Текст Положения настоящего распоряжения в редакции от 9 февраля 1999 г.
Положение о порядке размещении и распространения
наружной рекламы в г. Тюмени.
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом "О рекламе" и Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения наружной рекламы на рынках товаров, работ и услуг (далее - рекламной деятельности) в городе Тюмени. Положение определяет порядок выдачи разрешений на распространение наружной рекламы, порядок взимания платы за выдачу разрешений, регламентирует связанную с использованием городской территории, зданий и сооружений рекламную и декоративно-оформительскую деятельность хозяйствующих субъектов, конкретизирует архитектурно-технические требования к определенным видам наружной рекламы, устанавливает ограничения на содержание рекламы и места ее размещения.
2. Понятия. Термины. Определения
2.1. Наружная реклама - плакаты, стенды, световые табло, иные технические средства стабильного территориального размещения, содержащие информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламную информацию), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к зтим товарам, идеям и начинаниям у физических и юридических лиц, а также способствовать их реализации.
2.2. Социальная реклама - реклама, представляющая общественные и государственные интересы и направленная на достижение благотворительных целей. В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и частные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
2.3. Рекламодатель - юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы.
2.4. Рекламопроизводитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.
2.5. Рекламораспространитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств и иными способами.
2.6. Рекламное место - земельный участок, поверхность зданий, сооружений, иных объектов, используемая для размещения на ней средств наружной рекламы.
2.7. Средства наружной рекламы - различного типа носители рекламных сообщений, размещенные в городской среде. Типы средств наружной рекламы различаются по форме, объему и месту положения. Средства информации имеют функциональное предназначение, а также используются для декоративного оформления учреждений, организаций, предприятий и объектов потребительского рынка и услуг в г. Тюмени.
2.7.1. Типы средств наружной рекламы.
2.7.1.1. Крышные установки - различного рода объемные или плоскостные установки, расположенные полностью или частично выше уровня карниза здания или на крыше.
2.7.1.2. Отдельно стоящие щитовые установки - двухсторонние, или односторонние (плоскостные или объемные) конструкции, установленные на газонах, грунте, асфальте.
2.7.1.3. Щитовые установки, размещаемые на временных или постоянных ограждениях.
2.7.1.4. Брандмауэрные панно - конструкции, размещаемые на стенах зданий и сооружений.
2.7.1.5. Установки в виде объемно-пространственных конструкций.
2.7.1.6. Кронштейны, устанавливаемые на опорах городского освещения, на отдельно стоящих стойках, на стенах зданий.
2.7.1.7. Транспаранты-перетяжки через проезжую часть улиц, выполняемые на мягкой основе.
2.7.1.8. Щитовые конструкции над проезжей частью дорог, на мостах.
2.7.1.9. Конструкции для размещения рекламных сообщений, устанавливаемые в витринах, предприятия сферы услуг, содержащие информацию не по профилю данного предприятия.
2.7.1.10. Конструкции, устанавливаемые на остановочных павильонах общественного транспорта.
2.7.1.11. Проекционные установки для воспроизведения рекламных сообщений на плоскостях стен.
2.7.1.12. Вывески и кронштейны на предприятиях потребительского рынка и услуг и других организациях по обслуживанию населения, предназначенные для размещения информации или товарных знаков, не относящихся непосредственно к данному предприятию (в том числе информации, не предусмотренной Законом Российской Федерации "О защите прав потребителя").
2.7.1.13. Флаги фирм.
2.7.1.14. Нетрадиционные средства рекл амы (воздушные шары, аэростаты, скамейки и др.) с рекламными надписями.
2.7.2. Средства информации на предприятиях, учреждениях, организациях и объектах потребительского рынка и услуг.
2.7.2.1. Вывески, кронштейны, маркизы и таблички, устанавливаемые над помещениями, находящимися в собственности или аренде предприятий сферы услуг и прочих организаций и содержащие информацию, определенную Законом Российской Федерации "О защите прав потребителя", говорящие о профиле предприятия, его собственном названии, если оно есть, форме организационной деятельности и режиме работы. Наличие прочей текстовой информации рассматривается как реклама.
2.7.2.2. Учрежденческие доски.
2.7.2.3. Различного вида средства информации, размещаемые в витринах, и содержащие сведения, изобразительные элементы по профилю редприятия, учреждения.
2.7.2.4. Временные выносные средства информации, эксплуатируются, как правило, во время работы предприятия и содержат дополнительные сведения о месте его нахождения или (и) предполагаемых товарах и услугах.
2.7.2.5. Указатели - элементы прилегающей к организациям территории, содержащие сведения о месте нахождения организаций (объектов).
2.7.2.6. Плакаты, листовки, ярлыки, этикетки, наклейки и иная печатная продукция, расклеиваемая в специально отведенных местах.
2.8. Настоящее положение не распространяется на политическую рекламу, на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, а также на информационные таблички функционального и справочного характера, содержащие сведения, определенные Законом РФ "О защите прав потребителей", доводящие до сведения потребителя наименование организации, виды деятельности, режим ее работы, размещенные на объекте, находящимся в пользовании данной организации.
3. Органы управления и контроля
3.1. Земельный комитет г. Тюмени (далее Комитет):
- разрабатывает и представляет на утверждение органов местного самоуправления проекты нормативных документов в сфере рекламы;
- осуществляет регистрацию средств наружной рекламы;
- заключает с рекламодателями и рекламораспространителями договоры на размещение наружной рекламы;
- осуществляет контроль за соответствием рекламной деятельности на территории города требованиям настоящего Положения. Направляет в Тюменское территориальное управление ГАК России информацию о нарушениях рекламодателями, рекламопроизводителями Закона РФ "О рекламе".
- участвует в разработке н реализации городских программ по комплексному художественному и рекламному оформлению города;
- привлекает в установленном порядке к ответственности рекламопроизводителей и рекламодателей, нарушающих земельное законодательство при размещении средств наружной рекламы.
