Закон Тюменской области от 13 января 1997 г. N 63
"Об энергосбережении в Тюменской области"
3 апреля 1997
Принят областной Думой
21 ноября 1996 года
Законом Тюменской области от 12 марта 2001 г. N 284 настоящий Закон признан утратившим силу
Закон "Об энергосбережении в Тюменской области" разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об основных направлениях энергетической политики Российской Федерации" от 7 мая 1995 N 472, в развитие Постановления Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по энергосбережению" от 2 ноября 1995 N 1087, Соглашения между Министерством топлива и энергетики Российской Федерации и администрацией Тюменской области о сотрудничестве в сфере энергосбережения и развития топливно-энергетического комплекса региона от 25 сентября 1995 и Федерального закона "Об энергосбережении" от 3 апреля 1996 N 28-ФЗ.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования
Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы государственной политики в Тюменской области в сфере энергосбережения и повышения эффективности использования топлива и энергии. Закон направлен на регулирование отношений и создание условий для эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, улучшения социально-экономических условий жизни населения Тюменской области.
Статья 2. Пределы действия Закона
Статья 2 изложена в новой редакции согласно закону Тюменской области от 3 апреля 1997 г.
Закон "Об энергосбережении в Тюменской области" действует на территории Тюменской области, обязателен для исполнения организациями и предприятиями всех форм собственности.
Статья 3. Отношения, регулируемые Законом
Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:
- эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
- осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
- развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;
- создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
- обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
Статья 4. Основные принципы государственной политики в Тюменской области в сфере энергосбережения
Энергосберегающая политика государства в Тюменской области основана на следующих принципах:
- приоритет эффективного использования энергетических ресурсов;
- осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
- обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;
- включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей их энергоэффективности;
- сертификация топливо-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов;
- сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;
- заинтересованность юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов.
Статья 5. Основные термины, применяемые в Законе
В целях единообразного понимания положений настоящего Закона применяются следующие термины:
энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
энергосберегающая политика государства - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;
энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе;
вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производства или являющийся таким продуктом;
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами;
непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;
возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, а также энергия существующих в природе градиентов температур;
альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и другие), использование которого сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов.
Статья 6. Система энергосберегающего законодательства Тюменской области
Статья 6 изложена в новой редакции согласно закону Тюменской области от 3 апреля 1997 г.
Отношения в сфере энергосбережения в Тюменской области регулируются Федеральным законом "Об энергосбережении" и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, нормативно-правовыми актами Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Раздел II. Взаимодействие органов государственной власти и
управления Тюменской области, Ханты-Мансийского и
Ямало-Ненецкого автономных округов по реализации
закона
Статья 7. Методы взаимодействия
В целях реализации настоящего Закона органы государственной власти и управления Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов осуществляют:
- принятие региональных и межрегиональных программ энергосбережения;
- организацию государственного надзора и экспертизы эффективности использования топлива и энергии;
- развитие производства энергосберегающего оборудования, приборов учета, контроля и регулирования потребления энергоресурсов;
- установление экономических санкций за неоправданные потери энергоресурсов в пределах своей компетенции;
- установление размеров специальных налогов и налоговых льгот;
- утверждение объемов бюджетного финансирования региональных и межрегиональных энергосберегающих программ;
- контроль за использованием средств специализированных внебюджетных фондов энергосбережения;
- образование региональных органов управления энергосбережением;
- решение вопросов о мерах поддержки предприятий и организаций, реализующих энергоэффективные проекты и программы, обеспечивающие повышение эффективности использования топлива и энергии;
- введение в действие, в соответствии с действующим законодательством, показателей энергоэффективности и порядка сертификации энергоемкости продукции.
Раздел III. Компетенция органов государственной власти и их
функции в области управления энергосбережением
на региональном уровне
Статья 8. Компетенция Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов в области энергосбережения
К ведению Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов при регулировании отношений в части энергосбережения относятся:
- реализация энергосберегающей политики Российской Федерации на подведомственной территории;
- принятие региональных и межрегиональных программ энергосбережения;
- совершенствование законодательства, систем стандартизации, сертификации и нормативно-правовой базы энергосбережения;
- организация государственного надзора и экспертизы эффективности использования топлива и энергии, установление административной ответственности за нарушение настоящего Закона;
- развитие производства энергосберегающего оборудования, приборов учета, контроля и регулирования потребления энергоресурсов;
- установление экономических санкций и административной ответственности за неоправданные потери энергоресурсов в пределах своей компетенции.
Статья 9. Компетенция органов управления в области энергосбережения
1. Тюменская областная Дума, Дума Ханты-Мансийского автономного округа и Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа:
- принимают законодательные акты, регулирующие правовые отношения в области энергосбережения;
- устанавливают размеры специальных налогов и налоговых льгот, размеры экономических санкций за непроизводительные расходы энергоресурсов в пределах своей компетенции;
- определяют порядок утверждения региональных энергосберегающих программ, финансируемых за счет бюджетных и внебюджетных ассигнований на основе долевого участия области и автономных округов;
- утверждают объемы бюджетного финансирования региональных и межрегиональных энергосберегающих программ;
- контролируют использование средств областного внебюджетного межотраслевого фонда энергосбережения.
