Постановлением Тюменской областной Думы от 23 января 2003 г. N 660 настоящее постановление снято с контроля
Рассмотрев проект Закона Тюменской области "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области", решение постоянной комиссии областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению, в соответствии с пунктом 1 статьи 28, статьями 31, 32 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Закона Тюменской области "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области".
2. Направить указанный законопроект в администрацию Тюменской области, органы государственной власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, прокуратуру области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, органы местного самоуправления для внесения замечаний и предложений.
3. Постоянной комиссии областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению (Сидоров А.Л.) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на заседание областной Думы для рассмотрения во втором чтении.
4. Отменить постановление областной Думы "О проекте Закона Тюменской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области" от 21.06.2002 N 363.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению (Сидоров А.Л.).
Председатель Тюменской областной Думы |
C.Е. Корепанов |
Проект
принят областной Думой
в первом чтении 13.11.2002
Закон Тюменской области
"О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов
Тюменской области"
Глава 1.
Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона
1. Настоящий Закон в соответствии с Уставом Тюменской области устанавливает виды нормативных правовых актов области, а также определяет порядок их подготовки, принятия, вступления в силу, действия, толкования, систематизации и прекращения действия.
2. Настоящий Закон призван способствовать качественному и эффективному нормотворчеству органов государственной власти Тюменской области.
Статья 2. Основные понятия настоящего Закона
В настоящем Законе понятия и термины используются в следующих значениях:
1. Нормативный правовой акт Тюменской области - официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенном Уставом Тюменской области и настоящим Законом виде путем референдума либо уполномоченным на то органом государственной власти Тюменской области или должностным лицом и направленный на установление, изменение, дополнение или прекращения действия правовых норм как обязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.
2. Нормотворческие органы Тюменской области (далее нормотворческие органы области) - Тюменская областная Дума, Губернатор Тюменской области и структурные подразделения администрации области.
Статья 3. Содержание нормотворческой деятельности
В рамках своей деятельности нормотворческие органы области осуществляют:
1) планирование нормотворческой деятельности;
2) подготовку проектов нормативных правовых актов области;
3) рассмотрение и принятие нормативных правовых актов области;
4) обнародование нормативных правовых актов;
5) толкование нормативных правовых актов области;
6) систематизацию нормативных правовых актов области.
Статья 4. Правовое регулирование по предметам ведения Тюменской области
Нормотворческие органы области в пределах своей компетенции самостоятельно и в полном объеме осуществляет правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, по предметам ведения Тюменской области.
Статья 5. Правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и Тюменской области
1. Законы и иные нормативные правовые акты Тюменской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Тюменской области принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральными законами, принятыми по предметам совместного ведения.
2. До принятия федерального закона по предметам совместного ведения Российской Федерации и Тюменской области нормотворческие органы области осуществляет собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты Тюменской области приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.
Глава 2.
Виды нормативных правовых актов Тюменской области
Статья 6. Виды нормативных правовых актов области
1. Тюменская областная Дума принимает нормативные правовые акты в виде Устава области, законов области и постановлений.
2. Губернатор области принимает нормативные правовые акты в виде постановлений и распоряжений.
3. Виды нормативных правовых актов структурных подразделений администрации области определяется Губернатором области.
Статья 7. Устав Тюменской области
1. Устав Тюменской области - Основной закон Тюменской области. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить Уставу Тюменской области.
2. Устав области закрепляет основополагающие принципы правового регулирования в Тюменской области.
Статья 8. Законы Тюменской области
1. Законы области - принятые в соответствии с установленной процедурой областным референдумом или Тюменской областной Думой нормативные правовые акты, обладающие в Тюменской области высшей юридической силой после Устава области и утвержденных областной Думой договоров области.
