Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава II. Необходимость применения программного подхода
2.1. Основные проблемы демографии и развития трудовых ресурсов
Тюменской области
Современная демографическая ситуация на юге Тюменской области характеризуется:
- убылью населения;
- низким уровнем рождаемости и продолжительности жизни населения;
- высокой смертностью, особенно мужчин в активных трудоспособных возрастах;
- трансформацией в структуре, направлениях и масштабах миграционных процессов.
Общая демографическая ситуация на юге Тюменской области несколько более благоприятна, чем по стране. Тем не менее, только своевременное принятие комплекса мер по регулированию демографической ситуации в области позволит избежать драматической ситуации, в которой находятся сегодня подавляющее число регионов России.
Проведенный анализ ситуации определил круг задач, требующих решения программным методом:
2.1.1. В сфере демографической политики
1. Снижение уровня естественной убыли населения через:
- повышение рождаемости;
- уменьшение детской смертности;
- укрепление здоровья населения всех возрастных групп;
- снижение общей смертности и смертности мужчин трудоспособного возраста;
- увеличение продолжительности жизни населения.
Не смотря на то, что в настоящее время и в ближайшем будущем рождаемость несколько возрастет за счет повышения числа родившихся у многочисленного поколения, появившегося на свет в середине 1980-х годов, она останется на относительно низком уровне, поскольку семьи ориентированы на малодетность, рождение только одного-двух детей.
Население России в настоящее время находится в стадии активного старения, которое характеризуется увеличением удельного веса пожилых людей. Эта тенденция наблюдается и на юге Тюменской области. Возрастная структура населения юга Тюменской области последнего десятилетия характеризуется постоянной долей пожилых, увеличивающимся удельным весом трудоспособных и уменьшающейся долей детских контингентов. Удельный вес трудоспособного населения увеличился с 56,9% в 1991 г. до 60,8% в 2001 г., а доля лиц старше трудоспособного возраст увеличилась за этот же период с 16,3 до 17,5%. Процесс старения населения отмечается в трудоспособных возрастах: здесь увеличивается доля средних и старших возрастных групп. Очевидны социально-экономические последствия этого процесса для современного и будущего демографического развития региона. Вступление в трудоспособный возраст многочисленного поколения, рожденного в середине 1980-х годов, несколько замедлит процесс старения трудоспособных контингентов населения области вплоть до 2007 года. Удельный вес населения младше трудоспособного возраста сократился за последние 10 лет с 26,8% в 1991 г. до 21,7% в 2001 г.
В структуре причин смертности населения юга Тюменской области первое место занимают болезни системы кровообращения (48%) всех смертей. На фоне относительно стабильной смертности от болезней системы кровообращения, новообразований и болезней органов дыхания, на которые приходится основная масса умерших, второе место по причинам смертности приходится на несчастные случаи, отравления и травмы, которые являются вполне предотвратимыми причинами.
Негативно на формирование уровня здоровья населения в городах влияет неблагоприятная экологическая ситуация. Лишь половина жителей использует для питьевых нужд воду, соответствующую требованиям государственного стандарта. Высокий уровень химического и бактериального загрязнения питьевой воды оказывает непосредственное влияние на заболеваемость населения, приводит к возникновению вспышек кишечных инфекций, вирусного гепатита А. Глубокую озабоченность вызывает рост числа таких заболеваний, как туберкулез, сифилис, СПИД, рост числа психических заболеваний, а так же увеличение потребления алкоголя и табака.
Сравнивая имеющиеся данные, очевидно, что ключевой является проблема масштабов "избыточной" смертности, или установления реальных границ, до которых она может быть снижена Основное направление мер по снижению заболеваемости и смертности населения должно осуществляться в русле минимизации устранимых причин смерти - несчастные случаи, отравления и травмы, а также - на предотвращение ранней смертности, особенно у мужчин трудоспособного возраста.
2. Повышение уровня миграционной прибыли населения.
Как показывают расчеты, депопуляционные процессы будут характерны для демографического развития области на перспективу. Основное направление решения проблемы - активная миграционная политика по привлечению, трудоустройству и закреплению мигрантов на жительство в области.
Вопросы регулирования миграционных потоков, активное привлечение мигрантов на жительство в регион и их социально-экономическая адаптация к условиям юга Тюменской области должны стать важной частью общей демографической политики в регионе.
3. Повышение уровня жизни населения. Укрепление института семьи.
Значительная часть семей не может обеспечить социально-приемлемый уровень благосостояния на трудовой основе, а действующие социальные гарантии, выплаты и льготы не обеспечивают реальной защиты семьи от нищеты и лишений. Из-за снижения семейных доходов ухудшается структура и качество питания большинства семей, снижается доступность и качество услуг здравоохранения, образования, культуры, отдыха, физкультуры и спорта.
Никакие мероприятия в сфере улучшения демографической ситуации и развития трудовых ресурсов не приведут к решению данных проблем без одновременного принятия мер в сфере улучшения уровня жизни населения.
