Постановлением Тюменской областной Думы от 18 декабря 2003 г. N 1186 настоящее постановление снято с контроля
Рассмотрев проект Закона Тюменской области "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области", решение постоянной комиссии областной Думы по социальным вопросам, в соответствии с пунктом 1 статьи 28, статьями 31, 32 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Закона Тюменской области "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области".
2. Направить указанный законопроект в администрацию Тюменской области, органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, прокуратуру области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, органы местного самоуправления для внесения замечаний и предложений.
3. Постоянной комиссии областной Думы по социальным вопросам (Столяров В.А.) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на заседание областной Думы для рассмотрения во втором чтении.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию областной Думы по социальным вопросам (Столяров В.А.).
Председатель Тюменской областной Думы |
С.Е.Корепанов |
Проект
принят областной Думой
в первом чтении 22.10.2003
Закон Тюменской области
"О государственной охране объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) в Тюменской области"
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования Закона
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной охраны недвижимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области.
Статья 2. Основные понятия, используемые в Законе
В настоящем Законе основные понятия применяются в значениях, используемых в Федеральном законе "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации":
объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) - объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры;
объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования;
выявленные объекты культурного наследия - объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия;
государственная охрана объектов культурного наследия - система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Тюменской области в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия, в соответствии с действующим законодательством;
сохранение объекта культурного наследия - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор;
единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - государственная информационная система, включающая в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра;
историческое поселение - городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.
Глава II. Полномочия органа исполнительной власти
Тюменской области в сфере государственной охраны,
сохранения, использования и популяризации
объектов культурного наследия
Статья 3. Полномочия органа исполнительной власти Тюменской области в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия
К полномочиям органа исполнительной власти Тюменской области (далее - администрация Тюменской области) в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия относятся.
- проведение единой инвестиционной политики, направленной на обеспечение государственной охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения;
- осуществление государственного контроля за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в соответствии с федеральным и областным законодательством;
- определение политики в сфере государственной охраны объектов культурного наследия в Тюменской области;
- формирование и ведение совместно с органами государственной власти Российской Федерации в порядке, установленном федеральными нормативными правовыми актами, единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации, расположенных в Тюменской области;
- обеспечение сохранения объектов культурного наследия, находящихся в собственности Тюменской области;
- организация и определение порядка деятельности структурного подразделения администрации области, уполномоченного в сфере государственной охраны объектов культурного наследия;
- принятие в случаях, установленных законодательством, решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения, о воссоздании утраченного объекта культурного наследия регионального значения;
- формирование перечня не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в собственности Тюменской области;
- отнесение объектов культурного наследия к историко-культурным заповедникам регионального значения;
- установление порядка рассмотрения обращений юридических и физических лиц об исключении объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- определение порядка установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения и объекты культурного наследия местного (муниципального) значения;
- установление порядка определения размера оплаты историко-культурной экспертизы, проводимой в отношении объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению;
- утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон;
- определение характера использования территории достопримечательного места, ограничений на ее использование и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
- выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленного объекта культурного наследия;
- ограничение или запрещение движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия или в его зонах охраны;
- установление порядка организации историко-культурного заповедника регионального значения, определение его границы и режима содержания;
- иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Статья 4. Структурное подразделение органа исполнительной власти области, уполномоченное в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
Меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Тюменской области осуществляет структурное подразделение органа исполнительной власти области, уполномоченное в сфере государственной охраны объектов культурного наследия (далее - областной орган охраны объектов культурного наследия).
Статья 5. Государственный контроль в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
Государственный контроль в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Тюменской области осуществляется областным органом охраны объектов культурного наследия в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами области.
Глава III. Финансирование мероприятий по сохранению,
популяризации и государственной охране объектов
культурного наследия
Статья 6. Областные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
Для обеспечения мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия могут разрабатываться областные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Статья 7. Источники финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия
1. Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, а также выявленных объектов культурного наследия являются:
федеральный бюджет;
бюджет Тюменской области;
внебюджетные поступления.
