Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 9 "Школьное образование"
В общем образовании специалистами управления по образованию осуществлялась деятельность, направленная на:
- продолжение эксперимента по введению единого государственного экзамена;
- совершенствование структуры и содержания общего образования;
- развитие предпрофильного и профильного обучения во второй и третьей ступенях обучения;
- совершенствование нормативно-правовой базы.
Особое внимание управление по образованию уделяет выполнению статьи 19 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
В г. Тюмени проживает более 120 000 детей от 0 до 18 лет, (22% населения).
Информация по учащимся, нерегулярно посещающим занятия
Количество учащихся, нерегулярно посещающих занятия |
2003-2004 уч. год | 2004-2005 уч. год |
Всего на контроле (чел., %) | 266 (0,4%) | 193 (0,3%) |
Из них продолжили обучение В т.ч.: - в дневных ОУ - в ВСШ - в ПУ |
114 (43%) 72 25 17 |
87 (45%) 3 17 7 |
Трудоустроено | 108 (40%) | 70 (36%) |
Выбыли по различным причинам | 42 (17%) | 40 (19%) |
В числе организационно-управленческих мер обеспечения всеобуча особое место занимает учет детей школьного возраста.
В управлении по образованию Администрации города Тюмени анализируется информация о детях, уклоняющихся от учебных занятий, на 1 и 15 число каждого месяца (сформирован банк данных детей этой категории); осуществляется предметный контроль за продолжением обучения детей, по различным причинам выбывшим из ОУ.
Общеобразовательные учреждения ведут работу в соответствии с приказом управления по образованию Администрации города Тюмени от 14.05.04 N 370 "О неотложных мерах по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступности среди обучающихся в ОУ г. Тюмени".
Каждое образовательное учреждение осуществляет контроль за учащимися, уклоняющимися от занятий, в границах микроучастка общеобразовательного учреждения; организует деятельность советов общественности по вопросам индивидуальной работы с детьми. При этом организовано тесное сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделениями по делам несовершеннолетних, проходят совместные рейды в микрорайонах по выявлению детей, уклоняющихся от учебы, осуществляется обмен информацией между ведомствами по детям данной категории (2 раза в месяц) в рамках ведения межведомственного банка данных "детей групп особого внимания".
Совместно с управлением по здравоохранению Администрации города Тюмени образовательное учреждение на 1 число каждого месяца выявляет детей из неблагополучных семей, не посещающих поликлиники, на начало учебного года осуществляется сбор информации о детях, которые по своим заболеваниям являются необучаемыми.
Совместно с управлением по социальной политике ОУ осуществляет межведомственный обмен информацией о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении; обновляет и пополняет банк данных детей "группы особого внимания". Таким образом, в городском образовательном пространстве сложилась четкая система контроля за детьми, систематически пропускающими занятия в школах, выработан единый алгоритм принимаемых мер.
Выбытие обучающихся из ОУ без продолжения основного образования (отсев) является нарушением законодательства РФ в области образования. Ответственность за данное нарушение несет руководитель ОУ и родители ребенка.
Информация о несохранении контингента и отсеву учащихся
2003-2004 | 2004-2005 | |
Несохранение контингента (чел. %) в т.ч. отсев |
671 (1,0%) 150(0,23%) |
483 (0,8%) 110(0,18%) |
В образовательных учреждениях города продолжают развиваться различные формы получения основного общего образования.
Формы обучения | 2003 год | 2004 год | 2005 год |
общеобразовательные учреждения |
67 321 | 63 405 | 59 923 |
в т.ч.: - вечерние сменные школы |
2 108 | 2117 | 2 069 |
- экстернат | 56 | 32 | 105 |
- семейное образование | 18 | 33 | - |
- обучение на дому | 104 | 78 | 90 |
Порядок приема обучающихся в вечерние, открытые (сменные) общеобразовательные учреждения определен приказом управления по образованию Администрации города Тюмени от 08.02.2005 г. N 55 "Об осуществлении контроля за сохранением контингента обучающихся в вечерних школах". Разработан механизм совместного контроля за продолжением обучения учащихся между руководителями учреждений.