2. Законом области:
а) утверждаются областной бюджет и отчет о его исполнении;
б) в соответствии с Уставом области устанавливаются основы организации и деятельности Тюменской областной Думы;
в) в пределах полномочий области определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
г) устанавливается порядок проведения выборов депутатов областной Думы;
д) устанавливается порядок проведения выборов Губернатора области;
е) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления;
ж) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению области, а также определяется порядок их взимания;
з) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;
и) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и юридических лиц иных организационно-правовых форм;
к) утверждаются заключение и расторжение договоров области;
л) устанавливается порядок назначения и проведения областного референдума;
м) устанавливается административно-территориальное устройство области и порядок его изменения;
н) утверждается структура администрации области;
о) устанавливается административная ответственность;
п) регулируются иные вопросы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами (далее федеральными законами), Уставом области и законами области.
3. Законы области могут быть приняты в форме Кодекса как систематизированного нормативного правового акта, максимально и полно регламентирующего определенную сферу общественных отношений. Кодекс области вводится в действие законом области.
Статья 9. Постановления Тюменской областной Думы
1. Постановление областной Думы - правовой акт, принятый Думой по вопросам, отнесенным к ее компетенции в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
2. Регламент областной Думы является правовым актом, определяющим порядок деятельности Тюменской областной Думы. Регламент областной Думы утверждается постановлением Думы.
Статья 10. Нормативные правовые акты Губернатора области
1. По вопросам, относящимся к компетенции Губернатора области и администрации области, принимаются (издаются) постановления и распоряжения Губернатора области.
Постановления и распоряжения Губернатора области принимаются (издаются) во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Тюменской области.
2. Акты Губернатора области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Тюменской области.
3. Акты Губернатора области, имеющие нормативный характер, издаются в виде постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в виде распоряжений.
4. Постановления и распоряжения Губернатора области подписываются Губернатором области либо на основании его поручения Вице-губернатором области и (или) одним из заместителей Губернатора области. В случаях, предусмотренных статьей 39 Устава области, постановления и распоряжения Губернатора области подписывает Вице-губернатор.
Статья 11. Нормативные правовые акты структурных подразделений администрации области
1. Нормативные правовые акты структурных подразделений администрации области издаются исключительно на основании нормативных правовых актов Губернатора области и не должны им противоречить.
2. Губернатор области вправе приостановить или признать утратившим силу любой нормативный правовой акт структурных подразделений администрации области.
Глава 3.
Подготовка, оформление и экспертиза проектов законов и иных
нормативных правовых актов Тюменской области
Статья 12. Плановые основы нормотворческой деятельности
1. Подготовка проектов законов области (далее также - законопроекты) осуществляется на плановой основе, что не исключают подготовку проектов вне плана.
2. В целях реализации планов подготовки проектов законов области в нормотворческих органах могут разрабатываться планы организационно-технических мероприятий обеспечения нормотворческой деятельности.
Статья 13. План законопроектных работ Тюменской областной Думы
1. План законопроектных работ областной Думы разрабатывается постоянной комиссией Думы по государственному строительству и местному самоуправлению с участием других постоянных комиссий, Губернатора области, органов местного самоуправления, иных заинтересованных органов (лиц). К разработке плана законопроектных работ могут привлекаться научные организации, ученые и специалисты.
2. План законопроектных работ областной Думы до его утверждения согласовывается с Губернатором области.
3. План законопроектных работ областной Думы на очередной год утверждается областной Думой не позднее, чем за две недели до наступления очередного года и подлежит обязательному опубликованию.
4. На основе мотивированного обоснования субъектов законодательной инициативы областная Дума вправе принять решение об исключении отдельных законопроектов из плана.
5. По согласованию с органами государственной власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов может быть утвержден совместный план законопроектных работ.
Статья 14. Порядок подготовки проектов областных законов и иных нормативных правовых актов
1. Подготовка текста проекта нормативного правового акта осуществляется нормотворческим органом, должностным лицом, иными субъектами, на которых возложена обязанность или которым предоставлено право подготовки проекта соответствующего нормативного правового акта.
2. Основанием для подготовки законопроекта является план законопроектных работ областной Думы либо решение субъекта законодательной инициативы о реализации права законодательной инициативы.
3. Для подготовки текста проекта нормативного правового акта могут создаваться рабочие группы с привлечением к участию в их работе органов местного самоуправления, научных организаций, ученых, специалистов и иных заинтересованных лиц.
