Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Государственный стандарт социального обслуживания
семьи, женщин и детей
1. Общие положения
1.1. Государственный стандарт социального обслуживания семьи, женщин и детей (далее - государственный стандарт) устанавливает требования к объему, качеству, порядку и условиям оказания семьям, женщинам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее - клиенты), гарантированных государством социальных услуг.
1.2. Государственный стандарт применяется в отношении социальных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания семьи и детей, комплексными центрами социального обслуживания населения, предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности, предоставляющими социальные услуги, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, на основании государственного (муниципального) задания (заказа) в порядке, установленном действующим законодательством.
1.3. Государственным стандартом определяются:
1.3.1. Порядок и условия оказания социальных услуг.
1.3.2. Основные требования к объему и качеству социальных услуг, входящих в перечень гарантированных государством социальных услуг.
2. Основные понятия
В государственном стандарте используются следующие основные понятия:
2.1. Программа социальной реабилитации - разработанный социальной службой комплекс мер, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации реабилитационных мер (в зависимости от особенности социального положения клиентов), направленных на восстановление, адаптацию и ресоциализацию.
2.2. Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
3. Типы учреждений, осуществляющих социальное
обслуживание семьи и детей
3.1. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей, оказывающие социальные услуги:
а) Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб органов социальной защиты населения. Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
б) Центр социальной помощи семье и детям - учреждение, предназначенное для оказания семьям, женщинам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации их прав и интересов, в улучшении их материального и социального положения, а также психологического статуса.
в) Комплексный центр социального обслуживания населения - учреждение, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных их прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
4. Порядок и условия предоставления социальных услуг
4.1. Семье, женщинам и детям (далее - клиенты), помещенным в учреждения социального обслуживания (далее - Центры) предоставляются все необходимые им виды социальных услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые) в соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых в Тюменской области.
4.2.Социальные услуги согласно государственному стандарту предоставляются клиентам бесплатно или за плату.
4.3. Клиентам Центров социальные услуги предоставляются в форме полустационарного социального обслуживания (дневное отделение), стационарного социального обслуживания (временный приют) и срочного социального обслуживания.
4.4. Клиенты имеют право обратиться в Центры лично, по телефону, направить письменное заявление, в том числе путем обращения по электронным каналам связи с использованием средств идентификации гражданина (электронно-цифровая подпись). Допускается анонимное обращение клиентов для получения отдельных видов помощи.
4.5. Дневное пребывание несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации направлено на реализацию программ социальной реабилитации в полустационарных условиях.
4.6. Стационарное пребывание (временный приют) направлено на оказание разносторонней помощи путем предоставления комплекса социально-реабилитационных услуг. Временный приют клиентам предоставляется на срок необходимый для реализации мероприятий программы социальной реабилитации.
4.8. Полустационарные социальные услуги и стационарные социальные услуги согласно государственному стандарту предоставляются бесплатно следующим категориям:
а) несовершеннолетним, оказавшимся без попечения родителей или законных представителей;
б) несовершеннолетним, проживающим в семьях, находящихся в социально опасном положении;
в) несовершеннолетним, заблудившимся или подкинутым;
г) несовершеннолетним, самовольно покинувшим семью, самовольно ушедшим из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
д) несовершеннолетним, не имеющим места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
е) семьям и несовершеннолетним, оказавшимся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающимся в экстренной социальной помощи и (или) реабилитации;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
з) беременным женщинам (в том числе несовершеннолетним и одиноким), кормящим матерям и женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
4.9. Зачисление клиентов на обслуживание в полустационарных, стационарных условиях производится на основании:
- личного обращения несовершеннолетнего;
- заявления родителей несовершеннолетнего (законных представителей), с учётом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда учёт мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
- направления органа управления социальной защиты населения или согласованного с этим органом ходатайства должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
- акта оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) других муниципальных и административно-территориальных образований, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
4.10. Заявление представляется в социальную службу либо направляется по электронным каналам связи с использованием средств идентификации гражданина (электронно-цифровая подпись).
4.11. Форма заявления для получения социальных услуг устанавливается департаментом социального развития Тюменской области, размещается на сайте "Государственные и муниципальные услуги в Тюменской области" и (или) предоставляется социальной службой.
4.12. При обращении по электронным каналам связи с использованием средств идентификации гражданина (электронно-цифровая подпись) документы, указанные в пункте 4.9. настоящего государственного стандарта предоставляются в порядке, установленном Правительством Тюменской области, в рамках межведомственного взаимодействия.
4.13. В Центры на обслуживание в полустационарных, стационарных условиях не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также несовершеннолетние, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления.
4.14. При поступлении несовершеннолетнего на стационарное обслуживание администрация Центра незамедлительно уведомляет родителей несовершеннолетнего (их законных представителей) и в течение трех дней органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетнего в стационарном отделении.
4.15. Дополнительные социальные услуги, не входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, представляются на условиях оплаты в размере 100% установленных тарифов в соответствии с договором на оказание дополнительных социальных услуг.
4.16. При получении социальных услуг клиенты в установленном порядке имеют право на:
а) адресность, использование дифференцированного подхода специалиста социальной службы, который действует в соответствии с особенностями индивидуальности клиента и его трудной жизненной ситуации;
б) доступность получения информации об учреждении социального обслуживания, получение достоверной и своевременной информации о своих правах, обязанностях, видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг, об условиях временного пребывания и других условиях предоставления этих услуг. Информация о характере и объеме социальных услуг предоставляется специалистами социальных служб непосредственно семье, женщинам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
в) конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной при оказании социальных услуг;
г) гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий для свободного и всестороннего проявления способностей личности;
д) получение социальных услуг клиентами на основании добровольного обращения;
е) приоритетность предоставления услуг детям и подросткам, уязвимой категории населения, должно осуществляться в первоочередном порядке и являться важнейшей задачей обслуживающего персонала Центра;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
з) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.
4.17. В целях организации социального обслуживания населения департамент социального развития Тюменской области:
а) формирует и ведет информационную базу получателей социальных услуг в Тюменской области;
б) устанавливает формы документов, используемых при оказании социальных услуг (заявления, журналы регистрации услуг, договоры о социальном обслуживании и другие);
в) вправе давать разъяснения по вопросам применения государственного стандарта.
5. Основные требования к объему и качеству социальных услуг, входящих
в перечень гарантированных государством социальных услуг
N п/п |
Социальная услуга |
Объем |
Требования к качеству социальных услуг |
5.1. Стационарное социальное обслуживание несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации | |||
5.1.1. |
Социально-бытовые услуги |
||
5.1.1.1. |
Предоставление жилой площади |
4 кв. м. на 1 чел. |
Жилая площадь должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать удобство проживания клиентов. При размещении клиентов в жилых помещениях (комнатах) должны сбыть учтены их физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость. Клиентам должен быть обеспечен доступ ко всем средствам коммунально-бытового благоустройства и телефонной связи. |
5.1.1.2. |
Предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) |
согласно приложению N 1 к настоящему государственному стандарту |
Одежда, обувь, белье, предоставляемые клиентам должны быть удобными в носке, соответствовать росту и размерам клиентов, отвечать, по возможности их запросам по фасону, расцветке, а также санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. Постельные принадлежности должны быть удобными в пользовании. Руководители социальных служб могут производить отдельные изменения в перечне мягкого инвентаря, предусмотренном приложением N 1 к настоящему государственному стандарту, в переделах финансовых средств, выделяемых учреждению на данные цели, в случае необходимости, вызванной категориями и физиологическими особенностями обслуживаемых. |
5.1.1.3. |
Предоставление в пользование мебели |
3 предмета, круглосуточно: кровать (с матрацем) - 1 ед., тумбочка - 1 ед., стул - 1 ед. |
Предоставляемая клиентам мебель должна быть удобной в пользовании, отвечать требованиям современного дизайна. |
5.1.1.4. |
Приготовление и подача пищи |
в соответствии с установленным в учреждении режимом питания |
Приготовление и подача пищи должны осуществляться в соответствии с установленными нормами питания, санитарно-гигиеническим требованиям. |
5.1.1.5. |
Питание по установленным нормам, включая диетическое питание |
100% стоимости продуктов питания |
Горячее питание должно быть приготовлено из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребности клиентов по калорийности, соответствовать установленным нормам питания, санитарно-гигиеническим требованиям и быть предоставлено с учетом состояния здоровья клиента и рекомендаций врача. |
5.1.1.6. |
Оказание социально-бытовых услуг индивидуально-обслуживающего характера: |
|
Услуги должны обеспечивать полное и своевременное удовлетворение санитарно-гигиенических норм без ущемления прав клиентов. При оказании этих услуг необходима особая корректность обслуживающего персонала по отношению к клиентам. |
- услуги ванны (душа) |
4 раза в месяц |
||
- услуги парикмахера (стрижка волос, ногтей) |
1 раз в месяц |
||
- услуги прачечной: |
8 раз в месяц |
||
- дошкольники - школьники |
4 раза в месяц |
||
5.1.1.7. |
Обеспечение книгами, газетами, журналами, настольными играми, игрушками и иным необходимым для организации досуга инвентарём, оборудованием и т.д. |
в соответствии с потребностями клиентов |
Обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми должно удовлетворять потребности клиентов в обеспечении досуга с учётом возможности учреждения социального обслуживания. |
5.1.1.8. |
Предоставление транспорта для перевозки детей в лечебные учреждения, на обучение и для участия в культурных массовых мероприятиях |
по необходимости |
Техническое состояние транспорта должно отвечать требованиям по допуску транспортных средств к перевозке детей. Перевозка детей должна осуществляться в обязательном сопровождении взрослыми лицами. |
5.1.2. |
Социально-медицинские услуги |
||
5.1.2.1. |
Проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки |
при поступлении, далее по медицинским показаниям |
Проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки должно обеспечивать удовлетворение потребности клиента в социально-медицинских услугах. |
5.1.2.2. |
Содействие в проведении медицинских обследований, в том числе и лабораторных |
при поступлении, далее по медицинским показаниям |
Содействие в проведении своевременных медицинских обследований, в том числе и лабораторных, периодических медицинских обследований в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. |
5.1.2.3. |
Оказание первой доврачебной помощи |
по необходимости |
Своевременное и качественное оказание первой доврачебной помощи. |
5.1.2.4. |
Содействие в проведении медико-социальной экспертизы и определении группы инвалидности |
по необходимости |
Содействие в проведении медико-социальной экспертизы и определении группы инвалидности заключается в обеспечении посещения клиентами соответствующих специалистов и сбор всех документов, необходимых для комплексной оценки состояния его организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных с использованием квалификаций и критериев, утверждаемых в установленном порядке. |
5.1.2.5. |
Проведение медицинских процедур в соответствии с назначением лечащих врачей |
по медицинским показаниям |
Проведение медицинских процедур и оказание помощи в выполнении других связанных со здоровьем процедур должно быть осуществлено с максимальной аккуратностью и осторожностью, без причинения какого-либо вреда клиентам. |
5.1.2.6. |
Обеспечение медицинского ухода с учётом состояния здоровья |
по медицинским показаниям |
Обеспечение медицинского ухода заключается в своевременном и квалифицированном проведении предписанных клиентам процедур, содействии в улучшении состояния их здоровья. |
5.1.2.7. |
Проведение мероприятий, направленных на привитие санитарно-гигиенических норм |
4 раза в месяц |
Проведение мероприятий, направленных на формирование у клиента навыков по санитарно-гигиеническому самообслуживанию. |
5.1.2.8. |
Проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических и предупреждение инфекционных заболеваний |
2 раза в месяц |
Проведение мероприятий, направленных на организацию эффективной профилактической деятельности по предупреждению хронических и инфекционных заболеваний. |
5.1.2.9. |
Консультирование по социально-медицинским вопросам (особенности физиологического развития, гигиены, питания и др.) |
по необходимости |
Оказание квалифицированной помощи по социально-медицинским вопросам, без ущемления прав и интересов клиентов. |
5.1.2.10. |
Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения |
согласно утвержденным нормативам |
Приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения должно осуществляться строго по назначениям врача. |
5.1.2.11. |
Сопровождение в специализированные медицинские учреждения |
по необходимости |
Содействие в госпитализации в лечебно- профилактические учреждения, предоставлении детям услуг оздоровления и их направление на санаторно-курортное лечение должны быть осуществлены по медицинским показаниям, с учётом пожеланий клиентов. |
5.1.3. |
Социально-психологические услуги |
||
5.1.3.1. |
Проведение психологической диагностики и обследования личности |
при поступлении (выявлении), далее 2 раза в месяц |
Проведение психологической диагностики и обследования личности должны проводиться для определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношения с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий. |
5.1.3.2. |
Разработка и реализация социально-психологических мероприятий индивидуальной социальной программы реабилитации, направленных на решение проблем несовершеннолетнего |
по необходимости с учётом результатов психологической диагностики и обследования личности |
Разработанные социально-психологические мероприятия должны оказать положительную динамику психологического состояния клиента, укрепить стрессоустойчивость, раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы для решения возникших перед ним проблем. |
5.1.3.3. |
Проведение коррекционно-реабилитационных мероприятий индивидуальных и групповых (беседы, тренинги, индивидуальные консультации, ролевые игры и т.д.) |
в соответствии с индивидуальной программой реабилитации |
Психокоррекция, как активное психологическое воздействие, должна обеспечивать преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиентов (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в их психическом развитии и т.д.), что позволит привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды. |
5.1.3.4. |
Психопрофилактическая работа |
по необходимости |
Психопрофилактическая работа заключается в проведении социально-психологических мероприятий, направленных на профилактику психо-эмоционального состояния и поведения клиента. |
5.1.3.5. |
Психологическое консультирование по вопросам преодоления внутрисемейных конфликтов, преодоления неадекватных форм поведения, улучшения детско-родительских взаимоотношений и т.д. |
по необходимости |
Психологическое консультирование должно обеспечить оказание клиентам квалифицированной помощи по налаживанию межличностных взаимоотношений для предупреждения и преодоления семейных конфликтов, по вопросам детско-родительских отношений и т.д. Социально-психологическое консультирование должно проводиться, на основе полученной от клиента информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем, помочь ему раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить стоящие перед ним проблемы. |
5.1.3.6. |
Оказание социально-психологических услуг через клубную и кружковую деятельность |
согласно графику клубной и кружковой деятельности |
Оказание социально- психологических услуг заключается в привлечении клиентов к участию в клубной и кружковой деятельности и должно обеспечить оказание им помощи в выходе из конфликта с окружающими людьми, поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения. |
5.1.3.7. |
Проведение социально-психологического патронажа |
2 раза в месяц |
Проведение социально-психологического патронажа осуществляется на основе систематического наблюдения за клиентами и должно обеспечивать своевременное выявление ситуации психического дискомфорта, внутриличностного или межличностного конфликта и других ситуаций, приводящих к усугублению трудной жизненной ситуации, и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи. |
5.1.4. |
Социально-педагогические услуги |
||
5.1.4.1. |
Проведение социально-педагогической диагностики и обследования личности |
при поступлении (выявлении), далее 2 раза в месяц |
Проведение социально-педагогической диагностики и обследования личности должно быть проведено с использованием современных методов и давать на основании всестороннего изучения личности объективную оценку её состояния для оказания в соответствии с установленным диагнозом эффективной педагогической помощи, установление форм и степени социальной дезадаптации детей, определение интеллектуального развития ребёнка, изучение его склонностей, степени готовности к школе и т.д. |
5.1.4.2. |
Разработка и реализация социально-педагогических мероприятий индивидуальной программы социальной реабилитации, направленных на решение проблем несовершеннолетнего |
по необходимости с учётом результатов социально-педагогической диагностики |
Разработанные социально-педагогические мероприятия должны обеспечивать оказание квалифицированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих перед ними социально-педагогических проблем. |
5.1.4.3. |
Организация досуга (посещение выставок, концертов, праздников, соревнований), организация и проведение собственных концертов, выставок, спортивных соревнований и других мероприятий |
по необходимости |
Организация досуга должна быть направлена на удовлетворение социокультурных и духовных запросов клиентов. Она должна способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности клиентов, привлечению их к участию в праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе. |
5.1.4.4. |
Социально-педагогическое консультирование по вопросам налаживания межличностных отношений, преодоления конфликтных ситуации, проведения профориентационных мероприятий и т.д. |
по необходимости |
Социально-педагогическое консультирование должно обеспечить оказание квалифицированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих перед ним социально-педагогических проблем. |
5.1.4.5. |
Содействие в организации обучения, определение оптимальной формы обучения |
по обучающей программе |
Определять форму обучения несовершеннолетних и оказывать им практическую помощь в организации обучения следует с учётом степени их социально-педагогической дезадаптации, уровня знаний, физического и психического состояния. Организация профориентации, профобучения, трудоустройство таких подростков должно помочь им в выборе профессии, получении соответствующей квалификации и устройстве на работу по выбранной профессии. |
5.1.4.6. |
Педагогическая коррекция |
в соответствии с индивидуальной программой реабилитации |
Педагогическая коррекция должна обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи родителям (в форме бесед, разъяснений, рекомендаций) в преодолении и исправлении допущенных ими педагогических ошибок или конфликтных ситуаций в семье, травмирующих детей, а также в исправлении неадекватных родительских установок и форм поведения родителей при воспитании детей. |
5.1.4.7. |
Социально-педагогический патронаж |
2 раз в месяц |
Социально-педагогический патронаж семей должен быть проведён с учётом их отнесения к определённой группе (многодетные, малоимущие и др.), физического и психологического состояния членов семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми. Качество патронажа оценивается по степени его влияния на обеспечение нормального семейного воспитания и создания в семье нормальной обстановки. |
5.1.5. |
Социально-экономические услуги |
||
5.1.5.1. |
Обеспечение при выписке из учреждения одеждой, обувью (в случае отсутствия личной одежды и обуви) |
при выписке из учреждения 1 комплект нательного белья, не более 4 ед. верхней одежды по сезону, 1 пара обуви по сезону, 1 головной убор по сезону |
Обеспечение при выписке из учреждения одеждой и обувью должно удовлетворять потребности клиентов в соответствующих размеров, роста и фасона одежде и обуви. |
5.1.6. |
Социально-правовые услуги |
||
5.1.6.1. |
Консультирование по социально-правовым вопросам (семейное, жилищное, трудовое законодательство, права детей) |
по необходимости |
Консультирование по социально-правовым вопросам должно дать клиентам полное представление об установленных законодательством правах и о путях их защиты от возможных нарушений. Содействие клиентам в решении вопросов, связанных с социальной реабилитацией, защитой и соблюдением прав детей и подростков на воспитание и заботу о них и т.д., должно обеспечивать разъяснения сути и состояния интересующих клиента проблем, определять предполагаемые пути их решения. |
5.1.6.2. |
Оказание юридической помощи в оформлении документов на осуществление по отношению к детям положенных им по законодательству мер социальной поддержки |
по необходимости |
Оказание юридической помощи в оформлении документов на осуществление по отношению к детям положенных им по законодательству мер социальной поддержки включает действия учреждения по оформлению необходимых документов. |
5.1.6.3. |
Социально-правовой патронаж |
2 раза в месяц |
Оказание своевременной юридической помощи, направленной на решение проблем несовершеннолетнего и его семьи. |
5.2. |
Стационарное социальное обслуживание женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации |
||
5.2.1. |
Социально-бытовые услуги |
||
5.2.1.1. |
Предоставление жилой площади |
5 кв. м. на 1 чел. |
Жилая площадь должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать удобство проживания клиентов. При размещении клиентов в жилых помещениях (комнатах) должны быть учтены их физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость. Клиентам должен быть обеспечен доступ ко всем средствам коммунально-бытового благоустройства и телефонной связи. |
5.2.1.2. |
Предоставление мягкого инвентаря |
согласно приложению N 2 к настоящему государственному стандарту |
Постельные принадлежности, предоставляемые клиентам должны быть удобными в пользовании, отвечать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. |
5.2.1.3. |
Предоставление в пользование мебели |
3 предмета, круглосуточно: кровать (с матрацем) - 1 ед., тумбочка - 1 ед., стул - 1 ед. |
Предоставляемая клиентам мебель должна быть удобной в пользовании, отвечать требованиям современного дизайна. |
5.2.1.4. |
Приготовление и подача пищи |
в соответствии с установленным в учреждении режимом питания |
Приготовление и подача пищи должны осуществляться в соответствии с установленными нормами питания, санитарно-гигиеническим требованиям. |
5.2.1.5. |
Питание по установленным нормам |
50% стоимости продуктов питания |
Горячее питание должно быть приготовлено из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребности клиентов по калорийности, соответствовать установленным нормам питания, санитарно-гигиеническим требованиям и быть предоставлено с учетом состояния здоровья клиента и рекомендаций врача. |
5.2.1.6. |
Содействие в налаживании быта, трудоустройстве |
по необходимости |
Содействие в получении знаний, навыков по налаживанию быта, по ведению домашнего хозяйства и т.д. Обучение клиентов умению соотносить свои потребности с материальными возможностями. Содействие в решении вопросов занятости должно заключаться в объективной информации клиентов о состоянии данной проблемы в интересующих их населённых пунктах, оказании практической помощи в поиске и выборе места и характера работы (временной или сезонной), в устройстве на курсы переподготовки через службы занятости и др. |
5.2.2. |
Социально-медицинские услуги |
||
5.2.2.1. |
Проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки |
при поступлении, далее по медицинским показаниям |
Проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки должны обеспечивать удовлетворение потребности клиента в социально-медицинских услугах. |
5.2.2.2. |
Содействие в проведении медицинских обследований, в том числе и лабораторных |
при поступлении, далее по медицинским показаниям |
Содействие в проведении своевременных медицинских обследований, в том числе и лабораторных, периодических медицинских обследований в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. |
5.2.2.3. |
Оказание первой доврачебной помощи |
по необходимости |
Своевременное и качественное оказание первой доврачебной помощи. |
5.2.2.4. |
Систематическое наблюдение за состоянием здоровья женщины |
4 раза в месяц |
Своевременное и квалифицированное наблюдение за состоянием здоровья клиентов. |
5.2.2.5. |
Проведение мероприятий направленных на привитие санитарно-гигиенических навыков |
2 раза в месяц |
Привитие клиенту навыков по санитарно-гигиеническому самообслуживанию. |
5.2.2.6. |
Проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических и предупреждение инфекционных заболеваний |
1 раз в месяц |
Организация эффективной профилактической деятельности по предупреждению хронических и инфекционных заболеваний. |
5.2.2.7. |
Обучение основам социально-медицинских знаний для проведения лечебных мероприятий с детьми в домашних условиях |
по необходимости |
Проведение мероприятий, направленных на обучение родителей основам оказания первой доврачебной помощи детям, проведения лечебных мероприятий с детьми в домашних условиях. |
5.2.2.8. |
Консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, современные безопасные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от вредных привычек, психосексуальное развитие детей и т.д.) |
по необходимости |
Оказание квалифицированной помощи по социально-медицинским вопросам, без ущемления прав и интересов клиентов. |
5.2.2.9. |
Проведение санитарно-просветительской работы |
2 раза в месяц |
Проведение мероприятий, направленных на поддержание здорового образа жизни клиентов. |
5.2.2.10. |
Содействие в направлении в специализированные лечебные учреждения здравоохранения нуждающихся в лечении в таких учреждениях |
по необходимости |
Содействие для прохождения амбулаторного лечения или госпитализации в государственных и муниципальных учреждения здравоохранения. |
5.2.3. |
Социально-психологические услуги |
||
5.2.3.1. |
Проведение психодиагностики и обследования личности |
при поступлении (выявлении), далее 2 раза в месяц |
Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношения с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий. |
5.2.3.2. |
Проведение коррекционно-реабилитационных мероприятий индивидуальных и групповых (беседы, тренинги, индивидуальные консультации, ролевые игры и т.д.) |
в соответствии с индивидуальной программой реабилитации |
Психокоррекция, как активное психологическое воздействие, должна обеспечивать преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиентов, что позволит привести эти показатели в соответствие с требованиями социальной среды. |
5.2.3.3. |
Психопрофилактическая работа |
по необходимости |
Проведение социально-психологических мероприятий, направленных на профилактику психо-эмоционального состояния и поведения клиента. |
5.2.3.4. |
Психологическое консультирование (по вопросам преодоления внутрисемейных конфликтов, преодоления неадекватных форм поведения, улучшение супружеских отношений и т.д.) |
по необходимости |
Социально-психологическое консультирование должно, на основе полученной от клиента информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем, помочь ему раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить стоящие перед ним проблемы. |
5.2.3.5. |
Оказание социально-психологических услуг через клубную и кружковую работу |
по необходимости |
Привлечение клиентов к участию в клубной и кружковой деятельности должно обеспечить оказание им помощи в выходе из конфликта с окружающими людьми, поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения. |
5.2.3.6. |
Проведение социально-психологического патронажа |
2 раза в месяц |
Социально-психологический патронаж на основе систематического наблюдения за клиентами должен обеспечивать своевременное выявление ситуации психического дискомфорта, внутриличностного или межличностного конфликта и других ситуаций, приводящих к усугублению трудной жизненной ситуации, и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи. |
5.2.4. |
Социально-педагогические услуги |
||
5.2.4.1. |
Проведение социально-педагогической диагностики |
при поступлении (выявлении), далее 2 раза в месяц |
Социально-педагогическая диагностика и обследование личности должны быть проведены с использованием современных методов и давать на основании всестороннего изучения личности объективную оценку её состояния для оказания в соответствии с установленным диагнозом эффективной педагогической помощи, установление форм и степени социальной дезадаптации, определение интеллектуального развития и т.д. |
5.2.4.2. |
Организация досуга (создание обществ, клубов общения и взаимопомощи женщинам, нуждающимся в поддержке, проведение праздников, юбилеев, игр, других культурных мероприятий) |
по необходимости |
Разработанные социально-педагогические мероприятия должны обеспечивать оказание квалифицированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих перед ними социально-педагогических проблем. |
5.2.4.3. |
Социально-педагогическое консультирование по вопросам отношений между родителями и детьми, особенностей возрастного и индивидуального развития детей, педагогической состоятельности рожениц, а также методики семейного воспитания |
по необходимости |
Социально-педагогическое консультирование должно обеспечить оказание квалифицированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих передними социально-педагогических проблем. |
5.2.5. |
Социально-экономические услуги |
||
5.2.5.1. |
Содействие в оказании материальной помощи |
по необходимости |
Оказание материальной помощи клиентам должно заключаться в предоставлении им денежных средств, продуктов питания и т.д. в пределах установленных законодательством РФ. |
5.2.5.2. |
Консультирование по вопросам самообеспечения |
по необходимости |
Консультирование по вопросам самообеспечения женщин и их семей должно заключаться в разъяснении клиентам их прав и возможностей в соответствии с нормативными актами и другими документами, касающимися развития семейного предпринимательства, надомных промыслов. |
5.2.5.3. |
Содействие (через органы опеки при необходимости, службы занятости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации или получении специальности |
по необходимости |
Содействие в решении вопросов занятости должно заключаться в объективном информировании клиентов о состоянии данной проблемы в интересующих их населённых пунктах, оказании практической помощи в поиске и выборе места и характера работы (временной или сезонной, с сокращённым рабочим днём, на дому), в устройстве на курсы переподготовки через службы занятости и т.д. |
5.2.6. |
Социально-правовые услуги |
||
5.2.6.1. |
Консультирование по социально-правовым вопросам (жилищное, гражданское, уголовное, семейно-брачное законодательство, прав женщин, детей и д.р.) |
по необходимости |
Консультирование по социально-правовым вопросам должно дать им полное представление об установленных законодательством правах и о путях их защиты от возможных нарушений. Содействие клиентам в решении вопросов, связанных с социальной реабилитацией, защитой и соблюдением прав и законных интересов и т.д., должно обеспечивать разъяснения сути и состояния, интересующих клиентов проблем, определять предполагаемые пути их решения. |
5.2.6.2. |
Оказание юридической помощи в оформление документов для осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации, Тюменской области мер социальной поддержки |
по необходимости |
Квалифицированная юридическая помощь должна обеспечивать разъяснение клиентам содержания необходимых документов. Эффективность помощи, оценивается тем, в какой степени действие специалиста способствует своевременному и объективному решению стоящих перед клиентом проблем. |
5.2.6.3. |
Содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих насилие по отношению к женщине, оказание ей юридической помощи в оформлении документов, необходимых для привлечения к ответственности лиц, допустивших насилие |
по необходимости |
Своевременное информирование по фактам жестокого обращения ведомств системы профилактики и оказание необходимой социально-реабилитационной помощи женщине, подвергшейся насилию. |
5.3. |
Полустационарное социальное обслуживание несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации |
||
5.3.1. |
Социально-бытовые услуги |
||
5.3.1.1. |
Предоставление помещений для организации реабилитационных мероприятий, трудовой деятельности, культурного и бытового обслуживания |
в течении курса реабилитации |
Жилая площадь должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать удобство нахождения клиентов. Клиентам должен быть обеспечен доступ ко всем средствам коммунально-бытового благоустройства и телефонной связи. |
5.3.1.2. |
Предоставление питания по установленным нормам, включая диетическое питание |
2 раза в день с интервалами не более 3,5 часов для детей дошкольного возраста и не более 4 часов для детей школьного возраста |
Питание должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и учитывать распределение суточной калорийности. |
5.3.1.3. |
Предоставление транспорта для перевозки детей на обучение и для участия в культурных массовых мероприятиях |
по необходимости |
Техническое состояние транспорта должно соответствовать требованиям основных положений по допуску транспортных средств к перевозке детей. Перевозка детей должна осуществляться в обязательном порядке с сопровождающим. |
5.3.1.4. |
Обеспечение книгами, газетами, журналами, настольными играми, игрушками и иным необходимым для организации досуга инвентарём, оборудованием и т.д. |
в соответствии с потребностями клиента |
Обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми должно удовлетворять потребности клиентов в обеспечении досуга. |
5.3.1.5. |
Организация различных форм труда, отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярное время |
по необходимости |
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей должна осуществляться в соответствии с программами, обеспечивающими развитие творческого потенциала у детей, формирование у детей навыков здорового образа жизни с учетом их психофизиологических, половозрастных особенностей, интересов и традиций. |
5.3.2. |
Социально-медицинские услуги |
||
5.3.2.1. |
Оказание первой доврачебной помощи |
по необходимости |
Своевременное и качественное оказание первой доврачебной помощи. |
5.3.2.2. |
Проведение общеукрепляющих физкультурно-оздоровительных мероприятий |
в соответствии с индивидуальной программой реабилитации |
Проведение физкультурно-оздоровительных занятий должно осуществляться квалифицированным специалистом. |
5.3.2.3. |
Проведение мероприятий, направленных на привитие санитарно-гигиенических навыков |
4 раза в месяц |
Привитие клиенту навыков по санитарно-гигиеническому самообслуживанию. |
5.3.2.4. |
Проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических и предупреждение инфекционных заболеваний |
2 раза в месяц |
Организация эффективной профилактической деятельности по предупреждению хронических и инфекционных заболеваний. |
5.3.3. |
Социально-психологические услуги |
||
5.3.3.1. |
Проведение психодиагностики и обследования личности |
при поступлении (выявлении), далее 2 раза в месяц |
Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его повелении и взаимоотношения с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий. |
5.3.3.2. |
Разработка и реализация социально-психологических мероприятий индивидуальной социальной программы реабилитации, направленной на решение проблем несовершеннолетнего |
по необходимости с учётом результатов психологической диагностики и обследования личности |
Разработанные социально-психологические мероприятия должны оказать положительную динамику психологического состояния клиента, укрепить стрессоустойчивость, раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы для решения возникших перед ним проблем. |
5.3.3.3. |
Психопрофилактическая и психологическая работа, направленная на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии детей |
4 раза в месяц |
Проведение социально-психологических мероприятий, направленных на профилактику психо-эмоционального состояния и поведения клиента. |
5.3.3.4. |
Проведение коррекционно-реабилитационных мероприятий индивидуальных и групповых (беседы, тренинги, индивидуальные консультации, ролевые игры и т.д.) |
в соответствии с индивидуальной программой реабилитации |
Психокоррекция, должна обеспечивать преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиентов, что позволит привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды. |
5.3.3.5. |
Оказание социально-психологических услуг через клубную и кружковую деятельность |
по необходимости |
Привлечение клиентов к участию в клубной и кружковой деятельности должно обеспечить оказание им помощи в выходе из конфликта с окружающими людьми, поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения. |
5.3.3.6. |
Психологическое консультирование |
по необходимости |
Психологическое консультирование должно обеспечить оказание клиентам квалифицированной помощи по налаживанию межличностных взаимоотношений для предупреждения и преодоления семейных конфликтов, по вопросам детско-родительских и других значимых отношений. Социально-психологическое консультирование должно, на основе полученной от клиента информации и обсуждения с ними возникших социально-психологических проблем, помочь ему раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить стоящие перед ним проблемы. |
5.3.3.7. |
Проведение социально-психологического патронажа |
2 раза в месяц |
Социально-психологический патронаж на основе систематического наблюдения за клиентами должен обеспечивать своевременное выявление ситуации психического дискомфорта, внутриличностного или межличностного конфликта и других ситуаций, приводящих к усугублению трудной жизненной ситуации, и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи. |
5.3.4. |
Социально-педагогические услуги |
||
5.3.4.1. |
Проведение социально-педагогической диагностики |
при поступлении (выявлении), далее 2 раза в месяц |
Социально-педагогическая диагностика и обследование личности должны быть проведены с использованием современных методов и давать на основании всестороннего изучения личности объективную оценку её состояния для оказания в соответствии с установленным диагнозом эффективной педагогической помощи. |
5.3.4.2. |
Разработка и реализация социально-педагогических мероприятий индивидуальной программы социальной реабилитации, направленной на решение проблем несовершеннолетнего и его семьи |
по необходимости с учётом результатов социально-педагогической диагностики |
Разработанные социально-педагогические мероприятия должны обеспечивать оказание квалифицированной помощи клиентам в решении стоящих перед ними социально-педагогических проблем. |
5.3.4.3. |
Организация досуга (посещение выставок, концертов, праздников, соревнований), организация и проведение собственных концертов, выставок, спортивных соревнований и других мероприятий |
по необходимости |
Организация досуга должна быть направлена на удовлетворение социокультурных и духовных запросов клиентов. Она должна способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности клиентов, привлечению их к участию в праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе. |
5.3.4.4. |
Социально-педагогическое консультирование по вопросам налаживания межличностных отношений, преодоления конфликтных ситуации, проведения профориентационных мероприятий и т.д. |
по необходимости |
Социально-педагогическое консультирование должно обеспечить оказание квалифицированной помощи клиентам в решении стоящих передним социально-педагогических проблем. |
5.3.4.5. |
Педагогическая коррекция |
в соответствии с индивидуальной программой реабилитации |
Педагогическая коррекция должна обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи родителям (в форме бесед, разъяснений, рекомендаций) в преодолении и исправлении допущенных ими педагогических ошибок или конфликтных ситуаций в семье, травмирующих детей, а также в исправлении неадекватных родительских установок и форм поведения родителей при воспитании детей. |
5.3.4.6. |
Социально педагогический патронаж |
2 раз в месяц |
Социально-педагогический патронаж семей должен быть проведён с учётом их отнесения к определённой группе (многодетные, малоимущие и тр.), физического и психологического состояния членов семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми. Качество патронажа оценивается по степени его влияния на обеспечение нормального семейного воспитания, создания в семье нормальной обстановки. |
5.3.5. |
Социально-правовые услуги |
||
5.3.5.1. |
Консультирование по социально-правовым вопросам (семейное, жилищное, трудовое законодательство, права детей) |
по необходимости |
Консультирование по социально-правовым вопросам должно дать клиентам полное представление об установленных законодательством правах. Содействие клиентам в решении вопросов, связанных с социальной реабилитацией, защитой и соблюдением прав детей и подростков на воспитание и заботу о них и т.д., должно обеспечивать разъяснения сути и состояния интересующих клиента проблем, определять предполагаемые пути их решения. |
5.3.5.2. |
Оказание юридической помощи в оформлении документов на осуществление по отношению к детям положенных им по законодательству мер социальной поддержки |
по необходимости |
Квалифицированная юридическая помощь должна обеспечивать разъяснение клиентам содержания необходимых документов. Эффективность помощи, оценивается тем, в какой степени действие специалиста способствует своевременному и объективному решению стоящих перед клиентом проблем. |
5.3.5.3. |
Социально-правовой патронаж |
2 раза в месяц |
Оказание своевременной юридической помощи, направленной на решение проблем несовершеннолетнего и его семьи. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.