Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Тюменской областной Думы от 18 декабря 2003 г. N 1171 "О проекте Закона Тюменской области "О местном референдуме в Тюменской области" (новая редакция)"

2. Направить указанный законопроект в администрацию Тюменской области, органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, прокуратуру области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, органы местного самоуправления для внесения замечаний и предложений.

3. Постоянной комиссии областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению (Сидоров А.Л.) совместно с государственно-правовым комитетом областной Думы (Серков В.А.) доработать указанный законопроект с учетом поступивших замечаний и предложений и внести его на заседание областной Думы для рассмотрения в третьем чтении.

4. Снять с контроля постановление областной Думы "О проекте Закона Тюменской области "О местном референдуме" (новая редакция)" от 22.10.2003 N 1047.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению (Сидоров А.Л.).

Председатель Тюменской областной Думы

С.Е. Корепанов

 

Проект
принят областной Думой
во втором чтении 18.12.2003

 

Закон Тюменской области
"О местном референдуме в Тюменской области"

 

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон), Уставом Тюменской области определяет порядок назначения, подготовки и проведения местного референдума, принятия и изменения его решений.

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Местный референдум в Тюменской области

1. Местный референдум в Тюменской области (далее - референдум) - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Тюменской области, настоящим законом, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

2. Порядок назначения, подготовки и проведения референдума устанавливается в соответствии с законодательством о референдуме.

Статья 2. Правовая основа проведения местных референдумов

1. Референдумы в Тюменской области проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, Уставом Тюменской области, настоящим Законом, другими областными законами, а также уставами муниципальных образований.

2. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации права на участие в референдуме определяются Федеральным законом, имеющим прямое действие.

Статья 3. Принципы проведения местного референдума

Принципы проведения референдума определяются статьей 3 Федерального закона.

Статья 4. Право граждан на участие в местном референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено на территории соответствующего муниципального образования, вправе голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами действиях по подготовке и проведению референдума.

2. Гражданин Российской Федерации может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 5. Вопросы местного референдума

1. На референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

2. Законами Тюменской области и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на референдум.

3. На референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов и должностных лиц местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов местного самоуправления;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении бюджета муниципального образования, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

4. Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования и чтобы на них можно было дать лишь однозначный ответ.

5. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, а также не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Тюменской области.

Статья 6. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение местного референдума

1. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, на территории Тюменской области либо на территории муниципального образования, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого повторный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

3. Представительный орган местного самоуправления вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума.

4. Не допускается установление обстоятельств, исключающих проведение референдума, за исключением указанных в настоящей статье.

Глава II. Назначение местного референдума

 

Статья 7. Инициатива проведения местного референдума

Инициатива проведения референдума принадлежит следующим субъектам:

а) гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме;

б) избирательным объединениям, иным общественным объединениям, зарегистрированным в порядке, определенным федеральным законом на уровне, на котором предлагается провести референдум, или на более высоком уровне не позднее, чем за один год до дня образования инициативной группы, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах.

Статья 8. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума

1. Каждый участник референдума или группа участников референдума, а равно избирательное объединение, иное общественное объединение, отвечающее требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее десяти человек. В случае если инициатором проведения референдума является избирательное объединение, отвечающее требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, руководящий орган указанного избирательного объединения либо руководящий орган его регионального местного отделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.

2. Инициативная группа определяет формулировку вопросов, выносимых на референдум, и назначает уполномоченного представителя инициативной группы. Инициативная группа вправе заменить уполномоченного инициативной группы. Порядок деятельности инициативной группы определяется настоящим Законом и решениями инициативной группы.

3. Уполномоченный представитель инициативной группы:

1) представляет инициативную группу по вопросам, связанным с организацией и проведением референдума в отношениях с гражданами, организациями и средствами массовой информации;

2) представляет интересы инициативной группы в суде;

3) открывает и закрывает счет, а также распоряжается фондом, созданным для финансирования деятельности, связанной с проведением референдума;

4) заключает договоры в целях обеспечения организации и проведения референдума;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

4. Инициативная группа по проведению референдума (далее - инициативная группа) обращается с ходатайством о регистрации инициативной группы (далее также - ходатайство) в постоянно действующую избирательную комиссию муниципального образования, которая действует в качестве комиссии референдума.

