Законом Тюменской области от 12 марта 2001 г. N 283 в настоящий Закон внесены изменения
Закон Тюменской области от 22 марта 1999 г. N 90
"О нефти и газе"
3 июня 1999 г., 6 мая, 5 июня 2000 г., 12 марта, 26 октября 2001 г.
Закон принят постановлением Тюменской
областной Думы от 26 февраля 1999 г. N 490
Раздел II.
Пользование недрами
Статья 5. Виды пользования недрами
5.1. Содержащиеся в недрах Тюменской области ресурсы нефти и газа являются единым природным комплексом, представляющим собой сырьевую базу топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Право пользования недрами для геологического изучения (поиск и оценка), разведки и добычи нефти и газа предоставляется пользователям недр на основании совместных решений органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Тюменской области.
5.2. Недра предоставляются в пользование для:
- регионального геологического изучения, проведения региональных геолого-геофизических, научно-исследовательских, палеонтологических, геокриологических, инженерно-геологических изысканий, бурения опорных и параметрических скважин, проведения работ по оценке прогнозных ресурсов нефти и газа, а также других работ, проводимых без существенного нарушения поверхности земли и целостности недр;
- геологического изучения недр отдельных, конкретных участков, проведения детальных геолого-геофизических работ, бурения поисково-разведочных скважин, предварительной оценки промышленных запасов нефти и газа, открытых в пределах данного участка месторождений;
- разведки и добычи нефти и газа, включая строительство и эксплуатацию объектов добычи нефти и газа, объектов подготовки нефти и газа до товарных кондиций, объектов внешнего транспорта нефти и газа;
- строительства и эксплуатации подземных хранилищ нефти и газа.
5.3. Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки месторождений и добычи нефти и газа. В этом случае добыча нефти и газа может осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения.
5.4. При выборе видов пользования недрами предпочтение отдается пользованию недрами для одновременного осуществления геологического изучения недр, разведки месторождений и добычи нефти и газа.
Статья 6. Пользователи недр
Законом Тюменской области от 26 октября 2001 г. N 432 в пункт 6.1 статьи 6 настоящего Закона внесены изменения
6.1. Пользователями недр могут быть:
- субъекты предпринимательской деятельности, определенные федеральным законодательством;
- иностранные юридические и физические лица в соответствии с федеральным законодательством;
- не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и действующие на основании договора о совместной деятельности (простые товарищества), в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством;
- на условиях соглашений о разделе продукции граждане Российской Федерации, юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.
6.2. В целях объединения финансовых и иных возможностей и усилий для совместного участия в конкурсах и аукционах и осуществления пользования недрами коммерческие организации и граждане-предприниматели вправе заключать договоры о совместной деятельности, образовывать простые товарищества (далее - консорциумы).
В лицензии указывается, что пользователь недр действует от имени лиц, вошедших в простое товарищество.
Законом Тюменской области от 26 октября 2001 г. N 432 в пункт 6.3 статьи 6 настоящего Закона внесены изменения
6.3. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу.
Статья 7. Лицензия на пользование недрами
7.1. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, определяющей основные условия пользования недрами.
7.2. Лицензия является документом, удостоверяющим право пользования владельца участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользованием недрами.
7.3. Предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования, если иное не установлено законодательством. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после предварительного согласия органов охраны окружающей среды, утверждения в установленном порядке программы и проекта работ по геологическому изучению недр и(или) по разведке и добыче нефти и газа, строительству подземных хранилищ нефти и газа.
7.4. Не требуется получение лицензии на проведение работ, связанных с региональным геологическим изучением недр. Разрешение на ведение данных работ предоставляет право его владельцу осуществлять работы без существенного нарушения поверхности земли и целостности недр в границах территории геологического отвода, в том числе:
- региональные геолого-геофизические исследования;
- геологическую съемку;
- предварительные (оценочные) инженерно-геологические и геокриологические изыскания;
- бурение опорных и параметрических скважин и их поинтервальное испытание на продуктивность;
- проведение научно-исследовательских работ и технико-экономических оценок;
- предварительную оценку прогнозных запасов нефти и газа;
- реализацию (продажу) в установленном порядке результатов выполненных работ.
