Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 28 февраля 2011 г. N 14-пк в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению
Администрации
г. Тюмени
от 5 сентября 2008 г. N 118-пк
Порядок
выдачи разрешения (ордера) на проведение земляных работ
и восстановления нарушенного благоустройства
9 апреля 2009 г., 8 апреля 2010 г., 28 февраля 2011 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением Тюменской городской Думы от 27.12.2007 N 754 "О Положении об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тюмени", решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81 "О Правилах благоустройства города Тюмени" и регламентирует процедуру выдачи разрешения (ордера) на проведение земляных работ и организации работ по восстановлению благоустройства города Тюмени, нарушенного при проведении земляных работ.
Действие настоящего Порядка не распространяется на отношения, возникающие при прокладке и переустройстве инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос, автомобильных дорог.
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:
а) заявитель - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, планирующие производить работы по строительству, ремонту и реконструкции подземных коммуникаций на территории города Тюмени или иные работы, связанные с доступом к ним;
б) уполномоченный орган - управа соответствующего административного округа Администрации города Тюмени;
в) аварийные земляные работы - земляные работы (работы по строительству, ремонту, реконструкции подземных коммуникаций или иные работы, связанные с доступом к ним и разрытием грунта), направленные на устранение аварии на инженерных сетях (далее - аварийная ситуация);
г) зимний период - период времени с 15 октября по 15 апреля, который в зависимости от погодных условий может быть изменен муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени;
д) рабочий день - день, когда в соответствии с законодательством о труде уполномоченный орган осуществляет свою работу в установленном порядке.
1.3. Ордер на проведение земляных работ выдается уполномоченным органом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку и должен содержать полное наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество физического лица, индивидуального предпринимателя, которому выдан ордер, вид земляных работ с указанием причины их производства, место, порядок, условия, сроки и способ производства земляных работ, срок восстановления нарушенного благоустройства в месте производства земляных работ, специализированного подрядчика, осуществляющего восстановление нарушенного благоустройства, срок действия разрешения, а также лицо, ответственное за производство работ.
1.4. Координация земляных работ в целях обеспечения нормальной жизнедеятельности города Тюмени осуществляется уполномоченным органом путем формирования и утверждения ежегодных планов земляных работ по соответствующим административным округам. Указанные планы формируются в срок до 15 марта текущего года на основании информации о предстоящих работах, представленной лицами, планирующими производить работы по строительству, ремонту, реконструкции подземных коммуникаций или иные работы, связанные с доступом к ним и разрытием грунта. Планы земляных работ должны соответствовать по срокам плановым работам по строительству и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства и подлежат размещению на официальном сайте Администрации города Тюмени в сети Интернет (www.tyumen-city.ru).
1.5. Проведение земляных работ (кроме аварийных земляных работ) и выдача ордера на проведение указанных работ вне планов земляных работ на текущий год, предусмотренных пунктом 1.4. настоящего Порядка, или с нарушением сроков, определенных указанными планами, не допускается.
2. Выдача ордера на проведение земляных работ
2.1. Для получения ордера на проведение земляных работ заявитель обращается в уполномоченный орган по месту производства земляных работ с заявлением о выдаче ордера на проведение земляных работ и заключении договора на восстановление благоустройства (далее - заявление о выдаче ордера) по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку с указанием:
а) для юридических лиц - полного наименования юридического лица, места нахождения, основного государственного регистрационного номера;
б) для индивидуальных предпринимателей - фамилии, имени, отчества, места жительства, основного регистрационного номера записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
в) для физических лиц - фамилии, имени, отчества, места жительства;
г) цели, способа, места, видов земляных работ, конкретных сроков производства и восстановления нарушенного благоустройства в месте производства земляных работ, ориентировочной площади раскопки, лица, ответственного за производства земляных работ;
д) информацию о получении разрешения на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт подземных коммуникаций (его реквизиты), выданного в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (в случае, если для строительства, реконструкции или капитального ремонта таких подземных коммуникаций требуется разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт).
2.2. К заявлению о выдаче ордера прилагаются следующие документы:
а) рабочий проект (рабочие чертежи) на строительство, ремонт или реконструкцию подземных коммуникаций или на иные работы, связанные с доступом к ним, согласованный(ые) с организациями, эксплуатирующими линейные объекты (электропровода, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги и иные подобные сооружения), находящимися в пределах границ земельного участка, на котором планируется проведение земляных работ;
б) график производства земляных работ, предусматривающий конкретные виды работ и сроки их выполнения;
в) приказ о назначении работника, ответственного за производство земляных работ (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
г) цели, способа, места, видов земляных работ, конкретных сроков производства и восстановления нарушенного благоустройства в месте производства земляных работ, ориентировочной площади раскопки, лица, ответственного за производства земляных работ;
д) письменное согласование собственника объектов благоустройства или уполномоченного им лица на проведение земляных работ в случае, предусмотренном пунктом 3.5. настоящего Порядка;
е) разрешение на вынужденный снос зеленых насаждений в случае, если при производстве земляных работ необходим вынужденный снос зеленых насаждений;
ж) выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и паспорт (для индивидуальных предпринимателей), паспорт (для физических лиц);
з) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае, если интересы заявителя представляет его представитель);
и) материалы фотосъемки земельного участка до проведения земляных работ (предоставляются в случае возникновения аварийной ситуации, в этом случае фотосъемка осуществляется непосредственно заявителем).
2.3. Документы, предусмотренные пунктом 2.2. настоящего Порядка, предоставляются в двух экземплярах: один из которых, оригинал, представляемый для обозрения и подлежащий возврату заявителю, другой - копия документа, прилагаемая к заявлению.
Прилагаемый к заявлению документ, состоящий из двух и более листов, должен быть пронумерован и прошнурован. При приеме заявления специалист уполномоченного органа осуществляет проверку приложенных к заявлению копий документов на их соответствие оригиналам и заверяет копии путем проставления штампа уполномоченного органа "копия верна" с указанием фамилии, инициалов и должности специалиста, даты.
В ходе приема заявления специалист уполномоченного органа проверяет соответствие заявления требованиям, установленным пунктом 2.1 настоящего Порядка, а также комплектность представленных документов на соответствие пункту 2.2 настоящего Порядка. При выявлении несоответствия специалист уполномоченного органа уведомляет под роспись заявителя о данном обстоятельстве путем проставления на самом заявлении отметки "Представлен неполный пакет документов. Устранить в срок по ____ включительно" и предлагает его устранить в течение 7 рабочих дней со дня проставления отметки либо с согласия заявителя возвращает ему заявление и приложенные к нему документы для устранения выявленных несоответствий.
2.4. Заявление о выдаче ордера с прилагаемыми к нему документами подлежит регистрации в специальном журнале и рассмотрению уполномоченным органом в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня их поступления, в отношении производства аварийных земляных работ - не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о выдаче ордера в уполномоченный орган.
Срок рассмотрения заявления о выдаче ордера, за исключением срока, указанного в пункте 2.4.1 настоящего Порядка, продляется при направлении в орган, осуществляющий выдачу разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт соответствующих подземных коммуникаций, запроса о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт подземных коммуникаций, на период рассмотрения запроса органом, осуществляющим выдачу разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт соответствующих подземных коммуникаций.
Запрос, указанный в абзаце 2 настоящего пункта, подлежит направлению в орган, осуществляющий выдачу разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт соответствующих подземных коммуникаций, в течение 3 рабочих дней с момента поступления заявления.
Срок рассмотрения запроса о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт подземных коммуникаций и подготовки ответа на запрос, составляет два рабочих дня с момента получения запроса, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
В течение пяти рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган ответа органа, осуществляющего выдачу разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт соответствующих подземных коммуникаций, принимается решение о заключении договора на восстановление благоустройства в соответствии с главой 3 настоящего Порядка и выдаче ордера на проведение земляных работ либо заявителю направляется уведомление об отказе в выдаче ордера на проведение земляных работ.
Отказ в выдаче ордера на проведение земляных работ может быть обжалован заявителем в судебном порядке.
2.4.1 При возникновении аварийной ситуации на инженерных сетях выполнение необходимых аварийных земляных работ начинается незамедлительно с целью восстановления нормальной жизнедеятельности пострадавшего населения и работы предприятий, организаций, учреждений. В этом случае, организации, эксплуатирующие соответствующие инженерные сети (или лица, уполномоченные ими на производство работ по устранению аварийной ситуации):
незамедлительно уведомляют уполномоченный орган о необходимости производства аварийных земляных работ. Если авария произошла во время, когда в соответствии с законодательством о труде уполномоченный орган не осуществляет свою работу (ночное время, праздничный день, выходной день или иное подобное время), уведомление уполномоченного органа должно быть осуществлено до 12-00 часов первого рабочего дня, следующего за окончанием нерабочего времени;
до проведения земляных работ производят фотосъемку земельного участка, на котором планируется осуществлять аварийные земляные работы;
подают заявление о выдаче ордера на проведение земляных работ в уполномоченный орган в соответствии с требованиями, установленными пунктами 2.1., 2.2. настоящего Порядка, не позднее рабочего дня, следующего за днем возникновения аварийной ситуации.
Уведомление о необходимости производства аварийных земляных работ должно быть составлено в письменной форме с указанием информации об аварии, лица, осуществившего аварийные земляные работы, места производства работ, подписано заявителем, и направлено в уполномоченный орган способом, обеспечивающим получение уведомления в сроки, указанные в первом абзаце настоящего пункта (телефонограмма, телеграмма, курьером или иным подобным способом).
В случае неподтверждения аварийности ситуации, а также при невыполнении требований настоящего пункта уполномоченный орган обеспечивает привлечение лица, осуществившего земляные работы без получения ордера на проведение земляных работ, к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
2.5. Исключен.
См. текст пункта 2.5
2.6. При отсутствии оснований для отказа в выдаче ордера на проведение земляных работ, предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" пункта 2.8 настоящего Порядка, уполномоченный орган выполняет нижеуказанные действия в следующей последовательности:
а) направляет запрос в орган, осуществляющий выдачу разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт соответствующих подземных коммуникаций, о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт подземных коммуникаций;
б) заключает договор на восстановление благоустройства в соответствии с главой 3 настоящего Порядка после получения ответа на запрос, указанный в подпункте "а" настоящего пункта;
в) выдает ордер на проведение земляных работ (до выдачи ордера производит фотосъемку земельного участка перед проведением земляных работ, кроме случаев проведения аварийных земляных работ).
2.7. При наличии оснований для отказа в выдачи ордера на проведение земляных работ, предусмотренных пунктом 2.8. настоящего Порядка, уполномоченный орган направляет заявителю письменное уведомление с указанием причины отказа. Повторное обращение с заявлением о выдаче ордера на проведение земляных работ в уполномоченный орган допускается после устранения причины, послужившей основанием для отказа в выдаче указанного ордера.
2.8. Основаниями для отказа в выдачи ордера на проведение земляных работ являются:
а) неустранение несоответствий, указанных в абзаце третьем пункта 2.3. настоящего Порядка;
б) проведение земляных работ (кроме аварийных земляных работ), непредусмотренных или с нарушением сроков, установленных планами земляных работ на текущий год, предусмотренных пунктом 1.4. настоящего Порядка;
в) невозможность проведения земляных работ в случаях, установленных действующим законодательством;
г) непредставление в уполномоченный орган заключенного договора на восстановление благоустройства в пределах срока, установленного пунктом 2.4. настоящего Порядка;
д) отсутствие разрешения на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт подземных коммуникаций, выданного в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (в случае, если для строительства, реконструкции или капитального ремонта таких подземных коммуникаций требуется разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт).
2.9. Каждый выданный ордер на проведение земляных работ и письменный отказ в его выдачи регистрируются уполномоченным органом в специальном журнале.
2.10. Ордер на проведение земляных работ закрывается уполномоченным органом в день подписания акта приема работ по восстановлению благоустройства, нарушенного в результате проведения земляных работ, в соответствии с пунктом 3.7. настоящего Порядка.
2.11. Ордер на проведение земляных работ прекращает свое действие в случае неисполнения в срок предписания уполномоченного органа об устранении нарушений условий, указанных в ордере на проведение земляных работ, допущенных при производстве земляных работ. В этом случае уполномоченный орган письменно уведомляет лицо, получившее ордер на проведение земляных работ о прекращении его действия.
3. Восстановление нарушенного благоустройства
3.1. Лицо, осуществившее земляные работы, обязано восстановить нарушенное благоустройство в месте проведения земляных работ в соответствии с требованиями, установленными Правилами благоустройства города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81, и иными действующими нормативными правовыми актами, путем заключения и исполнения за счет собственных средств договора на восстановление благоустройства.
3.2. В отношении объектов благоустройства, находящихся в муниципальной собственности города Тюмени, договор на восстановление благоустройства заключается между заявителем, уполномоченным органом и специализированным подрядчиком, имеющим лицензии на производство работ по восстановлению благоустройства, необходимые в соответствии с действующим законодательством.
Проект договора на восстановление благоустройства подготавливается уполномоченным органом в срок не позднее трех рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче ордера на проведение земельных работ, а в случае необходимости проведения земляных работ, связанных с ликвидацией аварий на линейных объектах, - одного рабочего дня.
3.3. В целях обеспечения качества и своевременности выполняемых работ по восстановлению благоустройства в отношении объектов благоустройства, находящихся в муниципальной собственности города Тюмени, ежегодно организуются и проводятся открытые конкурсы по выбору специализированного подрядчика на выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства на территории соответствующего административного округа города Тюмени. По результатам проведения указанных конкурсов уполномоченные органа на безвозмездной основе заключают с победителями конкурсов соглашение на право заключения договоров на восстановление нарушенного благоустройства. Конкурс организуется и проводится в порядке, предусмотренном постановлением Администрации города Тюмени от 05.09.2008 N 120-пк "О порядке проведения открытого конкурса на право заключения договора на эвакуацию и хранение эвакуированных брошенных транспортных средств" без учета критериев оценки заявок на участие в конкурсе, определенных в указанном постановлении, при этом функции организатора торгов осуществляет муниципальное учреждение "Муниципальные закупки города Тюмени".
3.4. Проект соглашения, предусмотренный пунктом 3.3. настоящего Порядка и подготавливаемый уполномоченным органом в составе конкурсной документации, помимо условий, предписываемых действующим гражданским законодательством, должен содержать:
а) порядок приема места производства земляных работ;
б) сроки выполнения работ по восстановлению нарушенного благоустройства, которые не должны превышать сроки, указанные в пункте 3.6. настоящего Порядка;
в) порядок определения и оплаты стоимости работ по восстановлению нарушенного благоустройства. При этом стоимость соответствующих работ не должна превышать фактические затраты на приобретение материалов, необходимых для производства работ, и стоимость работ, рассчитанную на основании территориальных сборников единичных расценок (ТЕРов), утвержденных в установленном порядке;
г) процедуру приемки выполненных работ по восстановлению нарушенного благоустройства, предусматривающие участие уполномоченного органа в их приемке;
д) требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ, в том числе о их соответствии Правилам благоустройства города Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81, и иным действующим нормативным правовым актам;
е) гарантийные обязательства в отношении выполненных работ в рамках восстановления нарушенного благоустройства, включая срок гарантии, который должен составлять не менее двух лет, порядок и способ реализации гарантийных обязательств;
ж) ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению с указанием конкретных размеров неустойки;
з) срок действия соглашения, который не должен превышать одного года, порядок и условия досрочного расторжения соглашения;
и) порядок осуществления контроля уполномоченным органом за надлежащим исполнением специализированным подрядчиком условий соглашения.
3.5. В отношении объектов благоустройства, ненаходящихся в муниципальной собственности города Тюмени, договор на восстановление благоустройства заключается между заявителем, уполномоченным органом и специализированным лицом, имеющим лицензии на производство работ по восстановлению благоустройства, необходимые в соответствии с действующим законодательством. В случае, если заявитель является указанным специализированным лицом и намерен самостоятельно восстановить нарушенное благоустройство, договор на восстановление благоустройства заключается между заявителем и уполномоченным органом.
3.5.1. В случаях, когда привлечение специализированного лица для выполнения работ по восстановлению нарушенного благоустройства должно осуществляться в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, договор на восстановление нарушенного благоустройства заключается между заявителем, являющимся государственным или муниципальным заказчиком, и уполномоченным органом.
3.6. Уполномоченным органом при заключении договоров на восстановление благоустройства включаются условия о том, чтобы работы по восстановлению нарушенного благоустройства, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, выполнялись в срок, не превышающий 5 дней, а в исключительных случаях, в срок до 10 дней со дня окончания земляных работ.
Восстановление благоустройства, нарушенного при проведении аварийных земляных работ, в зимний период производится в зимнем варианте (раскопка засыпается щебнем, песком или иным подобным материалом с выравниванием) в сроки, определенные абзацем первым настоящего пункта, и не позднее 10 дней со дня окончания зимнего периода производится полное восстановление всех нарушенных элементов благоустройства.
3.7. По окончанию производства работ по восстановлению благоустройства, нарушенного в результате проведения земляных работ, уполномоченным органом в соответствии с условиями договоров на восстановление благоустройства осуществляется проверка качества выполненных работ по восстановлению благоустройства, по результатам которой подписывается акт приема работ. Акт приема работ подписывается в случаях приведения земельного участка в состояние, существующее до проведения земляных работ, подтвержденное материалами фотосъемки земельного участка. При неудовлетворительном качестве выполненных работ принимаются соответствующие меры, предусмотренные заключенными договорами.
4. Контроль за проведением земляных работ и восстановлением
нарушенного благоустройства
4.1. Контроль за проведением земляных работ и восстановлением нарушенного благоустройства осуществляет уполномоченный орган в соответствии с Правилами благоустройства города Тюмени, утвержденными решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81, и (или) заключенными договорами на восстановление благоустройства.
4.2. При выявлении фактов нарушения Правил благоустройства города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81, в том числе производства земляных работ без ордера на проведение земляных работ или с разрешением, срок действия которого истек, требований к оборудованию места производства земляных работ, запретов при производстве земляных работ, уполномоченный орган принимает меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности, предусмотренные действующим законодательством об административных правонарушениях, в том числе по составлению протоколов об административных правонарушениях, по вынесению соответствующими органами представлений о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
4.3. При выявлении фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных договорами на восстановление благоустройства, уполномоченный орган осуществляет нижеперечисленные действия в следующей последовательности:
а) незамедлительно составляет акт о неисполнении или ненадлежащем исполнении соответствующего обязательства;
б) в день составления указанного акта или в течение следующего рабочего дня подготавливает и направляет претензию о незамедлительном устранении выявленного нарушения и взыскании мер гражданско-правовой ответственности, предусмотренных договором на восстановление благоустройства;
в) предъявляет в суд соответствующее исковое заявление о понуждении к исполнению нарушенного обязательства, взыскании убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, мер гражданско-правовой ответственности, предусмотренных договором на восстановление благоустройства, в случае неудовлетворения претензии, указанной в подпункте "б" настоящего пункта.
4.4. Исключен.
См. текст пункта 4.4
4.5. При обнаружении фактов производства земляных работ без ордера на проведение земляных работ, невыполнения обязательств по восстановлению нарушенного благоустройства при производстве земляных работ, некачественного восстановления благоустройства, соответствующие должностные лица уполномоченного органа дополнительно к мерам, предусмотренным пунктом 4.2. настоящего Порядка, выдают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений. При наличии оснований, предусмотренных подпунктом 20 статьи 22 Правил благоустройства города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81, уполномоченный орган организует выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства за счет средств бюджета города Тюмени с последующим взысканием с виновных лиц причиненных убытков.
В случае неустановления лица, осуществившего земляные работы, уполномоченный орган обращается в правоохранительные органы с соответствующим заявлением для установления и привлечения виновных лиц к ответственности. Привлечение виновных лиц к ответственности не освобождает их от обязанности выполнения работ по восстановлению нарушенного благоустройства.
4.6. Ежеквартально уполномоченный орган подготавливает отчет о восстановлении благоустройства, нарушенного в результате проведения земляных работ. Указанный отчет должен содержать:
а) общее количество выданных ордеров на проведение земляных работ;
б) информацию о соблюдении Правил благоустройства города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81, при производстве земляных работ, в том числе о соблюдении сроков производства работ, требований к оборудованию места производства земляных работ, запретов при производстве земляных работ;
в) информацию о восстановлении нарушенного благоустройства, в том числе о качестве выполнения работ, о сумме произведенных расходов на восстановление нарушенного благоустройства, пояснения о причинах образовавшейся разницы в указанных суммах;
г) информацию о мерах принятых уполномоченным органом в рамках осуществления контроля за проведением земляных работ и восстановлением нарушенного благоустройства;
д) перечень лиц, которые систематически нарушают установленные требования Правил благоустройства города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 81, и обязательства, вытекающие из заключенных договоров на восстановление благоустройства, соглашения, предусмотренного пунктом 3.3. настоящего Порядка, и меры, принятых к ним с целью предупреждения возникновения соответствующих нарушений в будущем.
4.7. Отчет о восстановлении благоустройства, нарушенного в результате проведения земляных работ, согласовывается руководителем соответствующей управы Администрации города Тюмени, первым заместителем Главы Администрации города Тюмени и представляется на рассмотрение Главе Администрации города Тюмени.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.