Из местных бюджетов финансируются мероприятия по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности.
2. Для обеспечения целевого использования средств, выделенных на финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, в составе областного бюджета может быть создан целевой бюджетный фонд охраны и сохранения объектов культурного наследия.
Статья 8. Льготы, предоставляемые пользователям и собственникам объектов культурного наследия
1. Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в собственности области, вложившее собственные средства в работы по сохранению объекта культурного наследия и обеспечившее их выполнение с соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством и настоящим Законом, имеют право на льготную арендную плату.
Порядок установления льготной арендной платы и ее размеры определяются администрацией области.
2. Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в собственности области, либо земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и обеспечившее выполнение работ по сохранению данного объекта в соответствии с требованиями федерального законодательства и настоящего Закона, имеет право на уменьшение установленной арендной платы на сумму произведенных затрат или части затрат.
Порядок предоставления указанной компенсации и размер компенсации определяются договором аренды.
3. Администрацией области может быть принято решение о частичной компенсации физическому или юридическому лицу, являющемуся собственником объекта культурного наследия регионального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо пользующемуся им на основании договора безвозмездного пользования и производящему за счет собственных средств работы по его сохранению, произведенных им затрат при условии выполнения таких работ в соответствии с требованиями федерального законодательства и настоящего Закона.
Порядок выплаты компенсации определяется администрацией области.
Глава IV. Государственный учет объектов культурного наследия,
расположенных в Тюменской области
Статья 9. Формирование и ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
1. Областной орган охраны объектов культурного наследия совместно с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в сфере охраны объектов культурного наследия, обеспечивает формирование и ведение в Тюменской области единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр).
2. Формирование и ведение реестра осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Мероприятия, связанные с формированием и ведением областным органом охраны объектов культурного наследия реестра, определяются администрацией области.
Статья 10. Порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр
1. Решение о включении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр принимается администрацией области в устанавливаемом ею порядке.
2. Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения включаются в реестр на основании обращений органов местного самоуправления.
3. Решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр как объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения либо об отказе включить такой объект в реестр должно быть принято администрацией области в срок не более одного года со дня поступления в областной орган охраны объектов культурного наследия документов, которые послужили основанием для отнесения его к числу выявленных объектов культурного наследия.
Статья 11. Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения
Изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения осуществляется администрацией области на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.
Объект культурного наследия, признанный не отвечающим требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия регионального значения, учитывается в реестре как объект культурного наследия местного (муниципального) значения с согласия органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия.
Статья 12. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения
1. На объектах культурного наследия, включенных в реестр, устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения и объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется администрацией области.
2. Работы по изготовлению и установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного местного (муниципального) значения производятся собственником объекта культурного наследия по согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия. Указанные работы в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности области или муниципальной собственности, могут осуществляться в соответствии с соответствующими областными программами.
Глава V. Государственная охрана объектов культурного наследия
Статья 13. Осуществление мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия в Тюменской области
Мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия в Тюменской области осуществляются совместно органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Тюменской области в пределах их компетенции.
Статья 14. Государственная историко-культурная экспертиза
1. Государственная историко-культурная экспертиза проводится в отношении объектов, определенных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Порядок определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы, проводимой в отношении объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, устанавливается администрацией области.
Статья 15. Зоны охраны объектов культурного наследия
Границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия:
- в отношении объектов культурного наследия федерального значения - администрацией области по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия;
- в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - администрацией области.
Статья 16. Требования к проектированию и проведению землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в его зонах охраны
1. Проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия, а также в их зонах охраны подлежат согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия.
2. На территории памятника или ансамбля, являющегося объектом культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия запрещается проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ по сохранению данных объектов культурного наследия и (или) их территорий. На территории памятника или ансамбля допускается хозяйственная деятельность, не нарушающая целостности данных видов объектов культурного наследия и не создающая угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
3. Характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места определяются областным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Данные требования вносятся в правила застройки и в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области градостроительства и архитектуры.