7.5. Лицензия на проведения геологического изучения недр дает право ее владельцу в пределах лицензионного участка осуществлять:
- детальные и специальные геофизические исследования недр в границах территории геологических отводов;
- бурение поисково-разведочных скважин с обязательным оформлением земельных отводов для строительства каждой скважины и поинтервальным опробованием скважин на продуктивность в целях оценки промышленных запасов нефти и газа;
- испытание перспективных геологических объектов на промышленную нефтегазоносность с добычей нефти и газа не выше уровня, определяемого условиями лицензии, с последующей государственной экспертизой этих запасов и включением их с соответствующей категорией достоверности в государственный баланс запасов полезных ископаемых;
- дополнительное специальное геологическое изучение месторождений нефти и газа в целях повышения достоверности запасов нефти и газа, с их добычей не выше предельного уровня, определяемого условиями лицензии, и обязательным последующим предоставлением материалов для переутверждения объемов и категорий достоверности запасов нефти и газа;
- продажу нефти и газа, добытых в процессе опробования и испытания поисково-разведочных скважин.
7.6. Лицензия на разведку и добычу нефти и газа дает владельцу исключительное право осуществлять:
- специальные геофизические исследования;
- бурение разведочных, добывающих, нагнетательных, наблюдательных и других скважин, необходимых для добычи нефти и газа;
- добычу, сбор, подготовку до товарной кондиции и транспортировку нефти и газа, и газового конденсата;
- интенсификацию добычи и повышение нефтегазоотдачи пластов путем закачки воды, природного газа, пара и других рабочих агентов в продуктивные горизонты, осуществление термических, химических и других методов воздействия на пласты и призабойные зоны скважин;
- извлечение сопутствующих компонентов из нефти и газа, подготовку и первичную переработку указанных компонентов;
7.7. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. Владелец совмещенной лицензии на геологическое изучение недр, разведку и добычу нефти и газа в случае открытия им месторождения, имеющего коммерческое значение, обязан представить в органы, выдавшие данную лицензию, технологическую схему или проект разработки месторождения с обоснованием прогноза реализации продукции. В совмещенной лицензии могут предусматриваться порядок и условия консервации месторождения или его части. Период консервации такого месторождения или его части не включается в период эксплуатации месторождения и в срок действия лицензии на пользование недрами.
7.8. Лицензия на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, дает право на проведение работ по разведке, строительству и эксплуатации подземных хранилищ нефти и газа.
7.9. Государственные органы области, органы местного самоуправления и должностные лица не вправе препятствовать владельцам лицензий в реализации предоставленного им лицензиями права пользования недрами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Тюменской области.
Статья 8. Исключена.
Статья 9. Особенности заключения и исполнения соглашений о разделе продукции
9.1. Орган управления фондом недр Тюменской области формирует банк данных, необходимых для разработки условий пользования недрами и подготовки проектов соглашений о разделе продукции по конкретным объектам пользования недрами.
9.2. Распределение между Российской Федерацией и Тюменской областью части добытых нефти и газа или их стоимостного эквивалента, полученного государством в результате раздела продукции при освоении конкретного нефтяного и(или) газового месторождения, осуществляется на основе договоров между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Тюменской области. Договоры заключаются по каждому отдельному соглашению о разделе продукции не позднее 30 дней с даты вступления такого соглашения в силу.
9.3. Договор о распределении государственной доли произведенной продукции, полученной в результате раздела продукции в соответствии с условиями соглашения, устанавливает:
- пропорции такого распределения;
- условия и порядок поступления продукции или ее стоимостного эквивалента в соответствии с согласованными пропорциями ее распределения.
Пропорции распределения определяются по соглашению сторон с учетом:
- месторасположения месторождения нефти и(или) газа;
- величины извлекаемых запасов этого месторождения нефти и(или) газа;
- уровня социально-экономического развития территории;
- наличия проживающих на этой территории коренных малочисленных народов;
- степени экологического риска;
- величины учитываемых при разделе продукции между государством и инвестором налогов, подлежащих уплате в федеральный, областной и местные бюджеты.
9.4. Часть продукции, поступление которой в собственность Тюменской области и местных органов власти ожидается в соответствии с планами работ по соглашению о разделе продукции, может быть использована ими в качестве предмета залога при получении кредитов для финансирования целевых программ социально-экономического развития территорий.
9.5. Вновь созданное в ходе реализации соглашения имущество остается либо в собственности инвестора, либо переходит в собственность государства. Указанное условие определяется в соглашении о разделе продукции.
В случае перехода к государству права собственности на указанное имущество оно распределяется в соответствии с договором между Правительством Российской Федерации и органом исполнительной власти Тюменской области.
Статья 10. Участки недр, предоставляемые в пользование
10.1. Участок недр предоставляется пользователю в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции или лицензионного договора. При этом лицензия на пользование участком недр, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении, выдается органом исполнительной власти Тюменской области и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом в течение 30 дней с даты подписания соглашения.
Участку недр, предоставляемому пользователю недр в соответствии с лицензией для геологического изучения недр, проводимого без существенных нарушений поверхности земли и целостности недр, по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода.
10.2. Участки недр для разведки и добычи нефти и газа, строительства и эксплуатации подземных хранилищ нефти и газа предоставляются пользователю недр в виде горного отвода - геометризованного (объемного) блока недр.
10.3. При определении границ горного отвода учитываются размеры предполагаемых и выявленных залежей нефти и газа, а также расположение и размеры участков строительства и эксплуатации подземных хранилищ нефти и газа.
При определении границ горного отвода должны быть учтены нормативные требования по созданию зон безопасного ведения работ для всех видов деятельности, предусмотренных в лицензионном договоре.
10.4. Границы горного отвода могут изменяться в меньшую сторону (уменьшаться) в результате геологического изучения недр и проведения детальных разведочных работ на основании утвержденной в установленном порядке технологической схемы или проекта разработки по письменному обоснованному фактическими материалами заявлению пользователя недр. Изменение границ горного отвода оформляется областными органами управления фондом недр с 1 января следующего года, если заявление об этом поступило не позднее чем за 3 месяца до его наступления, или с 1 июля текущего года, если заявление поступило в срок до 1 апреля этого года.
10.5. Пользователь недр, получивший горный отвод, одновременно с ним получает исключительное право осуществлять в его границах все виды деятельности в соответствии с лицензионным договором. Любая деятельность других юридических или физических лиц, связанная с пользованием недр в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому горный отвод предоставлен.
10.6. При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче нефти и газа горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.
10.7. Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции в соответствии с действующим законодательством, устанавливаются федеральными законами, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10.8 настоящей статьи.
10.8. Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются на основании решения Правительства Российской Федерации и органов государственной власти Тюменской области без утверждения федеральными законами, если указанные участки недр включают в себя следующие месторождения полезных ископаемых:
- месторождения нефти, извлекаемые запасы которых составляют до 25 миллионов тонн;
- месторождения газа, запасы которых составляют до 250 миллиардов кубических метров.
Статья 11. Основания получения права пользования недрами
11.1. Право пользования недрами в области нефти и газа может быть приобретено пользователем:
- на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти Тюменской области по результатам конкурса или аукциона для целей разведки и добычи нефти и газа;
- на основании решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, согласованного с органами исполнительной власти области, без проведения конкурса или аукциона для целей геологического изучения недр;
- на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти области при установлении факта открытия месторождения нефти и газа пользователем недр, проводящим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств, для целей разработки и добычи нефти и газа;
- на основании вступившего в силу соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
11.2. Лицензии на разведку и добычу нефти и газа, выдаваемые на условиях соглашения о разделе продукции, могут предоставляться без проведения конкурса и аукциона в отдельных случаях на основании совместного решения Правительства Российской Федерации и органа исполнительной власти Тюменской области, если:
- интересы обороны и безопасности государства требуют заключения соглашения с определенным инвестором, если соответствующее положение предусмотрено Федеральным законом, устанавливающим перечни участков недр в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Российской Федерации "О соглашениях о разделе продукции";
- объявленный конкурс или аукцион признан несостоявшимся в связи с участием в нем только одного инвестора. В этом случае соглашение может быть заключено с указанным инвестором, принявшим участие в этом конкурсе или в аукционе, на условиях конкурса или аукциона;
- инвестор на день вступления в силу Федерального закона "О cоглашениях о разделе продукции" является пользователем недр для разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях, отличных от условий соглашения. В этом случае соглашение о разделе продукции может быть заключено с указанным пользователем недр либо с другим юридическим лицом, или с не имеющим статуса юридического лица объединением юридических лиц, созданным с участием этого пользователя;
- по согласованию с Правительством Российской Федерации и органом исполнительной власти Тюменской области переговоры с инвестором по подготовке проектов соглашений о разделе продукции были начаты до вступления в силу Федерального закона "О cоглашениях о разделе продукции".
В указанных случаях соглашения о разделе продукции заключаются в сроки, согласованные сторонами, но не позднее чем через год со дня принятия Правительством Российской Федерации и органом исполнительной власти Тюменской области совместного решения.
Статья 12. Условия проведения конкурсов и аукционов
12.1. Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов.
Победителем аукциона признается претендент, предложивший наибольшую плату за получение права пользования недрами, а победителем по конкурсу - заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям охраны недр и окружающей природной среды технологические и технические решения.
12.2. Конкурсы и аукционы на предоставление права пользования недрами проводятся в соответствии с законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и положениями настоящего Закона.
12.3. Подготовку условий конкурсов и аукционов, экспертизу заявок, анализ предложений участников и подведение итогов конкурсов и аукционов осуществляет конкурсная комиссия, состав которой утверждается совместным решением федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти области.
Положение о конкурсной комиссии утверждается Губернатором Тюменской области.
12.4. Условия конкурсов и аукционов должны быть согласованы с государственными органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, государственными органами охраны окружающей среды, органами государственного горного надзора, а в части, касающейся финансовых условий, - с государственными органами управления экономикой.
12.5. Целью проводимых конкурсов и аукционов является определение пользователей недр для осуществления работ по видам деятельности, указанным в статье 5 настоящего Закона, способных обеспечить для этого привлечение необходимых финансовых и материальных ресурсов, осуществлять работы в соответствии с законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области, а также в соответствии с международными нормами, стандартами и принципами.
12.6. Участниками конкурсов и аукционов могут являться физические и юридические лица в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.
12.7. Для участия в конкурсе или аукционе необходимо представить:
а) простую или пакетную заявку на конкурсные блоки, в разработке которых заявитель желает принять участие. Простая заявка подается на такие конкурсные блоки, в освоении которых заявитель готов принять участие вне зависимости от предоставления ему лицензии на пользование недрами в пределах других конкурсных блоков. Пакетная заявка подается в том случае, если по мнению заявителя достижение приемлемой для инвестора рентабельности может быть обеспечено только при совместном пользовании недрами в группе конкурсных блоков, перечисленных в пакетной заявке;
б) основные сведения о заявителе по форме, установленной в условиях конкурса;
в) документ о покупке пакета геологической информации по тем конкурсным блокам, на которые была подана заявка;
г) документ об уплате залогового взноса по разовому платежу (бонусу подписания), если такой залоговый взнос предусмотрен условиями конкурса;
д) технико-экономические показатели по пользованию недрами на заявленных конкурсных блоках;
е) финансовые предложения, включающие размер финансирования минимальных объемов работ в период геологического изучения недр, размер регулярных платежей за поиск и разведку (ренталс) и за добычу (роялти), размеры разового платежа (бонуса подписания), бонусов по достижению определенных уровней добычи, отчислений в фонд социального развития области;
ж) предложения по разделу продукции (предельная доля компенсационной нефти и газа, принципы раздела прибыльной нефти и газа), если условиями конкурса (аукциона) в качестве правовой формы пользования недрами предусмотрено соглашение о разделе продукции;
з) предложения о возможностях транспортировки проектных объемов добычи нефти и газа за счет использования мощностей действующей системы магистральных нефтегазопроводов, ее расширения или строительства новых нефтегазопроводов по годам периода действия лицензии на право разведки и добычи нефти и газа.
Материалы, указанные в пунктах е), д), передаются после принятия заявки на конкурс.
12.8. Конкурсная комиссия может отказать в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе в следующих случаях:
- заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;
- заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
- заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
- если в случае предоставления лицензии данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
12.9. Конкурсная комиссия осуществляет экспертизу предложений участников и определяет победителей конкурсов на основании следующих основных критериев:
- темпы, технический уровень и интенсивность проведения поисковых работ;
- сроки начала добычи нефти и газа и достижения ее максимального уровня;
- размеры начального, а также последующих регулярных платежей;
- рациональное и комплексное использование ресурсов нефти и газа и использование сопутствующих компонентов, показатель конечной нефтеотдачи и газоизвлечения;
- объем капитальных вложений в развитие инфраструктуры, необходимой для освоения ресурсов нефти и газа;
- минимальное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую природную среду;
- защита интересов коренных малочисленных народов на территориях их традиционного проживания и хозяйственной деятельности, где проводятся геологическое изучение недр, разведка и добыча нефти и газа;
- условия раздела нефти и газа (для соглашения о разделе продукции).
12.10. Если конкурсные предложения участника конкурса (аукциона) не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и Тюменской области либо условиям конкурса (аукциона) и(или) требуют дополнительных разъяснений или детализации, конкурсная комиссия до подведения итогов конкурса или аукциона может провести с таким участником переговоры на предмет согласования позиций. По результатам таких переговоров участник вправе представить скорректированные или дополненные конкурсные предложения, которые будут учтены при подведении итогов конкурса или аукциона.
12.11. В установленные условиями конкурса (аукциона) сроки конкурсная комиссия объявляет предварительные или окончательные итоги конкурса или аукциона.
Окончательные итоги конкурса объявляются в том случае, если соответствующим решением лицензия на пользование недрами выдается одному из участников.
Предварительные итоги конкурса объявляются в том случае, если конкурсная комиссия сочтет целесообразным и возможным предложить нескольким участникам объединить свои усилия и осуществлять пользование недрами в рамках консорциума.
12.12. В случае объявления предварительных итогов конкурсная комиссия формулирует и передает в установленные условиями конкурса сроки потенциальным участникам консорциума свои предложения по долевому участию в консорциуме и финансовые условия лицензионного договора или соглашения о разделе продукции для консорциума в целом.
12.13. После передачи предложений конкурсной комиссией потенциальные участники консорциума должны провести согласительные переговоры между собой, а при необходимости и с конкурсной комиссией, и в установленные сроки представить соглашение о создании консорциума и согласованные предложения консорциума на базе положений и условий, сформулированных конкурсной комиссией.
При этом потенциальные участники консорциума могут договориться об ином распределении долей потенциальных участников консорциума по сравнению с предложениями конкурсной комиссии.
12.14. В соглашении о создании консорциума координация действий пользователей недр возлагается на одного из участников, которому другие доверяют исполнение функций координатора. Указанное условие фиксируется в лицензиях на право разработки этого месторождения.
12.15. Если потенциальные участники консорциума представили в указанный срок согласованные предложения, которые по основным финансовым условиям соответствуют требованиям конкурсной комиссии, такой консорциум объявляется победителем конкурса.
12.16. Если потенциальные участники консорциума не пришли к соглашению и не представили совместных предложений или представили альтернативные предложения с другим составом консорциума или с принципиально измененными финансовыми условиями, конкурсная комиссия, рассмотрев такие альтернативные предложения, может принять одно из следующих решений:
- объявить победителем конкурса одного из участников на основе его первоначальных предложений;
- объявить победителем конкурса группу участников, объединившихся после объявления предварительных итогов и представивших альтернативные предложения по составу консорциума и(или) финансовым условиям;
- не объявлять победителя и признать конкурс не состоявшимся.
12.17. Если после объявления победителя конкурса или аукциона законодательным органом Российской Федерации и(или) законодательным органом области будут приняты законы или иные нормативные правовые акты, регулирующие правовой и(или) налоговый режим пользования недрами, условия пользования недрами, определенные в лицензионном договоре или соглашении о разделе продукции, должны соответствовать условиям, предложенным победителем, включая все дополнения и изменения, согласованные с победителем в процессе проведения конкурса или аукциона, только в той части, в которой они не будут противоречить действующему законодательству на дату выдачи лицензии.
12.18. Результаты конкурса или аукциона должны быть опубликованы в средствах массовой информации.
Статья 13. Сроки пользования недрами
13.1. Сроки пользования недрами определяются видом пользования недрами и устанавливаются в лицензии.
13.2. Недра предоставляются в пользование:
- для геологического изучения - на срок до 5 лет;
- для добычи нефти и газа - на срок отработки месторождения нефти или газа, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
Для строительства и эксплуатации подземных хранилищ нефти и газа недра могут быть предоставлены в пользование без ограничения срока.
Сроки пользования недрами исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими недрами.
13.3. По инициативе пользователя недр сроки пользования недрами, и соответственно сроки действия лицензии могут быть продлены при выполнении пользователем оговоренных в лицензии условий и необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых или выполнения ликвидационных мероприятий.
13.4. Сроки пользования недрами подлежат продлению без изменения первоначальных условий лицензии, лицензионного договора или соглашения о разделе продукции, если проектный срок разработки месторождений превышает установленные действующим законодательством предельные сроки пользования недрами.
Заявление о продлении сроков пользования недрами (срока действия лицензии) подается пользователем в органы, предоставившие лицензию, за год до окончания установленного срока действия лицензии.
Необоснованный отказ в продлении срока пользования недрами (срока действия лицензии) не допускается.
13.5. При возникновении обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих осуществлению работ или выполнению пользователем недр своих обязательств по условиям лицензии, срок действия лицензии приостанавливается на период действия таких обстоятельств. Решение о приостановлении срока пользования недрами на период действия непреодолимой силы принимается органами, выдавшими лицензию.
Недропользователь обязан не позднее 30 дней с момента прекращения действия непреодолимой силы уведомить об этом органы, выдавшие лицензию. В случае неисполнения указанного обязательства недропользователем действие лицензии не приостанавливается.
Статья 14. Досрочное прекращение права пользования недрами
14.1. Право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случаях:
- отказа владельца лицензии от права пользования недрами;
- наступления определенных обстоятельств, предусмотренных лицензией в качестве условий досрочного прекращения права пользования недрами;
- нарушения пользователем недр условий лицензии;
- систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
- если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
- возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
- нарушение экологического законодательства.
