1. В целях развития системы экологической безопасности области и совершенствования информационного обеспечения органов власти и государственного управления и в соответствии с планом администрации области по охране окружающей среды на 1996 - 1997 гг. принять предложение Тюменьоблкомприроды о формировании единой территориальной системы экологического мониторинга области.
2. Утвердить Положение о Единой территориальной системы экологического мониторинга (ЕТСЭМ) области (прилагается).
3. Областному комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов:
обеспечить в 1996 г. разработку проекта создания ЕТСЭМ;
подготовить в срок до 30 декабря 1996 Положение о территориальном информационно-аналитическом экологическом центре (ТИАЭЦ).
4. Функции территориального информационно-аналитического экологического центра до момента создания возложить на областной комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов.
Глава администрации области |
Л.Ю. Рокецкий |
Положение
о территориальной системе экологического
мониторинга Тюменской области
г. Тюмень - 1996 г.
Настоящее положение определяет цели и задачи организации и функционирования единой территориальной системы экологического мониторинга (далее именуется - ЕТСЭМ).
1. Общие положения
1.1. Территориальная система экологического мониторинга южной зоны Тюменской области, является составной частью Единой региональной системы экологического мониторинга Тюменской области, далее ТРСЭМ.
1.2. Система экологического мониторинга является формой организации службы наблюдений за состоянием окружающей среды.
1.3. Вся информация ЕТСЭМ является государственной собственностью, право оперативного управления которой возлагается на Тюменский областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов. Субъекты мониторинга имеют право использования информации для обоснования принятия и контроля исполнения решений, мероприятий и программ в соответствии с возложенными на них задачами и функциями.
1.4. Настоящее Положение принято во исполнение Постановления Совета Министров Правительства РФ N 1229 от 24 ноября 1993 "О создании единой государственной системы экологического мониторинга".
2. Основные понятия и определения
2.1. Под мониторингом окружающей природной среды следует понимать проводимые по определенной программе регулярные наблюдения за природными средами, природными ресурсами, растительным и животным миром, другими биологическими объектами, источниками антропогенного воздействия, которые позволяют выявить изменение состояния этих объектов, а также происходящие в них под влиянием антропогенной деятельности процессы.
2.2. Экологический мониторинг - это таким образом организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором:
- обеспечивается постоянная оценка экологического состояния условий среды обитания человека, природно-технических систем, биообъектов (растений, животных, микроорганизмов, грибов и т.д.) и условий функционирования экосистем;
- создаются исходные предпосылки и обоснования для определения корректирующих действий в случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.
2.3. В систему наблюдения ЕТСЭМ входят следующие процедуры:
- выделение объекта наблюдения;
- регистрация и сертификация субъекта наблюдения;
- обследование состояния объекта наблюдения;
- составление информационной модели объекта наблюдения;
- планирование измерений;
- организация и проведение измерений;
- управление данными измерений;
- анализ и оценка состояния объекта наблюдения и идентификация его информационной модели;
- прогнозирование изменений состояния объекта наблюдения;
- представление информации и ее доведение до потребителя.
2.4. В системе экологического мониторинга следует выделять:
- мониторинг источника воздействия или мониторинг эмиссий субстанций;
- мониторинг воздействий на окружающую природную среду, связанный с контролем источника;
- мониторинг состояния окружающей природной среды, не связанный с определенным источником (мониторинг антропогенного фона).
2.4.1. Мониторинг источника воздействия - это вид наблюдений, связанный с определением и/или изучением воздействия определенного источника или вида деятельности.
Измерения в рамках этого вида мониторинга, как правило, проводятся на границах технологических барьеров, за пределами которых уже нет возможности влиять на поступление в окружающую среду загрязняющих веществ или иных субстанций воздействия (акустических, электромагнитных, ионизирующих излучений, тепловой энергии и т.д.).