2. Администрации Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов:
- определяют основные направления проведения государственной политики и утверждают необходимые нормативные документы к настоящему Закону;
- утверждают проекты целевых региональных программ в области энергосбережения, финансируемых за счет бюджетных ассигнований на основе долевого участия области и автономных округов;
- образуют региональные органы управления энергосбережением;
- определяют по представлению полномочных региональных органов и служб порядок формирования и расходования средств Тюменского областного внебюджетного межотраслевого фонда энергосбережения;
- решают вопросы о мерах поддержки предприятий и организаций, реализующих энергоэффективные проекты и программы;
- вводят в действие, в соответствии с действующим законодательством, показатели энергоэффективности и порядок сертификации энергоемкости продукции;
- представляют один раз в два года в областную Думу, Думу Ханты-Мансийского и Государственную Думу Ямало-Ненецкого автономных округов отчет об эффективности использования топлива и энергии в регионе.
3. Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов - региональный орган исполнительной власти, осуществляет государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию на всей территории области в целях:
- создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;
- создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах;
- обеспечения коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие, в том числе средствами, направляемыми на энергосбережение и обеспечение энергетической, технической и экологической безопасности (включая ядерную и радиационную безопасность) субъектов Российской Федерации, расположенных на всей территории Тюменской области, осуществляемого путем привлечения заемных средств, частных инвестиций, средств коммерческих организаций (инвестиционных фондов, фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и иных средств;
- определения тарифов на электрическую и тепловую энергию с учетом экономически обоснованных затрат потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- создания условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
4. В целях усиления работы по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов, мобилизации средств на реализацию технических мероприятий энергосберегающих программ областной Думой по представлению администрации Тюменской области создается внебюджетный фонд энергосбережения.
Создание и регистрация внебюджетного фонда энергосбережения осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
5. Администрации городов и районов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляют на подведомственной территории:
- реализацию государственной энергосберегающей политики в Тюменской области на вверенной им территории в пределах и на условиях, определенных федеральным и областным законодательством;
- разработку и участие в осуществлении муниципальных программ энергосбережения;
- представление муниципальных программ энергосбережения на согласование в администрации области и автономных округов;
- обеспечение финансовой поддержки энергосбережения на основе формирования местных источников финансовых средств;
- определение юридических лиц, ответственных за реализацию муниципальных программ энергосбережения.
6. На территории Тюменской области действуют специализированные региональные, областные, окружные предприятия и учреждения энергосберегающих технологий, которые осуществляют:
- реализацию проектов и мероприятий энергосберегающей политики, проводимой региональной энергетической комиссией Тюменской области;
- координацию работ по энергосбережению, выполняемых бессистемно многочисленными маломощными группами внедрения, пуско-наладочными и производственными организациями;
- организацию массового производства и внедрения в области и автономных округах контрольно-измерительных приборов и средств учета энергоресурсов, автоматизированных систем управления в промышленной энергетике;
- организацию мониторинга энергетической эффективности предприятий области, экспертизы энергетических объектов, проведения энергетического аудита;
- информационно-аналитическую деятельность в области энергосбережения;
- разработку программ энергосбережения, анализ инвестиционных проектов, ведение баз данных по энергоэффективной технике и технологиям;
- рекламно-издательскую деятельность в области энергосбережения, организацию обучения основам энергетической эффективности.
7. Положения о региональных органах управления энергосбережением области и автономных округов утверждаются Административным советом области и областной Думой в соответствии с настоящим Законом.
8. Администрации Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов:
- образуют на подведомственной территории органы исполнительной власти, обеспечивающие проведение государственной энергосберегающей политики;
- обеспечивают финансовую поддержку энергосбережения на основе создания областного внебюджетного фонда энергосбережения с использованием механизмов формирования средств фонда, предусмотренных настоящим Законом;
- разрабатывают и обеспечивают реализацию региональных энергосберегающих инвестиционных программ.
Раздел IV. Сертификация и учет в области энергосбережения
Статья 10. Сертификация в области энергосбережения
Энергосберегающая продукция любого назначения, а также энергетические ресурсы подлежат обязательной сертификации на соответствующие показатели энергоэффективности. Обязательная сертификация осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Соответствие производимого бытового оборудования требованиям, установленным государственными стандартами в части показателей энергопотребления, подтверждается путем обязательного маркирования указанного оборудования.
Статья 11. Обследование предприятий и проведение экспертиз проектов строительства в части энергетической эффективности
1. Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо и энергообеспечение.
Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов.
Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Правительством Российской Федерации.
