Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Тюменской области от 31 октября 2005 г. N 207-п в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению
Губернатора
Тюменской области
от 19 августа 2002 г. N 317
Положение
о системе оповещения и информирования населения
об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
31 октября 2005 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 22.08.2004 N 122-ФЗ), от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности" (в редакции от 22.08.2004 N 122-ФЗ), постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в редакции от 27.05.2005 N 335), от 01.03.1993 N 117 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов.
1.2. Настоящее положение определяет состав, задачи, структуру систем оповещения и механизм реализации мероприятий по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также порядок их создания, совершенствования и поддержания в постоянной готовности к задействованию.
1.3. Оповещение является одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих приведение органов, осуществляющих управление силами российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в установленные степени готовности и доведение в минимально короткие сроки сигналов (команд, распоряжений) и информации. С этой целью на каждом уровне управления (объектовом, муниципальном, региональном) создаются системы оповещения.
1.4. Система оповещения является составной частью системы управления РСЧС и представляет собой организационно-техническое объединение сил, линий и каналов связи, аппаратуры оповещения и связи и других средств, размещенных на пунктах управления и объектах связи, а также средств подачи звуковых сигналов оповещения (электросирен) и передачи речевой информации (громкоговорителей), установленных в жилой зоне городов, населенных пунктов, на объектах производственной и социальной сферы и предназначенных для передачи сигналов и специальной экстренной информации органам управления, силам РСЧС и населению.
II. Структура и задачи систем оповещения.
2.1. Системы оповещения Тюменской области включают в себя: региональную (областную), муниципальные (муниципальных образований) системы оповещения, а также локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и системы оповещения предприятий производственной и социальной сферы (объектовые системы оповещения).
2.2. Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения (команд, распоряжений) и экстренной информации от оперативного дежурного Главное управление МЧС России по Тюменской области (далее ГУ МЧС России)# до:
органов, осуществляющих управление силами РСЧС на территории области, муниципальных образований, служб.
руководящего состава;
оперативных дежурных служб потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций#.
населения, проживающего на территории области.
2.3. Основной задачей местных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения (распоряжений) и экстренной информации от органов, осуществляющих управление силами РСЧС на территории муниципальных образований до:
руководящего состава и служб;
оперативных дежурных служб (диспетчеров) специализированных органов исполнительной власти, потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
населения, проживающего на территории муниципального образования.
2.4. Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководителей и персонала объекта;
объектовых сил и служб;
руководителей (дежурных служб) объектов производственной и социальной сферы, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
оперативных дежурных служб органов специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области, муниципальных образований;
населения, проживающего в непосредственной близости от потенциально опасного объекта в зоне действия локальной системы оповещения.
2.5. Основной задачей объектовой системы оповещения является доведение сигналов и информации оповещения до:
руководителей и персонала объекта;
объектовых сил и служб
2.6. Системы оповещения всех уровней используются в целях реализации задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2.7. Задействование систем оповещения производится неавтоматизированным и автоматизированным способом. Основным способом оповещения при работе системы оповещения всех уровней является автоматизированный способ.
2.8. При неавтоматизированном способе оповещения доведение сигналов и информации осуществляется:
по сети связи общего пользования, ведомственным каналам связи без применения специальной аппаратуры оповещения;
передачей внекатегорийных телеграмм "Ракета" до соответствующих органов управления по сети связи общего пользования;
2.9. При автоматизированном способе оповещения доведения сигналов и информации осуществляется с использованием специальной аппаратуры оповещения, по каналам связи общего пользования и ведомственным каналам и линиям связи.
2.10. Для передачи сигналов и информации автоматизированным способом в области создается автоматизированная система централизованного оповещения, которая должна обеспечивать:
оповещение руководящего состава РСЧС, должностных лиц органов специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области, муниципальных образований с использованием аппаратуры циркулярного вызова;
доведение до органов управления, сил РСЧС, населения области сигнала "Внимание! Всем!", путем централизованного включения электросирен на всей территории области или выборочно в отдельных муниципальных образований.
циркулярное и выборочное доведение до органов специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области, дежурных оперативных служб муниципальных образований области команд, сигналов управления и экстренной информации;
автоматический перехват каналов радиовещания и радиотрансляции от оперативных дежурных служб органов специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области, муниципальных образований для экстренного доведения речевой информации до органов управления, сил РСЧС, населения области.
III. Порядок создания, совершенствования и поддержания в готовности
систем оповещения.
3.1. Системы оповещения создаются заблаговременно.
3.2. Региональная, муниципальные и объектовые системы оповещения создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего начальника (руководителя органа исполнительной власти), органов специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области, с участием служб оповещения и связи.
3.3. Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов создаются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего руководителя объекта и с привлечением служб оповещения и связи объектов.
3.4. Муниципальные, локальные и объектовые системы оповещения являются составной частью и организационно, технически и программно должны быть взаимоувязаны с областной региональной системой оповещения.
3.5. Областная система оповещения должна быть взаимоувязана с федеральной, региональной системами оповещения, а также системой оповещения Приволжско-Уральского военного округа.
3.6. Органы специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области, службы оповещения и связи области, муниципальных образований, объектов производственной и социальной сферы, дочернее предприятия ФГУП ВГТРК и филиал ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.
3.7. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при их создании предусматривается:
доведение сигналов оповещения и информации с нескольких территориально расположенных защищенных пунктов управления;
комплексное использование нескольких территориально расположенных систем (каналов, линий) связи на одном направлении оповещения;
размещение средств связи и аппаратуры оповещения на защищенных пунктах управления;
создание и использование запасов мобильных средств оповещения.
3.8. Для оповещения и информирования населения области, Главное управление МЧС России по Тюменской области, совместно с дочерним предприятием ФГУП "ВГТРК" Государственная телерадиокомпания "Регион-Тюмень" и филиалом ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Тюменский областной радиотелевизионный передающий центр" планирует использование заблаговременно созданного запасного центра вещания.
3.9. Запасы мобильных (возимых и переносных) средств оповещения создаются и поддерживаются в готовности к задействованию на региональном, муниципальном и объектовом уровнях управления в соответствии с решением руководителя соответствующего органа управления (объекта).
Номенклатура, объем, места размещения, а также порядок накопления, хранения и использования запасов мобильных средств оповещения определяются создающим их органом, согласно рекомендаций МЧС России.
3.10. В целях поддержания в готовности систем оповещения проводятся проверки их готовности к задействованию и организуется эксплуатационно-техническое обслуживание.
3.11. Органы специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области планируют и проводят проверки систем оповещения на основании решения руководителя соответствующего органа управления (объекта) и утвержденных планов проверок.
Проведение всех видов проверок с задействованием сетей вещания на территории области согласовывается с руководством радиовещательных компаний, при этом проведение проверок с перерывом вещательных программ при передаче правительственных сообщений запрещается.
3.12. Эксплуатационно-техническое обслуживание средств оповещения организуется органами специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области и проводится предприятиями связи на договорных условиях.
IV. Задействование систем оповещения.
4.1. Решение на задействование системы оповещения принимает руководитель соответствующего органа управления (объекта) или лицо его замещающее.
4.2. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативным дежурным органа специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области, вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения.
4.3. Оперативные дежурные органов специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области, управлений (отделов) внутренних дел муниципальных образований области, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения подтверждают их получение и действуют в соответствии с имеющимися у них инструкциями по оповещению.
4.4. Для передачи сигналов и информации оповещения населению трансляция программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности может прерываться согласно действующего законодательства.
4.5. Задействование радиотрансляционных сетей, радиовещательных и телевизионных станций (независимо от форм собственности) на территории области с перерывом трансляции вещательной программы осуществляет оперативный дежурный Главного управления МЧС России по Тюменской области , по команде Губернатора области (лица его замещающего) или начальника Главного специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области, только для оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
4.6. Право на использование муниципальных сетей радио и проводного вещания, телевидения с перерывом трансляции вещательной программы предоставляется соответствующим руководителям муниципальных образований, только для оповещения и информирования населения о чрезвычайной ситуациях.
4.7. Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более пяти минут. Допускается двух, трех кратное повторение передачи речевого сообщения.
Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами из студий вещания.
В исключительных, не терпящих отлагательства, случаях, допускается передача кратких, нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест дежурных органов специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области (единых дежурно - диспетчерских служб).
4.8. Порядок задействования системы оповещения, состав привлекаемых для оповещения и информирования сил и средств, ответственные за выполнение мероприятий должностные лица определяются решением руководителя соответствующего органа управления (объекта).
4.9. О всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования систем оповещения докладывается в вышестоящий орган специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области.
V. Сигналы оповещения.
5.1. Сигнал оповещения - это условный сигнал, передаваемый по системе оповещения и являющийся командой для проведения определенных мероприятий органами, осуществляющими управление службами и силами РСЧС, населением.
5.2. Для оповещения населения, установлен единый сигнал "ВНИМАНИЕ! ВСЕМ!
5.3. Сигнал об опасности заражения аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и других опасных для населения последствиях крупных аварий и катастроф подается в случае непосредственной опасности заражения и произошедших крупных авариях и катастрофах с выбросом (выливом) АХОВ.
Для подачи сигнала используются все муниципальные технические средства связи и оповещения. Сигнал дублируется подачей установленных звуковых, световых и других сигналов. По этому сигналу необходимо действовать согласно указаниям соответствующего органа специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области;
5.4. Сигнал об угрозе затопления подается при угрозе или непосредственном нарушении плотины гидротехнического узла. Население, проживающее в зоне возможного катастрофического затопления, оповещается по локальным системам оповещения, по муниципальным сетям проводного вещания, радиовещания и телевидения путем многократной передачи речевого сообщения;
5.5. Передача сигналов оповещения осуществляется путем централизованного включения на всей территории области или выборочно, на территории отдельных муниципальных образований, объектов производственной и социальной сферы электросирен, то есть подачей единого сигнала "Внимание! Всем!", с последующим доведением информации о возможных или произошедших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера по радиотрансляции, каналам радиовещания и телевидения.
VI. Порядок оповещения и информирования руководящего состава, органов,
осуществляющих управление силами РСЧС.
6.1. Доведение сигналов (распоряжений) о приведении в готовность органов, осуществляющих управление силами РСЧС, осуществляется оперативными дежурными службами органов специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области (ЕДДС), по существующей системе централизованного оповещения и всем имеющимся каналам связи системы связи установленным порядком.
Подчиненные органы управления подтверждают получение сигналов (распоряжений) и доводят их до своего руководящего состава и подчиненных органов специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области.
6.2. Сигналы (распоряжения) передаются по системе централизованного оповещения соответствующего уровня управления вне всякой очереди, с использованием автоматизированных систем централизованного оповещения, циркулярно и выборочно (по направлениям), с городского или загородного пунктов управления.
6.3. Передача сигнала оповещения "Радиационная опасность" осуществляется только до органов специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области. Данный сигнал может быть получен от вышестоящего органа, осуществляющего управление силами РСЧС. Кроме того, с получением данного сигнала решение на оповещение и передачу текстов сообщений для населения области принимает Губернатор области (по данным прогноза радиационной обстановки) и главы муниципальных образований для населения городов, районов, руководители объектов социальной и производственной сферы (по данным разведки).
6.4. Оповещение руководящего состава и служб гражданской обороны, личного состава органов специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области осуществляется по системе циркулярного вызова на служебные и квартирные телефоны; системе пейджинговой радиосвязи, путем прямого оповещения дежурными службами по телефону, посыльным или другими установленными сигналами.
VII. Порядок оповещения и информирования населения.
7.1. Оповещение и информирование населения об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации осуществляется на основании решения соответствующего руководителя оперативной дежурной службой органов специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области (ЕДДС) по автоматизированной системе централизованного оповещения путем централизованного и выборочного (по направлениям) включения электросирен (сигнал "Внимание! Всем!") с последующим доведением информации по действующим сетям проводного, радио и телевизионного вещания.
7.2. Для дублирования сигналов оповещения населению и работающей смене объектов производственной и социальной сферы задействуются локальные и объектовые системы оповещения, мобильные средства оповещения, производственные и транспортные гудки.
7.3. Оповещение о начале эвакуации населения организуется установленным порядком на объектах производственной и социальной сферы руководителями данных объектов и руководителями жилищно-эксплуатационных органов.
7.4. Основной способ оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера считается передача речевой информации с использованием сетей проводного, радио и телевизионного вещания независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
7.5. Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации проводится включение электросирен, производственных гудков и других сигнальных средств, что означает подачу сигнала "Внимание! Всем!".
По этому сигналу население, рабочие и служащие объектов производственной и социальной сферы обязаны включить абонентские устройства проводного вещания, радио и телевизионные приемники для прослушивания экстренных сообщений.
По указанному сигналу немедленно приводятся в готовность к передаче информации все расположенные на оповещаемой территории узлы проводного вещания (муниципальные, объектовые), радиовещательные и телевизионные станции, включаются сети наружной звукофикации. Передача сигналов (сообщений) населению производится по каналам областного (муниципального) вещания.
Во всех случаях задействования системы централизованного оповещения с включением электросирен, до населения немедленно доводятся соответствующие сообщения по существующим средствам проводного, радио и телевизионного вещания.
7.6. Ответственность за организацию и осуществление своевременного оповещения и информирования населения возлагается на соответствующий орган специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области.
7.7. Для оповещения и информирования населения в районах размещения потенциально опасных объектов используются локальные системы оповещения, которые предназначены для своевременного доведения до проживающего в зоне ее действия населения, работающих смен потенциально опасного объекта и других организаций в зоне ее действия, органов специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области, сигнала "Внимание! Всем!" и информации об угрозе возникновении чрезвычайной ситуации, а также информации о развитии событий и рекомендаций по дальнейшим действиям.
VIII. Обязанности органов специально уполномоченных решать задачи
гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных
ситуаций области, организаций связи Министерство информационных
технологий и связи Российской Федерации, дочерних предприятий
ФГУП "ВГТРК", филиалов ФГУП "Российская телевизионная
и радиовещательная сеть" по оповещению
и информированию населения.
8.1. Органы специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области:
разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные носители;
обеспечивают установку на объектах вещания специальной аппаратуры для ввода сигналов и информации оповещения в программы вещания;
организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных органов специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области (ЕДДС);
планируют и проводят совместно с организациями связи Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, дочерними предприятиями ФГУП " ВГТРК" проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов и информации оповещения;
предоставляют заявки в организации Минсвязи России на выделение соединительных линий и каналов связи от пунктов управления, органов специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области к объектам вещания;
разрабатывают документы о порядке взаимодействия соответствующих оперативных дежурных (диспетчерских) служб при передаче сигналов и информации оповещения по сетям вещания.
8.2. Организации связи:
обеспечивают готовность технических средств оповещения, каналов связи и систем передачи к доведению сигналов и информации оповещения;
организуют и осуществляют подготовку дежурных (диспетчерских) служб организаций и объектов связи;
осуществляют подготовку эксплуатационно-технического персонала объектов связи;
8.3. Дочерние предприятия ФГУП "ВГТРК" и филиалы ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть":
организуют и осуществляют подготовку дежурных (диспетчерских) служб и обслуживающего персонала объектов вещания;
обеспечивают постоянную готовность технических средств вещания к передаче условных сигналов оповещения и речевой информации;
определяют по заявкам органов специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области перечень и порядок функционирования радиовещательных станций, предназначенных для передачи сигналов оповещения;
осуществляют по заявкам органов специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области, запись речевых сообщений для населения на магнитные носители;
обеспечивают постоянную готовность персонала объектов вещания к оповещению и информированию населения.
IX. Руководство организацией оповещения.
9.1. Общее руководство организацией оповещения и информирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется руководителями соответствующих органов управления через органы специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области, службы оповещения и связи соответствующего уровня.
9.2. Непосредственное руководство осуществляется:
на региональном уровне управления - Главным управлением МЧС России по Тюменской области во взаимодействии с ОАО "Уралсвязьинформ", дочерним предприятием ФГУП "ВГТРК" Государственная телерадиокомпания "Регион-Тюмень" и филиалом ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Тюменский областной радиотелевизионный передающий центр" и другими организациями связи, осуществляющими свою деятельность на территории области в части использования сетей связи общего пользования и ведомственных сетей связи, сетей радио, телевизионного и проводного вещания.
на муниципальном уровне управления - органами специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций области муниципальных образований во взаимодействии с городскими и районными организациями Тюменский филиал электросвязи ОАО "Уралсвязьинформ", предприятиями ведомственных сетей связи в части использования сетей связи общего пользования, сетей радио, телевизионного и проводного вещания.
X. Порядок финансирования систем оповещения.
10.1. Финансирование создания, совершенствования (реконструкция) и эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения, создание и содержание запасов мобильных средств оповещения всех уровней управления осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
XI. Организация оповещения в военное время.
11.1. Организация оповещения в военное время определяется решением Губернатора Тюменской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Тюменской области от 19 августа 2002 г. N 317 "О системе оповещения и информирования населения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.