2.4.2. Мониторинг воздействий на окружающую природную среду, связанный с контролем, - это вид наблюдений за состоянием природных сред, природных ресурсов, биообъектов, природно-технических систем, природных комплексов и экосистемы, обусловленных определенным источником воздействия или видом антропогенной деятельности.
Измерения в рамках этого вида мониторинга проводятся в пределах территории (акватории), на которой имеется возможность в суммарном воздействии от всей действующей совокупности источников выделить влияние от конкретно рассматриваемого источника.
Основной задачей, решаемой в рамках этого вида мониторинга, является подтверждение соблюдения экологических стандартов, норм и правил для определенного источника или вида деятельности.
2.4.3. Мониторинг состояния окружающей природной среды, не связанный с определенным источником (мониторинг антропогенного фона) - это вид наблюдений за состоянием природных сред, природных ресурсов, биообъектов, природно-технических систем, природных комплексов и экосистем, а также антропогенных воздействий на них от всей совокупности действующих источников или видов деятельности без гарантированного выделения влияния в этом воздействии какого-либо источника или вида деятельности.
3. Цели и задачи
3.1. Основная цель функционирования ЕТСЭМ - обеспечение процедуры государственного управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, необходимой, своевременной и достоверной информацией, позволяющей:
- оценить показатели функциональной целостности экосистем и экологических условий обитания человека;
- выявить динамику, направление, масштабы и причины изменения этих показателей в результате антропогенной деятельности;
- оценить угрозу таких изменений здоровью человека, социально-экономической системе общества и живой природе;
- определить корректирующие меры и средства предотвращения по снижению и ликвидации экологической угрозы, бедствий, чрезвычайных экологических ситуаций.
3.2. Основными задачами ЕТСЭМ являются:
- организация сбора, передачи, обработки и хранения информации о состоянии окружающей природной среды, природных ресурсов, источников загрязнения, обеспечения ею заинтересованных потребителей;
- проведение комплексных и целевых оценок состояния окружающей среды территории;
- прогнозирование развития экологической обстановки, в т.ч. при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению введения экологического мониторинга;
- информирование населения о состоянии окружающей природной среды;
- информационное обеспечение межрегионального сотрудничества в области охраны окружающей среды.
3.3. В соответствии с основными задачами ЕТСЭМ выполняет следующие функции:
- обеспечение единой методической базы мониторинга природных сред и природных ресурсов, источников антропогенного влияния, осуществляемого территориальными отделениями федеральных органов исполнительной власти, предприятиями и организациями, независимо от форм собственности и правового статуса;
- организация и обеспечение функционирования общеобластной, региональной и государственной информационной систем.
4. Организационное построение ЕТСЭМ
4.1. ЕТСЭМ - это система организационно-правовых отношений между субъектами мониторинга, осуществляющими в пределах своей компетенции наблюдения за состоянием окружающей природной среды, природных ресурсов, источников загрязнения на территории южной зоны Тюменской области.
Субъектами мониторинга являются:
- Тюменский областной комитет окружающей среды и природных ресурсов;
- Тюменский областной Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Тюменской области;
- Областной центр госсанэпиднадзора;
- Нижне-Обское бассейновое управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства;
- Нижне-Обское бассейновое водохозяйственное управление;
- Тюменский территориальный комитет по водному хозяйству;
- Областной комитет по лесу;
- Управление охотничьего хозяйства администрации Тюменской области;
- Западно-Сибирский региональный геологический Центр;
- Тюменская проектно-изыскательская станция химизации сельского хозяйства;
- Тюменская областная станция защиты растений;
- Западно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие;
- Тюменская специализированная инспекция аналитического контроля;
- Комиссия по чрезвычайным ситуациям;
- Тергосгеонадзор Тюменской области;
- Тюменский округ гостехнадзора России;
- Управление ветеринарии при администрации области;
- Тюменская инспекция Госатомнадзора;
- предприятия-природопользователи, осуществляющие деятельность на территории южной зоны Тюменской области.
