Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VII. Голосование на местном референдуме, установление итогов
голосования и определение результатов референдума
Статья 26. Помещение для голосования
1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии референдума главой соответствующего муниципального образования, а в случае, если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным представительным органом местного самоуправления.
2. Требования к оборудованию помещения для голосования определяются статьей 61 Федерального закона.
Статья 27. Бюллетень для голосования на местном референдуме
1. Для проведения референдума участник референдума получает бюллетень для голосования на референдуме (далее также - бюллетень).
2. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению муниципальной комиссии референдума и являются документами строгой отчетности. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно превышать число зарегистрированных участников референдума более чем на три процента. Число бюллетеней, передаваемых по акту участковой комиссии, определяется решением вышестоящей комиссии. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой комиссии, не может более чем на 0,5 процента превышать и составлять менее чем 90 процентов от числа участников референдума, включенных в список участников референдума на участке референдума на день передачи бюллетеней. Если число участников референдума, внесенных в список участников референдума, составляет менее 200, в участковую комиссию направляются дополнительно два бюллетеня.
3. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются муниципальной комиссией референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.
4. Требования к содержанию бюллетеня устанавливаются в соответствии со статьей 63 Федерального закона.
5. Бюллетени для голосования на референдуме типография, после выбраковки под наблюдением членов муниципальной комиссии референдума с правом решающего голоса, передает по акту членам муниципальной комиссии референдума. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов указанной комиссии, представителей инициативной группы уничтожают отбракованные и лишние бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами. Муниципальная комиссия референдума получает бюллетени не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
6. Передача бюллетеней участковым комиссиям референдума производится по акту, составленному в двух экземплярах, один из которых остается в муниципальной комиссии референдума, а второй передается участковой комиссии референдума, получившей бюллетени. Указанные акты подписываются председателями и секретарями соответствующих комиссий референдума. Передача бюллетеней в участковые комиссии референдума осуществляется не позднее чем за три дня до дня голосования.
7. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии.
8. В исключительных случаях на участках референдума, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, допускается изготовление документации референдума, включая бюллетени, непосредственно участковой комиссией. Решение об изготовлении документации референдума с указанием необходимого тиража и сроков изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с комиссией муниципального образования.
9. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются. При погашении бюллетеней вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, представитель инициативной группы по проведению референдума, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. Эти бюллетени хранятся секретарем комиссии вместе с другой документацией комиссии.
Статья 28. Порядок голосования
1. Голосование проводится с 8 часов утра до 20 часов вечера по местному времени в воскресенье. О времени и месте голосования участковая комиссия референдума обязана оповестить участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.
2. Порядок голосования определяется в соответствии со статьей 64 Федерального закона.
Статья 29. Порядок досрочного голосования
1. Участник референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в участковую комиссию референдума, на участке референдума, на котором он включен в список участников референдума, может проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении муниципальной комиссии референдума (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой комиссии референдума (не ранее чем за три дня до дня голосования).
2. Порядок досрочного голосования определяется в соответствии со статьей 65 Федерального закона.
Статья 30. Порядок голосования участников референдума вне помещения для голосования
1. Участковая комиссия референдума обязана обеспечить возможность участия в голосовании участникам референдума, внесенным в списки участников референдума на данном участке референдума, которые не могут по уважительной причине (состояние здоровья, инвалидность и другие причины) самостоятельно прибыть в помещение для голосования.
2. Порядок голосования участников референдума вне помещения для голосования определяется в соответствии со статьей 66 Федерального закона.
Статья 31. Протокол участковой комиссии местного референдума об итогах голосования
1. Участковая комиссия референдума составляет протокол об итогах голосования на соответствующем участке референдума.
2. Протокол участковой комиссии референдума должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.
3. Содержание протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования определяется в соответствии со статьей 67 Федерального закона.
Статья 32. Порядок подсчета голосов участников местного референдума и составления протокола об итогах голосования комиссиями местного референдума
1. Подсчет голосов участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования. Подсчет голосов осуществляется открыто и гласно членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса. Подсчет голосов и составление протокола об итогах голосования производятся в порядке, предусмотренном статьей 68 Федерального закона.
2. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых комиссий референдума немедленно, после их подписания членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, поступают непосредственно в комиссию референдума муниципального образования.
