Текст положения в редакции от 26 июня 1994 г.
Положение
о статусе Депутата Тюменской городской Думы
Настоящее Положение определяет обязанности, права и ответственность депутата Тюменской городской Думы, регламентирует условия и порядок осуществления депутатской деятельности, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении депутатом своих полномочий.
I. Общие положения
Статья 1. Депутат Тюменской городской Думы
Депутат Тюменской городской Думы (далее: депутат) участвует в осуществлении ее властных полномочий как член представительного органа городского самоуправления, избранный населением избирательного округа города Тюмени, на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Порядок выборов депутатов определяется законодательством РФ и области, а также уставом о городском самоуправлении, положением о выборах в Тюменскую городскую Думу.
В деятельности городской Думы (далее: Думы) депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
Депутат взаимодействует с органами городского самоуправления, политическими партиями и иными общественными объединениями, действующими на территории города.
В своей деятельности депутат руководствуется федеральным и областным законодательством, решениями органов городского самоуправления и своими убеждениями, учитывает интересы населения города и избирателей округа.
Статья 2. Правовая основа деятельности депутата
Статус депутата определяется в соответствии с общими принципами, установленными федеральным законодательством и законодательством области, настоящим Положением, регламентом Думы, другими нормативными актами Думы.
Статья 3. Срок полномочий депутата
Полномочия депутата начинаются с момента его избрания и прекращаются в момент начала работы вновь избранной Думы.
Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:
а) письменного заявления депутата о сложении полномочий (об отставке);
б) выезда депутата на постоянное место жительства и работу за пределы города;
в) утраты гражданства РФ;
г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата;
д) признания депутата недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
е) признания депутата умершим решением суда, вступившим в законодательную силу.
Полномочия депутата приостанавливаются по следующим основаниям:
а) привлечение к уголовной ответственности либо арест депутата (с момента привлечения либо ареста до момента вынесения приговора либо снятия (изменения) меры пресечения в виде ареста);
б) признание депутата ограниченно дееспособным решением суда (с момента вступления решения суда в силу до момента восстановления дееспособности либо вступления в законную силу решения суда о признании депутата недееспособным);
в) признание депутата безвестно отсутствующим решением суда (с момента вступления решения суда в законную силу до момента возвращения депутата либо вступления в законную силу решения суда о признании депутата умершим);
г) смерть депутата.
Статья 4. Удостоверение депутата
Депутат имеет удостоверение, которым он пользуется в течение срока своих полномочий и которое подтверждает личность и полномочия депутата.
Образец удостоверения утверждается решением Думы.
Удостоверение депутата городской Думы является документом, дающим право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также посещать предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, воинские части, общественные объединения, находящиеся на территории города за исключением случаев, определенных Федеральным законодательством.
Статья 5. Условия осуществления депутатом городской Думы депутатской деятельности
Депутаты работают в Думе, как правило, на непостоянной основе, то есть без отрыва от основной производственной (служебной) деятельности. Решением Думы может быть установлено число депутатов, работающих в Думе на постоянной профессиональной основе.
Депутат городской Думы, работающий на постоянной основе не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Депутаты городской Думы для осуществления своих полномочий вправе иметь помощника.
Статус помощника депутата городской Думы определяется городской Думой.
Статья 6. Формы осуществления депутатской деятельности
Депутат осуществляет свои полномочия в следующих формах:
- участие в заседаниях Думы;
- участие в работе органов Думы;
- выполнение поручений Думы, ее органов, главы местного самоуправления;
- работы в избирательном округе;
- обращения с депутатским запросом;
- обращение с вопросом к главе администрации города и его заместителям, руководителям структурных подразделений администрации города на заседаниях городской Думы;
- обращение в органы государственной власти и местного самоуправления, расположенные на территории города.
Депутатская деятельность может осуществляться и в иных формах, предусмотренных в Положении о Тюменской городской Думе, Временном регламенте Тюменской городской Думы и не противоречащих Конституции РФ, нормативно-правовым актам Тюменской областной Думы и настоящему Положению.
Статья 7. Взаимодействие депутата с избирателями
Депутат подтверждает связь с избирателями и изучает общественное мнение. При этом он вправе:
информировать избирателей о своей деятельности - во время встреч с ними, а также через средства массовой информации;
проводить встречи с избирателями;
вести прием граждан;
рассматривать поступившие от них предложения, заявки, жалобы;
способствовать их своевременному разрешению в рамках своих полномочий.
Для проведения приема граждан, встреч с избирателями депутата обеспечиваются необходимые условия. По заявлению депутата соответствующий орган местного самоуправления обязан выделить ему безвозмездно помещение на время проведения указанных мероприятий, известить граждан о месте и времени приема граждан или встречи с избирателями.
Статья 8. Депутатская этика
Депутат обязан соблюдать правила (нормы) депутатской этики, устанавливаемые решением Думы. Нормы депутатской этики включают свод правил поведения депутата при исполнении им депутатских полномочий, при нарушение которых к депутату могут быть применены меры морально-этического воздействия.
В случае нарушения депутатской этики вопрос о поведении депутата рассматривается Думой, которая принимает решение о применении к депутату мер воздействия, предусмотренных в правилах депутатской этики, либо об отсутствии нарушения этических норм.
II. Права и обязанности депутата
Статья 9. Право правотворческой инициативы
Депутат имеет право правотворческой инициативы: он вправе вносить в Думу проекты решений либо предложения об их разработке по вопросам, относящимся к ведению Думы.
Порядок осуществления права правотворческой инициативы определяется регламентом Думы.
Статья 10. Права депутата по подготовке и участию в заседаниях Думы
Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемых на заседаниях Думы.
В соответствии с регламентом Думы депутат вправе:
- избирать и быть избранным в органы Думы (постоянные и временные депутатские комиссии и группы), высказывать мнение по их персональному составу;
- в процессе подготовки заседания предлагать вопросы для включения в повестку дня заседания;
- участвовать в обсуждении проектов решений и других вопросов, рассматриваемых в Думе;
- вносить предложения и замечания по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, выступать с обоснованием своих предложений, по мотивам голосования, давать справки;
- вносить предложения о прекращении прений по обсуждаемому вопросу, о проведении закрытого заседания, поименного либо тайного голосования;
- знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах заседаний, получать тексты этих выступлений;
- получать информацию, необходимую для работы на заседании;
- задавать вопросы докладчикам, председательствующим на заседании;
- обращаться с запросами к главе городского самоуправления, руководителям и должностным лицам органов городской администрации, главам администрации районов в городе, старостам поселков в порядке, предусмотренном регламентом Думы.
Статья 11. Обязанности депутата на заседаниях
Депутат обязан принимать личное участие в заседаниях Думы, а в случае невозможности прибытия на заседание - уведомлять о причинах своего отсутствия главу городского самоуправления либо секретаря Думы в порядке и сроки, предусмотренные регламентом Думы.
В процессе выступлений, дачи справок реализации иных прав на заседаниях Думы депутат обязан придерживаться правил, установленных в регламенте по предмету обсуждения, соблюдать нормы депутатской этики.
При принятия решений Думы депутат голосует лично.
Статья 12. Деятельность депутата по выполнению поручений Думы
Депутат обязан выполнять поручения, возложенные на него решением Думы по вопросам ее ведения: по контролю за исполнением бюджета, за деятельностью должностных лиц городской администрации, по участию в рабочих группах, комиссиях, образованных в целях реализации правотворческих и контрольных полномочий Думы.
Статья 13. Деятельность депутата в органах Думы
Депутат обязан работать в органах (комиссиях) Думы, членом которых он является: лично участвовать в заседаниях комиссии; выполнять поручения председателя комиссии по вопросам ведения комиссии.
Депутат, входящий в состав комиссии, обладает правом решающего голоса при принятии решений (заключений, рекомендаций) комиссии.
Депутат, не входящий в состав комиссий, вправе участвовать в ее деятельности с правом совещательного голоса.
Статья 14. Право депутата на получение и распространение информации
Аппарат городской администрации обеспечивает депутатов в сроки и порядке, установленном в регламенте Думы, документами и материалами по вопросам повестки дня заседаний Думы, документами, принимаемыми Думой, информационными и справочными материалами, официально распространяемыми главой городского самоуправления и органами администрации города.
По вопросам, относящимся к ведению Думы, депутат вправе обращаться к главе городского самоуправления, органам администрации города, районов, в другие государственные и общественные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, действующие на территории города, с требованиями о предоставлении необходимой информации и документов.
Должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, безотлагательно предоставляют необходимую информацию и документацию и дают пояснения по ним. Предоставление информации и документации, содержащей государственную тайну, регулируются Федеральным законодательством.
Депутаты имеют преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в соответствующих местных средствах массовой информации в срок, согласованной с депутатом, но не позднее семи дней после обращения. Редактирование представленных документов без согласия депутата не допускается.
Статья 15. Право депутата на внеочередной прием должностным лицом
По вопросам депутатской деятельности депутат пользуется правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, действующих на территории города.
Статья 16. Ответственность депутата за неисполнение своих обязанностей
Депутат Думы несет ответственность за систематическое неучастие в ее работе.
Систематическим неучастием в работе Думы признается регулярное (более, чем в половине заседаний в течение полугода) неучастие в заседаниях Думы, органов Думы, членом которых является депутат, регулярное и без уважительных причин неисполнение поручений Думы, ее органа, членом которого депутат является, главы городского самоуправления, секретаря Думы.
Депутат обязан принимать активное участие в работе Думы и других органах самоуправления.
В случае недобросовестного отношения депутата к исполнению своих обязанностей или злоупотребления ими, сведения об этом доводятся избирателям, его избравшим.
