Текст закона в редакции от 15 апреля 1996 г.
Законом Тюменской области от 10 декабря 1997 г. N 132 по всему тексту настоящего закона слова "Глава Администрации области" заменены на слова "Губернатор Тюменской области"
Настоящий Закон принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации" и "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления", а также Уставом Тюменской области.
Закон устанавливает порядок построения бюджетной системы в Тюменской области и регламентирует деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления области по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю за исполнением бюджетов.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Бюджет развития - ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды, иные расходы на расширенное прооизводство.
Бюджет текущих расходов - расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в бюджет развития.
Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность областного бюджета и местных бюджетов.
Бюджетное устройство - организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство области основывается на принципах единства, полноты, достоверности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему области.
Бюджетно-финансовая политика - установление приоритетных функций областного и местных бюджетов, разработка мер по сбалансированности бюджетов и определение соотношений между федеральным, областным, окружными и местными бюджетами.
Бюджетный процесс - регламентированная законодательством Российской Федерации и настоящим Законом деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов.
Валютный фонд - фонд, образуемый представительным органом государственной власти области или местного самоуправления в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательными актами Тюменской области .
Внебюджетный фонд - фонд, образуемый представительным органом государственной власти области или местного самоуправления, средства которого используются по целевому назначению.
Дефицит бюджета - превышение расходов над доходами, выраженное в абсолютной и относительной величинах.
Дотации - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.
Одним из видов дотаций является компенсация, т.е. сумма, выделяемая из бюджета под определенные обязательства ее получателя на возмещение разницы в ценах на продукцию, товары и услуги, имеющие особо важное значение для населения.
Заемные средства - денежные средства, привлекаемые на возвратной основе исполнительным органом власти и местного самоуправления для покрытия дефицита бюджета.
Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо установленной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.
Консолидированный бюджет области - свод местных и областного бюджетов, используемый для анализа и расчетов.
Контрольные цифры консолидированного бюджета области - основные предпроектные показатели областного и местных бюджетов, предназначенные для формирования бюджетов, включая определение среднеобластной бюджетной обеспеченности, проектируемых нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций и субвенций в местные бюджеты и иных целей.
Контингент дохода - сумма взимаемого на территории соответствующего административно-территориального образования конкретного вида налога либо иного платежа.
Местный бюджет - бюджет административно-территориальной единицы, входящей в Тюменскую область.
Минимальный бюджет - расчетный объем доходов бюджета нижестоящего территориального уровня, покрывающий гарантированные вышестоящим уровнем минимально необходимые расходы, рассчитанные по установленным социальным и финансовым нормативам.
Минимальные государственные социальные стандарты - совокупность основных социальных потребностей, предоставление которых гарантируется государством.
Минимальные социальные и финансовые нормативы - устанавливаемыесоответстующими органами удельные показатели минимально необходимых расходов бюджета по обеспечению важнейшими жилищно-бытовыми, социальнокультурными и другими услугами.
Областной бюджет - бюджет, предназначенный для реализации полномочий органов государственной власти и управления Тюменской области .
Основные характеристики бюджетов - объем доходов бюджета; объем расходов бюджета, в том числе бюджета текущих расходов и бюджета развития; превышение доходов над расходами или дефицит бюджета и его предельный процент по отношению к расходам; дотации и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня; размер нормативов отчислений от регулирующих доходов в бюджеты нижестоящего территориального уровня; перечень доходов и нормативы фиксированных долей доходов, закрепляемых за бюджетами нижестоящего территориального уровня; оборотная кассовая наличность.
Расходы бюджетов - это расходы бюджетов всех уровней, включаемые в бюджет текущих расходов и в бюджет развития.
Регулируемые доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.
Свободные бюджетные средства - свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало очередного финансового года, доходы бюджета, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах.
Сводный финансовый баланс - совокупность финансовых ресурсов территории, отражающая их образование, распределение и использование. Сводный финансовый баланс является составной частью прогноза экономического и социального развития территории.
Финансовые ресурсы территории включают в себя прибыль предприятий, амортизационные отчисления, налоги и обязательные платежи, отчисления в федеральные внебюджетные фонды, дотации и субвенции, получаемые из федерального бюджета, долгосрочные кредиты для финансирования капитальных вложений, доходы от приватизации и другие источники доходов.
Секвестр расходов - пропорциональное снижение бюджетных расходов по всем незащищенным статьям в течение оставшегося времени текущего года.
Смета доходов и расходов - финансовый документ, составляемый ежегодно предприятием, учреждением, организацией на поступление и расходование выделенных из бюджета средств, утвержденная в установленном порядке.
Среднеобластная бюджетная обеспеченность - сумма денежных средств в консолидированном бюджете области, приходящихся в расчете на одного жителя Тюменской области.
Субвенция - сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития административно-территориальной единицы.
Субъект бюджета - юридическое или физическое лицо, участие которого в доходах либо расходах рассматриваемого бюджета выделено отдельной строкой.
Статья 2. Принципы построения бюджетной системы
Для оптимизации исчисления ожидаемых доходов и расходов бюджетов области бюджеты должны соответствовать требованиям единства, достоверности, самостоятельности, сбалансированности и гласности.
1. Принцип единства бюджета означает формирование его на основе единой Бюджетной классификации Российской Федерации, включающей в себя экономическую, функциональную и ведомственную структуры расходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации, а также на единых методологических подходах, минимальных государственных социальных стандартах, социальных нормах и нормативах, устанавливаемых федеральными и областными органами государственной власти.
2. Принцип достоверности бюджета предусматривает надежность показателей прогноза развития территории, правильность выбора бюджетно-финансовой политики, точность расчета доходов и расходов и полноту информации (обратной связи) об исполнении бюджета.
3. Принцип самостоятельности заключается в самостоятельном рассмотрении, утверждении и исполнении органами государственной власти и местного самоуправления соответствующих бюджетов и обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования.
Уровень самостоятельности определяется отношением собственных (закрепленных и регулирующих) доходов к сумме всех доходов бюджета.
4. Принцип сбалансированности бюджета заключается в равенстве доходов и расходов бюджета с учетом установленного предельного дефицита бюджета и принимаемых мер по его покрытию.
5. Принцип гласности означает информирование населения о состоянии формирования и исполнения бюджета в установленные настоящим законом сроки.
Раздел II. Бюджетное устройство области
Статья 3. Структура бюджетной системы Тюменской области
В бюджетную систему Тюменской области как самостоятельные части включаются областной бюджет и местные бюджеты Тюменской области.
Статья 4. Единство бюджетной системы
1. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета Тюменской области, бюджетов административно-территориальных образований Тюменской области.
2. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
3. Единство бюджетной системы реализуется через единую согласованную социально-экономическую, включая налоговую политику.
4. Бюджетная система Тюменской области явлется составной частью финансовой системы Российской Федерации и Тюменской области, что отражается в ее сводном финансовом балансе, который выступает основой формирования бюджета области и областного бюджета.
Статья 5. Самостоятельность бюджетов
Областной бюджет Тюменской области, бюджеты административно-территориальных образований на территории Тюменской области являются самостоятельными.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования, разграничением ответственности за исполнение бюджета в соответствии с принятыми направлениями его использования.
К собственным источникам относятся:
- закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета;
- отчисления по регулирующим доходным источникам;
- дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно органами государственной власти и местного самоуправления в рамках федерального законодательства.
Статья 6. Доходы бюджетов
Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулируемых доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.
Доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, Законом Тюменской области "О налоговой системе в Тюменской области".
Статья 7. Расходы бюджетов
Расходы бюджетов всех уровней разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.
Статья 8. Бюджетная классификация
В области составление проектов бюджетов, утверждение и исполнение бюджетов осуществляется в соответствии с единой бюджетной классификацией, установленной в Российской Федерации.
Ведомственная классификация бюджетов разрабатывается исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления и утверждается соответствующими представительными органами.
Статья 9. Сбалансированность бюджета
1. Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.
2. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
3. В целях сбалансированности бюджета представительные органы власти и местного самоуправления (далее по тексту - "представительные органы") могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.
Секвестру не подлежат защищенные статьи, состав которых устанавливается представительными органами при принятии бюджета.
4. Покрытие дефицита соответствующего бюджета развития может осуществляться за счет выпуска областных и местных займов или использования кредитных ресурсов. Решения о выпуске займов и привлечении кредитных ресурсов принимаются соответствующими представительными органами по представлению исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления (далее по тексту "исполнительные органы"). Разрешение на кредитование и размещение займов оформляется в виде постановлений представительных органов.
5. Решения исполнительных органов, влияющие на уменьшение доходной части бюджета или увеличение расходной, подлежат утверждению соответствующим представительным органом, если изменения приводят к увеличению установленного предельного уровня дефицита бюджета.
Статья 10. Взаимодействие бюджетов с другими элементами финансовой системы
1. Бюджетная система Тюменской области является частью финансовой системы Российской Федерации, включающей в себя финансы самостоятельных юридических и физических лиц.
2. Расходная часть бюджета развития может содержать ассигнования и дотации предприятиям или иным юридическим лицам. Это не влечет за собой установление прав собственности органов государственной власти и местного самоуправления на соответствующее предприятие или на имущество иных юридических лиц.
3. Расходная часть бюджетов развития может содержать инвестиции в капитал уже действующих или вновь создаваемых предприятий. Результатом таких инвестиций является собственность органов государственной власти и местного самоуправления на эквивалентную часть капитала, находящую свое выражение в полном владении или во владении долей собственности или праве собственности предприятия.
4. Право управления и распоряжения государственной или муниципальной собственностью, созданной за счет средств соответствующих бюджетов, прередается соответствующим комитетам по управлению имуществом или иным специально уполномоченным органам.
5. Доходы от эксплуатации государственной и муниципальной собственности, от продажи либо сдачи в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций, могут быть полностью или частично включены в доход бюджета или направлены на нужды развития соответствующего хозяйствующего субъекта.
6. Решение о способе финансирования и выбор финансируемого предприятия или иного юридического лица осуществляют исполнительные органы в соответствии с областным законом.
7. Финансовые ресурсы области на договорной основе могут объединяться с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации, городов и районов Тюменской области, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан для финансирования совместных, в том числе межрегиональных программ социально-экономического развития.
8. В соответствии с решением представительных органов в рамках законодательства Российской Федерации могут образовываться внебюджетные фонды.
Статья 11. Внебюджетные и валютные фонды
Внебюджетные и валютные фонды формируются в соответствии с законодательством Российской Федерации и областными законами "О внебюджетных фондах Тюменской области", "Об областном валютном фонде".
Раздел III. Бюджетный процесс
Статья 12. Организация бюджетного процесса
1. Разработка и исполнение бюджетов является функциями органов исполнительной власти области и исполнительных органов местного самоуправления. Рассмотрение, утверждение, контроль исполнения бюджетов - законодательной власти области и представительных органов местного самоуправления.
Органы законодательной и исполнительной власти области и органы местного самоуправления участвуют и взаимодействуют на всех этапах бюджетного процесса.
2. Учреждения Центрального банка России или уполномоченные исполнительными органами коммерческие банки, расположенные на территории области, ведут счета и осуществляют кассовое исполнение соответствующих бюджетов.
3. Исполнительные органы местного самоуправления представляют сведения об исполнении бюджетов своих территорий исполнительным органам государственной власти. Определение конкретных сроков и форм бюджетной отчетности возлагается на комитеты финансов исполнительных органов государственной власти.
4. Рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении производится соответствующими представительными органами гласно и публично.
Статья 13. Стадии бюджетного процесса
Бюджетный процесс включает в себя следующие этапы:
- прогнозирование экономического и социального развития и определение бюджетно-финансовой политики на следующий год (май-июль текущего года);
- формирование и утверждение бюджета следующего года (июль-декабрь текущего года);
- исполнение бюджета текущего года (январь-декабрь текущего года);
- завершение операций по исполнению бюджета, составление и утверждение отчета об исполнениии бюджета за отчетный год (январь-апрель года, следующего за отчетным).
Статья 14. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов
1. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития, целевых программ, на основании которых исполнительные органы вносят в соответствующие представительные органы предложения о постатейном санкционировании бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходов бюджетов.
Рассмотрение предложений в соответствующем представительном органе обязательно включает в себя всестороннее изучение в его комиссиях и комитетах целесообразности, необходимости, актуальности финансовой и материальной возможности их осуществления.
Принимаемые представительными органами решения, предусматривающие выделение ресурсов, должны содержать источники покрытия вновь образовавшихся расходов за счет изыскания новых доходных источников, перераспределения расходов.
2. Исполнительные органы на основании санкционированных бюджетных расходов с учетом реальных возможностей финансирования вносят уточненный проект бюджета на утверждение в соответствующий представительный орган. Конкретный объем бюджетных ассигнований для осуществления санкционированных расходов определяется при утверждении Закона о бюджете на предстоящий год.
3. В случае неутверждения ассигнований до наступления нового финансового года исполнительные органы имеют право расходовать средства в размере 1/12 объема предыдущего года с учетом уровня инфляции, установленного Правительством Российской Федерации, в течение каждого месяца до утверждения ассигнований по отдельным расходным статьям бюджета представительными органами.
4. По решению представительных органов при принятии бюджетов могут утверждаться ассигнования по целевым программам, рассчитанные на несколько лет, которые включаются в бюджеты последующих лет.
5. Ассигнования на выплату процентов по внутреннему долгу и на погашение обоснованной задолженности прошлых лет, имеющейся у соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете текущих расходов в полном объеме.
6. При постатейном рассмотрении и утверждении расходной части соответствующих бюджетов выделяются расходы текущего (оперативного) и капитального (инвестиционного) характера. Каждая из этих статей утверждается отдельно, при этом сумма текущих расходов составляет бюджет текущих расходов, а сумма капитальных расходов образует бюджет развития соответствующего органа государственной власти и местного самоуправления.
Статья 15. Исполнение бюджетов
1. Исполнительные органы организуют исполнение бюджетов в соответствии с порядком исполнения бюджетов, устанавливаемым Министерством финансов Российской Федерации.
2. В процессе исполнения бюджетов исполнительные органы имеют право вносить изменения по доходам и расходам соответствующего бюджета в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации.
Финансирование бюджетных организаций производится по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы и капитальные вложения, на основании смет доходов и расходов с расчетными показателями к ним, утвержденных в установленном порядке.
Представительные органы вправе поручить соответствующим исполнительным органам в случаях, вызванных необходимостью срочного внесения изменений в бюджет, внести соответствующие изменения с последующим их утверждением представительными органами.
3. Доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджета, суммы превышения доходов над расходами, экономия расходов зачисляются в соотвествующий бюджет и изъятию не подлежат. Решение об их использовании принимают представительные органы, в том числе с учетом предложений исполнительных органов только при условии обеспечения финансирования плановых расходов.
Представительные органы вправе поручить соответствующим исполнительным органам принимать решения об использовании свободных бюджетных средств с последующим утверждением этих решений представительными органами.
4. Решения исполнительных органов, принятые в пределах своей компетенции, в том числе по изменениям цен и тарифов, влияющие на уменьшение доходности или на увеличение расходной части бюджета, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного дефицита бюджета, подлежат утверждению соответствующими представительными органами.
5. Представительные органы утверждают в составе соответствующих бюджетов сверх предусмотренных расходов объем оборотной кассовой наличности за счет остатков средств на начало нового финансового года.
Оборотная кассовая наличность может быть в течение года использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении бюджета с учетом индекса инфляции.
6. На период кассовых разрывов представительные органы могут давать разрешение исполнительным органам привлекать кредиты коммерческих банков с последующим информированием представительных органов о целях, условиях и сроках кредитов.
Статья 16. Бюджетные фонды
В составе бюджетов разных уровней создаются целевые и резервные фонды как заранее обособляемая часть бюджетных средств, которые используются для осуществления целевых социально-экономических, экологических, научно-технических и иных социально значимых программ, мероприятий, а также для ликвидации последствий природных, демографических и иных чрезвычайных ситуаций и для покрытия бюджетного дефицита.
Цели, состав, порядок формирования, использования средств и управления бюджетными фондами определяются законом или иным нормативно-правовым актом о каждом фонде, принимаемым представительными органами Тюменской области.
Статья 17. Бюджетное регулирование
Основой бюджетного регулирования является закрепленное законодательством Российской Федерации и областным законом "О налоговой системе в Тюменской области" распределение источников доходов между бюджетами разного уровня.
Часть средств целевых и бюджетных резервных фондов может передаваться в виде субвенций и дотаций в местные бюджеты нижестоящего уровня.
Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из областного бюджета устанавливаются законодательными актами области.
Статья 18. Контроль за исполнением бюджета
Контроль за исполнением бюджетов осуществляется соответствующими представительными органами.
Для контроля за исполнением бюджета соответствующий представительный орган вправе создать Счетную палату в установленном законом порядке.
Исполнительные органы обязаны осуществлять контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им из соответствующего бюджета ассигнований.
В случае выявленных в установленном порядке отклонений и нарушений фактического расходования бюджетных ассигнований, нецелевого их использования, в сравнении с законодательно утвержденными показателями бюджета, виновные должностные лица привлекаются к ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
Раздел IV. Областной бюджет и бюджет области
Статья 19. Анализ и оценка состояния экономики области, разработка прогноза экономического и социального развития
1. Разработка прогноза экономического и социального развития является основой составления проекта бюджета.
2. Администрация области на основе анализа социально-экономической ситуации в области с учетом данных о состоянии сводного финансового баланса, отчетных данных об исполнении консолидированного и областного бюджета в срок до 15 июля разрабатывает прогноз экономического и социального развития области и целевые программы.
3. Администрация области согласует с окружными органами власти и управления прогноз социально-экономического развития области, общеобластные программы и объемы их финансирования.
4. Предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, расположенные на территории области, включая финансовые органы, налоговые службы и органы статистики, в порядке, установленном законодательством, обязаны предоставлять сведения, необходимые для составления прогноза экономического и социального развития области, сводного финансового баланса и целевых программ.
5. Комитет по экономике и прогнозированию администрации Тюменской области сообщает комитету финансов администрации Тюменской области прогнозные экономические показатели на предстоящий год, определяющие доходную часть бюджета.
6. На их основании комитет финансов:
- рассчитывает доходную часть бюджета;
- определяет финансовые ресурсы, необходимые для содержания подведомственной социальной сферы и другие текущие расходы, на субвенции городским и районным администрациям в целях выравнивания бюджетной обеспеченности;
- сообщает органам местного самоуправления размер возможных средств, выделяемых из областного бюджета, а комитету по экономике и прогнозированию администрации области - возможный размер ассигнований на реализацию общеобластных и областных программ, на внепрограммные мероприятия.
7. Комитет по экономике и прогнозированию совместно с другими комитетами администрации Тюменской области готовят и представляют в комитет финансов для расчета расходной части областного бюджета предложения по распределению этих ассигнований на:
- реализацию общеобластных программ;
- реализацию областных программ;
- строительство внепрограммных объектов;
- осуществление других мероприятий, в том числе на поддержку отдельных секторов хозяйства, предприятий и территорий.
8. На основе учета поступивших предложений комитет экономики и прогнозирования уточняет экономические показатели, определяющие доходы бюджета и сообщает их комитету финансов для составления проекта Закона "Об областном бюджете".
9. Администрация области в июле на основе установления федеральными органами минимальных социальных и финансовых нормативов вырабатывает поправочные коэффициенты с учетом изменений цен, тарифов и специфики территорий.
Статья 20. Определение основных направлений бюджетно-финансовой политики
1. Основные направления бюджетно-финансовой политики определяются администрацией области на основе экономической политики Российской Федерации и включают в себя вопросы цен, налогов, кредитов и денежного обращения.
Бюджетно-финансовая политика в Тюменской области проводится согласованно с федеральными органами государственной власти и местного самоуправления .
2. В части доходов бюджетно-финансовая политика области выражается :
- в определении темпов роста доходов бюджета области;
- расчете соотношений между отдельными видами доходов;
- в установлении категорий налогоплательщиков, налогообложение которых может быть ослаблено или усилено, в обосновании налоговых ставок по федеральным и областным налогам.
3. В части расходов бюджетно-финансовая политика Тюменской области выражается :
- в определении темпов роста бюджетных расходов как в целом, так и по отдельным отраслям;
- в установлении приоритетов в расходовании средств и составе незащищенных статей бюджета;
- в расчете соотношения текущих расходов и расходов развития;
- в выработке финансовой поддержки местных бюджетов;
- в обосновании выделения бюджетных ассигнований на областные и федеральные программы.
4. Губернатор Тюменской области с учетом прогноза экономического и социального развития и основных направлений бюджетно-финансовой политики принимает решение о начале работы по формированию консолидированного бюджета Тюменской области в срок до 1 июля.
Статья 21. Составление проектов бюджетов
1. Исполнительные органы государственной власти Тюменской области и органы местного самоуправления начинают работу над составлением проектов бюджетовдо начала финансового года.
2. Комитеты, управления и департаменты администрации области представляют в комитеты финансов и экономики и прогнозирования бюджетные сметы, программы и заявки на ассигнования из областного бюджета в срок до 25 мая.
3. Администрация области доводит до органов местного самоуправления для формирования местных бюджетов в июле следующие исходные данные:
- минимальные социальные и финансовые нормативы;
- норматив среднеобластной бюджетной обеспеченности на предстоящий год в расчете на одного жителя области;
- проектируемые нормативы отчислений от регулирующих доходов и принятые в их расчет суммы контингентов этих доходов;
- поправочные коэффициенты к минимальным социальным и финансовым нормативам.
4. Органы местного самоуправления на основе полученных исходных данных формируют проекты бюджетов территорий и представляют их в комитет финансов администрации Тюменской области в срок до 15 августа.
В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов органы местного самоуправления одновременно представляют расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций и субвенций, перечень доходов и расходов, подлежащих передаче из областного бюджета, а также данные об изменении состава объектов бюджетного финансирования.
5. Комитет финансов Тюменской области рассматривает:
- бюджетные сметы, программы и заявки комитетов, управлений и отделов администрации области в срок до 1 августа;
- расчеты по местным бюджетам в августе.
6. Областные органы управления и местного самоуправления вправе вносить свои предложения по изменению и уточнению показателей областного и местных бюджетов, проектируемых администрацией области . В случае их полного или частичного отклонения комитет финансов администрации Тюменской области обязан совместно с областными органами управления и органами местного самоуправления, внесшими предложения, в срок до 25 августа составить протоколы об имеющихся разногласиях. Протоколы должны содержать обоснование предложений и отказов.
7. Администрация области для рассмотрения несогласованных вопросов по показателям областного и местных бюджетов в срок до 1 сентября образует согласительную комиссию.
8. Администрация области в сентябре на основе рассмотренных комитетом финансов Тюменской области бюджетных смет комитетов, управлений и отделов, местных бюджетов определяет контрольные цифры консолидированного бюджета области и представляет информацию о контрольных цифрах консолидированного и областного бюджетов области в Министерство финансов Российской Федерации и областную Думу.
9. С учетом решений согласительной комиссии комитет финансов Тюменской области в сентябре дорабатывает проекты консолидированного и областного бюджетов в полном соответствии с утвержденной "Классификацией доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации".
10. Администрация области готовит бюджетное послание и организует его обсуждение.
Законом Тюменской области от 10 декабря 1997 г. N 132 пункт 11 статьи 21 настоящего закона изложен в новой редакции
11. Губернатор Тюменской области обеспечивает публикацию в печати проекта закона "Об областном бюджете" с момента внесения его на рассмотрение в областную Думу.
12. Губернатор Тюменской области представляет бюджетное послание в областную Думу в срок до 1 октября.
Законом Тюменской области от 10 декабря 1997 г. N 132 статья 22 настоящего закона изложена в новой редакции
Статья 22. Состав бюджетного послания Губернатора Тюменской области
Бюджетное послание Губернатора Тюменской области должно включать:
- проект Закона Тюменской области "Об областном бюджете", разработанный в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, содержащий:
- объем доходов;
- бюджетные ассигнования по статьям в соответствии с бюджетной классификацией;
- предельный размер дефицита областного бюджета;
- перечень защищенных статей;
- бюджетные ассигнования на целевые программы;
- объем оборотной кассовой наличности;
- прогноз социально-экономического развития Тюменской области;
- основные направления бюджетно-финансовой политики области;
- проект Закона Тюменской области "О предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков";
- оценку соответствия прогноза социально-экономического развития области и основных направлений бюджетно-финансовой политики на предстоящий год фактическим показателям;
- прогноз сводного финансового баланса Тюменской области;
- прогноз консолидированного бюджета Тюменской области;
- предложения об основных принципах взаимоотношений областного бюджета с местными бюджетами и протоколы согласований (разногласий) с органами местного самоуправления:
- дотации и субвенции бюджетам органов местного самоуправления;
- нормативы отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты;
- другие предложения;
- информацию о бюджетной обеспеченности в разрезе территорий;
- перечень общеобластных и областных программ, рекомендуемых для финансирования в предстоящем году, с предлагаемыми объемами финансирования из областного бюджета;
- проект программы приватизации государственных предприятий на предстоящий год;
- расчеты по статьям классификации доходов областного бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов и дефициту областного бюджета;
- перечень международных договоров Тюменской области, содержащих ее финансовые обязательства на предстоящий год, с указанием размеров финансовых обязательств Тюменской области по каждому из них;
- проект структуры государственного внутреннего долга области и проект программы внутренних заимствований, предусмотренных для финансирования дефицита областного бюджета (меры по покрытию дефицита областного бюджета);
- проект программы предоставления средств областного бюджета на возвратной основе, разработанный в соответствии с законодательством Тюменской области, и отчет о предоставлении средств на возвратной основе за истекший период текущего года;
- основные принципы формирования и расходования средств областного бюджета развития и соответствующие расчеты;
- проекты областных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, не консолидированных в областном бюджете (дорожный фонд Тюменской области, территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области, Государственный фонд занятости населения Тюменской области), и проекты бюджетов внебюджетных фондов Тюменской области;
- проекты законов о целевых областных фондах, планируемых к созданию в предстоящем году;
- оценку ожидаемого исполнения областного бюджета и бюджета области за текущий год;
- пояснительную записку с обоснованием предлагаемых показателей проектов бюджета и изменений в сравнении с принятыми на текущий год.
Законом Тюменской области от 10 декабря 1997 г. N 132 статья 23 настоящего закона изложена в новой редакции
Статья 23. Рассмотрение и принятие Закона Тюменской области "Об областном бюджете"
1. Бюджетное послание Губернатора области считается внесенным в срок, если оно доставлено в областную Думу 1 октября.
Со дня внесения в областную Думу бюджетного послания председатель областной Думы направляет его в постоянную комиссию по бюджету, налогам и финансам (далее - комиссия по бюджету) для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям статьи 22 настоящего Закона.
Председатель областной Думы на основании заключения комиссии по бюджету принимает решение о принятии к рассмотрению областной Думой бюджетного послания либо о возвращении его в Администрацию области на доработку. Указанный пакет документов подлежит возвращению на доработку в Администрацию области, если представленные документы и материалы не соответствуют требованиям статьи 22 настоящего Закона. Доработанное бюджетное послание со всеми необходимыми документами и материалами должно быть представлено в областную Думу Администрацией области в течение недели со дня возвращения на доработку и рассмотрено председателем областной Думы в установленном настоящим Законом порядке.
2. Бюджетное послание, внесенное с соблюдением требований настоящего Закона, в течение трех дней со дня внесения направляется председателем областной Думы в постоянные комиссии областной Думы для внесения предложений и замечаний, а также в Счетную палату Тюменской области для подготовки заключения.
Ответственным за рассмотрение прогноза социально-экономического развития Тюменской области, проектов законов о бюджетах территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области и Государственного фонда занятости населения Тюменской области, а также областных программ является постоянная комиссия по социально-экономическим вопросам.
Ответственным за рассмотрение проекта закона "Об областном бюджете", проекта закона "О предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков", проектов законов о бюджетах дорожного фонда Тюменской области и областных внебюджетных фондов является постоянная комиссия по бюджету.
Ответственным за рассмотрение основных принципов взаимоотношений областного бюджета с местными бюджетами является постоянная комиссия по региональной политике и местному самоуправлению.
Для более тщательного обсуждения бюджетного послания постоянные комиссии областной Думы могут проводить открытые депутатские слушания.
Для обеспечения более тщательного рассмотрения отдельных разделов и подразделов функциональной классификации расходов областного бюджета, областных целевых программ, источников покрытия дефицита областного бюджета могут создаваться рабочие группы, ответственные за рассмотрение отдельных вопросов.
3. Областная Дума рассматривает проект Закона Тюменской области "Об областном бюджете" в трех чтениях. При этом проект Закона Тюменской области "О предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков" должен быть принят областной Думой в первом чтении до утверждения основных характеристик областного бюджета.
Областные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о бюджете дорожного фонда Тюменской области и проекты бюджетов внебюджетных фондов Тюменской области должны быть приняты областной Думой до начала финансового года.
4. В течение двух недель со дня внесения в областную Думу Администрацией области бюджетного послания:
- постоянные комиссии областной Думы рассматривают прогноз социально-экономического развития Тюменской области и концепцию проекта закона "Об областном бюджете", основные направления бюджетно-финансовой политики, основные принципы взаимоотношений областного бюджета и местных бюджетов, а также основные характеристики областного бюджета на предстоящий год;
- постоянные комиссии областной Думы готовят и направляют в комиссию по социально-экономическим вопросам и комиссию по бюджету заключения по прогнозу социально-экономического развития области и проекту закона "Об областном бюджете".
5. На основании заключений постоянных комиссий областной Думы комиссия по социально-экономическим вопросам готовит обобщенное заключение по прогнозу социально-экономического развития и представляет его на рассмотрение областной Думы при рассмотрении в первом чтении закона "Об областном бюджете".
На основании заключений постоянных комиссий областной Думы комиссия по бюджету готовит обобщенное заключение по основным характеристикам областного бюджета, а также проект постановления областной Думы "О принятии Закона Тюменской области "Об областном бюджете" и об основных характеристиках областного бюджета и вносит его на рассмотрение областной Думы.
6. Областная Дума при рассмотрении проекта закона "Об областном бюджете" в первом чтении рассматривает прогноз социально-экономического развития области и концепцию проекта Закона Тюменской области "Об областном бюджете", основные направления бюджетно-финансовой политики на предстоящий год, основные принципы взаимоотношений областного бюджета и местных бюджетов, проект программы покрытия дефицита областного бюджета, а также основные характеристики областного бюджета, к которым относятся:
- доходы областного бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
- распределение доходов от федеральных и региональных налогов и сборов между областным бюджетом и местными бюджетами;
- размеры несбалансированности (дефицит) областного бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам областного бюджета и источники покрытия дефицита областного бюджета;
- общий объем расходов областного бюджета.
7. При рассмотрении на заседании областной Думы в первом чтении проекта Закона Тюменской области "Об областном бюджете" областная Дума заслушивает доклад Губернатора области или его представителя и содоклады председателей постоянных комиссий по бюджету и по социально-экономическим вопросам и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.
В случае принятия в первом чтении областной Думой указанного законопроекта утверждаются основные характеристики областного бюджета на предстоящий год.
8. В случае отклонения в первом чтении проекта областного закона "Об областном бюджете" областная Дума может:
- вернуть указанный законопроект на доработку в Администрацию области;
- передать указанный законопроект в согласительную комиссию по доработке проекта Закона Тюменской области "Об областном бюджете" (далее - согласительная комиссия), состоящую из депутатов областной Думы и представителей Администрации области, для разработки согласованного варианта основных характеристик областного бюджета исходя из рекомендаций областной Думы, изложенных в постановлении областной Думы "О проекте Закона Тюменской области "Об областном бюджете" и об основных характеристиках областного бюджета".
9. В случае отклонения в первом чтении проекта областного закона "Об областном бюджете" и возвращения его на доработку Администрация области в течение двух недель дорабатывает указанный законопроект с учетом рекомендаций и предложений областной Думы, основанных на заключениях постоянной комиссии по социально-экономическим вопросам и комиссии по бюджету, и вносит проект закона "Об областном бюджете" на рассмотрение областной Думы повторно в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта областная Дума рассматривает его в первом чтении в течение двух недель со дня его повторного внесения в областную Думу.
10. В случае отклонения в первом чтении проекта закона "Об областном бюджете" и передачи его в согласительную комиссию она в течение 10 дней со дня рассмотрения в первом чтении указанного законопроекта разрабатывает согласованный вариант основных характеристик областного бюджета с учетом внесенных на рассмотрений областной Думы законопроектом "О предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков" и программой покрытия дефицита областного бюджета.
Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от областной Думы и от Администрации области (далее - стороны). Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали обе стороны. Решение, против которого одна сторона возражает, считается несогласованным.
По окончании работы согласительной комиссии Администрация области вносит на рассмотрение областной Думы согласованные основные характеристики областного бюджета.
Позиции, по которым стороны не выработали решения, вносятся на рассмотрение областной Думы.
Если областная Дума не принимает решение по основным характеристикам областного бюджета на предстоящий год по итогам работы согласительной комиссии, проект областного закона "Об областном бюджете" считается повторно отклоненным в первом чтении и областная Дума принимает одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.
11. К рассмотрению проекта Закона Тюменской области "Об областном бюджете" во втором чтении Администрация области дополнительно представляет:
- распределение утвержденных областной Думой в первом чтении объемов расходов по экономической и ведомственной классификации с выделением в них затрат по каждой общеобластной и областной программе;
- поквартальное распределение доходов и расходов областного бюджета на предстоящий год;
- проект областной адресной инвестиционной программы.
Областная Дума при рассмотрении во втором чтении указанного законопроекта утверждает расходы по разделам функциональной классификации расходов областного бюджета в пределах общего объема расходов областного бюджета, утвержденного в первом чтении.
Поправки по расходам областного бюджета по разделам функциональной классификации расходов областного бюджета направляются в комиссию по бюджету не позднее двух недель со дня принятия в первом чтении проекта закона "Об областном бюджете".
Комиссия по бюджету рассматривает данные поправки и разрабатывает проект постановления областной Думы "О принятии во втором чтении проекта Закона Тюменской области "Об областном бюджете" и о распределении расходов областного бюджета по разделам функциональной классификации расходов областного бюджета".
В случае отклонения проекта областного закона "Об областном бюджете" во втором чтении областная Дума передает указанный законопроект в согласительную комиссию, создаваемую в порядке, определенном пунктом 8 настоящей статьи.
12. Областная Дума при рассмотрении указанного законопроекта в третьем чтении рассматривает следующие показатели областного бюджета:
- распределение расходов областного бюджета по подразделам функциональной классификации расходов областного бюджета и уровням ведомственной классификации;
- расходы на областные и общеобластные программы;
- перечень защищенных текущих расходов областного бюджета;
- бюджет развития области;
- проекты программ предоставления средств областного бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов.
При рассмотрении проекта закона "Об областном бюджете" в третьем чтении рассматривается текст законопроекта в целом.
Поправки к показателям областного бюджета, рассматриваемым в третьем чтении, направляются в комиссию по бюджету не позднее двух недель после принятия проекта закона "Об областном бюджете" во втором чтении. Комиссия по бюджету проводит экспертизу указанных поправок, готовит сводные таблицы поправок по разделам функциональной классификации расходов областного бюджета и направляет их в согласительную комиссию.
Рассмотрение поправок по соответствующим подразделам функциональной классификации расходов областного бюджета и уровням ведомственной классификации расходов областного бюджета, расходам на областные и общеобластные программы, проекту областной адресной инвестиционной программы, проектам программ предоставления средств областного бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов проводится на заседаниях согласительной комиссии с представителей комитетов Администрации области.
Решение согласительной комиссии является рекомендацией для принятия или отклонения указанных поправок областной Думой.
Комиссия по бюджету с учетом решений согласительной комиссии готовит сбалансированный вариант распределения расходов областного бюджета, а также текст проекта Закона Тюменской области "Об областном бюджете" и вносит его вместе с проектом постановления областной Думы "О Законе Тюменской области "Об областном бюджете" на рассмотрение областной Думы.
Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации расходов областного бюджета с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденную во втором чтении проекта закона "Об областном бюджете".
13. В случае, если Закон Тюменской области "Об областном бюджете" не вступил в силу до наступления нового финансового года, Администрация области имеет право производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификаций расходов областного бюджета ежемесячно в размере 1/12 от сумм фактически произведенных текущих расходов за предыдущий год в сопоставимых ценах с сохранением нормативов отчислений в местные бюджеты.
Законом Тюменской области от 10 декабря 1997 г. N 132 настоящий закон дополнен Статьей 23.1
Статья 23.1 Порядок внесения изменений и дополнений в областной бюджет
1. Законопроекты, не предусматривающие изменения основных характеристик областного бюджета на текущий год, рассматриваются в порядке, установленном Законом Тюменской области "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области".
2. Субъекты права законодательной инициативы вносят в областную Думу проекты областных законов, предусматривающие изменение основных характеристик областного бюджета на текущий год, с одновременным представлением следующих документов и материалов:
- заключение Администрации области по указанному законопроекту;
- финансово-экономическое обоснование;
- основные характеристики областного бюджета на текущий год с учетом вносимых изменений;
- расчеты и обоснования по всем статьям указанного законопроекта;
- пояснительная записка о необходимости принятия законопроекта.
3. Председатель областной Думы направляет законопроект, предусматривающий изменение основных характеристик областного бюджета на текущий год, а также представленные документы и материалы в комиссию по бюджету для подготовки заключения об их соответствии требованиям пункта 2 настоящей статьи.
Председатель областной Думы на основании заключения комиссии по бюджету принимает решение о том, что указанный проект областного закона принимается к рассмотрению либо подлежит возвращению субъекту права законодательной инициативы.
4. Проект областного закона, предусматривающий изменение основных характеристик областного бюджета на текущий год, внесенный с соблюдением требований настоящего Закона, направляется в постоянные комиссии областной Думы и Администрацию области для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Тюменской области для подготовки заключения.
Ответственным за рассмотрение указанного законопроекта является комиссия по бюджету.
5. В течение двух недель со дня внесения в областную Думу проекта областного закона, предусматривающего изменение основных характеристик областного бюджета на текущий год, постоянные комиссии областной Думы готовят и направляют в комиссию по бюджету заключения по указанному законопроекту.
На основании заключений постоянных комиссий областной Думы комиссия по бюджету готовит обобщенное заключение и вносит указанный законопроект на рассмотрение областной Думы.
6. Законопроект, предусматривающий изменение основных характеристик областного бюджета на текущий год, не может быть внесен на рассмотрение областной Думы до вступления в силу областного закона, предусматривающего изменение основных характеристик областного бюджета на текущий год, проект которого был внесен ранее и принят областной Думой в первом чтении.
В случае внесения в областную Думу двух и более законопроектов о внесении изменений и дополнений в закон об областном бюджете на текущий год указанные законопроекты подлежат внесению на рассмотрение в первом чтении одновременно в качестве альтернативных. В этом случае может быть принят только один законопроект, а остальные законопроекты могут быть рассмотрены в качестве поправок к принятому в первом чтении проекту областного закона.
7. При рассмотрении в первом чтении проекта областного закона, предусматривающего изменение основных характеристик областного бюджета на текущий год, на заседании областной Думы заслушивается доклад субъекта права законодательной инициативы, вносящего данный законопроект, содоклады председателей комиссии по бюджету и постоянной комиссии по социально-экономическим вопросам, представителя Администрации области и принимается решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.
Статья 24. Уточнение областного бюджета
1. Администрация области имеет право вносить в областную Думу предложения по изменению доходов и расходов областного бюджета в пределах утвержденного объема в случаях:
- недостаточности доходов;
- превышения запланированных доходов;
- изменения состава финансируемых программ.
2. При индексации расходов и доходов бюджета, связанной с инфляционными процессами, принятием Постановлений Правительства по повышению заработной платы, стипендий, компенсационных выплат на детей, уточнение бюджета осуществляется администрацией области с последующим его утверждением областной Думой.
3. Свободные остатки бюджетных средств, образовавшиеся на начало текущего финансового года в ходе исполнения областного бюджета, используются на неотложные мероприятия сверх утвержденных по бюджету ассигнований при отсутствии дефицита бюджета.
Решение о направлении свободных остатков принимается в соответствии с пунктом 3 статьи 15 настоящего Закона.
Законом Тюменской области от 25 июля 1997 г. N 114 в статью 25 настоящего закона внесены изменения и дополнения
Статья 25. Текущий контроль за исполнением областного бюджета и бюджета области
1. Контроль за исполнением соответствующего бюджета и расходованием средств внебюджетных фондов осуществляет областная Дума.
Комитет финансов администрации области ежемесячно до 25-го числа следующего месяца представляет в областную Думу необходимую информацию о состоянии бюджета и его исполнении.
2. Контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им из бюджета ассигнований и средств внебюджетных фондов обязаны осуществлять администрация области и органы местного самоуправления.
3. Областная Дума ежеквартально заслушивает информацию администрации области об исполнении бюджета.
Администрация области представляет в областную Думу ежеквартальную информацию об исполнении областного бюджета и бюджета области до тридцатого числа месяца, следующего за отчетным периодом. По итогам первого полугодия и девяти месяцев одновременно представляется оценка исполнения областного бюджета и бюджета области до конца года.
Областная Дума вправе запрашивать от администрации области, ее финансовых и других органов любую информацию, связанную с исполнением бюджета.
4. Администрация области вправе осуществлять контроль за ходом исполнения областного бюджета и местных бюджетов, в части использования дотаций и субвенций, выделенных из областного бюджета.
В случае нецелевого использования средств, выделенных из областного бюджета, по решению администрации, согласованному с областной Думой, субсидирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в областной бюджет.
5. Областная Дума может принять решение о привлечении аудитора для проведения проверки исполнения бюджета и использования средств внебюджетных фондов администрацией области, органами управления внебюджетных фондов.
6. Областная Дума для осуществления контроля за полным и своевременным исполнением доходных и расходных статей областного бюджета и бюджетов областных внебюджетных фондов образует постоянно действующий орган государственного финансового контроля - областную Счетную палату.
Организация, порядок деятельности и компетенция областной Счетной палаты определяются областным законом.
Статья 26. Отчетность об исполнении бюджетов
1. Администрация области и органы местного самоуправления составляют и представляют годовые отчеты об исполнении бюджетов и использовании средств внебюджетных и валютного фондов по всем основным показателям доходов и расходов представительному (законодательному) органу государственной власти области и местного самоуправления по установленной форме.
Законом Тюменской области от 10 декабря 1997 г. N 132 в пункт 2 Статьи 26 настоящего закона внесены изменения
2. Отчеты об исполнении бюджетов и об использовании средств внебюджетных и валютного фондов рассматриваются в следующие сроки:
- представительными органами местного самоуправления в срок до 30 марта года, следующего за отчетным;
- представительным (законодательным) органом государственной власти области в срок до 1 мая года, следующего за отчетным.
Решения представительного (законодательного) органа государственной власти области, местного самоуправления, по отчету об исполнении бюджета принимаются простым большинством голосов от числа избранных депутатов.
3. Представительный (законодательный) орган государственной власти области, местного самоуправления по результатам рассмотрения этих отчетов принимают решения об их утверждении.
Законом Тюменской области от 10 декабря 1997 г. N 132 в пункт 4 Статьи 26 настоящего закона внесены изменения
4. Отчет об исполнении местного бюджета, утвержденный выборным представительным органом местного самоуправления, направляется в администрацию области в срок до 15 апреля.
Отчет об исполнении областного бюджета и бюджета области, расходовании внебюджетных и валютного фондов Губернатор Тюменской области представляет в областную Думу до 20 апреля. Отчет об исполнении областного бюджета, расходовании внебюджетных и валютного фондов рассматривается в апреле месяце на заседании областной Думы по докладу Губернатора Тюменской области и содокладу председателя постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам и утверждается, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, избранных в областную Думу.
5. После принятия решения об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за предыдущий год на очередном заседании областной Думы заслушивается информация об исполнении консолидированного бюджета области за предыдущий год.
6. Администрация области ежеквартально информирует население через средства массовой информации об исполнении областного бюджета.
Статья 27. Порядок предоставления налоговых льгот
Порядок предоставления налоговых льгот осуществляется в соответствии с областным Законом "О льготном налогообложении в Тюменской области".
Статья 28. Принципы взаимодействия бюджетов
1. Взаимоотношения с федеральным бюджетом Российской Федерации.
Тюменская область для реализации делегированных Российской Федерации полномочий, а также осуществления расходов в интересах Тюменской области выделяет целевые финансовые средства в размере и форме, утверждаемых Тюменской областной Думой.
Администрация области подготавливает необходимые расчеты для обоснования размеров норматива отчислений от регулирующих доходов в областной бюджет, дотаций и субвенций, а также перечень доходов и расходов, подлежащих передаче из федерального бюджета и данные об изменении состава объектов, финансируемых из федерального бюджета.
2. Взаимоотношения с окружным бюджетом Ханты-Мансийского автономного округа, окружным бюджетом Ямало-Ненецкого автономного округа.
Органы государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа на основе договоров могут образовывать валютные и другие общерегиональные денежные, натуральные фонды, сохраняя самостоятельность соответствующих бюджетов, разрабатывают и реализуют на основе долевого участия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа общеобластные программы за счет бюджетных и внебюджетных ассигнований по согласованному перечню.
Порядок участия органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов определяется Договором о взаимоотношениях между исполнительными органами власти области и автономных округов.
3. Взаимоотношения с местными бюджетами.
Взаимоотношения с местными бюджетами регулируются статьей 17 настоящего Закона.
При принятии решения органом государственной власти области с превышением своих полномочий в ходе исполнения областного бюджета , наносящего ущерб местному бюджету, его возмещение осуществляется органом государственной власти за счет средств областного бюджета.
При принятии решения органом местного самоуправления с превышением своих полномочий в ходе исполнения местного бюджета, наносящего ущерб областному бюджету, его возмещение осуществляется органом местного самоуправления за счет средств местного бюджета.
Статья 29. Законодательная инициатива областной Думы
Областная Дума в соответствии с Конституцией Российской Федерации выступает с законодательной инициативой по подготовке законопроектов, принимает участие в рассмотрении и обсуждении проектов федеральных законов по вопросам экономической политики, бюджету, финансам и налогам.
Статья 30. Порядок получения заемных средств бюджетов
1. При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, в процессе исполнения утвержденного бюджета администрация области и органы местного самоуправления могут получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов, а также по решению представительных органов в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях.
Исполнительные органы вправе получать краткосрочные кредиты коммерческих банков за счет их собственных ресурсов по решению представительных органов, в котором определяются приемлемые условия заключения соглашения исполнительного органа с банком о предоставлении и погашении кредита.
2. Максимальный размер общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета устанавливается законами Российской Федерации или решениями соответствующего представительного (законодательного) органа государственной власти Тюменской области, местного самоуправления.
3. Органы государственной власти Тюменской области не отвечают по долговым обязательствам Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа, местного самоуправления.
4. Органы местного самоуправления вправе вносить предложения в администрацию области по бюджетному кредитованию местных бюджетов для покрытия их дефицитов.
5. В случае возникновения в городах и районах финансовых затруднений, из-за которых не представляется возможным обеспечить погашение ссуды в установленные сроки, администрация области вправе решить вопрос о перенесении сроков погашения или ее взыскания в принудительном порядке.
Статья 31. Кредитование областного бюджета
Администрация области может вносить предложения в федеральные органы власти и Центральный Банк России по кредитованию областного бюджета для покрытия его дефицита.
Статья 32. Передача финансовых средств при делегировании полномочий
1. Принятие дополнительных полномочий Тюменской областью как субъектом Российской Федерации от федеральных органов власти осуществляется при одновременном выделении финансовых средств на эти цели.
2. При наделении органов местного самоуправления в установленном порядке отдельными государственными полномочиями в местные бюджеты передаются необходимые для их осуществления финансовые средства, расходование которых подконтрольно государственной власти области.
Статья 33. Консолидация внебюджетных фондов
1. Средства специализированных областных и территориальных внебюджетных фондов могут быть консолидированы в областном бюджете при его утверждении с сохранением целенаправленного использования этих фондов.
2. Бюджеты этих фондов и отчеты об их исполнении рассматриваются областной Думой одновременно с областным бюджетом.
3. Порядок консолидации фондов регулируется законодательством Российской Федерации и Тюменской области.
Статья 34. Порядок рассмотрения разногласий между областными органами власти и органами местного самоуправления
1. В случае возникновения разногласий:
- по проектным нормативам отчислений от регулирующих доходов и принятых в их расчет сумм контингентов по этим доходам;
- по дотациям и субвенциям, намечаемым к предоставлению из областного бюджета, и их целевым назначениям; органы местного самоуправления представляют в администрацию области свои предложения по их изменению и уточнению.
2. Рассмотрение этих предложений производится администрацией области в 3-х дневный срок с момента поступления разногласий в администрацию области.
3. В случае их отклонения (полностью или частично) администрация области обязана совместно с заинтересованным в дальнейшем рассмотрении своих предложений органом местного самоуправления составить протокол разногласий.
Указанный протокол рассматривается согласительной комиссией, составленной на паритетных началах из представителей администрации области, областной Думы и соответствующего органа местного самоуправления. Решение согласительной комиссии учитывается администрацией области при составлении проекта закона "Об областном бюджете".
Статья 35. Порядок предоставления бюджетных ссуд предприятиям и организациям
Порядок предоставления бюджетных ссуд предприятиям и организациям для краткосрочной финансовой поддержки утверждается решением соответствующего представительного органа.
Раздел V. Заключительные положения
Статья 36. Гарантии судебной защиты бюджетных прав
1. В случае нарушения федеральными органами государственной власти бюджетных прав Тюменской области областная Дума вправе обратиться за защитой прав области в Конституционный Суд Российской Федерации и в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
2. В случае нарушения федеральными органами государственной власти бюджетных прав местного самоуправления, а также принятии ими решений, наносящих ущерб местным бюджетам при исполнении этих бюджетов, органы местного самоуправления вправе обратиться за защитой своих прав в судебные органы Российской Федерации.
3. В случае нарушения администрацией области или областной Думой положений настоящего Закона органы местного самоуправления вправе обратиться за защитой своих прав в областной арбитражный суд.
4. В случае нарушения органами местного самоуправления настоящего Закона администрация области и областная Дума вправе обратиться в областной арбитражный суд.
Статья 37. Порядок введения в действие настоящего Закона
Закон вводится в действие со дня его опубликования.
Губернатор Тюменской области |
Л.Ю. Рокецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.