3.2. Комитет по архитектуре и градостроительству:
- осуществляет общее градостроительное и архитектурно-художественное руководство, экспертизу проектов средств рекламного и информационно-художественного оформления и их привязок к городской среде.
- согласовывает места размещения наружной рекламы в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящего Положения.
3.3. Управление по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг контролирует наличие необходимой для потребителя информации на предприятиях потребительского рынка и услуг, внешний вид витрин и вывесок, координирует работу по оформлению предприятий потребительского рынка и услуг в соответствии с городскими программами.
3.4. Территориальное управление административного округа:
- при необходимости согласовывает места размещения наружной рекламы в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящего Положения;
- осуществляют контроль за содержан информации и прилегающих к месту их размещении территорий;
- участвует в мероприятиях по демонтажу средств наружной рекламы, размещенных в нарушение настоящего Положения;
- на основании действующего законодательства ходатайствует о привлечении к ответственности нарушителей, выявленных при распространении рекламы, или через свои административные комиссии выносят решения о взыскании штрафа.
3.5. Государственная инспекция безопасности дорожного движения согласовывает заявки на распространение и размещение рекламных средств в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящего Положения.
3.6. Городские организации: АП "Тюменская горэлектросеть", МП "Водоканал", ТМУП "Городские теплосети", ОАО "Межрайгаз", Тюменская городская телефонная сеть, комитет по лесопарковому хозяйству при необходимости проводят техническую экспертизу и согласование средств наружной рекламы и мест их размещения.
3.7. Государственный контроль в области рекламы осуществляет Тюменское территориальное управление ГАК России и органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с законодательством РФ осуществлять в пределах своей компетенции функции по защите прав потребителей.
4. Требования, предъявляемые к средствам наружной рекламы и информации
4.1.Общие требования к распространению наружной рекламы.
Материалы, используемые при изготовлении всех типов средств наружного оформления города, должны отвечать современным требованиям качества. Их монтаж должен проводиться без отклонений от утвержденной проектной документации. Конструкции должны содержаться в порядке. Все средства рекламы должны иметь подсвет рекламного изображения в темное время суток.
Разработка технической документации и монтаж конструкций должны выполняться специалистами, имеющими соответствующие разрешения. Ответственность за монтаж и эксплуатацию конструкций несет владелец средства рекламы и информации.
Все средства рекламы должны иметь маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона. Все средства наружной рекламы и информации не должны создавать помех для прохода пешеходов и уборки улиц и тротуаров. При их монтаже и эксплуатации должны соблюдаться требования техники безопасности.
Средства наружной рекламы не могут эксплуатироваться без размещенного на них изображения.
4.2. Крышные установки.
Установки, как правило, выполняются с применением газосветных и волоконно-оптических элементов или с внутренним подсветом в виде электронных табло и др. Размещение крышных установок требует предварительной экспертизы технических служб. Возможность размещения определяется по согласованию с Комитетом по архитектуре и градостроительству отдельно по каждому конкретному месту.
Заявки на размещение крышной установки принимаются только при наличии эскизного проекта, выполненного для конкретного заказчика.
4.3. Отдельно стоящие щитовые установки.
Отдельно стоящая щитовая реклама может размещаться на установках с капитальным фундаментным основанием на конкретном месте, определяемом Комитетом по архитектуре и градостроительству города согласно архитектурно-планировочного задания (АПЗ) или на основе утвержденных в установленном порядке концепций, а также на мобильных, быстро монтируемых (демонтируемых) установках без нарушения поверхностного слоя земли в местах, определяемых Земельным комитетом г. Тюмени.
Установки выполняются в двухстороннем (одностороннем) варианте.
Фундаментные основания должны заглубляться, а на месте установки проводятся работы по восстановлению зеленого покрова. Допускается решение фундамента и оснований мобильных установок в виде цветников или скамеек. На улицах и площадях города применяются щитовые рекламные установки следующих размеров: 1,2х1,8 м; 2хЗ м; 3х4 м; 3х6 м при высоте верхней точки рекламоносителя от земли не более 5,5м. На улице Профсоюзная (от моста до ул. Дружбы), ул. Широтная, окружной дороге и других отдельных местах допускаются рекламные установки больших размеров, как в горизонтальном, так и в вертикальном исполнении.
Щитовые отдельно стоящие установки не могут эксплуатироваться без рекламного изображения более одного месяца. В это время рекламная поверхность должна быть закрыта тканью (щитами) светлых тонов.
4.4. Брандмауэрные панно.
Наряду с конструкциями, выполненными по индивидуальным проектам, учитывающим архитектурные особенности зданий и сооружений, возможно применение типовых настенных щитов стандартных размеров (3х6; Зх4; 3х5) со сменными изображениями.
Возможность размещения конструкций определяется по согласованию с Комитетом по архитектуре и градостроительству города по каждому конкретному месту.
4.5. Щитовые рекламные конструкции, размещаемые на временных ограждениях строительных площадок.
Места размещения определяются в каждом конкретном случае. Необходимым условием для размещении является единство рекламоносителя и ограждения, обеспечивающее цельность восприятия сооружения.
Крепление рекламных конструкций производится с учетом конструктивных особенностей ограждения.
Рекламное оформление может быть размещено на строительных ограждениях щитами, мягкой сплошной лентой на высоте не менее 0,3 м от земли. Высота щитов не должна превышать несущих злементов ограждения более чем 1\2 их высоты.
4.6. Установки в виде объемно-пространственных конструкций.
Выполняются исключительно по индивидуальным проектам, исходя из особенностей места расположения рекламного средства.
Предназначены для размещения на них рекламных или иных плакатов, используется в пешеходных зонах улиц и площадей, на территориях парков, на разделительных полосах магистралей.
К конструкциям, располагаемым непосредственно в пешеходной зоне, к их техническому и эстетическому уровню предъявляются повышенные требования, плакаты рекомендуются защищать стеклом или прозрачной пленкой. Установки могут иметь внутренний или внешний подсвет.
На одной улице, как правило, используются конструкции только одного типа.
4.7. Кронштейны.
Устанавливаются на мачтах-опорах освещения и на отдельных стойках.