4.2. Взаимоотношения между субъектами ТСЭМ определяются настоящим Положением.
4.3. ЕТСЭМ формируется на основе:
- организационного,
- методологического,
- метрологического объединения информационно-измерительных систем и других средств наблюдения и контроля природных сред, природных ресурсов, биообъектов, природно-технических систем, природных комплексов, экосистем и источников антропогенного воздействия на них, принадлежащих министерствам и ведомствам, а также предприятиям, учреждениям и объединениям различных форм собственности.
4.4. ЕТСЭМ является открытой макросистемой, т.е. включение в ее состав новых элементов, систем и подсистем не затрагивает принципы организационного построения и управления, ведомственную принадлежность и общее функционирование существующих структур макросистемы.
4.5. Организационное объединение элементов ЕТСЭМ базируется на принципах единого государственного управления макросистемой и осуществляется на основе:
- Программы экологического мониторинга;
- распределение прав, ответственности и обязанностей между всеми структурами макросистемы;
- единых правил и процедур обмена информацией между всеми структурами макросистемы независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
4.6. Ответственность за организационное объединение элементов ЕТСЭМ в целом, по комплексной отработке информации возлагается на Тюменьоблкомприроды.
4.7. Методологическое объединение осуществляется на основе:
- единой научно-технической политики и единой методической базы в области измерений показателей состояния природных сред, природных ресурсов, биообъектов, природно-технических систем, экосистем и источников антропогенного воздействия на них;
- внедрения унифицированных средств измерения;
- общих правил создания и ведения банков данных экологической информации.
Ответственность за методологическое объединение элементов ЕТСЭМ в целом возлагается на Тюменьоблкомприроды, а также на специально уполномоченные органы и ведомства, средства измерения и информационно-измерительные системы которых являются элементами ЕТСЭМ.
4.8. Метрологическое объединение осуществляется на основе:
- единой научно-технической политики в области экологической стандартизации, метрологии и сертификации;
- единой нормативно-технической и организационно-методической базы, обеспечивающей соблюдение единства и достоверности измерений во всех элементах и структуры макросистемы независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Ответственность за метрологическое объединение возлагается на Тюменьоблкомприроды.
4.9. Функции системообразующего элемента системы экологического мониторинга выполняет территориальный информационно-аналитический цент (ТИАЦ) соответствующего регионального органа по охране окружающей среды.
ТИАЦ осуществляет:
- организацию информационного взаимодействия со всеми средствами и системами наблюдения и контроля в пределах границ южной зоны Тюменской области независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
- сбор, обработку, интеграцию и анализ данных о состоянии природных сред, природных ресурсов, биообъектов, природно-технических систем, природных комплексов, экосистем и источников антропогенного воздействия на них;
- оперативный контроль выполнения территориальной программы экологического мониторинга, разработку и обобщение предложения по ее корректировке, развитию и оптимизации;
- прогнозирование изменений экологической обстановки, оценку ущерба, наносимого окружающей природной среде антропогенной деятельностью;
- информационное обеспечение процедур предупреждения возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и негативных изменений природной среды в результате хозяйственной деятельности;
- оценка масштабов техногенных аварий и катастроф, выявление причин чрезвычайных экологических ситуаций;
- информационная поддержка организационного управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью;
- подготовка аналитических обзоров об экологической обстановке для органов власти и государственного управления, а также населения и общественности;
- информационное воздействие со структурами федерального уровня, прилегающими регионами.
4.10. Положение о ТИАЭЦ утверждается Минприродой РФ при согласовании с администрацией Тюменской области.
5. Структура ЕТСЭМ
5.1. Единая территориальная система экологического мониторинга создается на основе базовых функциональных, специализированных и обеспечивающих подсистем.
5.2. Руководство подсистемами осуществляют специально уполномоченные территориальные органы, которые, в соответствии с распределением функций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1993 N 1229 "О создании единой государственной системы экологического мониторинга", организует и обеспечивают мониторинг природных сред и природных ресурсов.
5.3. Базовые функциональные подсистемы создаются на основе служб мониторинга природных сред и природных ресурсов по следующим направлениям:
- состояние атмосферы;
- поверхностные воды суши;
- водные объекты, водная среда водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод;
- недра (геологическая среда), включая подземные воды, опасные геологические процессы;
- земля;
- наземная флора и фауна (кроме лесов);
- фоновое состояние окружающей природной среды.
5.4. Специализированные подсистемы функционируют на базе служб мониторинга по следующим направлениям:
- леса;
- рыбы, другие водные животные и растения;
- воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения;
- обеспечение промышленной безопасности;
- военные объекты.
К специализированным подсистемам относится отраслевая система мониторинга окружающей среды Минсельхозпрода России.
5.5. В ЕТСЭМ функционируют подсистемы обеспечения, к которым относятся:
- топографо-геодезическое и картографическое обеспечение, включая создание цифровых электронных карт и геоинформационных систем;
- электронные системы передачи данных.
5.6. В ЕТСЭМ могут быть и другие подсистемы, решающие тематические целевые задачи.
6. Функционирование ЕТСЭМ
6.1. Функционирование ЕТСЭМ осуществляется на основе Программы экологического мониторинга южной зоны Тюменской области (далее Программы).
6.2. Программа разрабатывается и корректируется Тюменьоблкомприродой (Заказчик) совместно с субъектами ЕТСЭМ по согласованию с администрацией Тюменской области, Минприроды России.
6.3. Программа содержит концепцию организации и функционирования ЕТСЭМ, регламентирует осуществляемые мероприятия, сроки исполнения, методику и стоимость работ, порядок их финансирования, определяет ответственных исполнителей и перечень базовой информации, являющейся приоритетной при подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую природную среду.
6.4. Программу утверждает администрация Тюменской области после согласования с субъектами ЕТСЭМ.
6.5. Наблюдения за состоянием окружающей природной среды, природных ресурсов и источниками загрязнения осуществляются субъектами ЕТСЭМ в рамках Программы в соответствии с их обязанностями и компетенцией (или сторонними организациями по договорам субъектов ТСЭМ).
6.6. Программы функционирования подсистем ЕТСЭМ разрабатываются территориальными органами исполнительной власти, осуществляющими мониторинг природных сред и природных ресурсов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на эти органы Правительством Российской Федерации, и согласовываются с Тюменьоблкомприродой.
6.7. До утверждения Программы функционирования ЕТСЭМ осуществляется на базе существующих ведомственных программ мониторинга природных сред и природных ресурсов.
6.8. Данные наблюдений, а также материалы целевой ведомственной обработки передаются в ТИАЭЦ на безвозмездной основе.
6.9. ТИАЭЦ осуществляет интеграцию и комплексную обработку данных, регламентируемую Программой.
6.10. Информационное обеспечение субъектов ЕТСЭМ, органов исполнительной и представительной власти осуществляется на безвозмездной основе.
6.11. Передача результатов комплексной обработки данных иным заинтересованным потребителям осуществляется на коммерческой основе по утвержденным расценкам, согласованным субъектам ЕТСЭМ.
7. Информация ЕТСЭМ
7.1. Информация ТСЭМ, передаваемая потребителям, является официальной государственной информацией и используется органами исполнительной власти Российской Федерации при выполнении возложенных на них функций.
8. Финансирование создания и функционирования ТСЭМ
8.1. Финансирование осуществляется за счет средств:
- федерального бюджета;
- областного бюджета;
- средств бюджетов административных подразделений;
- областного, районных и городских экологических фондов;
- средств предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории области;
- доход от реализации информации;
- других поступлений.
8.2. Порядок поступления и расходования средств определяется решениями администрации Тюменской области.
9. Сроки действия
9.1. Настоящее Положение вступает в силу со дня утверждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.