4. Проекты законов и иных нормативных правовых актов области подлежат обязательной экспертизе в юридических службах нормотворческих органов области.
5. Порядок подготовки нормативных правовых актов структурных подразделений администрации области устанавливается Губернатором области.
Статья 15. Подготовка проектов законов и иных областных нормативных правовых актов на договорной основе
1. Нормотворческий орган области вправе заключать договоры на подготовку проектов нормативных правовых актов с научными учреждениями, отдельными учеными, специалистами или их творческими коллективами.
2. Нормотворческий орган области вправе заключать договоры на подготовку альтернативных проектов нормативных правовых актов области с несколькими научными учреждениями, специалистами, организациями.
Статья 16. Требования, предъявляемые к нормативным правовым актам
Нормативный правовой акт Тюменской области должен отвечать следующим требованиям:
1) соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам.
2) принятие акта уполномоченным на то органом или должностным лицом в пределах его компетенции;
3) принятие акта в порядке и виде, установленных настоящим Законом;
4) обеспеченность реализации предписаний акта (финансово-экономическая, организационная и так далее);
5) наличие логически построенной структуры;
6) единство терминологии;
7) общепризнанность терминов;
8) наличие обязательных реквизитов.
Статья 17. Обязательные реквизиты законов и иных нормативных правовых актов
1. Законы и иные нормативные правовые акты должны содержать следующие реквизиты:
а) герб области;
б) наименование вида акта;
в) заголовок, обозначающий предмет регулирования;
г) регистрационный номер;
д) дату и место принятия;
е) удостоверительную подпись должностного лица.
2. Реквизиты законов области имеют следующие типовые наименования
а) в верхней части проекта отдельными строками указываются словосочетания: "Российская Федерация", "Тюменская область", "Закон Тюменской области".
б) индивидуальное наименование закона дается после приведенного выше реквизита;
в) под индивидуальным наименованием закона указывается дата его принятия областной Думой;
г) под основным текстом закона указываются должность и фамилия должностного лица, удостоверяющего текст закона;
д) тексты законов завершаются надписью в левой их части о месте и дате подписания Губернатором области с указанием их регистрационных номеров.
3. Реквизиты нормативных правовых актов, утверждаемых (принимаемых) Губернатором области и структурными подразделениями администрации области, устанавливаются Губернатором области.
Статья 18. Основные правила законодательной техники
1. Текст законов области излагаются простым и ясным литературным языком. Слова и выражения в нормативных правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, Уставе Тюменской области. Как правило, не допускается употребление устаревших слов и выражений, образных сравнений, эпитетов. В законе даются определения малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов.
2. Нормативные предписания в законах области излагаются в виде статей, имеющих порядковый номер. Статьи законов области могут подразделяться на абзацы, именуемые частями. В частях статей могут содержаться пункты и подпункты.
3. Статьи близкого содержания значительных по объему законов области объединяются в главы. В необходимых случаях главы могут объединяться в разделы. Разделы и главы имеют заголовки и нумеруются.
4. В случае необходимости в законах области воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых актов более высокой юридической силы со ссылкой на такие акты.
5. Правила оформления нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) Губернатором области, структурными подразделениями администрации области, определяются Губернатором области.
Статья 19. Задачи научной экспертизы в нормотворческой деятельности
Научная экспертиза в нормотворческой деятельности призвана способствовать:
1) обеспечению высокого качества, законности нормативных правовых актов области;
2) созданию научно обоснованного законодательства области;
3) выявлению возможных позитивных и негативных социальных, экономических, экологических правовых и других последствий действия принимаемых законов и иных нормативных правовых актов области.
Статья 20. Научная экспертиза в нормотворческой деятельности
1. Научная экспертиза проекта нормативного правового акта - специальное исследование производимое учеными и специалистами по поручению нормотворческого органа области с целью оценки качества проекта нормативного правового акта и выявления возможных последствий его принятия и действия. Научная экспертиза проводится, как правило, на платной договорной основе.
