Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Мероприятия Программы
Данная Программа не включает в себя мероприятия медико-социальной направленности, которые предусмотрены реализацией действующих программ.
Комплекс программных мероприятий представлен в Приложении 1.
Исполнители программных мероприятий указаны в Приложении 2.
1. Информационно-аналитическое обеспечение
Мероприятия данного раздела являются базовыми для реализации всей Программы.
1.1. Создание и использование комплексной аналитической системы
"Трудовой потенциал области"
Цель данного мероприятия - создание условий, гарантирующих обеспечение функционирования информационного поля в сфере развития трудового потенциала области для принятия обоснованных и взвешенных решений.
На схеме 1.6 показана структура комплексной аналитической системы "Трудовой потенциал области".
Схема организации:
- Сбор информации;
- Обработка и сопоставление данных;
- Выработка рекомендаций, разработка конкретных мероприятий.
- Объекты исследования:
- Диагностика профессионального образования;
- Диагностика кадровой потребности работодателя;
- Изучение установок (социальный заказ) населения на получение профессионального образования;
- Мониторинг социально-экономического положения региона.
Схема 1.6
Аналитическая система "Трудовой потенциал области"
/------------------------------------------------------------------\
| /---------------------------------------\ |
| | Администрация Тюменской области | |
| /----------| Комитет по труду |---\ |
| | | (Владелец системы; Заказчик работ) | | |
| | \---------------------------------------/ | |
| | /------------\ /--------------------\ | |
| | | Прием, | |Информационный центр| /----------\ |
| | | обработка |-----|(Создатель системы; |---| Узел WEB | |
| | | данных; | | исполнитель работ) | \----------/ |
| | | Подготовка | \--------------------/ | |
| | \------------/ | |
| | | /--------\ /-------------\ /--------\ |
| | | | Модем |-----------| Сервер |--------| Модем | |
| | | \--------/ | Базы данных | \--------/ |
| | | \-------------/ | |
| | |-------------------------\ | |
| | | | | |
| | /-----------------\ /---------------\ /-----------------\ |
| | | Социологические | | Стат.данные | |Телефонные линии,| |
| | | исследования | \---------------/ | Интернет | |
| | \-----------------/ | \-----------------/ |
| | | | | |
| | /----------------------------------------------------------\ |
| | | Источники информации | |
| | | /-------------\ /---------------\ /-----------\ | |
| | | | Население | |Работодатели | |Образование| | |
| | | | (социальный | |Отраслевые | |НПО | | |
| | | | заказ) | |Ассоциации; | |ССУЗы | | |
| | | \-------------/ |Кадровые службы| |ВУЗы | | |
| | | |предприятий | \-----------/ | |
| | | \---------------/ | |
| | |/--------------------------------------------------------\| |
| | || Власть || |
| | ||Структурные подразделения администрации области; || |
| | ||Объединенные муниципальные образования (районы) и города|| |
| | |\--------------------------------------------------------/| |
| | | | |
| | | Получатели информации, объекты воздействия | |
| | \----------------------------------------------------------/ |
| | /-------------\ /---------------------\ |
| | | Выработка | |Разработка конкретных| |
| \----| рекомендаций|------------------| мероприятий | |
| \-------------/ \---------------------/ |
| |
\------------------------------------------------------------------/
Результатом реализации данного мероприятия будет являться выработка практических рекомендаций и мероприятий по:
- Направлениям формирования Государственной политики в социально-трудовой сфере.
- Определению потребности региона и формированию Государственного заказа на подготовку кадров с учетом приоритетов развития экономики области и перспективных планов предприятий.
- Формированию социального заказа населения с учетом перспектив кадровой потребности предприятий и Государственного заказа на подготовку кадров.
- Практических мер по развитию человеческого ресурса области.
Таким образом, при создании и использовании комплексной аналитической системы "Трудовой потенциал области" потребуются затраты на разработку баз данных, позволяющих систематизировать и оперативно обновлять поступающую информацию, обслуживание данной системы.
Приобретение оборудования, создание системы управления базами данных - 350 тыс.руб. в 2004 году.
Разработка методических рекомендаций по использованию баз данных системы "Трудовой потенциал области" - 50 тыс.руб. в 2004 году.
Стоимость работ по обеспечению функционирования системы составит не менее 200 тыс.руб. ежегодно, начиная с 2005 года.
1.2. Анализ количества обучающихся по различным специальностям
в разрезе территорий Тюменской области по каждой специальности
в течение ближайших 5 лет
Включение данного мероприятия в качестве программного обосновывается дестабилизацией на рынке труда молодых специалистов.
В перспективе обозначена острая необходимость в развитии практики управления процессами набора учащихся в различные образовательные учреждения, осуществляющие профессиональную подготовку, для удовлетворения растущей перспективной потребности в специалистах определенных профессий и уровня квалификации.
Осуществить данное регулирование возможно при ежегодном проведении анализа количества обучающихся по различным специальностям и потребности рынка труда в указанных специалистах, с внедрением результатов на практике.
Анализ количества обучающихся строится на основе данных, предоставляемых образовательными учреждениями в Департамент образования и науки администрации области. Что касается определения текущей и перспективной потребности в специалистах, - такая информация может быть получена только от отделов по управлению персоналом предприятий и организаций области. Сбор данной информации возможно осуществить через Тюменский областной комитет государственной статистики, по специально разработанным методикам.
1.2.1 Разработка и внедрение системы статистического наблюдения
предприятий области по прогнозу перспективной потребности в кадрах
Для получения достоверной и регулярной информации о кадровой потребности предприятий, необходимо внедрение специальной системы статнаблюдения.
Разработка системы, дальнейшая работа с ней будет осуществляться Комитетом государственной статистики по Тюменской области на договорной основе. Общие затраты составят 2000 тыс.руб., в том числе:
На разработку и внедрение системы (НИОКР) - 600 тыс.руб.;
Текущие затраты составят: 2003 г. - 300 тыс.руб., 2004 - 500 тыс.руб., с 2005 г. - по 200 тыс.руб. ежегодно.
1.3. Мониторинг социально-экономического положения региона
(в общем, отраслевом, в территориальном разрезе)
Социально-экономическое развитие региона является базовой установкой для вынесения конкретных решений. Заключается в комплексом анализе и прогнозировании ситуации по направлениям:
- по демографическим процессам;
- по мощностям учреждений профобразования;
- по территориям муниципальных образований;
- по уровню жизни населения Тюменской области.
Проводится путем обработки статистических материалов, информации от структурных подразделений администрации области и информации с мест о положении дел в районах и городах.
Учитывая сложность и определенную оперативность в подготовке материалов, эту работу будут выполнять специалисты Комитета по труду в рамках текущей деятельности с привлечением сторонних специалистов.
Затраты слагаются из необходимости оборудования одного рабочего места (65 тыс.руб.) и приобретения статистических сборников (174,4 тыс.руб.) - 239,4 тыс.руб. - 2004 г., с 2005 г. - 174,4 тыс.руб.
1.4. Разработка прогнозов численности населения городов и районов
Тюменской области
Оценка перспектив демографического развития как государства в целом, так и отдельного его региона осуществляется с помощью прогноза численности и структуры населения.
Данное мероприятие является весьма необходимым и для планирования социально-экономического и политического развития области, в том числе мероприятий по осуществлению миграционной политики.
