Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6. Государственный стандарт срочного социального обслуживания
и социально-консультативной помощи
1. Общие положения
1.1. Государственный стандарт срочного социального обслуживания и социально-консультативной помощи (далее - государственный стандарт) устанавливает единые требования к объему, качеству, порядку и условиям предоставления гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, гарантированных государством социальных услуг.
1.2. Государственный стандарт применяется в отношении социальных услуг, предоставляемых отделениями срочного социального обслуживания и социально-консультативной помощи учреждений социального обслуживания населения, предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности, предоставляющих социальные услуги, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, на основании государственного (муниципального) задания (заказа) в порядке, установленном действующим законодательством.
1.3. Государственным стандартом определяются:
1.3.1. Порядок и условия оказания социальных услуг;
1.3.2. Основные требования к объему и качеству социальных услуг, входящих в перечень гарантированных государством социальных услуг.
2. Основные понятия
2.1. В государственном стандарте применяются следующие основные понятия:
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.
3. Порядок и условия предоставления срочного социального обслуживания
и социально-консультативной помощи в Тюменской области
3.1. Срочное социальное обслуживание и социально-консультативная помощь осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
3.2. Социально-консультативная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, является составной частью социального обслуживания и направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимопонимания личности, семьи, общества и государства.
3.3. Социально-консультативная помощь заключается в предоставлении гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, комплекса социальных услуг, направленных на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем.
3.4. Основанием для оказания срочного социального обслуживания и социально-консультативной помощи является обращение граждан в социальную службу либо обращение по электронным каналам связи с использованием средств идентификации гражданина (электронно-цифровая подпись).
3.5. Форма заявления устанавливается департаментом социального развития Тюменской области, размещается на сайте "Государственные и муниципальные услуги в Тюменской области" и (или) предоставляется социальной службой.
3.6. Социальные услуги в форме срочного социального обслуживания и социально-консультативной помощи согласно государственному стандарту предоставляются клиентам социальной службы при условии их добровольного согласия на оказание социальных услуг.
3.7. При получении социальных услуг клиенты социальной службы имеют установленное законодательством Российской Федерации право на:
- выбор социальной службы в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами;
- доступность получения информации о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
- уважительное и гуманное отношение со стороны работников социальной службы;
- конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику социальной службы в ходе предоставления социальных услуг; эта информация является профессиональной тайной, за разглашение которой виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- защиту своих законных прав и интересов, в том числе в судебном порядке.
3.8. Срочное социальное обслуживание и социально - консультативная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в рамках государственного стандарта предоставляется бесплатно.
3.9. В целях организации социального обслуживания населения департамент социального развития Тюменской области:
а) формирует и ведет информационную базу получателей социальных услуг в Тюменской области;
б) устанавливает формы документов, используемых при оказании социальных услуг (заявления, журналы регистрации услуг, договоры о социальном обслуживании);
в) вправе давать разъяснения по вопросам применения государственного стандарта.
4. Основные требования к объему и качеству социальных услуг,
входящих в перечень гарантированных государством
социальных услуг
N п/п |
Социальная услуга |
Объем |
Требования к качеству социальных услуг |
4.1. |
Срочное социальное обслуживание и социально-консультативная помощь |
||
4.1.1. |
Социально-бытовые услуги |
||
4.1.1.1. |
Выявление лиц, нуждающихся в срочном социальном обслуживании и социально-консультативной помощи |
постоянно |
Выявление лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации или в социально-опасном положении и нуждающихся в экстренной социальной помощи, срочном социальном обслуживании, осуществляется с целью оказания своевременной, квалифицированной помощи, обеспечивающей решение проблем клиента. |
4.1.1.2. |
Содействие населению всех категорий и групп в получении ими предусмотренных законодательством Российской Федерации и Тюменской области мер социальной поддержки, льгот и преимуществ в социально-бытовом обслуживании |
постоянно |
Содействие в получении предусмотренных действующим законодательством льгот и преимуществ должно обеспечивать своевременное, полное и в соответствующей форме квалифицированное оказание помощи в решении вопросов, интересующих клиентов, и удовлетворять их запросы и потребности. |
4.1.1.3. |
Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости |
1 раз в год |
Оказание помощи должно заключаться в предоставлении клиентам продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви, белья и других предметов первой необходимости (в пределах установленных норм). |
4.1.1.4. |
Обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовым набором |
1 раз в год |
Обеспечение клиентов горячим питанием или продуктовым набором должно гарантировать им своевременное получение питания или продуктов в соответствии с установленными нормами. |
4.1.1.5. |
Содействие в предоставлении временного жилого помещения |
по необходимости |
Содействие в предоставлении временного жилого помещения должно обеспечивать своевременное и эффективное оказание помощи в решении проблем клиента. |
4.1.1.6. |
Содействие в направлении в стационарные учреждения |
по необходимости |
Содействие в получении направления в стационарные учреждения социального обслуживания должно быть осуществлено строго в соответствии с показаниями (состояние здоровья и др.), подтверждающими необходимость такого направления, и должны удовлетворять законные требования клиентов. |
4.1.1.7. |
Содействие в помещении ребёнка в специализированное учреждение для детей, нуждающихся в социальной реабилитации |
по необходимости |
Содействие в получении направления в специализированные учреждения для несовершеннолетних должно быть осуществлено строго в соответствии с законодательством РФ, подтверждающим необходимость такого направления, и должно удовлетворять законные требования клиентов. |
4.1.2. |
Социально-медицинские услуги |
||
4.1.2.1. |
Содействие в обеспечении отдельных категорий граждан оздоровительными, санаторно-курортными, реабилитационными путевками |
по медицинским показаниям |
Содействие в обеспечении отдельных категорий граждан оздоровительными, санаторно-курортными, реабилитационными путевками, а также содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направление на санаторно-курортное лечение должны быть осуществлены строго по медицинским показаниям, с учетом пожеланий клиентов. |
4.1.2.2. |
Консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, современные безопасные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от вредных привычек, психосексуальное развитие детей и др.) |
по необходимости |
Консультирование по социально-медицинским вопросам должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих перед ними конкретных социально-медицинских проблем. |
4.1.2.3. |
Оказание содействия в оформлении документов на проведение медико-социальной экспертизы |
1 раз в год |
Содействие в оформлении документов на проведение медико-социальной экспертизы должно осуществляться своевременно в соответствии с установленным порядком. |
4.1.3. |
Социально-психологические услуги |
||
4.1.3.1. |
Организация экстренной психологической и медико-психологической помощи (в т.ч. по телефону, сети Интернет и т.д.) |
по необходимости |
Экстренная психологическая и медико-психологическая помощь (в т.ч. по телефону, сети Интернет и т.д.) должна обеспечивать: безотлагательное психологическое консультирование клиентов, содействие в мобилизации их физических, духовных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширении у них диапазона приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления трудностей, укрепление уверенности в себе . |
4.1.3.2. |
Психологическая диагностика и обследование личности |
по необходимости |
Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий. |
4.1.3.3. |
Психологическое консультирование по вопросам (детско-родительские отношения, формирование семейных и супружеских отношений, предупреждение и преодоление семейных конфликтов, профилактика различного рода социально-психологических отклонений, формирование здоровых взаимоотношений и создание благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов и т.д.) |
по необходимости |
Психологическое консультирование должно обеспечить оказание клиентам квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений, предупреждению и преодолению семейных конфликтов, по вопросам детско-родительских, супружеских и других отношений. Социально-психологическое консультирование должно, на основе полученной от клиента информации и обсуждения с ними возникших социально-психологических проблем, помочь ему раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить стоящие перед клиентом проблемы. |
4.1.3.4. |
Психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений в семье |
по необходимости |
Психокоррекция, как активное психологическое воздействие, должна обеспечивать преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиентов (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в их психическом развитии и т.д.), что позволит привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды. |
4.1.3.5. |
Психологические тренинги, направленные на преодоление последствий нервно-психической напряженности |
по необходимости |
Психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, должны быть оценены их эффективностью в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психологической напряженности, привитии социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировании личностных предпосылок для адаптации к изменившимся условиям. |
4.1.3.6. |
Проведение социально-психологического патронажа |
1 раз в месяц |
Социально-психологический патронаж должен на основе систематического наблюдения за клиентами обеспечивать своевременное выявление ситуации психического дискомфорта, внутриличностного или межличностного конфликта и других ситуаций, приводящих к усугублению трудной жизненной ситуации, и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи. |
4.1.3.7. |
Содействие в подборе, подготовке, сопровождении замещающих семей |
постоянно |
Содействие в подборе, подготовке, сопровождении замещающих семей должно способствовать обеспечению психологически комфортных, благоприятных условий, совместного проживания. |
4.1.3.8. |
Привлечение клиентов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения |
по графику работы |
Привлечение клиентов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения должно обеспечивать оказание помощи в выходе из состояния дискомфорта, поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения. |
4.1.4. |
Социально-педагогические услуги |
||
4.1.4.1. |
Социально-педагогическое консультирование по вопросам налаживания межличностных и внутрисемейных отношений |
по необходимости |
Социально-педагогическое консультирование должно обеспечить оказание квалифицированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих передним ними социально-педагогических проблем. |
4.1.4.2. |
Социально-педагогическая диагностика |
по необходимости |
Социально-педагогическая диагностика должна быть проведена с использованием современных методов и давать на основании всестороннего изучения объективную оценку ее состояния для оказания в соответствии с установленным диагнозом эффективной педагогической помощи, установления форм и степени социальной дезадаптации детей, определения интеллектуального развития ребенка, изучения его склонностей, степени готовности к школе и т.п. |
4.1.4.3. |
Педагогическая коррекция |
по необходимости |
Педагогическая коррекция должна обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи родителям (в форме бесед, разъяснений, рекомендаций и т.п.) в преодолении и исправлении допущенных ими педагогических ошибок или конфликтных ситуаций в семье, травмирующих детей, а также в исправлении неадекватных родительских установок и форм поведения родителей при воспитании детей. |
4.1.4.4. |
Оказание педагогической помощи в адаптации к сложившейся жизненной ситуации, в воспитании детей, коррекции их педагогической запущенности, предупреждении и преодолении педагогических ошибок |
по необходимости |
Педагогическая помощь родителям должна быть корректной и оказываться с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его характера и наклонностей. |
4.1.4.5. |
Социально педагогический патронаж |
по необходимости |
Социально-педагогический патронаж семей должен быть проведён с учётом их отнесения к определённой группе (многодетные, малоимущие и др.), физического и психологического состояния членов семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми. Качество патронажа оценивается по степени его влияния на обеспечение нормального семейного воспитания членов семьи и создания в семье нормальной социально-педагогической обстановки. |
4.1.5. |
Социально-экономические услуги |
||
4.1.5.1. |
Содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, мер социальной поддержки, в том числе пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, Тюменской области |
по необходимости |
Содействие населению всех категорий и групп в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат должно обеспечивать своевременное, полное, квалифицированное и эффективное оказание помощи в решении вопросов, интересующих клиента и удовлетворять их запросы и потребности. |
4.1.5.2. |
Содействие в подготовке документов на предоставление материальной помощи |
1 раз в год |
Содействие в подготовке документов на предоставление материальной помощи должно обеспечивать разъяснение клиентам содержания необходимых документов, изложении и написании (при необходимости текста документов. Эффективность помощи оценивают тем, в какой степени она способствовала своевременному и объективному решению стоящих перед клиентами проблем. |
4.1.5.3. |
Содействие в обеспечении нуждающихся клиентов протезно-ортопедическими изделиями, техническими средствами ухода и реабилитации |
по необходимости |
Содействие в обеспечении нуждающихся клиентов протезно-ортопедическими изделиями, техническими средствами ухода и реабилитации должно позволять клиентам получение необходимых им хорошего качества, надежных и удобных в пользовании упомянутых выше реабилитационных изделий в кротчайшие сроки. |
4.1.5.4. |
Содействие в решении вопросов занятости и самозанятости (трудоустройство, направление на курсы переподготовки, поиск временной (сезонной работы), работа с сокращенным рабочим днем, работа на дому) |
по необходимости |
Содействие в решении вопросов занятости должно заключаться в объективной информации клиентам о состоянии данной проблемы в интересующих их населенных пунктах, оказании практической помощи в поиске и выборе места и характера работы (временной или сезонной, с сокращенным рабочим днем, на дому), в устройстве на курсы переподготовки через службы занятости и т.д. |
4.1.5.5. |
Консультирование по вопросам самообеспечения и самозанятости граждан и их семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, другим вопросам улучшения клиентами своего материального положения |
по необходимости |
Консультирование по вопросам самообеспечения и самозанятости граждан и их семей должно разъяснять клиентам их права и возможности в соответствии с нормативными актами и другими документами, касающимися развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, и оказывать квалифицированную помощь в решении этих и других вопросов поддержания и улучшения своего материального положения и жизненного уровня семьи. |
4.1.5.6. |
Организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малоимущим категориям граждан (организация благотворительных аукционов, акций, различных лотерей, выставок-продаж бывших в употреблении вещей и т.д.) |
постоянно |
Привлечение внимания населения, организаций и учреждений различных форм собственности к решению проблемам малоимущих граждан. |
4.1.6. |
Социально-правовые услуги |
||
4.1.6.1. |
Оказание юридической помощи, содействие клиентам в решении вопросов, связанных с социальной реабилитацией, социальными выплатами, получением установленных законодательством льгот и преимуществ, защитой и соблюдением прав детей и подростков, граждан пожилого возраста и инвалидов |
по необходимости |
Оказание юридической помощи или содействие клиентам в решении вопросов, связанных с социальной реабилитацией, социальными выплатами, получением установленных законодательством льгот и преимуществ, защитой и соблюдением прав детей, граждан пожилого возраста и инвалидов, должно обеспечивать разъяснение сути и состояния интересующих клиента проблем, определять предполагаемые пути их решения и осуществлять практические меры: содействие в подготовке и направлении в соответствующие инстанции необходимых документов, личное обращение в указанные инстанции, если в этом возникает необходимость, контроль за прохождением документов и т.д Эффективность помощи, оценивается тем, в какой степени действие специалиста способствует своевременному и объективному решению стоящих перед клиентом проблем. |
4.1.6.2. |
Социально-правовой патронаж |
1 раз в месяц |
Социально-правовой патронаж детей, женщин, граждан пожилого возраста и инвалидов в семьях, где существует угроза насилия в отношении их, должен обеспечивать систематическую юридическую помощь семьям социального риска (имеющим в составе лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, семьям с неблагоприятным психологическим микроклиматом и др.) с учетом физического, психического состояния членов семьи и характера взаимоотношений между ними в разъяснении их прав, обязанностей и в информации о путях предотвращения или устранения какого-либо насилия. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.