Институт адвокатуры имеет основным своим назначением реализацию конституционной гарантии оказания гражданам квалифицированной юридической помощи, закрепленную в п. 1 ст. 48 Конституции РФ.
Вместе с тем, как неоднократно подчеркивалось в решениях Конституционного суда РФ, конституционно закрепленное право не может считаться гарантированным, если отсутствует реально действующий механизм осуществления и защиты этого права.
Элементами механизма реализации названной конституционной гарантии и являются комментируемые нормативные правовые акты Тюменской области.
Предметом регулирования комментируемого Закона является как детализация механизма оказания бесплатной юридической помощи гражданам, признаваемым в соответствии с законодательством малоимущими, так и регламентация особенностей оказания юридической помощи лицам, проживающим в труднодоступных и малонаселенных местностях.
Перечень граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, закрепленный в комментируемом Законе, воспроизводит аналогичный перечень, установленный федеральным законодательством (ст. 26 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). В то же время, во исполнение положений федерального закона в законе Тюменской области устанавливается список документов, которые требуются для подтверждения права граждан на получение бесплатной юридической помощи.
Особого внимания заслуживает регулирование оказания юридической помощи лицам, проживающим в труднодоступных и малонаселенных местностях. Принципиальным моментом является то, что соответствующие положения комментируемых Закона и Постановления применяются как в отношении юридических услуг, оказываемых бесплатно, так и за плату.
Данный подход представляется обоснованным, поскольку в силу специфики места проживания соответствующих лиц стоимость юридических услуг, включая накладные расходы по проезду адвоката к месту жительства гражданина либо по проезду гражданина к месту работы адвоката, может оказаться чрезмерно высокой для любой категории граждан.
Положительной чертой комментируемых нормативных правовых актов является детальность регулирования общественных отношений, минимум отсылок к иным нормативным актам. Так, явно и исчерпывающе установлен перечень населенных пунктов, относящихся к труднодоступным и малонаселенным местностям.
К недочетам комментируемого Постановления можно отнести следующую его особенность. Постановлением предусмотрено два способа компенсации расходов адвоката на оказание юридической помощи соответствующим категориям граждан: компенсация фактически произведенных расходов и обеспечение доставки адвоката в место жительства гражданина либо гражданина в место работы адвоката (то есть, фактическое произведение этих расходов вместо адвоката). В то же время в Постановлении не прописан механизм реализации второго способа обеспечения оказания юридических услуг соответствующим категориям граждан.
Кандидат юридических наук,
партнер консалтинговой группы "Альта"
Ю.В.Кондрашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к постановлению Администрации Тюменской области от 7 февраля 2005 г. N 20-пк "Об обязательном проведении проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования"
Комментарий подготовлен консалтинговой группой "Альта". Арбитраж. Налоги. Аудит.
Текст комментария официально опубликован не был