Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 26 октября 2006 г. N 2970
Информация
о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 23 июня 2005
года N 2254 "О рекомендациях "круглого стола" по теме: "Проблемы,
задачи, пути создания реальных условий обеспечения занятости
населения Тюменской области"
(Представлена в областную Думу и.о. начальника Управления Федеральной
государственной службы занятости населения по Тюменской области
А.В. Кочановым 6 сентября 2006 года)
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области (за 1-е полугодие 2006 г.) социально-экономическое положение Тюменской области характеризовалось положительной динамикой отдельных показателей. К их числу относятся: рост объемов промышленного производства, продукции сельского хозяйства, увеличение заработной платы работников, рост среднедушевых денежных доходов населения, а также реальных денежных доходов населения.
Вместе с тем имели место и негативные процессы. Отмечалась нестабильность финансовых результатов деятельности организаций. Число прибыльных организаций составило 93,1% в сравнении с показателями соответствующего периода предыдущего года, их доля в общей численности организаций составила 65%. Количество убыточных организаций увеличилось почти на 16%. По состоянию на 1 июля 2006 г. в целом по области просроченную задолженность по заработной плате имели 37 организаций, или 67,3% от общего количества организаций с просроченной задолженностью. За июнь своевременно не получили заработную плату 2,0 тыс. человек. Сумма просроченной задолженности составила 14,4 млн. рублей. Все невыплаты были связаны с отсутствием у предприятий собственных средств. По сравнению с 1-м полугодием 2005 года среднесписочная численность работников уменьшилась на 1 % и составила 424,9 тыс. человек, а без субъектов малого предпринимательства - 336,6 тыс. человек.
Те и другие процессы оказывали влияние на ситуацию на рынке труда и предопределяли обращение граждан в органы службы занятости. В течение 2005 года обратилось в поиске работы 50,8 тыс. человек, из них 32,1 тыс. незанятых трудовой деятельностью, что почти на 17% больше, чем в 2004 году. В первом полугодии 2006 года численность незанятых трудом граждан, обратившихся в центр занятости, составила 90,7% к уровню соответствующего периода прошлого года, т.е. число обращений данной категории граждан снизилось. В их числе 5,5 тыс. человек (35,8%) - это лица, имеющие длительный (более 1 года) перерыв в работе, почти 3 тыс. человек (19,3%) - уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности работников организации, 1,7 тыс. человек (11,4%) - инвалиды и т.д. Причем по сравнению с аналогичным периодом 2005 года число обращений последней категории граждан (инвалидов) увеличилось, двух остальных уменьшилось.
Общая численность граждан, обратившихся в органы службы занятости за 6 месяцев текущего года, составила 3,6% от численности экономически активного населения (662 тыс. человек), в сельской местности - 6,1% (236 тыс. человек).
По состоянию на 1 июля 2006 г. численность зарегистрированных безработных составила 12,6 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель уменьшился на 2,7 тыс. человек, или 17,7%. За период с января по июнь текущего года численность безработных уменьшилась на 1,15 тыс. человек, или 8,4%.
Более 69% безработных граждан проживают в сельской местности.
Уровень регистрируемой безработицы в конце июня составил 1,9% от численности экономически активного населения при 2,3% в июне 2005 года, по сравнению с началом года произошло снижение данного показателя с 2,1% до 1,9%, т.е. на 0,2 процента. В сельской местности уровень безработицы снизился с 4,4% в конце июня 2005 года до 3,7% на аналогичную дату текущего года. В 8 территориях уровень безработицы ниже среднего значения по области. Минимальное значение уровня безработицы (0,5%) отмечено в г. Тюмени, среди сельскохозяйственных районов низкий уровень безработицы (1,2 - 1,3%) зафиксирован в Голышмановском, Викуловском и Ярковском районах. Максимальное значение этого показателя зарегистрировано в Сорокинском районе - 9,4%, а также Тобольском (9,3%) и Армизонском (9,2%) районах. В Тобольском районе за период с января по июнь текущего года обратилось в центр занятости 1,2 тыс. безработных. Такого количества обращений не было ни в одной территории области, исключение составил лишь город Тюмень. Основную часть обратившихся в центр занятости в этих территориях составили лица, имеющие длительный (более 1 года) перерыв в работе (от 53 до70 %). От 10 до 23% приходится на уволенных в связи с сокращением штата работников либо ликвидацией организаций.
Недостаток свободных рабочих мест, отсутствие производства, а в ряде населенных пунктов - вообще каких-либо рабочих мест затрудняет процесс трудоустройства граждан не только на постоянную, но и временную работу и в конечном итоге способствует росту численности безработных.