Кронштейны, устанавливаемые на мачтах-опорах, должны располагаться на высоте 4 м от поверхности земли до нижнего края кронштейна в сторону тротуаров.
Установлены следующие типовые размеры для кронштейнов, размещенных на опорах освещения:
- для крупных магистралей, проспектов, площадей: 1,2х1,8м и 1,5х1м (в вертикальном исполнении);
- для других улиц: 1х0,7м (в вертикальном исполнении).
Не допускается размещение на одной опоре более одного кронштейна.
Расстояние между кронштейнами, расположенными на мачтах-опорах освещения, должно быть не менее 40м.
Размещение кронштейнов на отдельных стойках определяется в каждом конкретном случае в зависимости от места размещения рекламного средства.
Не допускается установка односторонних кронштейнов. В случае если оборотная сторона кронштейна не используется, рекламная фирма обязана заполнить ее городской символикой или социальным плакатом.
4.8. Транспаранты-перетяжки выполняются на мягкой основе (ткань, пленки и т.д.) с рекламным сообщением, являются кратковременным видом рекламы. Несущие нити транспарантов-перетяжек и само полотнище должны быть выполнены из достаточно прочных материалов и обеспечить надежное размещение рекламы. В случае порывов полотнища обрыв несущих нитей транспарант-перетяжка должна быть немедленно демонтирована.
4.9. Флаги фирм.
Флаги фирм с их символикой могут быть вывешены постоянно.
4.10. Щитовые конструкции над проезжей должны соответствовать требованиям ГИБДД.
4.11. Конструкции, устанавливаемые на остановочных павильонах.
Конструкции должны быть выполнены с внутренним подсветом и гармонировать с архитектурным обликом павильона.
4.12. Проекционные установки для воспроизведения рекламных сообщений на плоскости стен.
Проецируемые изображения не должны ослеплять водителей транспортных средств. Технические характеристики оборудования должны соответствовать санитарным нормам.
4.13. Кронштейны-указатели.
Должны быть выполнены в двухстороннем объемном варианте, как правило, иметь внутренний подсвет и площадь, не превышающую 1,5 кв.м.
Размещение на зданиях кронштейнов-указателей предприятий сферы услуг, а также фирм и организаций, как правило, не допускается. В исключительных случаях, когда предприятие находится вне прямой видимости с улицы (дороги) и позволяют архитектурные особенности здания, возможна установка указателя в виде кронштейна. Использование-табличек и стрелок указателей на фасадах зданий недопустимо.
5. Вывески и кронштейны
Вывески и кронштейны, устанавливаемые на фасаде предприятий потребительского рынка и услуг и других предприятиях, учреждениях, организациях.
5.1. Вывески, кронштейны, маркизы и таблички, устанавливаемые над помещениями предприятий сферы услуг и прочих организаций.
Вывески, кронштейны, маркизы, а также витрины, оформленные по профилю работы предприятия, выполняются по индивидуальным и типовым проектам с привязкой к конкретным архитектурным объектам и требуют обязательной регистрации.
Все виды вывесок и кронштейнов размещаются непосредственно над помещением, занимаемым предприятием.
Вывески могут быть выполнены в виде плоскостных элементов, крышных установок (если все здание принадлежит данному предприятию) и в виде кронштейнов. Художественно-информационное оформление предприятий сферы услуг и других организаций может быть выполнено с применением всех вышеперечисленных средств информации.
На фасадной вывеске и (или) кронштейне должны быть тексты, раскрывающие профиль предприятия и его собственное наименование, если оно есть.
На табличках, остеклением входных дверей или в витринах указываются форма организации деятельности предприятия, режим его работы и юридический адрес. Наличие прочей информации рассматривается как реклама.
Тексты вывесок российских предприятий, компаний, объединений и организаций должны быть выполнены на русском языке в обязательном порядке.
Тексты вывесок совместных с иностранными и иностранных предприятий, компаний, объединений и организаций, раскрывающие профиль предприятия, должны быть выполнены на русском языке, а в случае, если указанные предприятия имеют зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки, логотипы и знаки обслуживания в латинском или любом другом, кроме русского, написании, они могут (при предъявлении соответствующего документа о регистрации в установленном порядке) быть дополнительно выполнены в оригинальном виде. При этом высота и ширина букв в написании любых текстов, выполненных не на русском языке, должно быть, как минимум, в два раза меньше по отношению к основному русскому написанию. Количество и методы реализации изображений товарных знаков и логотипов на иностранном языке не должны доминировать над текстом на русском языке. Дополнительные иностранные тексты могут размещаться только в витринах и иметь высоту шрифта не более 10 см. Указанные тексты не могут занимать более 10% площади витрины и должны иметь поясняющий текст на русском языке.
Недопустимо размещение на вывесках и кронштейнах иностранных названий в написании русскими буквами за исключением случаев, когда товарный знак, логотип или знак обслуживания фирмы зарегистрирован в этом написании. Запрещается использовать товарные знаки, логотипы и знаки обслуживания в текстах вывесок и кронштейнов без соответствующих разрешений их владельцев.
5.1.1. Вывески.
Вывеска должна располагаться на фасаде предприятия (где расположена витрина и вход) между оконными проемами или витринами первого этажа и оконными проемами второго этажа.
Нижний край вывески не должны находиться ниже 2,5 м над уровнем земли. Вывеска не должна выступать выше уровня низа оконных проемов второго этажа.
Вывеска не должна выступать более 1\6 части фасада здания.
Высота букв текста должна быть не более 0,8 м и не менее 0,1 м.
Вывески должны быть подсвечены в вечернее время индивидуальным внутренними или внешними источниками света.
5.1.2. Кронштейны.
Кронштейн должен размещаться на одном уровне с вывеской предприятия.
Не должен иметь мигающих источников света. Не допускается более одного кронштейна, перпендикулярного к вывеске, если длина фасада предприятия, для которого предназначены кронштейн или вывеска, менее 20 м. Если длина фасада предприятия превышает 20 м, разрешается устанавливать дополнительные кронштейны (по одному на каждые 15 м длины фасада).
