1. Утвердить концепцию национальной политики в Тюменской области на период 1999 - 2005 гг., разработанную в соответствии с Законом Российской Федерации "О национальных культурных автономиях" и одобренную 30.10.98 Координационным советом движений национальной ориентации.
2. Комитету по делам национальностей и связям с общественными объединениями до 1 декабря 1998 г. разработать программу ее реализации.
3. Концепцию национальной политики в Тюменской области на период 1999 - 2005 гг. и программу ее реализации направить структурным подразделениям администрации области и органам местного самоуправления.
4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Вице-Губернатор Тюменской области |
В.П. Первушин |
Концепция национальной политики в Тюменской области
на период 1999 - 2005 годы
(утв. постановлением Администрации Тюменской области от 6 ноября 1998 г. N 185)
Ключевые понятия, употребляемые в тексте документа
Народ. Понятие "народ" многозначно. Наиболее распространенное значение данного понятия - общегражданская общность, население страны - (народ России, народ США, народ Германии и т.д.). Другое значение понятия "народ" определяет этнокультурные общности и является синонимом национальности (русские, татары, украинцы, чуваши и т.д.).
В этом смысле народ - означает общность людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, обладают представлением об общем происхождении и общей исторической памятью, чувством солидарности. Среди этих признаков определяющую роль играют самосознание и солидарность. В данной концепции слово "народ" или "народы" употребляется во втором (этнокультурном) значении.
Национальность - термин, употребляющийся в русском языке в двух основных значениях:
1. Для обозначения принадлежности личности к определенному этносу (например, в переписях населения).
2. Для обозначения этноса.
Национализм - идеология или групповое поведение, основанное на представлении о примате национальных интересов своего этноса, часто противопоставляемых интересам других этносов и индивидуальным правам человека.
Национальные отношения - разновидность общественных отношений, особенность которых обусловлена внутринациональным взаимодействием в первую очередь сферу национальных интересов и национальной политики.
В отличие от межнациональных отношений как отношений между нациями (народами) в рамках многонационального общества, национальные отношения выражают внутреннюю связь различных субъектов с национальным вопросом. Национальные отношения имеют в своей структуре аспекты: экономические, политические, социальные, культурные, этнические, образующие в совокупности определенную систему.
Национальная культура - совокупность материальных и духовных ценностей накопленных и приумноженных поколениями в процессе жизни народа, его становления и развития.
Национальное сознание - совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, философских, религиозных и других взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенность духовного развития различных национальных общностей.
Межнациональные отношения - отношения, складывающиеся в ходе взаимодействия национальностей по поводу реализации ими своих интересов и общественных. Они, как и национальные отношения вообще, носят комплексный характер, включая, экономические, социально-политические, духовные и идеологические отношения. Во многом межнациональные отношения определяются социально-политической системой, в рамках которой происходит их развитие, обладая, однако, относительной самостоятельностью, собственной спецификой. В зависимости от подхода субъектов национальной политики в этом вопросе эти отношения могут носить характер как согласия, так и конфронтации.
Национальная политика - составная часть социальной политики многонационального общества предполагающая тщательный и своевременный учет специфических интересов народов, составляющих население, их согласование на государственном и региональном уровнях. В практическом плане национальная политика представляет собой совокупность законодательных, политических, социально-экономических, образовательных, культурно-просветительных и иных мер, направленных на обеспечение свободного развития народов, создание обстановки межэтнического мира, согласия и сотрудничества.
Национальные (этнические) меньшинства - меньшая часть нации, народа иной этнической общности, характеризующаяся проживанием за пределами местопребывания основной части этнической общности, не имеющей никакой формы самоопределения. Национальное меньшинство характеризуется сохранением национального (этнического) самосознания, быта, традиций, языка основной части своей этнической общности.
Национально-культурная автономия - экстерриториальная форма этнической консолидации народов, для раскрытия и реализации ранее задержанных или неосуществленных по тем или иным причинам возможностей нации (народа) к развитию, более широкому, чем раньше, удовлетворению потребностей и запросов людей, принадлежащих к данной национальной общности. Культурно-национальная автономия - инструмент возрождения, который не означает возврат к прежним стадиям их социально-культурной эволюции, а развитие их национальных культур и образа жизни в соответствии с требованиями современной эпохи на базе оправдавшего себя исторического опыта.
Межнациональные конфликты - одна из форм обострения политической обстановки. Проявления межнациональных конфликтов многообразны: от скрытых форм на уровне бытового национализма до межнациональных столкновений. Особую опасность представляет переплетение межнациональных конфликтов с конфессиональными проблемами, с вовлечением в борьбу фанатически настроенных масс.
1. Введение
Необходимость разработки основных положений региональной национальной политики обусловлена тем, что в процессе демократизации жизни, гласности и многообразия мнений, выявились многие проблемы и противоречия в национальных отношениях.
Полагая, что преодоление трений и достижений взаимопонимания между народами возможно лишь на основе всестороннего межнационального сотрудничества, концепция национальной политики в Тюменской области представляет собой систему мер по обустройству всех национальностей, соблюдению их прав и интересов, на основе сохранения и упрочения единства и целостности области, обновления и развития национальной жизни каждого народа независимо от его численности и отношения к религии.
Основу концепции составляют положения Конституции Российской Федерации, Федеративного договора и Договора об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, международных соглашений и российских законов о правах человека. Концепция направлена на восстановление исстари присущего россиянам примата духовнонравственных ценностей, на гуманизацию и демократизацию межнациональных отношений, предупреждение национальных и религиозных конфликтов.
Национальная политика в области должна строиться на основе учета специфики национальных интересов народов в стратегии и тактике развития региона. Она предполагает создание в сложившихся условиях механизмов реализации (правовых, экономических, социально-политических) и строится на основе единых для всех районов области основных принципах, к которым относятся:
- уважение прав человека и основных свобод, в том числе национальных, независимо от социального положения и территории проживания;
- равные права народов при любых формах их конституционного самоопределения с обязательным условием сохранения целостности области;
- мирное урегулирование конфликтов;
- государственная поддержка наиболее значимых мероприятий, проводимых объединениями по сохранению их культуры, языков, традиций и среды обитания.
Главная цель национальной политики - формирование гражданского общества, способного гармонично согласовывать и обеспечивать реализацию на практике национальных интересов разных народов на основе обеспечения приоритетов общенациональных стратегических интересов.
Важнейшим элементом всей предлагаемой системы мер является создание необходимых условий и механизмов воспроизводства национальной жизни народов во всем ее богатстве, сохранение и развитие национальных культур, языков и традиций, духовное сотворчество народов.
Национальная политика предполагает обеспечение необходимых условий национальной консолидации каждого народа на основе общности культурно-исторического прошлого, национальных ценностей и интересов. При этом принципиально недопустимы, как содержание угрозы национальной безопасности, так и любые противопоставления одного народа другому, проявления агрессивного эгоизма, национализма и шовинизма, культивирования психологии национальной исключительности, превращения национальных движений в националистические.
Первостепенную важность представляют вопросы формирования национального самосознания, уважения к самобытным культурным ценностям всех народов, патриотического воспитания молодежи.
Область исторически сложилась как сообщество разных народов, культур и вероисповеданий. В таком количестве она и должна развиваться впредь.
Национальная культурная жизнь теснейшим образом связана с решением задач экономической реформы, требующей учета национальной и региональной специфики, сохранения культурно-исторической и природной среды обитания народов, особенно малочисленных. Вместе с тем экономическая деятельность районов должна быть направлена на всемерное укрепление хозяйственных связей в масштабе всей области. Экономическое и культурное обособление, национальное отчуждение в любом виде способны привести к структурным деформациям, росту издержек и потерь и нанести тем самым труднопоправимый ущерб всем народам, всей области в целом.
В системе первоочередных мер предусматриваются: всемерная поддержка различных форм местного общественного самоуправления, укрепление их самостоятельности, создание условий для проявления инициативы и самодеятельности всех национальных групп населения; учет их национальных интересов и потребностей в деятельности органов власти на всех уровнях, решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев.
Особое значение приобретает в настоящее время предупреждение любых проявлений национального экстремизма, содержащих угрозу безопасности народов. Решение проблем межнациональной консолидации и сотрудничества всех народов области требует особого отношения к проблемам славянских народов. Перспективы национального возрождения предполагается решать через национально-культурную автономию народов.
Сложная демографическая ситуация требует обратить внимание на проблемы воспроизводства, сокращения смертности, оптимизации миграционных процессов, недопущения массовой безработицы.
Особой заботы государственных органов и общественных организаций требуют вопросы здоровья и сохранения генофонда каждого народа, повышения качества жизни и формирования здорового образа жизни.
Определение приоритетных задач и мер, обеспечивающих межнациональную консолидацию и сотрудничество народов, принятие решений, касающихся национальных реалий, может быть успешным лишь при условии своевременных теоретических разработок назревших проблем, а также соответствующего информационно-аналитического обеспечения.
II. Современная этнополитическая ситуация в области
Тюменская область является не только одним из сложно построенных субъектов Российской Федерации, где на одной территории действует три субъекта федерации, но и одной из крупнейших в России областей, где проживает 125 народов, общей численностью 3,1 миллиона человек.
Наиболее многочисленными народами в области являются: русские - 2,2 миллиона, украинцы - 260 тысяч, татары - 227 тысяч. К крупным диаспорам области также относятся: белорусы - 49 тысяч, башкиры - 41 тысяча, чуваши - 31 тысяча, немцы - 29 тысяч, азербайджанцы - 20 тысяч, молдаване - 18 тысяч, казахи - 16 тысяч.
В области проживает 25 малочисленных народов Севера, в том числе 23 тысячи ненцев, 20 тысяч ханты, 7 тысяч манси и 1600 селькупов. Доля малочисленных народов Севера в общей численности населения автономных округов составляет: в Ханты-Мансийском автономном округе - 1,5 процента и в Ямало-Ненецком автономном округе - 6 процентов.
При проведении национальной политики в регионе, важно также учитывать тот немаловажный факт, что почти треть народов, проживающих в области не имеют своих национально-государственных образований на территории России и стран СНГ. По своим интересам население региона группируется на следующие категории:
1. Малочисленные народы Севера связывающие свою судьбу с традиционным хозяйствованием, сохранением среды обитания.
2. Пришлое старожильческое население - связывающее свою судьбу с областью.
3. Пришлое население - связывающее свою дальнейшую судьбу с развитием нефтегазового комплекса.
4. Пришлое население - связывающее свою дальнейшую судьбу со своей исторической родиной Россией и странами СНГ.
5. Население - работающее вахтовым методом из России и стран ближнего зарубежья.
Все эти группы населения неодинаково относятся к устройству своей жизни и социальным устремлениям, каждый народ живет по своим укладам и обычаям, которые требуют исключительного внимания и деликатности со стороны органов власти к их духовным запросам, проведению единой государственной национальной политики, способной обеспечить добрососедство и согласие в регионе.
Демократизация общественной жизни в нашей стране, углубление социально-экономических реформ, становление федеративного правового государства способствовали значительной активизации процесса создания национальных общественных движений, религиозных объединений и общин.
В настоящее время в области функционирует около 23 национальных общественных объединений, более 200 религиозных организаций и общин различных конфессий. Работают центры русской, татарской, чувашской, немецкой, еврейской, ненецкой, хантыйской, мансийской и ряда других культур. На русском, украинском, татарском, немецком, чувашском, ненецком, хантыйском и мансийском языках издаются газеты или страницы газет, работают три редакции национального телерадиовещания.
Все это усиливает рост самосознания каждого этноса проживающего в области, способствует развитию культуры, языка, обрядов, обычаев разных народов, содействует установлению гражданского согласия в регионе.
В то же время под воздействием сложных социально-экономических и политических процессов обострились межнациональные противоречия, связанные прежде всего с различиями в уровнях социально-экономического развития и политизацией ряда движений национальной и религиозной ориентации. Серьезно влияет на этнополитическую обстановку состояние дел в экономике и социальной сфере, экологии и среде обитания.
Процесс интенсивной самоорганизации каждого этноса проживающего в регионе, расширение круга интересов национальных общественных объединений и обществ которые они отстаивают, свидетельствуют о необходимости безотлагательного решения их национально-культурных проблем.
Первоочередное внимание необходимо обратить на непростую ситуацию, сложившуюся в районах проживания малочисленных народов Севера, среда обитания которых в результате активного промышленного освоения северных территорий нефтегазовым комплексом резко сокращается и ведет к подрыву экономической и биологической основы существования народов Севера.
Все больше сказываются противоречия между интересами нефтегазового комплекса и традиционными отраслями хозяйствования народов Севера. Оплата труда в традиционных отраслях хозяйства, где в основном работают народы Севера, примерно в десять раз ниже, чем в отраслях нефтегазового комплекса. Огромная разница в обеспечении благоустроенным жильем, объектами соцкультбыта.
Резкое ослабление регулирующей роли государственных структур, просчеты структурной перестройки в хозяйственной деятельности, ориентация экономики на сугубо коммерческую эффективность, поставили народы Севера в труднейшее положение, способствующее возникновению межэтнической напряженности.
Чтобы смягчить трудности перехода к рыночным отношениям необходимо установить особый режим использования территорий традиционного природопользования, найти такие хозяйственные решения, которые бы оказали серьезное влияние на интересы народов Севера, через плату за недра, налоговые и кредитные льготы, бюджетное финансирование традиционных отраслей экономики и социальной сферы, особые формы медобслуживания и образования и т.д.
Большие возможности в этом плане открываются многогранной работой по выполнению договора об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Постоянного внимания и заботы требуют проблемы сибирских татар, хотя в последние годы многое сделано для развития их этнокультурной самобытности.
Значительно увеличилось количество татарских школ и учащихся, изучающих родной язык, на татарском языке издается газета "Янарыш", ведутся передачи по радио и телевидению. В Тюменском госуниверситете и Тобольском пединституте открыты отделения по подготовке учителей татарского языка, действует областной центр татарской культуры. Издан словарь сибирских татар, разрабатывается алфавит и грамматика.
Немало сложностей в 30 тысячной диаспоре немцев, появившихся в области в результате депортации 1941 года. Прежде всего вызывает беспокойство сокращение численности немецкого населения, связанного с выездом на постоянное место жительства в Германию. Основными причинами выезда являются: невозможность сохранить свою немецкую идентичность, социально-политическая нестабильность в нашей стране, разрушение многолетней мечты о восстановлении республики немцев Поволжья.
Чтобы приостановить процесс выезда немецкого населения из области местным органам исполнительной власти необходимо всячески поддерживать рост национального самосознания немецкого населения, их стремление к этническому самосохранению и развитию, чему в немалой степени могло бы способствовать принятие областной программы самоорганизации немцев, предусматривающей открытие классов и групп по изучению немецкого языка в детских садах, школах и других учебных заведениях, возрождение традиций и культуры немцев.
В области обостряются проблемы и других национальных меньшинств. Проживая за пределами своих государственных национально-территориальных образований, или же не имея таковых вообще они не располагают возможностями сохранить и развивать самобытную культуру, язык, национальные традиции из-за отсутствия или недостаточности учреждений культуры и образования, ограниченных возможностей национально-культурных обществ, центров и других национальных объединений, средств информации.
Особое место в системе межнациональных отношений занимают проблемы русского народа составляющего 72 процента населения области, от самочувствия и благополучия которого в немалой степени зависит благополучие всех. Между тем, вопросов здесь не меньше, чем у других народов. Распад Советского Союза наиболее болезненно был воспринят русскими, которые веками, поколениями их предков, усилиями русской армии и дипломатии создавали великую державу.
Болезненную реакцию у русских вызывает дискриминационная, противоречащая правам человека политика по отношению к русскоязычному населению в государствах Балтии, постепенное их вытеснение из государств Средней Азии, а также ущемление прав русских в ряде регионов самой России. Негативную реакцию большинства населения области вызывает пропаганда средствами массовой информации бездуховности и насилия, распущенности и равнодушия, отбросов западной массовой культуры, засорение государственного языка иностранной лексикой.
Специфика нашего многонационального трехсубъектного региона требует, чтобы основные положения государственной политики в сфере национальных отношений способствовали укреплению российской государственности, содействовали равноправному сосуществованию разных национальных культур, совершенствовали отношения между этносами. Усилия органов власти согласованные с автономными округами следует направить на то, чтобы избежать национальных конфликтов, обеспечить равные права всех народов проживающих в области, удовлетворение многообразных программ национально-культурной автономии.
Возрастает роль религии. Открываются православные храмы, мусульманские мечети, создаются различные религиозные общества. Причем в области и автономных округах представлены как основные мировые религии (христианство, ислам), так и ряд нетрадиционных верований в лице сект.
Беспокойство вызывает отсутствие единства в мусульманском движении. Общины юга области в составе Духовного управления мусульман Тюменской области, входят в Высший Координационный Центр мусульман России, а подавляющая часть общин в автономных округах ориентируется на Духовное Управление мусульман европейской части СНГ и Сибири, есть и другие автономные мусульманские объединения.
В область увеличился поток иностранных миссионеров, в основном протестантов. В результате их деятельности появляются новые религиозные организации, ранее не имевшие своих последователей в регионе, которые исповедуют чуждые нашим людям взгляды и образ жизни.
Это требует от местных органов власти постоянного контроля за соблюдением областного Закона "О миссионерской деятельности иностранных религиозных миссий (миссионеров) на территории Тюменской области", укрепления связей с религиозными объединениями, заботиться о том, чтобы религия играла все большую консолидирующую, а не разъединяющую роль в обществе.
Чутким барометром отношений между народами является информированность людей. Своевременная, правдивая и аргументированная информация о жизни разных народов в печати, по телевидению и радио способствует укреплению национального согласия, в тоже время поверхностная, неполная, предвзятая и искажающая реальное положение дел - обостряет межнациональные противоречия. В областных и окружных газетах, телерадиопередачах регулярно и, в основном взвешенно, сообщается о новостях культуры, освещаются история, традиции и обычаи разных народов. Районные и городские газеты печатают материалы о проведении праздников национальных культур.
В то же время в газетах крайне редко появляются материалы о работе национальных общественных ассоциаций и обществ, национальных культурных центров. По указанным проблемам не выступают председатели комитетов и начальники управлений областной и окружных администраций, крайне мало проблемных статей по межнациональным вопросам ученых области.
Задача состоит в том, чтобы более эффективно использовать прессу, радио и телевидение для укрепления национального мира и согласия в регионе, оперативно и правдиво освещать вопросы межнациональных отношений.
III. Принципы национальной политики
К важнейшим принципам национальной политики в области относятся:
- равенство прав и свобод человека независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям и социальным признакам;
- право каждого гражданина определять и указывать свою национальность без всякого принуждения извне;
- конституционное равноправие и самоопределение народов при обязательном сохранении целостности России и области;
- право всех народов на сохранение родного языка, создание условий для его изучения;
- государственная поддержка и гарантия прав национальных меньшинств; восстановление справедливости по отношению к ранее репрессированным народам и казачеству;
- запрещение любых форм ограничения Конституционных прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
- запрещение создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых возбуждают национальную или религиозную ненависть и вражду, равно как и пропаганда национального превосходства;
- помощь соотечественникам за рубежом;
- развитие многонационального светского общества на основе национального согласия, мирного разрешения возникающих между этносами противоречий, на основе строгого выполнения действующего законодательства.
IV. Основные цели региональной национальной политики
Высшая цель региональной национальной политики состоит в том, чтобы создать всем народам области на основе соблюдения прав человека условия для их социального и национально-культурного развития, обеспечить гражданское согласие всех проживающих этнических групп населения.
Это предполагает укрепление доверия и сотрудничества между всеми народами области, развитие межнациональных контактов и связей, разрешение возникающих противоречий в сфере межнациональных отношений на основе строгого соблюдения Конституции и законодательства Российской Федерации.
Чтобы достигнуть этой цели, необходимо сосредоточить внимание на решении следующих задач:
В политической и государственно-правовой сфере:
- создании необходимой правовой и нормативной базы для регулирования национальных отношений;
- создании на уровне органов власти области механизмов раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними негативных проявлений;
- обеспечении правовых, организационных и материальных основ учета и удовлетворения национально-культурных интересов народов;
- совершенствовании механизма формирования представительных и исполнительных органов власти всех уровней, который позволит всем этническим обществам оказывать влияние на принятие решений затрагивающих их интересы;
- объединении усилий всех звеньев и структур гражданского общества, политических партий и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, утверждения принципов равноправного развития и взаимопонимания между гражданами различных национальностей и вероисповеданий.
В социально-экономической сфере:
- рациональном использовании многообразия хозяйственных возможностей автономий, городов и районов, природных ресурсов и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие всей области и ее отдельных регионов;
- осуществлении специальных программ занятости, создании новых рабочих мест в трудоизбыточных районах и городах;
- сохранении и развитии существующих систем коммуникаций и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурнообразовательного пространства Тюменской области;
- содействии развитию экономического взаимодействия трех субъектов Федерации, расположенных на территории области, обеспечения комплексного решения социально-экономических, экологических и национально-культурных проблем региона.
В духовной сфере:
- формировании идей духовного единства, чувства патриотизма, дружбы народов, межнационального согласия;
- государственной поддержке национальных языков и культур. Обеспечении реального равноправия языков всех народов, а также функционирования русского языка как общегосударственного;
- развитии сети национальной общеобразовательной школы, как важнейшего условия сохранения и развития этнического своеобразия культур, содействии формированию у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;
- распространении объективной информации об истории и культуре, жизни и проблемах населяющих область народов, пропаганде идей духовного единения, межнационального мира и согласия;
- расширении информационного пространства на родных языках;
- сохранении наследия культуры русского и других народов области, воспитании в обществе уважительного отношения к ним, развитии традиций культурного взаимодействия славянской, тюркской, финно-угорской и других культур в рамках общеобластного этнокультурного пространства;
- защите населения от низкопробных образцов массовой культуры, чуждой национальной психологии;
- учете реально существующей взаимосвязи национальной жизни с религией, поддержке миротворческой деятельности духовенства и верующих.
V. Аспекты федерализма в национальной политике
Тюменская область является сложно построенным субъектом федерации, на территории которой функционируют еще два субъекта федерации: ХантыМансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Правовая неурегулированность взаимоотношений трех субъектов федерации, действующих на одной территории накладывает свой отпечаток на формы, методы и условия проведения взвешенной национальной политики. С учетом национального состава населения проблемы административно-территориального устройства области не могут рассматриваться в отрыве от принципов обустройства и жизнедеятельности всех народов.
В этих условиях развитие различных народов будет происходить при сохранении существующих национально-территориальных и культурнонациональных образований в рамках единой области. На рассматриваемый период до 2005 года по этому блоку вопросов необходимо обеспечить разработку и принятие пакета нормативно-правовых актов области, ввести элементы исторически оправдавших форм самоуправления различных народов в систему местных органов власти, отработать механизм реализации культурно-национальной автономии национальных меньшинств.
VI. Национально-культурная автономия
Становление современного гражданского общества предполагает перенос акцента в сфере национальной политики с национально-территориального на национально-культурный принцип организации общественной жизни, позволяющий всем народам принадлежащим к национальным меньшинствам проживающим в области получить самые широкие возможности для сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, национальной культуры и образования в рамках экстерриториальной культурно-национальной автономии.
Важная роль в развитии национально-культурной автономии принадлежит органам местного самоуправления, которые выражают интересы жителей и способствуют более гибкому учету их этнокультурных запросов, становясь таким образом активными субъектами национальной политики.
Для достижения этой цели органам государственной власти и местного самоуправления необходимо обеспечить:
- создание нормативно-правовой базы культурно-национальной автономии;
- организационную и материальную поддержку национальных культурных центров, обществ, землячеств, объединений, представление им возможностей для создания материальной базы этнокультурного развития;
- учет интересов национально-культурных автономий при разработке целевых программ экономического и культурного развития городов и районов.
Администрация области посредством всех своих структур, с учетом финансовых возможностей создаст условия для национально-культурного самоопределения национальных меньшинств, явится гарантом обеспечения прав человека, противником всех форм дискриминации.
Первоочередными мерами по реализации культурно-национальной автономии на период 1999-2005 гг. являются:
- участие администрации области и автономных округов в скорейшем принятии Федерального Закона о культурно-национальной автономии;
- разработка и принятие областного закона о статусе съезда народов;
- передача части проблем регулирования государственно-религиозных отношений местному самоуправлению;
- реализация экономических интересов народов с учетом общеобластных интересов;
- рациональное использование многообразия хозяйственной и социальной деятельности народов в проводимых реформах, учет их исторического опыта;
- постепенное выравнивание уровня жизни различных социальных групп населения;
- сохранение среды обитания и развитие традиционных систем жизнеобеспечения народов на новой технологической основе;
- применение гибких подходов к определению методов и темпов проведения реформ исходя из конкретных условий, исторически сложившейся неоднородности экономического пространства;
- своевременное решение проблем беженцев и переселенцев;
- развитие национальных видов спорта.
VII. Социальное и культурно-национальное развитие
народов, совершенствование их сотрудничества
Одним из действенных инструментов реализации политики национального развития и межнационального сотрудничества должен стать научный программно-целевой подход, который на практике обеспечит результативное объединение усилий органов власти всех уровней и национальных сообществ в обогащении национальной жизни.
Программы, касающиеся национального развития народов, должны носить именной характер и не могут быть изолированными, не учитывающими бюджетные возможности области по поддержке этнических интересов.
Область будет проводить последовательную реализацию принципа патернализма к тем народам, которые в первую очередь нуждаются в поддержке, особенно малочисленные народы Севера.
При этом закладывается принцип национальной консолидации каждого народа на основе общности культурно-исторического прошлого, национальных ценностей и интересов, сопряженных с интересами других этнических общностей, проживающих в области. Принципиально недопустимы противопоставления одного народа другому, проявления национального эгоизма, иждивенчества, формирование бюджетов и их использование по национальному признаку.
В основу программ развития народов области должны быть положены вопросы формирования национального самосознания, уважение к самобытным культурным ценностям, языку, обычаям всех без исключения народов, формирование не только национально-регионального, но общероссийского патриотизма.
Необходимо расширить сферу этнопедагогики, повысить роль и значение в этом деле учреждений культуры, образования, средств массовой информации, равно как и национально-культурных центров, обществ, пропагандирующих как национальные так и интернациональные достижения.
В полной мере должен учитываться процесс интенсивного возрождения конфессий, так как межнациональный мир напрямую зависит от налаживания взаимопонимания, веротерпимости между народами, исповедующими разные религии. В тоже время необходимо оградить население от тоталитарных экстремистских сект. Органам власти всех уровней необходимо активно сотрудничать с духовенством в решении проблем социально-экономической и культурной жизни этносов, предупреждения конфликтов на религиозной почве.
Состояние межнациональных отношений в решающей степени определяется характером, тенденциями и перспективами развития русских, как самого многочисленного народа.
Однако интересы русской нации не должны противопоставляться интересам других народов.
Предстоит большая работа по защите чистоты русского языка.
Социальное и культурно-историческое развитие народов области требует участия в этой работе всех без исключения управлений, комитетов и отделов администрации области, городов и районов, так как в регионе нет такого вида жизнедеятельности, где отсутствуют этнические элементы самобытности, касается ли это строительства и архитектуры, спорта, общественного питания, размещения производств и других сфер.
Разработка таких программ развития требует проведения углубленных социально-экономических исследований, опросов населения. Уже в 1999 г. необходимо провести обследование условий жизни малочисленных народов Сибирских татар Севера, так как состояние экологической и экономической обстановки требует принятия особых мер.
VIII. Механизмы реализации национальной политики
Реализация региональной политики в столь сложной и деликатной сфере общественной жизни, как национальная, должна базироваться на принципах соглашения, координации и сотрудничества представительной и исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов на основе Конституции Российской Федерации, действующего законодательства.
Для реализации региональной политики в сфере национальных отношений целесообразно:
- активно участвовать в разработке законопроектов по всем аспектам национальной политики;
- постоянно изучать национальные потребности этнических групп, этнополитическую ситуацию в целом по области, в городах и районах;
- всем правоохранительным органам усилить контроль за соблюдением действующего законодательства в сфере национальных отношений;
- активизировать сотрудничество с общественными национальными движениями, наладить конструктивный диалог в целях удовлетворения национальных интересов и стабилизации межнациональных отношений;
- в целях создания возможностей самореализации национальных интересов создать областной консультативный Совет из представителей всех народов области;
- наладить информационно-аналитическое и организационное обеспечение концепции, создав систему, позволяющую владеть всей информацией о жизни всех народов области, содействовать освещению национальных проблем в средствах массовой информации;
- разработать социально-этнический паспорт на каждый субъект национальной политики;
- в бюджетах всех уровней предусмотреть расходы на реализацию основных направлений региональной национальной политики;
- разработать систему мер по поддержке малочисленных народов Севера, работающих в традиционных отраслях хозяйствования.
В реализации концепции региональной национальной политики наряду с комитетом по делам национальностей администрации области и соответствующих структур автономных округов призваны участвовать комитеты администрации области: по культуре, по образованию, по науке, по экономике и прогнозированию, финансов, по делам молодежи, по физической культуре и спорту, по печати и массовой информации, кинофикации, по труду, занятости и миграции; управления: юстиции, внутренних дел, региональный отдел Госкомсевера в Тюменской области.
Данная концепция представляет собой изложение наиболее важных подходов к разрешению проблем в сфере национальных отношений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Тюменской области от 6 ноября 1998 г. N 185 "О концепции национальной политики в области на период 1999 - 2005 гг."
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Тюменской области от 21 ноября 2016 г. N 499-п настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Тюменской области от 28 марта 2003 г. N 106