Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации
Тюменской области
от 31 мая 1996 г. N 50
Положение
об областной территориальной подсистеме
единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС).
2. В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 основными задачами областной подсистемы РСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм, направленных на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление областных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования объектов в случае их возникновения;
- обеспечение постоянной готовности органов управления, готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
3. Областная подсистема РСЧС объединяет все расположенные на территории области органы управления, силы и средства органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (далее объекты), предназначенные для решения задач по защите населения и территорий, предупреждению и ликвидации ЧС.
4. Областная подсистема РСЧС включает в себя территориальные подсистемы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и звенья функциональных подсистем федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, расположенных на территории области. Взаимоотношения между областной подсистемой РСЧС и территориальными подсистемами Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов относятся в соответствии с Договором об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 1995 г.
Областная подсистема РСЧС состоит из территориальных подсистем автономных округов и звеньев, соответствующих органов местного самоуправления.
5. Областная подсистема имеет три уровня: территориальный, местный и объектовый.
6. Общее руководство деятельностью подсистем и звеньев на всех уровнях осуществляется руководителем органа исполнительной власти, местного самоуправления, объекта.
7. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем и звеньев областной подсистемы, определяются положениями об этих подсистемах и звеньях, утвержденными соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления.
8. Каждый уровень областной подсистемы имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления по делам ГО и ЧС), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
9. Координирующими органами являются:
- на территориальном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям области и автономных округов;
- на местном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям органа местного самоуправления;
- на объектовом уровне - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Положение о комиссиях по чрезвычайным ситуациям всех уровней, состав этих комиссий утверждаются решениями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, местного самоуправления, объекта.
10. Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям области, автономного округа, органа местного самоуправления являются:
- организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
- организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создания и поддержания в состоянии готовности пунктов управления;
- организация разработки нормативных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и осуществление федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализация территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
- взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;
- планирование и организация эвакуации населения, размещение эвакуируемого населения и возвращение его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;
- организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
11. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
12. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
- на территориальном уровне - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти области и автономных округов. Положение об органах управления территориальных подсистем области, автономных округов и звеньев категорированных городов, укомплектованных военнослужащими, определяются решением начальника ГО РФ - Председателя Правительства и Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- на местном уровне - органы управления по делам ГО и ЧС (комитеты, управления, отделы), создаваемые при органах местного самоуправления решением руководителей соответствующих органов местного самоуправления;
- на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые (назначаемые) решением руководителей объектов.
13. Органами повседневного управления областной подсистемы РСЧС являются:
- оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС области, автономных округов;
- дежурно-диспетчерские службы структурных подразделений и организаций федеральных органов исполнительной власти на территории области;
- дежурно-диспетчерские службы органов местного самоуправления;
- дежурно-диспетчерские службы объектов.
Органы повседневного управления оснащаются соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаются в постоянной готовности.
14. В состав сил и средств областной подсистемы РСЧС входят силы и средства области, автономных округов, органов местного самоуправления, структурных подразделений и организаций федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории области, объектов, которые в соответствии с возложенными на них обязанностями привлекаются для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
15. Конкретный состав сил и порядок их привлечения к выполнению задач на территориальном и местном уровнях определяется решением соответствующих органов исполнительной власти, местного самоуправления, исходя из принципа необходимой достаточности.
16. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних дел применяются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, области, автономного округа.
Силы постоянной готовности федеральных органов исполнительной власти и объектов, расположенные на территории области, привлекаются органами управления по делам ГО и ЧС по согласованию с соответствующими руководителями для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или угрозы их возникновения.
Решениями руководителей органов исполнительной власти , местного самоуправления, организаций и объектов создаются нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
16. Обучение населения способам защиты при ЧС организуется органами управления по делам ГО и ЧС, осуществляется самостоятельно, на занятиях, тренировках по месту работы, учебы и жительства, в ходе специальных учений, через средства массовой информации (телевидение, радио, печать).
17. Информационное обеспечение функционирования подсистем и звеньев РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
информационно-управляющие центры органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области и автономных округов;
абонентские пункты органов управления по делам ГО и ЧС органов местного самоуправления;
информационные центры организаций;
средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам ГО и ЧС определяется Правительством Российской Федерации.
18. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования подсистемы и звеньев РСЧС:
режим повседневном деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности ЧС;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
19. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании подсистем и звеньев РСЧС, являются:
а/ в режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
создание и восполнение финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
осуществление целевых видов страхования;
б/ в режиме повышенной готовности:
принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
усиление дежурно-диспетчерской службы;
усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориям, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования объектов;
приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС;
в/ в режиме ЧС:
организация защиты населения;
выдвижение оперативных групп в район ЧС;
организация ликвидации ЧС;
определение границ зоны ЧС;
организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
20. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
резерв финансовых и материальных ресурсов области и автономных округов - за счет средств бюджета области и автономных округов;
местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления - за счет средств местного бюджета;
объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организации.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяется органом, их создавшим.
21. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций органов местного самоуправления, органов исполнительной власти, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по ЧС.
Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализировать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящим комиссиям по ЧС. Вышестоящая комиссия по ЧС может взять на себя координацию или руководство ликвидации этой ЧС и оказать необходимую помощь.
При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
22. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей ЧС они могут быть выделены из других резервов РСЧС по ходатайству руководства организации, администрации, органа местного самоуправления.
23. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления по делам ГОЧС при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке. Эти задачи они решают путем проведения необходимой разъяснительной работы среди своих членов и других групп населения, а также непосредственного участия в осуществлении государственных долгосрочных программ, направленных на предупреждение различных бедствий, осуществление аварийно-спасательных работ и необходимых мер по оказанию помощи пострадавшим в районах бедствия.
24. Финансирование областной подсистемы РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций.
Финансирование целевых программ по защите населения и территории от ЧС, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии о законодательством Российской Федерации и законодательством Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО.
Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС производится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, которым подведомственны объекты, находящиеся в зоне ЧС, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
25. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках областной подсистемы РСЧС на основе Планов действий Тюменской области, автономных округов, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Организационно-методическое руководство деятельностью подсистем и звеньев РСЧС осуществляется специально уполномоченным органом управления по делам ГО и ЧС Тюменской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.