Закон Тюменской области от 6.12.2005 N 427 "О предоставлении налоговых льгот на 2006 год отдельным категориям налогоплательщиков" принят Тюменской областной Думой 22 ноября 2005 года. Закон опубликован в официальных печатных изданиях - "Тюменская область сегодня" (N 229, 09.12.2005), "Тюменские известия" (N 276-277, 09.12.2005).
Закон вступил в силу со дня официального опубликования. Налоговые льготы, предоставленные настоящим Законом, действуют с 1 января 2006 года (статья 4).
Льготы по налогам и сборам, зачисляемым в областной бюджет, устанавливаются законами Тюменской области, начиная с 1996 года, каждый из которых действовал в рамках одного финансового года.
В преамбуле комментируемого Закона определено, что Закон Тюменской области "О предоставлении налоговых льгот на 2006 год отдельным категориям налогоплательщиков" в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Законом Тюменской области "О льготном налогообложении в Тюменской области" устанавливает преимущества в уплате налогов, для отдельных категорий налогоплательщиков в 2006 году.
Понятие налоговой льготы установлено в статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Общий порядок и принципы предоставления в Тюменской области льгот по налогам и сборам, зачисляемым в областной бюджет, определены в Законе Тюменской области от 15.04.1996 N 33 "О льготном налогообложении в Тюменской области" (в редакции Законов от 13.01.2001 N 255, от 06.05.2003 N 136, от 29.12.2003 N 183, от 27.04.2004 N 226, от 04.05.2005 N 374).
Установление и использование налоговых льгот в Тюменской области осуществляется в целях стимулирования производства товаров (работ, услуг), инвестиционной деятельности, развития рыночной инфраструктуры и решения вопросов социально-экономического развития области.
Налоговые льготы предоставляются категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, зарегистрированных и находящихся в Тюменской области.
Согласно статье 2.1 областного Закона N 33 категории налогоплательщиков-организаций, которым предоставляются льготы по налогам и сборам, зачисляемым в областной бюджет, могут устанавливаться:
- по виду осуществляемой ими деятельности (виду выпускаемой продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ);
- по принципу использования труда отдельных категорий работников;
- по принципу направления средств на финансовую поддержку отдельных отраслей в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Тюменской области;
- по иным критериям в соответствии с законами Тюменской области об установлении налогов и сборов или льгот по налогам и сборам.
Налоговые льготы, установленные комментируемым Законом, действуют в течение 2006 года.
Статьей 1 комментируемого Закона установлена ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 13,5 процента для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налог на прибыль организаций согласно Налоговому кодексу Российской Федерации является федеральным налогом. В соответствии со статьей 284 кодекса налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 24 процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2-5 указанной статьи. При этом:
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Статья 1 комментируемого областного Закона представляет собой реализацию правомочия субъекта Федерации по установлению льготного размера ставки налога на прибыль организаций.
Таким образом, льготная минимально возможная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Тюменской области, в размере 13,5 процента установлена для шести категорий налогоплательщиков, в том числе:
1) держателям инвестиционных проектов Тюменской области в соответствии с Законом Тюменской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области", осуществляющим вложение инвестиций в инвестиционные проекты Тюменской области.
Понятие держатель инвестиционного проекта Тюменской области введено Законом Тюменской области от 8.07.2003 N 159 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области" (в редакции Законов Тюменской области от 08.12.2003 N 175, от 10.12.2004 N 289, от 04.05.2005 N 373). Данный областной Закон регулирует отношения в сфере инвестиционной деятельности на территории Тюменской области и определяет формы государственной поддержки инвестиционной деятельности в области. Одной из форм государственной поддержки согласно закону является установление для держателей инвестиционных проектов Тюменской области льготного порядка налогообложения.
Под держателем инвестиционного проекта Тюменской области понимается юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющее реализацию инвестиционного проекта, заключившее с Правительством области инвестиционное соглашение, предусмотренное Законом Тюменской области N 159, и исполняющее условия инвестиционного соглашения.
В соответствии со статьей 5 областного Закона N 159 государственная поддержка инвестиционной деятельности не предоставляется держателям инвестиционных проектов:
- находящимся в стадии ликвидации или банкротства, а также имеющим подразделения, которые находятся в названных стадиях, либо имеющим ограничения, предусмотренные действующим законодательством;
- имеющим просроченную задолженность по ранее предоставленным из федерального, областного или местного бюджетов средствам на возвратной основе, а также имеющим задолженность по налоговым платежам в любой из уровней бюджета и внебюджетные государственные фонды;
- имеющим просроченную задолженность по банковским кредитам;
2) зарегистрированным и состоящим на налоговом учете в Тюменской области организациям по производству пива и слабоалкогольной продукции в объеме не менее 30 миллионов литров в год, производственные мощности которых находятся в стадии строительства и (или) ввода в эксплуатацию, осуществляющим расходы на развитие собственного производства и (или) реализацию инвестиционных проектов в Тюменской области.
Установленная налоговая льгота является реализацией меры государственной поддержки производителей, выпускающих пиво и слабоалкогольную продукцию (далее - производители), предусмотренной Законом Тюменской области от 06.05.2003 N 138 "О государственной поддержке производителей, выпускающих пиво и слабоалкогольную продукцию" (в редакции Законов Тюменской области от 29.12.2003 N 195, от 28.03.2005 N 360, от 04.05.2005 N 374).
Производители должны быть зарегистрированы и состоять на налоговом учете в Тюменской области, объем производства пива и слабоалкогольной продукции должен составлять не менее 30 миллионов литров в год.
Льготному налогообложению подлежат производители, производственные мощности которых находятся в стадии строительства и (или) ввода в эксплуатацию, осуществляющие расходы на развитие собственного производства и (или) реализацию инвестиционных проектов Тюменской области;
3) организациям по производству целлюлозно-картонной продукции с объемом выпуска картона не менее 200 тысяч тонн в год, производственные мощности которых находятся в стадии строительства и (или) ввода в эксплуатацию, осуществляющим расходы на строительство и развитие собственного производства.
Налоговая льгота, установленная настоящим пунктом, является одной из мер по развитию целлюлозно-бумажной промышленности в Тюменской области, предусмотренной Законом Тюменской области от 16.08.2004 N 248 "О мерах по развитию целлюлозно-бумажной промышленности в Тюменской области" (в редакции Закона Тюменской области от 04.05.2005 N 374).
Введение данной нормы в текст областного Закона обусловлено необходимостью стимулирования развития данной отрасли экономики, что, в свою очередь, в дальнейшем позволит решить проблемы расширения налогооблагаемой базы, увеличения объемов промышленного производства;
4) образовательным учреждениям начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, а также общеобразовательным учреждениям, имеющим лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Ставка налога на прибыль организаций установлена для образовательных учреждений начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, находящихся на территории Тюменской области, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, имеющих государственную аккредитацию в порядке, предусмотренном законодательством.
Также ставка налога на прибыль организаций установлена для общеобразовательных учреждений, в том числе государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений, действующих в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством;
5) организациям по производству специальных автомобилей повышенной проходимости, производственные мощности которых находятся в стадии строительства и (или) ввода в эксплуатацию (до выхода на проектную мощность), осуществляющим расходы на строительство и развитие собственного производства;
6) организациям по производству стального проката с проектной мощностью не менее 545500 тонн в год, производственные мощности которых находятся в стадии строительства и (или) ввода в эксплуатацию (до выхода на проектную мощность), осуществляющим расходы на строительство и развитие собственного производства.
При включении в перечень льготных категорий налогоплательщиков организаций по производству специальных автомобилей повышенной проходимости и организаций по производству стального проката законодателем преследовалась цель создание в области благоприятного инвестиционного климата, стимулирование развития новых отраслей экономики, расширение налогооблагаемой базы.
Статьей 2 комментируемого областного Закона отдельные категории налогоплательщиков освобождаются от уплаты налога на имущество организаций.
Налог на имущество организаций согласно Налоговому кодексу РФ является региональным налогом, устанавливается главой 30 НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
В Тюменской области данный вид налога введен Законом Тюменской области от 27.11.2003 N 172 "О налоге на имущество организаций", который действует с 1 января 2004 года. Закон определяет ставку налога в размере 2,2 процента, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы и основания их использования.
Следует отметить, что льгота по уплате налога на имущество организаций, в соответствии со статьей 2 комментируемого Закона, предоставлена в виде полного освобождения от уплаты данного вида налога и в отличие от областного закона N 172 действует только в рамках 2006 года.
В статье 2 законодателем установлены три категории налогоплательщиков, освобождающихся от уплаты налога на имущество организаций:
1) предприятия химико-фармацевтической промышленности с проектной мощностью не менее 12 миллионов флаконов инфузионных растворов, 1 миллиарда таблеток, 32 миллионов капсул, производственные мощности которых находятся в стадии строительства и (или) ввода в эксплуатацию (до выхода на проектную мощность), осуществляющие расходы на развитие собственной материально-технической базы.
Льгота по налогу на имущество организаций установлена предприятиям химико-фармацевтической промышленности, производственные мощности которых находятся в стадии строительства и (или) ввода в эксплуатацию до выхода на проектную мощность;
2) организации по производству специальных автомобилей повышенной проходимости, производственные мощности которых находятся в стадии строительства и (или) ввода в эксплуатацию (до выхода на проектную мощность), осуществляющие расходы на строительство и развитие собственного производства;
3) организации по производству стального проката с проектной мощностью не менее 545500 тонн в год, производственные мощности которых находятся в стадии строительства и (или) ввода в эксплуатацию (до выхода на проектную мощность), осуществляющие расходы на строительство и развитие собственного производства.
В соответствии со статьей 3 комментируемого областного Закона средства, высвободившиеся у налогоплательщика в результате использования налоговых льгот, не могут превышать объем расходов (инвестиций), осуществленных налогоплательщиком в течение налогового периода, в котором предоставлены льготы, по назначению, установленному настоящим Законом для соответствующей категории налогоплательщиков, если такое назначение установлено.
Характеризуя данную норму, необходимо учитывать общее положение, закрепленное статьей 1 Закона Тюменской области "О льготном налогообложении в Тюменской области", согласно которому установление и использование налоговых льгот в Тюменской области осуществляется в целях стимулирования производства товаров (работ, услуг), инвестиционной деятельности и решения вопросов социально-экономического развития области.
Комментируемая статья 3 содержит ограничение по сумме средств, высвобожденных у налогоплательщика в результате использования налоговых льгот. Эти средства не могут превышать объем расходов (инвестиций), осуществленных налогоплательщиком в течение налогового периода, в котором предоставлены льготы, по назначению, установленному настоящим Законом для соответствующей категории налогоплательщиков.
Такими расходами могут быть, например, для одной категории налогоплательщиков расходы на строительство и развитие собственного производства (пункт 3 статьи 1), для другой - инвестиции, вкладываемые в инвестиционные проекты Тюменской области (пункт 1 статьи 1), для третьей - расходы на развитие собственной материально-технической базы (пункт 1 статьи 2).
В целях реализации настоящего областного Закона не предусматривается принятие каких-либо подзаконных актов. Хотя в предыдущие годы, вплоть до 2004 года включительно, постановлениями Губернатора области утверждались положения о порядке применения налоговых льгот. Требования об утверждении подобных положений не содержит также действующая редакция Закона Тюменской области "О льготном налогообложении в Тюменской области".
Перечень документов, необходимых для получения налоговых льгот, законодательно не установлен. Вместе с тем для подтверждения имеющихся оснований для получения налоговой льготы в соответствии с комментируемым Законом в сроки, установленные для представления деклараций за отчетный (налоговый) период по соответствующим налогам, налоговыми органами могут быть истребованы у налогоплательщиков отдельные документы, в частности, свидетельство о государственной регистрации организации, бизнес-план, бухгалтерский баланс, соглашения, заключенные с Правительством области в соответствии с Законом Тюменской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области" (для держателей инвестиционных проектов Тюменской области) и др.
Председатель постоянной комиссии
Тюменской областной Думы
по бюджету, налогам и финансам | В. Крамской |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к закону Тюменской области от 6 декабря 2005 г. N 427 "О предоставлении налоговых льгот на 2006 год отдельным категориям налогоплательщиков"
Текст комментария опубликован в газете "Тюменские известия" от 20 мая 2006 г., N 98 (4061)