Постановлением Тюменской областной Думы от 22 октября 2003 г. N 1073 настоящее постановление снято с контроля
Постановлением Тюменской областной Думы от 23 января 2003 г. N 656 срок исполнения настоящего постановления продлен до 1 января 2004 г.
Рассмотрев проект федерального Закона "Об основах отношений между краем, областями и входящими в их состав автономными округами", поступивший из Комитета по делам национальностей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, письмо председателя областной Думы и главы администрации области в адрес Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.П.Рыбкина и Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.Ф.Шумейко, проект альтернативного федерального Закона "Об основах отношений края, области и автономного округа, находящегося в их составе", внесенного на рассмотрение областной Думы главой администрации области областная Дума постановила:
1. Признать, что проект федерального Закона "Об основах отношений между краем, областями и входящими в их состав автономными округами", поступивший из Комитета по делам национальностей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, не отражает особенностей отношений края, области и входящих в их состав автономных округов, не решает возникших в сложнопостроенных субъектах Российской Федерации проблем и не может служить основой для обсуждения.
2. Поддержать письмо председателя областной Думы и главы администрации области в адрес Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.П.Рыбкина и Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.Ф.Шумейко в отношении данного законопроекта (приложение N 1).
3. Направить заключение на проект федерального Закона "Об основах отношений между краем, областями и входящими в их состав автономными округами" в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство по делам национальностей и региональной политике Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, имеющим в своем составе автономные округа (приложение N 2).
4. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в качестве совместной с администрацией области законодательной инициативы, альтернативный проект федерального Закона "Об основах отношений края, области, и автономного округа, находящегося в их составе" (приложение N 3).
5. Поручить представлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации альтернативный проект федерального Закона "Об основах отношений края, области и автономного округа, находящегося в их составе" заместителю председателя областной Думы В.Н.Третьякову и директору Центра стратегии регионального развития Тюменской области В.Н.Ульянову.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя областной Думы Н.П.Барышникова.
Председатель Тюменской областной Думы |
Н.П.Барышников |
Приложение N 1
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 11 мая 1995 г. N 175
Тюменская Администрации
областная Дума Тюменской области
Председателю Государственной Председателю Совета Федерации
Думы Федерального Собрания Федерального Собрания
Российской Федерации Российской Федерации
Рыбкину И.П. Шумейко В.Ф.
В Тюменскую областную Думу и в Администрацию Тюменской области из Комитета по делам национальностей Государственной Думы за подписью председателя Комитета Б.Жамсуева поступил проект федерального Закона "Об основах отношений между краями, областями и входящими в их состав автономными округами", разработанный с участием ученых-юристов, фамилии которых в проекте не указаны, с просьбой направить нашего представителя для обсуждения законопроекта на заседании Комитета 18.05.95.
В течение 1994 г. руководство области неоднократно направляло замечания к предыдущим проектам закона. Суть замечаний сводилась к тому, что все прежние проекты закона, разработанные в Комитете по делам национальностей Государственной Думы, фактически в одностороннем порядке изменяли статус области как субъекта Российской Федерации, имеющего свои границы и территорию. Все наши устные и письменные замечания практически не были учтены. Руководство Комитета фактически учитывает только интересы автономных образований.
Новый вариант проекта еще более усугубляет ситуацию и не может быть основой для обсуждения, т.к. не отражает главных особенностей отношения края, области с входящими в их состав автономными округами. В законопроекте не делается даже попытки дать определение такой правовой конструкции, содержащейся в статье 66 п.4 Конституции Российской Федерации как автономные округа, входящие в состав края области. Не определен приблизительный перечень совместных полномочий, принципа и порядок их разграничения, вытекающие из бесспорного факта вхождения автономных округов в состав края, области, в том числе и территориально. Не определены принципы формирования единой системы федеральных и региональных органов государственной власти краев, областей и входящих в их состав автономных округов. Более того, статья 2 ч.3 и статья 4 законопроекта говорят о "границах между субъектами Российской Федерации" и о "своих территориях". Фактически это попытка изменить в одностороннем порядке границы и статус области как субъекта Российской Федерации.
В статье 18 законопроекта предлагается привести Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, противоречащие настоящему закону, в соответствие с ним. Для Тюменской области и других сложнопостроенных субъектов Российской Федерации это означает отказ от принципиально важных положений Указа Президента Российской Федерации N 1765 от 27 октября 1993 г., по которому "выборы в представительные органы государственной власти краев, областей, в состав которых входят автономные округа, проводятся на всей территории края области, включая территорию соответствующих автономных округов". Указа Президента Российской Федерации N 122 от 18.09.91 г. "О Программе развития Тюменской области", в которой определены функции и полномочия региональных органов Программы и др.
Такие подходы абсолютно не соответствуют духу прошедшего 20 апреля 1995 года в г.Тюмени совещания по проблемам взаимоотношений органов государственной власти в сложнопостроенных субъектах Российской Федерации с участием представителей Президентского Совета, ГПУ Президента Российской Федерации Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства по делам национальностей, ученых и юристов.
Считаем, что названные проблемы имеют не национальную и узкорегиональную основу, они напрямую затрагивают политические и общерегиональные интересы России. Поэтому просим привлечь к разработке соответствующего законопроекта также представителей Правительства, ГПУ Президента Российской Федерации, Комитета по делам Федерации и региональной политике Государственной Думы, соответствующих Комитетов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и одновременно направляем альтернативный законопроект, предложенный администрацией Тюменской области для обсуждения участникам вышеназванного совещания и внесенный в адрес Тюменской областной Думы в качестве совместной законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Приложение: на 12 листах.
Председатель Тюменской областной Думы |
Н.П.Барышников |
Приложение N 2
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 11 мая 1995 г. N 175
Заключение
на проект федерального закона "Об основах отношений между краем,
областями и входящими в их состав автономными округами"
Представленный проект закона не может быть основой для обсуждения, т.к. не отражает главных особенностей отношений края, области с входящими в их состав автономными округами. В нем даже не делается попытки дать определение такой правовой конструкции, содержащейся в статье 66 п.4 Конституции Российской Федерации, как "автономные округа, входящие в состав края, области", а также не определен приблизительный перечень совместных полномочий, принципы и порядок их разграничения, вытекающие из нахождения вышеназванных субъектов Российской Федерации на одной территории в границах области.
Более того, статья 2 ч.3 и статья 4 законопроекта о "границах между субъектами Российской Федерации" и "своих территориях" фактически являются попыткой изменить в одностороннем порядке границы области.
Как следствие этого - отсутствие единого правового поля области и автономных округов.
Не решается в законопроекте и вопрос проведения общеобластного референдума по проблемам, затрагивающим интересы всего населения области.
Особенно контрастны вышеназванные положения проекта предложениям и выводам, прозвучавшим на проходившем 26.04.95 в г.Тюмени совещании по проблемам взаимоотношений органов власти в сложнопостроснных субъектах Российской Федерации с участием представителей Совета Федерации, Государственной Думы, Министерства по делам национальностей, ученых юристов.
Названные проблемы давно перестали иметь только национальную основу и напрямую затрагивают политические и общерегиональные интересы. Поэтому считаем необходимым привлечь к разработке также представителей Комитета по делам Федерации и региональной политике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Считаем также, что законопроект должен содержать следующие положения:
- территория автономного округа является одновременно частью территории края, области, в состав которых входит автономный округ;
- формирование совместных предметов ведения и полномочий органов государственной власти края, области и автономных округов;
- проведение краевого, областного референдума и формирование органов государственной власти края, области - с участием населения автономного округа, находящегося в составе края, области;
- единая структура федеральных органов на территории края, области;
- порядок действия краевых, областных законов и иных нормативных актов на всей территории области в пределах, установленных настоящим законом и договорами.
Если федеральный закон определит эти принципиальные основы отношений, то дальнейшее будет отрегулировано договором или соглашением между органами государственной власти края, области и автономного округа, находящегося в их составе.
Заведующий государственно-правовым
отделом Тюменской областной Думы |
В.А.Серков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 11 мая 1995 г. N 175 "О законодательной инициативе в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации - проекте федерального Закона "Об основах отношений края, области и автономного округа, находящегося в их составе"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Тюменской областной Думы" N 4(49), апрель-май 1995 г.
Постановлением Тюменской областной Думы от 23 января 2003 г. N 656 срок исполнения настоящего постановления продлен до 1 января 2004 г.
Настоящий документ снят с контроля