Нижний край кронштейна не должен находиться ниже 2,5 м от земли.
Кронштейн не должен полностью или частично располагаться выше уровня нижнего края оконных проемов второго этажа.
Толщина кронштейна должна быть не менее 5 см и не более 20 см.
Кронштейн должен иметь ширину и высоту не более 1,3 м.
5.1.3. Маркизы.
Выполняются в виде козырьков и навесов на мягкой или жесткой основе и размещаются над витринами и входами в предприятия, устанавливаются для размещения текстовой информации и декоративного оформления.
Требования к текстам аналогичны требованиям, предъявляемым к вывескам и кронштейнам.
5.1.4. Информационные таблички.
Каждое предприятие должно иметь информационную табличку, одну или несколько, по количеству входов в предприятие для населения.
На табличке должна быть указана информация по работе предприятия, в том числе:
- полное зарегистрированное (юридическое) название предприятия;
- форма собственности;
- режим работы данного предприятия;
- дополнительная информация (в случае необходимости).
Информационные таблички должны размещаться рядом с входом в предприятие, либо непосредственно на двери входа.
Таблички должны размещаться на такой высоте и в таком месте, чтобы их хорошо видели посетители.
Табличка должна иметь площадь не более 1 кв.м и не менее 0,3 кв.м. Таблички могут быть заменены на надписи на стекле витрины, входной двери и др. Минимальная высота букв на табличках и надписях не должна быть меньше 2 см.
5.2. Учрежденческие доски.
Размещаются при входе в различные организации, как правило, выполняются из долговечных материалов. Площадь учрежденческих досок не должна превышать 1,5 кв.м.
5.3. Витрины.
Витрины предприятия потребительского рынка и услуг и других организаций должны в обязательном порядке подсвечиваться в темное время суток
Витрины должны быть оформлены товарной продукцией, раскрывающей профиль данного предприятия, соответствующей его фирменному названию и предлагаемой для реализации в данном учреждении. Товары или носители информации, выставленные в витринах, должны, как правило, представлять профиль данного предприятия или соответствовать его фирменному названию. В витринах разрешается размещать любую информацию о реализуемых товарах и представляемых услугах, при этом информация о доминирующей по количеству и объему (более 70 %).
Информация не по основному профилю предприятия рассматривается как реклама.
Информацию в витринах, представленную в виде текстов, имеющих отношение к профилю предприятия или ассортименту товаров или услуг, можно наносить как на плоскости стекла витрины, так и в любой части витринного проема, при этом высота текстов не должна быть больше 0,8 м.
В витринах предприятий разрешается размещать праздничную информацию, приуроченную к общегосударственным или городским праздникам, мероприятиям.
5.4. Временные выносные средства информации.
Выносятся в пешеходную зону только в часы работы предприятия и устанавливаются на тротуаре или газоне.
Должны отражать профиль данного предприятия. Площадь средства выносной информации не должна превышать 2 кв.м для одной стороны.
Размещаются средства в пределах 1,5 кв.м от фасада здания и не должны мешать пешеходам.
Не допускается установка выносной рекламы при ширине пешеходной зоны менее 2 м.
Не допускается установка на фасадах зданий щитов или панелей с ассортиментом товаров или услуг.
5.5. Конструкции с городской и окружной информацией и символикой.
Отдельно стоящие и навесные конструкции различной конфигурации, устанавливаемые при выездах в город, на территорию округа, несущие информацию по городской топонимике (названия, карты, схемы, эмблемы и др.), выполняются, как правило, по индивидуальным проектам.
6. Эксплуатация средств рекламы и информационно-художественного оформления
6.1. Предприятие, организация, учреждение (далее - предприятие) на чье имя было зарегистрировано средство рекламы и(или) информационно-художественное оформление, осуществляет эксплуатацию и поддерживают его в исправном состоянии с соблюдением норм техники безопасности. Предприятие несет ответственность за любые нарушения правил безопасности и возникшие в связи с этим неисправности и аварийные ситуации.
6.2. Предприятие обязано осуществить демонтаж в случае прекращения эксплуатации средства наружной рекламы, а также устранить все дефекты, возникшие в связи с его эксплуатацией.
6.3. Предприятие обязано выполнить все предписания городских организаций, связанные с необходимостью устранения недостатков в техническом состоянии и внешнем виде средств наружной рекламы, а также по досрочному его демонтажу.
7. Технические нормы и требования по безопасности монтажа и обслуживания средств наружной рекламы и информации
Настоящие технические нормы и требования по безопасности монтажа и обслуживания средств наружной рекламы и информации являются основным руководством для рекламораспространителей при выполнении указанных работ.
Основными частями средств наружной рекламы и информации являются:
- несущие металлоконструкции и монтажно-установочные изделия;
- декоративно-оформительские изделия;
- источники света (газосветные лампы, люминисцентные лампы, лампы накаливания, прожектора и др.);
- низковольтная сеть;
- высоковольтная сеть с газосветными трансформаторами;
- аппаратура автоматического включения и выключения;
- аппаратура отключения при превышении тока утечки;
- программные переключатели;
- устройства для обеспечения безопасности обслуживания;
- устройства для защиты средств наружной рекламы от механических повреждений;
Средства наружной рекламы должны быть обеспечены проектной документацией, согласованной с Комитетом по архитектуре и градостроительству города.
Строительно-монтажные и электромонтажные работы по установке рекламных средств производится при наличии:
- согласованной в установленном порядке проектной документации;
- паспорта рекламного места;
- разрешения на производство земляных работ;
- разрешения на подключение к источнику электроснабжения.
Рекламная установка принимается в эксплуатацию комиссией по предъявлению подрядной организацией исполнительной документации:
- акты на скрытые работы;
- протокола замера сопротивления изоляции.
Средства наружной рекламы, подключаемые к электросети должны соответствовать требованиям "Правил устройства электроустановок". Их эксплуатация должна проводиться в соответствии с "Правилами эксплуатации электроустановок потребителей", "Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок".
Для линии должна предусматриваться защита от сверхтока и токов утечки (УЗО).
8. Требования государственной инспекции безопасности дорожного движения Тюменской области к размещению рекламы, средств наружной рекламы и информации на территории г. Тюмени
8.1. Запрещается распространение рекламы, затрудняющей оценку реальной дорожно-транспортной обстановки и имеющей сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создающей впечатление нахождения на дороге пешеходов, транспортных средств, животных или других предметов.
8.2. Средства наружной рекламы и информации не должны:
- ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения или мешать их восприятию участниками движения;
- вызывать ослепление участников движения светом, в том числе отраженным;
- при расположении на пролетных строениях инженерных сооружений, уменьшать их габариты.
Реклама должна располагаться таким образом, чтобы для ее восприятия пешеходы не были вынуждены выходить на проезжую часть улиц и дорог.
Не допускается размещение рекламы и средств наружной рекламы и информации;
- на дорогах загородного типа ближе 3,0 м от бровки земляного полотна дороги (исключения составляют информационно-сервисные рекламные знаки индивидуального проектирования) и ближе 1,0 м на дорогах с бортовым камнем;
- на разделительной полосе, если расстояние от края рекламой конструкции до края проезжей части составляет менее
- на одной опоре с дорожными знаками и светофорами, и в створе с ними;
- на аварийно-опасных участках дорог;
- на железнодорожных переездах и ближе 50 м от них;
- ближе 50 м от остановок общественного транспорта и в зоне остановок (кроме случаев размещения рекламы непосредственно в павильоне);
- на участках улиц и дорог с продольным уклоном более 4%;
- на участках автомобильных дорог с высотой насыпи земляного полотна более 2,0 м (кроме случаев размещения рекламы на бермах);
- ближе 150 м от пешеходных переходов и перекрестков на дорогах вне населенных пунктов и ближе 40 м от пешеходных переходов и перекрестков в городе и в зоне наземного пешеходного перехода;
- на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м в населенных пунктах на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м;
- ближе 40 м от лестничных сходов подземных и надземных пешеходных переходов (в сторону схода);
- в пределах треугольников видимости "транспорт-транспорт" и "транспорт-пешеход", определяемых в соответствии с действующими стандартами и нормативными актами.
8.3. При расположении рекламных средств на разделительной полосе при отсутствии бортового камня, если расстояние от края проезжей части до края рекламной конструкции равно или менее 4,0 м должны устанавливаться дорожные ограждения первой группы, предотвращающие наезд автотранспорта на рекламную конструкцию в соответствии с действующим ГОСТом.
8.4. Анкерное основание опор рекламных средств не должно выступать над уровнем земли более чем на 20 мм.
8.5. Не допускается, как правило, использование рекламного изображения, включающего в себя движущиеся элементы, особенно в случае, если вся рекламная информация не появляется целиком в одно время и тем самым увеличивается время ее прочтения участниками дорожного движения.
8.6. Расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее:
- для улиц и дорог с разрешенной скоростью движения более 60 км/ч:
- для форматов общей площадью более: 18 кв.м - 200 м
6 кв.м - 100 м
2 кв.м - 50 м
- для улиц и дорог с разрешенной скоростью движения 60 км/ч и менее:
- для форматов общей площадью более: 18 кв.м - 100 м
6 кв.м - 50 м
2 кв.м - 25 м
8.7. Расстояние от нижнего края рекламного щита до поверхности дорожного покрытия автомобильных дорог должно быть не менее 2,5 м, при установке сбоку от дороги, и не менее 4,0 м при установке на осветительных мачтах и опорах контактной сети, а при установке над проезжей частью дороги не менее 5-ти метров.
8.8. Для освещения рекламных объектов могут быть использованы световые приборы промышленного изготовления, обеспечивающие выполнение требований электро- и пожаробезопасности. Крепление светового прибора должно обеспечивать его надежное соединение с рекламной конструкцией и выдерживать ветровую и снеговую нагрузку, вибрационные и ударные воздействия.
8.9. При размещении средств наружной рекламы учитываются удобство содержания автомобильных дорог и улиц, возможность внедрения средств регулирования организации дорожного движения и их эксплуатации.
8.10. Стойки рекламных средств могут быть изготовлены из различных материалов, обеспечивающих высокий уровень безопасности при наездах и достаточную устойчивость при ветровой нагрузке и эксплуатации.
8.11. Расстояние между двумя соседними средствами наружной рекламы и информации для одного направления движения должно быть не менее 150 м, при их установке сбоку от дороги (улицы), и не менее 40 м, при расположении на осветительных мачтах и опорах контактной сети.
8.12. Рекламные конструкции, установленные с нарушением настоящих требований, но ранее согласованные с ГИБДД Тюменской области, подлежат демонтажу по окончании срока действия ранее заключенного договора.
Информационно-сервисные знаки индивидуального проектирования применяются на автомобильных дорогах и улицах городов для информирования пользователей дорог о расположении на их пути объектов сервиса различных форм собственности.
К объектам сервиса, которые могут быть обозначены информационными знаками, следует относить любые объекты узкого профиля, предназначенные для обслуживания участников движения (закусочные, предприятия по ремонту шин, карбюраторов, амортизаторов, магазины запасных частей и т.п.).
Решение о применении информационных знаков принимается с учетом разработанной дислокации дорожных знаков или ее пересмотре в соответствии с "Порядком разработки и утверждения дислокаций дорожных знаков на автомобильные дороги".
8.13. В настоящее требования ГИБДД Тюменской области могут быть внесены изменения в соответствии с изменениями, вносимыми во "Временные требования к размещению рекламы на автомобильных дорогах и улицах по условиям обеспечения безопасности дорожного движения в г. Тюмени".
Информационные знаки должны иметь ширину 1000 мм, и высоту 1500 мм, желтый цвет основного фона и черный (контрастирующий) - символов и надписей; с внутренним (внешним) освещением или светоотражающей поверхностью.
Рекомендуется устанавливать однообразные для всего региона символы и надписи на информационных знаках для объектов сервиса со сходным перечнем услуг, для восприятия которых водителям требуется минимальное время.
Рекламные знаки устанавливаются в соответствии с требованиями ГОСТа 23457-86. При этом установка предварительных информационно-сервисных знаков не является обязательной.
Информационные знаки не могут размещаться в одном створе с дорожными знаками, а также ограничивать их видимость или мешать их восприятию водителями транспортных средств и пешеходами.
Необходимо учитывать удобство содержания дороги, а также исключение возможности случайных их повреждений транспортными средствами.
Рекомендуется, чтобы стойки рекламных знаков были выполнены из того же материала и имели одинаковую форму со стойками дорожных знаков.
8.14. При размещении наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог, рекламораспространитель обязан получить разрешение у начальника автомобильной дороги в соответствии действующей инструкцией.
9. Требования к светотехническому оборудованию рекламных объектов и размещению средств наружной рекламы на опорах освещения, опорах контактной сети троллейбусов.
9.1. Для освещения рекламных объектов должны использоваться световые приборы промышленного изготовления, обеспечивающие выполнение электро- и пожаробезопасности.
Источники света, используемые для целей освещения рекламных объектов, должны обладать высокой световой отдачей и эксплуатироваться в широком диапазоне температур.
Вынос кронштейнов для крепления световых приборов должен быть не менее 0,8 м от освещаемой поверхности.
Крепление светового прибора должно обеспечивать его надежное соединение с рекламной установкой и выдерживать ветровую, снеговую нагрузки, случайные вибрационные и ударные воздействия
Световые приборы рекламных объектов не должны оказывать слепящего действия на водителей транспортных средств и пешеходов, находящихся на проезжей части улицы.
Монтаж, эксплуатация и обслуживание свето-технического оборудования осуществляется подготовленным персоналом владельцев рекламных или специалистами МП "Тюменьгорсвет", троллейбусного управления.
9.2. При размещении средств наружной рекламы на световых опорах МП "Тюменьгорсвет" необходимо руководствоваться требованиями "Правил устройства электроустановок", "Техническими условиями на проектирование наружного освещения г. Тюмени", СНиП "Электрические устройства. Правила производства и приемки работ", Техническими условиями МП "Тюменьгорсвет".
Размещение средств наружной рекламы на опорах может быть произведено только после экспертизы технического состояния опор, специалистами МП "Тюменьгорсвет", а подключение при наличии резерва мощности.
Средства наружной рекламы, подключаемые к электросети, должны соответствовать требованиям "Правил устройства электроустановок". Их эксплуатация должна проводиться в соответствии с "Правилами эксплуатации электроустановок потребителей", "Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок". Рекламные установки должны быть оборудованы аппаратами автоматической защиты от коротких замыканий, перегрузки и токов утечки, превышающих 30 мА.
Коэффициент мощности установки не должен быть ниже 0,85.
Подключение установки к электросетям производят специалисты МП "Тюменьгорсвет", в присутствии владельца установки после заключения договора на отпуск электроэнергии.
В соответствии с действующим "Положением" владелец рекламного средства должен иметь подготовленный и аттестованный персонал для обслуживания электроустановок и должен представить в МП "Тюменьгорсвет":
- выписку из приказа по предприятию (организации) "О назначении лица, ответственного за электрохозяйство";
- список лиц, имеющих право вести оперативные переговоры;
- список лиц, допущенных к производству работ на электроустановках, подключенных к сетям МП "Тюменьгорсвет".
Лица, допущенные к производству работ, должны пройти инструктаж по технике безопасности и специфике работ в МП "Тюменьгорсвет".
9.3. Размещение средств наружной рекламы на опорах контактной сети Тюменского муниципального троллейбусного управления.
Опоры контактной сети троллейбуса, на которых планируется закрепить средства наружной рекламы, должны иметь несущую способность, допускающую нагрузку от рекламных конструкций.
Опоры контактной сети, загруженные кроме сети троллейбуса выводами кабелей постоянного тока 600 вольт, не должны иметь средств наружной рекламы.
На опорах не допускается крепление трассовых систем, пересекающих линии троллейбуса для использования в рекламных целях.
Не допускается использование действующей системы подвесок контактной сети для размещения на них средств наружной рекламы.
На опорах контактной сети средства наружной рекламы должны размещаться со стороны пешеходной зоны.
Запрещается установка средств наружной рекламы на кабельных трассах и в охранной зоне кабелей.
В дополнение к требованиям необходимо:
- электрическая изоляция электрических целей и электрического оборудования средств наружной рекламы на 220 вольт должна иметь электрическую прочность не ниже, чем на 1000 вольт;
- средства наружной рекламы не должны перемыкать изоляцию кронштейна контактной сети от опоры;
- средства наружной рекламы на опорах не должны мешать монтажу, эксплуатации и ремонту устройств контактной сети, расположенных на опорах;
- не разрешается монтаж рекламного оборудования на опорах, отработавших свой технический ресурс (легких, ослабленных).
10. Порядок оформления документации на право распространения наружной рекламы и средств ее размещения
10.1. Общие требования.
10.1.1. Распространение наружной рекламы на территории г. Тюмени допускается только при наличии разрешения (Приложение 1), выдаваемого Земельным комитетом (отделом рекламы) и при необходимости другой соответствующей документации, предусмотренной настоящим Положением.
10.1.2. Юридическое или физическое лицо, желающее получить разрешение на право распространения и размещение рекламы, подает заявку установленной формы (Приложение 3) в отдел рекламы Земельного комитета.
При получении заявки сотрудники отдела рекламы обязаны ознакомить заявителя с действующими нормативными актами, тарифами и порядком оформления необходимой документации, предложить имеющиеся свободные рекламные места.
К заявке прилагается (указывается):
а) При размещении рекламы на оформленном рекламном месте указывается регистрационный номер паспорта рекламного места.
б) При размещении в другом месте работа по подготовке разрешительной документации делится на два этапа:
- первый, это предварительное согласование места размещения рекламного средства в управлении ГИБДД УВД, и подготовка конструктивно-художественного здания (Приложение 4);
- второй, это получение заключения Управления ГИБДД УВД на размещение наружной рекламы, на основании утвержденной и согласованной проектной документации.
В зависимости от типа средства наружной рекламы могут быть запрошены следующие документы:
- копия устава или свидетельство частного предпринимателя;
- согласие собственника (в случае, когда реклама размещается на частной собственности или коллективной собственности);
- копию документа, подтверждающего права собственника;
- копию лицензии или сертификата;
- фотография места размещения наружной рекламы в двух экземплярах 10х15 см;
- оригинал-макет проектируемого рекламного средства на реальной местности (формат А4);
- проект рекламного средства в цвете;
- эскиз рекламы с указанием размеров предполагаемых надписей;
- чертеж несущей конструкции и фундамента рекламного щита с узлами крепления;
- расчет несущей конструкции, узлов крепления и фундамента рекламного щита с узлами крепления;
- топографическая карта в масштабе 1:500 при оборудовании рекламной установки на фундаментальном основании;
- проект благоустройства прилегающей территории;
- схема расположения осветительных устройств с указанием параметров источников освещения, а также схема подводки электроэнергии;
- световой режим работы рекламного щита, параметры световых и осветительных устройств.
Все документы должны быть выполнены в соответствии с действующими стандартами, нормами и правилами.
В случае представления заявителем неполного комплекта документов в соответствии с настоящим Положением Земельный комитет вправе вернуть их заявителю без рассмотрения и запросить у него дополнительную информацию, необходимую для принятия решения о возможности согласования установки наружной рекламы.
10.1.3. Отдел рекламы в течении трех дней обращения заявителя рассматривает заявку и в случае ее соответствия требованиям законодательства о рекламе и настоящего Положения подготавливает проект паспорта рекламного места (Приложение 5) для его согласования (экспертизы) в организациях города.
10.1.4. Согласующая организация обязана в течение трех дней после поступления к ней проекта паспорта согласовать его, либо выдать заявителю мотивированный отказ в согласовании.
Согласование производится путем составления заключения, которое является неотъемлемым приложением к паспорту рекламного места.
Отказ в согласовании может быть основан только на несоответствии наружной рекламы требованиям действующего законодательства, настоящего Положения и решениям органов местного самоуправления, устанавливающим градостроительные нормы и правила, технические и эстетические требования к размещению средств наружной рекламы.
Согласующая организация при несоответствии наружной рекламы вышеуказанным требованиям вправе предложить заявителю переработать ее эскизный проект с учетом конкретных замечаний в срок не более семи дней.
10.1.5. Заявитель может до подачи заявки обратиться в согласующую организацию за предварительной консультацией.
10.1.6. Согласование проекта паспорта осуществляется заказчиком и отделом рекламы в течение одного календарного месяца. При получении отказа от согласующей организации или не своевременного представления необходимых документов заказчиком отдел рекламы списывает заявку и проект паспорта.
10.1.7. При размещении рекламы на собственных объектах или учтенных (паспортизированных) местах отдел рекламы выдает разрешение на распространение наружной рекламы.
Соответствующая заявка подается рекламораспространителем в отдел рекламы не поздней, чем за семь дней до размещения рекламы.
10.1.8. Обязательным условием распространения наружной рекламы является наличие на средстве наружной рекламы реквизитов рекламораспространителя в виде штампа или надписи для прочтения с близкого расстояния с указанием полного названия рекламораспространителя, его юридического адреса, телефонов.
11.Разрешение на распространение наружной рекламы
11.1. Разрешение на распространение наружной рекламы является основным документом для размещения наружной рекламы на территории города Тюмени.
После получения указанного документа рекламораспространитель вправе установить наружную рекламу, используя свое имущество или имущество иных лиц на основании договора с ними.
11.2. За выдачу разрешения на распространение наружной рекламы взимается плата согласно "Калькуляции на выполняемые работы по оформлению разрешительной документации для размещения наружной рекламы в г. Тюмени" (Приложение 9).
Размер платы не должен превышать величину расходов на проведение работ по подготовке документов на распространение и размещение наружной рекламы, а также затрат по контролю за состоянием средств наружной рекламы.
11.3. Плата за разрешение на распространения наружной рекламы перечисляется на расчетный счет Земельного комитета при его получении и распределяется:
- городской бюджет - 70%
- на расчетный счет архитектуры города - 5%
- на расчетный счет ГИБДД УВД Тюменской области - 5%
- 20% остаются в распоряжении Земельного комитета.
Плата по договору перечисляется за квартал вперед до 15 числа первого месяца текущего квартала.
12. Договор на размещение наружной рекламы
12.1. Договор на размещение наружной рекламы на объектах муниципальной собственности заключается Земельным комитетом (отделом рекламы) и является основанием для установки (размещения) носителя наружной рекламы на земельном участке, здании, сооружении и иных объектах, находящихся в муниципальной собственности г. Тюмени.
12.2. При заключении договора рекламодатель представляет в Комитет письменное согласие организации-балансодержателя муниципального имущества на его использование для установки рекламы.
Балансодержатель обязан в течение семи дней после обращения рекламодателя выдать ему письменное согласие, либо мотивировать отказ в использовании имущества.
12.3. Расчет платы за размещение наружной рекламы производится путем перемножения базовой ставки арендной платы, установленной 50% минимальной оплаты труда, установленной в РФ за 1 кв.м в месяц на корректировочные коэффициенты и приведенную площадь рекламы. (Приложение 6).
Договором по соглашению сторон могут быть предусмотрены иные размеры платы (но не ниже расчетных по базовой ставке, действующей на момент договора).
12.4. Плата ежеквартально перечисляется на расчетный счет Земельного комитета и распределяется им в течение 10 дней в следующих пропорциях:
- городской бюджет - 80% (на _______________________________________ ________________________________________________________________________)
- на расчет счет Комитета - 20%
Плата перечисляется за квартал вперед до 15 числа первого месяца текущего квартала.