III. Основные гарантии депутатской деятельности
Статья 17. Защита личных прав депутата. Депутатская неприкосновенность
Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию при голосовании и другие действия, совершаемые во исполнение депутатских обязанностей и соответствующие статусу депутата.
За действия, совершенные при исполнении депутатских обязанностей, депутат может быть подвергнут аресту, привлечен к уголовной или административной ответственности в судебном порядке только с согласия Думы на основании представления городского прокурора.
Дума не позднее, чем в двухнедельный срок с момента внесения представления прокурора, рассматривает это представление на своем заседании, принимает по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем прокурора.
О прекращении уголовного дела, о вынесении приговора суда в отношении депутата органы следствия и дознания либо суд в 3-х дневный срок сообщают Думе.
Не допускается неправомерное воздействие на депутата, членов его семьи, родственников в целях прекращения депутатской деятельности или изменения ее характера.
Депутат не может быть задержан, кроме случает задержания на месте преступления, подвергнут обыску, личному досмотру за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законодательством.
Статья 18. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений депутатов
Должностные лица государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, к которым обратился депутат в рамках своих полномочий, обязаны безотлагательно дать ответ на его обращение или предоставить запрашиваемую информацию.
При необходимости проверки или дополнительного изучения соответствующего вопроса руководители органов и лица, указанные в ч.1 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 20 дней со дня обращения.
Депутат вправе принять непосредственное участие в рассмотрении его обращения, депутат извещается о дате и месте рассмотрения не позднее чем за 3 дня.
Статья 19. Оказание депутату помощи администрацией города
Аппарат городской администрации, структурные подразделения обязаны оказывать депутату помощь по вопросам, возникающим в его депутатской деятельности: организовать консультации специалистов по рассматриваемым в Думе вопросам; безотлагательно предоставлять им необходимую информацию и документацию, законодательные и иные нормативные акты.
Статья 20. Предоставление депутату служебного помещения
Городская администрация предоставляет депутатам служебное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и оргтехникой (депутатская комната). Отдельное служебное помещение, оборудованное названными выше средствами, предоставляется также органам (постоянным комиссиям) Думы. Отдельное служебное помещение по решению Думы может быть предоставлено депутатам Думы, работающим в ней на постоянной основе.
Статья 21. Использование средств связи депутатом
Депутат в связи с осуществлением депутатских полномочий вправе бесплатно пользоваться всеми видами связи, которыми располагает городская администрация.
Статья 22. Право депутата на возмещение транспортных расходов
Депутат городской Думы имеет право бесплатного проезда на всех видах городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, по предоставлению удостоверения депутата Тюменской городской Думы.
Депутат Думы пользуется также правом внеочередного приобретения проездных документов в указанных в ч.1 настоящей статьи случаях по предъявлении депутатского удостоверения.
Статья 23. Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей
На время осуществления депутатской деятельности депутат освобождается от выполнении производственных или служебных обязанностей по месту основной работы.
Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей производится на основании официального уведомления о вызове в Думу.
За время осуществления депутатской деятельности в Думе депутату выплачивается городской администрацией средний заработок по основному месту работы из бюджетных средств, выделенных на содержание Думы.
Статья 24. Освобождение депутата от призыва на военную службу и на военные сборы
Депутат на срок своих полномочий освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы.
Статья 25. Материально-финансовые условия осуществления полномочий депутатом, работающим на постоянной профессиональной основе
Депутату, работающему в Думе на постоянной профессиональной основе, выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение, размер которого устанавливается решением Думы, но не меньше его среднемесячного заработка по предыдущему основному месту работы.
Депутату, работающему на постоянной основе в Думе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска определяется решением городской Думы, но не менее 24 рабочих дней.
Статья 26. Возмещение депутатских расходов
Депутату возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, ежемесячно в порядке и размерах, устанавливаемых Думой.
Статья 27. Гарантии трудовых и пенсионных прав депутата, работающего на постоянной профессиональной основе
С депутатом, работающим в Думе на постоянной профессиональной основе, заключается срочный трудовой договор. Депутату, работающему на постоянной основе в Думе, осуществление депутатских полномочий засчитывается в общий, специальный, непрерывный трудовой стаж. Непрерывный трудовой стаж сохраняется за депутатом по истечении срока его полномочий (срока трудового договора), но не более чем в течение 1 года.
После окончания работы в Думе депутату предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с его согласия - другая равноценная работа на том же ил другом предприятии.
Статья 28. Ответственность за нарушение прав депутата
Нарушение прав депутата, его неприкосновенности, посягательство на честь и достоинство депутата, неправомерное воздействие на него или членов его семьи, непредоставление требуемой депутатом информации в связи с выполнением им депутатских обязанностей или предоставления заведомо ложной информации, а также несоблюдение установленных настоящим положением сроков и порядка предоставления информации и ответов на запросы и обращения депутата влекут ответственность, установленную законодательством РФ и области.
Настоящее Положение вступает в силу с момента его подписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.