5. В ходатайстве инициативной группы указываются:

а) вопрос (вопросы) либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум;

б) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа каждого члена инициативной группы, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также каждого из лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории, на которой предлагается провести референдум.

Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.

6. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Статья 9. Рассмотрение инициативы проведения местного референдума

1. При приеме документов, указанных в пунктах 5-7 статьи 8 настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования выдает письменное подтверждение о принятии документов с отметкой даты и времени их приема.

2. Постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления в порядке, предусмотренном пунктами 5-7 статьи 8 настоящего Закона, ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять одно из следующих решений:

а) в случае соответствия ходатайства и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;

б) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

3. Представительный орган местного самоуправления обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона. Срок проверки устанавливается уставом муниципального образования и не может превышать 20 дней со дня поступления в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящей статьи, ходатайства и приложенных к нему документов. Решение по итогам проверки принимается представительным органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования для принятия соответствующих правовых актов, и незамедлительно направляется в избирательную комиссию, направившую ходатайство.

4. В случае если представительный орган признает вопрос, выносимый на референдум, отвечающим требованиям статьи 5 настоящего Закона постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования регистрирует инициативную группу по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

В случае признания вопроса, выносимого на референдум, не отвечающим требованиям статьи 5 настоящего Закона избирательная комиссия муниципального образования отказывает в регистрации инициативной группы, с указанием оснований отказа.

Основанием отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение ею Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, устава муниципального образования.

5. Решение о регистрации инициативной группы или об отказе в регистрации принимается соответствующей избирательной комиссией в пятнадцатидневный срок со дня принятия соответствующего решения представительного органа.

Статья 10. Порядок сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума

1. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе организовать сбор подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией Тюменской области, действительно в течение 30 дней со дня его выдачи, если иное не установлено уставом муниципального образования. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.

2. Право сбора подписей участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Инициативная группа по проведению референдума может заключить договор о сборе подписей с лицом, осуществляющим сбор подписей. Оплата работы по данному договору осуществляется через фонд референдума инициативной группы.

Подписи могут собираться среди участников референдума на всей территории, на которой предлагается провести референдум. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.

3. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону и должны содержать следующие данные:

а) наименование муниципального образования, где проводится сбор подписей участников референдума;

6) дату выдачи инициативной группе регистрационного свидетельства, его регистрационный номер и наименование органа, выдавшего регистрационное свидетельство;

в) формулировку вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум.

Участник референдума ставит подпись в подписном листе, где он указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи, а также дату внесения подписи.

4. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, собиравшего подписи участников референдума, и уполномоченного представителя инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, Серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц.

5. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения референдума, составляет три процента от числа участников референдума. Требуемое количество подписей должно быть собрано инициативной группой в течение 20 дней со дня выдачи ей регистрационного свидетельства. В случае если в течение указанного срока не будет собрано необходимое количество подписей участников референдума, дальнейший сбор подписей прекращается.

Статья 11. Порядок проверки достоверности подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума

1. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает общее количество собранных подписей участников референдума, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными представителями инициативной группы в избирательную комиссию муниципального образования.

2. Избирательная комиссия муниципального образования извещает уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума о дате и времени проведения проверки подписей не позднее чем за один день до дня проведения соответствующей проверки.

3. Постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение при сборе подписей требований Федерального закона, настоящего Закона, устава муниципального образования, в том числе проверяет достоверность собранных подписей в соответствии с порядком, установленным Избирательным кодексом (Законом) Тюменской области.

4. В случае отказа в проведении референдума соответствующая комиссия обязана в течение одних суток с момента принятая решения об отказе выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию решения комиссии с изложением оснований отказа, предусмотренных Федеральным законом.

5. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы референдума требованиям Федерального закона, настоящего Закона, устава муниципального образования соответствующая избирательная комиссия в течение 15 дней со дня представления документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в представительный орган местного самоуправления. Копия постановления направляется также инициативной группе.

6. Уполномоченный представитель инициативной группы извещается муниципальной комиссией референдума о результатах проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о проведении референдума.

Статья 12. Назначение местного референдума

1. Референдум назначается представительным органом местного самоуправления, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом.

2. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом, настоящим Законом, уставом муниципального образования.

3. Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования.

4. Голосование на референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено представительным органом местного самоуправления на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

5. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

6. Копия решения представительного органа местного самоуправления направляется инициативной группе.

Глава III. Регистрация (учет) участников референдума,
составление списков участников референдума,
образование участков референдума

 

Статья 13. Регистрация (учет) участников референдума

1. Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в референдуме. Основанием для регистрации (учета) участников референдума является факт нахождения местожительства гражданина Российской Федерации на территории муниципального образования, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с федеральным законодательством.

2. Регистрация (учет) участников референдума осуществляется главой муниципального образования (в случае если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. При этом может использоваться государственная автоматизированная информационная система.

3. Участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена.

Статья 14. Составление списков участников местного референдума

1. При проведении референдума в целях реализации прав участников референдума, ознакомления участников референдума с данными о себе, а также в целях проведения голосования комиссией референдума муниципального образования составляются списки участников референдума отдельно по каждому участку референдума.

2. Составление списков участников референдума, представление списков для всеобщего ознакомления и уточнения, а также рассмотрение заявлений граждан о не включении в список участников референдума осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 17 Федерального закона.

Статья 15. Образование участков местного референдума

1. Для проведения голосования и подсчета голосов участников референдума на территории проведения референдума образуются участки референдума.

2. Участки референдума образуются главой муниципального образования (в случае если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным представительным органом местного самоуправления) по согласованию с комиссией муниципального образования на основании данных о численности участников референдума, зарегистрированных на территории участка референдума в соответствии с пунктом 2 статьи 14 настоящего Закона, из расчета не более чем три тысячи участников референдума на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования на референдуме.

3. В местах временного пребывания участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, участки референдума могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования. В труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, участки референдума могут образовываться комиссией муниципального образования по согласованию с капитаном судна, руководителями других объектов, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях.

4. Списки участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) не позднее, чем за 40 дней до дня голосования.

Глава IV. Комиссии местного референдума

 

Статья 16. Комиссии местного референдума

1. Подготовку и проведение референдума осуществляют следующие комиссии:

а) избирательная комиссия муниципального образования (далее также - муниципальная комиссия референдума);

б) участковые комиссии (далее также - участковая комиссия референдума).

2. При проведении референдума избирательная комиссия муниципального образования действует в качестве комиссии референдума

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии Тюменской области могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии со статьей 24 Федерального закона.

3. Избирательная комиссия Тюменской области участвует в подготовке и проведении референдумов в порядке и формах, предусмотренных настоящим Законом.

4. При подготовке и проведении референдума комиссии референдума в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

5. Статус комиссий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также статус их членов и порядок организации деятельности комиссий определяются Федеральным законом.

Статья 17. Формирование и срок полномочий комиссий местного референдума

1. Порядок формирования избирательных комиссий муниципального образования и участковых избирательных комиссий, действующих в качестве комиссий по проведению референдума устанавливается в соответствии с Федеральным законом и Избирательным кодексом Тюменской области.

2. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года. Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой кампании референдума.

3. Формирование участковых комиссий по проведению референдума осуществляется не позднее трех дней после образования участка по проведению референдума.

4. Полномочия участковой комиссии референдума прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов референдума в случае, если в адрес вышестоящей комиссии референдума не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) участковой комиссии референдума, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией референдума или судом.

Статья 18. Полномочия муниципальной комиссии референдума

1. Муниципальная комиссия референдума:

а) осуществляет контроль за подготовкой и проведением референдума на соответствующей территории, обеспечивает соблюдение требований Федерального закона и настоящего Закона;

б) руководит деятельностью нижестоящих комиссий референдума;

в) распределяет между нижестоящими комиссиями референдума денежные средства, выделенные на подготовку и проведение референдума, обеспечивает контроль за целевым использованием этих средств;

г) контролирует обеспечение нижестоящих комиссий референдума помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;

д) устанавливает единую нумерацию участков референдума;

е) утверждает форму и текст бюллетеня для голосования на референдуме обеспечивает своевременное изготовление бюллетеней и доставку их участковым комиссиям референдума;

ж) составляет списки участников референдума;

з) заслушивает сообщения руководителей органов местного самоуправления, их структурных подразделений, муниципальных предприятий организаций, учреждений по вопросам организационно-технической подготовки и проведения местного референдума;

и) в установленных настоящим Законом случаях организует и проводит досрочное голосование в помещении муниципальной комиссии референдума;

к) определяет результаты референдума и обнародует их;

л) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий референдума и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

м) обеспечивает соблюдение установленного порядка и сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением референдума;

н) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом и настоящим Законом.

Статья 19. Полномочия участковой комиссии референдума

1. Участковая комиссия референдума:

а) оповещает участников референдума об адресе и о номере телефона участковой комиссии референдума, времени ее работы, а также о дне и месте проведения голосования;

б) уточняет список участников референдума по участку местного референдума, производит ознакомление с ним участников референдума, рассматривает заявления о неточностях и ошибках в указанном списке;

в) обеспечивает подготовку и оборудование помещения, кабин и ящиков для голосования, контролирует соблюдение на территории участка референдума правил размещения агитационных материалов;

г) организует голосование участников референдума в день его проведения, а также организует досрочное голосование и голосование вне помещения для голосования;

д) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку местного референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его комиссии местного референдума муниципального образования;

е) рассматривает поступившие заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения местного референдума и принимает по ним мотивированные решения;

ж) обеспечивает своевременную подготовку и передачу документации референдума в муниципальную комиссию референдума;

з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом и настоящим Законом.

Глава V. Агитация при проведении местного референдума

 

Статья 20. Право на агитацию при проведении местного референдума

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за проведение референдума или против его проведения, за участие в референдуме или против участия в нем, за или против вопросов, выносимых на референдум.

2. Агитация по вопросам референдума может проводиться:

а) через средства массовой информации;

б) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий);

в) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными, не запрещенными законом методами.

3. Инициативная группа вправе самостоятельно определять форму и методы своей агитации, самостоятельно проводить ее, а так же привлекать для ее проведения иных лиц в установленном законом порядке.

4. Органы и лица, не имеющие права участвовать в агитации при проведении референдума, определяются статьей 48 Федерального закона.

Статья 21. Агитационный период

1. Агитационный период начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания фонда референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

2. Агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования.

3. Агитация по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

4. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Статья 22. Общие условия проведения агитации по вопросам референдума

1. Общие условия доступа инициативной группы к средствам массовой информации для ведения агитации, а также условия проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях определяются в соответствии со статьями 50, 51, 52 Федерального закона с учетом положений настоящей статьи.

2. Инициативные группы имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание на территории, на которой проводится местный референдум и подпадающих под действие пункта 1 статьи 50 Федерального закона. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, для проведения агитации по вопросам референдума, должен быть не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае если общее время вещания указанной организации составляет менее двух часов, - не менее одной четвертой общего объема времени вещания

3. Порядок предоставления инициативной группе, общественным объединениям эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих телевизионное вещание и (или) радиовещание, подпадающих под действие пункта 1 статьи 50 Федерального закона, устанавливается муниципальной комиссией референдума в соответствии с настоящим Законом.

4. Условия проведения агитации посредством проведения массовых мероприятий и распространения агитационных печатных мероприятий определяются статьями 53 и 54 Федерального закона.

Глава VI. Финансирование местного референдума

 

Статья 23. Финансовое обеспечение подготовки и проведения местного референдума

Финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума осуществляется в соответствии со статьей 57 Федерального закона.

Статья 24. Фонд для участия в местном референдуме

1. Инициативная группа по проведению референдума обязана создать собственный фонд для финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме. При выдвижении инициативы проведения референдума при участии в референдуме на территории соответствующего муниципального образования не более пяти тысяч участников референдума создание инициативной группой референдума фонда референдума необязательно при условии, что ею не производится финансирование подготовки и проведения референдума.

2. Фонды референдума может создаваться и иными группами участников референдума, в том числе для агитации против проведения референдума, участия в референдуме, против вопросов, выносимых на референдум. На указанные фонды распространяются правила, установленные Федеральным законом, для фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.

3. Инициативная группа по проведению референдума обязана назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется комиссиями в порядке, установленном Избирательной комиссией Тюменской области.

4. Все денежные средства, образующие фонд референдума, перечисляются на специальный счет референдума, открытый с разрешения комиссии муниципального образования инициативной группы по проведению референдума в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории проведения референдума.

В случае отсутствия на территории проведения референдума кредитных организаций инициативная группа по проведению референдума определяет по согласованию с комиссией муниципального образования кредитную организацию, в которой открывается специальный счет референдума.

5. При референдуме порядок открытия и ведения указанных счетов, фондов референдума и отчетности по этим средствам устанавливается Избирательной комиссией Тюменской области по согласованию с главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Тюменской области.

6. Фонд для участия в референдуме может формироваться:

а) из собственных средств инициативной группы. Размер указанных средств не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на день назначения референдума, более чем в 200 раз;

б) из добровольных пожертвований физических лиц. Размер каждого из пожертвований не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на день назначения референдума, более чем в 50 раз;

в) из добровольных пожертвований юридических лиц. Размер каждого из пожертвований не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на день назначения референдума, более чем в 200 раз.

При внесении пожертвования гражданин или юридическое лицо указывают сведения о себе, предусмотренные соответственно пунктами 7, 8 статьи 58 Федерального закона.

7. Предельный размер расходования средств фонда референдума не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на день опубликования (обнародования) решения о назначении референдума, более чем в тысячу раз.

8. Запрещается вносить пожертвования в фонд для участия в референдуме органам и лицам, указанным в пункте 6 статьи 58 Федерального закона.

9. Все денежные средства, образующие фонд для участия в референдуме, перечисляются на специальный счет в отделении Сберегательного банка Российской Федерации, находящемся на территории соответствующего муниципального образования. Данный счет открывается инициативной группой после ее регистрации. Инициативная группа вправе открыть только один специальный счет. Порядок открытия и ведения счетов, учета и отчетности по средствам фондов для участия в референдуме устанавливается избирательной комиссией Тюменской области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Тюменской области.

10. Средства фондов для участия в референдуме могут использоваться:

а) на финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума;

б) на агитацию при подготовке и проведении референдума, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультативного характера;

в) на оплату аренды помещений, оборудования, транспортных расходов, непосредственно связанных с подготовкой и проведением референдума.

11. Средства фондов для участия в референдуме имеют целевое назначение, они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с подготовкой и проведением референдума. Инициативная группа вправе вернуть любое пожертвование перечислившим его организациям или лицам. Если добровольное пожертвование поступило в фонд от физических или юридических лиц, не имеющих права осуществлять такое пожертвование, либо в размерах, превышающих пределы, установленные настоящим Законом или уставом муниципального образования, инициативная группа обязана в срок не более 10 дней со дня поступления указанных пожертвований вернуть их соответственно полностью или в части, превышающей установленные пределы, с указанием причины возврата. Анонимные пожертвования не позднее 10 дней со дня их поступления перечисляются инициативной группой в доход местного бюджета.

12. Инициативной группе запрещается использовать иные денежные средства, полученные помимо фонда для участия в референдуме, для финансирования мероприятий, связанных с агитацией при проведении референдума.

13. Все финансовые операции со специальными счетами инициативной группы осуществляются до 24 часов дня накануне дня голосования, за исключением зачисления средств, перечисленных до дня голосования.

По ходатайству инициативной группы избирательная комиссия области может продлить срок оплаты расходов, произведенных до дня голосования, при наличии документов, подтверждающих финансовые операции.

14. Неизрасходованные средства фонда для участия в референдуме инициативная группа обязана перечислить пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лицам, осуществившим пожертвования. По истечении 30 дней со дня голосования с остатками неизрасходованных денежных средств соответствующая кредитная организация обязана поступить следующим образом: в бесспорном порядке по письменному указанию муниципальной комиссии референдума перечислить на ее счет причитающиеся ей денежные средства, а оставшиеся денежные средства - в доход местного бюджета.

15. Инициативная группа обязана предоставить в муниципальную комиссию референдума не менее двух финансовых отчетов. Первый отчет представляется не позднее чем за 10 дней до дня голосования на референдуме. Итоговый отчет представляется не позднее чем через 30 дней после официального опубликования (обнародования) результатов референдума. Отчет должен содержать сведения о размерах и обо всех источниках создания фонда референдума, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда. К итоговому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств фонда референдума. Копии указанных отчетов обнародуются муниципальной комиссией референдума не позднее чем через пять дней со дня их поступления.

16. Муниципальная комиссия референдума осуществляет контроль за порядком формирования и расходованием средств фонда референдума Государственные органы, уполномоченные органы и организации, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, по представлению муниципальной комиссии референдума обязаны в пятидневный срок осуществить проверку достоверности сведений, указанных юридическим лицами - жертвователями в фонды референдума и сообщить о результатах проверки в муниципальную комиссию референдума.

Глава VII. Голосование на местном референдуме, установление
итогов голосования и определение
результатов референдума

 

Статья 25. Помещение для голосования

1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии референдума главой соответствующего муниципального образования, а в случае если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным представительным органом местного самоуправления.

2. Требования к оборудованию помещения для голосования определяются статьей 61 Федерального закона.

Статья 26. Бюллетень для голосования на местном референдуме

1. Для проведения референдума участник референдума получает бюллетень для голосования на референдуме (далее также - бюллетень).

2. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению муниципальной комиссии референдума и являются документами строгой отчетности. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно превышать число участников референдума более чем на три процента. Число бюллетеней, передаваемых по акту участковой комиссии, определяется решением вышестоящей комиссии. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой комиссии, не может более чем на 0,5 процента превышать и составлять менее чем 90 процентов от числа участников референдума, включенных в список участников референдума на участке референдума на день передачи бюллетеней. Если число участников референдума, внесенных в список участников референдума, составляет менее 200, в участковую комиссию направляются дополнительно два бюллетеня.

3. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней, утверждаются муниципальной комиссией референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.

4. Требования к содержанию бюллетеня устанавливаются статьей 63 Федерального закона.

5. Бюллетени для голосования на референдуме типография после выбраковки под наблюдением членов муниципальной комиссии референдума с правом решающего голоса, передает по акту членам муниципальной комиссии референдума. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов указанной комиссии, представителей инициативной группы уничтожают отбракованные и лишние бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами. Муниципальная комиссия референдума получает бюллетени не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

6. Передача бюллетеней участковым комиссиям референдума производится по акту, составленному в двух экземплярах, один из которых остается в муниципальной комиссии референдума, а второй передается участковой комиссии референдума, получившей бюллетени. Указанные акты подписываются председателями и секретарями соответствующих комиссий референдума. Передача бюллетеней в участковые комиссии референдума осуществляется не позднее чем за три дня до дня голосования.

7. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии

8. В исключительных случаях на участках референдума, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, допускается изготовление документации референдума, включая бюллетени, непосредственно участковой комиссией. Решение об изготовлении документации референдума с указанием необходимого тиража и сроков изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с комиссией муниципального образования.

9. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются. При погашении бюллетеней вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, представитель инициативной группы по проведению референдума, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. Эти бюллетени хранятся секретарем комиссии вместе с другой документацией комиссии.

Статья 27. Порядок голосования

1. Голосование проводится с 8 часов утра до 20 часов вечера по местному времени в воскресенье. О времени и месте голосования участковая комиссия референдума обязана оповестить участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.

2. Порядок голосования определяется статьей 64 Федерального закона.

Статья 28. Порядок досрочного голосования

1. Участник референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в участковую комиссию референдума, на участке референдума, на котором он включен в список участников референдума, может проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении муниципальной комиссии референдума (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой комиссии референдума (не ранее чем за три дня до дня голосования).

2. Порядок досрочного голосования определяется статьей 65 Федерального закона.

Статья 29. Порядок голосования участников референдума вне помещения для голосования

1. Участковая комиссия референдума обязана обеспечить возможность участия в голосовании участникам референдума, внесенным в списки участников референдума на данном участке референдума, которые не могут по уважительной причине (состояние здоровья, инвалидность и другие причины) самостоятельно прибыть в помещение для голосования.

2. Порядок голосования участников референдума вне помещения для голосования определяется статьей 66 Федерального закона.

Статья 30. Протокол участковой комиссии местного референдума об итогах голосования

1. Участковая комиссия референдума составляет протокол об итогах голосования на соответствующем участке референдума.

2. Протокол участковой комиссии референдума должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.

3. Содержание протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования определяется в соответствии со статьей 67 Федерального закона.

Статья 31. Порядок подсчета голосов участников местного референдума и составления протокола об итогах голосования комиссиями местного референдума

1. Подсчет голосов участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования. Подсчет голосов осуществляется открыто и гласно членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.

Подсчет голосов и составление протокола об итогах голосования производятся в порядке, предусмотренном статьей 68 Федерального закона.

2. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых комиссий референдума немедленно, после их подписания членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, поступают непосредственно в комиссию референдума муниципального образования.

3. Протоколы участковых комиссий референдума составляются в двух экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами комиссий референдума с правом решающего голоса. К протоколам приобщается составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории муниципального образования. Член комиссии референдума с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

4. К первому экземпляру протокола участковой комиссии референдума приобщаются особые мнения членов комиссии референдума, составляющей протокол, а также поступившие в указанную комиссию референдума жалобы (заявления) на нарушения федеральных законов, настоящего Закона Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений комиссии референдума приобщаются ко второму экземпляру протокола.

5. Первый экземпляр протокола участковой комиссии референдума после его подписания незамедлительно направляется вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования в комиссию референдума муниципального образования.

6. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками членов данной комиссии референдума с правом решающего голоса, составлявшими протокол, членов данной комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также с другой документацией, предусмотренной настоящим Законом, предоставляется для ознакомления и снятия копий членам комиссии, составившей протокол, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, а заверенная его копия вывешивается для всеобщего ознакомления. После этого второй экземпляр протокола вместе с документацией референдума, а так же печать участковой комиссии передается в вышестоящую комиссию для хранения.

Статья 32. Порядок определения результатов референдума

1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых комиссий референдума путем суммирования содержащихся в них данных, муниципальная комиссия референдума определяет результаты референдума не позднее чем через трое суток со дня проведения референдума. Члены указанной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты референдума лично. Протокол и сводная таблица о результатах референдума составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами муниципальной комиссии референдума с правом решающего голоса.

2. В протокол муниципальной комиссии референдума об итогах референдума вносятся данные о числе участковых комиссий референдума, числе поступивших протоколов участковых комиссий референдума, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых комиссий местного референдума в соответствии со статьей 31 настоящего Закона.

3. Референдум признается муниципальной комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников местного референдума.

Муниципальная комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за него проголосовало не более половины участников местного референдума, принявших участие в голосовании.

4. Муниципальная комиссия референдума признает результаты референдума недействительными:

а) в случае если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления участников референдума;

б) в случае, если они признаны недействительными на части участков референдума, списки участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума на момент окончания голосования;

в) по решению суда.

5. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов муниципальной комиссии референдума, а также поступившие в указанную комиссию в период со дня голосования и до дня составления протокола об итогах голосования, жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона, настоящего Закона, устава муниципального образования и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений муниципальной комиссии референдума приобщаются ко второму экземпляру протокола.

6. Первый экземпляр протокола муниципальной комиссии референдума после его подписания вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования незамедлительно направляется в соответствующий представительный орган местного самоуправления.

7. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками членов муниципальной комиссии референдума с правом совещательного голоса, составлявшей протокол, наблюдателей, иных лиц, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, а также с другой документацией, предусмотренной Федеральным законом, настоящим Законом, уставом муниципального образования, хранится секретарем комиссии муниципального образования в охраняемом помещении.

8. В случае если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы муниципальная комиссия референдума выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных из протоколов участковых комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и иных лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в представительный орган местного самоуправления.

9. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковых комиссий об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из участковых комиссий, муниципальная комиссия референдума вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников голосования участковой комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов участников местного референдума на соответствующем участке референдума либо на территории проведения местного референдума. Указанное решение должно быть принято не позднее чем за один день до истечения срока определения результатов референдума, установленного пунктом 1 настоящей статьи.

10. Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения документации референдума, утверждается Избирательной комиссией Тюменской области по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.

Статья 33. Опубликование (обнародование) и вступление в силу решения, принятого на референдуме

1. Комиссия референдума муниципального образования, определяющая результаты референдума, направляет общие данные о результатах референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов референдума.

2. Официальное опубликование (обнародование) результатов референдума, а также данных о количестве голосов участников референдума, поданных за позиции "Да" и "Нет", осуществляется комиссией референдума муниципального образования, не позднее чем через один месяц со дня голосования.

3. Официальное опубликование полных данных о результатах референдума осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования. Если на референдуме был принят устав муниципального образования, то его текст официально публикуется одновременно с результатами референдума.

4. Принятые на референдуме решение, нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, тексте нормативного правового акта, принятого на референдуме.

5. Решение, нормативный правовой акт, принятые на референдуме, регистрируются в соответствующих представительных органах местного самоуправления в порядке, установленном законом Тюменской области, уставом муниципального образования либо иным нормативно-правовым актом, принятым представительным органом местного самоуправления.

6. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного нормативного правового акта, орган местного самоуправления муниципального образования, в чью компетенцию входит решение данного вопроса, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта. При этом, указанный срок не может превышать трех месяцев.

Статья 34. Юридическая сила решения, принятого на референдуме

1. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

2. Решение, принятое на референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования.

3. Решение, принятое на референдуме, регистрируется в органах местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов.

4. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке. В случае принятия на референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.

5. Отмена судом решения, принятого на референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:

а) нарушение установленного Федеральным законом, настоящим Законом, уставом муниципального образования порядка проведения местного референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;

б) несоответствие устава муниципального образования, на основании которого проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, Федеральному закону, настоящему Закону, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;

в) противоречие решения, принятого на референдуме, Конституции Российской Федерации, Федеральному закону, настоящему Закону.

Глава VIII. Обжалование нарушений права на участие в референдуме
и ответственность за нарушение законодательства о референдуме

 

Статья 35. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в референдуме граждан Российской Федерации

1. Решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

2. Решения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума обжалуются в районные суды в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона.

Статья 36. Основания для аннулирования, отмены регистрации инициативной группы по проведению референдума

Регистрация инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть отменена судом по заявлению комиссии, организующей референдум, не позднее чем за три дня до дня голосования в случаях:

1) нарушения правил выдвижения инициативы проведения референдума,

2) нарушения членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума правил проведения агитации по вопросам референдума и финансирования кампании референдума;

3) использования членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума иной группы участников референдума преимуществ должностного или служебного положения;

4) установления фактов подкупа участников референдума членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;

5) наличия иных оснований, установленных Федеральным законом.

Статья 37. Отмена решения о результатах референдума

1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона, настоящего закона, регламентирующих проведение референдума, комиссия муниципального образования до установления ею итогов голосования, определения результатов референдума может отменить решение нижестоящей комиссии о результатах референдума и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума - о признании результатов референдума недействительными.

2. Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии референдума об итогах голосования, о результатах референдума в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 77 Федерального закона.

3. Отмена судом решения о результатах референдума в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю участников референдума, влечет признание результатов референдума недействительными.

4. Если итоги голосования на участке референдума признаны недействительными и указанное обстоятельство влечет за собой изменение решения о результатах референдума, комиссия муниципального образования обязана составить новый протокол. В иных случаях вносятся изменения в ранее составленный протокол.

Статья 38. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений

1. Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.

2. После опубликования результатов референдума жалоба на нарушение права граждан на участие в референдуме, имевшее место в период кампании референдума, может быть подана в суд в течение одного года со дня опубликования результатов референдума.

3. Решения по жалобам, поступившим в период кампании референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах референдума суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.

Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о референдумах

Лица, нарушившие законодательство Российской Федерации о референдумах, несут уголовную, административную, иную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Глава IX. Заключительные положения

 

Статья 40. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона утрачивают силу:

Закон Тюменской области "О местном референдуме в Тюменской области" от 16.03.2001 N 298 (в редакции Закона Тюменской области от 26.09.2001 N 399);

Закон Тюменской области "О внесении изменения в Закон Тюменской области "О местном референдуме в Тюменской области" от 26.09.2001 N 399.

Губернатор Тюменской области

С.С. Собянин

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Тюменской областной Думы от 18 декабря 2003 г. N 1171 "О проекте Закона Тюменской области "О местном референдуме в Тюменской области" (новая редакция)"


Текст постановления официально опубликован не был