4. Проектирование и проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника или ансамбля) и (или) его территории, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории достопримечательного места, а также в зонах охраны объекта культурного наследия осуществляется по согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Статья 17. Ограничение движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия
В случае угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов на территории данного объекта или в его зонах охраны ограничивается или запрещается администрацией области.
Статья 18. Контроль за состоянием объектов культурного наследия
Контроль за состоянием объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, включенных в реестр, а также выявленных объектов культурного наследия осуществляется областным органом охраны объектов культурного наследия.
Областной орган охраны объектов культурного наследия проводит один раз в пять лет обследование состояния и фотофиксацию указанных объектов.
Глава VI. Сохранение объектов культурного наследия
Статья 19. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия
1. Работы по сохранению объекта культурного наследия осуществляются в порядке, определенном Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
2. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется областным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
3. Контроль за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется областным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия.
Статья 20. Приостановление финансирования работ по сохранению объекта культурного наследия
1. Финансирование работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляемое из областного бюджета, подлежит приостановлению в случае нарушения заказчиком и (или) исполнителем этих работ порядка и правил их проведения, установленных федеральным законодательством и настоящим Законом.
Основанием для приостановления финансирования работ по сохранению объекта культурного наследия являются:
- проведение работ без письменного разрешения, выданного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;
- проведение работ без задания, выданного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, либо с нарушением порядка проведения работ, установленных заданием;
- проведение работ без наличия утвержденной и согласованной в установленном порядке проектной документации;
- проведение работ без лицензии на деятельность по реставрации объектов культурного наследия;
- проведение работ с нарушением реставрационных норм и правил, утвержденных федеральным органом охраны объектов культурного наследия, либо с отступлением от проектной документации;
- иные случаи нарушения установленного порядка проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с законодательством.
Финансирование работ по сохранению объекта культурного наследия приостанавливается соответствующим финансовым органом администрации области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия, либо иного органа, уполномоченного осуществлять контрольные функции за расходованием средств областного бюджета.
2. Финансирование работ по сохранению объекта культурного наследия может быть возобновлено по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия после устранения заказчиком и (или) исполнителем данных работ нарушений порядка их проведения.
Статья 21. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия
1. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
2. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия может осуществляться за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
3. Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств областного бюджета принимается администрацией области в устанавливаемом ею порядке.
4. Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета принимается в порядке, установленном федеральным законодательством, по согласованию с администрацией области.
5. Земельный участок в границах территории утраченного объекта культурного наследия подлежит резервированию для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном законодательством, до принятия решения об исключении данного объекта из реестра.
Глава VII. Приватизация объектов культурного наследия,
особенности предоставления объектов культурного наследия
в аренду и безвозмездное пользование
Статья 22. Приватизация объектов культурного наследия
1. Объекты культурного наследия и выявленные объекты культурного наследия могут приватизироваться в порядке и способами, установленными законодательством Российской Федерации, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (далее - охранное обязательство).
Областной орган охраны объектов культурного наследия определяет условия охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия.
Условия охранных обязательств определяются областным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями к подготовке, содержанию и выполнению охранных обязательств, установленными Правительством Российской Федерации.
2. Приватизация объектов культурного наследия, находящихся в собственности Тюменской области, в муниципальной собственности, осуществляется соответственно органом исполнительной власти области и органами местного самоуправления самостоятельно в порядке и способами, установленными законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления направляют перечень запланированных к приватизации объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, областному органу охраны объектов культурного наследия для обременения данных объектов охранными обязательствами.
Уполномоченный орган исполнительной власти области направляет перечень запланированных к приватизации объектов культурного наследия, находящихся в областной собственности, областному органу охраны объектов культурного наследия для обременения данных объектов охранными обязательствами.
Статья 23. Ограничения при использовании объекта культурного наследия
1. В целях обеспечения сохранности и использования объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо выявленного объекта культурного наследия могут быть установлены ограничения при использовании данных объектов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и настоящим Законом:
- в отношении объектов, находящихся в областной собственности - администрацией области;
- в отношении объектов, находящихся в муниципальной собственности - органами местного самоуправления по согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия, либо по его представлению.
2. Ограничения при использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо выявленного объекта культурного наследия действуют до момента полного устранения обстоятельств, явившихся основанием для введения данных ограничений.
3. В случае несогласия физического или юридического лица с введением установленных администрацией области и органами местного самоуправления ограничений при использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо выявленного объекта культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать такое решение в суд.
Статья 24. Договор аренды объекта культурного наследия
1. Договор аренды объекта культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленного объекта культурного наследия заключается с участием областного органа охраны объектов культурного наследия.
2. Договор аренды объекта культурного наследия, находящегося в областной собственности, а также выявленного объекта культурного наследия, находящегося в областной собственности, заключается между уполномоченным органом исполнительной власти области, арендатором - физическим или юридическим лицом и областным органом охраны объектов культурного наследия.
3. Вновь заключаемые договоры аренды объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, а также договоры аренды, заключенные до вступления в силу настоящего Закона, должны содержать требования и сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Включение сведений и требований в договоры аренды осуществляется с участием областного органа охраны объектов культурного наследия.
Статья 25. Предоставление объекта культурного наследия в безвозмездное пользование
1. Объект культурного наследия, включенный в реестр и находящийся в областной собственности, и выявленный объект культурного наследия, находящийся в областной собственности, могут предоставляться в безвозмездное пользование на основании договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия следующим юридическим лицам.
- общественным объединениям, уставной целью деятельности которых является сохранение объектов культурного наследия;
- детским общественным объединениям;
- общественным организациям инвалидов;
- благотворительным организациям;
- религиозным организациям;
- областным творческим союзам;
- областным учреждениям, осуществляющим свою деятельность в сфере культуры;
- государственным предприятиям, осуществляющим свою деятельность в сфере сохранения объектов культурного наследия.
Перечень юридических лиц, которым объекты культурного наследия передаются в безвозмездное пользование, и порядок передачи таких объектов в безвозмездное пользование определяются администрацией области.
2. Договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия регионального значения, объектом культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленным объектом культурного наследия заключается с участием областного органа охраны объектов культурного наследия.
3. Договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия, находящимся в областной собственности, а также выявленным объектом культурного наследия, находящимся в областной собственности, заключается между уполномоченным органом исполнительной власти области, пользователем - физическим или юридическим лицом и областным органом охраны объектов культурного наследия.
4. Вновь заключаемые договоры безвозмездного пользования объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, а также договоры безвозмездного пользования, заключенные до вступления в силу настоящего Закона, должны содержать требования и сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Включение сведений и требований в договоры безвозмездного пользования осуществляется с участием областного органа охраны объектов культурного наследия.
Глава VIII. Историко-культурные заповедники, исторические поселения
Статья 26. Порядок организации историко-культурного заповедника регионального и местного (муниципального) значения
1. В отношении достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, на основании заключения историко-культурной экспертизы может быть принято решение об отнесении данного достопримечательного места к историко-культурному заповеднику регионального значения.
2. Граница историко-культурного заповедника регионального и местного (муниципального) значения определяется на основании историко-культурного опорного плана и (или) иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница, областным органом охраны объектов культурного наследия по согласованию с органом местного самоуправления.
3. Порядок организации историко-культурного заповедника регионального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются администрацией области.
4. Порядок организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, его граница и режим его содержания устанавливаются органом местного самоуправления по согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия.
Статья 27. Охрана исторических поселений в Тюменской области
1. Исторические поселения в Тюменской области относятся к объектам градостроительной деятельности особого регулирования областного значения. Градостроительная деятельность в историческом поселении подлежит особому регулированию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Градостроительным уставом Тюменской области и настоящим Законом.
См. также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 апреля 2004 г. N 190-ФЗ
2. В историческом поселении государственной охране в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами, объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты.
