензия и лицензионное соглашение оформляются в трех экземплярах. Один экземпляр передается пользователю недр, второй - в комитет по использованию недр администрации области и третий - в территориальные геологические фонды ЗапСибРГЦ.
12. В случае поступления двух и более заявок для получения права пользования недрами одного месторождения органы местного самоуправления, администрация области и ЗапСибРГЦ рассматривают вопрос возможности представления нескольких лицензий на разработку месторождения, согласовывая заявителем границы отводов, удовлетворяющих заявленную потребность.
Если в процессе рассмотрения выясняется невозможность удовлетворения заявителей или запасы не удовлетворяют потребности, получатель лицензии определяется путем проведения конкурса или аукциона.
Статья 7. Порядок выплаты денежных вознаграждений за выявление месторождений общераспространенных полезных ископаемых
1. За открытие и разведку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых признаны промышленно-ценными, устанавливается:
а) государственное денежное вознаграждение;
б) поощрительное денежное вознаграждение.
Размер государственного денежного вознаграждения устанавливается в размере до 0,5% от прибыли, которая согласно утвержденному в установленном порядке технико-экономическому обоснованию, может быть получена в результате разработки выявленных запасов полезных ископаемых.
Государственное денежное вознаграждение выдается гражданам Российской Федерации:
- лично открывшим и (или) разведавшим выявленное месторождение;
- принимавшим непосредственное участие в работах по геологическому изучению недр, приведшему к открытию новых месторождений.
Размер государственного денежного вознаграждения, выдаваемого одному лицу, не может превышать 300-кратного минимального месячного размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.
Размер поощрительного денежного вознаграждения устанавливается до 100-кратного минимального месячного размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.
Поощрительное денежное вознаграждение выдается гражданам Российской Федерации, выявившим признаки выявившим месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
2. Решение о назначении и выплате государственных и поощрительных премий принимается комитетом по использованию недр администрации области совместно с ЗапСибРГЦ.
В решении указывается месторождение, по которому предусматривается выплата вознаграждения, сумма выплаты конкретно по каждому работнику или группе лиц, участвующих в открытии и (или) разведке месторождения.
Решение представляется на утверждение главе администрации Тюменской области или его первому заместителю. После утверждения решения подготавливается соответствующее распоряжение (постановление) администрации области, которое является основанием для выплаты денежного вознаграждения.
3. Выплата вознаграждения осуществляется за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающихся в бюджете области.
Председатель Тюменской
областной Думы |
Н.П.Барышников |
Глава администрации
Тюменской области |
Л.Ю.Рокецкий |
г.Тюмень
4 ноября 1996 г.
N 52
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.