Закон Тюменской области от 22 июля 1998 г. N 45
"Об основах функционирования образовательной
системы в Тюменской области"
Принят постановлением областной Думы
от 9 июля 1998 г. N 229
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования Закона
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", иными законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Тюменской области настоящий Закон устанавливает региональные особенности функционирования образовательной системы Тюменской области, не урегулированные федеральным законодательством или отнесенные к полномочию субъекта Федерации, в целях:
- обеспечения правовых гарантий полноценного функционирования и развития системы образования Тюменской области в рамках федеральной и региональной программ;
- разграничения компетенции в области образования между представительной и исполнительной властью Тюменской области и их органами;
- установления порядка регулирования разграничения компетенции между муниципальными образованиями, территория одного из которых является частью территории другого, в сфере образования;
Статья 2. Реализация государственной и региональной политики в системе образования Тюменской области
Система образования признается приоритетной.
Организационной основой региональной политики в системе образования области является программа развития образования, разрабатываемая на основе федеральной программы с учетом социально-экономических, культурных, демографических, административно-территориальных, экологических и других региональных особенностей.
Областная программа развития образования разрабатывается и утверждается в соответствии с Законом Тюменской области "О формировании и финансировании областных программ".
Отчет администрации области о ходе реализации региональной программы развития образования ежегодно представляется областной Думе и публикуется в официальном печатном органе.
Статья 3. Региональные компоненты государственных образовательных стандартов
1. Образовательная система в области функционирует на основе государственных образовательных стандартов, включающих федеральные и национально-региональные компоненты.
2. Региональные компоненты государственных образовательных стандартов устанавливаются как часть государственного образовательного стандарта наряду с федеральными компонентами.
3. Порядок разработки, утверждения и введения региональных компонентов в государственные образовательные стандарты различных уровней образования определяется Губернатором области, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об образовании".
4. Региональный компонент государственного образовательного стандарта различных уровней образования устанавливается Законом Тюменской области.
Глава II. Система образования в Тюменской области
Статья 4. Основы образовательной системы
1. Система образования в области формируется в соответствии и на основании Конституции Российской Федерации, Законов Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Устава Тюменской области и областных законов.
2. Система образования области включает:
- сеть образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, реализующих образовательные программы в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- органы управления образованием и подведомственные им учреждения (областные и муниципальные).
3. Образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, программы дополнительного образования детей, учрежденные государственными органами власти или органами местного самоуправления и финансируемые из областного бюджета, не вправе без согласия государственного органа управления образованием отчуждать или передавать закрепленную за ними собственность.
Содержание, организация и методика образовательного процесса предметом контроля со стороны учредителей не является.
4. Образовательные учреждения, реализующие программы начального, среднего и высшего профессионального образования, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством и своими уставами.
Глава III. Компетенция органов государственной власти Тюменской
области в образовательной системе
Статья 5. Компетенция областной Думы в сфере образования
Ведению представительного органа государственной власти области в сфере образования подлежит:
1. Разграничение компетенции в области образования между представительным органом законодательной власти области (Тюменская областная Дума) и органом исполнительной власти области (Губернатор области и возглавляемая им администрация области).
2. Утверждение областного бюджета в части расходов на образование, изменений и дополнений, вносимых в него, осуществление контроля за его исполнением, финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и всеобщности среднего (полного) общего образования путем выделения дополнительных финансовых средств органам местного самоуправления.
3. Утверждение областной программы развития образования, вносимой на рассмотрение Думы Губернатором области.
4. Установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в областной бюджет осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тюменской области.
5. Установление порядка управления и распоряжения собственностью области, а также переданными в управление области объектами федеральной собственности, относящимися к сфере образования.
6. Установление дополнительных к федеральным льгот, видов и норм материального обеспечения обучающимся, воспитанникам, а также педагогическим работникам образовательных учреждений в рамках своей компетенции.
7. На основе ежегодных федеральных нормативов финансирования утверждение областных нормативов финансирования образовательных учреждений области, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения с учетом инфляции, при утверждении областного бюджета.
