Закон Тюменской области от 19 октября 1998 г. N 50
"Об организации медицинской помощи населению Тюменской области"
15 февраля 1999 г.
Закон принят постановлением Тюменской областной Думы
от 29 сентября 1998 г. N 269
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы организации медицинской помощи населению Тюменской области, компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов управления государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также механизмы внутриотраслевого взаимодействия. Закон направлен на обеспечение конституционных прав граждан в сфере охраны здоровья.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В рамках настоящего Закона используются следующие основные понятия и их определения.
Программа государственных гарантий по обеспечению граждан медицинской помощью - это перечень видов и объемов медицинской помощи, предоставляемой бесплатно государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения за счет средств областного, местного бюджетов и территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Лекарственное обеспечение - составная часть системы организации медицинской помощи населению области. Представляет совокупность материальных, организационных средств и мер, направленных на обеспечение граждан и лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, диагностическими, дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению на территории Российской Федерации.
Медицинская помощь - практическая деятельность, направленная на профилактику, диагностику, лечение и облегчение страданий человека, вызванных травмами, ожогами, острыми и хроническими заболеваниями и их обострениями, родами, несчастными случаями и другими состояниями, угрожающими жизни и здоровью человека.
Качество медицинской помощи - совокупность показателей, характеризующих медицинские технологии и результаты их выполнения.
Уровень качества медицинской помощи - степень соответствия фактически выполненной технологии оказания медицинской помощи и ее результатов эталонным требованиям с учетом доступности, адекватности, экономичности, научного и материально-технического потенциала производителей медицинских услуг.
Медико-технологические стандарты - унифицированные эталоны медицинских технологий, устанавливающие гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, а также требования к результатам по конкретным нозологическим формам (заболеваний, травм, состояний) с учетом степени сложности оказания медицинской помощи и экономических нормативов.
Статья 2. Основные принципы государственной политики в организации медицинской помощи населению Тюменской области
Областная государственная политика в сфере организации медицинской помощи основывается на принципах:
- приоритетности вопросов охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению;
- ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц за охрану здоровья граждан;
- единства критериев и стандартов при оказании медицинской помощи на территории области;
- ориентации на международные принципы Всемирной организации здравоохранения;
- государственной поддержки предприятий и организаций, участвующих в сбережении ресурса здоровья населения, обеспечивающих приоритетные направления развития медицинской помощи;
- государственного регулирования лекарственного обеспечения граждан;
- государственного надзора за фармацевтической деятельностью лечебно-профилактических, фармацевтических организаций и контроль за качеством лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- профилактической направленности деятельности органов здравоохранения;
- эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
- обеспечения государственных гарантий и конституционных прав граждан в области здравоохранения и оказания медицинской помощи.
Статья 3. Правовое регулирование в сфере здравоохранения
Правовое регулирование здравоохранения в Тюменской области осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральных законов и законов Тюменской области, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан.
Нормативные акты Тюменской области по организации медицинской помощи и охране здоровья граждан, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для всех органов управления, учреждений и организаций здравоохранения независимо от формы собственности и граждан.
Статья 4. Государственные гарантии по обеспечению населения медицинской помощью
Государственные гарантии прав населения на медицинскую и лекарственную помощь обеспечиваются за счет бюджетных источников всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. Объемы финансовых средств на выполнение государственных гарантий утверждаются областной Думой и органами местного самоуправления при рассмотрении бюджетов и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования на очередной год и не могут быть ниже гарантированных федеральными нормативными актами. Эти источники должны обеспечивать адекватное финансирование медицинской и лекарственной помощи населению в соответствии с утвержденными финансовыми нормативами.
Статья 5. Лицензирование, сертификация и аккредитация медицинской и фармацевтической деятельности
Лицензирование, сертификация и аккредитация медицинской и фармацевтической деятельности являются формами государственного контроля за соблюдением юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, стандартов и требований в реализации единой государственной политики в области здравоохранения и защиты прав потребителей.