В 2004-2005 учебном году получили основное общее образование 7567 (96,6%) девятиклассников, обучающихся в дневных и вечерних школах. Без второгодников при выпуске из основной школы закончили учебный год учащиеся из 37 общеобразовательных учреждений.
Типы ОУ | Получили документы об основном общем образовании (чел., %) |
|
2004 г. | 2005 г | |
- дневные общеобразовательные - вечерние сменные |
8 254 (98,3%) 325 (86,4%) |
7 195 (100%) 372 (96,6%) |
Аттестаты о среднем (полном) общем образовании получили 5021 (99,7%) выпускников дневной формы обучения, 520 (96,8%) выпускников вечерней, заочной формы обучения и через экстернат.
ОУ | Получили документы о полном среднем образовании (чел.;%) |
Из них особого образца (чел.;%) | ||
2004 г. | 2005 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
дневные школы |
6108 99,6% | 5021 99,7% | 231 чел. (3,8%) в т.ч.: - золотые медали - 68; - серебряные - 163 |
219 (4,3%) в т.ч.: - золотые медали - 57; - серебряные - 162 |
вечерние | 477 89,7% | 520 96,8% | - | - |
Повышение качества образования
Совершенствование структуры и содержания общего образования - одно из основных направлений развития системы образования. В его задачи входит повышение качества, разгрузка и обновление содержания образования, обеспечение условий, способствующих сохранению здоровья обучающихся, введение современных педагогических технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение.
Образование в начальной школе представлено вариативными программами традиционной системы, в том числе: "Школа - 2100", школа "XXI век", "Гармония", "Перспективная". По этим программам обучается 83,2% учащихся. Системами развивающего обучения Занкова Л.В., Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В. охвачено 16,7% учащихся начальной школы.
Особое внимание образовательные учреждения города уделяют раннему изучению иностранного языка и информатики.
Изучение иностранного языка и информатики на I ступени обучения
Предметы | 2003-2004 уч. г. |
2004-2005 уч. г. |
2005-2006 уч. г. |
Иностранный язык (чел., %) |
4 406(21,7%) | 7 427 (36,4%) | 10 209(48,0%) |
Информатика (чел., %) | 5 499(27,1%) | 7 364 (36,3%) | 6 123 (38,8%) |
Для этого в ОУ создана материальная база, приобретены учебно-методические комплексы, педагоги прошли курсовую переподготовку.
Активно ведется предпрофильная и профильная подготовка обучающихся. Управлением по образованию Администрации города Тюмени проводится диагностика профильной направленности, формируются различные модели профильного обучения, пересматриваются учебные планы с целью введения предметов, обеспечивающих развитие познавательных и созидательных способностей, направленных на подготовку учащихся к ЕГЭ, проводятся конкурсы программ элективных курсов.
Организация предпрофильного и профильного обучения
Подготовка | 2003-2004 уч. г. | 2004-2005 уч. г. |
2005-2006 уч. г. |
Предпрофильная | - | 4 761 (68,0%) | 6 850195,0%) |
Профильная | 5 468 (46,7%) | 6 162 (41,2%) | 6 603 (54,0%) |
В рамках реализации комплексного плана-графика профильного обучения проведен анализ данных ГУ Центр занятости населения г. Тюмени по выявлению тенденции спроса и предложений на рынке труда города, исследован уровень профессионального самосознания учащихся 9-х классов (в анкетировании приняли участие 33 школы - 42% от общего количества обучающихся в 9-х классах), сопоставлены возможности сквозных программ, реализуемых учреждениями начального профессионального образования, среднего и высшего профессионального образования, обеспечивающих профессиональную подготовку (освоение профессии), в адрес ОУ направлены соответствующие методические рекомендации.
Компьютеры и учебное программное обеспечение становятся неотъемлемыми частями педагогической деятельности; инструментами, повышающими качество обучения. Образовательные учреждения укомплектованы компьютерной техникой на 100% (на 1 компьютер приходится в 2005 году 51 обучающийся, в 2004 году - 54). Более 2000 преподавателей города прошли Интернет - курсы; в ОУ ведется обучение учителей первичным пользовательским навыкам. В каждой четвертой школе города эффективно используется компьютерная техника и внедряются информационные технологии.
В соответствии с этим ведется поиск оптимальных вариантов построения учебного плана, направленного на оптимизацию учебной нагрузки, сохранение здоровья детей, обновление содержания образования, введение предпрофильного и профильного обучения, совершенствование системы итоговой аттестации.
Учебные планы образовательных учреждений города сформированы на основании приказов: Минобразования России от 09.12.1998 N 322 "Об учреждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ", департамента образования и науки Тюменской области от 14.06.2005 N 515-ОД "О формировании учебных планов образовательных учреждений на 2005-2006 учебный год". В целях сохранения и укрепления здоровья, сокращения аудиторной нагрузки образовательные учреждения работают с 01.09.2005 г. в режиме 5-дневной учебной недели.
Часы школьного компонента использованы: в начальных классах - для изучения информатики (с 3 класса), иностранного языка (со 2 класса), в 9-ом классе - предпрофильная подготовка (1 час), в 10-11 классах - организация профильного обучения и подготовка к ЕГЭ (математика, русский язык). Часы национально-регионального компонента интегрированы в соответствии с программами федерального компонента. Учебные планы каждого общеобразовательного учреждения согласованы с управлением по образованию Администрации города Тюмени.
Решение многих проблем, в т.ч. и эффективность реализации задач модернизации, находит отражение в инновационной работе ОУ при научной, методической и экономической поддержке со стороны управления по образованию, городского информационно-методического центра.
В городе открыто 6 федеральных, 15 городских экспериментальных площадок, отрабатывающих новые модели образовательных учреждений, создающих условия для развития детей, укрепления их здоровья.
В целях стимулирования инновационной работы педагогов в условиях модернизации школы информационно-методическим центром проводятся конкурсы авторских программ элективных курсов, изучается и обобщается опыт работы ОУ по направлениям Концепции модернизации образования, финансируется проведение городских олимпиад по 12 предметам, в которых в 2005 г. участвовали до 5000 обучающихся, летние профильные смены для интеллектуально одаренных детей, поддержка и развитие школьных научных обществ.
Тюменские школьники достойно представляют наш город на областных, всероссийских олимпиадах, всероссийской конференции "Шаг в будущее" и других форумах одаренной молодежи. (Количество призеров в области - 128, на всероссийских соревнованиях - 92). Победители областных олимпиад имеют возможность льготного поступления в вузы области.
Итоговая аттестация
Город Тюмень участвует в эксперименте по введению Единого Государственного экзамена с 2002-2003 учебного года.
Особенностью 2005 года явилось то, что впервые в ЕГЭ принимали участие 358 выпускников вечерних школ города. По сравнению с прошлым годом, результаты по многим предметам улучшены, за исключением обществознания и литературы.
Управлением по образованию Администрации города Тюмени осуществляется постоянный инспекционный контроль общеобразовательных учреждений за повышением качества организации и проведения итоговой аттестации в ОУ города. Результаты (средние баллы) по предметам
Предмет | 2002-2003 уч. год |
2003-2004 уч. год |
2004 - 2005 уч.год без ВСШ |
2004-2005 ч.год# с ВСШ |
Химия | 47,6 | 45,2 | 46,3 | 45,48 |
история России | 45,83 | 45,9 | 48,5 | 43,88 |
обществознание | 51 | 49,5 | 48,6 | 48,35 |
литература | 53,6 | 48,9 | ||
русский язык | 50,8 | 48,7 | 50,5 | 49,44 |
математика | 49,4 | 50,5 | 50,6 | 49,03 |
физика | 49,3 | 49,6 | 51,3 | 50,79 |
биология | 47,17 | 48,2 | 51,5 | 51,02 |
география | 45,89 | 49,5 | 52,4 | 52,24 |
фр. яз | 51,4 | 58 | ||
англ. яз | 66,81 | 66,8 | 66,3 | |
нем. яз | 59,3 | 67,9 |
Информация о распределении выпускников образовательных учреждений
по каналам обучения
Выпускники 11 (12) классов
ОУ | Число выпуск- ников 11 классов |
Прием в учреждения | Тру- до- ус- тро- йст- во |
% | Не тру- до- уст- рое- но |
% | Проч. при- чины |
% | |||||
ВПО | % | СПО | % | НПО | % | ||||||||
2003-2004 уч. год |
6585 | 4214 | 63.9 | 1599 | 24.3 | 223 | 3,4 | 300 | 4.6 | 46 | 0,7 | 203 | 3,1 |
2004-2005 уч. год |
5541 | 3822 | 68.8 | 1082 | 19.5 | 172 | 3.1 | 286 | 5.1 | 24 | 0.4 | 155 | 0.6 |
Выпускники 9 классов
Кол-во уч-ков (чел.) |
Прием в 10 кл. |
Прием в ссузы |
Прием в ПУ |
Трудо- уст- роено |
Не трудо- уст- роено |
Вечерние школы |
|
2003 год | 8905 выпускников |
5450 61,2% |
1675 18,8% |
1447 16,2% |
122 1,4% |
69 0,8% |
43 0,48% |
2004 год | 8679 выпускников |
5138 59,9 % |
1657 19,3% |
1287 14,9% |
145 1,7% |
68 0,%8# |
185 2,2% |
Приоритетным направлением работы управления по образованию Администрации города Тюмени и общеобразовательных учреждений является сохранение контингента обучающихся и увеличение доли выпускников 9-х классов, продолживших обучение в школах города.
В области общего образования основными задачами, предстоящими к решению в 2006 году, являются:
- организация работы по совершенствованию содержания общего образования, введению предпрофильного и профильного обучения;
- обеспечение учебного процесса для реализации стандартов общего среднего образования.
Профилактика безнадзорности и беспризорности, правонарушений
и преступлений, вредных привычек учащихся
Основное внимание в сфере предупреждения безнадзорности и правонарушений детей и подростков уделялось повышению эффективности воспитательной, психолого-педагогической работы с обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений, предотвращению "отсева" обучающихся из школы, повышению качества образования всех категорий учащихся, в том числе имеющих проблемы в развитии, обучении, поведении, социальной адаптации.
Управлением по образованию Администрации города Тюмени сформирована нормативно-правовая база, регламентирующая работу с детьми данной категории:
- издан приказ N 370 от 14.05.2004 "О неотложных мерах по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди обучающихся ОУ города Тюмени";
- отработан механизм выявления детей, уклоняющихся от учебы;
- изданы положения о постановке на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в подразделения по делам несовершеннолетних, на внутришкольный учет;
- направлены в ОУ информационные письма "Об организации работы с детьми, стоящими на внутришкольном учете", "О механизме ведения городского и областного банка данных по беспризорным и безнадзорным детям" и т.д.
Ведется межведомственный банк данных "детей групп особого внимания". Ежемесячно данные банка направляются в ОУ для дальнейшего качественного и оперативного обновления.
Организация летнего отдыха несовершеннолетних "группы риска" находится на постоянном контроле. Более 70% школьников, состоящих на учете, в 2005 г. охвачены организованными формами летнего отдыха.
Вид учета | Стоит на учете | Охвачено летним отдыхом |
Процент охвата |
ВШК | 1167 | 929 | 80 |
ПДН | 370 | 238 | 63,9 |
КДН | 444 | 325 | 71,5 |
Одним из критериев результативности работы образовательных учреждений является отсутствие правонарушений и преступлений, совершенных учащимися. Сравнительный анализ свидетельствует об увеличении удельного веса преступлений, совершенных учащимися с 2004 по 2005 год на 14%, что свидетельствует о достаточно высокой противоправной активности обучающихся#
Количество совершенных преступлений и правонарушений, совершенных учащимися школ г. Тюмени:
Год | Всего | Из них: | ||
10-14 лет | 14-16 лет | 16-18 лет | ||
2003 | 122 | 26 | 61 | 35 |
2004 | 96 | 19 | 48 | 29 |
2005 г. | 105 | 16 | 41 | 26 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.