2. В зависимости от предмета исследования, конкретных задач и применяемых научных познаний научная экспертиза в нормотворческой деятельности может быть экономической, финансовой, научно-правовой, научно-технической, экологической, иной.
3. При необходимости могут проводиться комплексные (с привлечением ученых и специалистов из различных областей научного знания) и узкоспециальные научные экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов области.
Статья 21. Проведение научной экспертизы проектов нормативных правовых актов области
1. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов области осуществляется научными учреждениями, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов, не принимавших непосредственного участия в подготовке соответствующего проекта В качестве экспертов проектов законов и иных нормативных правовых актов области не могут выступать депутаты областной Думы, специалисты аппаратов Думы и Администрации области, принимавшие участие в разработке законопроекта.
2. Проекты нормативных правовых актов области направляются на научную экспертизу руководителем соответствующего нормотворческого органа области. При назначении научной экспертизы формулисуются соответствующие вопросы эксперту (экспертам). Предложения о направлении законопроекта на экспертизу, внесенные Губернатором области или органами государственной власти автономных округов по вопросам является обязательным.
3. Сроки проведения научной экспертизы определяются в договоре о проведении научной экспертизы нормативного правового акта.
Статья 22. Заключение экспертов
1. Заключение эксперта (группы экспертов) дается в письменном виде, подписывается экспертом (группой экспертов) и представляется в нормотворческий орган в двух экземплярах.
2. В заключении указывается: когда, где, кем (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и звание, занимаемая должность), на каком основании произведена экспертиза, какую информацию и материалы использовал эксперт (группа экспертов), методику исследования, какие вопросы были поставлены и мотивированные ответы на них.
3. Заключение эксперта (группы экспертов) по проекту закона области подлежит обязательному рассмотрению при обсуждении последнего на заседании Думы.
Статья 23. Лица (органы), принимающие участие в подготовке законопроектов
1. В подготовке проектов законов в областной Думе принимают участие Губернатор области, его официальный представитель в областной Думе, а также могут принимать участие иные должностные лица (специалисты) Администрации области.
2. В подготовке законопроектов, затрагивающих интересы отдельных муниципальных образований, могут участвовать органы местного самоуправления.
3. При подготовке законопроектов, регламентирующих отношения:
- с федеральными органами государственной власти;
- органами власти других субъектов Российской Федерации;
- органами местного самоуправления на территории области;
- осуществление контроля за реализацией общеобластных программ;
- также затрагивающих интересы всего населения области; имеют право участвовать представители органов государственной власти автономных округов.
4. В случае отсутствия при подготовке данных законопроектов представителей органов государственной власти автономных округов разработанный проект направляется для согласования в органы государственной власти автономных округов не позднее пятнадцати дней до начала заседания областной Думы, на котором проект нормативного правового акта будет рассматриваться.
Статья 24. Представление проекта закона для рассмотрения на заседании областной Думы
Подготовленный проект Закона вносится в проект повестки очередного заседания областной Думы с решением соответствующей постоянной комиссии, в котором дается перечень органов, с которыми согласован проект закона, замечания и предложения, которые необходимо учесть или отклонить, указываются разработчики. Проект закона направляется для ознакомления с ним депутатам, не принимавшим участия в его разработке, Губернатору области и другим заинтересованным лицам, как правило, за 10 дней до начала заседания областной Думы, на котором он будет рассматриваться.
Глава 4.
Рассмотрение и принятие законов области
Статья 25. Право законодательной инициативы
1. Под законодательной инициативой в областной Думе понимается внесение субъектами права законодательной инициативы перечисленными в статье 34 Устава Тюменской области текста законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, а также;
а) пояснительной записки к законопроекту, содержащей обоснование необходимости его принятия, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия;
б) справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;
в) перечня законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;
г) предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;
д) финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат);
е) заключения Губернатора области в случаях, определенных настоящим Законом.
2. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, выпуске ценных бумаг под обязательства Тюменской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, могут быть внесены в областную Думу только при наличии заключения Губернатора области. Законопроекты, внесенные в областную Думу без заключения Губернатора области, вместе с финансово-экономическим обоснованием направляются Председателем Думы Губернатору области для подготовки заключения.