В настоящий период времени, благодаря проведению Всероссийской переписи населения в период с 9 по 16 октября 2002 года, появилась реальная и объективная возможность разработки наиболее точных прогнозов на основе скорректированных данных численности и половозрастной структуры населения городов и районов области.
Цель прогнозирования - создание расчетной базы для анализа количества и качества трудовых ресурсов на территории области до 2010 года, объемов финансирования социальных программ, направленных на улучшение благосостояния населения, особенно его слабозащищенных слоев, проведения грамотной миграционной политики.
Затраты составят 590 тыс.руб., в том числе:
Приобретение и установка компьютерной программы - 200 тыс.руб., в том числе 100 тыс.руб. - в 2004 году и 100 тыс.руб. - в 2005 году.
Сопровождение системы, услуги связи, консультирование специалистов в районах - до 80 тыс.руб. в год, начиная с 2006 года.
1.5. Разработка комплекса мер по развитию депрессивных районов для
закрепления кадров и улучшения демографической ситуации
Проведенный анализ выявил неравномерное развитие районов Тюменской области в силу различных причин: исторических, климатических, географических, социально-экономических.
Для ряда территорий требуется разработка и реализация комплекса мер, позволяющего закрепить востребованные в районе кадры, проводить определенную корректировку демографического развития районов.
Обеспечение роста кадрового потенциала в районах возможно за счет: активизации инвестиционной политики по обеспечению развития сельского хозяйства, разведки и разработки нефтяных месторождений и пр.; строительства жилья и социальных объектов; развития системы подготовки кадров, особенно сельскохозяйственного профиля; развития отраслей социальной сферы; правильной инвестиционной политики капитальных вложений в отрасли с устаревшими производственными фондами. Для каждого района потребуется разработка своего эффективного пути выравнивания.
При реализации комплекса программных мероприятий возможно стабилизировать (и даже - увеличить на 1,4%) численность населения юга области. Такой результат возможен, в основном, за счет проведения грамотной миграционной политики при развитии экономики и, как следствие - повышении привлекательности региона для мигрантов, в том числе - в детородном возрасте.
Кроме этого, существует возможность увеличения численности трудовых ресурсов, например, в Юргинском районе на 9%.
Финансирование мероприятий будет осуществлять в рамках текущей деятельности комитета.
1.6. Актуализация и освещение в средствах массовой информации проблем
развития трудовых ресурсов (человеческого потенциала)
Цель данного мероприятия - информировать население о государственной политике в сфере трудовых отношений, формировать позитивное отношение к власти.
Исполнители по каждому подпункту будут определены на конкурсной основе.
1.6.1. Размещение социальной рекламы на TV (рекламные ролики)
Планируется изготовление не менее 3 сюжетов в год с размещением по 100 показов каждого.
Стоимость изготовления сюжета - 80 тыс.руб.
Стоимость проката на TV - 10 тыс.руб. за 4 выхода.
Общие затраты составят: 990 тыс.руб. в год.
1.6.2. Подготовка и проведение тематического цикла
телевизионных передач
Планируется подготовка цикла различных телевизионных передач, объединенных общей тематикой, направленной на повышение имиджа предприятий области и престижности рабочей профессии.
По предварительному расчету, на основании предложенного цикла передач канала ТРТР - (7 программ с различной периодичностью вещания), затраты составят 350 тыс.руб. в год.
1.6.3. Выступления на радио
При стоимости 10 минутного выступления 8,8 тыс.руб. и периодичности выступлений два раза в месяц, общие затраты составят 211,2 тыс.руб. в год.
1.6.4. Подготовка, издание и распространение
справочно-информационных и методических материалов.
Планируется издание не менее 6 сборников в год общим тиражом 1 тыс.экз., со средней стоимостью печати 200 руб. экз.
Кроме этого, запланировано издание информационных буклетов не менее, чем 5 видов в год, общим тиражом 2,5 тыс.экз. со средней стоимостью печати 70 руб. экз.
Разработка дизайна одного буклета, брошюры составляет 5 тыс.руб.
Общие затраты составят: 430 тыс.руб. в год.
1.6.5. Разработка дизайна и изготовление рекламных материалов.
Планируется издание не менее 2 видов рекламных прокатов в год общим тиражом 1 тыс.экз. со средней стоимостью печати 80 руб. экз. (80 тыс.руб.в год).
Так же необходимо размещение рекламного изображения на световых установках наружной рекламы "Лайт-постерах" в городах области по следующей схеме:
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
г.Тюмень 1 1 1 1 1 1
г.Тобольск 1 1 1 1
г.Ишим 1 1
г.Ялуторовск 1 1
в наличии, ед. 1 3 5 7 9 11 14
Годовые затраты 60 180 300 420 540 660 840
При стоимости 1 ед. в мес. - 5 тыс.руб. общие затраты составят: 3000 тыс.руб.
1.6.6. Размещение публикаций в СМИ
При регулярном размещении публикаций суммируемым объемом 1/2 газетной полосы в месяц, при стоимости 42,5 тыс.руб., затраты составят до 510 тыс.руб. в год.
1.6.7. Создание раздела "Профи-ориент" на сайте Комитета по труду
В данном разделе планируется размещение аналитических материалов, освещающих современную ситуацию на рынке труда области и практических приложений, таких как перечень востребованных профессий и специальностей, адреса и информация о наборе в учебных заведениях, информация о предприятиях области, банк резюме соискателей работы и т.д.
Стоимость на услуги виртуального хостинга по тарифному плану "Страничка" составят, без внесения абонентской платы, при оплате за 12 месяцев (по 180 у.е.) 5,8 тыс.руб. в год.
2. Формирование системы "Государственного заказа в сфере
профобразования"
На основании данных комплексной аналитической системы, с учетом приоритетов развития экономики области и перспективных планов предприятий, будет формироваться Государственный заказ по всем уровням профессионального образования.
2.1. Определение Государственного заказа на услуги профобразования.
Определение Государственного заказа на подготовку специалистов учреждениями профессионального образования является неотъемлемой частью регулирования рынка труда.
Подготовка специалистов по системе регионально-целевого набора показывает его эффективность в решении вопросов удовлетворения кадровой потребности районов и городов области. Учитывая, что регионально-целевой набор - практика исключительно высшего профессионального звена образования, определение государственного заказа на услуги всей системы профессионального образования является основной целью данного программного мероприятия.
Система подготовки специалистов в рамках Государственного заказа не будет эффективной без учета возможности дальнейшего трудоустройства выпускника.
В рамках данной программы предусматривается создание аналитической схемы, которая позволит на основе результатов мониторинга социально-экономического положения региона, определять Государственный заказ на услуги профобразования.
При проведении мероприятий потребуются затраты на осуществление связи между главами объединенных муниципальных образований, департаментом образования и науки администрации области, комитетом по труду, учебными заведениями профессионального образования, работодателями (подготовки пакетов документов по определению Государственного заказа, мероприятия по согласованию Государственного заказа и пр.) - не менее 100 тыс.руб. ежегодно.
2.2. Согласование плана приема в учебные заведения профессионального
образования
Планы приема в учебные заведения профессионального образования согласовываются ежегодно следующими структурами:
Главами объединенных муниципальных образований (на местах);
Департаментом образования и науки АТО;
Комитетом по труду;
Департаментом федеральной государственной службой занятости по Тюменской области;
Представителями работодателей;
Представителями профсоюзов.
Основанием для согласования плана приема в учебные заведения профессионального образования является его соответствие реальной потребности региона в конкретных специальностях.
Данное согласование проводится в счет текущего финансирования, и дополнительных вложений не потребуется.
2.3. Выработка рекомендаций учебным заведениям по изменению планов набора
с учетом требований рынка труда.
Цель данного мероприятия - подготовка востребованных кадров учреждениями профессионального образования.
Востребованные кадры необходимо готовить с учетом изменяющейся конъюнктуры на рынке труда.
Необходимо осуществлять: мониторинг рынка труда, с выделением наиболее проблемных зон в регулировании рынка труда молодых специалистов, удовлетворение спроса на специалистов различной квалификации и по различным специальностям, вместе с тем, учитывая социальный заказ населения на предоставление образовательных услуг учреждениями профессионального образования.
Результаты указанных действий позволят учебным заведениям своевременно корректировать планы приема учащихся с учетом текущей и перспективной потребностей рынка труда.
При регулярном процессе обмена информацией (проведение аналитической работы по сбору и анализу данных, подготовка пакетов документов учебным заведениям по состоянию рынка труда, согласование изменение планов приема с учетом рынка труда и пр.) потребуется 50 тыс.руб. в год.
2.4. Поддержка внедрения целевых форм обучения
Адаптация образовательных программ к требованиям рынка труда, необходимость обеспечения гибкости системы образования, требует определенных финансовых вливаний.
В рамках данной программы предусмотрено субсидирование разработки новых и адаптирования существующих программ к постоянно меняющимся условиям на рынке труда, с учетом Государственного заказа в сфере профобразования.
На эти цели планируется ежегодно тратить до 200 тыс.руб. для поощрения научных и педагогических работников за новаторские предложения в сфере программ профессионального образования.
2.5. Выработка рекомендаций по корректировке учебных программ
Система образования представляет собой приобретение каждым человеком накопленную сумму знаний и трудовых навыков, обогащения этих знаний и навыков в процессе трудовой деятельности. Развитие человека и системы образования тесно связано, что обусловлено в первую очередь взаимодействием человека со средствами производства, в которых материализуется сложившийся уровень развития науки и техники. В не меньшей степени человек и система образования подвержены влиянию общественных, и прежде всего экономических отношений. Прогресс науки, техники и экономических отношений определяет новые требования к профессиональным знаниям и умению человека, методам их приобретения и накопления. С целью быстрого реагирования на изменения ситуации на рынке труда, удовлетворения спроса предприятий на рабочую силу во всех отраслях экономики, необходимо создать гибкую систему подготовки специалистов, востребованных на рынке труда, путем оперативного вмешательства в учебные программы учебных заведений всех уровней. Положительный результат данной работы заключается в объединении усилий и расширения партнерских отношений между структурами - Департаментом образования и науки, Комитетом по труду и работодателей. Данное направление финансируется в рамках текущей деятельности комитета по труду.
2.6. Выделение субсидии на разработку учебных программ подготовки и
переподготовки кадров, учитывающих изменения требований рынка труда
Внедрение системы регулирования рынка образовательных услуг и рынка рабочей силы требует финансовых затрат на стимулирование разработки учебных программ подготовки и переподготовки кадров с учетом изменения требований рынка труда. В результате внедрения этой системы возрастут масштабы переподготовки и повышения квалификации кадров, улучшится качество их подготовки. Затраты областного бюджета составят 100,0 тыс.рублей ежегодно.
3. Профориентация и развитие трудовых ресурсов
Результаты, полученные при изучении социального заказа населения в сфере получения профессионального образования (по результатам работы комплексной аналитической системы п.1.6 настоящей Программы), являются основой для принятия оперативных управленческих решений с целью корректировки социального заказа населения в соответствии с потребностью экономики региона.
Основными методами такого воздействия являются:
Развития системы информирования (пассивный метод) - п.1.7 настоящей Программы
Профессиональная ориентация (активный метод). В рамках этого метода планируются следующие программные мероприятия:
3.1. Создание и организация работы межведомственной комиссии по вопросам
профессиональной ориентации и психологической поддержки населения
в Тюменской области
На основании Постановления Министерства труда и социального развития РФ N 1 от 27.09.96 г. "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в РФ" необходимо создать и организовать работу межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Тюменской области.
Цель - осуществление действенной координации деятельности всех заинтересованных структур в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Тюменской области.
Межведомственная комиссия формируется в составе председателя, его заместителей и других членов комиссии из числа представителей органов исполнительной власти, научных, образовательных учреждений, общественных организаций, работодателей. Председателем комиссии является директор департамента образования и науки администрации Тюменской области.
Персональный (представительный) состав Комиссии утверждается Губернатором Тюменской области.
Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
Основной задачей комиссии является определение приоритетных направлений развития и совершенствования профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Тюменской области.
Организация деятельности межведомственной комиссии включает в себя реализацию комплекса мероприятий по организации данного направления работы.
Составляющими затратной части будут являться расходы на реализацию разработанного и утвержденного плана мероприятий работы межведомственной комиссии. Ежегодно затраты составят 800 тыс.руб. из средств областного бюджета.
Результаты деятельности межведомственной комиссии в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения будут опубликованы и освещены в СМИ.
3.2. Создание и организация работы Тюменского областного центра
профессиональной ориентации и развития трудовых ресурсов с созданием сети
консультационных пунктов Центра в городах и районах области
Разъяснения о статусе и направлениях деятельности центра сформулированы в п.6 Постановления Министерства труда и социального развития РФ N 1 от 27.09.96 г. "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в РФ".
В Тюменской области такой центр пока не создан. Учредителем областного центра может выступить Комитет по труду администрации области. Предполагается, что центр должен работать в условиях самофинансирования и самоокупаемости.
Основной деятельностью центра является оказание психолого-профориентационных услуг населению.
В компетенцию данного учреждения входит:
- осуществление методического руководства и координации деятельности в области профессиональной ориентации и развития трудовых ресурсов на территории Тюменской области;
- содействие развитию районных (городских) служб профессиональной ориентации и развития трудовых ресурсов;
- проведение профессионального консультирования в целях содействия выбору оптимального вида занятости населения, граждан, подлежащих высвобождению, желающих сменить место работы, а так же учащихся общеобразовательных школ и молодежи;
- разработка и проведение курсов теоретических и практических занятий "Правильный выбор профессии - это определение будущей карьеры, стиля, образа жизни", "Эффективное поведение на современном рынке труда", "Технология поиска работы", "Самопрезентация" и т.д.
В рамках данного программного мероприятия не предусматриваются материальные затраты на собственно создание и оборудование данного центра, так как полагается определение исполнителя мероприятий данного блока на конкурсной основе, с учетом материальной и кадровой базы конкурсантов, а именно:
Для рационального функционирования данной структуры необходимо предусмотреть штат - 20 единиц. При создании 6 районных филиалов центра потребуется 12 специалистов (2 человека на 1 подразделение) и 8 чел. - в штатном расписании областного центра, расположенного в г.Тюмени.
Потребность в капитальных вложениях на создание и организацию Тюменского областного центра профессиональной ориентации и развития трудовых ресурсов и его филиалов составит 1 353,2 тыс.руб.
Статьи расхода | Кол-во ед. |
Цена единицы тыс.руб. |
Стоимость, всего, тыс.руб. |
|
1 | Столы | 20 | 1,2 | 24,0 |
2 | Стулья | 20 | 0,5 | 10,0 |
3 | Платяной шкаф | 7 | 1,2 | 8,4 |
4 | Шкаф для бумаг | 7 | 1,5 | 10,5 |
4 | Компютеры | 8 | 30,5 | 240,0 |
5 | Принтер | 7 | 10,0 | 30,0 |
6 | Видеодвойка | 7 | 25,1 | 175,7 |
7 | Программные обучающие продукты (разработки) | 500,0 | ||
8 | Учебно-методическая литература | 90,0 | ||
9 | Аренда помещения /7ед.*30 м2*105 руб.*12 мес./ |
264,6 |
||
Итого: | 1353,2 |
Учитывая, что деятельность центра должна осуществляется на принцепах самофинансирования, на содержание штатной численности персонала Центра деньги не предусматриваются. Центр может на договорной основе выполнять мероприятия данной целевой программы.
3.2.1. Социологические исследования
- Диагностика возможностей профессионального образования;
Информация профессиональных учебных заведений всех уровней: начального, среднего и высшего профобразования, в составе:
- информация о фактическом выпуске специалистов в разрезе профессий и специальностей (из всех учебных заведений);
- прогноз выпуска (по количеству и специализациям фактически обучающихся);
- потребность учебного заведения в практике учащихся на производстве (по специализациям и уровню);
- возможность и целесообразность перепрофилирования (полному, либо частичному) учебного заведения (наличие производственной базы и педагогического состава...);
- информация о трудоустройстве выпускников;
- информация о приеме в разрезе профессий.
Прочая информация, потребность в которой возникнет в процессе работы
Объем обследования 100% от учебных заведений, или (по данным статистики за 2002 год):
23 - Учреждения начального профобразования;
20 - Учреждения среднего профобразования;
9 - Учреждения высшего профобразования.
Всего должно быть обследовано 52 учебных заведения.
Ежегодные затраты - 10 860 руб. слагаются из расходов на:
разработку форм (НИОКР) - 10 000 руб.,
изготовление форм (60 шт.* 6 руб.) - 360 руб.
почтовые расходы - 500 руб.
- Диагностика кадровой потребности работодателя:
- изучение профессиональной структуры предприятий по отраслям экономики;
- информация о перспективной (до 5 лет) потребности конкретных предприятий в специалистах (по кодам профессий и специализаций), в том числе - ежегодные заявки предприятий на специалистов;
- информация о наличии производственных мощностей и возможность их использования в целях профобразования;
- информация Центра занятости о структуре и движении заявок от работодателей;
Прочая информация, потребность в которой возникнет в процессе работы
Объем обследования - не менее 25% от общей численности работающих на предприятиях по каждой отрасли экономики и по каждому району, либо, не менее 50% (3 тыс. предприятий) от количества средних и крупных предприятий и, выборочно, до 300 предприятий малого (в т.ч. частного) бизнеса.
Затраты в 2004 г. - 78 000 руб. слагаются из расходов на:
разработку форм (НИОКР) - 10 000 руб.;
изготовление и рассылку форм (3300 шт. * 10 руб.) - 33 000 руб.;
проведение ежегодной учебы для кадровых служб предприятий по заполнению форм (выезд в районы и города (24) - по 2 района в день, в 4 приема) - 31 800 руб., в т.ч.:
- командировочные расходы (700 руб. в день (200 - суточные, 500 - проживание) * 2 чел. (лектор и водитель) * 12 дней) - 16 800 руб.
- транспортные (бензин) - 15 000 руб.
прочие расходы почтовые (курьерские) услуги и т.д. - 3 200 руб.
Ежегодные затраты (с 2005 г.) составят по 68 тыс.руб.
- Изучение установок (социальный заказ) населения на получение профессионального образования:
Установки населения на получение профобразования определяются на основании выборочного обследования выпускников 9 и 11 классов и их родителей.
Объем обследования - не менее 25% от общей численности выпускников и их родителей, что составляет не менее 8 600 (по данным статистики за 2003 год - 17 148 выпускников.)
Обследование проводится в виде ежегодного одномоментного анкетирования по всем общеобразовательным школам области.
Ежегодные затраты - 37 800 руб. слагаются из расходов на:
разработку анкет (НИОКР) - 10 000 руб.;
изготовление и рассылку форм (8600 шт. * 3 руб.) - 25 800 руб.;
почтовые (курьерские) расходы - 2 000 руб.
3.2.2 Создание системы кадрового обеспечения отраслей экономики
Тюменской области.
Суть данного мероприятия - техническое и организационное обеспечение функционирования комплексной аналитической системы "Трудовой потенциал области".
Организатором-координатором работы и владельцем информационной системы является комитет по труду администрации Тюменской области.
Разработчик системы и исполнитель работ будет определен на конкурсной основе.
Затраты на реализацию данного мероприятия составят 1400 тыс.руб. в первый год, и по 200 тыс.руб. в последующие годы, в том числе:
Затраты на разработку (НИОКР) данной системы составят не менее 200 тыс.руб.
Стоимость работ по функционированию системы составит не менее 400 тыс.руб. в год.
Приобретение и монтаж оборудования, создание систем коммуникации - 800 тыс.руб.
3.2.3 Организация управления системой кадрового обеспечения
отраслей экономики Тюменской области
Создание этой системы невозможно без применения современных методов автоматизации системы управления процессами, происходящими на рынке труда. В основе создания системы кадрового обеспечения лежит идея формирования взаимосвязанных банков данных - потребности региона в кадрах и профессиональной подготовке специалистов. Рынок труда и рабочей силы постоянно находятся в динамике. Созданная система кадрового обеспечения будет располагать достоверной и оперативной информацией о рынке труда, позволит добиться взаимного влияния банков друг на друга и обеспечит повышение качества подготовки кадров и их трудоустройства. Орган управления системой кадрового обеспечения отраслей экономики Тюменской области - Комитет по труду администрации области. Выработка практических рекомендаций, проведение мероприятий, информационное обеспечение требуют финансовых затрат, которые составят 60,0 тыс.руб. в первый год, 40,0 тыс.руб. последующие годы.
3.3. Организация и проведение презентаций образовательных
учреждений области
Цель - информировать выпускников образовательных школ о возможностях обучения в учреждениях профессионального образования области, обеспечить большую свободу выбора учебного заведения.
Перечень учебных заведений юга Тюменской области, участвующих в презентации, формируется по зональному признаку.
Презентации проводятся ежегодно, в Тюмени - областная, и в районах - кустовые (6 шт.).
Затраты на реализацию мероприятия включают в себя:
- аренду помещения
в г.Тюмени, при использовании площади концертно-танцевального зала, стоимость 1 часа аренды 2,1 тыс.руб. х 5 час. = 10,6 тыс.руб.;
в городах и районных центрах юга области стоимость аренды 1 часа составит 1,1 тыс.руб. х 5 час. = 5,5 тыс.руб., учитывая наличие на юге области 6 территориальных зон, сумма равна 33,0 тыс.руб.
- приобретение канцтоваров (бумаги, папок, ручек) - 6,0 тыс.руб.;
- размещение объявления о проведении презентации в СМИ, публикация результатов мероприятия - 12,5 тыс.руб.
- транспортные расходы и услуги связи - 10,5 тыс.руб.;
- чайная пауза - 3,5 тыс.руб.
Общие затраты составят сумму в размере 76,1 тыс.руб. за счет собственных средств учебных заведений, ежегодно, начиная с 2004 г.
3.4. Организация и проведение "Дней открытых дверей"
в учреждениях профобразования
Организация и проведение "Дня открытых дверей" на базе учебных заведений даст возможность молодежи сформировать полное представление об учебном заведении, его материально-технической базе, условиях поступления и дальнейшего обучения, о тех профессиях, которые оно готовит. Данное мероприятие ориентировано на адекватную оценку молодых людей своих возможностей и желаний, на осведомленность о своей будущей профессии и принятия правильного решения в выборе профессии.
Затратная часть данного мероприятия состоит из расходов на размещение информации о проведении "Дня открытых дверей" в СМИ (рекламные объявления) - 300 тыс.руб. за счет собственных средств учебных заведений, ежегодно с 2004 г.
3.5. Организация дней профориентации в школах для проведения
групповых и индивидуальных консультаций
Цель - мотивация профессионального выбора у учащихся общеобразовательных учебных заведений. Одним из условий обоснованного выбора профессии является наличие сведений о мире профессий, требованиях, которые профессия предъявляет к специалисту, условиях и видах труда, потребности общества в кадрах.
Организатором данного мероприятия будет являться Тюменский областной центр профессиональной ориентации и развития трудовых ресурсов, в соответствии с Положением о Центре, с привлечением к участию в данной работе представителей учебных заведений профессионального образования, органов службы занятости и работодателей, заинтересованных в развитии своего предприятия, бизнеса и кадрового потенциала.
Время и периодичность проведения дней профориентации в школах будут определены в соответствии с учебными планами общеобразовательных учреждений, но не реже, чем раз в год.
Дополнительных финансовых затрат не требуется.
3.6. Организация и проведение областных, городских
и районных конкурсов в сфере профессиональной
ориентации, профессионального мастерства:
Данное мероприятие состоит в организации ежегодных областных, городских и районных конкурсов в целях повышения имиджа начального профессионального образования, поднятия престижа предприятий, организаций области, а также привлечения внимания молодежи к учебным заведения, готовящим востребованных на рынке труда специалистов, а именно:
"Я и мое дело".
"Династия профессионалов".
"Молодой специалист года".
"Лучший выпускник".
"Лучший по рабочей профессии".
"Лучший работодатель".
"Лучшее учебное заведение".
На подготовку одного районного конкурса в среднем потребуется не менее 19,5 тыс.руб., в том числе:
- разработка и доставка в муниципальные образования пакета конкурсной документации (Положение о конкурсе, Положение о конкурсной комиссии, Порядок проведения конкурса) 8 тыс.руб.;
- размещение информации о проведении конкурса и освещение итогов конкурса в СМИ (2 статьи * ~ 1 060 руб.) - 2,1 тыс.руб,
- выступления на радио (5 минут за ~ 4400) - 4,4 тыс.руб.
- организация текущей работы конкурсной комиссии (связь, канцелярия и т.д.) - 5 тыс.руб.;
Победители районных (городских) конкурсов принимают участие в областном конкурсе.
Поощрение победителей конкурсов возможно в виде денежных премий, ценных подарков, либо в виде предоставления целевых грантов. Предположительные суммы на один конкурс:
- Районный конкурс - 50,0 тыс.руб.
- Областной конкурс - 100 тыс.руб.
Организация и проведение торжественной церемонии награждения победителей областного конкурса (аренда зала - 1 час, изготовление памятных адресов, грамот, дипломов, кофе-пауза и т.д.) - 16,7 тыс.руб.
Финансирование предусмотрено из областного бюджета, бюджета муниципальных образований, средств предприятий и других источников, в том числе:
Районные (кустовые (6) и городские (4) конкурсы) - 4865 тыс.руб. /(19,5 тыс.руб.+50 тыс.руб.) * 7 конкурсов * 10 территорий/, в том числе:
- За счет средств районных бюджетов (30%) - 1460 тыс.руб.
- За счет других источников (средства предприятий) - 3405 тыс.руб.
Областные конкурсы - 954 тыс.руб./(19,5+100+16,7)*7/, в том числе:
- За счет средств областного бюджета - 300 тыс.руб.
- За счет других источников (средства предприятий) - 654 тыс.руб.
Общие затраты на проведение конкурсов за год составят 5819 тыс.руб., ежегодно с 2004 г.
3.7. Организация и проведение ярмарок учебных мест
В рамках блока мероприятий "Профориентация и развитие трудовых ресурсов" планируется организация и проведение ярмарок учебных мест.
Основной задачей указанных мероприятий является формирование положительного имиджа образовательных учреждений и специальностей, наиболее востребованных на рынке труда.
Предоставление информации о наиболее востребованных специалистах и профессиях, перспективные потребности экономики области в кадрах.
Основные исполнители - Департамент образования и науки администрации Тюменской области и Комитет по труду администрации области.
Финансирование мероприятий осуществляется в рамках текущей деятельности комитета.
3.8. Проведение областной научно-практической конференции "Социальное
партнерство в сфере профессионального образования"
Проведение такой конференции обосновано необходимостью согласованных действий всех сторон социального партнерства в сфере профобразования "Образование-Работодатель-Власть-Представители жнаселения" через обмен мнениями, знакомство с научными разработками, результатами социологических исследований и т.д.
Проведение такой конференции не должно быть разовым мероприятием. В рамках данной Программы запланированы две подобные встречи - в 2005 и в 2010 годах.
Затраты составят не менее 111 тыс.руб.
Аренда помещения 10,6 тыс.руб. (при стоимости 1 часа аренды 2,1 тыс.руб.*5 час.);
Размещение объявления в СМИ, публикация материалов конференции - 80 тыс.руб.
Прочие расходы - 20,4 тыс.руб.
4. Трудоустройство и трудовая деятельность
4.1. Организация встреч по отраслям и территориям, работодателей с
соискателями работы
Впервые в Тюменской области планируется проведение мероприятия подобного представительства и масштаба. Организаторами и участниками встреч определены структуры - Тюменский областной центр профессиональной ориентации и развития трудовых ресурсов, учебные заведения области, предприятия единой отраслевой направленности, органы службы занятости, широкие слои населения.
Мероприятие строится по принципу встреча работодателей - "покупателей" с соискателями - "продавцами", предполагается проведение аукциона молодых специалистов. В рамках встреч дается возможность работодателям представить свое предприятие, учебным заведениям рассказать о выпускниках, соискателям презентовать себя и все это в одно время, в одном месте, по одному направлению (отрасли).
На базе Тюменского областного центра профессиональной ориентации и развития трудовых ресурсов специалисты - профконсультанты готовят выпускников учебных заведения, а так же всех желающих к встрече с работодателем путем проведения тренинга по темам "Технология поиска работы", "Самопрезентация".
Участники оформляют и представляют стенды с информацией о работодателях и соискателях.
По итогам мероприятия состоится заседание круглого стола, будет подготовлен итоговый пакет документов.
Встречи будут проводиться ежегодно, ориентировочно во втором квартале текущего года, и состоятся в каждой территориальной зоне юга области.
Участие соискателей в этом мероприятии даст реальный шанс трудоустроиться, получить информацию об имеющихся на предприятиях вакансиях, для работодателей - возможность выбрать квалифицированный персонал, для учебного заведения - наладить связь с производством.
Общие затраты на одну встречу слагаются из следующих расходов:
- на аренду помещения
в г.Тюмени, при использовании площади концертно-танцевального зала, стоимость 1 часа аренды 2,1 тыс.руб. х 6 час. - 12,6 тыс.руб.;
в городах и районных центрах юга области стоимость аренды 1 часа составит 1,1 тыс.руб. х 5 час. - 5,5 тыс.руб.
- Текущие расходы (приобретение канцтоваров; размещение объявления в СМИ, публикации в СМИ, услуги связи) (за счет средств областного и местных бюджетов)
в г.Тюмени - 17,5 тыс.руб.;
в городах и районных центрах юга области - 5,2 тыс.руб.
При проведении ежегодно в Тюмени 6 отраслевых встреч и в районах - 6 "кустовых встреч" общие затраты составят 353,4 тыс.руб.
4.2. Организация и проведение Форума работодателей
Проведение такого Форума обосновано необходимостью консолидации усилий отдельных предприятий и отраслевых ассоциаций в сфере определения перспектив и направлений развития кадрового потенциала области, выработки совместных решений и определения согласованных действий предприятий и власти.
Подготовка к Форуму должна начаться уже в 2003 году, сам Форум планируется провести в 2004 году.
Затраты составят не менее 111 тыс.руб.
- Аренда помещения 10,6 тыс.руб. (при стоимости 1 часа аренды 2,1 тыс.руб.*5 час.);
- Размещение объявления в СМИ, публикация материалов конференции - 80 тыс.руб.
- Прочие расходы - 20,4 тыс.руб.
4.3. Содействие в создании и участие в работе "Клуба работодателей".
Клуб работодателей, как одна из форм сотрудничества, создается по инициативе и при непосредственном участии отраслевых ассоциаций и руководителей предприятий.
Отношения регламентируются Уставом клуба.
Предполагается участие представителей областной администрации в работе "Клуба" в качестве "Гостей" для осуществления практического взаимодействия и решения текущих совместных задач, направленных на развитие социального партнерства и развития кадрового потенциала.
Дополнительных вложений не потребуется.
4.4. Создание на базе отраслевых ассоциаций
информационно-практической системы "Спрос-предложение на рынке труда"
Реализация данного мероприятия заключается в размещении на базе отраслевых ассоциаций стационарных консультативно-информационных пунктов узкой (отраслевой) направленности.
Цель - оказание практического воздействия на рынок при формировании кадрового состава предприятий своей отрасли.
Материальная база информационно-практической системы создается за счет средств предприятий, входящих в ассоциацию.
При условии поэтапного подключения отраслевых ассоциаций, затраты составят до 80 тыс.руб. в год за счет средств предприятий.
Участие областного бюджета возможно опосредованно - через подключение отраслевых пунктов к комплексной аналитической системе "Трудовые ресурсы" (п.1.6 Программы).
4.5. Организации системы внутрифирменного обучения квалифицированных
рабочих кадров на предприятиях Тюменской области
Суть данного мероприятия заключается в организационной поддержке областного бюджета организации обучения и повышения квалификации кадров, в основном - рабочих, непосредственно на производстве.
На реализацию данного предприятия планируется до 100 тыс.руб. в 2004 году в виде целевых субсидий, далее ежегодно по 50 тыс.руб.
4.6. Разработка отраслевых программ развития кадрового потенциала
Отраслевые программы развития кадрового потенциала разрабатываются на основании Концепции социально-экономического развития Тюменской области с учетом перспективных схем размещения трудовых ресурсов (п.4.8 настоящей Программы).
В этих программах, кроме конкретных установок на подготовку специалистов по востребованным специальностям, должны быть разработаны мероприятия по повышению производительности труда, как метода рационального использования кадрового потенциала.
В первую очередь должны быть разработаны Программы по направлениям:
- Машиностроение.
- Легкая промышленность.
- Лесная и лесоперерабатывающая промышленность.
- Строительство.
Учитывая, что в области действует программа "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Тюменской области", разработка специальной программы по этому направлению не требуется.
Заказчиками разработки Программ выступают отраслевые ассоциации при участии в равных долях средств предприятий, местных и областного бюджетов.
Разработка программ намечается на 2005 год.
Общие затраты составят (при договорной стоимости разработки одной программы 600 тыс.руб.) - 2100 тыс.руб.
Затраты на реализацию программных мероприятий будут определены в ходе разработки конкретных мероприятий.
4.7. Организация сотрудничества с государственными, коммерческими
и некоммерческими агентствами по подбору персонала
Функционирование агентств по подбору персонала и трудоустройству (трудовых агентств) на сегодняшний день государственно не регулируется. Тем не менее, их деятельность влияет на состояние рынка труда, и не может оставаться невостребованной в рамках реализации данной программы.
Организация взаимовыгодного сотрудничества возможна на договорной основе, в том числе - через информационный и методический обмен при функционировании комплексной аналитической системы "Трудовой потенциал области".
Финансирование мероприятия будет осуществляться в рамках текущей деятельности Тюменского областного центра профессиональной ориентации и развития трудовых ресурсов.
4.8. Разработка текущей и перспективной схем размещения трудовых
ресурсов, плана сохранения и создания рабочих мест
Текущие и перспективные схемы размещения трудовых ресурсов необходимы при оперативном управлении ситуацией на рынке труда для достижения поставленных целей.
Текущая схема представляет собой адаптируемую к изменению ситуации систему. Формируется на основании данных мониторинга, и предназначена для оперативного представления информации о кадровом потенциале области в отраслевом и территориальном разрезах.
Перспективные схемы представляют собой относительно стабильные системы. Составляются на ближнесрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Формируются на основании комплексной программы социально-экономического развития области с учетом перспективных планов развития отраслей и территорий.
Общие затраты составят в первый год - 382 тыс.руб. и по 120 тыс.руб. ежегодно, в том числе:
стоимость разработки программы (НИОКР) - 200 тыс.руб.,
стоимость технического оснащения рабочего места - 62 тыс.руб.
ежегодные затраты на содержании системы (оплата труда специалиста - аналитика) - 120 тыс.руб.
4.9. Поддержка программ сохранения и создания рабочих мест
Для практического исполнения планов Государственного заказа в сфере кадровой подготовки, необходимо участие в этом процессе предприятий - работодателей.
Реализация данного мероприятия предполагается в форме объявления конкурса на получение грантов администрации области Программ сохранения и создания рабочих мест. В конкурсе могут участвовать как отдельные предприятия, так и объединения работодателей по отраслевому, либо по территориальному признакам.
Ежегодные затраты с 2005 г. составят:
На организационные мероприятия (подготовка пакета документов, оповещение в СМИ и т.д.) - 18,5 тыс.руб.
На предоставление целевых грантов - до 2 000 тыс.руб.
4.10. Организация ярмарок рабочих мест
В рамках блока программных мероприятий "Трудоустройство и трудовая деятельность" Комитет по труду планирует участие в организации ярмарок рабочих мест.
Основная цель данных мероприятий - подбор и привлечение работодателей к сотрудничеству по трудоустройству выпускников образовательных учреждений всех уровней образования.
Участие в проведении ярмарок учебных мест будет осуществлять в рамках текущей деятельности Комитета.
5. Разработка областной целевой программы "Регулирование трудовой
миграции в Тюменской области"
Одним из этапов механизма реализации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 N 256-р, является разработка и реализация региональных миграционных программ.
Основная задача областной целевой программы "Регулирование трудовой миграции в Тюменской области" (далее Программа) - легализация трудовой миграции, использование интеллектуального, профессионального, трудового потенциала иммигрантов в целях обеспечения устойчивого экономического, социального, демографического развития региона.
Основные цели Программы:
- Регулирование процессов трудовой внутрирегиональной миграции.
- Создание механизма контроля за привлечением и использованием в регионе иностранной рабочей силы.
- Достижение баланса между использованием внутренних трудовых ресурсов и привлечением иностранных работников с учетом демографической ситуации, особенностей регионального рынка труда, обеспечения приоритетного права граждан, проживающих в регионе на занятие вакантных рабочих мест.
Заказчики Программы: Управление по делам миграции ГУВД Тюменской области, Комитет по труду администрации Тюменской области.
Разработчик Программы будет определен на конкурсной основе.
На разработку Программы запланировано из областного бюджета 800 тыс.рублей.
Разработка Программы будет осуществляться в 2004-2005 гг.
6. Государственная поддержка улучшения демографической ситуации
В настоящее время существенно возрастает интерес к проблематике качества жизни, что свидетельствует о том, что появилась озабоченность уже не столько проблемами самосохранения, сколько вопросами устойчивого социального развития, необходимостью создания достойных условий жизни как для будущих, так и ныне живущих поколений.
Значимость проблемы управления качеством жизни возрастает и в связи с тем, что человеческий ресурс в условиях доминирующих тенденций старения и депопуляции населения становится самым дефицитным ресурсом.
Областным и муниципальным органам власти необходимо в своей социальной политике все больше рассматривать население не только в качестве объекта своей деятельности, но и как активного участника общей работы. Управление социальным развитием региона сосредотачивать на создании условий, позволяющих населению добиваться благосостояния своей семьи собственным трудом.
6.1. Организация сотрудничества с Центром по изучению проблем
народонаселения при экономическом факультете МГУ им.Ломоносова
Центр по изучению проблем народонаселения - уникальное в своей области учебно-научное подразделение в МГУ им.Ломоносова и в стране в целом. В основу всей учебно-научной деятельности преподавателей и сотрудников центра заложены принцип комплексного подхода к изучению вопроса народонаселения и необходимость привлечения к этому многих других наук. К настоящему времени в центре сложилась одна из самых сильных рабочих групп в стране по изучению демографических и миграционных процессов, во всем многообразии (статистическом, экономическом, политическом, национальном, этнографическом).
Центр располагает мощной учебно-методической базой - издан новый учебник "Основы демографии", "Введение в демографию", разработаны программы, учебные пособия.
Организация сотрудничества Комитета по труду администрации области с Центром по изучению проблем народонаселения позволит расширить перечень демографических аспектов, требующих более углубленного исследования. В период динамичных изменений, как в экономической, так и в социальных сферах общества, достоверные и постоянно обновляемые знания о демографической структуре общества необходимы в практической деятельности. Еще более тесной становится связь между процессами накопления демографических знаний и их использованием. Совместная деятельность даст возможность освоить современные методы и технологии получения демографических знаний, приобрести фундаментальное представление о применении этих знаний в выработке критериев и методов управлении общественным развитием.
Планируется обучить персонал - 30 человек, их них 4 чел. представители областной администрации, 26 чел. представители муниципальных образований (по 1 чел. от каждой территории)
Затраты на одного человека составят 33,6 тыс.руб., в т.ч.:
- оплата двухнедельного курса повышения квалификации - 15,0 тыс.руб.
- проезд - 6,0 тыс.руб.;
- командировочные расходы - (100 руб. - суточные и 800 руб. проживание) - 12,6 тыс.руб.
Общие затраты на обучение - 1008 тыс.руб., из них:
134,4 тыс.руб. - областной бюджет - в 2004 году;
873,6 тыс.руб. - бюджеты муниципальных образований - в 2005-2010 годах с разбивкой по годам.
2005 - 33,6 тыс.руб. (1 чел.)
2006-2010 гг. - по 168 тыс.руб. (5 чел.)
Кроме организации обучения необходим обмен методической литературой и участие в организуемых Центром тематических встречах.
На приобретение литературы - 5 тыс.руб. в год
На участие в конференциях, встречах - 20 тыс.руб. в год
6.2. Организация межрегионального сотрудничества по проблемам
демографии и развития человеческого потенциала
В рамках данного направления предполагается проведение ряда мероприятий по обмену опытом - совещаний, семинаров, круглых столов, рабочих встреч с коллегами других регионов страны. Участниками вышеперечисленных мероприятий могут быть представители заинтересованных структур. Эта работа ведется постоянно, начиная с 2004 года. Ежегодное количество участников - 4 чел.
Затраты в сумме 140 тыс.руб. слагаются из расходов на
- приобретение научной, учебной, методической литературы - 10 тыс.руб.
- командировочные расходы - 80 тыс.руб.
- услуги связи, почтовые расходы - 50 тыс.руб.
6.3. Организация и проведение областной конференции "Демографические
процессы и перспективы их развития в Тюменской области"
Цель данной конференции - собрать все структуры области, занимающиеся в той или иной степени проблемами народонаселения, скоординировать их совместные действия, выработать общие подходы, найти эффективные формы и современные методы решения демографических проблем в Тюменской области.
В данном мероприятии примут участие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, Департамент здравоохранения, Департамент социальной защиты населения, Департамент образования и науки администрации области, Департамент Федеральной государственной службы занятости и другие заинтересованные структуры.
В ходе конференции планируется обсудить вопросы в области:
- укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни;
- стимулирования рождаемости и укрепления семьи;
- миграции и расселения;
- информационного обеспечения.
- выработать итоговый документ по разработке и реализации мероприятий, направленных на решение основных задач, обозначенных в работе конференции.
Данное мероприятие планируется провести в 2006 г., 2009 г., место проведение г.Тюмень.
Затраты составят не менее 111 тыс.руб.
Аренда помещения 10,6 тыс.руб. (при стоимости 1 часа аренды 2,1 тыс.руб.*5 час.);
Информационно-методическое обеспечение, размещение объявления в СМИ, публикация материалов конференции - 80 тыс.руб.
Прочие расходы - 20,4 тыс.руб.
6.4. Организация и проведение областной конференции "Проблемы
повышения уровня жизни населения Тюменской области"
Значимость проблемы повышения уровня жизни возрастает в связи с тем, что человеческий ресурс в условиях доминирующих тенденций старения и депопуляции населения становится самым дефицитным ресурсом.
Для выработки действенной государственной политики необходимы усилия всех сторон - власти, науки, производственников. Организация и проведение областной конференции преследует цель свести эти структуры вместе для выработки конкретных мер в сфере уровня жизни.
Конференцию планируется провести в 2005 году.
Затраты составят не менее 111 тыс.руб.
- Аренда помещения 10,6 тыс.руб. (при стоимости 1 часа аренды 2,1 тыс.руб.*5 час.);
- Размещение объявления в СМИ, публикация материалов конференции - 80 тыс.руб.
- Прочие расходы - 20,4 тыс.руб.
6.5. Разработка и реализация комплекса мер по восстановлению
стимулирующей роли заработной платы и доходов населения
6.5.1. Разработка Концепции политики доходов населения
Тюменской области
При разработке Концепции политики доходов населения Тюменской области необходимо выявить направления по увеличению доходов населения, повышению благосостояния населения, улучшению уровня жизни на основе оценки уровня жизни населения, интегрирующей в себе работу по расчетам величины прожиточного минимума, разработка и осуществление качественно нового мониторинга показателей уровня жизни как в разрезе территорий, так и по областным показателям.
На разработку Концепции потребуется 1200 тыс.руб. в 2004-2005 году.
Разработчик будет определен на конкурсной основе.
6.5.2. Реализация практических мероприятий по восстановлению
стимулирующей роли заработной платы и доходов населения
Комплекс мероприятий включает в себя:
- Расчет величины прожиточного минимума, мониторинг по территориям.
- Организация работы областной межведомственной комиссии по координации деятельности по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и принятию наиболее эффективных мер к организациям-должникам. Заключается в подготовке раз в месяц заседаний и обеспечении деятельности комиссии.
- Практическая помощь районным (городским) комиссиям по вопросам задолженности заработной платы.
- Организация совместной работы территориальных и региональных органов власти в создании организационных условий, обеспечивающих своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.
- Практическая работа по разъяснению прав работников и ответственности работодателя, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, по вопросам задержки заработной платы.
Данный перечень может быть дополнен, либо изменен, в процессе реализации программы с учетом изменения ситуации.
Текущие затраты по реализации данных мероприятий (Транспорт, связь, канцелярия) составят 273 тыс.руб. в год, начиная с 2004 года.
6.6. Совершенствование системы социального партнерства, как основы
социальной стабильности
6.6.1. Организация и проведение областного конкурса "За высокую
социальную эффективность и развитие социального партнерства"
Конкурс организуется в целях привлечения внимания к решению социальных вопросов на производстве, развития и совершенствования системы социального партнерства. Порядок проведения такого конкурса в 2002 году был утвержден постановлением Губернатора области от 07.06.2002 г. N 198.
В рамках данного мероприятия предполагается:
- разработка и утверждение Порядка проведения конкурса;
- разработка и рассылка в муниципальные образования конкурсной документации;
- размещение информации о конкурсе в СМИ;
- организация работы конкурсной комиссии;
- освещение итогов конкурса в СМИ;
- организация и проведение торжественного заседания в Зале заседаний администрации области по подведению итогов конкурса и награждению победителей;
- поощрение победителей конкурса. Возможно в виде денежных премий, ценных подарков, софинансирования из областного бюджета целевых мероприятий, либо в виде предоставления целевых грантов.
За год расходы составят - 3030,7 тыс.руб., в том числе:
- Организация работы конкурсной комиссии (бумага, почтовые расходы) - 0,8 тыс.руб.
- Публикации в СМИ (2 статьи*~1 100 руб.) - 2,2 тыс.руб.
- Выступления на радио (2 выступления: 10 мин. за ~8820 и 5 минут за ~4 410) - 13,2 тыс.руб.
Проведение торжественного заседания (аренда зала (3 часа), "Кофе-брейк" ...) - 12,5 руб.
- Изготовление памятных адресов, грамот, дипломов, не менее 50 шт. для всех номинаций (50*~40 руб.) - 2 тыс.руб.
- На поощрение победителей (6 номинаций по 500000 руб. на победителя) - 3000 тыс.руб. в год.
6.6.2 Обучение по спецкурсу "Основы социального партнерства"
Одной из причин, препятствующих развитию социального партнерства в Тюменской области, является недостаточный уровень правовой грамотности. В настоящее время готовится к рассмотрению в областной Думе законопроект "О регулировании трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений в Тюменской области", большая часть которого составляют нормы о социальном партнерстве.
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров ТНГУ разработал программу по спецкурсу "Основы социального партнерства" для инженеров и специалистов, а институт дополнительного профессионального образования ТГУ - для профсоюзных лидеров и специалистов муниципальных образований. Программа рассчитана на 24 часа, группы по 20 чел., до 100 групп в год, примерная стоимость обучения одного человека 1500 рублей.
Спецкурс рассчитан:
- на трудовых арбитров - 40 чел., с ежегодным обучением (ср-ва областного бюджета);
- на представителей муниципальных образований (глава, заместитель по социальным вопросам, 2-3 специалиста) - 26 чел. в год (средства бюджетов муниципального образования);
- на представителей профсоюзов (25 отраслевых профсоюзов) - 25 чел. в первый год (1 группа) и по 5-10 человек в последующие годы (за счет средств профсоюзов, как общественных организаций);
- на представителей работодателей. Учитывая, что в ЕГРПО числится 36,6 тыс. предприятий, из них - около 29 тыс. - крупные и средние, реально необходимо обучить не менее 30 тысяч человек (за счет собственных средств предприятий).
За год расходы составят - 3000 тыс.руб. на обучение 100 групп (2000 чел.), в том числе:
60 тыс.руб. - из областного бюджета;
39 тыс.руб. - из бюджета МО;
37,5 тыс.руб. - из средств общественных организаций;
2863,5 тыс.руб. - из средств предприятий.
6.7. Перевод женщин, работающих на рабочих местах, входящих в
"Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда"
на рабочие места с допустимыми условиями
Данное мероприятие состоит в сокращении численности женщин, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда. Это возможно при проведении мероприятий по итогам аттестации рабочих мест.
В Тюменской области около 6 тыс. женщин работают в неблагоприятных условиях труда. Стоимость аттестации 1 рабочего места - 2500 руб., исправление выявленных нарушений - не менее 1000 рублей за 1 место.
Полагается проведение данного мероприятия в течение двух лет (2004-2005 г.), по 3000 рабочих мест в год. Общие затраты, за счет средств предприятий, составят 10500 тыс.руб. в год.
6.8. Проведение научно-практической конференции по актуальным
социально-экономическим проблемам населения Тюменской области
Цель проведения научно-практической конференции - достижение социально-экономической стабильности региона, выработка социальных ориентиров развития общества. На обсуждение будут вынесены вопросы:
- повышение уровня жизни значительной части населения;
- обеспечение социальной защищенности каждого гражданина;
- анализ ситуации на региональном рынке труда (подготовка и востребованность кадров).
Участники конференции - представители структур органов власти, социальной защиты, службы занятости, профсоюзов, общественных организаций, науки поделятся мнениями по данной проблеме, познакомятся с научными работами, социологическими исследованиями и т.п.
В рамках данной Программы проведение такой конференции запланировано в 2005 и в 2010 годах.
Затраты составят не менее 111 тыс.руб.
- Аренда помещения 10,6 тыс.руб. (при стоимости 1 часа аренды 2,1 тыс.руб.*5 час.);
- Размещение объявления в СМИ, публикация материалов конференции - 80 тыс.руб.
Прочие расходы - 20,4 тыс.руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.