12.5. Рекламное место в зависимости от вида размещаемого средства наружной рекламы предоставляется на срок:
- для всех видов световой, динамической рекламы и рекламы с подвеской до 5 лет;
- для штендеров, установленных на землях общего пользования - 3 месяца;
- для иных средств наружной рекламы 6 месяцев.
12.6. По истечении срока действия договора Комитет в праве пролонгировать договор на установленные выше сроки.
12.7. Рекламодатель обязан установить наружную рекламу в течении двух месяцев с момента заключения договора на размещение рекламы. В отдельных случаях, связанных с необходимостью изготовления и установки сложных или дорогостоящих средств наружной рекламы (световой и светодинамичной), этот срок может быть продлен до шести месяцев.
При невыполнении этого условия рекламодатель теряет право на размещение рекламы указанного в договоре рекламного места. В таком случае договор считается расторгнутым, а расходы рекламодателя, включая оплату проектных разработок и платежи по договору, ему не возмещаются.
12.8. Внесение изменений в конструкцию рекламного носителя осуществляется рекламодателем в порядке, определенном настоящим Положением.
13. Особенности порядка оформления разрешительной документации на распространение наружной рекламы с использованием отдельных видов технических средств
13.1. Для распространения наружной рекламы путем установки на объекте, находящимся в пользовании организации, вывесок, информационных табличек, кронштейнов, выносной рекламы, а также устройства витрин, разрешительным документом является бланк регистрации средства рекламы (Регистрационный бланк. Приложение 7).
13.2. При регистрации средств рекламы согласований с другими органами, регулирующими рекламную деятельность, не требуется, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13.9 настоящего Положения.
13.3. Регистрация должна быть произведена до установки рекламы.
13.4. Регистрация средства наружной рекламы производится после предоставления в отдел рекламы юридическим или физическим лицом - владельцем средства рекламы оформленного в установленном порядке регистрационного бланка.
13.5. Регистрация производится в течение недели с момента получения заявки.
13.6. Регистрация оформляется в виде присвоения регистрационного номера, подтвержденного печатью Комитета на регистрационном бланке. При этом оригинал регистрационного бланка выдается владельцу наружной рекламы, а копия остается в отделе рекламы.
За регистрацию средств наружной рекламы с его владельцев взимается разовая плата в размере двух минимальных размеров оплаты труда. Регистрационные платежи остаются в распоряжении Комитета и используются для организации контроля за содержанием средств наружной рекламы и снятия рекламных средств, установленных самовольно.
13.7. По запросу владельца средства рекламы ему может быть выдан дубликат регистрационного бланка за дополнительную плату в размере одного минимального размера оплаты труда.
13.8. Регистрационный бланк действует на протяжении всего периода эксплуатации наружной рекламы.
13.9. Любые изменения в наименовании предприятия, отражающиеся на зарегистрированном ранее средстве наружной рекламы, влекут его перерегистрацию. Перерегистрация средства рекламы в этом случае осуществляется в порядке, определенном для его регистрации.
14. Ответственность рекламораспространителей и контроль за распространением наружной рекламы
14.1. Рекламораспространитель осуществляет эксплуатацию принадлежащих ему средств наружной рекламы, поддерживает их в исправленном состоянии с соблюдением всех норм технической безопасности. Организация несет ответственность за любые нарушения правил безопасности и возникшие в связи с этим неисправности и аварийные ситуации.
14.2. Рекламораспространитель обязан осуществить демонтаж наружной рекламы в случае прекращения ее эксплуатации по любым основаниям, а также осуществить ремонт дефектов, возникших в связи с ее эксплуатацией.
14.3. Организация обязана выполнить все предписания органов, регулирующих рекламную деятельность, связанных с выполнением ими своих контрольных функций, в том числе по досрочному демонтажу наружной рекламы.
14.4. Незаконно (самовольно) установленной признается наружная реклама, распространяемая без оформления соответствующей разрешительной документации.
14.5. Самовольная установка (размещение) наружной рекламы в городе может расцениваться как незаконное размещение, нарушение установленных размеров вывесок и иной визуальной информации или самовольное занятие земельного участка с применением к нарушителю санкций, предусмотренных Земельных кодексом РФ, Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы", Положением о порядке осуществления сноса самовольно строящихся и выстроенных строений и сооружений на территории г. Тюмени.
15. Размещение объявлений граждан, листовок, афиш и печатной рекламной продукции
15.1. Расклейка объявлений граждан и другой печатной продукции осуществляется только в установленных местах на рекламных щитах муниципального предприятия "Городской центр информации" (Приложение 8).
15.2. Разрешение на расклейку печатной рекламы выдает Земельный комитет (отдел рекламы) при предъявлении оплаты за право размещения рекламной продукции на одном щите в размере 5% минимальной оплаты труда, установленной в РФ с перечислением на расчетный счет ____________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
15.3. Расклейка афиш производится по заявкам, согласованным с МП ГЦИ, по предъявлении платежного поручения об оплате за размещение рекламы.
15.4. Размещение объявлений юридических и физических лиц производится на бланках с отметкой МП ГЦИ.
15.5. Для распространения печатной рекламы предоставляется рекламное место на срок до трех месяцев.
15.5.1. Расчет оплаты за размещение рекламы производится в зависимости от занимаемой площади и составляет:
N | Размеры рекламы (кв.м) |
Тариф за 1 лист в месяц (руб.) |
Тариф за 1 лист в год (руб.) |
1 | До 0,1 | 4 | 48 |
2 | 0,1 - 0,25 | 10 | 120 |
3 | 0,26 - 0,5 | 20 | 240 |
4 | 0,51 - 1,0 | 30 | 360 |
5 | Более 1,0 | 40 | 480 |
15.5.2. Арендная плата перечисляется на расчетный счет МП ГЦИ ______ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
15.6. Должностные лица и граждане, допустившие расклейку объявлений в неустановленных местах, несут административную ответственность в соответствии со ст. 144 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
15.7. Юридические и физические лица за размещение печатной рекламы без разрешительной документации привлекаются к административной ответственности в соответствии с настоящим Положением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.