Лицензирование, сертификация зарегистрированных в Тюменской области юридических и физических лиц, занимающихся медицинской и фармацевтической деятельностью, осуществляются областной лицензионно-аккредитационной комиссией, создаваемой органом исполнительной власти Тюменской области.
Законом Тюменской области от 15 февраля 2004 г. N 88 в часть 3 статьи 5 настоящего Закона внесены изменения
Лицензированию предшествует проведение сертификации медицинских и фармацевтических учреждений и работников.
Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью имеют юридические и физические лица, получившие сертификат и лицензию в установленном порядке. Медицинская и фармацевтическая деятельность без наличия лицензии запрещается.
Частная медицинская и фармацевтическая деятельность осуществляется вне государственных и муниципальных учреждений и организаций медицинской и фармацевтической помощи.
Лицензионно-аккредитационная комиссия осуществляет контроль за соблюдением стандартов и лицензионных условий. В случае нарушения стандартов и условий действия лицензии лицензионно-аккредитационная комиссия приостанавливает или аннулирует действие лицензии.
Законом Тюменской области от 15 февраля 2004 г. N 88 в часть 6 статьи 5 настоящего Закона внесены изменения
Решения лицензионно-аккредитационной комиссии могут быть обжалованы в соответствующие органы государственной власти и (или) в суд.
Глава II. Государственные гарантии реализации
прав граждан на медицинскую помощь
Статья 6. Право граждан на получение медицинской помощи
В соответствии с законодательством Российской Федерации жители Тюменской области обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.
Администрация области и органы местного самоуправления обеспечивают гражданам охрану здоровья и предоставление медицинской помощи независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, религиозной принадлежности, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Гражданам гарантируется защита от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную действующим законодательством ответственность.
Статья 7. Право граждан на медицинскую и лекарственную помощь
Жители Тюменской области имеют право на:
- получение качественной медицинской и лекарственной помощи в медицинских и фармацевтических учреждениях и организациях;
- получение медицинской и лекарственной помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования, областного и муниципальных бюджетов, в соответствии с государственными гарантиями обеспечения населения области медицинской помощью;
- полное и объективное информирование их медицинскими работниками в доступной форме о состоянии здоровья, о существующих значимых вариантах лечения, месте получения этой помощи и условиях (включая оплату);
- защиту их интересов в области охраны здоровья органами власти, системой обязательного медицинского страхования, общественными организациями;
- получение экстренной медицинской и лекарственной помощи в любое время и при любых обстоятельствах;
- получение гарантированного объема медицинской помощи, качество которой соответствует утвержденным в установленном порядке медицинским стандартам;
- выбор врача, медицинского учреждения, страховой медицинской организации; при получении медицинской и лекарственной помощи в объеме государственных гарантий - на условиях, ими установленных, сверх государственных гарантий - на договорных условиях;
- получение своевременной и достоверной информации о медицинской помощи, ее качестве и безопасности, с указанием сведений о сертификации и лицензировании, об исполнителях услуг, об условиях медицинского страхования, о правах и обязанностях пациентов.
Статья 8. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
Жители области обязаны:
- принимать необходимые меры, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья;
- в случае заражения или заболевания, представляющего опасность для окружающих, своевременно обращаться за медицинской помощью и соблюдать соответствующие меры предосторожности при контактах с другими гражданами в целях исключения распространения этих заболеваний.
Статья 9. Права пациента
Защита прав пациентов при оказании медицинской и лекарственной помощи на территории области осуществляется всеми субъектами управления медицинской помощью в пределах их компетенции.
Защита прав пациентов при получении медицинской и лекарственной помощи преследует следующие цели:
- обеспечение гарантированного объема при надлежащем качестве и безопасности медицинской и лекарственной помощи;
- обеспечение доступности медицинской помощи.
При обращении за медицинской и фармацевтической помощью и ее получении пациент имеет право на:
- возмещение ущерба в случаях причинения вреда здоровью вследствие ненадлежащих качества и условий предоставления медицинской и лекарственной помощи;
- экспертизу качества оказываемой медицинской и лекарственной помощи;
- получать от врача, ответственного за лечение, полную информацию, касающуюся диагноза, лечения и возможного прогноза. Эта информация предоставляется в доступной для пациента форме;
- иные права и гарантии, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Статья 10. Обязанности пациента
Пациент обязан:
- выполнять предписания лечащего врача;
- не предпринимать действий, наносящих ущерб здоровью других граждан;
- давать информацию лечащему врачу о прошлых заболеваниях, госпитализациях, проведенном лечении и других вопросах, касающихся своего здоровья, сообщать о неожиданных переменах в состоянии здоровья;
- соблюдать план лечения, рекомендованный лечащим врачом, выполнять требования медицинских сестер и другого медицинского персонала при выполнении ими различных процедур или указаний лечащего врача, а также требования соблюдения правил поведения больных в медицинском учреждении;
- предоставить информацию медицинскому работнику о наличии у него заболевания, представляющего опасность для окружающих, при проведении медицинских процедур, лечении, обследовании, при использовании крови, биологических жидкостей, органов и тканей пациента как донора;
- в случае преднамеренного заражения пациентом других лиц заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, либо уклонения от лечения этих заболеваний пациент несет административную либо уголовную ответственность согласно действующему законодательству.
Глава III. Организация медицинской помощи
населению Тюменской области
Статья 11. Принципы организации медицинской помощи
Организация медицинской помощи населению должна обеспечивать:
- удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи;
- выполнение государственных гарантий по предоставлению медицинской помощи населению;
- доступность медицинской помощи;
- качество медицинской помощи;
- преемственность в оказании медицинской помощи;
- современный уровень оказания помощи;
- эффективность использования ресурсов здравоохранения.
Статья 12. Структура организации медицинской помощи
Медицинская помощь населению области подразделяется на:
- первичную медико-санитарную помощь;
- скорую и неотложную медицинскую помощь;
- специализированную медицинскую помощь (амбулаторную и стационарную);
- медико-социальную помощь;
- восстановительное лечение и реабилитацию.
Статья 13. Первичная медико-санитарная помощь
Первичная медико-санитарная помощь является основным доступным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает:
- лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний;
- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики наиболее опасных и распространенных заболеваний;
- санитарно-гигиеническое просвещение населения;
- проведение мер по охране семьи, материнства и детства;
- проведение других мероприятий, связанных с оказанием медицинской помощи по месту жительства.
Первичная медико-санитарная помощь предоставляется бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств местных бюджетов, обязательного медицинского страхования, целевых программ. Компенсация расходов учреждений здравоохранения с частной формой собственности, выполняющих программы первичной медико-санитарной помощи на основании заключенных с органами управления здравоохранением договоров, осуществляется в порядке и по тарифам, определенным для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
Статья 14. Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи
Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи устанавливается органами управления муниципальной системы здравоохранения на основании нормативных актов Министерства здравоохранения Российской Федерации, органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органа управления здравоохранением администрации Тюменской области.
Врачи первичной медико-санитарной помощи несут ответственность за организацию необходимого комплекса лечебной и профилактической помощи обратившимся гражданам. При невозможности оказания необходимого объема лечебно-диагностических мероприятий при первичной медико-санитарной помощи врач обязан обеспечить привлечение соответствующих специалистов и направить пациентов в другие учреждения здравоохранения.
Первичная медико-санитарная помощь гражданам, занятым в производствах с вредными и опасными условиями труда, не предусматривает проведение обязательных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров. Перечень профессий, для которых предусмотрены обязательные при поступлении на работу и периодические осмотры медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, устанавливается Правительством Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и может быть расширен по решению органов местного самоуправления. Работодатель обязан организовать и оплатить проведение указанных медицинских осмотров.
Статья 15. Скорая и неотложная медицинская помощь
Скорая и неотложная медицинская помощь предоставляется гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Она осуществляется безотлагательно в необходимом объеме в самые ранние сроки учреждениями здравоохранения независимо от формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными оказывать ее в виде первой доврачебной помощи. Скорая медицинская помощь оказывается специальной службой скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Организация специальной службы скорой медицинской помощи обеспечивает:
- полную доступность скорой медицинской помощи для населения Тюменской области и иных лиц, находящихся на ее территории, в любое время суток;
- высокую оперативность и своевременность оказания всех видов экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе;
- обеспечение срочной госпитализации в соответствующие медицинские учреждения в зависимости от профиля заболевания.
Скорая медицинская помощь гражданам Тюменской области и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней. Лица, производящие заведомо ложные вызовы скорой помощи (вызов к несуществующему пациенту), несут административную и материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 16. Специализированная медицинская помощь
Специализированная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.
Специализированная медицинская помощь оказывается в амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами-специалистами, имеющими сертификат.
Врач-специалист организует своевременное и квалифицированное обследование пациента, представляет информацию о состоянии его здоровья. По требованию больного или его законных представителей организует консилиум. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного. При отсутствии установленных Министерством здравоохранения Российской Федерации видов, объемов и стандартов качества специализированной медицинской помощи последние устанавливаются органом управления здравоохранением Тюменской области.
Статья 17. Организация медицинской помощи отдельным группам населения
Граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости), одинокие граждане, страдающие хроническими заболеваниями, не способные удовлетворить свои основные жизненные потребности, дети-инвалиды получают медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, в учреждениях системы социальной защиты населения, в больницах (отделениях) медико-санитарной помощи, финансируемых на долевом участии из бюджета здравоохранения и органов социальной защиты, средств, поступающих от общественных, религиозных и благотворительных организаций, в частных учреждениях - за счет личных средств граждан.
Медицинская помощь детям, подросткам и женщинам в период беременности, родов и в течение 1 года после родов оказывается бесплатно в соответствии с утвержденными стандартами за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования в объеме, включающем профилактические (прививки, динамическое наблюдение, профилактические осмотры), лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия.
Лица, вступающие в брак, каждая семья при наличии медицинских показаний имеет право на бесплатное медико-генетическое консультирование с целью предупреждения наследственных заболеваний и врожденных уродств у потомства в соответствии с государственными гарантиями по обеспечению населения медицинской и лекарственной помощью.
Каждая семья имеет право на бесплатное консультирование с целью подбора оптимального вида и способа контрацепции. Мини-аборты в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения производятся бесплатно.
Статья 18. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями
Медицинская помощь гражданам, страдающим психическими, онкологическими, венерическими заболеваниями, СПИДом, предоставляется специализированными учреждениями и отделениями лечебно-профилактических учреждений, имеющими сертификат и лицензию на эти виды деятельности. Противотуберкулезная помощь населению Тюменской области предусматривает мероприятия по предупреждению и своевременному выявлению и лечению туберкулеза и оказывается бесплатно. Учреждения здравоохранения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, несут ответственность за проведение профилактических прививок и своевременное выявление туберкулеза. Гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями, медико-социальная помощь оказывается в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях с различной формой собственности.
Виды и объемы наркологической помощи, оказываемые жителям области бесплатно, определяются администрацией Тюменской области в соответствии с Программой государственных гарантий по обеспечению жителей области медицинской помощью.
Всем лицам, страдающим наркологическими заболеваниями, гарантируется право на выбор формы получения наркологической помощи, включая анонимную, платную или бесплатную, и условия (амбулаторные или стационарные), в которых наркологическая помощь оказывается.
Статья 19. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация
Гражданам, страдающим врожденными и приобретенными острыми и хроническими заболеваниями, в том числе профессиональными, и последствиями перенесенных травм, в том числе производственных, предоставляется медицинская физическая реабилитация в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности. Виды, объем и стандарты качества медицинской реабилитации, предоставляемой бесплатно, устанавливаются органом управления здравоохранением администрации Тюменской области в соответствии с государственными гарантиями обеспечения населения области медицинской помощью. Физическая медицинская реабилитация осуществляется в поликлиниках, стационарах, санаториях-профилакториях и специализированных лечебных учреждениях восстановительного лечения, получивших лицензию на указанный вид деятельности.
Статья 20. Контроль качества медицинской помощи населению Тюменской области
Контроль качества медицинской помощи и оценка деятельности учреждений здравоохранения осуществляется в интересах пациента.
Объектами контроля являются учреждения здравоохранения всех форм собственности, лица, занимающиеся частной медицинской практикой.
Контроль качества медицинской помощи осуществляется в соответствии с Положением о системе управления качеством медицинской помощи, утверждаемым органом управления здравоохранением администрации Тюменской области.
Глава IV. Организация лекарственного обеспечения
граждан Тюменской области
Статья 21. Принципы лекарственного обеспечения граждан
Лекарственное обеспечение граждан основывается на принципах:
- доступности лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- соответствия объема и качества лекарственного обеспечения потребностям граждан и лечебно-профилактических учреждений;
- безопасности применения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Статья 22. Виды лекарственного обеспечения граждан
Лекарственное обеспечение граждан подразделяется:
- по видам финансирования - на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение, на лекарственное обеспечение за счет личных средств граждан;
- по видам оказания медицинской помощи - на лекарственное обеспечение граждан, проходящих лечение в условиях стационара, на лекарственное обеспечение граждан, проходящих лечение в амбулаторных условиях.
Бесплатное и льготное лекарственное обеспечение гарантируется:
- при скорой и неотложной помощи;
- гражданам, проходящим лечение в государственных, муниципальных и иных лечебно-профилактических учреждениях, осуществляющих стационарную медицинскую помощь в соответствии с целевыми программами оказания медицинской помощи населению;
- гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, в соответствии с целевыми программами, утверждаемыми администрацией области.
- гражданам, имеющим право на бесплатное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 23. Субъекты, обеспечивающие лекарственную помощь
По роду деятельности фармацевтические организации подразделяются на:
- предприятия по производству лекарств и изделий медицинского назначения;
- предприятия оптовых продаж лекарственных средств и изделий медицинского назначения (аптечные склады);
- предприятия розничной торговли (аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски, аптечные магазины, магазины оптики);
- организации, осуществляющие контроль за качеством лекарственных средств (центры контроля качества лекарств, контрольно-аналитические лаборатории). Закуп, получение, хранение и реализацию наркотических лекарственных средств осуществляют фармацевтические организации государственной и муниципальной форм собственности.
Глава V. Права, социальные гарантии и ответственность
работников здравоохранения
Статья 24. Социальные гарантии, предоставляемые медицинским и фармацевтическим работникам
Профессиональные права и обязанности медицинских и фармацевтических работников регламентируются действующими федеральными законодательными и нормативными актами, инструкциями и приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации, актами органов управления здравоохранением и руководителей медицинских и фармацевтических организаций, принятыми в пределах их компетенций.
Должностные права и обязанности утверждаются руководителем предприятия, учреждения, организации.
Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:
- обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;
- оплату труда в соответствии с его объемом и качеством, уровнем образования и профессиональной подготовленностью, сложностью и ответственностью выполняемой работы, профессиональной вредностью и другими факторами, что предусматривается трудовыми договорами (контрактами);
- правовую защиту профессиональной чести и достоинства;
- получение квалификационного сертификата (квалификационной категории) в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;
- совершенствование профессиональных знаний;
- страхование за счет средств ассоциации врачей от профессиональной ошибки, не связанной с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина;
- государственное страхование за счет средств здравоохранения медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, в размере 120 месячных должностных окладов. Перечень должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, утверждается Правительством Российской Федерации;
- выплату семье единовременного денежного пособия в размере 120 месячных должностных окладов в случае гибели работника государственной или муниципальной систем здравоохранения при исполнении им трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований.
Медицинские и фармацевтические работники имеют следующие льготы:
- право на первоочередное получение нуждающимися жилых помещений, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья;
- исключен.
См. текст абзаца 2 части 4 статьи 24
- другие гарантии и льготы, установленные законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Тюменской области.
Условия оплаты труда медицинских и фармацевтических работников ежегодно устанавливаются тарифным соглашением.
Тарифное соглашение заключается между отраслевым профсоюзом и администрацией области в соответствии с действующим законодательством.
Статья 25. Ответственность медицинских и фармацевтических работников
Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической практикой, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проведение сеансов массового целительства, особенно с использованием средств массовой информации, в Тюменской области запрещается и преследуется по закону.
В случае нарушения прав граждан при оказании им медицинской и фармацевтической помощи вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекших причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб потерпевшим или их родственникам возмещается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава VI. Финансирование медицинской помощи населению
Статья 26. Принципы государственного финансового обеспечения медицинской помощи
Государственное финансовое обеспечение медицинской помощи осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тюменской области на основе принципов:
- обеспечения социальных гарантий - основу государственного финансирования отрасли составляют минимальные социальные стандарты медицинской помощи в расчете на одного жителя;
- приоритетности - финансирование обеспечения медицинской помощи признается приоритетным направлением;
- сбалансированности - предоставляемые государством социальные гарантии в виде минимально необходимого объема медицинской помощи и лекарственного обеспечения должны быть обеспечены выделяемыми на эти цели финансовыми ресурсами.
Статья 27. Источники финансирования медицинской помощи
Источниками финансирования медицинской помощи населению Тюменской области являются:
- средства бюджетов всех уровней;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование;
- средства целевых фондов, предназначенные для охраны здоровья граждан;
- средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
- личные средства граждан;
- безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования;
- доходы от ценных бумаг и банковских депозитов в случаях, не запрещенных действующим законодательством;
- кредиты банков и других кредиторов;
- иные источники, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации и Тюменской области.
Статья 28. Порядок формирования расходов для реализации государственных гарантий по обеспечению жителей области медицинской помощью
Составление сметы расходов для реализации программы государственных гарантий по обеспечению жителей области медицинской помощью основывается на определении наиболее перспективных направлений медицинской помощи, исходя из анализа состояния здоровья населения области, объемов и качества медицинской помощи, полноты, целенаправленности и эффективности использования ресурсов лечебно-профилактических учреждений и их финансового обеспечения.
Расчет стоимости областной программы государственных гарантий обеспечения населения медицинской и лекарственной помощью на очередной год определяется на основании нормативов объема медицинской помощи на 1000 жителей и стоимости подушевых нормативов на одного жителя в год из средств бюджетов и фонда обязательного медицинского страхования граждан.
Средства, предусмотренные на реализацию программы государственных гарантий по обеспечению населения медицинской помощью, распределяются между областным бюджетом, бюджетом муниципальных образований и территориальным фондом обязательного медицинского страхования граждан. Это распределение осуществляется на основании прав, обязанностей и разграничения полномочий в части осуществления медицинской помощи и в соответствии со структурой собственности учреждений здравоохранения.
Средства, предусмотренные программой государственных гарантий по обеспечению жителей области медицинской помощью, входят составной частью в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований.
Статья 29. Передача финансовых средств при делегировании полномочий
При делегировании сверх установленных законом полномочий по оказанию медицинской помощи органу управления здравоохранением муниципального образования последнему передаются финансовые ресурсы на выполнение этих полномочий. В этом случае в установленном порядке вносятся изменения в областной бюджет.
В случае делегирования органу управления здравоохранением администрации Тюменской области полномочий органов управления здравоохранением муниципальных образований последние передают финансовые и материальные средства на выполнение этих полномочий. В этом случае в установленном порядке вносятся изменения в бюджеты муниципалитетов.
Статья 30. Платные медицинские услуги
Медицинская помощь, оказываемая сверх программы государственных гарантий оказания медицинской и лекарственной помощи населению Тюменской области, является платной. Предельные тарифы на платную медицинскую помощь устанавливаются администрацией Тюменской области.
Глава VII. Управление здравоохранением Тюменской области
Статья 31. Общие принципы управления
В Тюменской области действует единая система управления здравоохранением.
Областная Дума:
- принимает законодательные акты, регулирующие оказание медицинской помощи населению;
- определяет объем финансирования системы охраны здоровья населения за счет средств областного бюджета;
- осуществляет контроль за исполнением законодательных и иных нормативных актов, регулирующих деятельность системы охраны здоровья.
Администрация области:
- разрабатывает проекты законодательных актов, регулирующих деятельность системы охраны здоровья населения;
- разрабатывает программу обеспечения медицинской помощью населения;
- вносит предложения в областную Думу о государственных гарантиях по обеспечению населения медицинской и лекарственной помощью и финансовых ресурсах, необходимых для ее обеспечения;
- принимает нормативные документы и стандарты, регулирующие деятельность в области охраны здоровья населения;
- создает органы управления, учреждения и иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие общеобластные функции в области охраны здоровья населения, устанавливает их задачи и пределы компетенции;
Законом Тюменской области от 15 февраля 2004 г. N 88 в абзац 6 части 3 статьи 31 настоящего Закона внесены изменения
- через орган управления здравоохранением Тюменской области в соответствии с действующим законодательством осуществляет руководство, контроль и координацию деятельности органов управления, объединений, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов, обеспечивающих медицинскую и лекарственную помощь населению области.
Орган управления здравоохранением администрации области:
- осуществляет непосредственное руководство обеспечением медицинской помощи, фармацевтическим обеспечением, лицензированием и аккредитацией;
- координирует деятельность в пределах полномочий областной администрации органов госсанэпиднадзора (в части предупредительных мероприятий, осуществляемых за счет средств областного бюджета), обязательного медицинского страхования, учреждений и организаций, занимающихся подготовкой и повышением квалификации медицинских и фармацевтических кадров.
Законом Тюменской области от 15 февраля 2004 г. N 88 в статью 32 настоящего Закона внесены изменения
Статья 32. Взаимоотношения субъектов и объектов управления
Орган управления здравоохранением администрации области и муниципальные органы управления здравоохранением определяют плановые показатели деятельности государственных и муниципальных учреждений в объемных показателях, устанавливают ответственность медицинских учреждений в случае невыполнения по их вине плановых показателей, создают условия для соответствия медицинских учреждений требованиям отраслевых стандартов и их развития, финансируя соответствующие статьи затрат, согласовывают приобретение медицинскими учреждениями дорогостоящего медицинского оборудования независимо от источников финансирования с учетом потребностей населения, обеспечивают защиту их интересов в конфликтах со страховыми медицинскими организациями.
Статья 33. Компетенция органа управления здравоохранением администрации Тюменской области
К ведению органа управления здравоохранением администрации Тюменской области относится:
- реализация федеральной политики и федеральных программ в области здравоохранения, лекарственной помощи и социальной защиты;
- формирование и реализация региональной политики и программ в области здравоохранения, лекарственной помощи;
- охрана конституционных прав и интересов граждан, работников здравоохранения в соответствии с действующим законодательством;
- организация лицензирования, сертификации и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности учреждений, предприятий, организаций всех форм собственности, физических лиц (осуществляющих предпринимательскую деятельность в части охраны здоровья без образования юридического лица), зарегистрированных на территории Тюменской области;
- непосредственное руководство государственными учреждениями здравоохранения, находящимися в областной собственности;
- организация и развитие медицинской и лекарственной помощи взрослому населению, матерям и детям, работе по защите материнства, отцовства и детства;
- определение порядка и условий осуществления непрерывности лечебно-диагностического процесса, а также четкое разделение функций и взаимодействия между каждым этапом оказания медицинской помощи и различными типами медицинских организаций области;
- проведение анализа состояния здоровья населения области и разработка мероприятий по его улучшению;
- осуществление подготовки и переподготовки, аттестации и аккредитации медицинских кадров;
- согласование назначений на должность руководителей муниципальных органов управления здравоохранением;
- разработка социальных нормативов здравоохранения в области;
Законом Тюменской области от 15 февраля 2004 г. N 88 в абзац 13 статьи 33 настоящего Закона внесены изменения
- координация в пределах своих полномочий деятельности государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области;
- организация мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций (аварии, катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии);
- разработка количественных показателей по сети и контингентам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, внесение предложений по оптимизации структуры, объема и технологии медицинской помощи в администрацию Тюменской области и органы местного самоуправления для разработки областных и муниципальных программ здравоохранения.