3. При внесении законопроектов субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в областной Думе по данному законопроекту.
4. Подготовленный к внесению в Думу законопроект и материалы к нему, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, направляются субъектом законодательной инициативы на имя председателя областной Думы, как правило, не позднее, чем за 20 дней до дня его рассмотрения на заседании областной Думы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26 настоящего Закона.
5. Законопроекты, внесенные в Тюменскую областную Думу Губернатором области рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
Статья 26. Ситуация законодательной необходимости Губернатор области имеет право объявить ситуацию законодательной необходимости. В этом случае законодательная инициатива Губернатора области может быть направлена не позднее, чем за 3 дня до заседания областной Думы. Областная Дума рассматривает внесенный в ситуации законодательной необходимости законопроект на очередном заседании.
Статья 27. Право субъекта законодательной инициативы на отзыв внесенного им проекта закона области
Субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона области, имеет право отозвать его до принятия в окончательном чтении.
Статья 28. Рассмотрение проекта закона постоянными комиссиями областной Думы
1. Порядок рассмотрения проекта закона области на заседаниях постоянных комиссий Думы, а также порядок направления проекта закона области для внесения на рассмотрение Тюменской областной Думы определяются Регламентом областной Думы.
2. На заседаниях постоянных комиссий областной Думы вправе присутствовать Губернатор области, его официальный представитель в областной Думе, иные должностные лица (специалисты) Администрации области, а также специалисты аппарата Думы, разработчики, эксперты и иные приглашенные лица.
3. По результатам рассмотрения проектов законов постоянные комиссии принимают решения.
Статья 29. Рассмотрение проекта закона Администрацией области и органами государственной власти автономных округов
1. Подготовленный проект закона, как правило, за 10 дней до его рассмотрения на заседании Думы направляется Губернатору области для заключения. Порядок рассмотрения законопроекта в Администрации области определяется Губернатором.
2. Органам государственной власти автономных округов проект закона для дачи заключения по вопросам статьи 25 настоящего Закона направляется за 15 дней до его рассмотрения на заседании областной Думы Порядок рассмотрения представленного на заключение областной Думой проекта закона области устанавливается органом государственной власти автономного округа.
Статья 30. Рассмотрение проекта закона на заседании областной Думы
1. Рассмотрение проекта закона осуществляется в соответствии с Регламентом областной Думы.
2. Рассмотрение законопроекта на заседании областной Думы начинается с доклада председателя постоянной комиссии, отвечающей за подготовку проекта, о необходимости принятия закона, его концепции и особенностях, о заключениях, поступивших по данному вопросу до его рассмотрения на заседаниях постоянных комиссий, замечаний и предложений (далее также - поправки), которые комиссия рекомендует принять или отклонить, а также содокладчика.
3. Обсуждение (прения) по проекту закона предполагает выяснение мнения всех заинтересованных компетентных лиц, принимающих участие в заседании областной Думы: депутатов, Губернатора области (его представителя), представителей органов государственной власти автономных округов, ученых и специалистов, представителей правоохранительных органов области.
4. Слово для выступления по обсуждаемому законопроекту предоставляется председательствующим на заседании областной Думы.
5. Высказанные замечания и предложения по проекту закона, за которые проголосовало большинство депутатов от установленного числа, вносится в текст проекта в качестве поправок.
6. После окончания обсуждения законопроекта докладчик может выступить с заключительным словом, в котором он высказывает свое мнение о принятии решения по рассматриваемому проекту.
7. Первое чтение включает в себя представление проекта и его обсуждение и завершается голосованием по вопросу об одобрении концепции законопроекта и принятии его за основу.
8. В случае принятия законопроекта в первом чтении областная Дума устанавливает сроки подачи замечаний и предложений к законопроекту, которые не могут быть менее 15 дней, и сроки внесения его на второе чтение. Сроки подачи замечаний и предложений не устанавливаются в случае принятия законопроекта в двух чтениях на одном заседании областной Думы. Представленные поправки вносятся в областную Думу в виде текста изменений или дополнений в конкретные статьи законопроекта либо предложений об исключении конкретных пунктов, частей или статей законопроекта.
9. Второе чтение закона назначается одновременно с принятием его в первом чтении либо, как правило, проводится на следующем заседании Думы и заключается в рассмотрении замечаний и предложений к проекту и голосовании по вопросу о принятии законодательного акта во втором чтении. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, соответствующей постоянной комиссией представляется таблица замечаний и предложений, в которой указывается мнение постоянной комиссии по каждой поправке.
10. Третье чтение проекта закона проводится после принятия его во втором чтении и заключается в рассмотрении замечаний и предложений по проекту и голосовании по вопросу о принятии законодательного акта в целом.
11. Продолжительность перерывов между чтениями, как правило, не может превышать шести месяцев.
Статья 31. Принятие решения по проекту закона
1. По итогам обсуждения проекта Закона может быть принято одно из следующих решений Думы:
а) о принятии законопроекта в первом или во втором чтении и вынесении его, с учетом внесения в текст проекта закона высказанных замечаний и предложений, на последующее заседание Думы;
б) о принятии закона и направлении его Губернатору области для обнародования;
в) об опубликовании проекта Закона в печати в целях его обсуждения жителями области и вынесении его на одно из следующих заседаний Думы с учетом поступивших замечаний и предложений;
г) о доработке законопроекта и вынесении его на рассмотрение следующего (очередного или внеочередного) заседания Думы.
2. Решение Думы о вынесении проекта закона на одно из последующих заседаний областной Думы может быть принято до обсуждения рассматриваемого проекта в случае наличия отрицательного заключения по нему Губернатора области, органов государственной власти автономных округов либо отрицательного заключения научной экспертизы.
3. Решение по проекту закона принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
4. Законодательные акты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета области, принимаются по представлению Губернатора области или при наличии его заключения.
Глава 5.
Обнародование нормативных правовых актов
Статья 32. Подписание закона
1. Принятые областной Думой законы в течение 10 дней после заседания Думы направляются Губернатору области для обнародования (подписания и опубликования).
2. Губернатор области подписывает закон либо отклоняет его в десятидневный срок с момента поступления закона в администрацию области.
3. Если в течение десятидневного срока Губернатор не подписывает закон и не отклоняет его, то закон подлежит опубликованию и вступает в силу в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 36 настоящего Закона.
Статья 33. Повторное рассмотрение Законов Тюменской области, отклоненных Губернатором Тюменской области
1. Закон Тюменской области, отклоненный Губернатором области и возвращенный в областную Думу с замечаниями, повторно рассматривается Тюменской областной Думой.
2. В случае отклонения закона, Губернатором области предлагается новая редакция закона области либо отдельных его разделов, глав, статей, их частей и пунктов или обосновывается нецелесообразность принятия данного закона Тюменской области либо указывается на несоответствие отклоняемого закона области федеральному законодательству и законодательству Тюменской области.
3. При повторном рассмотрении закона Тюменской области на заседании областной Думы проводится обсуждение причин отклонения закона Тюменской области Губернатором области. Заключительное слово при обсуждении предоставляется Губернатору Тюменской области или его представителю.
4. По окончании обсуждения председательствующий на заседании областной Думы ставит на голосование предложение о принятии закона Тюменской области в редакции, предложенной Губернатором области, либо о согласии с обоснованием Губернатора области о нецелесообразности принятия закона Тюменской области.
Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Тюменской областной Думы.
5. Если решение, указанное в части 4 настоящей статьи не принято, то председательствующий на заседании областной Думы ставит на голосование вопрос об одобрении закона Тюменской области в ранее принятой редакции. Решение об одобрении закона Тюменской области в ранее принятой редакции принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов областной Думы.
6. В случае, если решение об одобрении закона Тюменской области в ранее принятой редакции не принято, создается согласительная комиссия для преодоления возникших разногласий. Решение согласительной комиссии считается принятым, если по каждому предложению Губернатора области стороны пришли к единому мнению. По окончании работы согласительная комиссия представляет на повторное рассмотрение областной Думы закон Тюменской области в согласованной редакции с протоколом заседания согласительной комиссии и сравнительной таблицей. Закон Тюменской области в согласованной редакции считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов областной Думы.
7. Принятый на повторном заседании областной Думы в прежней редакции закон подлежит обнародованию (подписанию и опубликованию) Губернатором области в трехдневный срок с момента его поступления в Администрацию области.
Статья 34. Официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов
1. Закон области подлежит обязательному официальному опубликованию в полном объеме в течение четырех дней с момента подписания его Губернатором области либо по истечении десяти дней после его повторного рассмотрения в ранее принятой редакции.
2. Официальным опубликованием признается опубликование в газетах "Тюменская правда", "Тюменские известия", "Тюменская область сегодня" и "Вестник" Тюменской областной Думы.
3. Официальное опубликование законов и иных областных нормативных правовых актов не полностью либо в изложении не допускается.
4. О допущенных при официальном опубликовании законов и иных областных нормативных правовых актов ошибках и опечатках производится официальное извещение в том же издании в 14-дневный срок с момента опубликования, с указанием правильного прочтения или приведением полного текста закона или иного областного нормативного правового акта в правильной редакции. С истечением указанного срока любые исправления в тексте официально опубликованного закона и иного областного нормативного правового акта могут производиться только посредством принятия нового закона или иного областного нормативного правового акта.
5. Если областной нормативный правовой акт содержит сведения, составляющие государственную тайну, то официальному опубликованию подлежат только его наименование, реквизиты, а также положения, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну.
6. Если закон области не опубликован официально до указанной в нем даты вступления в силу, то днем его вступления в силу является день его официального опубликования.
Глава 6.
Действие законов и иных областных нормативных
правовых актов
Статья 35. Порядок вступления в силу законов области
1. Закон области вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования, если в нем или в акте о его введении в действие не предусмотрен иной срок.
2. Законы области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, а также законы области, которыми устанавливается административная ответственность, вступают в силу не ранее, чем через десять календарных дней со дня, следующего за днем их официального опубликования.
3. Законы области о налогах и сборах, об областном бюджете на очередной финансовый год вступают в силу в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Статья 36. Порядок вступления в силу иных областных нормативных правовых актов
1. Постановления областной Думы вступают в силу с момента их принятия, если в самих постановлениях не указан иной срок.
2. Нормативные правовые акты Губернатора области, вступают в силу с момента их подписания, если иной порядок не установлен соответствующим нормативным правовым актом Губернатора области. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов структурных подразделений администрации области определяется Губернатором области.
3. Постановления областной Думы, нормативные правовые акты Губернатора области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять календарных дней со дня, следующего за днем их официального опубликования.
4. Вступивший в силу областной нормативный правовой акт, принятый в пределах компетенции соответствующего нормотворческого органа области, обязателен для исполнения всеми, находящимися в области государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами, гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами Тюменской области.
Статья 37. Действие нормативных правовых актов области во времени
1. Действие нормативных правовых актов области начинается с момента их вступления в силу и прекращается в момент утраты ими юридической силы.
2. Нормативные правовые акты Тюменской области действуют, как правило, бессрочно, но могут приниматься также и на определенный период времени. Определенным периодом времени может быть ограничено действие отдельных положений нормативных правовых актов области.
Статья 38. Обратная сила закона и иного нормативного правового акта области
1. Закону и иному областному нормативному правовому акту может быть соответствующим нормотворческим органом области придана обратная сила.
2. Придание обратной силы не допускается, если закон и иной областной нормативный правовой акт:
а) вводят новые налоги, иные обязательные платежи в областной бюджет или ухудшают положение налогоплательщиков;
б) устанавливают или отягчает меры административной ответственности физических и юридических лиц;
в) устанавливают обязанности граждан и юридических лиц.
Статья 39. Приостановление действия нормативного правового акта области
1. Действие нормативного правового акта области или его отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события.
2. Действие нормативного правового акта области приостанавливается актом того же вида, принятым (изданным) органом или должностным лицом его принявшим (издавшим).
3. Действие нормативного правового акта области может быть также приостановлено актом, изданным иным органом (должностным лицом), наделенным такими правами действующим законодательством.
Статья 40. Основания прекращения действия закона и иного нормативного правового акта
1. Закон и иной нормативный правовой акт прекращает свое действие в случаях:
1) истечения срока действия нормативного правового акта;
2) признания нормативного правового акта утратившим силу органом, принявшим этот акт;
3) в иных случаях в соответствии с действующим законодательством.
2. Одновременно с утратой нормативным правовым актом юридической силы юридическую силу утрачивают также нормативные правовые акты (отдельные положения нормативных правовых актов), которыми были внесены изменения в нормативный правовой акт, утративший силу.
Глава 7.
Толкование законов и иных нормативных правовых
актов области
Статья 41. Понятие официального толкования законов и иных областных нормативных правовых актов
1. Официальное толкование законов и иных областных нормативных правовых актов есть властно-обязательное разъяснение законов и иных областных нормативных правовых актов или их предписаний правомочным нормотворческим органом области.
2. Официальное толкование законов и иных областных нормативных правовых актов производится в случае обнаружения неясностей в содержании законов и иных областных нормативных правовых актов, неправильной или противоречивой практики их применения.
3. Результатом официального толкования законов и иных областных нормативных правовых актов должна быть полная определенность смысла интерпретируемого акта или его предписания.
4. В процессе официального толкования не допускается внесение в толкуемые законы и иные областные нормативные правовые акты поправок, дополнений и конкретизирующих предписаний. Распространительное и ограничительное толкование допускаются лишь в случаях явного расхождения смысла и текста закона (областного нормативного правового акта).
Статья 42. Официальное толкование законов области и постановлений областной Думы
1. Официальное толкование вступивших в силу законов области вправе давать только Тюменская областная Дума как по собственной инициативе, так и по запросам Губернатора области и иных субъектов законодательной инициативы.
2. Текст официального толкования законов области готовится постоянной комиссией областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению совместно с государственно-правовым комитетом областной Думы с последующим рассмотрением на заседании Думы.
3. Официальное толкование постановлений областной Думы осуществляется в порядке, установленном регламентом областной Думы.
Статья 43. Официальное толкование нормативных правовых актов Губернатора области и структурных подразделений администрации области
Официальное толкование нормативных правовых актов Губернатора области и структурных подразделений администрации области осуществляется в порядке, установленном Губернатором области.
Глава 8.
Систематизация и учет нормативных правовых актов области
Статья 44. Систематизация нормативных правовых актов области
Систематизация нормативных правовых актов области - деятельность нормотворческих органов области по приведению нормативных правовых актов области в единую упорядоченную систему путем подготовки и издания собраний и сборников нормативных правовых актов области, подготовки и принятия укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу, а также подготовки и принятия новых актов (кодексов), включающих как нормы прежних актов, так и новые предписания.
Статья 45. Учет нормативных правовых актов области
1. Все законы и иные областные нормативные правовые акты подлежат государственному учету.
2. Государственный учет включает в себя централизованный сбор и регистрацию законов и иных областных нормативных правовых актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и централизованную информацию об этих актах.
3. Порядок государственного учета законов и иных областных нормативных правовых актов определяется соответствующим нормотворческим органом.
Глава 9.
Заключительные положения
Статья 46. Вступление настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня, следующего за днем его официального опубликования.
2. С момента вступления настоящего Закона в силу, признается утратившими силу Закон Тюменской области от 4.11.1996 N 54 "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области" (в редакции Законов Тюменской области от 25.04.1997 N 84, от 25.07.1997 N 111, от 10.12.1997 N 134, от 20.04.1998 N 14, от 08.07.1999 N 124, от 06.05.2000 N 181).
Губернатор Тюменской области |
С.С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 13 ноября 2002 г. N 543 "О проекте Закона Тюменской области "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля