Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Администрации
города Тюмени
от 6 мая 2005 г. N 2655
Положение
о докладах о результатах и основных направлениях деятельности
субъектов бюджетного планирования
Основные положения
1. Настоящее Положение устанавливает основные принципы и правила подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (далее - Доклады).
2. Непосредственной задачей подготовки докладов является обеспечение администрации г. Тюмени информацией, необходимой для подготовки проектов перспективного финансового плана и бюджета города Тюмени, исходя из наиболее эффективного использования средств бюджета города.
3. Подготовка докладов осуществляется субъектами бюджетного планирования в предусмотренные сроки. Доклады и приложения к ним представляются на бумажном и электронном носителях (в форматах Word и Excel).
4. Понятия, используемые в настоящем Положении:
"субъекты бюджетного планирования" - распорядители, получатели бюджетных средств, определенные нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления;
"бюджет субъекта бюджетного планирования" - используемая для целей бюджетного планирования сумма расходов, представляемая субъектом бюджетного планирования при формировании бюджетных проектировок в департамент финансов (включая оценки расходов, финансируемых за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и распределяемая по подведомственным ему бюджетополучателям;
"отчетный период" - период, составляющий 3 года (включая текущий), предшествующий году, на который разрабатывается проект бюджета города;
"плановый период" - период, составляющий 3 года, в том числе год, на который разрабатывается проект бюджета города, и последующие 2 года;
"исполняемые расходные обязательства субъекта бюджетного планирования" - включенные в бюджет субъекта бюджетного планирования расходы на исполнение решений Тюменской городской Думы, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, договоров и соглашений администрации г. Тюмени, предусматривающих предоставление средств бюджета города юридическим и физическим лицам (включая муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений);
"бюджетная целевая программа" - реализуемая субъектом бюджетного планирования городская целевая программа;
"результативность бюджетных расходов" - соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов деятельности.
5. Доклад включает в себя следующие разделы:
- цели и задачи деятельности;
- расходные обязательства и формирование доходов;
- результаты деятельности;
- распределение расходов по целям и тактическим задачам;
- результативность бюджетных расходов.
Цели и задачи деятельности
6. В первом разделе Доклада должна быть представлена структура целей и задач, дающая ясное представление об основных значимых для населения городского округа направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования.
7. Цели формулируются субъектом бюджетного планирования с учетом целей деятельности подведомственных ему организаций.
8. Цели субъекта бюджетного планирования должны соответствовать вопросам местного значения городского округа, быть ориентированными на реализацию основных направлений развития городского округа, определенных в Послании Главы города.
9. Совокупность сформулированных целей должна охватывать все направления деятельности субъекта бюджетного планирования.
10. При определении целей рекомендуется исходить из следующих критериев:
- специфичность (цели должны соответствовать области компетенции субъекта бюджетного планирования);
- измеримость (достижение цели можно проверить с помощью количественных индикаторов);
- достижимость (цели должны быть потенциально достижимыми).
11. Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать:
- специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели;
- терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;
- указаний на иные цели, задачи, результаты, которые являются следствием достижения самой цели;
- описания путей, средств и методов достижения цели.
12. Правильно сформулированная система целей не должна зависеть от средств их достижения. Выбор конкретных путей достижения целей осуществляется на последующих стадиях планирования деятельности субъекта бюджетного планирования - при формировании тактических задач и подготовке бюджетных целевых программ.
13. Для каждой цели приводятся формулировки соответствующих тактических задач.
Тактическая задача конкретизирует отдельное направление достижения цели, предусматривает получение количественно измеримых общественно значимых результатов в течение определенного периода времени или к определенному сроку.
Следует избегать постановки задач, направленных на обеспечение деятельности самого субъекта бюджетного планирования.
14. Сроки решения каждой из тактических задач не должны превышать срок достижения цели, для решения которой выделяется задача.
Для целей, соответствующих вопросам местного значения, реализуемым на постоянной основе, тактические задачи должны предусматривать достижение определенных целевых (планируемых) значений показателей на срок до 3-х лет, по истечении которого будет производиться анализ достигнутых результатов и установление целевых значений на следующий период.
15. Совокупность тактических задач (как правило, от 3 до 7 для каждой цели) должна охватывать все направления деятельности субъекта бюджетного планирования по достижению соответствующей цели.
Структура целей и задач субъекта бюджетного планирования представляется по форме, согласно приложению 1.
Расходные обязательства и формирование доходов
16. Во втором разделе Доклада дается оценка объема и структуры исполняемых расходных обязательств субъекта бюджетного планирования с учетом расходных обязательств подведомственных ему организаций по форме, согласно приложению 2.
17. К исполняемым расходным обязательствам, в частности, относятся:
- трансферты населению, установленные нормативными правовыми актами;
- обязательства по предоставлению услуг в соответствии с законодательством;
- обязательства, вытекающие из долгосрочных бюджетных целевых программ;
- погашение или обслуживание муниципального долга;
- обязательства, вытекающие из муниципальных контрактов, договоров, соглашений.
18. Для каждого расходного обязательства приводится ссылка на конкретные положения нормативных правовых актов и указывается один из следующих методов оценки объема затрат на его исполнение:
- нормативный, при котором объем ассигнований определяется исходя из норматива расходов и числа получателей бюджетных средств;
- метод индексации расходов, при котором объем ассигнований определяется на основе индексации расходов прошлых лет (на уровне не выше темпов инфляции);
- плановый, при котором объем ассигнований определяется на основе ранее определенного плана, графика, программы;
- формульный, при котором объем ассигнований определяется на основе нормативно закрепленной или сложившейся формулы расчетов;
- иной, для которого должно быть приведено краткое описание применяемого метода оценки.
19. В оценку объема и структуры расходных обязательств субъекта бюджетного планирования не включаются принимаемые расходные обязательства - расходные обязательства на исполнение в плановом периоде вновь вводимых или планируемых к введению нормативных актов, договоров или соглашений.
К принимаемым расходным обязательствам, в частности, относятся:
- увеличение действующих или введение новых видов трансфертов населению;
- увеличение заработной платы, денежного довольствия;
- предоставление бюджетных услуг сверх установленных нормативов;
- увеличение по сравнению с ранее предусмотренными планами ассигнований на реализацию действующих или новых бюджетных программ;
- новые бюджетные инвестиции и проч.
20. Субъекты бюджетного планирования, самостоятельно осуществляющие или имеющее в своем ведении организации (муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия), осуществляющие функции по администрированию (начислению, контролю за начислением, уплатой) платежей в бюджет города и (или) имеющие право на предоставление платных услуг, предоставляют данные о фактических и планируемых объемах соответствующих видов доходов в бюджет города по форме, согласно приложению 3.
Результаты деятельности
21. В третьем разделе Доклада формулируются показатели, характеризующие результаты деятельности субъекта бюджетного планирования, сгруппированные по целям, тактическим задачам и бюджетным целевым программам, а также краткие характеристики действующих и (или) планируемых бюджетных целевых программ.
22. По каждой цели, тактической задаче и соответствующим им бюджетным целевым программам приводятся фактические и целевые (планируемые) значения показателей, достижение которых в среднесрочной перспективе является желаемым, по форме, согласно приложению 4.
23. При обосновании целевых значений показателей необходимо сопоставлять их не только с текущим значением, но и с прогнозируемым инерционным уровнем, определенным исходя из предположения о сохранении сложившихся тенденций.
24. Основными видами показателей, используемых для проведения оценки деятельности субъекта бюджетного планирования, являются:
- показатели непосредственных результатов деятельности субъектов бюджетного планирования, характеризующие объем и качество услуг, оказанных за счет средств бюджета города;
- показатели конечных результатов деятельности субъектов бюджетного планирования, характеризующие эффект (пользу) для внешних потребителей от предоставленных услуг.
В качестве показателей, характеризующих степень решения тактической задачи, используются показатели конечных общественно значимых результатов.
25. По каждой бюджетной целевой программе в докладе указывается ее статус (городская - утвержденная Тюменской городской Думой, или ведомственная - утвержденная (планируемая к утверждению) субъектом бюджетного планирования или выделяемая им в аналитических целях).
В характеристиках бюджетных целевых программ (как городских, так и ведомственных) приводятся:
- формулировка цели программы, соответствующая вопросам местного значения, сферам деятельности субъекта бюджетного планирования;
- описание количественно измеримых ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);
- система показателей (индикаторов) для осуществления мониторинга, позволяющих оценить ход реализации программы и степень достижения поставленной цели программы;
- обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы;
- сроки реализации программы.
Распределение расходов по целям и тактическим задачам
26. В четвертом разделе Доклада производится аналитическое распределение отчетных и планируемых расходов бюджета субъекта бюджетного планирования по целям, тактическим задачам, бюджетным целевым программам по форме, согласно приложению 5.
В случае отсутствия возможности полного распределения отчетных и (или) планируемых расходов, допустимо частичное распределение расходов с указанием суммы нераспределенных в соответствующем году расходов.
27. Основной подход к оценке объема финансовых затрат на реализацию бюджетных целевых программ и мероприятий за прошедший и текущий период состоит в выделении статей экономической и функциональной классификации расходов, которые могут быть увязаны с реализацией данных программ и мероприятий.
За исходное значение при определении объема финансирования на реализацию программ и мероприятий принимается текущий уровень финансирования по тем статьям бюджета, которые обеспечивают их реализацию в текущем периоде.
При определении объема расходов в плановом периоде текущий уровень финансирования корректируется с учетом основных факторов, влияющих на объем потребности в оказании бюджетных услуг и исполнении обязательств, установленных в законодательном порядке. К таким факторам могут относиться изменения в законодательстве, демографической ситуации, оптимизация бюджетных расходов и т.п.
Результативность бюджетных расходов
28. В данном разделе производится оценка результативности бюджетных расходов путем сопоставления показателей затрат и результатов деятельности субъектов бюджетного планирования.
С затратами сопоставляются как непосредственные результаты деятельности субъекта бюджетного планирования (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей).
29. На основе оценки результативности бюджетных расходов субъекта бюджетного планирования даются анализ и обоснование взаимосвязи объема (структуры) расходов и результатов деятельности субъекта бюджетного планирования в отчетном и плановом периоде.
30. Анализ результативности бюджетных расходов возможно производить по следующим направлениям:
- степень достижения целей, решения тактических задач, для чего фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями;
- степень соответствия запланированному уровню затрат, для чего фактические затраты сопоставляются с их плановыми значениями;
- экономическая эффективность, под которой понимается соотношение непосредственных результатов деятельности, результатов, планируемых для достижения в рамках тактических задач, с затратами на их достижение (Например, стоимость уборки 1 м2 дорог). В рамках анализа экономической эффективности может производится сопоставление показателей экономической эффективности на плановый период с показателями прошлых лет, доступными данными по другим субъектам бюджетного планирования, а также с примерами "лучшей практики";
- общественная эффективность, под которой понимается соотношение показателя конечного результата деятельности по отношению к непосредственным результатам деятельности;
- общественно-экономическая эффективность, под которой понимается соотношение величины достигнутого в результате реализации программы конечного общественно значимого результата и величины затрат на его достижение.
31. По каждому направлению анализа в случае существенных различий между плановыми и фактическими значениями показателей, а также показателями разных лет, должен быть проведен анализ факторов, повлиявших на данное расхождение. При этом следует выделять две группы факторов:
- внутренние факторы (на которые субъект бюджетного планирования мог влиять);
- внешние факторы (на которые субъект бюджетного планирования не мог влиять).
32. По результатам факторного анализа обосновывается изменение целей, тактических задач, состава и значений целевых показателей, прекращение или инициирование бюджетных программ, изменение расходов по сравнению с предыдущими периодами.
33. В данном разделе приводятся также предложения (планы) субъекта бюджетного планирования по повышению результативности бюджетных расходов (оптимизация бюджетного сектора, распределение ассигнований между подведомственным учреждениями с учетом результатов их деятельности, совершенствование системы муниципального заказа и т.п.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.