Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6 "Здоровье учащихся"
Важным показателем качества образования является оценка состояния здоровья обучающихся. Медицинское обслуживание обучающихся осуществляется согласно приказу МО РФ N 186/272 от 30.06.92 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях". Руководство школ в целом уделяет большое внимание созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
В 91,2% образовательных учреждений есть условия для лечебно-профилактической помощи обучающихся - созданы медицинские кабинеты (2004 г. - 90,6%). Средняя оснащенность медкабинетов оборудованием в 2005 г. составила 79,2% (2004 г. - 75,1%), медикаментами - 89,6% (2004 г. - 88,5%). Данные показатели улучшились по сравнению с 2002 -2004 г. Стоматологические кабинеты имеются в 15 (2004 г. - в 13) образовательных учреждениях (16,5%), физиокабинеты - в 8 школах (8,8%; в 2004 г. в 6 школах). По сравнению с 2004 г. число стоматологических и физиокабинетов увеличилось.
Медико-социальная и психолого-педагогическая помощь обучающимся осуществляется медсестрами, фельдшерами, педиатрами, логопедами, валеологами. Укомплектованность школ города медицинским персоналом отражена в таблице.
Медико-педагогический персонал школ г. Тюмени
персонал | 2003 | 2004 | 2005 | |||
кол-во | % школ | кол-во | % школ | кол-во | % школ | |
фельдшер | 56 | 60,2 | 59 | 60,0 | 64 | 61,5 |
врач-педиатр | 17 | 18,3 | 18 | 21,2 | 25 | 18,7 |
медицинская сестра | 32 | 33,3 | 42 | 32,9 | 51 | 35,2 |
валеолог | 4 | 4,3 | 5 | 5,9 | 15 | 6,6 |
логопед | 23 | 27,7 | 37 | 31,8 | 37 | 31,8 |
Укомплектованность образовательных учреждений города различными медицинскими кадрами несколько выросла, в том числе врачами-педиатрами, медицинскими сестрами, фельдшерами и валеологами.
Медицинским персоналом регулярно проводится комплексная оценка состояния здоровья обучающихся. Степень охвата медосмотрами обучающихся декретированного возраста составила 77,6% (2004 г. - 70,7%), недекретированного возраста - 66% (2004 г. - 32,7%).
В ходе проводимых медицинских осмотров обучающихся распределяются по группам здоровья.
Распределение обучающихся по группам здоровья
группа здоровья |
2001 г., % | 2002 г., % | 2003 г., % | 2004 г., % | 2005 г., % |
1 | 13,0 | 10,5 | 7,0 | 8,6 | 8,9 |
2 | 69,0 | 64,9 | 66,0 | 66,3 | 66,0 |
3 | 17,0 | 18,5 | 21,0 | 22,6 | 21,6 |
4 | 1,0 | 3,9 | 3,0 | 1,8 | 3,0 |
5 | - | 2,2 | 1,0 | 0,7 | 0,5 |
Помимо групп здоровья в ходе медосмотров выявляются также различные отклонения в здоровье обучающихся и определяются типы их физического развития.
Наиболее распространенные виды отклонений в здоровье обучающихся
нарушения | 2001 г., % |
2002 г., % |
2003 г., % | 2004 г., % | 2005 г., % |
нарушения опорно-двигатель- ного аппарата |
26,9 | 35,0 | 27,0 | 34,4 | 35,6 |
нарушения зрения | 13,4 | 21,2 | 19,0 | 18,3 | 17,7 |
заболевания ЖКТ | 30,4 | 7,4 | 7,0 | 9,1 | 10,3 |
отклонения в нервно-психической сфере |
20,3 | 12,0 | 11,0 | 15,8 | 12,3 |
кариес | 14,5 | 31,9 | 25,0 | 37,8 | 33,3 |
туберкулез | - | - | - | 0,8 | 3,1 |
Процент таких отклонений в здоровье обучающихся, как нарушения опорно-двигательного аппарата и заболевание туберкулезом, вырос, по всем остальным показателям наблюдается снижение заболеваемости.
Оценка физического развития школьников
физическое развитие |
2002 год, % | 2003 год, % | 2004 год, % | 2005 год, % |
нормосомическое | 70,3 | 74,0 | 75,4 | 73,0 |
гипосомическое | 9,1 | 11,0 | 10,6 | 11,0 |
гиперсомическое | 10,6 | 12,0 | 8,5 | 10,4 |
отстают в физическом развитии |
5,8 | 3,0 | 5,5 | 5,6 |
Количество детей с гипосомическим и гиперсомическим физическим развитием увеличилось за счет вновь поступивших детей. В целом, соотнесенность характеристик физического развития осталась прежней.
Физкультурные группы
группа | 2002 год, % | 2003 год, % | 2004 год, % | 2005 год, % |
основная | 75,5 | 73,9 | 77,0 | 75,5 |
подготовительная | 16,7 | 18,1 | 17,0 | 16,2 |
специальная | 6,3 | 6,8 | 6,0 | 8,3 |
освобождены от занятий |
1,4 | 1,2 | - | - |
Информация о количестве часов физкультуры по параллелям
количество часов |
% школ, в которых введено данное количество часов физкультуры на параллели |
||
1-3(4) класс | 5-9 класс | 10-11 класс | |
2 | 48,7 | 49,3 | 56,3 |
3 | 51,3 | 50,7 | 35,2 |
4 | - | - | 8,5 |
Многие школы ввели на всех ступенях образования третий час физкультуры в неделю. В ряде школ в среднем и старшем звене введен четвертый час физкультуры в неделю, который используется для осуществления теоретической подготовки к экзаменам и учебно-тренировочных (секционных) занятий. Эти занятия, как правило, вынесены за рамки школьного расписания и реализуются в школах, имеющих для этого условия, поэтому выделенное время обучающиеся успешно используют для оздоровления.
Процент часто болеющих детей в текущем учебном году составил 16,7%, в 2004 г. - 15,6%. Диспансерная группа составляет 28,6%, в 2004 г. - 27,3%. Общая заболеваемость (на 1000 человек) - 429, в 2004 г. - 473. Индекс здоровья обучающихся составил 46,8%, в 2004 г. - 44,4%. Позитивная тенденция улучшения состояния здоровья обучающихся является итогом целенаправленной работы по охране и укреплению здоровья детей. Об этом свидетельствует и оценка физической подготовленности обучающихся.
Оценка физической подготовленности
Оценка | Абсолютное число | % | |
Общее число | Среднее (на 1 ОУ) | ||
Повышена | 7369 | 120,8 | 16,1 |
Норма | 30117 | 493,7 | 65,8 |
Понижена | 6016 | 98,6 | 18,1 |
Программы "Здоровье" созданы в 68 (74,7%) образовательных учреждениях. Осуществляя реализацию программ "Здоровье", педагогические коллективы школ города проводят общие по форме для всех школ мероприятия.
Работа по формированию здорового образа жизни
формы работы | % школ, в которых применяются данные формы | |||
2002 г | 2003 г | 2004 г | 2005 г | |
спецкурсы | 14,3 | 20,4 | 20,0 | 29,7 |
уроки валеологии |
20,6 | 23,6 | 25,9 | 24,2 |
лектории | 55,6 | 51,6 | 70,6 | 69,2 |
Кроме того, в 2005-2006 учебном году спецкурсы по ЗОЖ (здоровый образ жизни) проводятся в 1-4 классе - в 23,1% школ; в 5-11 классе - в 20,9% школ. Уроки валеологии: в 1-4 классе - в 14,3% школ; в 5-9 классе - в 16,5% школ, в 1.0-11 классе - в 11% школ. Лектории: в 1-4 классе - в 59,3% школ, в 5-9 классе - в 62,6% школ; в 10-11 классе - в 58,2% школ. Помимо этого, во многих уколах проводится работа с ослабленными, часто болеющими детьми, а также оздоровление детей, стоящих на диспансерном учете.
Оздоровительная работа
методы оздоровления | % школ, в которых применяются данные методы |
|||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
витаминотерапия | 31,7 | 46,2 | 38,8 | 46.2 |
фитотерапия | 12,7 | 23,7 | 14,1 | 17.6 |
физиолечение | 14,3 | 13,9 | 8,2 | 13.2 |
адаптогены | 4,8 | 10,7 | 4,7 | 4.4 |
аэроинотерапия | - | - | 4,7 | 3.3 |
ароматерапия | - | - | 8,2 | 8.8 |
"С"-витаминизация пищи | 36,5 | 44,1 | 41,2 | 35.2 |
витаминный напиток "Золотой шар" |
27,0 | 47,3 | 55,3 | 42.9 |
внедрение принципа щадящего питания |
- | - | 21,2 | 18.7 |
включение в рацион питания специальных продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью |
- | - | 21,2 | 28.6 |
применение йодированной соли | - | - | 5,9 | 9.9 |
медикаменты | - | - | - | 1,1 |
офтальмологическое лечение | - | - | - | 1,1 |
Нет ответа на вопрос | - | - | 27,1 | 25,3 |
Большинство образовательных учреждений (94,5%) используют в своей работе различные здоровьесберегающие технологии и средства.
Виды здоровьесберегающих технологий и средств
технологии | % школ, применяющих технологии и средства | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
использование тренажерных устройств физкультминутки во время уроков |
- 70,0 |
- 77,4 |
18,8 88,2 |
26.4 91.2 |
гимнастика для глаз | 63,5 | 69,8 | 76,5 | 85.7 |
использование офтальмотренажеров |
- | - | 8,2 | 9.9 |
гимнастика до уроков | 23,8 | 35,5 | 32,9 | 26.4 |
наличие конторок | 6,3 | 7,5 | 5,9 | 6.6 |
психогимнастика | 15,9 | 25,8 | 21,2 | 16.5 |
динамические часы | 34,9 | 64,5 | 60,0 | 71.4 |
динамические перемены | 33,3 | 45,2 | 31,8 | 42.9 |
занятия в специальных медицинских группах |
30,2 | 36,5 | 25,9 | 23.1 |
занятия в группах ЛФК | 27,0 | 28,0 | 18,8 | 24.2 |
занятия в группах коррекционной гимнастики |
27,0 | 16,2 | 14,1 | 15.4 |
занятия в группах логокоррекции |
39,7 | 31,2 | 24,7 | 38.5 |
поляризованный полихроматический свет |
- | - | 1,2 | 2.2 |
ультрафиолетовое излучение для помещений |
- | - | 11,8 | 17,6 |
водолечение | - | - | 2,4 | - |
массаж | - | - | 2,4 | - |
дни здоровья | - | - | 1,2 | - |
йодпрофилактика | - | - | 1,2 | - |
кондиционеры | - | - | 1,2 | - |
увлажнители воздуха | - | - | 1,2 | * |
лампы Чижевского | - | - | 1,2 | - |
ионизация воздуха | - | - | 1,2 | 2,2 |
озеленение помещений | - | - | 1,2 | 1,1 |
сказкотерапия | - | - | 1,2 | - |
музыкотерапия | - | - | 1,2 | - |
мягкое рукоделие | - | - | 1,2 | - |
сауна | - | - | 1,2 | - |
кварцевание | - | - | - | 1,1 |
фонетическая ритмика | - | - | - | 1,1 |
музыкальная стимуляция | - | - | - | 1,1 |
музыкально-ритмические занятия |
- | - | - | 1,1 |
бассейн | - | - | - | 1,1 |
стоматологический кабинет | - | - | - | 1,1 |
построение учебного процесса в ритме |
- | - | - | 1,1 |
проветривание | - | - | - | 1,1 |
арттерапия | - | - | - | 1,1 |
рефлексотерапия | - | - | - | 1,1 |
Данные свидетельствуют, что использование почти всех видов здоровьесберегающих технологий в школах значительно выросло. Это, а также рост числа квалифицированных специалистов в школах, оказало положительное влияние на обучающихся и способствовало улучшению их здоровья.
Организация летнего труда и отдыха учащихся
Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей - важная составляющая процесса воспитания детей, их оздоровления.
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
Количество лагерей дневного пребывания |
113 | 102 | 126 | 129 | 139 |
Число отдохнувших в них детей |
16 637 | 15 469 | 15 369 | 15 887 | 16 170 |
% охвата отдыхом в пришкольных лагерях |
21,37 | 21,9 | 23,35 | 24,37 | 26,7 |
Организация работы лагерей с дневным пребыванием осуществлялась на основе образовательных программ, прошедших экспертную оценку. В 2005 году по итогам городского конкурса признан лучшим опыт организации занятости учащихся школ N N 1, 12, 70, 44 (номинация "Эффективность оздоровления"), N N 89, 22, 88 (номинация "Разнообразие форм отдыха"), N N 43, 37, 66, 34, 56 (номинация "Охват летним отдыхом").
Ежегодно при сотрудничестве с вузами интеллектуально одаренные подростки отдыхают и развивают свои интеллектуальные способности в реабилитационном центре "Успех" в летней "Школе творчества".
Следует отметить, что на протяжении двух последних лет организация летнего отдыха и занятости учащихся строится на принципе персонифицированного учета. В школе имеется банк данных по каждому обучающемуся, причем в 2005 г. он сопоставляется с данными межведомственного банка "детей группы особого внимания". Это во многом определяет возможности индивидуального подхода к нуждам ребенка, не позволяет оставить его без контроля на протяжении всех каникул.
Управление по образованию Администрации города Тюмени уделяет большое внимание вопросам организации оздоровления и отдыха воспитанников детских домов, реабилитационных центров, школ-интернатов.
Ежегодно в загородных лагерях и санаториях отдыхают и оздоравливаются до 80% воспитанников. (2002 г. - 71%; 2003 г. - 88%; 2004 г. - 78%; 2005 г. - 78%). Возрос интерес к активному отдыху - туризму, до 25% воспитанников участвуют в походах и поездках, причем смешанными группами из разных учреждений. Воспитанники от 14 лет и старше получают направления для работы в популярные в городе отряды Мэра (2002 г. - 68 детей; 2003 г. - 58 детей; 2004 г. - 40 детей; 2005 г. 46 детей). В 2005 году впервые 4 воспитанника детского дома N 2 работали в Центральном парке, поликлинике, КСК.
Летний отдых, оздоровление и занятость воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Тюмени
N | Наименование учреждения |
2003 год | 2004 год | 2005 год | |||||||||||||||
Кол- во вос- пи- тан- ни- ков |
За- го- род- ные ла- геря |
Са- на- то- рии |
Ту- ризм |
Труд | % | Кол- во вос- пи- тан- ни- ков |
За- го- род- ные ла- геря |
Са- на- то- рии |
Ту- ризм |
Труд | % | Кол- во вос- пи- тан- ни- ков |
За- го- род- ные ла- геря |
Са- на- то- рии |
Ту- ризм |
Труд | % | ||
1. | Детский дом "Содружество" |
34 | 33 | - | - | 97 | 31 | 26 | 10 | - | - | 117 | 32 | 14 | 2 | 5 | 9 | 104 | |
2. | Детский дом N 2 | 46 | 41 | 5 | - | 19 | 141 | 52 | 37 | 3 | - | 24 | 123 | 50 | 38 | - | 18 | - | 114 |
3. | Детский дом N 66 | 62 | 47 | 1 | 10 | 19 | 100 | 59 | 41 | 2 | 10 | 16 | 100 | 54 | 44 | - | 23 | 15 | 100 |
4. | Школа интернат "Горизонт" |
75 | 64 | - | 43 | 20 | 85 | 87 | 60 | - | - | 42 | 68 | 74 | 60 | 2 | - | 24 | 85 |
5. | Итого: | 217 | 185 | 6 | 53 | 58 | 88 | 229 | 164 | 15 | 10 | 82 | 78 | 210 | 156 | 4 | 46 | 48 | 78 |
Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется штатными медицинскими работниками и медицинскими учреждениями города по микроучастку. В учреждениях оборудованы медицинские кабинеты, заведены индивидуальные медицинские карты. Два раза в год проводятся плановые медицинские осмотры.
В учреждениях организовано пятиразовое питание, качество питания отвечает требованиям, натуральные нормы продуктов выполнены на 96 - 98%. Плановая стоимость дето/дня составляет 65 рублей, фактическая больше (д/д "Содружество" - 74 руб.; д/д N 2 - 70 руб.; д/д N 66 - 97 руб; "Горизонт" - 77 руб.).
Специалисты управления по образованию Администрации города Тюмени, АНООДО в системе осуществляют работу по оздоровлению детей, их физическому и психическому развитию в дошкольных образовательных организациях. С этой целью:
- разрабатываются и внедряются оздоровительные программы;
- ведется мониторинг уровня физической подготовленности и физического развития детей; - проводятся массовые городские спортивные мероприятия: спартакиада "Малыш", "Дни здоровья", семейные старты "Папа, мама, я - спортивная семья".
Анализ показывает, что проделанная работа позволяет сохранить здоровье и обеспечивать физическое развитие дошкольников.
Комплексная оценка состояния здоровья детей в АНООДО г. Тюмени
группы здоровья | пропу- щено дней по болезни на 1 ребенка |
|||||
I | II | II | IV | V | ||
01.01.2003 | 1819 12% |
11628 75% |
1776 12% |
60 0,6% |
48 0,4% |
13,5 |
01.01.2004 | 2220 11,8% |
13758 75,5% |
1888 11,7% |
78 0,3% |
45 0,4% |
13,3 |
01.01.2005 | 2202 11,7% |
14596 77,5% |
1909 10,1% |
71 0,4% |
49 0,3% |
12,2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.