Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации
Тюменской области
от 25 октября 2004 г. N 131-пк
Положение
о Единой территориальной системе экологического
мониторинга Тюменской области
20 марта 2006 г., 27 февраля 2007 г., 30 марта 2009 г.
Настоящее положение определяет цели и задачи организации и функционирования единой территориальной системы экологического мониторинга (далее - ЕТСЭМ).
Положение принято в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)".
1. Общие положения
Постановлением Правительства Тюменской области от 30 марта 2009 г. N 94-п в пункт 1.1 настоящего приложения внесены изменения
1.1. Система экологического мониторинга является формой организации службы наблюдений за состоянием окружающей среды.
1.2. Вся информация ЕТСЭМ является государственной собственностью, право оперативного управления которой возлагается на орган исполнительной власти Тюменской области, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды. Субъекты ЕТСЭМ имеют право использования информации для обоснования принятия и контроля решений, мероприятий и программ в соответствии с возложенными на них задачами и функциями.
2. Основные понятия и определения
Постановлением Правительства Тюменской области от 30 марта 2009 г. N 94-п в пункт 2.1 настоящего приложения внесены изменения
2.1. Под мониторингом окружающей среды следует понимать проводимые по определенной программе регулярные наблюдения за природными средами, природными ресурсами, растительным и животным миром, другими биологическими объектами, источниками антропогенного и природного воздействия, которые позволяют выявить изменение состояния этих объектов, а также происходящие под влиянием источников воздействия процессы.
2.2. Экологический мониторинг - это таким образом организованный мониторинг окружающей среды, при котором:
- обеспечивается постоянная оценка экологического состояния среды обитания человека, природных объектов (растений, животных, микроорганизмов, грибов и т.д.), природно-антропогенных объектов и условий функционирования экологических систем (экосистем);
- создаются исходные предпосылки и обоснования для определения корректирующих действий в случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.
2.3. В систему наблюдений ЕТСЭМ входят следующие процедуры:
- выделение объекта наблюдения;
- регистрация субъекта наблюдения;
- обследование состояния объекта наблюдения;
- составление информационной модели объекта наблюдения;
- планирование измерений;
- организация и проведение измерений;
- управление данными измерений;
- анализ и оценка состояния объекта наблюдения и идентификация его информационной модели;
- прогнозирование изменений состояния объекта наблюдения;
- предоставление информации и ее доведение до потребителя.
Постановлением Правительства Тюменской области от 30 марта 2009 г. N 94-п в пункт 2.4 настоящего приложения внесены изменения
2.4. В системе экологического мониторинга следует выделять:
- мониторинг источника воздействия или мониторинг эмиссий субстанций;
- мониторинг воздействий на окружающую среду, связанный с контролем источника;
- мониторинг состояния окружающей среды, не связанный с определенным источником (мониторинг антропогенного фона).
2.4.1. Мониторинг источника воздействия - вид наблюдений, связанный с определением и (или) изучением воздействия определенного источника или вида деятельности.
Измерения в рамках этого вида мониторинга, как правило, проводятся на границах технологических барьеров, за пределами которых уже нет возможности влиять на поступление в окружающую среду загрязняющих веществ или иных субстанций воздействия (акустических, электромагнитных, ионизирующих излучений, тепловой энергии и т.д.).
2.4.2. Мониторинг воздействий на окружающую среду, связанный с контролем - вид наблюдений за состоянием природных сред, природных ресурсов, природных объектов, природно-антропогенных объектов, природных комплексов и экосистемы, обусловленных определенным источником воздействия иным видом антропогенной деятельности.
Измерения в рамках этого вида мониторинга проводятся в пределах территории (акватории), на которой имеется возможность в суммарном воздействии от всей действующей совокупности источников выделить влияние от конкретно рассматриваемого источника.
Основной задачей, решаемой в рамках этого вида мониторинга, является подтверждение соблюдения экологических стандартов, норм и правил для определенного или # вида деятельности.
2.4.3. Мониторинг состояния окружающей среды, не связанный с определенным источником (мониторинг антропогенного фона) - вид наблюдений за состоянием природных сред, природных ресурсов, природных объектов, природно-антропогенных объектов, природных комплексов и экосистемы, а также антропогенных воздействий на них от всей совокупности действующих источников или видов деятельности без гарантированного выделения влияния в этом воздействии какого-либо источника или вида деятельности.
3. Цели и задачи
3.1. Основная цель функционирования ЕТСЭМ - обеспечение процедуры государственного управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов необходимой, своевременной и достоверной информацией, позволяющей:
- оценить показатели функциональной целостности экосистем и экологических условий обитания человека;
- выявить динамику, направление, масштабы и причины изменения этих показателей в результате воздействий природных и антропогенных факторов;
- оценить угрозу таких изменений здоровью человека, социально-экономической системе общества и окружающей природной среде;
- определить корректирующие меры и средства предотвращения по снижению и ликвидации экологической угрозы, бедствий, чрезвычайных экологических ситуаций.
Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при:
- разработке прогнозов социально-экономического развития Тюменской области, муниципальных образований и принятии соответствующих решений;
- разработке региональных нормативов в области охраны окружающей среды;
- организации и осуществлении межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы;
- прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению.
3.2. Основными задачами ЕТСЭМ являются:
- организация сбора, передачи, обработки и хранения информации о состоянии окружающей природной среды, природных ресурсов, источников воздействия;
- проведение комплексных и целевых оценок состояния окружающей среды территории;
- своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, влияющих на состояние окружающей среды, в том числе при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению ведения экологического мониторинга;
- формирование государственных информационных ресурсов в области о состоянии окружающей среды
- информационное обеспечение органов государственной власти, юридических лиц и населения по вопросам состояния окружающей среды;
- информационное обеспечение межрегионального и межгосударственного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Тюменской области от 30 марта 2009 г. N 94-п в пункт 3.3 настоящего приложения внесены изменения
3.3. В соответствии с основными задачами ЕТСЭМ выполняет следующие функции:
- обеспечение единой методической базы мониторинга природных сред и природных ресурсов, источников антропогенного влияния предприятиями и организациями независимо от форм собственности и правового статуса;
- организация и обеспечение функционирования областной информационной системы состояния окружающей среды.
4. Организационное построение ЕТСЭМ
Постановлением Правительства Тюменской области от 30 марта 2009 г. N 94-п в пункт 4.1 настоящего приложения внесены изменения
4.1. ЕТСЭМ - это система организационно-правовых отношений между субъектами мониторинга, осуществляющими в пределах своей компетенции наблюдения за состоянием окружающей природной среды, природных ресурсов, источников воздействия на нее на территории южной зоны Тюменской области.
Субъектами ЕТСЭМ являются:
- Департамент недропользования и экологии Тюменской области;
- Государственное учреждение "Тюменский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
- Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тюменской области;
- Территориальное управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Тюменской области;
- Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству;
- Нижне-Обское бассейновое водное управление;
- Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области;
- Департамент лесного комплекса Тюменской области;
- Филиал ФГУ "Рослесозащита" "Центр защиты леса Тюменской области;
- Государственное унитарное предприятие "Территориальный центр государственного мониторинга геологической среды Тюменской области";
- Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тюменской области;
- Упрвление# Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области;
- Зауральский отдел инспекций Уральского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- Филиал ФГУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Тюменской области;
- Федеральное государственное унитарное предприятие "Западно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие";
- Федеральное государственное учреждение "Государственная станция агрохомической службы "Тюменская";
- Федеральное государственное учреждение "Государственная станция агрохомической службы "Ишимская";
- Филиал ФГУ "Российский сельскохозяйственный центр" по Тюменской области;
- Государственное учреждение "Тюменская областная ветеринарная лаборатория";
- предприятия-природопользователи, осуществляющие деятельность на территории Тюменской области;
- ФГУ здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области";
- Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам;
- Федеральное государственное учреждение "Нижне-Обское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов";
- Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-производственный центр рыбного хозяйства".
4.2. Взаимоотношения между субъектами ЕТСЭМ определяются настоящим Положением.
4.3. ЕТСЭМ формируется на основе организационного, методологического, метрологического объединения информационно-измерительных систем и других средств наблюдения и контроля природных сред, природных ресурсов, природных объектов, природно-антропогенных объектов, природных комплексов и экосистемы, и источников антропогенного и природного воздействия на них, принадлежащим министерствам и ведомствам, а также предприятиям, учреждениям, организациям и объединениям различных форм собственности.
4.4. ЕТСЭМ является открытой макросистемой, то есть включение в ее состав новых элементов, систем и подсистем не затрагивает принципы организационного построения и управления, ведомственную принадлежность и общее функционирование существующих систем макросистемы.
4.5. Организационное объединение элементов ЕТСЭМ базируется на принципах единого государственного управления макросистемой и осуществляется на основе:
- программы ведения экологического мониторинга;
- распределения прав, ответственности и обязанностей между всеми структурами макросистемы;
- единых правил и процедур обмена информацией между структурами макросистемы независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
4.6. Ответственность за организационное объединение элементов ЕТСЭМ в целом по комплексной обработке информации возлагается на орган исполнительной власти Тюменской области, осуществляющий государственное управление в сфере охраны окружающей среды.
4.7. Методологическое объединение осуществляется на основе:
- единой научно-технической политики и единой методической базы в области измерений показателей состояния окружающей среды и источников антропогенного и природного воздействия на нее;
- внедрения унифицированных средств измерения;
- общих правил создания и ведения банков данных экологической информации.
Ответственность за методологическое объединение элементов ЕТСЭМ в целом возлагается на орган исполнительной власти Тюменской области, осуществляющий государственное управление в сфере охраны окружающей среды, а также на предприятия и организации, средства измерения и информационно-измерительные системы которых являются элементами ЕТСЭМ.
4.8. Метрологическое объединение осуществляется на основе:
- единой научно-технической политики в области экологической стандартизации, метрологии и сертификации;
- единой нормативно-технической и организационно-методической базы, обеспечивающей соблюдение единства и достоверности измерений во всех элементах, и структуры макросистемы независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
4.9. Функции системообразующего элемента ЕТСЭМ выполняет орган исполнительной власти Тюменской области, осуществляющий государственное управление в сфере охраны окружающей среды.
Данный орган осуществляет:
- организацию информационного взаимодействия со всеми средствами и системами наблюдения и контроля в пределах Тюменской области независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
- сбор, обработку, интеграцию и анализ данных о состоянии окружающей природной среды и источников природного и антропогенного воздействия на нее;
- оперативный контроль выполнения территориальной программы ведения экологического мониторинга, разработку и обобщение предложений по ее корректировке, развитию и оптимизации;
- прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей природной среды;
- информационное обеспечение процедур предупреждения возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и негативных изменений окружающей природной среды в результате хозяйственной деятельности;
- оценка масштабов техногенных аварий и катастроф, выявление причин чрезвычайных экологических ситуаций;
- информационная поддержка организационного управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью;
- подготовка аналитических обзоров, справок об экологической обстановке для органов власти и государственного управления, а также населения и общественности;
- информационное взаимодействие со структурами федерального уровня, прилегающими регионами.
5. Структура ЕТСЭМ
5.1. Единая территориальная система экологического мониторинга создается на основе базовых функциональных, специализированных и обеспечивающих подсистем.
5.2. Базовые функциональные подсистемы создаются на основе служб мониторинга природных сред и природных ресурсов, источников воздействия по следующим направлениям:
- состояние атмосферы;
- поверхностные воды суши;
- водные объекты, водная среда, водохозяйственные системы и сооружения в местах водозабора и сброса сточных вод;
- недра (геологическая среда), включая подземные воды, опасные геологические процессы;
- земля;
- наземная флора и фауна (кроме лесов);
- фоновое состояние окружающей среды;
- выбросы и сбросы загрязняющих веществ;
- отходы производства и потребления.
5.3. Специализированные подсистемы функционируют на базе служб мониторинга по следующим направлениям:
- леса;
- рыбы, другие водные животные и растения;
- воздействие факторов среды обитания на состояние здоровья населения;
- обеспечение промышленной безопасности;
- эпизоотии, паразитарные и зоонозные заболевания животных;
- фитопатологическое состояние растений;
- загрязнение почво-грунтов и пищевой продукции агрохимикатами;
- радиационная обстановка.
5.4. В ЕТСЭМ функционируют подсистемы обеспечения, к которым относятся:
- топографо-геодезическое и картографическое обеспечение, включая создание цифровых электронных карт и геоинформационных систем;
- электронные системы передачи данных.
5.5. В ЕТСЭМ могут быть образованы и другие подсистемы, решающие тематические целевые задачи.
6. Функционирование ЕТСЭМ
6.1. Функционирование ЕТСЭМ осуществляется на основе Программы ведения экологического мониторинга (далее - Программа), содержащей концепцию организации и функционирования ЕТСЭМ.
Постановлением Правительства Тюменской области от 30 марта 2009 г. N 94-п в пункт 6.2 настоящего приложения внесены изменения
6.2. Программой устанавливаются регламент ведения наблюдений, сроки исполнения, применяемая методика; определяются ответственные исполнители и перечень базовой информации, являющейся приоритетной при подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
6.3. Программа разрабатывается и корректируется органом исполнительной власти Тюменской области, осуществляющим государственное управление в сфере охраны окружающей среды, совместно с субъектами ЕТСЭМ.
6.4. Наблюдения за состоянием окружающей природной среды, природных ресурсов и источниками воздействия осуществляется субъектами ЕТСЭМ в рамках Программы в соответствии с их обязанностями и компетенцией (или сторонними организациями по договорам с субъектами ЕТСЭМ).
6.5. Программы функционирования подсистем ЕТСЭМ разрабатываются ее субъектами, осуществляющими экологический мониторинг в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них, и согласовываются с органом исполнительной власти Тюменской области, осуществляющим государственное управление в сфере охраны окружающей среды.
6.6. До разработки Программы функционирование ЕТСЭМ осуществляется на базе существующих ведомственных программ экологического мониторинга.
6.7. Орган исполнительной власти Тюменской области, осуществляющий государственное управление в сфере охраны окружающей среды, проводит интеграцию и комплексную обработку данных, регламентируемую Программой.
6.8. Данные наблюдений, а также материалы целевой ведомственной или комплексной обработки передаются субъектам ЕТСЭМ, государственным органам власти Российской Федерации и Тюменской области, иным заинтересованным организациям в порядке, определенном действующим законодательством.
7. Информация ЕТСЭМ
7.1. Информация ЕТСЭМ, передаваемая потребителям, является государственной информацией и используется органами государственной власти при выполнении возложенных на них функций.
8. Финансирование создания и функционирования ЕТСЭМ
8.1. Финансирование осуществляется за счет средств:
- областного бюджета;
- средств предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории области;
- других источников, не запрещенных действующим законодательством.
9. Сроки действия
9.1. Настоящее положение вступает в силу со дня утверждения.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тюменской области от 25 октября 2004 г. N 131-пк "О Единой территориальной системе экологического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.