В составе безработных 65% составляют женщины (в первом полугодии 2005 года - 63%). Около 18% безработных - это молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, их доля снизилась на 2,9 процентов.
По причинам увольнения почти равные доли составляют лица, уволившиеся по собственному желанию и уволенные в связи с сокращением численности работников (соответственно 37,8 и 37,4%).
Как правило, большая часть безработных имеет низкий уровень образования. Более 46% безработных граждан имеет среднее полное общее образование, а есть безработные, которые не имеют даже среднего образования. Безработные, имеющие начальное и среднее профессиональное образование, составляют соответственно 22,6% и 20,8%. Примерно 10% безработных имеют высшее и незаконченное высшее образование.
Немногим более 19% безработных не имеют профессии и стажа трудовой деятельности, 34% - имеют длительный перерыв в работе, около 16% имеют инвалидность.
В целях оказания содействия занятости населения Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Тюменской области разработана и утверждена в федеральной службе по труду и занятости областная программа содействия занятости населения Тюменской области на 2006 - 2008 годы. Кроме того, в целях получения дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию отдельных мероприятий по занятости, специалистами Управления были разработаны две ведомственные программы по временному трудоустройству несовершеннолетних и по организации общественных работ. В результате рассмотрения этих программ в Федеральной службе по труду и занятости к выделенным средствам в начале года добавилось еще около 12 млн. рублей.
В рамках реализации вышеназванных программ за 6 месяцев текущего года было трудоустроено 8,8 тыс. подростков, 2,3 тыс. человек приняли участие в общественных работах, были временно трудоустроены 706 безработных из числа испытывающих трудности в поиске работы, а также 18 выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, впервые ищущих работу. Оказано содействие самозанятости 16 безработным гражданам.
Общая численность трудоустроенных граждан составила 16,9 тыс. человек, в том числе 6,2 тыс. безработных, что почти на 10% превышает показатели за первое полугодие прошедшего года.
В целях увеличения возможностей трудоустройства проведено 45 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в которых приняли участие более 14 тыс. человек. Почти 200 безработных благодаря программе социальной адаптации на рынке труда большая часть из них нашла работу.
На профессиональное обучение был направлен 1051 человек. По сравнению с прошлым годом увеличилась эффективность обучения. После завершения обучения лишь 15 человек (или 2,3% от числа закончивших обучение) вновь были признаны безработными (в первом полугодии 2005 года их было 46 человек).
В текущем году более 26 тыс. человек получили услуги по профессиональной ориентации.
Все проводимые мероприятия способствовали росту уровня занятости населения области, снижению численности безработных. Кроме того, реализация мероприятий по занятости, а также социальная поддержка безработных граждан способствовали сокращению уровня бедности населения. В среднем за месяц пособие по безработице получали 12,3 тыс. безработных, из них 58% - в минимальном размере. Средний размер пособия составил примерно 1 тыс. рублей.
Постановлением Тюменской областной Думы от 23.06.2005 N 2254 были одобрены рекомендации "круглого стола" по теме: "Проблемы, задачи, пути создания реальных условий обеспечения занятости населения Тюменской области". В рамках указанных рекомендаций, предложенных Управлению Федеральной государственной службы занятости по Тюменской области, была проделана значительная работа.
1. В 2005 году специалистами Управления разработана методика оценки деятельности центров занятости населения, в соответствии с которой 2 раза в год центры занятости сопоставляются по ряду основных показателей их деятельности. Делаются расчеты затрат на 1 безработного и экономической эффективности от трудоустройства граждан.
Расчеты экономической эффективности от трудоустройства граждан на постоянную и временную работу показали, что срок окупаемости средств, затраченных на безработных граждан в первом полугодии 2006 года, составил 11,5 месяцев. Это означает, что каждый трудоустроенный службой занятости безработный возвращает государству затраченные на него средства через 11,5 месяцев. По данным за 2005 год срок окупаемости средств составлял 14,4 месяца.
2. Вся деятельность органов службы занятости широко освещается в средствах массовой информации. Публикуется также информация о потребности области в специалистах. Информация о спросе и предложении рабочей силы на рынке труда ежеквартально представляется в департаменты: экономики, социального развития, образования и науки. С департаментом образования и науки согласовываются объемы и профили обучения, а также департаменту доводятся сведения о ситуации на рынке труда. Немаловажную роль в информировании населения играет проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, а также оказание профориентационных услуг, в частности для старшеклассников и выпускников школ. Сформирован и действует областной, региональный (по УрФО) и общероссийский банки вакансий для трудоустройства граждан в другой местности с предоставлением жилья, а также для работы вахтовым методом. Федеральной службой по труду и занятости разработана форма "Кандидат", по которой территориальные органы службы занятости направляют в общероссийский банк вакансий сведения о кандидатах для замещения иностранных работников российскими.
3. Совершенствование системы непрерывной подготовки молодежи осуществляется путем оказания населению услуг по профессиональной ориентации и переподготовке безработных граждан. В отчетном периоде были оказаны профориентационные услуги 6,5 тыс. учащихся образовательных учреждений, в том числе 671 выпускнику этих учреждений.
На профессиональное обучение было направлено 688 человек из числа молодежи в возрасте от 16 до 29 лет, что составляет 65,5% от общего числа направленных на обучение граждан. В течение полугодия 429 человек этой возрастной категории закончили обучение, из них 357 человек (83,2%) по рабочим профессиям. Кроме того, закончили обучение 55 специалистов. В числе направленных на обучение было 64 несовершеннолетних подростка в возрасте 16-17 лет. Из числа лиц, проживающих в сельской местности, были направлены на обучение 541 человек (51,5% от общей численности направленных на обучение). В сельской местности обучение ведется, как правило, под конкретные рабочие места.
4. В целях совершенствования федерального и областного законодательства в сфере занятости населения Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Тюменской области подготовлены 2 предложения по внесению изменений в действующее законодательство:
1) обратиться с предложением в Правительство области о внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в части статей 2, 3, 4, касающихся граждан, имеющих паи на праве собственности, личные подсобные хозяйства, а также граждан, для которых любой вариант работы является подходящей;
2) обратиться с предложением в областную Думу о внесении изменений в Закон Тюменской области "Об ответственности за отдельные виды правонарушений" в части нарушения работодателями статьи 25 Закона РФ "О занятости населения в РФ", содержащей положения о предоставлении информации в центры занятости населения о наличии вакантных мест".
Данные предложения были отражены в перечне мероприятий по стабилизации ситуации на рынке труда Тюменской области, направленных в адрес заместителя Губернатора Тюменской области Н.А. Шевчик (исх. N 1153-01 от 06.07.2005 г.).
Во второй раз Управление Федеральной государственной службы занятости населения по Тюменской области обратилось к заместителю Губернатора области с просьбой высказать мнение о дальнейшей работе Управления над проектами нормативно-правовых актов. В Правительство области представлены предложения о внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О занятости населения в РФ" с пояснительной запиской. Кроме того, подготовлен проект постановления Правительства Тюменской области "О порядке предоставления работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест органам федеральной государственной службы занятости населения" с приложением в виде таблицы "Сведения о потребности в работниках" (исх. N 1676-06 от 24.10.2005).
5. Информирование населения о состоянии рынка труда осуществляется через СМИ. За 6 месяцев 2006 года опубликовано 388 статей, показан 31 сюжет на телевидении, по радио прозвучало 94 передачи, информационный материал регулярно размещался в сети Интернет. С периодичностью 1 раз в месяц Управление выпускает информационный вестник "Человек. Труд. Занятость" тиражом 999 экземпляров. Специалисты службы занятости принимают участие в заседаниях "круглых столов", пресс-конференциях, прямых радио- и телепередачах "От первого лица", "Работа - что надо", "Прямая линия". Ежеквартально издается информационный бюллетень, один раз в полугодие проводится мониторинг регистрируемой безработицы, которые направляются в подразделения Правительства области, главам всех муниципальных образований, в областную Думу, Областной совет профсоюзов и другие подразделения Управления федеральной государственной службы занятости населения по Тюменской области (всего направляется до 90 экз.).
6. По итогам 2005 года сделан подробный анализ ситуации на рынке труда в сельскохозяйственных районах в разрезе каждого населенного пункта. Издана брошюра и направлена во все заинтересованные инстанции.
7. Перечень профессий, востребованных на рынке труда, печатается в вестнике "Человек. Труд. Занятость", газете "Заработай" и других изданиях.
8. Порядок размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг по реализации мероприятий для содействия занятости населения в территориальных органах утвержден приказом Федеральной службы по труду и занятости. По этой причине не представляется возможным внести изменения в порядок проведения конкурсов на государственный заказ, предусмотрев как обязательное условие участия в конкурсе наличие у предприятия договора о квотировании рабочих мест.
9. Форма, предусматривающая сведения о перспективной потребности в кадрах на 5-летний период, разрабатывалась Тюменским государственным университетом по заказу (договору) бывшего Управления по труду в рамках программы "Государственная поддержка улучшения демографической ситуации и развития трудовых ресурсов на территории Тюменской области до 2010 года" в 2004 году и была передана на рассмотрение в областной комитет государственной статистики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.