Анализ показателей уровня жизни населения Тюменской области (без автономных округов) позволяет выделить следующие проблемы этой сферы:
- чрезмерная дифференциация в доходах и потреблении продуктов питания и промышленных товаров между бедными и богатыми слоями населения;
- наличие задолженности по заработной плате;
- в социальной сфере: низкая заработная плата работников социальной сферы и, как следствие, нехватка кадров;
- наличие существенных различий в уровне обеспечения населения объектами соцкультбыта между центром и районами;
- жилищная проблема, особенно для молодых.
Решение этой проблемы возможно только при условии реализации мероприятий, направленных на:
- повышения статуса семьи с двумя и более детьми;
- повышение уровня жизни населения.
2.1.2. В сфере развития трудового потенциала области
Из результатов анализа ситуации с трудовыми ресурсами ясно, что основной проблемой является дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда. В связи с этим необходима разработка комплекса мер, направленных, прежде всего, на:
- Изучение и дальнейший мониторинг состояния рынка труда. Данный мониторинг необходим для принятия оперативных решений в сфере занятости, направлении и объемах профподготовки, регулирования трудовой миграции, формирования социального заказа населения по профессиональному обучению.
- Оптимизацию отраслевой и территориальной структуры распределения трудовых ресурсов через развитие кадрового потенциала области, в том числе - через повышение производительности труда.
2.1.3. Совершенствование нормативной правовой базы
Федеральное законодательство крайне фрагментарно регулирует вопросы демографии. Фактически только начат законотворческий процесс в области демографии, основой которого стал подзаконный акт - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 г. N 1270-р, которым утверждена Концепция демографического развития Российской Федерации до 2015 года.
В целом региональное законодательство и программы ориентированы на решение актуальных проблем Тюменской области, однако они слабо скоординированы и не носят комплексного характера в сфере демографии. Очень мало уделяется внимания вопросам укрепления семьи. Нет логической увязки регулирования вопросов демографии и трудовой занятости.
На региональном уровне начат процесс государственного регулирования процессами, формирующими кадровый потенциал области, но он требует дальнейшей проработки и совершенствования.
Практически не регулируются демографические процессы на муниципальном уровне.
Данные задачи можно решать планово-программными методами управления.
2.1.4. В сфере формирования информационного поля
К сожалению, целенаправленной информационной политики в области улучшения демографической ситуации и развития трудовых ресурсов в Тюменской области нет. Средства массовой информации только эпизодически освещают демографические проблемы.
Имеющаяся система мониторинга социально-политической ситуации в регионе недостаточно отражает демографическую проблематику.
Освещение в областной прессе проблем формирования и развития кадрового потенциала так же носит эпизодический, неструктурированный характер.
Исходя из анализа ситуации, меры могут быть структурированы по следующим основным направлениям:
- формирующие условия и возможности для реализации оптимальной модели фертильного поведения населения;
- формирующие профессиональные установки населения;
- формирующие позитивный имидж региона для потенциальных мигрантов.
Реализация мероприятий по этим направлениям невозможна без организации системы получения достоверных и оперативных данных через функционирование системы мониторинга ситуации.
2.2. Цели и задачи выполнения Программы
В Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, принятой Правительством страны, целью демографического развития России является стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. При этом реализация положений Концепции в регионе должна проходить с учетом специфики сформировавшегося населения, а также особенностей социально-экономических процессов, воздействующих на демографическую ситуацию в современных условиях и в будущем.
Генеральная цель Программы - обеспечение социальной стабильности и улучшение демографической ситуации через развитие кадрового потенциала Тюменской области.
В свою очередь, генеральная цель может быть декомпозирована на частные подцели, связанные с соответствующими аспектами политики социально-экономического развития региона. Могут быть выделены следующие основные аспекты:
- собственно демографический аспект, который сводится к проблеме организации механического прироста населения в соответствии с потребностями развития экономики региона, а также к прогнозу естественного прироста населения региона и определению путей и мер его увеличения;
- аспект здравоохранения, который должен способствовать повышению темпов естественного прироста населения и улучшению здоровья;
- социально-экономический аспект - обеспечение базы для устойчивого социально-экономического развития региона, и, как следствие - улучшение уровня жизни населения и привлечение дополнительной рабочей силы в регион;
- кадровый аспект, который концентрирует усилия на обеспечении сбалансированности развития трудовых ресурсов в регионе путем создания и стимулирования эффективной системы подготовки и мобильной переподготовки кадров для отраслей экономики в регионе.
Достижение основных целей областной целевой программы невозможно без решения следующих взаимосвязанных социально-экономических задач:
- повышение уровня жизни населения,
- модернизация экономики и обеспечение устойчивых темпов экономического роста.
В концептуальном плане реализация целей основана на предложении активизации инвестиционной деятельности предприятий, усилении социальной направленности проводимых экономических преобразований, реализуемых и разрабатываемых на территории юга Тюменского региона долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, связанных со структурной перестройкой экономики.
2.3. Принципы реализации Программы
Принципы, лежащие в основе политики развития трудовых ресурсов, кадрового потенциала, отражают отношение Администрации Тюменской области к регулированию процессов, формирующих трудовые ресурсы и кадровый потенциал, уровень жизни, здоровья, образования, культуру, благосостояние, численность и структуру населения в целом и его конкретных групп, направленных на улучшение демографической ситуации и развитие кадрового потенциала в регионе. Сочетание государственного и межведомственного механизмов регулирования в указанной сфере является основой для достижения оптимальных решений в ходе подготовки и успешной реализации концепции.
К основным принципам реализации программы относятся:
- консолидация действий исполнительных органов государственной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ, направленных на улучшение демографической ситуации;
- многоуровневый подход к организации мероприятий с учетом как общих потребностей населения области в целом, так и специфических потребностей населения различных районов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
- государственная ответственность, эффективность, преемственность и стабильность политики, проводимой органами государственной власти и управления, совершенствование законодательной базы на всех уровнях государственной власти;
- равенство всех граждан независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений;
- предоставление равных возможностей самореализации гражданам во всех сферах деятельности;
- социальная эффективность, социальное участие, социальное партнерство;
- хорошо скоординированный межведомственный подход к вопросам повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни;
- постоянно действующая информационно-пропагандистская система, направленная на формирование и развитие социально-адаптированной личности;
- использование результатов научных исследований, опыта международного сотрудничества с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем улучшения демографической ситуации и развития трудовых ресурсов.
Определение принципиальных направлений развития кадрового потенциала на 2003-2010 годы основывается на учете объективно действующих отраслевых и территориальных факторов, которые уже длительное время оказывают влияние и будут влиять в будущем на темпы, масштабы занятости и развитие кадрового потенциала. Однако успешная реализация мероприятий связана с активным инвестиционным процессом, с регулированием миграционного движения и естественного прироста, которые обусловят существенные сдвиги и количественных, и качественных параметров занятости и кадрового потенциала в перспективе.
Развитие трудовых ресурсов и кадрового потенциала должно опираться на схему развития и размещения производительных сил юга Тюменской области в перспективный период, ориентирующую на собственный ресурсный потенциал (природный, производительный, научно-технический, трудовой), внутренние источники накопления, которые при благоприятных условиях позволят в 2003-2010 годах закрепить стартовые условия экономического роста, достигнутые в предыдущие годы, продолжать реструктуризацию экономики.
Государственная поддержка улучшения демографической ситуации на территории Тюменской области через развитие трудового потенциала должна включать в себя:
- Обеспечение равных стартовых условий для получения профессионального образования.
- Обеспечение повышения уровня жизни населения.
- Содействие системы адаптации населения к происходящим социально-экономическим переменам.
Разработка мер миграционной политики, направленной на более полное использование потенциала учебной и трудовой миграции для восполнения потерь, вызванных естественной убылью населения.
Несмотря на то, что улучшение демографической ситуации - проблема, требующая комплексного подхода, в рамках данной Программы не ставится задач дублирования программных мероприятий, либо замены действующих областных целевых программ. Программные мероприятия сгруппированы в соответствии с генеральной целью Программы с учетом полномочий Комитета по труду, как Генерального заказчика - Координатора Программы, с учетом отраслевого и территориального аспекта развития кадрового потенциала.
2.4. Организация управления Программой
Управление областной целевой программой осуществляет Комитет по труду, как Генеральный заказчик - Координатор программы.
Комитет по труду, как Генеральный заказчик - Координатор программы выполняет следующие обязанности:
- Концентрирует на своем специальном (отдельном) счете перечисляемые инвесторами на реализацию программы средства и обеспечивает их своевременное поступление.
- Организует выполнение программы.
- Определяет исполнителей мероприятий и работ, заключает с ними договора.
- При выборе исполнителей программных мероприятий обязательно проверяется их квалификация, финансовое и имущественное состояние с целью гарантии материальной ответственности в случае неисполнения ими условий договора.
- Систематически контролирует работу исполнителей, принимает по акту законченные этапы работ и мероприятия.
- Осуществляет расчеты с исполнителями.
- Предъявляет санкции за неисполнение договорных обязательств и компенсирует исполнителям убытки, возникшие по вине Генерального заказчика.
- Заключает с предприятиями, организациями, учреждениями, являющимися субъектами программных инвестиций и иных форм поддержки, договоры, определяющие их ответственность за возврат кредитов, целевое использование субвенций и дотаций, достижение предусмотренного социального эффекта.
- Заключает договора с инвесторами программы о сроках возврата получаемых в виде кредитов средств и других формах компенсаций затрат инвесторов, в том числе - в виде социального эффекта.
- Ежеквартально, до 15 числа следующего за кварталом месяца, отчитывается перед Губернатором области (или указанными им органами) и другими инвесторами о ходе выполнения программы.
- Разрабатывает и представляет в администрацию области в установленные сроки, согласованные с другими инвесторами ежегодные планы реализации программ и заявки на их финансирование с обоснованием затрат.
Ежегодно Комитет по труду представляет в администрацию Тюменской области отчет о ходе реализации Программы и представляет на утверждение проект постановления о реализации программных мероприятий на следующий финансовый год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.