8. Утверждение регионального компонента государственного образовательного стандарта различных уровней образования.
Статья 6. Компетенция органа исполнительной власти Тюменской области в сфере образования
Ведению органа исполнительной власти области подлежит:
1. Реализация государственной политики в сфере образования.
2. Разработка и реализация программы развития образования в Тюменской области.
3. Определение и установление особенностей порядка создания, финансирования, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений в области.
4. Создание государственного органа управления образованием области по согласованию с областной Думой и руководство им, назначение руководителя (по согласованию с федеральными органами управления образованием).
5. Выполнение национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
6. Разработка проекта областного бюджета в части расходов на образование, исполнение областного бюджета, внесение предложений по введению на территории области на основании действующего законодательства налогов, сборов и других обязательных платежей на нужды образовательных учреждений.
7. Определение с учетом местных и отраслевых особенностей форм поддержки образовательных учреждений начального профессионального образования, в том числе в части содержания учебно-материальной базы, оказания материальной поддержки обучающимся лицам и работникам этих образовательных учреждений.
8. Установление дополнительных (к федеральным) требований к образовательным учреждениям в части строительных, санитарных норм и правил, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
9. Создание, реорганизация и ликвидация государственных образовательных учреждений областного подчинения, лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
10. Управление и распоряжение областной собственностью, используемой в системе образования, в порядке, определяемом областной Думой.
11. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации и Тюменской области в сфере образования, а также контроль за исполнением государственных образовательных стандартов.
12. Установление порядка регулирования разграничения компетенции между муниципальными образованиями, территория одного из которых является частью территории другого, в сфере образования
13. Учреждение областных премий, стипендий, грамот за достижения в сфере образования для граждан и юридических лиц, а также лауреатов областных олимпиад и конкурсов.
14. Издание правовых актов в пределах своей компетенции.
Статья 7. Органы управления образованием в Тюменской области
1. На территории области создаются и действуют:
- государственный орган управления образованием области, создаваемый Губернатором области;
- местные (муниципальные) органы управления образованием, которые могут создаваться по решению органов местного самоуправления (их руководители назначаются и увольняются по согласованию с государственными органами управления образованием).
2. Государственный орган управления образованием обеспечивает реализацию федеральной и региональной программы развития образования в области, государственных образовательных стандартов с региональными компонентами и функционирование системы образования в области на уровне государственных нормативов.
3. К компетенции государственного органа управления образованием области, кроме предусмотренной пунктом 5 статьи 37 Федерального закона "Об образовании", пунктами 3, 6, 9 настоящего Закона относятся:
- создание на территории области своих подразделений с целью контроля за исполнением федерального и областного законодательства в сфере образования, а также оказание методической и посреднической помощи образовательным учреждениям области;
- определение и установление особенностей и порядка создания, финансирования, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений в области;
- разработка национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
- создание, реорганизация и ликвидация государственных образовательных учреждений областного подчинения, учредителем и представителем собственника которых является государственный орган управления образованием области;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- издание правовых актов в форме приказов, инструкций, положений за подписью руководителя.
4. Государственный орган управления образованием области вправе контролировать исполнение законодательства Российской Федерации и Тюменской области в сфере образования образовательными учреждениями всех форм собственности, органами управления образованием местного самоуправления на территории области, в том числе бюджетную и финансовую дисциплину в системе образования, в рамках своей компетенции, определенной действующим законодательством и другими правовыми актами.
Полномочия и компетенция государственного органа управления образованием области, кроме предоставленных законодательством Российской Федерации и Тюменской области, закрепляются в положении о нем.
5. Компетенция и ее разграничение в сфере образования между органами местного самоуправления регулируются в порядке, установленном уставом муниципального образования.
6. Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием.
7. На основании договора между государственным органом управления образованием и органами местного самоуправления последним может быть делегирована часть полномочий государственного органа управления образованием.
Глава IV. Экономика системы образования
Статья 8. Финансирование образовательной системы в области
1. Финансовые средства на нужды образования определяются при утверждении Закона о бюджете на предстоящий год, по представлению Губернатора области.
2. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовой формы в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставами этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всх видов налогов в части, зачисляемой в областной бюджет.
3. Предприятия, учреждения и организации, независимо от организационно-правовой формы, участвующие в развитии образовательной системы, освобождаются от уплаты налогов в части, поступающих в областной бюджет, в порядке, установленном Законом Тюменской области "О льготном налогообложении в Тюменской области".
Статья 9. Порядок предоставления налоговых льгот
Налоговые льготы предоставляются юридическим и физическим лицам, участвующим в развитии образовательной системы области, в порядке, определяемом законодательством. Право на освобождение от налогов, сборов и обязательных платежей, предоставляемое настоящим Законом, возникает с момента получения лицензии (разрешения).
Право на освобождение от налогов, сборов и обязательных платежей, предоставляемое настоящим Законом, возникает с момента выдачи лицензии (разрешения) образовательного учреждения.
Статья 10. Отношения собственности в системе образования области
1. Полномочия собственника по распоряжению государственным имуществом системы образования области в отношении объектов областной собственности закрепляются за государственным органом управления образования, осуществляющим эти полномочия совместно с областными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения.
2. За образовательным учреждением, учредителем которого является государственный орган управления образованием, в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом, договором между учредителем и образовательным учреждением учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), состоящие на его балансе или арендуемые у третьего лица (собственника).
Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Контроль за сохранностью и эффективным использованием закрепленной за учреждением собственности осуществляется учредителем.
3. Государственная (областная) собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться только в порядке и на условиях, установленных законодательством.
4. Государственная (областная) собственность, находящаяся на учете в государственном органе управления образованием, государственных и муниципальных образовательных учреждениях области, не передается в другие сферы деятельности, используется только в системе образования и приватизации не подлежит.
5. Муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, финансируемым из федерального или областного бюджета, отчуждается в иную собственность по согласованию с федеральным или областным органом управления образованием.
Глава V. Регионально-целевая подготовка
Статья 11. Регионально-целевая подготовка специалистов в вузах области
Под регионально-целевой подготовкой следует понимать подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в вузах Тюменской области за счет средств консолидированных бюджетов области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Ее целью является удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений Тюменской области, в первую очередь тех, финансирование которых осуществляется за счет средств указанных бюджетов.
Статья 12. Порядок организации регионально-целевой подготовки
1. Объемы регионально-целевой подготовки специалистов определяются органами управления образованием Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и утверждаются совместным решением Губернаторов области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
2. Контингент обучающихся в рамках регионально-целевой подготовки специалистов формируется на основе предложений (заявок) администраций городов, районов, бюджетных организаций области.
3. Прием в высшие учебные заведения осуществляется в соответствии с ежегодно издаваемым положением о порядке зачисления в вузы области по регионально-целевой подготовке специалистов.
4. Положение разрабатывается государственным органом управления образованием администрации области по согласованию с государственными органами управления образованием Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и утверждается Губернатором области с согласия Губернаторов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Глава VI. Социальные гарантии в образовательной системе
Тюменской области
Статья 13. Права и социальная защита обучающихся и воспитанников
1. Кроме льгот, предоставляемых обучающимся и воспитанникам законодательством Российской Федерации, законодательный орган Тюменской области закрепляет бесплатное получение образовательных услуг, определяемых государственным органом управления образованием, в государственных и муниципальных учреждениях дополнительного образования детей в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей.
2. При сдаче вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования правом первоочередного зачисления при прочих равных условиях пользуются выпускники сельских школ в рамках регионального целевого набора.
Статья 14. Дополнительные льготы педагогическим работникам системы образования
1. Педагогические работники образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), а также педагогические работники, проработавшие в них не менее 10 лет, вышедшие на пенсию независимо от ее вида, проживающие в сельской местности, пользуются всеми льготами по коммунальным услугам, установленными действующим законодательством для учителей сельских школ.
2. Поддержка молодых семей учащихся и студентов, имеющих детей, осуществляется по ежегодным программам, разрабатываемым и утверждаемым администрацией области.
3. Работникам системы образования области, имеющим почетные звания СССР или Российской Федерации и звания заслуженных работников ведомств СССР или Российской Федерации, соответствующие профилю выполняемой работы, ученую степень доктора или кандидата наук, устанавливается надбавка к должностным окладам в следующих размерах:
- за ученую степень доктора наук - 6 ставок I разряда Единой тарифной сетки;
- за ученую степень кандидата наук - 5 ставок I разряда Единой тарифной сетки;
- за звание "Заслуженный работник (ведомства) РФ" - 5 ставок I разряда Единой тарифной сетки.
Надбавки к должностным окладам устанавливаются также работникам образовательных учреждений, имеющим государственные награды (ордена) в размере 3 ставок I разряда Единой тарифной сетки.
Работникам образования, ушедшим на пенсию, производится доплата к пенсии ежемесячно в размере:
- за звание "Заслуженный работник (ведомства) РФ" - 1 ставка I разряда Единой тарифной сетки.
Выплаты производятся за счет средств органов образования.
4. Выпускники педагогических образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, приступившие к работе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях по специальности, пользуются правом первоочередного получения субсидий на безвозмездной основе на строительство или приобретение жилья, в том числе осуществляемых с помощью банковского кредита. Условия и порядок предоставления субсидий устанавливаются соответствующим правовым актом областной Думы.
Статья 15. Областные премии, грамоты, стипендии
1. В целях поощрения одаренных молодых людей учреждаются областные грамоты и премии:
- учащимся и студентам образовательных учреждений - победителям международных, республиканских, областных олимпиад;
- окончившим учебные заведения с золотой медалью.
2. Для одаренных и талантливых детей учреждаются стипендии в области образования.
3. В целях развития творческого потенциала педагогических коллективов и работников, поощрения талантливых работников образовательных учреждений, победителей и лауреатов областных конкурсов "Учитель года", "Учреждение образования года" учреждаются областные грамоты и премии.
4. Положения об учреждении грамот, премий и стипендий разрабатываются государственным органом управления образованием и утверждаются Губернатором области.
5. Педагогические работники государственных и муниципальных образовательных учреждений при выходе на пенсию при достижении ими пенсионного возраста получают вознаграждение в размере 10 должностных окладов за счет имеющихся средств образовательных учреждений.
Глава VII. Международная деятельность в системе образования
Тюменской области
Статья 16. Международное сотрудничество
Сотрудничество органов управления образованием, образовательных учреждений области с другими образовательными и иными органами и учреждениями иностранных государств строится на основе двусторонних договоров и соглашений, не противоречащих Закону Российской Федерации "Об образовании" и настоящему Закону.
Статья 17. Координация международных связей
Государственный орган управления образованием Тюменской области осуществляет координацию связей органов управления образованием местного самоуправления и образовательных учреждений с зарубежными юридическими лицами и иностранными гражданами в сфере образования.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 18. Приведение областных нормативных актов в соответствие с настоящим Законом
В течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с ним все действующие нормативные акты, принятые органами государственной власти Тюменской области и противоречащие настоящему Закону.
Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Тюменской области |
Л.Ю.Рокецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тюменской области от 22 июля 1998 г. N 45 "Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области"
Текст Закона опубликован в газете "Тюменские известия" N 148(2024) от 14 августа 1998 г., "Тюменская правда сегодня" N 162 от 29 августа 1998 г.; "Вестнике Тюменской областной Думы" N 8 за 1998 г.
Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 г. N 328 настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тюменской области от 19 июля 2004 г. N 244
Закон Тюменской области от 11 марта 2004 г. N 211
Закон Тюменской области от 8 декабря 2003 г. N 181
Закон Тюменской области от 23 декабря 2002 г. N 105
Закон Тюменской области от 10 июня 2002 г. N 26
Закон Тюменской области от 11 октября 2001 г. N 424
Закон Тюменской области от 5 июля 2001 г. N 370
Закон Тюменской области от 5 июля 2001 г. N 362
Закон Тюменской области от 13 января 2001 г. N 249