Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации
г. Тюмени
от 30 июня 2010 г. N 70
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных
правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Тюменской области от 11.02.2008 N 42-п "Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области" и регламентирует процедуру проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов.
1.2. В соответствии с настоящим Порядком антикоррупционной экспертизе подлежат проекты муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Тюмени, проекты нормативных правовых актов Тюменской городской Думы, вносимые Главой Администрации города Тюмени в Тюменскую городскую Думу, поправки в тексты проектов решений Тюменской городской Думы, а также непосредственно указанные муниципальные правовые акты.
1.3. Основной задачей проведения антикоррупционной экспертизы является выявление при подготовке и принятии муниципальных правовых актов коррупционных факторов и коррупциогенных норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
1.4. Антикоррупционная экспертиза проводится в форме:
а) антикоррупционной экспертизы, осуществляемой органами Администрации города Тюмени, муниципальными учреждениями города Тюмени;
б) независимой общественной антикоррупционной экспертизы, осуществляемой независимыми экспертами.
1.5. Настоящий Порядок является обязательным для применения органами Администрации города Тюмени, муниципальными учреждениями города Тюмени, осуществляющими подготовку проектов документов, указанных в пункте 1.2. настоящего Порядка, их согласование и правовую экспертизу, при проведении антикоррупционной экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов, а также независимыми экспертами при осуществлении независимой общественной антикоррупционной экспертизы.
1.6. Органом Администрации города Тюмени, уполномоченным на организацию проведения антикоррупционной экспертизы, осуществление взаимодействия с органами государственной власти, органами прокуратуры по вопросам антикоррупционной экспертизы, является правовой департамент Администрации города Тюмени.
1.7. В рамках взаимодействия с органами прокуратуры по вопросам антикоррупционной экспертизы проекты муниципальных нормативных актов Администрации города Тюмени, затрагивающие права и свободы граждан и законные интересы юридических лиц, направляются для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы в органы прокуратуры для предложений и замечаний.
2. Методика проведения антикоррупционной экспертизы
2.1. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.
2.2. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления, муниципальных учреждений (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления, муниципальных учреждений (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления, муниципальных учреждений (их должностных лиц);
г) наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления, муниципальных учреждений (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.3. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных
правовых актов, осуществляемая органами Администрации города
Тюмени, муниципальными учреждениями города Тюмени
3.1. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов осуществляется:
а) в ходе подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов юридическими службами (специалистами, осуществляющими правовое обеспечение деятельности органов Администрации города Тюмени) отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Тюмени, муниципальных учреждений, являющихся разработчиками проекта муниципального правового акта согласно Инструкции по подготовке муниципальных правовых актов Администрации города Тюмени, утвержденной распоряжением Главы города Тюмени от 04.07.2007 N 149-рг, Инструкции о порядке подготовки муниципальных правовых актов, иных документов, вносимых на рассмотрение Тюменской городской Думы, постоянных комиссий Тюменской городской Думы, утвержденной распоряжением Главы города Тюмени от 04.07.2006 N 137-рг (далее - разработчики). При этом разработчик обязан обеспечить отсутствие коррупционных факторов в разрабатываемых документах;
б) правовым департаментом Администрации города Тюмени в ходе осуществления правовой экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, проводимой в соответствии с Инструкциями, указанными в подпункте "а" настоящего пункта.
3.2. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы разработчики отражают факт отсутствия в проекте муниципального нормативного правового акта коррупционных факторов в пояснительной записке к проекту муниципального нормативного правового акта.
3.3. При выявлении коррупционных факторов:
а) должностные лица, осуществляющие согласование проектов муниципальных правовых актов, излагают свои замечания и возражения в отдельной справке или заключении, которые прикладываются к проекту муниципального нормативного правового акта. Соответствующая отметка об этом делается в реквизите "Согласование" проекта муниципального нормативного правового акта;
б) правовой департамент Администрации города Тюмени осуществляет подготовку заключения о наличии в тексте проекта муниципального нормативного правового акта коррупционных факторов.
3.4. При согласовании проектов муниципальных нормативных правовых актов, в том числе при проведении правовой экспертизы, в заключении (отдельной справке) могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов. Факторы, не относящиеся к коррупционным в рамках данного Порядка, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении (отдельной справке).
3.5. В случае необходимости к участию в проведении антикоррупционной экспертизы по решению разработчика могут привлекаться лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений.
3.6. В случае возникновения разногласий при согласовании проекта муниципального нормативного правового акта о наличии в нем коррупционных факторов решение данного вопроса возлагается на Совет по противодействию коррупции (далее - Совет). Положение о Совете и его персональный состав утверждаются распоряжением Администрации города Тюмени.
4. Независимая общественная антикоррупционная экспертиза
4.1. Независимая общественная антикоррупционная экспертиза осуществляется юридическими и физическими лицами (независимыми экспертами), включенными Советом на основании их письменных заявлений в перечень независимых экспертов, а также лицами, указанными в 4.5. настоящего Порядка, на добровольной и безвозмездной основе.
4.2. Заявления юридических и физических лиц о включении их в перечень независимых экспертов направляются в адрес Совета с приложением следующих документов, подтверждающих их соответствие требованиям, указанным в пункте 4.4 настоящего Порядка:
а) для физического лица - копии диплома о высшем юридическом образовании и трудовой книжки;
б) для юридического лица - копии приказов о приеме на работу 2 сотрудников с представлением на каждого копии диплома о высшем юридическом образовании и трудовой книжки.
4.3. Совет рассматривает заявления физических и юридических лиц в течение 30 дней со дня их поступления и при соответствии требованиям, перечисленным в пункте 4.4 настоящего Порядка, включает их в перечень независимых экспертов, который размещается на официальном сайте Администрации города Тюмени в сети Интернет (www.tyumen-city.ru). При несоответствии заявителя указанным требованиям Совет принимает решение об отказе во включении заявителя в перечень независимых экспертов. По результатам рассмотрения Советом заявлений секретарь Совета в течение 5 дней со дня принятия Советом решения направляет письменное уведомление с приложением выписки из протокола заседания Совета, содержащей принятое Советом решение.
4.4. Требования к независимым экспертам для включения в перечень независимых экспертов для проведения независимой общественной антикоррупционной экспертизы:
а) для юридических лиц - наличие в штате не менее 2 сотрудников, удовлетворяющих требованиям к физическому лицу, предусмотренным абзацем 3 настоящего пункта;
б) для физических лиц - наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет.
4.5. Независимая общественная антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов может также проводиться аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации независимыми экспертами, а также независимыми экспертами, включенными в перечень независимых экспертов в соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 11.02.2008 N 42-п.
4.6. Для проведения независимой общественной антикоррупционной экспертизы разработчики обеспечивают размещение проектов муниципальных нормативных актов на официальном сайте Администрации города Тюмени в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню направления их на согласование в соответствующие территориальные, отраслевые (функциональные) органы Администрации города Тюмени и муниципальные учреждения. Разработчиком указывается период (срок) для проведения независимой общественной антикоррупционной экспертизы и направления соответствующих экспертных заключений независимыми экспертами, который не может быть меньше минимального срока (7 дней).
По результатам независимой общественной антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, которое направляется независимыми экспертами по адресу (почтовому или электронному), указанному на официальном сайте Администрации города Тюмени в сети Интернет. По внесенным экспертным заключениям разработчик проекта принимает меры по доработке проекта, а в случае несогласия с экспертным заключением готовит дополнение к пояснительной записке, в котором указывает, в том числе, аргументы своего несогласия (возражения). О результатах рассмотрения экспертного заключения разработчик в письменной форме информирует независимого эксперта в срок не позднее 30 дней со дня поступления экспертного заключения.
4.7. К проекту нормативного правового акта, подлежащему направлению на согласование в правовой департамент, прилагаются все поступившие экспертные заключения независимых экспертов. В случае, если указанные заключения не поступили в установленные сроки, то данной информацией дополняется пояснительная записка.
5. Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных
нормативных правовых актов
5.1. Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов проводится органами Администрации города Тюмени, муниципальными учреждениями, реализующими полномочия (функции) в сферах, урегулированных указанными муниципальными нормативными правовыми актами, в плановом и внеплановом порядке.
5.2. В плановом порядке антикоррупционная экспертиза проводится в ходе ревизии действующих муниципальных правовых актов, осуществляемой в соответствии с ежегодно принимаемым планом проведения ревизии.
5.3. Во внеплановом порядке антикоррупционная экспертиза каждого муниципального нормативного правового акта, регулирующего отношения в соответствующей сфере, проводится при наличии одного из следующих оснований:
а) при внесении изменений в данный муниципальный нормативный правовой акт;
б) по истечению года со дня вступления его в силу по результатам обобщения практики применения данного правового акта;
в) при поступлении обращений граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, содержащих жалобы (предложения, замечания) на несовершенство данного акта или административных процедур, установленных данным актом, либо содержащих указание на наличие коррупционных факторов в данном акте.
5.4. При выявлении коррупционных факторов в действующих муниципальных нормативных правовых актах орган Администрации города Тюмени (муниципальное учреждение), указанный в пункте 5.1. настоящего Порядка, в 10 дней со дня выявления разрабатывает и направляет на согласовании соответствующий проект муниципального правового акта о внесении изменений либо о признании утратившим силу действующего муниципального правового акта, в котором выявлены коррупционные факторы.
6. Ответственность
6.1. Ответственность за соответствие муниципального правового акта требованиям, установленным настоящим Порядком, за соблюдение требований настоящего Порядка в полном объеме возлагается на руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Тюмени и муниципальных учреждений, подготовивших проекты, а также на лиц, осуществляющих подготовку соответствующего проекта муниципального нормативного правового акта.
6.2. Совет вправе рассматривать на своих заседаниях информацию контрольного (надзорного) органа о выявлении в муниципальных нормативных правовых актах (их проектах) коррупционных факторов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Тюмени от 30 июня 2010 г. N 70 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.