3. Протоколы участковых комиссий референдума составляются в двух экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами комиссий референдума с правом решающего голоса. К протоколам приобщается составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории муниципального образования. Член комиссии референдума с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
4. К первому экземпляру протокола участковой комиссии референдума приобщаются особые мнения членов комиссии референдума, составившей протокол, а также поступившие в указанную комиссию референдума жалобы (заявления) на нарушения федеральных законов, настоящего Закона. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений комиссии референдума приобщаются ко второму экземпляру протокола.
5. Первый экземпляр протокола участковой комиссии референдума после его подписания незамедлительно направляется вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования в комиссию референдума муниципального образования.
6. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками членов данной комиссии референдума с правом решающего голоса, составивших протокол, членов комиссии референдума с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также с другой документацией, предусмотренной настоящим Законом, предоставляется для ознакомления и снятия копий членам комиссии, составившей протокол, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, а заверенная копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления. После этого второй экземпляр протокола вместе с документацией референдума, а так же печать участковой комиссии передаются в вышестоящую комиссию для хранения.
Статья 33. Порядок определения результатов референдума
1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых комиссий референдума, путем суммирования содержащихся в них данных муниципальная комиссия референдума определяет результаты референдума не позднее чем через трое суток со дня проведения референдума. Члены указанной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты референдума лично. Протокол и сводная таблица о результатах референдума составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами муниципальной комиссии референдума с правом решающего голоса.
2. В протокол муниципальной комиссии референдума об итогах референдума вносятся данные о числе участковых комиссий референдума, числе поступивших протоколов участковых комиссий референдума, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых комиссий местного референдума в соответствии со статьей 31 настоящего Закона.
3. Референдум признается муниципальной комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников местного референдума.
Муниципальная комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за него проголосовало не более половины участников местного референдума, принявших участие в голосовании.
4. Муниципальная комиссия референдума признает результаты референдума недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления участников референдума;
б) в случае, если они признаны недействительными на части участков референдума, на которых списки участников референдума на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума на момент окончания голосования;
в) по решению суда.
5. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов муниципальной комиссии референдума, а также поступившие в указанную комиссию в период со дня голосования и до дня составления протокола об итогах голосования жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона, настоящего Закона, устава муниципального образования и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений муниципальной комиссии референдума приобщаются ко второму экземпляру протокола.
6. Первый экземпляр протокола муниципальной комиссии референдума после его подписания вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования незамедлительно направляется в соответствующий представительный орган местного самоуправления.
7. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками членов муниципальной комиссии референдума с правом совещательного голоса, составившей протокол, наблюдателей, иных лиц, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, а также с другой документацией, предусмотренной Федеральным законом, настоящим Законом, уставом муниципального образования, хранится секретарем комиссии муниципального образования в охраняемом помещении.
8. В случае, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы муниципальная комиссия референдума выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных из протоколов участковых комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и иных лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в представительный орган местного самоуправления.
9. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковых комиссий об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из участковых комиссий, муниципальная комиссия референдума вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников голосования участковой комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов участников местного референдума на соответствующем участке референдума либо на территории проведения местного референдума. Указанное решение должно быть принято не позднее чем за один день до истечения срока определения результатов референдума, установленного пунктом 1 настоящей статьи.
10. Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения документации референдума утверждается Избирательной комиссией Тюменской области по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.
Статья 34. Опубликование (обнародование) и вступление в силу решения, принятого на референдуме
1. Комиссия референдума муниципального образования, определившая результаты референдума, направляет общие данные о результатах референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов референдума.
2. Официальное опубликование (обнародование) результатов референдума, а также данных о количестве голосов участников референдума, поданных за позиции "Да" и "Нет", осуществляется комиссией референдума муниципального образования не позднее чем через один месяц со дня голосования.
3. Официальное опубликование полных данных о результатах референдума осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования. Если на референдуме был принят устав муниципального образования, то его текст официально публикуется одновременно с результатами референдума.
4. Принятые на референдуме решение, нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, тексте нормативного правового акта, принятого на референдуме.
5. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного нормативного правового акта, орган местного самоуправления муниципального образования, в чью компетенцию входит решение данного вопроса, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта. При этом указанный срок не может превышать трех месяцев.
Статья 35. Юридическая сила решения, принятого на референдуме
1. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
2. Решение, принятое на референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования.
3. Решение, принятое на референдуме, регистрируется в органах местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов.
4. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке. В случае принятия на референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.
5. Отмена судом решения, принятого на референдуме, может быть произведена по основаниям, установленным Федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.