- осуществление социально-гигиенического мониторинга территорий области совместно с органами санитарно-эпидемиологического надзора;
- разработка и утверждение временных областных стандартов медицинской и лекарственной помощи при отсутствии принятых в установленном порядке федеральных стандартов и контроль за их выполнением в медицинских учреждениях государственной, муниципальной и частной форм собственности;
- издание в пределах своей компетенции исполнительно-распорядительных актов по вопросам реализации государственной политики в области охраны здоровья, подлежащих исполнению органами управления здравоохранением и государственными, муниципальными и частными учреждениями, организациями и предприятиями здравоохранения.
Статья 34. Компетенция районных администраций
К ведению территориальных органов государственной власти относится координация деятельности органов государственной и муниципальной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в сфере охраны здоровья населения на территории района.
Статья 35. Полномочия органов местного самоуправления
К ведению органов местного самоуправления относится:
- контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан на соответствующей территории;
- формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения, развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности, создание условий для развития частной системы здравоохранения, организация первичной медико-санитарной и других видов медико-социальной помощи, обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
- формирование собственного бюджета в части расходов на оказание медицинской помощи и здравоохранение;
- контроль и координация деятельности учреждений, муниципальной системы здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения в пределах своих полномочий;
- осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан, в том числе внесению страховых установленных платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами, организация обучения, профессиональной подготовки и трудового устройства, создание специализированных предприятий, цехов и иных форм организации производства для этих групп населения, а также специальных учреждений для неизлечимо больных пациентов;
- регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
- реализация мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, санитарно-гигиеническое просвещение населения;
- развитие системы здравоохранения на подведомственной территории;
- ликвидация последствий катастроф и стихийных бедствий;
- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению органов государственной власти или других органов.
Статья 36. Взаимоотношения органов управления здравоохранением с территориальным фондом обязательного медицинского страхования
Орган управления здравоохранением администрации области:
Законом Тюменской области от 15 февраля 2004 г. N 88 в абзац 2 части 1 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения
- принимает участие в деятельности территориального фонда обязательного медицинского страхования через представителей в правлении территориального фонда обязательного медицинского страхования;
- в пределах своей компетенции совместно с фондом обязательного медицинского страхования осуществляет меры по совершенствованию системы медицинского страхования в области.
В пределах своей компетенции совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования:
Законом Тюменской области от 15 февраля 2004 г. N 88 в абзац 2 части 2 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения
- разрабатывает территориальную программу обязательного медицинского страхования и определяет объемы финансирования;
- определяет в установленном порядке стоимость медицинской помощи, тарифы на медицинские и иные услуги в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования;
- участвует в разработке нормативных актов, касающихся вопросов обязательного медицинского страхования;
- проводит организационно-методическую работу по вопросам медицинского страхования;
- обеспечивает реализацию программ обязательного медицинского страхования;
- обеспечивает контроль за качеством медицинской помощи и соответствием его требованиям программы обязательного медицинского страхования;
- осуществляет сбор и анализ информации о медицинских аспектах обязательного медицинского страхования, о взаимодействии с территориальным фондом обязательного медицинского страхования и формирует банк данных по этим вопросам.
Статья 37. Вступление Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Тюменской области |
Л.Ю. Рокецкий |
19 октября 1998 г.
N 50
г. Тюмень
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тюменской области от 19 октября 1998 г. N 50 "Об организации медицинской помощи населению Тюменской области"
Текст Закона опубликован в газете "Тюменские известия" N 204(2080) от 4 ноября 1998 г.; "Вестнике Тюменской областной Думы" N 8, 1998 г.
Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 г. N 333 настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тюменской области от 20 апреля 2004 г. N 222
Закон Тюменской области от 21 февраля 2000 г. N 165
Закон Тюменской области от 15 февраля 1999 г. N 88