2. Государственная экспертиза проектов строительства в части энергетической эффективности осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Статья 12. Учет энергетических ресурсов
Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов, а также правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.
Статья 13. Государственное статистическое наблюдение за потреблением и эффективностью использования энергетических ресурсов
Государственное статистическое наблюдение за величиной и структурой потребления энергетических ресурсов и показателями эффективности их использования проводится Тюменским областным и территориальными комитетами государственной статистики.
Раздел V. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения
Статья 14. Финансирование энергосбережения
Финансирование проведения государственной энергосберегающей политики в Тюменской области, включая разработку и реализацию федеральных, межрегиональных, региональных, отраслевых и межотраслевых, областных, окружных и муниципальных программ энергосбережения, осуществляется за счет средств государственной финансовой поддержки федерального, областного, окружных и местных бюджетов, средств российских и иностранных инвесторов, а также за счет других источников, включая бюджетные, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 15. Источники финансирования энергосбережения
Ассигнования из федерального бюджета, средств бюджетов области, автономных округов и муниципальных бюджетов:
- инвестиции российских и зарубежных юридических и физических лиц;
- средства, полученные от применения экономических санкций к юридическим и физическим лицам в сфере энергосбережения;
- средства, полученные в результате экономии от выполнения энергосберегающих мероприятий;
- собственные и заемные средства организаций, в том числе фонда НИОКР и инвестиционных фондов;
- отчисления от стоимости фактически израсходованных предприятиями области, округов, районов, городов топливно-энергетических ресурсов, закладываемых в качестве инвестиционной составляющей энергосбережения в тарифы;
- другие источники, в том числе и внебюджетные, определяемые законодательством и законодательными актами Российской Федерации, областным законодательством и нормативными правовыми актами;
- средства экологических фондов, направляемых на проведение природоохранительных и оздоровительных мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность энергетических объектов.
Статья 16. Льготы энергоснабжающим организациям и потребителям энергоресурсов
Налоговые льготы предоставляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Законом Тюменской области "О льготном налогообложении в Тюменской области" и аналогичными законами автономных округов.
Льготы предоставляются по факту положительного результата от реализации проектов энергосбережения.
Раздел VI. Международное сотрудничество в области
энергосбережения
Статья 17. О международном научно-техническом сотрудничестве в области энергосбережения
Условия для взаимовыгодного обмена энергоэффективными технологиями между российской стороной и зарубежными партнерами и участия российских организаций и специалистов в международных проектах по разработке и реализации таких технологий устанавливаются органами исполнительной власти области и автономных округов.
Статья 18. Согласование показателей энергоэффективности в государственных стандартах с международной системой стандартизации
Основой развития международного сотрудничества по повышению эффективности использования энергоресурсов в области стандартизации является гармонизация показателей энергетической эффективности государственной системы стандартизации с международными системами других стран, а также взаимное признание результатов сертификации.
Раздел VII. Подготовка кадров, пропаганда эффективного
использования энергоресурсов
Статья 19. Преподавание основ эффективного использования энергоресурсов
Государственные органы исполнительной власти области и автономных округов, отвечающие за образование, в обязательном порядке включают в примерные учебные планы и программы курсов в энергетических и строительных высших и средних учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, в заведениях по подготовке кадров преподавателей и инженерно-технических работников, занятых энергосбережением, основы эффективного использования энергетических ресурсов и производства нетрадиционных возобновляемых видов энергии.
Статья 20. Информационное обеспечение энергосбережения
Организация общественных обсуждений проектов региональных программ энергосбережения, координация работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности, организация выставок энергоэффективного оборудования и технологий, информационное обслуживание потребителей энергоресурсов, участие средств массовой информации в пропаганде необходимости повышения эффективности использования топлива и энергии возлагается на органы исполнительной власти области и автономных округов.
Раздел VIII. Ответственность за нарушение положений
настоящего закона
Статья 21. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона
Юридические лица, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством, включая административную ответственность за непроизводительные расходы энергетических ресурсов, производство продукции, не соответствующей показателям энергоэффективности в составе государственных стандартов, отсутствие приборных средств коммерческого учета отпускаемого и потребляемого топлива и энергии.
Раздел IX. Заключительные положения
Статья 22. Порядок внесения изменений, дополнений в настоящий Закон
Предложения о внесении изменений, дополнений в настоящий Закон вносятся субъектами законодательной инициативы в областную Думу, которой рассматриваются в порядке, предусмотренном для принятия законов области.
Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Тюменской областной Думы |
Н.П.Барышников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тюменской области от 13 января 1997 г. N 63 "Об энергосбережении в Тюменской области"
Текст Закона опубликован в газете "Тюменские известия" от 23 января 1997 г., N 15; в "Вестнике Тюменской областной Думы" 1996 г., N 8
Законом Тюменской области от 12 марта 2001 г. N 284 настоящий Закон признан утратившим силу
В текст Закона внесены изменения согласно закону Тюменской области от 3 апреля 1997 г.