14.2. Порядок досрочного прекращения права пользования недрами регулируется федеральным законодательством.
14.3. Если обстоятельства, вызвавшие досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами, устранены, то при отсутствии вины пользователя недр это право может быть восстановлено в полном объеме с продлением срока действия лицензии на срок, в течение которого действие лицензии было приостановлено.
Законом Тюменской области от 26 октября 2001 г. N 432 в статью 15 настоящего Закона внесены изменения
Статья 15. Переход права пользования недрами и переоформление действующей лицензии
15.1. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, переход права пользования недрами возможен к лицам, отвечающим требованиям статьи 6 настоящего Закона, при принятии ими всех обязательств, вытекающих из лицензии и лицензионного договора.
15.2. Право пользования недрами переходит в следующих случаях:
- при изменении организационно-правовой формы юридического лица-пользователя недр;
- при реорганизации юридического лица-пользователя недр путем присоединения или слияния с другим юридическим лицом, если прежнему пользователю недр принадлежит на правах собственности не менее половины уставного фонда вновь созданного юридического лица;
- при реорганизации юридического лица-пользователя недр путем разделения или выделения из него другого юридического лица, продолжающего деятельность в соответствии с лицензией на участке прежнего пользователя;
- иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
- при передаче полностью или частично юридическим лицом - пользователем недр своих прав и обязанностей по соглашению о разделе продукции.
15.3. Переход права пользования недрами осуществляется в порядке правопреемства.
Положения о правопреемстве должны содержаться в передаточном акте либо разделительном балансе, утверждаемом учредителем или органом, принявшим решение о реорганизации.
15.4. При переходе права пользования недрами к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности по лицензии, а также лицензионному договору или соглашению о разделе продукции.
15.5. При переходе права пользования недрами лицензия подлежит переоформлению на основании решения органов, предоставивших первоначальную лицензию. Содержание лицензии, лицензионного договора или соглашения о разделе продукции пересмотру не подлежит.
15.6. Порядок переоформления лицензии устанавливается федеральным законодательством.
Отказ в переоформлении лицензии может быть обжалован пользователем недр в судебном порядке.
15.7. Право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, предусмотренной гражданским законодательством, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами.
15.8. Передача права пользования участками недр, предоставленными субъектам предпринимательской деятельности на основании соглашений о разделе продукции, и переоформление лицензий на пользование участками недр осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции.
Статья 16. Основные права и обязанности пользователя недр
16.1. Пользователь недр имеет право:
- использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;
- самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;
- использовать добытые нефть, газ и продукты их переработки в соответствии с лицензией или в соглашении о разделе продукции и действующим законодательством;
- использовать попутные продукты и компоненты, а также осуществлять их переработку, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции ;
- проводить геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или в соглашении о разделе продукции при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена;
- обращаться в органы, предоставившие лицензию, с предложением об изменении либо установлении формы договорных отношений, в частности, о заключении соглашения о разделе продукции, если первоначально лицензия была выдана на иных условиях;
- обращаться в органы, предоставившие лицензию, с заявлением о продлении срока действия лицензии;
- обжаловать в судебном порядке действия собственника недр и других лиц, нарушающих право и условия пользования недрами, определенных лицензионным договором, соглашением о разделе продукции и лицензией.
- привлекать на договорной основе третьих лиц для выполнения работ, связанных с пользованием недр.
16.2. Пересмотр условий лицензии, изменение, установление формы договорных отношений, продление сроков пользования недрами осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориального органа и органом исполнительной власти Тюменской области по согласованию с областным комитетом охраны окружающей среды.
16.3. Пользователь недр обязан обеспечить:
- соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами и первичной переработкой нефти и газа;
- применение методов и способов геологического изучения недр, исключающих неоправданные потери и снижение качества нефти и газа в недрах;
- выполнение в установленные лицензией сроки обязательного минимума геолого-геофизических, поисковых и оценочных работ в период геологического изучения недр.
- требования законодательства о государственной регистрации и государственном учете всех работ по геологическому изучению недр и представление в федеральные и территориальные фонды геологического отчета и копии всей геологической информации, полученной в процессе работ, после завершения периода геологического изучения недр;
- ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;
- представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах нефти, газа и газового конденсата, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей нефти и газа, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, а также в органы государственной статистики;
- соблюдение требований технических проектов, планов и технологических схем разработки, недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки залежей нефти и газа;
- выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами в соответствии с действующим законодательством и условиями лицензионного договора или соглашения о разделе продукции;
- безопасное ведение работ, связанных с разведкой и разработкой месторождения нефти и газа;
- сохранность поисковых и разведочных скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения и(или) в иных хозяйственных целях;
- ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
- обезвреживание и утилизацию техногенных отходов;
- требования природоохранного законодательства, включая охрану атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, растительного и животного мира, а также других объектов окружающей природной среды от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
- сохранность заповедников, памятников истории и культуры, экологического равновесия и традиционного уклада жизни на территориях проживания малочисленных народов;
- приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
- ведение достоверного и полного статистического учета по объекту, на который выдана лицензия;
- проведение государственной экологической экспертизы технико-экономического обоснования (проекта).
Статья 17. Рациональное использование и охрана недр
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
- соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
- проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов нефти, газа и геолого-геофизических характеристик участка недр, предоставленного в пользование в целях подземного хранения нефти и газа;
- обеспечение полного и качественного определения горно-технических, геолого-геофизических параметров нефтегазоносных пластов и залежей нефти и газа, свойств нефти, газа и газового конденсата, а также попутных компонентов;
- проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов нефти и газа, а также участков недр, используемых в целях подземного хранения нефти и газа;
- осуществление всех работ по добыче нефти и газа на основе технологических схем или проектов разработки после проведения их геологической и государственной экологической экспертизы и утверждения в установленном порядке. Производство работ до утверждения технологических схем или проектов разработки запрещается;
- обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов нефти, газа и попутных компонентов;
- использование конструкций всех видов скважин, обеспечивающих надежную изоляцию и разделение пластов;
- применение систем поддержания пластового давления, способов эксплуатации скважин, схем сбора, подготовки и транспортировки нефти и газа, обеспечивающих рациональное использование пластовой энергии, наиболее полное извлечение нефти, газа и попутных компонентов из недр;
- обеспечение безопасности ведения работ и контроль за строительством и эксплуатацией скважин и технических сооружений, предупреждение и ликвидация открытых фонтанов;
- применение методов и способов геологического изучения недр, разведки и добычи нефти и газа, исключающих неоправданные потери и снижение качества нефти и газа в недрах;
- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при закачке в пласты воды и подземном хранении нефти и газа;
- соблюдение установленного порядка и правил консервации и ликвидации месторождений нефти и газа, подземных хранилищ нефти и газа, а также опорных, поисковых, разведочных, добывающих и вспомогательных скважин.
Статья 18. Система платежей при пользовании недрами
18.1. Пользователь недр, осуществляющий свою деятельность на территории Тюменской области, уплачивает следующие виды налогов, сборов и платежей в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и Тюменской области:
- сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;
- плату за геологическую информацию о недрах в соответствии с условиями конкурса или аукциона;
- по лицензии на геологическое изучение недр - начальный разовый и(или) регулярные платежи за поиск и оценку запасов месторождения нефти и газа (ренталс);
- по лицензии на добычу нефти и газа - разовый взнос (бонус), предусматриваемый условиями конкурса или аукциона;
- плату за разведку;
- регулярные платежи за добычу нефти и газа (роялти);
- по лицензии на разведку, строительство и эксплуатацию подземных хранилищ нефти и газа - регулярные платежи за право пользования недрами в указанных целях;
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- акцизы;
- платежи за землю.
18.2. Кроме того, пользователь недр уплачивает иные налоги, сборы и платежи, в соответствии с действующим законодательством с учетом особенностей, предусмотренных соглашением о разделе продукции.
При пользовании недрами на условиях раздела продукции недропользователь освобождается от уплаты налогов и сборов в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции и в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
18.3. Пользователю недр может быть вменено в обязанность выплачивать бонусы за коммерческое открытие, бонусы по достижению установленных уровней добычи, платежи в фонд социально-экономического развития области, если указанные бонусы и платежи предусмотрены условиями конкурса или аукциона.
18.4. В целях создания благоприятных условий для рациональной разработки месторождений нефти и газа пользователю недр может предоставляться система льгот, включающая освобождения и отсрочки от платежей за пользование недрами, скидки с платежей за истощение недр в соответствии с действующим законодательством.
Такие льготы могут предоставляться пользователям недр, осуществляющим:
- добычу нефти и газа при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов;
- добычу нефти и газа из малодебитных скважин на конечной стадии эксплуатации месторождения при выполнении требований проекта его разработки;
- разведку, строительство и эксплуатацию подземных хранилищ нефти и газа;
- внедрение экологически безопасных технологий и технологий, повышающих извлечение из недр нефти и газа, а также извлечение попутных полезных компонентов.
Решение о предоставлении льгот принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.
Тюменская областная Дума может устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей за пользование недрами, поступающих в областной бюджет.
18.5. Платежи за пользование недрами поступают в федеральный бюджет, областной бюджет и соответствующие местные бюджеты и распределяются в соответствии с федеральным законодательством.
В местные бюджеты поступают:
- платежи за поиск и разведку нефти и газа на территориях соответствующих районов и городов;
- платежи за пользование недрами при разведке, строительстве и эксплуатации подземных хранилищ нефти и газа;
- часть суммы платежей за добычу нефти и газа.
В федеральный и областной бюджеты поступает часть суммы платежей за добычу нефти и газа, за исключением тех, плата за которые поступает только в местные бюджеты.
18.6. Пользователи недр производят плату за добычу попутных компонентов, если они учтены в государственном балансе полезных ископаемых и указаны в лицензии, при наличии в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения при переработке, а иностранные участники - при наличии у них промышленной технологии извлечения попутных компонентов при переработке.
18.7. Плата за пользование недрами может взиматься в форме:
- денежных платежей.
- исключен;
См. текст абзаца 3 пункта 18.7 статьи 18
- исключен;
См. текст абзаца 4 пункта 18.7 статьи 18
- исключен.
См. текст абзаца 5 пункта 18.7 статьи 18
См. текст части 2 пункта 18.7 статьи 18
Формы взимания платежей за пользование недрами при исполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соответствии с такими соглашениями.
Статья 19. Особенности уплаты налогов и иных обязательных платежей при исполнении соглашения о разделе продукции
19.1. За исключением налога на прибыль и платежей за пользование недрами, пользователь недр в течение срока действия соглашения о разделе продукции с учетом положений пункта 19.3 настоящей статьи освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей (за исключением предусмотренных пунктом 19.4 настоящей статьи), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов, сборов и иных обязательных платежей заменяется разделом продукции на условиях, предусмотренных в соглашении о разделе продукции в соответствии с федеральным законодательством.
В случае если законами и иными нормативными правовыми актами области и правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение пользователя недр от взимания налогов, сборов и иных обязательных платежей в областной и местные бюджеты, часть прибыльной продукции, являющаяся долей пользователя недр в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, подлежит увеличению за счет соответствующего уменьшения доли государства на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных в областной и местные бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей и уточненную на сумму, рассчитанную исходя из ставок рефинансирования Банка России, действовавших в истекшем периоде. При этом распределение части прибыльной продукции или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и Тюменской областью подлежит корректировке на основе договоров между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Тюменской области.
19.2. Пользователь недр уплачивает за пользование недрами в соответствующие бюджеты:
- разовые платежи (бонусы) при заключении соглашения о разделе продукции и(или) по достижении определенного результата, установленные условиями данного соглашения;
- ежегодные платежи за поиск и оценку (ренталс), установленные за единицу площади использованного участка недр в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности указанных работ, степени геологической изученности участка недр и степени риска;
- регулярные платежи за добычу (роялти), установленные в процентном отношении от объема добычи нефти и(или) газа или от стоимости произведенной продукции и уплачиваемые пользователем недр в денежной форме или в виде части добытых нефти и газа.
Пользователь недр освобождается от уплаты иных платежей за пользование недрами.
Распределение платежей за пользование недрами между бюджетами разных уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19.3. Особенности уплаты пользователем недр налога на прибыль и налога на добавленную стоимость определяются федеральным законодательством.
19.4. Пользователь недр осуществляет обязательные платежи по социальному и медицинскому страхованию своих работников - граждан Российской Федерации, а также платежи в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 20. Исключена
Статья 21. Исключена
Губернатор Тюменской области |
Л.Ю.Рокецкий |
Председатель
Тюменской областной Думы |
С.Е.Корепанов |
г.Тюмень
22 марта 1999 г.
N 90
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тюменской области от 22 марта 1999 г. N 90 "О нефти и газе"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в "Вестнике Тюменской областной Думы" N 2 за 1999 г., газете "Тюменские известия" N 55(2173) от 8 апреля 1999 г.
Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 г. N 300 настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тюменской области от 16 марта 2004 г. N 215
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тюменской области от 29 декабря 2003 г. N 192
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тюменской области от 26 октября 2001 г. N 432
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тюменской области от 12 марта 2001 г. N 283
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тюменской области от 5 июня 2000 г. N 186
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тюменской области от 6 мая 2000 г. N 183
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тюменской области от 3 июня 1999 г. N 120
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона