Закон принят постановлением Тюменской
областной Думы от 24 марта 1999 г. N 522
Настоящий Закон в соответствии с федеральными законами "О государственном регулировании агропромышленного производства" и "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области определяет особенности регулирования агропромышленного производства на территории Тюменской области.
Раздел I.
Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе в соответствии с федеральным законодательством используются следующие основные понятия:
Государственное регулирование агропромышленного производства - экономическое воздействие органов государственной власти на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.
Агропромышленное производство - совокупность отраслей, обеспечивающих производство и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции. В состав агропромышленного производства входят: отрасли непосредственного производства сельскохозяйственной продукции (собственно сельскохозяйственное производство); отрасли, обеспечивающие переработку и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции, предприятия и учреждения, обеспечивающие деятельность названных отраслей.
Основные продукты питания - мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, рыба и рыбопродукты, сахар, овощи и бахчевые, картофель, хлебные продукты.
Региональный государственный заказ - документ, определяющий объемы поставок сельскохозяйственной продукции и продуктов питания для региональных государственных нужд каждым производителем, закупочную цену, условия поставок и оплаты продукции.
Государственные закупки - форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей.
Гарантированная цена - фиксируемая государством цена, устанавливаемая на продукцию, приобретаемую в рамках государственных закупок.
Государственный заказчик - юридическое лицо, уполномоченное органом государственного управления осуществлять закупки для государственных нужд.
Закупочные интервенции - проведение государственных закупок и залоговых операций с целью изъятия избыточного количества продукции, стабилизации рыночной конъюнктуры.
Товарные интервенции - организованная продажа сельскохозяйственной продукции и продовольствия из государственных фондов с целью стабилизации рыночной конъюнктуры, ликвидации дефицита продукции и понижения уровня цен.
Региональные государственные нужды - потребность в сельскохозяйственной продукции и продуктах питания, необходимых для учреждений социальной сферы, содержащихся за счет бюджетных средств, и государственных предприятий, создания региональных государственных запасов (резервов), обеспечения сырьем предприятий, являющихся исполнителями регионального государственного заказа.
Государственный региональный продовольственный фонд - объемы сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, создаваемые для обеспечения региональных государственных нужд.
Региональный государственный агент или агентство (далее - региональный агент) - предприятие или организация, уполномоченное выполнять определенные органами государственной власти функции для достижения поставленной цели.
Региональные оперативные продовольственные запасы - ресурсы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, находящиеся в распоряжении органов государственной власти и предназначенные для использования в непредвиденных ситуациях.
Статья 2. Цель и задачи государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства
Цель государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства в Тюменской области - обеспечение населения области основными продуктами питания за счет собственного эффективного производства конкурентоспособной продукции.
Задачами государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства в Тюменской области являются:
- его стабилизация и развитие на основе современных форм и методов хозяйствования, научно-технического прогресса, развития добросовестной конкуренции, кооперации и специализации товаропроизводителей с учетом регионального и международного разделения труда;
- создание благоприятных условий товаропроизводителям для выпуска конкурентоспособной продукции, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности на территории Тюменской области.
Статья 3. Сфера действия Закона
Действие настоящего Закона распространяется на предприятия и организации независимо от их организационно-правовых форм, у которых доля сельскохозяйственной и продовольственной продукции или услуг, оказываемых предприятиям агропромышленного комплекса, составляет в общем объеме производства не менее 60 процентов. К ним относятся предприятия и организации, занятые:
- производством сельскохозяйственной продукции и сырья;
- переработкой сельскохозяйственного сырья и производством продуктов питания;
- мелиорацией, улучшением сельскохозяйственных земель и защитой сельскохозяйственных растений и животных;
- семеноводством, разведением племенных сельскохозяйственных животных;
- проектированием и строительством;
- специализированной торговой деятельностью;
- рыболовством, рыбоводством и рыбопереработкой;
- обслуживанием и ремонтом сельскохозяйственной техники.
Статья 4. Принципы государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства
Основными принципами государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства в Тюменской области являются:
- использование преимущественно плановых экономических механизмов;
- равноправие предприятий, учреждений и организаций различных организационно-правовых форм;
- конкурсный отбор субъектов государственной поддержки;
- государственный контроль за эффективностью использования различных форм государственной поддержки и регулирования;
- приоритетная поддержка товаропроизводителей:
а) исполняющих региональный государственный заказ;
б) использующих прогрессивные технологии и формы управления;
в) объединяющих в своем составе подразделения по производству сельскохозяйственного сырья и его переработке.
Статья 5. Направления государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства
Государственное регулирование и поддержка осуществляются по следующим основным направлениям:
- развитие генофонда сельскохозяйственных культур и племенного животноводства;
- сохранение и повышение плодородия почв;
- повышение конкурентоспособности продукции;
- увеличение объемов производства необходимой для нужд области продукции;
- выпуск импортзамещающей продукции;
- сокращение потерь продукции при уборке, транспортировке и хранении;
- техническое оснащение с использованием лизинга;
- приобретение семян высокой репродуктивности и породистых животных;
- формирование регионального продовольственного фонда;
- реализация программ мелиорации;
- проведение научно-исследовательских работ в аграрном комплексе;
- повышение квалификации кадров;
- развитие инфраструктуры агропромышленного производства и аграрно-продуктового рынка;
- содействие кооперированию хозяйств;
- социальное обеспечение сельского населения;
- информационное и консалтинговое обеспечение субъектов агропромышленного производства.
Статья 6. Формы государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства
Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства в Тюменской области осуществляется в следующих формах.
1. Прямое бюджетное финансирование.
2. Региональный государственный заказ на производство, закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для региональных государственных нужд.
3. Предоставление в соответствии с действующим законодательством налоговых и иных льгот.
4. Государственное регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий-монополистов.
5. Передача в аренду субъектам агропромышленного производства имущества, находящегося в областной собственности.
6. Предоставление субъектам агропромышленной деятельности в соответствии с действующим законодательством на льготных условиях:
- информации о состоянии рынков продовольствия, о действующих правовых нормативных актах;
- консалтинговых услуг;
- бюджетных ссуд, дотаций и субсидий, лизинговых услуг.
7. Разработка целевых программ и участие в их реализации.
8. Принятие сельскохозяйственной продукции в залог.
Статья 7. Организационные основы государственного регулирования агропромышленного производства
1. Планирование, организация государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства в Тюменской области, а также координация действий органов государственной власти в сфере агропромышленного производства осуществляются региональным агентом, порядок деятельности которого определяется администрацией области.
2. Участие администраций Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов в регулировании и поддержке агропромышленного производства определяется соглашениями, заключаемыми между ними и администрацией Тюменской области, а также общеобластными программами.
3. Органы местного самоуправления могут участвовать в регулировании и поддержке агропромышленного производства в пределах своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации и Тюменской области.
4. Предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и места расположения могут участвовать в регулировании и поддержке агропромышленного производства на основании договоров с товаропроизводителями и(или) региональным агентом, осуществляющим регулирование рынка сельскохозяйственной продукции.
Статья 8. Планирование государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства
1. Планы государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства разрабатываются администрацией Тюменской области в установленном ею порядке и составе, представляются на утверждение в областную Думу одновременно с прогнозом социально-экономического развития области и проектом областного бюджета на предстоящий год.
2. В состав бюджетного послания Губернатора Тюменской области включается раздел о положении дел в агропромышленном производстве, который содержит:
а) отчетные за прошедший год и намечаемые на предстоящий год:
- показатели производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;
- цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, цены и тарифы на материально-технические ресурсы и услуги для агропромышленного производства;
б) за прошедший год:
- сведения о выполнении принятых программ и мероприятий по государственному регулированию и поддержке агропромышленного производства, регионального государственного заказа на создание регионального продовольственного фонда, об использовании выделенных на эти цели бюджетных ресурсов;
- сведения о социальном положении села;
- анализ развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
в) проекты планов по государственному регулированию и поддержке агропромышленного производства в предстоящем году, включающие:
- перечень целевых программ и мероприятий по отдельным направлениям регулирования и поддержки агропромышленного производства, предлагаемых к реализации;
- проекты регионального государственного заказа на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продуктов питания в государственный региональный продовольственный фонд области;
- объемы ассигнований на реализацию планов по государственному регулированию и поддержке агропромышленного производства, в том числе из областного бюджета;
- обоснование предложенных мер и ассигнований.
Раздел II.
Механизмы государственного регулирования
и поддержки агропромышленного производства
Статья 9. Региональный государственный заказ
1. Цель регионального государственного заказа - удовлетворение региональных государственных нужд. Заказ является формой экономического регулирования структуры агропромышленного производства и рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
2. Региональный государственный заказ формируется в соответствии с Законом Тюменской области "О государственном региональном продовольственном фонде Тюменской области" в порядке, объеме и на условиях, определяемых Положением о региональном государственном заказе, утверждаемым Губернатором Тюменской области.
3. Региональный государственный заказ размещается на конкурсной основе по видам сельскохозяйственной продукции преимущественно среди товаропроизводителей Тюменской области в районах, где производство конкретного вида продукции наиболее рационально с точки зрения территориальной специализации агропромышленного производства.
4. Региональный государственный заказ может быть использован с целью закупочной интервенции.
5. Региональные оперативные продовольственные запасы могут быть использованы в целях товарной интервенции.
Статья 10. Бюджетные дотации
1. Дотации на выпуск продукции, необходимой для региональных государственных нужд, предоставляются предприятиям в случаях необходимости:
- исключить повышение цен на социально важные виды продукции на товарных рынках;
- поддержать рентабельность производства на период структурной перестройки предприятий в целях выпуска конкурентоспособной продукции;
- соблюдать гарантированные региональным государственным заказом закупочные цены.
2. Дотации предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, указанным в статье 3 настоящего Закона, на основании экономических расчетов, при условии контроля органами государственной власти за их целевым использованием, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области.
Статья 11. Товарные и закупочные интервенции
1. Закупочные интервенции осуществляются органами государственной власти области в форме организации закупок продукции у производителей в случае, когда рыночные цены на нее опускаются ниже минимального уровня или когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие из-за сокращения спроса на них.
2. Товарные интервенции осуществляются в форме организации продажи продукции из государственных продовольственных фондов с целью снижения рыночных цен в случае дефицита на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия соответствующих видов.
3. Порядок проведения закупочных и товарных интервенций определяется Положением, утверждаемым Губернатором Тюменской области.
Статья 12. Финансирование
1. Основным источником финансирования агропромышленного производства являются собственные доходы предприятий агропромышленного комплекса.
2. Финансирование мероприятий по регулированию и поддержке агропромышленного производства осуществляется за счет средств:
- федерального бюджета;
- областного бюджета;
- местных бюджетов;
- внебюджетных фондов;
- предприятий и организаций, не относящихся к агропромышленному комплексу.
3. За счет бюджетных средств и средств внебюджетных фондов осуществляется прямое финансирование следующих расходов:
- содержание объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, находящихся в ведении сельскохозяйственных предприятий и не переданных в муниципальную собственность органов местного самоуправления;
- строительство магистральных автомобильных дорог, газопроводов и отводов, линий электропередач в сельской местности;
- подготовка и переподготовка специалистов в высших профессиональных и средних специальных учебных заведениях, повышение квалификации кадров;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие наиболее важное значение в аграрном комплексе;
- ведение земельного кадастра;
- предоставление информационных и консалтинговых услуг предприятиям агропромышленного производства.
4. Бюджетные ассигнования, направляемые на регулирование и поддержку агропромышленного производства, предусматриваются согласно их функциональному назначению отдельными строками в разделе "Сельское хозяйство и рыболовство" и в других статьях бюджетных расходов в соответствии с бюджетной классификацией.
Свод расходов по направлениям регулирования агропромышленного производства, указанным в статьях 5 и 6 настоящего Закона, отражаются в приложении к бюджетам.
5. Финансирование выполняемых на территории области мероприятий по регулированию и поддержке агропромышленного производства из федерального бюджета осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании агропромышленного производства" и в порядке, определяемом нормативными актами Правительства Российской Федерации.
6. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа могут финансировать мероприятия по регулированию и поддержке агропромышленного производства в соответствии с соглашениями и договорами.
7. Органы местного самоуправления могут предусматривать в прогнозах социально-экономического развития, бюджетах муниципальных образований мероприятия по регулированию и поддержке агропромышленного производства, а также необходимые для этого ассигнования отдельными разделами, сообщать их региональному агенту для включения в общеобластной план регулирования и поддержки агропромышленного производства.
8. Финансирование за счет средств предприятий осуществляется в соответствии с договорами, заключаемыми ими с региональным агентом по регулированию и поддержке агропромышленного производства.
Статья 13. Предоставление налоговых и иных льгот
1. Ставки налогов и размер платежей за пользование природными ресурсами для сельскохозяйственных предприятий области устанавливаются в соответствии с действующим законодательством с учетом необходимости обеспечить выпуск конкурентоспособной на региональном рынке продукции.
2. Налоговые льготы предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области при обосновании их экономической или социальной эффективности.
Статья 14. Установление цен и тарифов
1. Органы государственной власти области в пределах своей компетенции устанавливают цены и тарифы на продукцию предприятий-монополистов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Тюменской области, исходя из необходимости обеспечить рентабельность агропромышленного производства.
2. Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию и продукты питания устанавливаются:
- если средние рыночные цены не обеспечивают безубыточное производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- при реализации продукции непосредственно государству и для государственных нужд;
- при осуществлении доплат товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации и органами государственной власти Тюменской области.
3. Гарантированная цена должна обеспечить сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом других форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства.
4. Гарантированные цены и перечень продукции, на которую они распространяются, определяются и вводятся администрацией области в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 15. Предоставление информационных и консалтинговых услуг
1. Информация о состоянии рынков продовольствия, о правовых нормативных актах, а также консалтинговые услуги по разработке бизнес-планов, анализу производственно-финансового состояния предприятий предоставляются товаропроизводителям Тюменской области на льготных условиях.
2. Администрация Тюменской области вправе создавать для этого государственные учреждения или заключать договоры с негосударственными структурами на оказание указанных услуг за счет бюджетных средств.
3. Отбор предприятий, предоставляющих консалтинговые услуги за счет бюджетных средств, производится региональным агентом по регулированию и поддержке агропромышленного производства на конкурсной основе.
Статья 16. Предоставление бюджетных ссуд, субсидий и лизинговых услуг
1. Бюджетные ссуды и субсидии предоставляются субъектам агропромышленного производства на основе бизнес-планов, технико-экономических обоснований или инвестиционных проектов, на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области.
2. Преимущественным правом на получение бюджетных ссуд и субсидий пользуются субъекты хозяйствования, указанные в статье 3 настоящего Закона и реализующие направления деятельности в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.
3. Порядок и условия предоставления лизинговых услуг регулируются действующим федеральным и областным законодательством.
Статья 17. Залог сельскохозяйственной продукции
Залог сельскохозяйственной продукции осуществляется в порядке и на условиях, определенных Федеральным законом "О государственном регулировании агропромышленного производства".
Статья 18. Разработка целевых программ и их реализация
Целевые программы, направленные на решение наиболее важных задач регулирования и поддержки агропромышленного производства, разрабатываются и реализуются в порядке, установленном органами государственной власти Тюменской области.
Статья 19. Финансирование науки и образования
Финансирование науки и образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области.
Из средств областного бюджета полностью или частично финансируются преимущественно прикладные научные исследования, отобранные с учетом заказов органов государственного управления и хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса.
Статья 20. Имущественная поддержка агропромышленного производства
Органы государственной власти Тюменской области при решении вопросов приватизации и использования государственного имущества в первую очередь учитывают потребности в нем субъектов агропромышленного производства.
Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
2. Поручить администрации Тюменской области:
- привести в течение 3 месяцев в соответствие с настоящим Законом ранее принятые нормативные правовые акты;
- разработать и утвердить нормативные акты, необходимые для реализации настоящего Закона.
Губернатор Тюменской области |
Л.Ю. Рокецкий |
Председатель
Тюменской областной Думы |
С.Е. Корепанов |
г. Тюмень
6 апреля 1999 г.
N 104
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тюменской области от 6 апреля 1999 г. N 104 "О государственном регулировании агропромышленного производства в Тюменской области"
Текст Закона опубликован в "Вестнике Тюменской областной Думы" N 3 за 1999 г.; газете "Тюменские известия" от 15 апреля 1999 г. N 60
Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 г. N 305 настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тюменской области от 11 марта 2004 г. N 211
Закон Тюменской области от 6 июня 2003 г. N 146
Закон Тюменской области от 11 октября 2001 г. N 417
Закон Тюменской области от 13 марта 2001 г. N 286