3. Требование, указанное в пункте 2 настоящей статьи, распространяется на исторические центры исторических поселений (городов) Тюмени, Тобольска, Ялуторовска и Ишима, а также иных исторических поселений.
Границы исторических центров исторических поселений устанавливаются на основании согласованной и утвержденной в установленном порядке градостроительной документации.
4. Признание иных поселений, расположенных на территории области, историческими, осуществляется на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и иных специальных исследований.
Статья 28. Требования к градостроительной деятельности на территории исторического поселения
1. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и исторически ценных градоформирующих объектов, указанных в пункте 2 статьи 27 настоящего Закона.
2. Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется посредством проведения под контролем органа охраны объектов культурного наследия и органа архитектуры и градостроительства администрации области комплекса мероприятий по охране объектов культурного наследия, включающего в себя:
- составление на основе специальных исследований (историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных, археологических) историко-культурного опорного плана в границах исторического поселения с обозначением всех градостроительных элементов и сооружений, представляющих собой историко-культурную ценность, как сохранившихся, так и утраченных, характеризующих этапы развития поселения;
- разработку градостроительных регламентов, касающихся размеров и пропорций зданий и сооружений, использования отдельных строительных материалов, цветового решения, запрета или ограничения размещения автостоянок, рекламы и вывесок, других ограничений, необходимых для обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов поселения.
3. Разработка, согласование и утверждение градостроительной документации в историческом поселении осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством, Градостроительным уставом Тюменской области и настоящим Законом.
Задания на разработку для исторических поселений градостроительной документации любого вида, а также документации, выдаваемые в установленном законодательством порядке соответствующими органами архитектуры и градостроительства, должны содержать требования по обеспечению сохранности объектов культурного наследия и исторически ценных градоформирующих объектов. Указанные требования включаются в задания на разработку градостроительной и проектной документации на основании заключений, выдаваемых областным органом охраны объектов культурного наследия.
Градостроительная документация, разрабатываемая для исторических, поселений, и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемые в правила застройки муниципальных образований, подлежат обязательному согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия
Строительный паспорт земельного участка в историческом поселении кроме сведений, предусмотренных Градостроительным уставом Тюменской области, должен содержать данные об объектах культурного наследия и иные сведения об историко-культурной ценности территории, а также ограничения на осуществление застройщиком градостроительной деятельности в пределах отведенного земельного участка.
Статья 29. Генеральный план исторического поселения
1. Генеральный план исторического поселения разрабатывается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Тюменской области о градостроительстве.
2. Задание на разработку генерального плана исторического поселения подлежит согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия
При разработке генерального плана исторического поселения учитываются историко-культурный опорный план такого поселения и проекты зон охраны объектов культурного наследия.
3. В случае, когда генеральный план исторического поселения был разработан ранее, в него вносятся изменения в установленном порядке для приведения в соответствие с историко-культурным опорным планом и проектами зон охраны объектов культурного наследия.
4. Генеральный план исторического поселения до его утверждения подлежит согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Градостроительным уставом Тюменской области.
Глава IX. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Закона
За нарушение настоящего Закона должностные лица, юридические и физические лица несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области.
Вред, причиненный объекту культурного наследия должностным лицом, юридическим и физическим лицом, возмещается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Глава X. Заключительные Положения
Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.
Статья 32. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
1. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
Закон Тюменской области от 15.04.1996 N 37 "Об охране и использовании историко-культурного наследия на территории Тюменской области";
Закон Тюменской области от 03.07.2000 N 195 "О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области "Об охране и использовании историко-культурного наследия на территории Тюменской области";
Закон Тюменской области от 26.12.2002 N 113 "О внесении изменений и дополнения в Закон Тюменской области "Об охране и использовании историко-культурного наследия на территории Тюменской области";
2. Органам местного самоуправления привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом, а также принять правовые акты, необходимые для его реализации.
Губернатор Тюменской области |
С.С.Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тюменской областной Думы от 22 октября 2003 г. N 1044 "О проекте Закона Тюменской области "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля